Конспект логопедического занятия с ребенком 2 года

наталья павлюк
Индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком 2–3 лет «В гости пришёл зайчик». (неговорящие дети).

тема: «К нам в гости пришёл зайчик».

Цель: налаживание контакта и эмоционального общения ребенка со взрослым;

развивать внимание, понимание речи, слуховое восприятие и восприятие звуков,

которые издают различные предметы; развивать подражания движениям взрос-

лого; обучать умению быстро переключаться с одного движения на другое;

развитие кистей рук, длительного непрерывного ротового выдоха, активизация

губных мышц; уточнение и расширение пассивного словаря – название частей тела

и их назначение.

Оборудование : игрушки (зайчик, мелкие фигурки животных, кубики);

бумажные бабочки на развитие дыхания;

Ход занятия.

1. Налаживание контакта.

— Привет! Дай ручку, давай здороваться! Помаши рукой!

— хлопну я в ладоши, буду я хороший,

хлопнем мы в ладошки, будем мы хорошие!

— Давай похлопаем вместе!

2. Зайчик в корзинке.

(Педагог показывает корзинку, в ней лежит игрушка зайчика).

— Ой! Кто это там прячется? Кто там?

— Это я, зайчик! Привет!

— давай здороваться. Дай ручку!

— я умею прыгать, танцевать, хлопать в ладоши и петь.

— давай вместе хлопать – хлоп-хлоп.

— а сейчас я песенку спою – ля-ля-ля!

(Затем опять зайчик прячется и появляется вновь. Игра повторяется.)

3. Лови мяч.

— Мы сейчас поиграем с зайчиком в мяч. (лучше организовать игру на полу: логопед и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, что бы мячик не укатился мимо)

— Лови мячик! Оп! Поймал мячик! Кати мяч зайчику! Молодец!

4. Зайчонок.

Зайчику очень понравилось с тобой играть в мячик. Давай его погладим.

зайка, заинька зайчонок —

позовёт тебя (имя ребёнка).

не спеши домой, постой! —

и погладь его рукой.

5. Развитие общего подражания – игра «На лесной полянке».

— Давай поиграем с зайчиком в весёлую игру. Встанем на лесной полянке, я буду читать стишок, а ты повторяй за мной!

на лесной лужайке

разбежались зайки. (легкий бег)

вот какие зайки

зайки – побегайки! (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

сели зайчики в кружок, (присели)

роют лапкой корешок. (движения рукой).

вот какие зайки,

зайки – побегайки. (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»).

6. Игры с игрушками и предметами.

1) игра «Чудесный мешочек».

— у зайчика есть любимые игрушки, он принёс их в своём мешочке. Давай посмотрим что там. (Логопед достаёт по одной игрушке и называет (3-5 мелких предметов).

2) игра «Стульчики».

поставить крупные кубики на небольшом расстоянии друг от друга – это стулья. Рассадить на стулья мелкие игрушки (из мешочка).

— Играли наши игрушки и очень устали. Давай поставим для них стульчики – пусть посидят, отдохнут. Вот стульчик для зайчика, а этот – для мишки и т. д. Посидели отдохнули и побежали дальше играть.

7. Развитие неречевого слуха.

игра «Послушаем звуки в доме».

— А сейчас опять сядем с зайкой на полянке и послушаем звуки.

(звуки в доме и на улице (открыть окно). Прислушайтесь вместе с ребёнком к разным звукам – тиканью часов, шуму воды в трубах, к звукам, которые издают различные бытовые приборы, прислушаться к разнообразным звукам транспортных шумов – сигналы автомобилей, скрип тормозов, стук колёс поезда и пр

8. Развитие плавного ротового выдоха.

игра «Лети бабочка».(Перед началом занятия подготовить 2-3 яркие бумажные бабочки, к каждой привязать нитку длиной 20-30 см, нитку прикрепить к шнуру на некотором расстоянии др. от др. Шнур натянуть так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребёнка.)

