Конспект урока по развитию речи с неговорящим ребенком

Конспект урока по развитию речи с неговорящим ребенком thumbnail

Конспект индивидуального занятия

(с неговорящим ребенком)

Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, закрепление звукоподражаний.

Цель: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности.

 Задачи:

  • развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (губ, языка), мимическую выразительность по подражанию за взрослым;
  • развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений и заданий по инструкции и показу взрослого;
  • формирование предпосылок для развития активной речи; расширение, уточнение и активизация пассивного словаря посредством использования в речи слов-действий, слов-названий;
  • развитие понимание речи взрослого (умение выполнять словесную инструкцию), понимание косвенных вопросов (покажи ..)
  • развитие просодических компонентов: силы голоса (тихо-громко) и модуляции голоса (высоко-низко)
  • формирование мыслительных операций: развитие наглядно-действенного мышления;
  • воспитание интереса к совместной деятельности.

Оборудование:

Игрушка КУКЛА

Массажный мячик СУ-ДЖОК

Игрушки-символы:  Лягушка, слон, змейка, лошадка, цветы (2)

Картинки для звукоподражаний гласных звуков.

Картинки для стихотворения: старичок, паук, стрекоза.

Сенсорная тропинка

План:

1.Орг.момент.

Здравствуй, Лена.

2. Введение в тему. Сообщение темы.

Вызвать  положительные эмоции  и интерес к предстоящей деятельности:

Садись поудобнее…

Мотивация на предстоящую деятельность 

Логопед. Что делают глазки? (Смотрят и все видят.) Что делают ушки? (Слушают и все слышат.)

-Раз, два, три!

Слушай и смотри.

Три, два, раз!

Мы начнем сейчас.

— Сегодня к нам пришла кукла Маша. Она хочет с тобой поиграть. Давай ей покажем как мы умеем играть с ладошками.  Игра «Ладушки»

Рассмотрим картинку:

–Это  семья. Вот папа, мама, дочка Катя, бабушка, дедушка, сын Коля. Посмотрите внимательно на картинку и покажите, где мама, папа, дочка, сын, бабушка, дедушка.

3. Основная часть занятия.

Массаж рук массажным мячом.

Выдаётся массажный мяч ребенку и взрослому, выполняется комплекс  «Разминка» (по методике Крупенчук):

побудить ребенка к повтору  движений за взрослым за взрослым

Мячик сильно по сжимаю и в ладошке подержу.1,2,3.

Здравствуй мой любимый мячик,

Скажет утром мячу пальчик «привет-привет-привет».

Крепко мячик обнимаю, никуда не выпускаю.

Два козленка мяч бодали и другим козлятам дали.

По-столу круги катаю, мяч из рук не выпускаю…

Взад-вперед качу его, вправо-влево, как хочу…

Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец..

Мячик мой не отдыхает все по пальчикам гуляет…

Молодец, Лена! Кукле очень понравилась наша разминка.

— А сейчас, садись поудобнее я поглажу твое личико.

Массаж лица и пассивная артиктикуляционная гимнастика

(по методике Крупенчук,Воробьевой)

Грабельки сгребают

Все плохие мысли.

Ушки растираем

Вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем,

Тянем вниз за мочки,

А потом уходим

Пальцами на щёчки.

Щёчки разминаем,

Чтобы надувались.

Губки разминаем,

Чтобы улыбались.

Мы теперь утятки –

Клювики потянем,

Разомнем их мягко,

Не задев ногтями.

Уголками губ мы

Щёчки поднимаем,

А потом от носа

Вниз к губам стекаем

Губки пожуем мы

Шарики надуем

И губами вправо -влево

Потанцуем.

Мы язык за губу Заворачиваем,

Кулачком по губе

Поколачиваем.

За другую губу

Заворачиваем

И другим кулачком поколачиваем.

Тянем подбородок

И к ушкам щипаем,

А потом по шейке

Ручками стекаем.

Граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам – 2

Растирание ушных раковин по краю снизу вверх или сверху вниз.

Нагибание ушных раковин кпереди – 3, оттягивание вниз за мочки – 4.

Пальцы перебегают на щёчки.

Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями — 5

Большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю,  а потом верхнюю губу – 6

Вытягивание обеих губ вперед

Большие и указательные пальцы разминают обе губы — 7

Средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта – 8.

Спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам.

Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот – 10; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух.

Указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу/врозь друг другу — 11

Язык под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе -12

Язык под нижней губой и поколачивание кулачком по нижней губе -12

Разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам -14.

Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами.

Точечный массаж «Здесь живет»

Здесь живет Хмурилка, (точка на переносице)

Здесь живет Дразнилка, (точка внизу на крыльях носа)

Здесь живет Смешилка, (точка на подбородке)

Здесь живет Страшилка, (потянуть за мочки уха вниз)

Это носик Бибка! (нажать на кончик носа)

Где твоя улыбка? (улыбнуться, потянуть губки за уголки рта

4. Дыхательная гимнастика «Мыльные пузыри»

5. Артикуляционная гимнастика комплекс «Зоопарк» 

(по методике Кислицыной) в сочетании с вокально-голосовыми  и дыхательными упражнениями.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он широко открывал свои двери (рот ,губы) и громко зевал:

-А-А-А-А-а-а-а-а! (2-3 раза).

Затем выглядывал в окошко (язычок на губке), смотрел направо, затем налево – нет ли по близости кого-нибудь, потом вверх на солнышко и вниз на всякий случай. И только потом отправлялся гулять. Вот и сейчас, наш язычок

отправился на прогулку и встретил лягушку.

Упр. «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам,

тянем губы прямо к ушкам.

Вокализация: И-и-и-и-и-и-и.(3-4 раза)

Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, стоит огромный слон с большущим хоботом.

Упр. «Слоник»

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

Вокализация: У-у-у-у-у-у-у. (3-4 раза)

Засмотрелся язычок на слоника и не заметил, как споткнулся о какой-то длинный шланг. Оказалось, что это вовсе не шланг, а маленькие змейки.

Упр. «Змейка».

Подражаю я змее с ней я буду наравне,

Высуну язык и спрячу только так, а не иначе. (3-4 раза)

Но вот откуда не возьмись, прискакала лошадка, и так язычку захотелось прокатиться, что он тут же  сел  на лошадку и поскакал.

Упр. «Лошадка»

Язычком пощёлкай громко-

стук копыт услышишь звонкий.

Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал дальше, бежит и видит, сидят 2 медведя: один большой, другой маленький и нюхают цветочки:

Дыхательное упр-ние:

Вдох носом выдох ртом с восклицанием (громко-тихо в соответствии с исполняемой ролью):

-Ах! – ах,

— Ох!- ох,

— Эх!- эх,

— Ух!- ух.

Загулялся язычок, как вдруг вспомнил, что пора уже идти домой. И пошёл.

На этом  наша прогулка тоже окончена.

6. Имитация и звукоподражание. Вызывание звуков (символы звуков по Фомичевой)

А теперь давай расскажем  веселое стихотворение.

Стихотворение «Веселый старичок» Д.Хармса

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Да-да-да

До-до-до

Де-де-де

Да Бух-бух!

Бу-бу-бу

Да би-би-би

Динь-динь-динь

Да тюх-тюх!

Раз, увидя, паука,

Страшно испугался,

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

Хи-хи-хи

Да ха-ха-ха

Хо-хо-хо

Да га-га!

Ги-ги-ги

Да га-га-га

Го-го-го

Да буль-буль!

А увидя стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

Гы-гы-гы

Да гу-гу-гу

Го-го-го

Да бах-бах!

Ой, ребята,

Не могу!

Ой, ребята,

Ах, ах!!!

7. Обогащение словаря по теме «Семья». Упражнение “Покажи, где мама” (по семейным фотографиям и сюжетным картинкам). Задается вопрос кто большой? (папа) А кто маленький? (сын) и т.д.

8. Игра «Кого не стало». По картинкам моя семья.

Читайте также:  Статья о внутриутробном развитии ребенка

9. Подведение итогов занятия

 Лена,  ты сегодня молодец!!! Тебе понравилось, как мы играли? Кто к тебе пришел в гости?

Кукле понравилось у нас в гостях.

Источник

Клебанова Мария Александровна
Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком (ЗРР, моторная алалия) 3–4 лет

Данный материал может использоваться для занятий с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи на начальных этапах работы.

