Конспект по постановке звука ш для ребенка 5 лет
Тема: звук [Ш].
Этап: постановка звука [Ш].
Оборудование: профиль артикуляции звука [Ш], настольное зеркало, карточки с буквами, султанчик, картинки с разными животными (медведь, лиса, змея, еж, ворона и т.д).
1.Орг. момент.
Логопед: Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Начинаем наше занятие!
— Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие… Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.
И лицо теплом своим мы умываем.
Губки разминаем, чтобы улыбались.
2. Постановка цели занятия.
Логопед: Сегодня мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [Ш].
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Сейчас мы будем выполнять гимнастику для языка и губ. Ты очень хорошо знаешь все эти упражнения, мы с тобой их вместе повторим. Если что-то не вспомнишь, то посмотри, как я буду выполнять упражнения и повторяй за мной. Будь внимателен, и старайся не делать ошибок!
2. «Чистим зубки»
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
3. «Маляр»
Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок,
Будет чистым (вот дела!)
Все, до дальнего угла!
4. «Вкусное варенье»
Мы вареньем, крепким чаем
Всех знакомых угощаем.
С губ сотрем следы варенья,
Угощенья — объеденья!
5. «Грибок»
Язычок у нас грибок,
Подставляйте кузовок!
6. «Качели»
Вот веселые качели —
Выше крыши подлетели.
На качелях вверх и вниз
Ты качаться не ленись!
7. «Лошадка»
Причешу лошадке хвостик
И на ней поеду в гости,
Цокай громче, язычок,
Чтоб никто догнать не мог!
8. «Чашечка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели
Язычок мы к носу тянем
Чашку с чаем представляем.
Логопед: Всё мы выполнили все упражнения. Ты справился, сделал всё правильно! Молодец!
Развитие речевого дыхания:
Логопед:
Давай поиграем с метёлочками. Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! (Педагог дует на бумажные полоски, а потом предлагает подуть ребенку на них). А теперь ты подуй!
5. Постановка звука:
А.Постановка звука [Ш] с опорой на правильную артикуляцию.
При артикуляции звука [Ш]
1. губы несколько вытянуты вперёд;
2. кончик языка поднят к нёбу (за ольвеолы), но не касается его, образуя щель;
3. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;
4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;
6. голосовые складки не напряжены, голос не образуется.
Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук [Ш]. Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки».
Логопед: Давай с тобой ещё раз вспомним упражнение «Чашечка». Молодец! Вот у тебя получилась «Чашечка».
— Теперь отдохни! (После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука. Сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным взрослым, а затем с опорой на слуховую память).
— Давай ещё раз повторим! Молодец! Ты такой старательный!
5. Изолированное произношение звука [Ш]
Логопед: А теперь мы с тобой поиграем.
Игра «Как шипит змея» Маша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш — ш — ш — ш». Девочка спросила, как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш». Маша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».
Маша не испугалась змеи, а весело зашагала по лесу, повторяя, как шипит змея: «ш-ш-ш-ш-ш».
Вспомни, как шипела змея в лесу. Я буду показывать тебе картинки, а ты когда увидишь змею, шипи как она (взрослый показывает ребенку картинки с разными животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею). Например: медведь, лиса, змея (ш-ш-ш-ш), еж, ворона, змея (ш-ш-ш-ш), змея (ш-ш-ш-ш) и т.д.
Игра «Шумит лес»
Вспомните с ребенком, как вы ходили летом в лес (парк) и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточки и много листочков. Начинает дуть ветер и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш-ш.
Встаньте и поднимите руки вверх, руки — это веточки деревьев. Качайте руками из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорите ш-ш-ш-ш-ш, потом сильнее качайте руками (подул сильный ветер) и громче говорите ш-ш-ш-ш.
