Конспект развития ребенка с дцп
Конспект занятия для детей с ДЦП
Занятие. «Части тела и лица»
Цель занятия: развитие познавательной сферы и двигательной активности детей с ДЦП.
Задачи:
Развитие речевой активности;
Обогащение словарного запаса детей;
Развитие устойчивости и концентрации внимания;
Развитие мелкой и крупной моторики рук;
Снятие гипертонуса мышц;
Развитие двигательных навыков;
Развитие конструктивногопраксиса;
Формирование графических навыков;
Развитие творческих способностей, навыков рисования.
Необходимый материал:
Бланки к упражнению «Путаница», «Веселые лица»
Магнитная доска, набор магнитных деталей «Буратино»;
Гимнастический шар;
Цветные карандаши.
Вариант 1.
Ход занятия
Приветствие
Ладошки «вверх» (ладони поворачиваем «вверх»)
Ладошки «вниз» (ладошки поворачиваем «вниз»)
Ладошки «набок» (ладошки ставим «стеночками»)
И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)
Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)
И «здравствуйте!» — сказали (поздороваться)
Основная часть
Упражнение «Это я»
Этап 1. Ребенку предлагается собрать части лица на схематичное изображение лица (добавить глаза, нос, губы, щеки).
Этап 2. Ребенку предлагается показать части своего лица, а далее выполнить упражнение по подражанию.
Глазами мы видим,
Ушами мы слышим,
А носом курносым
Мы нюхаем, дышим.
Нам губы даны
Для улыбки широкой,
А вот для чего нам
Румяные щеки.
Упражнение «Веселые лица»
Ребенку предлагается дорисовать нос и волосы там, где их не достает.
Упражнение «Собери Буратино»
Этап 1. Ребенку предлагается собрать фигуру Буратино на магнитной доске из частей игрушки.
Этап 2. Показать, где у него живот, ноги, руки и др.
Упражнение «Катание на мяче»
Ребенку предлагается лечь животом на большой шар. Педагог в этот момент покачивает ребенка.
Упражнение «Пяточка и носочек»
Все рассмотрим по порядку (похлопать в ладоши).
Вот носок, а это пятка (встать на носочки).
Раз, два, три, четыре, пять (маршировать на месте, высоко поднимая колени),
Как на пятках устоять (встать на пятки)?
Физкультминутка «Левая и правая»
Смотрите-ка, вот две руки (показать по очереди правую и левую руки):
Правая и левая!
Они в ладоши могут бить (похлопать в ладоши) –
И правая, и левая!
Они мне могут нос зажать (зажать нос по очереди правой и левой руками) – И правая, и левая!
Ладошкой могут рот прикрыть (прикрыть рот рукой) –
И правая, и левая!
И могут ласковыми быть (погладить по голове) –
И правая, и левая!
С руками я всегда дружу (изобразить рукопожатие своих рук) –
И с правою, и с левою!
Обнимут вас, ко мне прижмут (обхватить себя руками) –
И правая, и левая!
Рефлексия
Педагог предлагает ребенку вспомнить, какие части лица и тела у него есть.
Прощание
Мы сегодня поиграли, (руки в стороны)
И немножечко устали, (вытираем лоб)
Посмотрели на часы, (посмотреть на левую руку)
Нам домой пора идти. (помахать рукой)
Вариант 2.
Ход занятия
Приветствие
Ладошки «вверх» (ладони поворачиваем «вверх»)
Ладошки «вниз» (ладошки поворачиваем «вниз»)
Ладошки «набок» (ладошки ставим «стеночками»)
И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)
Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)
И «здравствуйте!» — сказали (поздороваться)
Основная часть
Упражнение «Это я»
Этап 1. Ребенку предлагается собрать части лица на схематичное изображение лица (добавить глаза, нос, губы, щеки).
Этап 2. Ребенку предлагается показать части своего лица, а далее выполнить упражнение по подражанию.
Глазами мы видим,
Ушами мы слышим,
А носом курносым
Мы нюхаем, дышим.
Нам губы даны
Для улыбки широкой,
А вот для чего нам
Румяные щеки.
А знакомы вам слова:
Плечи, шея, голова?
Плечи – это не пустяк,
Я на них ношу рюкзак.
Головою вертит шея
И тем лучше, чем длиннее.
В голове же у меня
Много мыслей: про коня,
Про собаку и про школу,
Мыслей грустных и веселых.