Цель занятия: развитие активной подражательной речи (гласные звуки, звукоподражания)

Коррекционно-образовательные задачи:

— развивать активное воспроизведение гласных звуков и рядов;

— учить выполнять инструкции логопеда;

— развивать слухоречевую память;

— развивать фонематический слух (подготовительный этап);

— формировать направленную воздушную струю;

— уточнять и обогащать пассивный (номинативный) словарный запас по теме «Животные».

Коррекционно-развивающие задачи:

— развивать неречевые психические процессы (мышление, память, внимание);

— развивать мелкую моторику, ручной и артикуляционный праксис.

Коррекционно-воспитательные задачи:

— воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям, познавательный интерес.

Оборудование: фигурки животных, ватные шарики, геометрический счетный материал, фигурные палочки для канапе, карточки с изображением животных.

Ход занятия:

1. Орг. момент: Здравствуй, Аня. Посмотри, кто у нас сегодня на занятии! Это ки-са! Как киса говорит? (Мяу). А это пёс. Как пёс говорит? (Ав). А это? Мышь. Как мышь пищит? (Пи)

Давай поиграем с ними сегодня.

2. Развитие фонематического слуха. Игра «Кто пришёл?»

Логопед: Послушай, как киса стучит: /-/.

А пёс так: //-/

А мышка так: //-//.

Угадай, кто так постучал.

(Логопед отстукивает ритм, ребенок угадывает, кто это)

3. Дыхательная гимнастика «Птенчики».

Логопед: Что у меня в руках? (Ва-та).

Давай я сделаю из нее птенчиков. (Логопед катает из ваты два маленьких шарика)

Смотри, птенчики живут в гнезде. Сделай такое же гнездо.

(Ребенок складывает ладони «лодочкой».)

Птенчики хотят летать. Давай им поможем. Дуй.

(Сначала ребенок делает слабый выдох — птенчики боятся, теперь сильный — птенчики научились летать)

Упражнение повторяется 3-4 раза.

Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком (ЗРР, моторная алалия) 3–4 лет

4. Развитие артикуляционного праксиса. Игра «Угадай кто?»

Логопед предлагает ребенку посмотреть на палочки (для канапе) и запомнить фигурки.

Логопед: Теперь закрой глаза, открой рот и язычком оближи фигурку. Потом открой глаза и догадайся, кто это был?

(ребенок выполняет действие и выбирает из 3 фигурок нужную)

Конспект урока по развитию речи с неговорящим ребенкомКонспект урока по развитию речи с неговорящим ребенком

5. Физминутка (развитие ручного праксиса)

Кулачок-ладошка

Мы ползем как кошка!

(Ритмично сжимаемразжимаем кулачки на столе — сначала обе руки вместе, затем попеременно)

6. Воспроизведение рядов гласных (логоритмика):

Логопед: Посмотри и сделай как я:

— Руки вверх — А, руки в стороны — У, руки вниз — И

(Важно повторение сразу трех звуков с движениями)

— Молодец!

— Теперь давай построим дорогу для кисы. Она пойдет домой. Помоги ей.

(Логопед начинает выкладывать геометрические фигуры на столе в последовательности: круг, квадрат, треугольник. Ребенок продолжает эту цепочку)

Логопед: Теперь ставь киску на фигурку и произноси звуки: круг-А, квадрат — И, треугольник — У.

(Ребенок запоминает последовательность, перемещает фигурку, одновременно произнося звуки: А, И, У)

— Молодец! Дом! Ки-са до-ма!

Конспект урока по развитию речи с неговорящим ребенком

7. Развитие слухоречевой памяти:

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, с изображением животных (кошка, мишка, собака, заяц, слон, мышка).

Логопед: Дай мне:

— Собаку и зайца

— Кошку и мышку

— Слона, мишку и кошку и т. д.

8. Итог занятия.

— Как же мы здорово с тобой поиграли! Давай скажем нашим животным: Пока! (ребенок показывает жестом, либо произносит)

Ты придешь еще поиграть? (Да)

Источник

Комплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста» адресована детям в возрасте от 3-х до 7 лет.

Предусматривает:

  1. Развитие активной речи до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов: названий членов семьи, частей тела и лица, употребление звукоподражаний, относящихся к домашним и диким животным, к транспортным средствам;

  2. Различение парных картинок, отличающихся по внешним признакам,

  3. Различение картинок животных, птиц и их детенышей, Понимание действий и признаков предметов;

  4. Различение цвета, формы и величины предметов;

  5. Выделение одной игрушки из нескольких;

  6. Развитие конструктивного праксиса;

  7. Закрепление усвоенных ранее артикуляционных движений;

  8. Рисование простых геометрических фигур, закрашивание их, штрихование, обведение трафаретных фигур.