— Смотри, у нас на полянке много красивых разноцветных бабочек. Посмотрим, умеют ли бабочки летать (педагог дует на бабочек).

— Смотри, полетели как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? (ребенок встаёт возле бабочек и плавно дует).

9. Пальчиковые игры.

игра «Серенький зайчик»

— А сейчас давай покажем зайчику, какие у него длинные ушки и споём ему песенку.

(Делаем «зайку» — прижимаем мизинец, безымянный и большой пальцы к ладони, а средний и указательный выпрямляем. Во время чтения стихотворения шевелим пальчиками–ушками в такт. Можно показывать зайчиков сразу на обеих руках).

— Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

10. Развитие речи.

игра «Покажи части тела у зайчика».

— покажи, где у зайчика ушки; хвостик; носик; лапки и т. д.

11. Итог занятия.

-Зайчику пора домой. Ему очень понравилось с тобой играть.

Помаши ему рукой и скажи — пока, пока.

Источник

Конспект занятия по развитию речи “Вместе с колобком” для детей 2-3 лет (первая младшая

группа).

Корень А.А., учитель-логопед, МБДОУ детский сад “Веточка” п. Ванино, Ванинского

муниципального района, Хабаровского края.

Тип занятия: групповое.

Продолжительность 10 мин.

Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий.

Занятие рассчитано на детей раннего возраста (2 – 3 года) I младшая группа.

Цель: развитие экспрессивной речи, коммуникативных навыков.

Ресурсы: бубен, воздушный шарик, домик, дорожки (широкая, узкая),

игрушки: заяц, медведь, лиса, магнитофон, фланелеграф, изображения диких животных.(сказочные и

натуральные).

Литература:

  1. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, “Логопедия” Преодоление

    общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД 1998.

  2. О.Е. Громова, “Методика формирования начального детского лексикона. – М.:

    ТЦ Сфера, 2005.

  3. Е. Янушко, “Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет”,

    — М.: Теревинф, 2011.

  4. М.Г.Борисенко, Н.А. Лукина, Серия “Грамматика в играх и картинках”. –

    СПб.: Паритет,2005.

  5. Интернет ресурсы.

Задачи

Содержание

Организация

Результат

Вводный этап

1

Создать положительный эмоциональный настрой на занятие. Привлечь внимание

детей.

Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова.

Здравствуйте ребята, что это у меня? Хотите поиграть? Соня в бубен поиграй,

поиграй. Соня бубен Мише дай!

Логопед приветствует детей, привлекает внимание звучанием бубна. Дети сидят на

ковре. Даёт ребёнку бубен со словами

Дети слушают логопеда, отвечают на вопрос, передают бубен тому кого называют.

Основной этап

1

Развитие чувства ритма

Наши детки дружно встали

по дорожке зашагали.

топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Топают стараются громко получается:

топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Наши ноженьки устали и тихонько топать стали:

топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А теперь стоп!

Логопед предлагает детям встать и пойти за ним.

Дети идут по кругу и договаривают топ-топ-топ, топ-топ-топ

2

Развитие артикуляционной моторики, развитие плавного длительного

выдоха.

Ой, кто это? Колобок! Колобок румяный бок! Какой гладкий, круглый, румяный.

Как улыбается! Давайте улыбнёмся Колобку! А теперь будем толстенькие как колобок. Облизнёмся,

какой вкусный! Ой, ещё горячий! Подуем!Артикуляционные упр. “Улыбка” “Толстячок”, “Вкусное

варенье”

Логопед показывает детям упражнения.

Дети стоят и выполняют артикуляционные упражнения.

3

Формирование умения образовывать грамматическую форму уменьшительно –

ласкательных существительных.

Активизация речевого подражания. практическое усвоение стереотипной фразы.

Кто это? Назвать ласково части тела зайца изменяя слова при помощи суф.