Игра «Воздушный шар»
Ребенок стает, складывает пальцы рук в замок и делает из рук шар, поднимая руки над головой. Взрослый делает хлопок в ладоши и говорит: «Шарик лопнул!». Ребенок разрывает руки и присаживается на корточки, и произносит звук: ш-ш-ш-ш
Игра « ТЫ шипи, как змея, а я буду договаривать слово»
Ребенок произносит звук [Ш], а взрослый добавляет к нему целое слово. Например: Ш…(утки), Ш…(лак), Ш….(топка), Ш…(куры), Ш…(рамы) и т.д.
Игра «Договори слово»
Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты произноси только последний звук.
Например: Каранда…(Ш), малы…(Ш), голы…(Ш), шала…(Ш), ланды…(Ш)
6. Работа по формированию фонематического слуха:
Логопед: Давай поиграем в игру. Я буду тебе говорить разные слоги, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь звук [Ш]. Готов? Слушай внимательно.
Слоги:
ТА-ША-ЛА-НА
ПО-РО-ШО-СО
МЕ-ШЕ-ГЕ-СЕ
ШУ-ТУ-ДУ-ВУ
СЫ-ПЫ-ШЫ-ЗЫ
НЭ-ПЭ-КЭ-ШЭ
Логопед: А сейчас мы поиграем с тобой немного по-другому. Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Ш] .
« стол – миШка – коШка – весна – муха – Шапка – снег – ШиШка».
8. Домашнее задание.
Логопед: Дома ты с мамой или папой обязательно повтори те упражнения, которые мы сегодня сделали: «Чистим зубки», «Маляр», «Вкусное варенье», «Грибок», «Качели», «Лошадка», «Чашечка», «Гармошка», «Как шипит змея».
9. Итог.
1. Скажи, пожалуйста, тебе понравилось наше сегодняшнее занятие?
2. Какой звук мы сегодня учились произносить? Давай напоследок произнесём его и вспомним его характеристику : Звук [Ш] (Губы округляются, кончик языка поднимается вверх, язык стает «чашечкой», звонок не работает, воздух идет теплый посередине «чашечки»).
— Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо.
Источник
Наталья Габдушева
Конспект индивидуального занятия по теме: «Постановка звука Ш»
Индивидуальное занятие по постановке звука [Ш].
Цели:
1.Коррекционно-образовательные:
– формирование представления о правильной артикуляции звука Ш;
— закрепление представления о грамматической конструкции.
2. Коррекционно-развивающие
– развитие подвижности артикуляционного аппарата и подготовка артикуляционной базы для постановки звука Ш;
– формирование правильной артикуляции звука Ш;
– формирование навыка фонематического слуха на звук Ш;
– дифференцировать правильное и неправильное произношение звука Ш;
– закреплять звук Ш в чистом виде, в слогах, в словах с данными слогами, и в предложениях с отработанными словами.
3. Коррекционно-воспитательные.
— Развитие навыка слежения за речью логопеда.
Оборудование: кусочек ваты, предметные и сюжетные картинки по теме, схема (характеристика звука, карточки со слогами, карточки с загадками, пальчиковая игрушка змейка, телеграмма.
Ход занятия:
1. Организационный момент Здравствуй, Алина! Скажи. ты хочешь научиться правильно и красиво говорить? Тогда давай будем учиться!
Ты знаешь, к нам сегодня на занятие собирается какой-то гость. Но кто это, ты узнаешь чуть позже.
2. Развитие общей моторики. Прежде чем встретить нашего гостя, нужно хорошенько размяться, сделать гимнастику
«Домашние животные»
Рядом с человеком кошечки живут. И собачки верно дом свой стерегут. Нам дают коровки мясо, молоко. Козочки, овечки прыгают легко. Поросятам толстым тяжело ходить, Лучше уж лошадкой резвою побыть.
Шагаем тихо, неслышно, руками делаем движения, имитирующие «умывание» кошечкой мордочки. Руки за спиной, слегка наклонившись, идем вокруг себя. Руки согнуты у головы, указательные пальцы имитируют рожки. На носочках прыгаем, руки на поясе. Руки полусогнуты впереди туловища, шагаем на месте, переваливаясь. Бег на месте с высоким поднятием колен.