Занятие № 1. Лексическая тема «Семья».

  1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья. (поочередно гладить пальцы от основания к кончику, начиная с большого на обеих руках по очереди).

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй в мячик с мальчиком» (подуть на бумажный мячик).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Семья» Папа, мамочка и я — вместе дружная семья. Папа улыбается, мама улыбается, улыбаюсь я (широко улыбнуться, обнажив зубы). Папа удивляется, мама удивляется-удивляюсь я. (поднять брови, губы сложить как при произнесении звука (о). Папочка ругается, мамочка ругается (погрозить указательным пальцем, нахмурить брови, губы поджать). Извиняюсь я (сделать виноватое лицо, закусить нижнюю губу).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Рассматривание сюжетной картинки «Семья». — Покажи маму, папу, дедушку, бабушку, мальчика, девочку.

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Ребенок называет членов семьи (мама, папа, баба, дед, сын, дочь.) Затем логопед задает вопросы: Кто маленький? (сын, дочь). Кто большой? ( мама, папа, баба, дед). Мама какая? И т. д. Кто стоит? Кто сидит? Кто играет? Кто рисует? Кто готовит? (ответы ребенка).

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ): Игра «Кто убежал?» (по картинкам членов семьи).

7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Угадай, кто говорит?» (компьютерная программа «Учимся говорить правильно»)

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Логопед: У кого красная кофта, зеленое платье?

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: нарисуем маму.

Занятие № 2. Лексическая тема: «Домашние животные».

  1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: Все пальцы « скачут» по столу: По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки:

Цок-цок-цок, цок-цок-цок,

Скачет резвый табунок.

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй с котенком» (сдуть бумажный бантик).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Кошка» Кошка очень любит молоко, она лакает его из блюдца вот так: высунуть изо рта широкий язык и совершать им лакательные движения. Кошка молоко лакала, после ротик облизала (круговым движением языка облизать губы). Умылась кошка и пошла на охоту. Возле норки лежит, мышку в норке сторожит. Вылезет мышка из норки, а кошка ее хвать и поймает. Вот так… (губы в улыбке, медленно высовывать изо рта заостренный кончик языка, затем прикусить язык зубами). Кошку Мурку мы похвалим, бантик розовый подарим. Вот такой… (открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть в виде горки и выкатить изо рта наружу, затем прикусить язык).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Найди пару» (по 2 разных игрушки коровы, кошки, собаки, лошади, свиньи).

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Назвать домашних животных — киса, авка (собака), конь. Игра «Помоги детенышу найти свою маму». Логопед: На лужайке гуляли детеныши домашних животных и заблудились. Как позовет котенок свою маму? (если ребенок затрудняется, то дать образец звукоподражания).

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): сложить разрезную картинку домашнего животного.

Читайте также:  Развитие ребенка как объекта педагогики

7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Кто как голос подает?» В деревне живут разные домашние животные: лошадь ,собака, корова и т. д. Все они поют свои любимые песенки. Угадай, кто поет? (Му, и-го-го, бе, хрю-хрю) и т. д. (с игрушками) или компьютерная игра «Учимся говорить правильно. Скотный двор».

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: по картинкам животных и их детенышей. Логопед: покажи, кто большой, а кто маленький.

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: раскрашивание картинки «котенок».

Занятие № 3. Лексическая тема: «Дикие животные».

1.​ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке, Продает свои орешки. (правой рукой загибать по очереди пальцы на левой, а затем наоборот) Лисичке-сестричке, воробью, синичке, Мишке косолапому и заиньке усатому.

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Звери пошли гулять» (подуть на бумажных зверей).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «В лесу» Побывали мы в лесу, повстречали там лису. У лисы мордочка острая длинная, вот такая… (вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд). Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал реветь (длительно произносить звук (э), при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед). Услыхал его зайчишка и стал грызть корень — кочерыжку (поднять верхнюю губу, пощелкать зубами). А по веткам скок-поскок, белка — рыженький зверек. Угостим ее орешком. Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а потом за другую. Вот так… ( кончиком языка упираться то в правую, то в левую щеку, оттопыривая ее изнутри).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Где мишка?» и т. д. (ребенок показывает игрушку).