Не лапы, а лапки; не уши, а ушки; не нос, а носик; не хвост, а хвостик.

Логопед побуждает детей ответить на вопрос, затем назвать ласково части тела

зайки. Даёт образец высказывания.

Дети отвечают на вопрос; называют персонаж, говорят: “не ешь его!”; подходят

к логопеду, рассматривают зайца, отвечают на вопрос: называют (Ангелина, Динара, Ваня, Арсений,

Соня), или повторяют слова (Саша, Лёша), показывает называемые слова (Миша) — в зависимости от

речевых возможностей

4

Научить понимать значение прилагательных, противоположных по значению: узкий –

широкий.

Поможем зайке найти широкую дорожку и узкую. Показать дорожки, назвать. Дети

переступают через широкий ручеёк, через узкий.

Дети стоят возле логопеда. Логопед показывает и называет дорожки, просит детей

переступить через широкий ручеёк. Через узкий.

Дети внимательно слушают, рассматривают ручейки. Перешагивают те кого назвали.

Помогают зайцу перепрыгнуть через широкий ручеёк, через узкий.

5

Развивать координацию речи и движений.

Научить понимать значение прилагательных, противоположных по значению: большой –

маленький.

Развитие чувства ритма.

Практическое усвоение стереотипной фразы

Кто это?

Колобок, колобок , я тебя съем.

Упражнение сочетающее в себе дыхательную гимнастику, движения и проговаривание слогов.

“Дом маленький, дом большой”

Логопед. У медведя дом большой, ой, ой, ой

(разводит руки в стороны). Дети (сердито). Ой, ой, ой

(поднимают руки вверх). Логопед.Ау зайца — маленький, ай, ай, ай (жалобно).

Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками.

Дети (жалобно). Ай, ай, ай… Логопед. Мишка наш пошел домой

(дети идут вразвалку). Дети (сердито). Ой, ой, ой. Логопед. Да и крошка заинька. Дети

(прыгают на двух ногах). Ай, ай, ай.

Логопед побуждает детей ответить на вопрос; показывает движения проговаривает

слова, побуждает детей к повторению действий и договариванию междометий.

Дети отвечают на вопрос; называют персонаж, говорят: “не ешь его!”; повторяют

движения за логопедом, договаривают: ой-ой-ой, ай-ай-ай.

6

Развивать координацию речи и движений.

Развитие правильного речевого дыхания.

Создание эмоционально затрагивающей ситуации.

Кто это?

Е. и С. Железновых “Вот маленькая мышка…”

Лиса приглашает детей сесть на стульчики. Включить магнитофонную запись с

песенкой Железновых, диск “Вместе с мамой”. Логопед показывает движения и побуждает детей

повторять.

Дети садятся на стульчики. Выполняют упражнения под музыку.

Обобщающий

1

Активизировать словарь по теме дикие животные

Назвать всех диких животных каких встретили.

Фланелеграф с набором диких животных, выбрать только тех кого

встретили.

Дети выбирают животных и показывают колобку. Колобок оценивает выбор. Далее

дети свободно играют с колобком.

Заключительный.

1

Дать качественную оценку деятельностидетей.

Оценка деятельности детей.

Колобок благодарит ребят, что помогли ему от всех убежать.

Ребята играют с колобком (шариком)

Желаем успеха!

Источник

Родители начинают беспокоиться, когда малыш в 2-3 года не говорит. Однако сильно тревожиться не стоит. По мнению специалистов каждый ребенок обладает индивидуальными особенностями. Устраивать занятия с неговорящими детьми возможно и в домашних условиях. В данной статье рассматриваются логопедические занятия для детей 2 3 лет.