Упражнение «Веселые лица»
Ребенку предлагается дорисовать вторую часть картинки человека.
Упражнение «Собери Буратино»
Этап 1. Ребенку предлагается собрать фигуру Буратино на магнитной доске из частей игрушки.
Этап 2. Назвать части тела игрушки.
Упражнение «Катание на мяче»
Ребенку предлагается лечь животом на большой шар, лечь на бок на шар. Педагог в этот момент покачивает ребенка.
Упражнение «Путаница»
Ребенку предлагается найти ошибки, допущенные художником.
Упражнение «Пяточка и носочек»
Все рассмотрим по порядку (похлопать в ладоши).
Вот носок, а это пятка (встать на носочки).
Раз, два, три, четыре, пять (маршировать на месте, высоко поднимая колени),
Как на пятках устоять (встать на пятки)?
Физкультминутка «Левая и правая»
Смотрите-ка, вот две руки (показать по очереди правую и левую руки):
Правая и левая!
Они в ладоши могут бить (похлопать в ладоши) –
И правая, и левая!
Они мне могут нос зажать (зажать нос по очереди правой и левой руками) – И правая, и левая!
Ладошкой могут рот прикрыть (прикрыть рот рукой) –
И правая, и левая!
И могут ласковыми быть (погладить по голове) –
И правая, и левая!
С руками я всегда дружу (изобразить рукопожатие своих рук) –
И с правою, и с левою!
Обнимут вас, ко мне прижмут (обхватить себя руками) –
И правая, и левая!
Рефлексия
Педагог предлагает ребенку вспомнить, какие части лица и тела у него есть.
Прощание
Мы сегодня поиграли, (руки в стороны)
И немножечко устали, (вытираем лоб)
Посмотрели на часы, (посмотреть на левую руку)
Нам домой пора идти. (помахать рукой)
Источник
ГБДОУ ЦРР детский сад №23 Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект совместной деятельности учителя — дефектолога
с детьми 4 — 5 лет с ДЦП в сочетании с нарушениями зрения
с применением технологии «мнемотехника»
(группа «дети со сложными дефектами»)
Тема: «Дикие и домашние животные»
Составила:
учитель – дефектолог
Верещагина Наталья Валентиновна
Санкт-Петербург
2015
Конспект совместной деятельности учителя — дефектолога
с детьми 4 — 5 лет с ДЦП в сочетании с нарушениями зрения
с применением технологии «мнемотехника»
(группа «дети со сложными дефектами»)
Вид занятия: игровое, подгрупповое, закрепляющее.
Продолжительность – не более 20 минут.
Цель: закрепить представление детей о сходствах и различиях диких и домашних животных (на примере медведя и кошки).
Задачи:
- Коррекционно – развивающие:
— продолжать учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему,
— упражнять детей отгадывать описательные загадки,
— продолжать учить детей сравнивать, находить сходства и различия в объектах (на примере Медведя и Кошки).
- Развивающие:
— развивать произвольное внимание и зрительную память детей,
— развивать зрительное восприятие детей,
- Воспитательные:
— воспитывать умение слушать сверстника, отвечать на вопросы взрослого в свою очередь.
Оборудование: мягкие игрушки Медведь и Кошка, мнемотаблицы Медведь и Кошка (из 3 частей), мнемотаблица «Расскажи о животном» (из 6 частей), картинки Медведь и Кошка, стульчики. мольберт.
Ход .
Вводная часть.
Дети вместе с учителем –дефектологом сидят на ковре.
Учитель – дефектолог: « Здравствуйте, ребята. К вам сегодня кто-то пришел в гости. Но кто? В конверте есть подсказки – загадки, которые нужно разгадать».
Основная часть.
(Учитель – дефектолог достает мнемотаблицу Медведь, читает загадку.)
Крупный, лохматый,
В лесу живет,
Мед и малину предпочтет.
Дети: « Это Медведь».
Учитель – дефектолог: «Правильно, это Медведь. ( Выставляется игрушка Медведь.) А как Вы угадали? Ответы детей. Вот он какой — большой, лохматый. Потрогайте, дети, какие у него сильные толстые лапы. Сколько лап у медведя? Ответ детей. Сколько носов глаз ушей спин хвостов животов у медведя? Ответы детей. Молодцы, все правильно ответили. Но это первый гость. А кто же второй? (Учитель – дефектолог достает мнемотаблицу Кошка, читает загадку.)
Мягкая, пушистая,
«Мяу» говорит,
В доме живет,
Молоко пьет,
Мышей ловит.
