Конспект логопедического занятия с ребенком зпр 4 года

Конспект логопедического занятия с ребенком зпр 4 года thumbnail

Конспект логопедического занятия

для детей 4-5 лет с ЗПР

Тема: Осень. Признаки осени.

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, ветер, дождь, лужи, листопад, грибы, дуть, теплый, солнечный, дождливый.)

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Формирование длительного плавного выдоха. Развитие артикуляционной и общей моторики. Развитие слоговой структуры слова.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание внимательного, бережного отношения к природе

Оборудование: макет телевизора, листья для игры «Осенние листочки», картина с изображением осенних деревьев, картина «Ранняя осень», предметные картинки (тучи, дождь, лужи, ветер, листопад), альбомные листы.

Предварительная работа. Сбор и рассматривание опавших листков» во время прогулки. Рассматривание картин с изображением осени и лета сравнение. Разучивание упражнения «Осенние листочки».

Ход занятия

1. Организационный момент. (Формирование положительной установки детей на участие в занятии.)

Дети входят в кабинет логопеда, здороваются с ним. Логопед встречает детей с улыбкой, здоровается с каждым ребенком, говорит, что рад видеть детей у себя в кабинете. Логопед шепотом произносит имена детей. Садится тот, кто услышит свое имя.

Логопед. Ребята, давайте включим наш телевизор и послушаем прогноз погоды на сегодня.

Саша, подойди к телевизору и включи его. Ребенок подходит к телевизору нажимает на кнопочку и произносит «чик». Садится на место. Логопед вместо диктора рассказывает о погоде.

Логопед. Доброе утро, дорогие друзья. Сейчас я расскажу вам о погоде. Сегодня прекрасная, чудесная, солнечная, погода. Небо чистое, синее, по нему плывут легкие белые облака. Светит солнышко. Воздух теплый. На улице тепло. Дует слабый, легкий ветерок.

Ребята, вы прослушали прогноз погоды. Дима, подойди к телевизору и выключи его.

Ребенок подходит к телевизору нажимает на кнопочку и произносит «чик». Садится на место.

Кто запомнил, какая сегодня погода: солнечная или дождливая?

Дети. Солнечная

Логопед. Сегодня погода теплая или холодная?

Дети. Теплая.

Логопед. Сегодня дует слабый ветерок, или безветренная погода?

Дети. Сегодня дует слабый ветерок.

Логопед. Сегодня тепло и светло. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне.

Логопед помещает на магнитную доску картину с изображением осенних деревьев.

Ребята, посмотрите на картину. Что это?

Дети. Деревья.

Логопед. Правильно.

Отгадайте загадку:

Падают с ветки золотые монетки.

Летом вырастают, осенью опадают.

Дети. Листья.

Логопед. А какие листья по цвету мы видим на деревьях?

Дети. Желтые.

Логопед. На что они похожи?

Дети. На лимон, на солнышко, на круг, на монетки.

Логопед. Молодцы! Как много предметов вы назвали!

На деревьях уже много желтых листьев. Почему?

Дети. Наступила осень.

Логопед. Верно. Пришла осень, и листья на деревьях начали желтеть и краснеть. Ветер подует, листья оторвутся от своих веточек и закружатся в воздухе. Давайте мы с вами покажем, как ветер будет дуть на листочки.

2. Упражнение «Осенние листочки». (Развитие длительного направленного плавного выдоха.)

Логопед раздает листочки и предлагает детям подуть на них, словно осенний ветер, сильный, холодный. Дети держат листочки за ниточки и дуют на них, не поднимая плеч и не надувая щёк. Листья находятся на уровне рта ребенка.

Дует, дует ветер,

Дует, задувает.

Желтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки,

Кружат по дорожке.

Падают листочки

Прямо нам под ножки. (И. Кишко)

Логопед. У вас хорошо получилось упражнение. Молодцы.

Логопед. Когда листья падают, это называется?

Дети. Листопад.