3. Развитие пальцевой моторики Алина, а гость то к нам едет издалека. Давай мы с тобой испечем пироги для него. Он, наверное, голодный.
Пальчиковая гимнастика:
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту режем, режем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.
Мы морковку трем, трем.
Пироги мы испечем, пироги мы испечем. Вот какие мы с тобой умнички.
4. Речевая гимнастика Алина, пока мы с тобой пекли пироги, приходил почтальон Печкин и сказал, что нам пришла телеграмма. Он сказал, отдаст ее, если мы выполним его задания. Ну, что выполним? Посмотри на картинку и скажи, кто на ней нарисован? Да, правильно, это слон, посмотри какой у него хобот, давай попробуем изобразить его.Внимательно слушай инструкцию и выполняй движения за мной: «Я слегка прикрою рот, губы – «хоботком» вперед. Далеко я их тяну, как при долгом звуке: у-у-у». Удерживай «хоботок» пока я посчитаю до 5. Молодец, очень хороший хоботок, давай попробуем еще раз. Упражнение «Рупор». Вытяни губы вперед, сделай колечко, так, чтобы были видны зубы. Удерживай так, пока я посчитаю до 5.
Упражнение «язычок отдыхает»
Язычок наш загорает. Лег, спокойно отдыхает.
(широкий передний край языка лежит на нижней губе)
Упражнение «Непослушный язычок»
Бегал язычок, устал.
Очень непослушным стал.
Надо нам его поймать
И похлопать, наказать.
Методические указания
С помощью этого упражнения проводится расслабление языка. Спокойно положить язык на нижнюк губу и, пошлёпывая его губами, произносить «пя-пя-пя».
Упражнение «Язычок играет»
Язычок пошёл гулять.
Стал он весело играть.
(широкий передний край языка лежит на нижней губе)
Лёг, спокойно отдыхает,
Никуда не убегает.
Кверху хвостик поднимает
И в свой домик забегает.
(язык широкий «чашечкой» приближенк альвеолам)
Методические указания
Вырабатывается умение удерживать приподнятый язык в форме «чашечки». Язык «чашечкой» заводится в ротовую полость, кончик языка свободен и не прикасается к твердому небу. Края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам.
Упражнение «Фокус»
Будем мы сейчас играть,
Надо фокус показать.
Ватка на носу у нас.
Сдуем мы её сейчас.
(Алина укладывает ватку на кончик носа)
Будем воздух выдыхать,
И начнёт она летать!
Методические указания
Дети должны улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу и сдуть ватку. Следить за тем, чтобы боковые края языка были прижаты к зубам, а посередине языка был желобок. Воздух должен идти посередине языка, чтобы ватка полетела вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
5. Постановка звука
(от гимнастики языка).
Алина, ты умничка. А вот и наша телеграмма,давай прочитаем: «Скоро буду, ваша подруга змейка». Ой, интересно, а как она шипит?Давай попробуем пошипеть: сначала я,а теперь ты:
«Положи широкий язык на нижнюю губу, сделай «чашечку» снаружи, занеси ее в рот, боковые края прижми к коренным зубам, между кончиком языка и альвеолами оставь щель, зубы сблизь, губы округли и прошипи». Когда Алина будет шипеть, я четко произнесу звук Ш. Давай еще раз попробуем, молодец.Логопед достает незаметно маску змейки и говорит: «Алина, посмотри, наконец-то к нам пришла змейка. Посмотри, какая она грустная. С ней случилась беда, она разучилась шипеть. Но мы поможем змейке, да, Алина? Давай научим её говорить звук Ш и тогда она снова сможет шипеть.
6. Анализ артикуляции звука Расскажи Алина змейке, как мы будем призносить звук Ш.Алина с помощью логопеда говорит: «Когда мы произносим звук Ш — губы выдвинуты вперед — рупором; зубы чуть-чуть приоткрыты; язык поднят вверх и образует щель с передней частью твердого неба; Горлышко не звенит (проверяем тыльной стороной ладони) — звук глухой; Язык как чашечка, воздух идет по середине языка. При произнесении звука ш, воздух, который мы выдыхаем — теплый. Звук ш всегда твердый — обозначаем синим цветом.