Дети : «Кошка».
Учитель – дефектолог: «Правильно, это кошка. (Выставляется игрушка Кошка.) А как Вы угадали? Ответы детей. Вот она какая- пушистая и игривая. Потрогайте, дети, какая у нее мягкая шерстка. Сколько лап у кошки? Ответы детей. Сколько носов глаз ушей спин хвостов животов у кошки? Ответы детей. Молодцы, все правильно ответили. Вот у нас два гостя — Медведь и Кошка. Давайте теперь походим, как они.»
Динамическая пауза.
Имитация под музыку движений медведя и кошки (на четвереньках, смена характера движений по хлопку и по характеру музыки).
Учитель – дефектолог: «Молодцы, ребята. Вот сюда садитесь и слушайте следующее задание. (Дети садятся на стульчики перед мольбертом. На мольберте расположена мнемотаблица «Расскажи о животном»). Пока мы с Вами играли под музыку наши гости распечалились, чем похожи и чем отличаются, не знают. Давайте им поможем. Согласны? Дети отвечают. Здесь у нас подсказка (показывает на мнемотаблицу «Расскажи о животном»). Для того, чтобы узнать, о ком будете рассказывать, берите картинки. (Дети берут картинку, на которой изображено то животное, о котором ребенок будет рассказывать.) Дети, называйте, кто про кого будете рассказывать? Дети отвечают полным предложением.
Рассказы детей по мнемотаблице:
Кто это? Части тела. Чем покрыто тело? Где живет? Чем питается? Повадки.
Учитель – дефектолог: «Молодцы, ребята, очень хорошо рассказали. А теперь подумаем, отличаются Медведь и Кошка? Ответы детей. Чем похожи Медведь и Кошка? Ответы детей. (При необходимости взрослый помогает найти сходства и различия с опорой на мнемотаблицу).
Заключительная часть.
Учитель-дефектолог: «Молодцы, ребята. Наши гости – Медведь и Кошка – теперь знают, чем похожи и чем отличаются. Им пора уходить. Давайте попрощаемся. Дети прощаются. (Игрушки прячутся.) Глазки наши устали. Закрыли глазки, открыли глазки. Посмотрите , по какой дорожке ушли наши гости. (На дальней стене изображение животных и извилистой дорожки. Дети следят глазами за яркой точкой.)
Ребята, что мы нового сегодня узнали? Ответы детей. Умницы. На этом наше занятие завершено».
Источник
Понятие детский церебральный паралич
Дети с диагнозом ДЦП рождаются вследствие поражения головного или спинного мозга во время внутриутробного развития плода или родовой травмы. Чаще всего (около 57 процентов случаев нарушений) это происходит во внутриутробном этапе развития. Возникновение болезни может быть связано с инфекционными заболеваниями или с травмой черепа после родов.
Встречается болезнь примерно у двух из тысячи детей. При этом типе болезни нарушаются психомоторные функции. Расстройства проявляются в виде:
- паралича;
- парезов различных видов;
- нарушения координации движений.
Задержка развития может быть как сильной (до полной дебильности), так и поддающейся коррекции. Также у детей могут встречаться расстройства слуха, зрения, чувствительности.
Роль игры для детей с ДЦП
Роль игры в школьном и дошкольном возрасте сложно переоценить. Именно с помощью игр проводится воспитание детей и их развитие. Для детей с диагнозом ДЦП игровая деятельность является одной из ведущих. Игры проводятся как для малышей, так для детей 6-7 лет и старшего возраста. Определённый вид игры подходит для малышей конкретного возраста.
Для таких детей преимущественно выбираются игры с использованием бега, прыжков, изменения поз тела, ходьбы. Помимо физического развития, регулярная двигательная активность способствует стабилизации психического состояния, облегчает социальную адаптацию. С помощью игры развивается крупная, мелкая моторика, улучшается коммуникация.
Начиная игровые занятия с ребёнком, больным ДЦП, стоит быть готовым к тому, что такой малыш будет развиваться медленнее. Этому способствуют трудности, связанные с двигательными нарушениями, которые проявляются в определённой форме ДЦП.
Заниматься с ребёнком, начинать развивать его способности нужно уже в первый год после того, как диагностировано заболевание
Значение помощи взрослого
Малышу, больному ДЦП, часто сложно выполнять игровые действия, а именно:
- правильно сидеть и стоять;
- совершать движения пальцами рук;
- проявлять своевременные реакции (вследствие нарушений слуха, зрения, чувствительности, кратковременной памяти);
Поэтому стоит быть готовым к тому, что приобретённые навыки будут ограниченными.