Логопед. Листопад, листопад. Листья желтые летят. Поднимаем листочки вверх, а затем медленно опускаем их вниз и повторяем вместе со мной. Дети повторяют хором, выполняя упражнение. А теперь и сядьте на стульчики.

3. «Обведем листочек». (Развитие тонкой моторики.)

Логопед приглашает детей за стол, где уже приготовлены тетради.

У каждого ребенка на столе — лист бумаги и натуральный листочек березы или липы. Дети кладут его на бумагу и обводят карандашом по контуру. Зачин логопеда:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Карандашик я найду.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Я листочек обведу.

Ой-ой-ой, ой-ой-ой,

Мой листочек небольшой.

Дуй-дуй-дуй,дуй-дуй-дуй,

Ветер, ветер, ты не дуй!

Ай-ай-ай, ай-ай-ай,

Ты, листок, не улетай!

Дети вместе с логопедом повторяют зачин, после чего приступают к работе.

4. Упражнение «Листья». (Развитие общей моторики, координации речи с движением. Закрепление умения приседать без опоры.)

Логопед выполняет упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно следует выполнять движения, произносить текст. Дети пытаются договаривать слова за логопедом.

Логопед. Ребята, встаньте на ковер и образуйте кружок.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на месте, расставив руки в стороны. 

Листья нам под ноги тихо ложатся Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят,         Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят.  Кружатся на месте на носочках.

Читайте также:  Как быстро уложить ребенка спать 4 года

5. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.

Логопед. Давайте изобразим, как:

Листва шуршит [шшшшшшшшшшшш] (громко, тихо)

Ветер свистит [сссссссссссссссс] (громко, тихо)

Дождик капает [кап-кап-кап-кап] (громко, тихо)

Логопед. Ребята, подойдите к доске.

6. Упражнение «Картинки осени». (Знакомство с признаками осени, используя предметные картинки.)
Логопед показывает детям по одной предметной картинке и произносит начало предложения. Дети заканчивают предложения, опираясь на картинку.

Логопед. Доскажи словечко.

— Осенью бывают…(тучи)

— Осенью бывает…(дождь)

— Осенью бывают…(лужи)

— Осенью бывает… (ветер)

— Осенью бывает…(листопад)

7. Игра «Спрячь слоги в ладошки». (Работа над слоговой структурой слова.)
Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Вслух слова произносить.

Слово нужно повторить, 

И на части разделить.

Логопед произносит слова, а дети хлопками делят их на слоги:
Осень, тучи, дождь, лужи, ветер, листопад.

8.Составление детьми рассказа «Осень» с использованием опорной схемы.

(Развитие связной речи.)

Логопед помещает на магнитную доску картину с изображением осени и предметные картинки.

Логопед. Ребята, рассмотрите картину и ответьте: — Какое время года?

Составьте рассказ по картинкам.

Например: Солнце греет слабо. Часто идет дождь. На земле лужи и грязь. Листья желтеют и опадают. Это осень.

9. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

Логопед помогает детям вспомнить, чем занимались. Какие задания было интересно выполнять. Затем положительно оценивает работу каждого ребенка.

Логопед. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.

1-й ребенок. Смотрели телевизор.

2-й ребенок. Видели деревья.

3-й ребенок. Рисовали листочки.

4-й ребенок. Играли с листочками.

5-й ребенок. Называли приметы осени.

Логопед. Что вам больше всего понравилось делать?

Источник

С. П. Лемпино, 2016г.

Коррекционная«Работа над словом. Слова, обозначающие предметы. Автоматизация звука Ш. Правильное произношение свистящих звуков в стихотворной речи.

Лексическая – «Овощи и фрукты». «Одежда»

п/п

Этапы занятия

Содержание занятия

1

Организационный момент. Приветствие. Проверка домашнего задания. Уточнение пространственно-временных представлений. Какие сегодня число, день недели? Какой идет месяц?