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: (Мишка, волк, лиса).

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): «Четвертый лишний» (по картинкам или игрушкам диких животных + игрушка, не относящаяся к диким животным).

7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Кто как играет?» Мишка играет на барабане «бом-бом, зайчик играет на дудочке «ду-ду!», лиса играет на пианино «ля-ля». Угадай, кто играет: ду-ду, ля-ля, бом-бом? (следует показывать и звуки и движения).

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Спрячь игрушку в ладошках» на формирование представлений о величине. (большая и маленькая белка).

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: штриховка медвежонка.

Занятие № 4. Лексическая тема: «Настольный театр «Репка».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Огород» Приглашаем народ (сделать руками жест к себе), Заходите в огород (развести руки в стороны перед собой), Проходите между гряд (указательные и средние пальцы как ножки, «шагают» по столу), Там огурчики лежат (сложить пальцы в форме овала), Помидоры висят (сложить пальцы в форме круга), Прямо в рот хотят. Рядом зреет репка (сложить пальцы в форме сердечка). Ни густа, ни редка. Наберем мы овощей (округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи).

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ.

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Репка» Вот репка (изобразить сердечко руками). Мы кусочек откусили (пощелкать зубами, широко открывая и закрывая рот). Пожевали: та-та-та («пожевать зубами кончик языка, приговаривая та-та-та). Проглотили: «ам» (произнести звукоподражание, широко открывая рот). Очень вкусно (почмокать губами). Ароматно (поднести ладони к лицу, глубоко вдохнуть, затем выдохнуть, произнося «ах»). Удивительно приятно! (облизать губы круговым движением языка).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Логопед: Кто посадил репку? (покажи). Кого позвал дед на помощь? (покажи) и т. д. (вопросы задаются после рассказывания сказки логопедом).

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: повторить названия персонажей сказки по образцу логопеда: дед, баба, Аня, авка, киса, мышка.

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): игра «Кто убежал?» (персонажи сказки).

7. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Логопед: выбери фломастер такого же цвета, как репка (из нескольких).

8. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование репки.

Занятие № 5. Лексическая тема: «Настольный театр «Теремок».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Вышел зайчик погулять» Раз,два, три, четыре, пять (хлопать в ладоши). Вышел зайчик погулять. (изобразить зайчика: сжать кулак, выставив из него указательный и средний пальцы — это ушки). Вдруг охотник выбегает, (указательный и средний пальцы «бегут» по столу как ножки), Прямо в зайчика стреляет! (кистью правой руки изобразить ружье: выставить из кулака указательный палец и совершить несколько «выстрелов»). Пиф-паф, ой-ой-ой. Убегает зайчик мой (указательный и средний пальцы скачут по столу).

2. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «В лесу» Были мы в лесу. Видели за елкой пробегали волки. Зарычал волчище — показал зубищи (длительно произносить звук (ы), рот открыть, зубы оскалить, губы выдвинуть вперед рупором). А потом клыками: щелк, чтобы знали, кто здесь волк (пощелкать зубами). Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал реветь (длительно произносить звук (э), губы слегка выдвинуть вперед). Услыхал его зайчишка. Задрожал в кустах трусишка. Он сидит и еле дышит, Даже ушком не колышит (вдох через нос, выдох через рот).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: После рассказывания логопедом сказки ответы на вопросы: Кто первый пришел в теремок? Кто пришел за мышкой? и т.д.(покажи).

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: называние персонажей сказки по вопросу логопеда «Кто это?»

6. Упражнение на развитие речевого дыхания: «Разбежались звери из теремка» (сдуть бумажных зверюшек из бумажного домика).

7. РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА: строительство из кубиков или простого конструктора нового теремка для зверей.

8. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Помоги зверюшкам попасть в теремок». Мышка должна постучать вот так: ТУК-ТУК, зайчик — ТУК-ТУК-ТУК, лисичка- ТУК- тук- тук.( большими буквами — громко, маленькими- тихо). Угадай, кто стучит? (взрослый изображает как стучали звери).

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование теремка.

Занятие № 6. Лексическая тема: «Игрушки».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Заводная машинка» Совсем не нужен ей водитель («крутить» в руках воображаемый руль). Ключом ее вы заведите (указательный палец левой руки – «ключик» — вставить в «замочек» — кулак правой руки — и сделать несколько поворотов). Колесики начнут крутиться (обеими руками изобразить колесики, сложив пальцы в виде колечек), Поставьте и она помчится: (положить на стол слегка выгнутые кверху ладони и двигать ими по столу). Би-би-би!