Как развить речь до 3 лет. Советы экспертов

Для формирования речи стоит придерживаться следующих рекомендаций специалистов:

  • для правильного развития речи очень важна игра. С помощью нее малыш познает окружающий мир;
  • ежедневно необходимо читать;
  • малыша нужно слушать очень внимательно;
  • стоит объяснять малышу о своих мыслях, рассуждать вместе с ним, проговаривать планы на будущее;

Упражнения с логопедом

  • ребенку необходимо задавать вопросы, которые будут побуждать его к размышлениям;
  • с малышом необходимо обсудить как он провел свой день в детском саду;
  • заниматься стоит с использованием изображений;
  • малыша необходимо всегда поддерживать, даже если у него не совсем все получается.

Логопедические распевки для детей 2-3 лет

Логопедические детские распевки 2-3 лет является одним из основных методов работы с детьми, у которых есть проблемы с речью. В процессе работы используются упражнения, которые разработаны Новиковой-Иванцовой. Дети проще воспринимают фразы, проговариваемые в рифму. Музыка влияет благотворным образом на психологическое состояние малыша. В совокупности это повышает эффективность упражнений.

Работа базируется на онтогонистическом принципе. Для тех детей, у которых нарушено произношение гласных, пропевание формирует верный акустический образ. На занятиях прорабатывается умение управлять высотой голоса. У детей формируется правильное дыхание при разговоре.

Важно! При подборе речевого материала для распевания необходимо учитывать возраст малыша.

Пример логопедических распевок 2-3 лет:

  • ку-ку-ку — пропел петух ку-ка-ре-ку;
  • гу-гу-гу — бродят гуси на лугу.

Логопедические распевки

Логопедические упражнения для детей 2-3 лет

Во второй, третий годик с ребенком можно проделывать специальные логопедические упражнения в домашних условиях. Они развивают движения губ, языка и нижней челюсти. Они помогают укрепить мышцы артикуляционных органов, за счет чего появление звуков происходит быстрее. Все упражнения производятся перед зеркалом.

Дома можно делать следующие задания:

  • лопание пузыря: щеки максимально надуваются. Прижать ладонью сначала одну потом другую щеку;
  • широкая улыбка: губы вытягиваются трубочкой, затем необходимо широко улыбнуться, показав зубы;
  • покажи язык: необходимо быстро высунуть язык, а затем убрать.

Проведение логопедических упражнений

Логопедические песенки для детей 2-3 лет

Логопедические песенки для детей 2 3 лет направлены на автоматизацию звуков и четкости речи. Тексты и ноты песен заинтересовывают детей, создают для них радостное и благоприятное настроение. Малыш с удовольствием подпевает, занятие приобретает веселую и ненавязчивую атмосферу. Чтобы проводить занятия дома достаточно скачать онлайн сборники песенок из Интернета.

Еще актуально: Автоматизация звука Ж.

Как провести логопедическое занятие дома для детей 2 3 лет

В два три года малыш не может долго усидеть на одном месте. Занятия с ним лучше проводить только тогда, когда малыш сам захочет.

Важно! Прежде всего, необходимо наладить с малышом эмоциональный контакт.

В качестве домашних занятий для развития речи можно использовать игры с пальчиками: необходимо сложить вместе указательный и большой палец. Остальные пальцы оставить прямыми. Стоит показать детям этого петушка и сказать: «Петя-Петушок, золотой гребешок, пошел на базар и купил сапожок».

Игры для малышей на звукоподражание

Для изучения звуков и слогов можно использовать упражнения на подражание звукам животных и предметов. С малышом можно проговаривать подряд такие слова:

  • свинка твердит: «хрю-хрю, я вам печенку подарю»;
  • паровоз ездит по свету и говорит: «ту-ту, я еду»;
  • заяц морковку ест с аппетитом, и создает шум: «хрум-хрум»;
  • дождик твердит: «кап-кап, нужно зонт с собой брать».

