Конспект логопедического занятия для ребенка 5 лет с онр

Конспект логопедического занятия для детей 5 лет с ОНР

     Тема: «На солнечной полянке»

       

Подготовила: учитель-логопед Лавриненко Т.В.

Цель: развитие навыка употребления различных грамматических

категорий на основе лексической темы «Насекомые».

Коррекционно-образовательные задачи:

— уточнять и обобщать знания детей о насекомых;

 — закреплять в речи названия насекомых, знания об их повадках, строении, действиях, которые могут они совершать;

— совершенствование грамматического строя речи (формировать глагольный словарь и словарь признаков, навыки словообразования, согласование прилагательных с существительными в форме именительного, винительного падежей единственного числа, согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе).

Коррекционно-развивающие задачи:

— расширять и активизировать словарный запас по теме «Насекомые»;

 — развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

 — развивать фонематическое восприятие;

 — развивать навыки связной речи;

 — учить согласовывать речь с движениями;

 — развивать общую и мелкую моторики;

 — развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

— воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям насекомых;

 — воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

 — формировать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование:

Зеркала, салфетки, мяч, полянка, макеты цветов, насекомые, цветная бумага, клей, бабочки, предметные картинки с изображением насекомых, игра «Четвертый лишний», магнитная доска, музыка природы.

Ход занятия:

I Организационный этап

Логопед:

Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Летом  ярко светит солнышко. Рады яркому солнышку все: и люди, и птицы, и животные, насекомые. Назовите насекомых, каких вы знаете?

Как приятно сейчас оказаться на солнечной полянке. Сегодня мы приглашаем вас на такую солнечную волшебную полянку. Хотите познакомиться с её жителями?

II Основной этап

(Дети шагают под музыку за логопедом.)

Итак, в путь!

Солнечным погожим днём. (Ходьба широким и мелким шагом)

 Мы на полянку все идём.

 Через кустики и кочки, (Ходьба с высоким подниманием коленей)

 Через ветки и пенёчки.

По тропинке побежим, (Лёгкий бег)

До полянки добежим.

Отдохнуть пора, дружок

Мы присядем на пенёк. (Садятся)

Логопед:

Скажу вам по секрету, что жители полянки очень маленького роста и часто прячутся в траве. Вы хотите подружиться с насекомыми? Чтобы с ними подружиться, надо в крошек превратиться.

Давайте скажем такие слова: «Эй, полянка, раз, два, три – в малышей нас преврати!».  Теперь мы стали крошками и можем подружиться с разными насекомыми.

Давайте подойдём поближе к полянке.

 — Ребята, какие насекомые живут на этой полянке? (Жуки, бабочки, пчёлы…).

А теперь давайте скажем полным ответом.

— Каких насекомых вы видите? (Я вижу бабочек; я вижу жуков).

 — Скажите, что общего у всех насекомых? (У них есть 6 ног, у многих крылья, усики, хоботки для сбора нектара).

   Логопед: Давайте изобразим насекомых.

Подойдём к столику, присядем на стульчики и выполним упражнения для язычка.

Артикуляционная гимнастика

• «Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта

. • «Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу,  по часовой и против часовой стрелки.

• «Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.

 • «Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.

Логопед: Вы хотите поиграть в игру?

Игра «Комары и жуки»

Дети делятся на две группы: первая изображают комариков, а вторая жуков. Первая группа, услышав звук «З» летает по залу до тех пор, пока не прозвучит звук «Ж» — тогда комарики замирают, а летать начинают жуки. (Смена звуковых сигналов повторяется 3- 4 раза).

Логопед: Комары и жуки устали нам нужно правильно подышать.

Дыхательная гимнастика

• «Комарик». Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З».

• «Жук». Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».

Хорошо на полянке. Столько насекомых увидели. А каких насекомых можно увидеть у нас дома? (Тараканы, мухи…).

Логопед: Сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете насекомых и умеете ли отличать от других животных.

Игра «Четвертый лишний»

Выставляются картинки.

Муха, муравей, голубь, пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, щука.

Комар, пчела, бабочка, лиса и т.д.

Упражнения на координацию речи с движениями

 Логопед: Мы с вами находимся на солнечной полянке. И сейчас покажем, что насекомые делают на полянке.

Игра «Насекомые над полянкой»

— Жу-жу-жу, -жужжит пчела: — Я лечу издалека.

 (Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.)

 — Зу-зу-зу, — комар пищит, укусить скорей спешит.

 (Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперёд.)

 — Уф-уф-уф, — как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повёз.

(Ритмично притопывают ногами.)

 Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу, я любого разбужу».

 (Ритмично хлопают в ладоши.)

Лексико-грамматические упражнения, игры

Логопед: Молодцы! Насекомых изобразили. А знаете ли вы как они передвигаются?

  «Кто как передвигается?»

Дети становятся в круг. Логопед читает предложения, а дети заканчивают их, изображая движения насекомых:

Читайте также:  Упражнения от сутулости для ребенка 5 лет

-машут руками как крылышками (летает насекомое),

-перебирают пальчиками (ползает насекомое),

— прыгают (прыгает насекомое).

Гусеница ползает, а кузнечик… (прыгает).

Паук ползает, а стрекоза… (летает).

Муравей ползает, а бабочка…(порхает).

Комар летает, а червяк… (ползает).

Бабочка порхает, а муха… (летает).

Шмель летает, а муравей…(ползает).

Кузнечик прыгает, а оса… (летает).