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй со щенком» (подуть на бумажный мячик).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Игрушки» Таня с куклою играет. Кукла «мама» повторяет (по слогам, широко открывая рот, несколько раз произнести слово «мама»). Буратино улыбается, Даже если удивляется. А улыбка до ушей, Хоть завязочки пришей. (несколько раз широко улыбнуться). Вот воздушные шары. Шары большие, надувные. Вот такие… (надуть щеки и подержать их так несколько секунд). Стала Танечка играть, Куклам шарики кидать. Буратино шар поймал, Только носом шар порвал. (надуть щеки, а затем стукнуть по ним кулачками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу). Шарик лопнул: «ой-ой-ой!» Стал совсем-совсем худой! (из ротовой полости всосать в себя воздух и втянуть щеки внутрь). Посадила Таня Буратино на лошадку. Начал быстро он скакать, Его лошадь не догнать (цокать языком).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Поручение» (учить находить названную игрушку среди 2-3 игрушек (инструкции : покачай, покорми, дай…) Игрушки: собачка — кукла, Машина — собачка — кукла, лошадка — машина — собачка и др.

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: побуждать ребенка к повторению звукоподражаний, относящихся к данным игрушкам (би-би, ав-ав, и-го-го и др).

Читайте также:  Росток условия и методика развития ребенка

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): Игра «Чего не стало?» с этими игрушками.

7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Колокольчики» Большой колокольчик поет вот так: дон-дон, Маленький: динь-динь, Средний: динь-дон. Угадай, кто поет (перечислить). Или компьютерная игра «Учимся говорить правильно. Колокольчики».

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Наоборот» (по 2 одинаковых игрушки, но разных размеров). Логопед: «Где пирамидка большая, а где маленькая? И т.д.

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование колокольчика (треугольник с палочкой).

Занятие № 7. Лексическая тема: «Транспорт».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Транспорт» — автобус, троллейбус, машина, трамвай. О них ты на улице не забывай. В морях корабли, ледоколы, суда. Они очень часто заходят сюда. (соединять с большим пальцем все остальные по очереди).

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Помоги машинам разъехаться» (подуть на бумажные машинки, прикрепленные к нарисованной «улице»).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Какой бывает транспорт» Посмотрите: самолет отправляется в полет. Самолет летит, гудит, смелый летчик в нем сидит (прикусить широкий кончик языка и длительно произносить звук (л). Ну а это парашют. Вниз нас спустит в пять минут (высунуть изо рта широкий кончик языка в виде чаши и подуть на ватку на носу). По шоссе спешат машины, мотоциклы (подуть на губы, вызывая их вибрацию со звуком, напоминающим работающий двигатель). По железной дороге мчаться поезда (высунуть изо рта длинный узкий кончик языка, а затем убрать его). Путь проделали большой и приехали домой.

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Рассматривание парных картинок» (учить ребенка находить картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним признакам — транспортные средства).

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Учить называть транспортные средства: машина, автобус, поезд, лодка, трактор и др.

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): Игра: на столе выставлены 2-4 игрушки транспортных средств. Ребенку дается время их внимательно рассмотреть. Потом игрушки убираются в общую с другими игрушками коробку. Ребенок по памяти ставит те игрушки, которые были выставлены на столе.

7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Транспорт» — Давай послушаем звуки разных машин: У-у-у — самолет, Би-би — машина, Ту-ту — поезд. Что ты услышал? Произнести звукоподражания. (или компьютерная игра «Учимся говорить правильно: «Транспорт»).

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Найди свое место» — транспортные средства (игрушки) нужно поставить в свой гараж (по цвету).

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: Рисование гаража ( домик — квадрат, крыша — треугольник).

Занятие № 8. Лексическая тема: «Домашние птицы».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Петушок» Идет петушок (указательный и средний пальцы идут по столу, как ножки.) Набок гребешок (указательный палец касается большого — получается «клюв». Остальные пальцы округлены веером и подняты вверх- это «гребешок»). Красная бородушка (потереть пальцы обеих рук друг о друга), Масляна головушка (потереть большие пальцы обеих рук об остальные).