Развиваем слух

Для тренировки фонематического слуха используются специальные игры. Примеры игр:

  1. Ребенок берет в руки два флажка разных цветов. Например, зеленый и желтый. Малышу необходимо объяснить, что когда слово произносится правильно необходимо поднять зеленый флажок, а когда неправильно — красный. Например: собака — кабака — лобака и т. д.;
  2. Можно применять картинки. Малыш должен хлопнуть в ладоши, когда он увидит на картинке слова, которые похожи по звучанию.
  3. Игра в учителя. Необходимо читать сказку и намеренно делать в ней ошибки. Малыш должен поправлять взрослого.

Упражнения по артикуляционной гимнастике для развития речи у детей 2-3 лет

Во время логопедических занятий дома необходимо разрабатывать мышцы языка. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она проводится перед зеркалом. Упражнения:

  • ребенок представляет, что язык это кисточка. Рот немного открыт. Языком необходимо провести по небу в сторону горла и обратно;
  • рот раскрыт широко. Язык находится под нижними зубами. Кончик языка поднять под верхние зубы и опустить обратно;
  • язык чистит зубы. Рот широко открыт. Сначала язык проходит по нижним зубам, а затем по верхним.

Пополняем словарный запас: учим стихи и скороговорки

Чтение скороговорок и стихов помогает формировать красивую и правильную речь. Они учат проговаривать буквы, не пропуская и не заглатывая их.

Важно! Особое внимание стоит уделить скороговоркам на букву «Р» и на шипящие.

Скороговорки:

  • На дворе трава, на траве дрова.
  • Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Первое занятие логопеда с ребенком: с чего начать

Логопедические занятия осуществляются в следующих целях:

  1. Понимание родной речи, наблюдение и осмысливание всего, что происходит вокруг. Так ребенок познает окружающий мир. Логопед формирует общие понятия, дает основы словообразования, учит применять сложные фразы.
  2. Формирование верного произношения слов и развитие фонематического слуха. Контроль за ясностью и выразительностью речи.
  3. Обучение самостоятельной речи с применением разных предложений.

Многих интересует, как проводится первое занятие логопеда. Первое занятие логопеда с ребенком с чего начать:

  1. Расположение ребенка к себе.
  2. Проведение диагностики и выявление проблем.
  3. Знакомство с речевым аппаратом.
  4. Обучение простейшим логопедическим упражнениям и играм.
  5. Построение плана работы.

Первое занятие с логопедом

Литература в помощь логопеду: Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., «Логопедические занятия в младшей группе»

Конспект Фадеевой и Пичугиной предназначен для логопедических занятий в младшей группе. Оно способствует формированию речевых навыков у детей двух-трех лет, у которых имеются различные проблемы с речью разной этиологии. Оно предназначено для логопедов, дефектологов, воспитателей и родителей.

Этапы работы над новым словом в логопедии

Этапы работы над новым словом в логопедии:

  1. Определение взаимосвязи звукового слова со зрительным, слуховым и другим образом.
  2. Анализ состава слова.
  3. Выявление семантических признаков слова.
  4. Введение слова в семантическое поле.
  5. Закрепление значения слова.

Специфика логопедического занятия для детей от 2 лет

К особенностям работы логопедического занятия с не говорящими детьми относятся:

  • Занятия основываются на подражании взрослому, его действиям и словам.
  • Обучение происходит в форме игры.
  • Необходимость в достижении эмоционального контакта.
  • Повторение словесного материала.

Логопедические занятия проводятся с целью корректировки нарушений в развитии речи. Существуют различные способы и методы, которые позволяют решить данную проблему.

Источник

Елена Ермолич
Конспект логопедического НОД для работы с неговорящим ребенком (2–3 лет)

Цель: Стимуляция речевой и психической активности ребенка.

Задачи:

1. развитие понимания речи;

2. формирование мотивации к речевой деятельности;

3. активизация простых слов (вода, чай, кофе, иди, дай, на);

4. совершенствование способности к подражанию;

5. развитие операции классификации;

6. развитие крупной и мелкой моторики;

7. развитие дыхания.