Предложить ребенку послушать стихотворение и досказать слово:
Гусь крикливый,
С длинным носом,
Шея, словно знак вопроса.
Гусь идет

Гулять в луга

И гогочет: … … …!

2

Дыхательная гимнастика.

Предложить ребенку подуть на снежинки сначала сильно, потом слабо.

3

Артикуляционная гимнастика.

Предложить ребенку сесть перед зеркалом, выполнить следующие упражнения: -Заборчик
-Лопатка
-Иголочка

-Часики
-Чистим зубки
-Лошадка
-Грибок
-Маляр

4

Предложить ребенку посмотреть на картинку.

На картинке нарисованы воздушные шарики; предложить надуть, сдуть шарики, произнося при этом звук Ш.

5

Развитие фонематического восприятия.

А) Предложить ребенку послушать звуки и хлопнуть 1 раз в ладоши, когда он услышит звук Ш.
С-К-Т-Ш-В-Ф-Т-Л-Ш-К-С-Ш

Б) Предложить ребенку послушать слоги и поднять руку только тогда, когда он услышит слог со звуком Ш.
СУ-ШО-ХИ-ПУ-ША-ЛУ-КА-ШУ-ЛИ-РО-ШО

6

Фонематический анализ.

-Послушай…Ш…А…Что получится? (ША)
Предложить ребенку взять фишки синего и красного цвета; выложить из них получившийся слог.

7

Предложить ребенку отгадать загадку:

Встаёт на заре, 
Поёт во дворе, 
На голове гребешок.
Кто же он?
(Петушок)

8

Игра «Найди картинку».

Перед ребенком лежит карта с нарисованными картинками (по 4 на каждой карте). Предложить ребенку найти из 4-х картинок одну картинку со звуком Ш.

9

Игра «Овощи-фрукты».

Предложить ребенку разложить овощи и фрукты следующим образом: овощи со звуком Р на грядки, а фрукты со звуком Л на дерево.

10

Игра «Какой звук».

Предложить ребенку послушать слова и сказать, какой звук слышится в начале, конце слова.

Начало: Лиса, листья, лампа, лимон.
Конец: стол, Стул, мел, укол.

11

Предложить ребенку рассмотреть картинки и назвать слова со звуком Л.

Стр. 94.

12

Предложить ребенку рассказать стихотворение.

Дворник дверь
Два дня держал —
Деревянный дом
Дрожал.
Ветер дёргал
Эту дверь.
Дворник думал
Это зверь.

13

14

Игра «Одежда».

Предложить ребенку рассмотреть картинку и назвать слова со звуком С.

Предложить ребенку сложить в чемодан одежду со звуком Р.
Стр.- 87

стр.10-11

15

Определение позиции звука С в слове.

Предложить ребенку взять «звуковые схемы»; фишки желтого цвета.

— «Сейчас мы с тобой будем расселять слова со звукам С в разные комнаты. Я буду называть слова, а ты будешь ставить желтую фишку в первое окошко, если звук С будет в начале слова; во второе – если звук С будет в середине слова; в третье – если звук С будет в конце слова.

Стол, колесо, стул, яблоко, лиса, укус.

16

Обучение послоговому чтению.

Попросить ребенка прочитать слоги.
Стр. 59.

17

Подведение итогов.

Спросить:

— «Чем мы сегодня занимались?»
— «Какие звуки сегодня приходили к нам в гости?»
Завершить занятие эмоционально-положительной оценкой ребенка.

18

Рефлексия

— Сегодня на занятии ты был внимательным и старательным. Ты – молодец!

— Выбери на память о сегодняшнем занятии наклейку, в названии которой есть звук «ш».

Читайте также:  Лазолван сироп ребенку 4 года

Источник

Клебанова Мария Александровна
Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком (ЗРР, моторная алалия) 3–4 лет

Данный материал может использоваться для занятий с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи на начальных этапах работы.