В чём ещё задача для взрослого:
- нужно подбирать игрушки, которые подходят конкретному ребёнку, размер игрушки должен быть таким, чтобы её легко было удержать;
- во время занятий учитывайте состояние малыша, насколько он усидчив, в хорошем настроении;
- во время игры важно позволять ребёнку самому исследовать мир, не вмешиваться в занятие, если это не нужно малышу;
- указания не должны быть сложными, лучше для них использовать короткие высказывания.
Главное, поддерживать интерес ребёнка, сделать так, чтобы его стремление к обучению возрастало. Успех выполнения задачи стоит на втором плане.
Виды игр
Некоторые занятия можно проводить даже дома. К ним относятся:
1. Пальчиковые игры. Например, “этот пальчик бабушка, этот дедушка и т.д.”. Такие упражнения рекомендуется чаще повторять детям годовалого возраста.
2. «Повтори за мной”. Родитель повторяет за ребёнком слова, а ребёнок за родителем.
3. Игры с фитболом. Нужно положить ребёнка на мяч и перекатывать его в разные стороны. Можно посадить ребёнка на стул, а мяч положить под стул. Малыш должен выкатывать и закатывать мяч ногами.
4. Стучание ложкой по столу.
Такие игры позволяют легче освоить лепку, рисование, аппликацию в дальнейшем.
Игры для разминки и развития мелкой мотрики
Перед началом занятия дети проводят следующие игры:
- массируют ручки;
- обхватывают кисти с помощью кругообразных движений.
Затем проводятся следующие упражнения. Они направлены на то, чтобы сделать кисти более подвижными:
- ведение рукой от основания кисти до кончиков пальцев;пальцы сжимаются в кулак (кроме среднего и указательного), рука вытягивается вперёд, пальчики сгибаются и разгибаются поочерёдно;
- касание большого пальца всеми остальными поочерёдно;
- рисование круга указательным пальцем сначала правой, потом левой руки.
Игры с мелкими предметами очень полезны для развития сосредоточенности, внимания. Они отлично развивают мелкую моторику.
Игры с песком сухим
Такие занятия особенно важны для дошкольников. За основу берётся сухой песок, ёмкость, игрушки. Песок насыпается сквозь пальцы, мнётся в руках. Ребёнок хлопает ладошками по песку, топит в нём руки, втыкает пальцы. Для этих игр можно использовать ситечко.
Игры с песком влажным
Такой вид деятельности даёт малышу много радости. Сначала в руки берётся сухой песок. Затем ребёнку предлагается полить его водой, поиграть с песком. Малышу предлагается похлопать пальцами по песку.
Из этого материала можно сделать тесто, лепить куличики, пирожки. А также малышу будет интересно рисовать на песке. Во время игры педагогу нужно объяснить, почему из влажного песка можно сделать тесто, а из сухого нет.
Игры с крышками
Педагог даёт малышу несколько баночек (из-под косметики, продуктов и других) и крышки от них. Предлагается подобрать крышки к ёмкостям. В одной руке ребёнок держит банку, другой закрывает её. В конце игры можно наградить чадо за проделанные задания.
Игры с прищепками
Очень полезна для мелкой моторики игра с прищепками. Берётся несколько прищепок. Они цепляются на пластиковую или бумажную тарелку. Полюбовавшись получившимся солнышком, тарелки можно отцепить.
Игры для детей с ДЦП на укрепление вестибулярного аппарата и развития мышечного тонуса
Пройди, не задевая ворота
Это игра для детей 5-14 лет. Из четырех стульев делаются ворота, пространство между ними 50 см. Задача — пройти через ворота, не задевая их и не сбивая стулья. Если у ребёнка получается хорошо — можно попробовать делать закрытыми глазами. Эти упражнения учат осторожности, хорошей концентрации внимания.
Не ошибись
Детям нужно встать лицом к руководителю, закрыть глаза. Далее, инструктор произносит команды, такие как “повернись”, “сделай шаг вперёд”, “покружись на месте”. Побеждают те участники, которые делают всё без ошибок.
Запрещённое движение
Эта игра подойдёт для детей 6-14 лет. Ребята встают рядом с друг другом либо садятся, сложив руки на колени. Оговаривается одно запрещённое движение. Далее инструктор даёт команды, направленные на разминку тела (движения рук, ног). При этом выполняются все упражнения, кроме запрещённого.