Оборудование: куклы (Ваня, Таня, Вова, игровая палатка, сундук, кукольная посуда, кувшин с теплой водой, краски (коричневая, черная, красная, ложка, трубочки, сок

1. Организованный момент.

Знакомство с куклой. Взрослый вносит куклу — Ваню.

Примерное содержание беседы с ребенком: «К нам в гости пришел Ваня. Смотри, какой Ваня! (рассматривают куклу) Послушай! (взрослый, незаметно для ребенка стучит по столешнице) Тук-тук. Кто-то пришел! К Ване гости пришли».

Пальчиковая гимнастика «Гости»

К Ване гости прибежали (перемещать указательные и средние пальцы обеих рук по ровной поверхности)

Все друг другу руки жали (соединить руки как при рукопожатии)

Здравствуй Таня, здравствуй Ваня (соединять пальцы по очереди на обеих руках)

Не хотите ль пирожок? Может, коржика кусок? (движение руками как при стряпне пирожков)

С ручек все встряхнули крошки (потереть одну руку о другую)

И захлопали в ладошки. (хлопки)

2. Игра «Дорожка с препятствиями»

Ваня приглашает нас в гости. Пойдем? (да) Ваня зовет нас. Иди!

Ребенок должен пройти по дорожке, чтобы прийти в гости. Дорожка выкладывается из карандашей, камушков и т. д. На дороге можно положить небольшие препятствия.

Большие ноги шли по дороге

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке

Топ-топ-топ-топ.

Отрабатывается речевой материал: топ

3. Игра «Чаепитие для друзей»

Заходим в игровую палатку. «Смотри, это Таня! Это Вова!». В палатке находятся куклы, сундук, кувшин с водой, кукольная посуда. Ребенок вместе с взрослым, рассматривает кукол, наливает воду, размешивает краски в стаканах (делает чай, сок, кофе, повторяет слова.

Примерное содержание беседы с ребенком:

«У Вани есть сундук. Открой. Вот чашка. Дай Тане. На, Таня! Эту дай Вове. На, Вова. Смотри, в чашках пусто!». Взрослый достает кувшин и показывает, что в кувшине теплая вода. Прикладывает руку ребенка к кувшину, несколько раз произнося слова «теплая», «вода», интонацией побуждая ребенка к повторению. Ребенок с помощью взрослого наливает воду из кувшина в стаканчики (набор кукольной посуды). Взрослый: «Угостим Таню чаем. Что мы дали Тане?». Ребенок окрашивает воду коричневой краской (кладет в чашечку немного краски и размешивает). «Вову угостим соком. Что мы дали Вове? (окрашиваем воду в красный цвет). Ваню угостим кофе». Угощаем кукол: «Вот чай. На чай. Вот сок. На сок. Вот кофе. На кофе. Можно спросить ребенка: «Где сок? Где чай? Где кофе?»

Отрабатывается речевой материал: На, дай, вот, Таня, Ваня, Вова, сюда, туда, вода, чай, кофе, сок.

4. Игра «Сортировка».

Содержание: Таня, Ваня, Вова захотели кушать. Нужно положить в формочки им ягоды и бобы. Взрослый просит ребенка разложить ягоды и бобы по формочкам, назвать: «Вот ягоды. Вот ягода. Вот боб. Вот бобы. Сюда боб. Туда ягоду».

Отрабатывается речевой материал: вот, сюда, туда, бобы, ягоды

5. Игра «Чай»

Содержание:

Таня, Ваня, Вова чай попили, поели. Ты хочешь чай? Взрослый дает ребенку чай. Чай горячий. Дуй! Ребенок дует на чай (губы «трубочкой»).

6. Итог.

Прощается с куклами. Пока Ваня. Пока Таня. Пока Вова.

Источник

Читайте также:  Батут для ребенка 2 года