Цель занятия: развитие активной подражательной речи (гласные звуки, звукоподражания)

Коррекционно-образовательные задачи:

— развивать активное воспроизведение гласных звуков и рядов;

— учить выполнять инструкции логопеда;

— развивать слухоречевую память;

— развивать фонематический слух (подготовительный этап);

— формировать направленную воздушную струю;

— уточнять и обогащать пассивный (номинативный) словарный запас по теме «Животные».

Коррекционно-развивающие задачи:

— развивать неречевые психические процессы (мышление, память, внимание);

— развивать мелкую моторику, ручной и артикуляционный праксис.

Коррекционно-воспитательные задачи:

— воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям, познавательный интерес.

Оборудование: фигурки животных, ватные шарики, геометрический счетный материал, фигурные палочки для канапе, карточки с изображением животных.

Ход занятия:

1. Орг. момент: Здравствуй, Аня. Посмотри, кто у нас сегодня на занятии! Это ки-са! Как киса говорит? (Мяу). А это пёс. Как пёс говорит? (Ав). А это? Мышь. Как мышь пищит? (Пи)

Давай поиграем с ними сегодня.

2. Развитие фонематического слуха. Игра «Кто пришёл?»

Логопед: Послушай, как киса стучит: /-/.

А пёс так: //-/

А мышка так: //-//.

Угадай, кто так постучал.

(Логопед отстукивает ритм, ребенок угадывает, кто это)

3. Дыхательная гимнастика «Птенчики».

Логопед: Что у меня в руках? (Ва-та).

Давай я сделаю из нее птенчиков. (Логопед катает из ваты два маленьких шарика)

Смотри, птенчики живут в гнезде. Сделай такое же гнездо.

(Ребенок складывает ладони «лодочкой».)

Птенчики хотят летать. Давай им поможем. Дуй.

(Сначала ребенок делает слабый выдох — птенчики боятся, теперь сильный — птенчики научились летать)

Упражнение повторяется 3-4 раза.

Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком (ЗРР, моторная алалия) 3–4 лет

4. Развитие артикуляционного праксиса. Игра «Угадай кто?»

Логопед предлагает ребенку посмотреть на палочки (для канапе) и запомнить фигурки.

Логопед: Теперь закрой глаза, открой рот и язычком оближи фигурку. Потом открой глаза и догадайся, кто это был?

(ребенок выполняет действие и выбирает из 3 фигурок нужную)

Конспект логопедического занятия с ребенком зпр 4 годаКонспект логопедического занятия с ребенком зпр 4 года

5. Физминутка (развитие ручного праксиса)

Кулачок-ладошка

Мы ползем как кошка!

(Ритмично сжимаемразжимаем кулачки на столе — сначала обе руки вместе, затем попеременно)

6. Воспроизведение рядов гласных (логоритмика):

Логопед: Посмотри и сделай как я:

— Руки вверх — А, руки в стороны — У, руки вниз — И

(Важно повторение сразу трех звуков с движениями)

— Молодец!

— Теперь давай построим дорогу для кисы. Она пойдет домой. Помоги ей.

(Логопед начинает выкладывать геометрические фигуры на столе в последовательности: круг, квадрат, треугольник. Ребенок продолжает эту цепочку)

Логопед: Теперь ставь киску на фигурку и произноси звуки: круг-А, квадрат — И, треугольник — У.

(Ребенок запоминает последовательность, перемещает фигурку, одновременно произнося звуки: А, И, У)

— Молодец! Дом! Ки-са до-ма!

Конспект логопедического занятия с ребенком зпр 4 года

7. Развитие слухоречевой памяти:

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, с изображением животных (кошка, мишка, собака, заяц, слон, мышка).

Логопед: Дай мне:

— Собаку и зайца

— Кошку и мышку

— Слона, мишку и кошку и т. д.

8. Итог занятия.

— Как же мы здорово с тобой поиграли! Давай скажем нашим животным: Пока! (ребенок показывает жестом, либо произносит)

Ты придешь еще поиграть? (Да)

Источник

Автор конспекта: Сочнева Ольга Юрьевна

Место работы: МАДОУ г.Хабаровск «Детский сад комбинированного вида №200»

Должность: Учитель-дефектолог

Конспект фронтального занятия по логоритмике с детьми, имеющими задержку психического развития 4-5 лет.