Вместо запретного упражнения, по договорённости можно выполнить и другое. Например, вместо команды «рука вверх» делать хлопок в ладоши.
Эти игры считаются малоподвижными, но замечательно развивают реакцию.
Передал — садись
Дети разделяются на 2 команды. В каждой команде по 5-6 детей. Две шеренги становятся лицом друг к другу. Капитаны команды отходят на 5 шагов и берут в руки мячи, затем предводители команд бросают мячи поочередно каждому члену команды. Игрок, поймавший мяч, бросает его назад капитану и садится на лавку. Выиграет та команда, члены которой быстрее окажутся на лавке. Обязательное условие — мяч не должен падать.
Вернись в круг
Для детей 7-14 лет. Дети садятся на скамью. На полу или на асфальте очерчивается круг. Ребята проходят игру по очереди. Первый участник встаёт в центр круга. Ему на глаза надевают повязку, с которой он делает 4 шага вперёд. Поворачиваясь налево, он делает ещё 4 шага. Затем дважды поворачивается направо и делает 4 шага, снова поворачивается направо, идёт ещё 4 шага. Так, ребёнок должен оказаться в круге. Выигрывают в игре те, кто не преступает черту.
Игры на внимательность и логику
Сюда можно отнести игру “запрещённое движение”. Она способствует развитию логического мышления. Упражнения для таких детей лучше всего проводить не только под наблюдением родителей, но и инструктора. Часто движения даются не просто, но нельзя оставлять чадо в беде, поскольку регулярные занятия очень важны для него.
Примеры других игр:
Пирамидка.
Ребёнку нужно разобрать и собрать пирамидку. Также, назвать цвета игрушки.
Сортировка пуговиц
Нужно дать ребёнку много разных пуговиц. Они могут быть нашиты на ткани или разложены на коробке. Взрослый предлагает малышу найти 3 одинаковые пуговицы либо рассортировать на большие и маленькие.
Игра “найди пару”
Детям предлагаются для игры флажки 3 цветов. Можно взять комплекты из каких-либо других предметов. Задача — найти цветовую пару для каждого.
Игра “послушай, что за окном”
Ребёнок концентрирует своё внимание на то, что происходит за окном. Если малыш имеет нарушение в речи, то взрослый может показывать ему картинки.
Игра «определи звуки»
Педагог произносит звуки. Ребёнок должен угадать, кому или чему они принадлежат (показать предмет либо назвать слово). Примеры: автобус, машина, поезд и т.д.
Популярен вид игры дцп что лишнее на логику и внимание, развитие мышления. Ребёнку предлагается посмотреть на картинки с предметами, один из которых лишний. (например, из фруктов овощ, из птиц насекомое). Чем старше игрок, тем сложнее задание.
Игрушки для детей с ДЦП
Игрушка, которую держит в руках ребёнок дцпшник, должна быть интересна ему, соответствовать возрасту. Следует помнить — способности часто зависят от формы заболевания больше, чем от возраста.
Игрушками могут быть обычные предметы, которые есть в каждом доме. При выборе важно обращать внимание на:
- возможность использовать руки;
- степень умения концентрации внимания;
- степень понимания ребенком языка.
Некоторые игрушки (в наборах или отдельные) можно купить в интернет-магазине, онлайн. Но не забывайте, что занятия можно проводить с предметами, которые есть вокруг, в каждом доме. Домашние предметы обихода могут помочь вам организовать игровой досуг.
Педагог, проводящий игры для больных ДЦП, должен помнить следующее :
- младшие дети должны заниматься индивидуально, старшие в группе (в группе могут быть как двое-трое, так и большее количество детей);
- нужно учитывать все нюансы развития, характера малыша, а также особенность его передвижения (коляска, если ребёнок сидячий, самостоятельно при помощи взрослого; ходит ли он в специальный сад или обучается на дому).
- занятиями с детьми, больными ДЦП, лучше проводить сразу после рождения, чтобы укреплять тонус мышц.
В занятиях с ребятами, которым поставлен диагноз детский церебральный паралич, важна регулярность — это одно из главных условий успешного развития. Но даже при правильной организации времени следует помнить, что игра — тот вид деятельности, к которому не нужно принуждать. Она призвана приносить ребёнку радость и желание достичь успеха.
Источник: https://nervivporyadke.ru/
Источник