7. Характеристика звука Алина, змейка спрашивает, а звук Ш гласный или согласный? А почему? Твердый или мягкий? Почему? Звонкий или глухой? Почему? А каким цветом обозначается? Алина, змейка говорит, ты такая умная.
8. Развитие фонематических процессов А теперь Алина покажи змейке, как ветер шумит — шшшшшш, змея — шшшшшш, воздух, выходит из лопнувшего шара — шшшшшш. Пока змейка тренируется, давай-ка посмотрим, как ты запомнила звук Ш. Сейчас я буду называть звуки, а ты должна хлопнуть в ладоши на звук [ш]. У, О, Д, Ш, Л, Ш, 3, С, Ш, Р, Ш.
А сейчас назови Алина предметы, в названии которых есть звук [ш], умница.
И еще одно задание, я буду говорить слова а ты скажешь, в каком слоге будет звук Ш: шкаф, шко-ла, фи-ниш, ка-ран-даш, ка-мыш, баш-ня, Ма-ша, кош-ка.
9. Закрепление звука в слогах А сейчас я буду говорить слоги, а ты повторяй за мной.: аш, эш, ош,уш,иш.
А теперь давай поиграем в диалог,будешь повторять за мной слоги с ударением:
ша, ша,ша;
ша,ша,ша;
ша,ша,ша.,а теперь с разными гласными :
ша,шо,шу;
ша,шо,шу
;ша,шо,шу. Понравилось?
А сейчас давай поиграем в мяч,будем кидать его и говорить:
шпа,шпо,шпу;
шка,шко,шку;
шта,што,шту. Молодец, умничка.
10. Закрепление звука в словах Алина, змейка случайно уронила мои картинки со стола и они все перемешались. А мне очень нужны картинки, в названии которых есть звук Ш. Помоги мне, пожалуйста.
А теперь назови: школа, шапка, школьник, шлюпка, штаны, штык, штопка, штука, шляпа, шланг, шалаш, карандаш, камыш, малыш, финиш, пешком, камушки, башня, чашка, кашка, мишка, кошка, мошка, окошко, лягушка, мышка, дедушка, бабушка, вишня. Молодец.
11. Закрепление звукав предложениях Змейка хочет загадать тебе загадки: мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка) Прицепившись к задней шине мишка едет на (машине). И шалить без передышки целый день могли (мартышки). Долго-долго крокодил море синее (тушил). Уронила белка шишку, шишка стукнула (мартышку). Нет, твой голос не хорош, очень тихо ты (поешь).
А еще змейка принесла с собой интересные картинки, давай рассмотрим их. Расскажи что изображено на этой картинке? Мышка убегает от кошки. У Миши шишка на макушке. Кошка катает катушку. Молодец.
Сейчас я буду говорить предложения, а ты повторяй за мной, если будешь стараться, то тебя будет ждать сюрприз от змейки.
В шахматах не хватает пешки. У бабушки в шкатулке много катушек. Швея шьет на машине. У Миши шлем. Машины штаны надо штопать. Маша нашла в мешке шпагат. Маша, ешь кашу. Миша пойдет в душ. Малыш нашел ландыш. У кошки ушки на макушке.
Скажи, Алина,сколько слов в этом предложении: «Кошка катает катушку».
Ты знаешь, змейка пришла к тебе в гости не с пустыми руками, она принесла тебе подарок – большой шарик. Она говорит тебе спасибо за то, что ты научила ее говорить звук Ш. А теперь ей пора домой. Давай попрощаемся с ней.
12. Итог занятия Скажи, пожалуйста, а какой звук мы сегодня изучали? Теперь покажи как правильно нужно произносить звук Ш. А в каком положении твои губы, когда ты произносишь звук Ш? А, язык? А, горло вибрирует или нет, когда ты произносишь звук Ш?