Цель: Дошкольники получат возможность закрепить изученный материал по теме «Дикие животные».

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

-Закрепить название диких животных и их детёнышей;

-Продолжать формировать слоговую структуру слова;

-Автоматизировать звуки речи в попевках, стихотворениях.

Коррекционно — развивающая:

-Осуществлять коррекцию  логики мышления, речевого и зрительного восприятия;

-Осуществлять коррекцию эмоционально-волевой сферы.

Коррекционно-воспитательная:

-Воспитывать любовь к животным;

-Бережное отношение к природе и всему живому;

-Умение соблюдать игровые правила.

Здоровьесберегающие:

-Развитие и коррекция общей и  мелкой моторики;

-Психогимнастика;

-Релаксация.

Предварительная работа:

-Познавательно-исследовательская деятельность;

-Чтение художественной литературы;

-Рассматривание иллюстраций, картин с изображением диких животных;

-Беседы о диких животных, повадках, месте обитания;

-Дидактические игры.

Словарная работа: путешествие, берлога, бельчонок, зайчонок, волчонок.

Взаимосвязь с другими образовательными областями:

— «Коммуникация»;

-«Познание»;

-«Художественная литература»;

-«Социализация»;

-«Здоровье».

-«Музыкальное воспитание»

Методические приемы:

-Проблемная ситуация;

-Путешествие;

-Игры — упражнения;

-Упражнения артикуляционной гимнастики

-Массаж кистей и пальцев рук

-Имитация движений

-Речевые игры

-Музыкальное сопровождение

Оборудование:

-Зал оформлен в лесной тематике;

-Игрушки дикие животные: белка, бельчонок, заяц, зайчонок и т.д.

-Грецкие орехи, шишки для массажа кистей рук;

-Музыка для релаксации;

-Шапочка ёжика, зайчика.

Ход.

Дети заходят в зал под музыку (по кругу, затем змейкой, выходят на круг)

Дефектолог: Ребята, сегодня нас с вами ждёт увлекательное путешествие в осенний лес! Мы увидим много интересного! И так отправляемся в путь! (Дети и дефектолог идут по кругу, поют, изображая движения по тексту)

Читайте также:  Чем занимается с ребенком в 4 года дома

Дефектолог и дети: На лошадке едем — цок, цок, цок, цок,

И до леса мы доедем — цок, цок, цок, цок (галопом по кругу)

Тпру!

Сели на машину (руки перед собой, изображая руль)

Налили бензину-с-с-с-с-с-с-с-с-с (изображаем наливание бензина)

На машине едем-т-т-т-т-т-т-т-т (идём по кругу дробным шагом, руль перед собой)

Стоп!

На реке пароход-у-у-у-у-у-у-у-у-у,

Пароходом плывём-у-у-у-у-у-у-у (идём на носочках, руки пред собой полочкой качаем)

До горы доплывём — у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у, пароход не везёт! Стоп!

Надо сесть в самолёт, заведём моторчики – тр- тр- тр- тр- тр! (Присесть на колено, руки вперёд изображаем моторчик)

Самолёт летит, в нём мотор гудит-р-р-р-р-р! (По кругу, руки в стороны)

Вот и кончился полёт, приземлился самолёт! (Дети останавливаются)

Дефектолог: Ребята посмотрите как красиво вокруг! Давайте поздороваемся с лесом  и солнышком и тем, что нас окружает! (Дети поют попевку  «Доброе утро»)

-Доброе утро!

Улыбнись скорее,

И сегодня весь день будет веселее!

Мы погладим лобик, носик и щёчки,

Будем мы красивы как в саду цветочки!

Разотрём ладошки сильнее, сильнее!

Ушки мыт теперь потрём и здоровье сбережём!

Улыбнёмся снова!