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: Игра «Помоги утенку догнать маму-утку». (бумажное пособие для развития дыхания «Утка с утенком»).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «На птичьем дворе» Летом Таня была у бабушки в деревне. Там она увидела много домашних птиц. Утром ее будил голосистый петух (произнести «кукареку»). Кричат уточки с утра – кря-кря-кря, кря- кря-кря. (улыбнуться и произнести звукоподражание). Следом курочки в окно ко-ко-ко, ко-ко-ко. (вытянуть губы трубочкой и произнести звукоподражание). Наши гуси у пруда га-га-га, га-га-га.(произнести звукоподражание, широко раскрывая рот). А индюк всех распугал: бал-бал-бал, бал-бал-бал (болтушка). А вот выбежали цыплятки — малые ребятки, ротик открывают, а как клевать — не знают (открывать и закрывать рот). Давай покажем цыплятам, как клевать. (вытянуть губы трубочкой и указательными пальцами сдавить их слева и справа к центру).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Кто мама?» — учить различать и показывать: утка — утенок, курица — цыпленок и т.д.

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Отгадывание загадок. Он носом в землю постучит. Взмахнет крылом и закричит. Кричит он даже сонный. Крикун неугомонный. (петух). Квохчет, квохчет, Детей созывает, Всех под крыло собирает. (курица) Закричу я га-га-га, Налечу я на врага. А когда я обозлюсь. Больно за ноги щиплюсь (гусь). По водичке плавает, Громко крякает (утка).

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление).

7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Домашние птицы» Угадай, кто кричал? (произнести звукоподражания) или компьютерная игра «Учимся говорить правильно: «На птичьем дворе».

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Голодные цыплята». Логопед: Нужно накормить цыплят червячками такого же цвета (бумажные желтые цыплята и червячки разного цвета).

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: штриховка «Цыпленок».

Занятие № 9. Лексическая тема: «Человек- части тела».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Рисуем человечка» Точка, точка, запятая, (указательным пальцем на столе это нарисовать), Вышла рожица кривая (нарисовать ротик в виде дуги), Ручки, ножки (нарисовать это указательными пальцами в виде полос), огуречик (нарисовать овал), Получился человечек.

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Дети катаются с горки» (бумажное пособие для развития дыхания: нарисована горка, к ней ниточками прикреплены фигурки детей на санках).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Водичка- водичка» Водичка-водичка, Умой мое личико (потереть лицо ладонями), Чтобы глазки блестели (потереть глаза кулачками), Чтобы щечки краснели (потереть ладонями щеки), Чтоб смеялся роток (широко улыбнуться) И кусался зубок (пощелкать зубами).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Давай умоемся»: уточнить понимание слов, обозначающих части тела, части лица.

5.РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: чтение потешки «Вот люди спят». Ответы ребенка на вопросы логопеда: Кто это? Что делают люди? Какие люди спят?

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): логопед показывает 2-3 картинки из общей стопки, затем он раскладывает все приготовленные картинки, а ребенок должен показать те картинки, которые ему были предъявлены вначале (изображения людей).

7. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: собирание матрешки.

8. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование человечка.

Занятие № 10. Лексическая тема: «Овощи».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Пирожки» Испекли всем пирожки (хлопать одной ладонью по другой), Мышонку с картошкой (соединить большой, средний и безымянный пальцы в виде мордочки мышонка), Зайчонку с морковкой (отставить указательный и средний пальцы, а остальные сжать в кулачок), Котенку с капустой (указательный палец и мизинец отставить, остальные плотно соединить). Ешьте, будет вкусно.

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: Игра «Сдуй лишние овощи» (бумажное пособие «Зайчик с морковкой» + на ниточках — лук, помидор).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Сладко и горько» Как зайчишка, ловко погрызем морковку. (улыбнуться, пощелкать зубами). А того, чьи зубки крепки, Угостим мы спелой репкой (надуть щеки), Выросла у нас на грядке Круглая да сладкая (улыбнуться). Можно губки облизать (облизать губы). И спасибо всем сказать. А бывают овощи горькие. Это лук и чеснок (поморщиться).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: показ овощей на картинках.

5.РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: называние овощей ребенком.

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): игра «Чего не стало?» (резиновые игрушки овощей).

7. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Отбери овощи» (по цвету, форме, величине).

8. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: обведение овощей по трафарету.

Источник