Молодец, Алина!Ты сегодня очень хорошо позанималась: ты делала красивую чашечку, хорошо шипела, разговаривала красиво по телефону, помогла змейке научиться говорить звук Ш, хорошо отгадывала загадки, ты умничка. Жду тебя в следующий раз. До свидания!
13.Домашнее задание Гимнастика:
1)для губ: «рупор»: вытянуть губы вперед, так, чтобы были видны зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5;
2)для языка: «лопата»: открыть рот, положить широкий язык так, чтобы нижнюю губу не было видно. Удерживать в таком положении под сет от 1 до 5;
3) «чашечка»: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык «лопатой» и поднять края языка вверх так, чтобы получилась форма «чашечки». Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.
Источник
1. Орг. момент
Сегодня мы с тобой будем учить наш язычок шипеть.
А поможет нам наша гостья Змейка. Послушай, как она шипит: ш-ш-ш.
2. Речевая зарядка
Формирование сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи.
- Поддувание легких предметов (кусочка ваты)
с ладони
«Фокусник»
Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами.
— Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.
— А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.
Чтобы язык был сильным, правильно произносил все звуки, нужно каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Давай поупражняем твой язык.
Артикуляционная гимнастика
4. Формированиеа артикуляционного уклада звука «ш).
При артикуляции звука Ш
1. губы в полуулыбке (характерное для нормированной артикуляции положение губ рупором на этапе постановки не используется для предотвращения участия щек в образовании звука);
2. рот приоткрыт, зубы разомкнуты на 3-5 мм;
3. широкий язык поднят к альвеолам или к переднему краю твердого неба, но не прижат; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;
4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;
6. голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Педагогом
Зрительно контролируется положение широкого языка, поднятого за верхние зубы.
Тактильно – наличие теплой воздушной струи, направленной по средней линии.
Аудиально – совпадение полученного и нормированного звука.
После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука (сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным взрослым, а затем с опорой на слуховую память).
5. Речевая работа
Голосовое упражнение «Лес шумит»
- Подними руки вверх. Это ветви деревьев. Вдохни и выдохни, затем на выдохе послушай, как лес шумит.
Игра «Шар лопнул»
Педагог и ребёнок берутся за руки и, расширяя круг, как бы надувают шар. По хлопку воспитателя шар лопается, все приседают, опуская руки, произнося звук ш.
После двух-трехкратного повторения игры все садятся.
Воспитатель спрашивает: «А как шумят верхушки деревьев, когда их качает ветерок?..
А как шипел воздух, когда выходил из лопнувшего шара?.. Правильно, ветер шумел: «ш-ш-ш», воздух выходил из лопнувшего шара и шипел: «ш-ш-ш».
Давай произнесем вместе звук ш…
Что делали наши губы, когда мы произносили звук ш? («Губы выдвигались вперед».)
Они были похожи на бублик или на трубочку? («Они были круглые, как бублик».)
Что делал язык, когда мы произносили звук ш?» («Язык поднимался к нёбу, за верхние зубы».)
Открой рот, покажи, где у нас находится язык, когда мы произносим ш-ш-ш. (Ребёнок выполняет упражнение, воспитатель проверяет качество выполнения — широкий язык должен быть поднят вверх к бугоркам за верхними зубами.)
А какой воздух — теплый или холодный — выходит, изо рта, когда мы произносим ш-ш-ш?
Поднесем ладонь ко рту и скажем вместе ш-ш-ш. («Воздух теплый».)
Правильно, когда мы говорим ш, губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы, струя воздуха выходит теплая.
А что делает голос, когда мы произносим ш: спит или песни поет? Приложим все руку (тыльной стороной) к шее, скажем шшш…
В домике было тихо или голос пел песни и стенки домика дрожали?» («В домике было тихо, голос спал, и стенки домика не дрожали».)
Вот как хорошо мы с тобой сегодня занимались, даже Змейке понравилось. И она решила подарить нам воздушные шары.
Наш язычок тож очень рад такому подарку, он так хорошо произносил звук «ш».
Спасибо, что поиграл сегодня со мной. До свидания!
Источник