Будьте все здоровы!

Дефектолог: Ребята, давайте вспомним, какие дикие животные живут в лесу! (Ответы детей)

Молодцы, правильно!

-Ребята вы видите, кто-то спрятался за дубом! (Белка)

-Давайте слово белка отхлопаем по слогам! (Бел-ка)

-Сколько слогов в слове белка! ( В слове белка два слога)

-Посмотрите белка не одна, а со своим детёнышем!

-Как называется детёныш белки? (Бельчонок)

Аналогично слова: медведь, лиса, волк, заяц, лось, ёж, белка,тигр.

Дефектолог: Тихо-тихо на опушке,

                         Уж кукушки не слыхать,

                          И готовятся зверушки зиму долгую встречать!

-Ребята, а что запасают себе дикие животные на зиму? (Орешки, грибы, зёрнышки, ягоды)

-Сейчас мы с помощью нашего весёлого язычка покажем, какие орешки и грибочки собирают дикие животные! (Дети выполняют упражнения «Орешек во рту», «Грибок» — каждое упражнение 2-3 раза)

Дефектолог: Какие вы молодцы! Замечательно сделали упражнения для язычка!

-А теперь разомнём наши пальчики! (дети выполняют пальчиковую гимнастику «Сидит белка на тележке»)

-Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки (сжимаем и разжимаем пальчики в кулачки)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому (загибаем пальцы на обеих руках)

Кому в роток, кому в зобок,

Кому в лапочку (хлопаем в ладоши)

Дефектолог: Посмотрите, сколько орешков набрала белочка (Показываю корзину с орехами).

Дети делают массаж рук с грецким орехом и припевают:

-Я орех в руках катаю,

Между пальчиков кручу,

Непременно каждый пальчик быть послушным научу. (Движения руками вверх-вниз, круговыми движениями)

Дефектолог: А теперь пришло время отгадать загадки! Нужно животное отгадать и скорее показать! (Дети отгадывают загадку и имитируют под музыку повадки животного)

-Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)

-В лесу обитает, дичью питается,

Да в курятник забирается,

Хитрым зверем называется! (Лиса)

-Что за зверь лесной.

Встал, как столбик под сосной.

И стоит среди-уши больше головы? (Заяц)

-В сосне дупло, в дупле тепло,

А кто в дупле,  живёт в тепле? (Белка)

-Вперевалку зверь идёт по малину и по мёд

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны? (Медведь)

Дефектолог: Ребята, скажите, пожалуйста, а кто из животных засыпает на зиму? (Медведь, ёжик) Правильно молодцы!

-Давайте поиграем в игру «Ёжик»

-Сейчас с помощью считалки выберем ежа! (Одеваем водящему шапочку зайчика)

-Вышел зайчик погулять,

Ёжика дружка искать! Где ты, где ты мой дружок,

Выходи скорей в кружок! (Выбираем ребёнка, надеваем на него шапочку ёжика)

Игра «Ёжик»

-Это, что за колобочек,

Покатился под кусточек,

То клубком свернулся ёж

Лучше ты его не трожь! (Дети стоят в кругу взявшись и подняв их вверх, ребёнок — ёжик бегает между детьми. На последние слова, дети опускают руки и ловят ежа в круг.)

Дефектолог: Ребята, а кто на зиму засыпает в берлоге? (Медведь.)

-Вот уж и мишка в берлогу спать залез.

А мы ляжем на ковёр и увидим сладкий сон. (Релаксация — дети ложатся на ковёр, на спокойную музыку лежат с закрытыми глазами.)

С окончанием музыки, дети медленно открывают глаза  и встают.

 Дефектолог: Ребята, посмотрите, мы снова оказались в нашем любимом детском саду!

-Вам понравилось наше занятие? (Ответы детей.)

-А что понравилось больше всего? (Ответы детей.)

-Когда мы уходили из леса, белочка угостила вас орешками! (Раздаю угощение.)

Дети под музыку уходят из музыкального зала.

Источник