Божья коровка летает, а клоп… (ползает).

Логопед: Молодцы! А что еще делают насекомые?

“Подбери слово” игра с мячом.

 Подбор глаголов к слову «насекомые» (летают, порхают, жужжат, вредят, кусают, жалят, надоедают, помогают, переносят, трудятся, вылезают, трудятся, засыпают, просыпаются и т.д.).

 “Подбери признак” игра с мячом.

Подбор признаков, образование относительных прилагательных.

муравей (какой?) – трудолюбивый, сильный

муха (какая?) –  надоедливая, черная, маленькая

бабочка (какая?) – красивая, пестрая

комар (какой?) – маленький,

кузнечик (какой?) – большой, зеленый, длинноногий

» Назови ласково»

 (Договаривание слова с соответствующими окончаниями во фразах, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе).

Логопед. Я буду произносить фразы, а вы их договаривать. Только одно условие, называем насекомых ласково.

Бабочки желтень:, муравей чернень:, божья коровка краснень:, кузнечики зеленень:, жук синень:, бабочка белень… Молодцы!

Логопед: Давайте с вами выясним, насекомые приносят вред или пользу?

«Полезны или вредны»

Чем полезны насекомые?

    Насекомые полезны, потому что они опыляют растения; пчёлы собирают нектар и делают мёд; муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют нас своей красотой; они являются кормом для птиц и некоторых животных.

Чем насекомые вредны?

 Насекомые вредны, потому что гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций.

Логопед: Ребята, насекомые приносят как вред, так и пользу. И все они нужны в природе!

Аппликация

Логопед: Ребята отгадайте загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

взвился вверх и улетел. (Бабочка)

Логопед: Посмотрите, к нам прилетели бабочки. Видимо они попали под дождик и у них стерлись пестрые узоры на крылышках. Давайте поможем им, украсим крылышки. Но прежде потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Насекомые».

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(Вращают мизинцем)

Прячьтесь!

(Руки за спину)

А теперь приступим к заданию.

(Дети под музыку украшают крылышки бабочкам.)

Логопед: Какие красивые бабочки! Давайте покажем их гостям.

А теперь осторожно посадим их на полянку.

Влетает бабочка и угощает детей конфетами.

III Итог.

Логопед: Ребята, вам понравилась волшебная полянка? Кого встретили? (дети отвечают).

Пора превращаться снова в девочек и мальчиков. Давайте скажем: «Раз, два, три – полянка, рост нам возврати!».

 — Мне очень понравилось, какими вы сегодня были дружными, старательными. Мы подружились насекомыми. Они, хоть и маленькие, но нужны в природе. Давайте дадим себе слово не обижать шестиногих друзей.

 На волшебной полянке сегодня побывали, её жителей узнали.

 В группу нам идти пора, сейчас идём все, не спеша.

Источник

Ирина Шайдурова
Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет с ОНР

Конспект составила: учитель — логопед

МАДОУ «Детский сад №278» г. Перми

Шайдурова Ирина Владимировна

Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет с ОНР

Тема: Посуда

Цель: Систематизировать номинативный словарь по теме «Посуда»

Задачи:

Образовательные: 1) закрепить и систематизировать номинативный словарь (кастрюля, стакан, сахарница, тарелка, чашка, блюдце, вилка, нож, сковорода, противень, заварной чайник, расширить представления о посуде (сито, корыто, рюмка, ее назначении, деталях и частях, материалах из которых она сделана;

2) закрепить умение образовывать множественное число существительных;

3) упражнять в согласовании существительных с количественными числительными один – пять;

4) закрепить умение образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных;

5)закрепить умение согласовывать существительные с прилагательным: упражнять в подборе качественных прилагательных, в образовании относительных прилагательных;

Развивающие: 1) развивать общую моторику и мелкую моторику пальцев рук

2) развивать слухоречевую память, зрительное внимание, логическое мышление;

3) координировать движения с речью.

Оборудование: столы, стулья, компьютер, интерактивная доска, игровая презентация, смарт игры («1-5», «Большой – маленький», «Из чего сделано», «Что получится», «Один – много», «Назови ласково», тарелка.

Демонстрационный материал: карточки – лото, картинки с изображением посуды разного вида (кастрюля, сковорода, ложка, вилка, нож, сахарница, тарелка, блюдце, стакан, банка, противень)

Ход занятия

Этапы занятия Деятельность педагога Деятельность детей Примечания

Орг. момент

3-5 мин. Создание эмоционально – положительного фона

Л. — Здравствуйте, ребята! Сегодня мне пришло электронное письмо. Прислала его Федора, она очень расстроена. Давайте послушаем, что же у нее случилось.

«Здравствуйте, ребята! Случилась со мной неприятность. Не следила я за своей посудой, песочком не чистила, кипяточком не обливала и на полочки не раскладывала. Посуда обиделась и сбежала. Не могу я теперь ни чаю выпить, ни супа съесть, ни варенья отведать. Ребята, дорогие мои! Помогите, пожалуйста, мне Федоре посуду найти и вернуть домой, мне одной никак не справиться! Бабушка Федора!»

Читайте также:  Kar для ребенка 5 лет

Л. – Ребята, а вы поняли, что же случилось у Федоры Егоровны? Почему посуда от нее сбежала? Поможем бабушке Федоре вернуть ее посуду?

Л. – Отправляемся в путь по волшебной тропинке с заданиями.

Перед нами темный лес (хлопки в ладоши)

Полон сказок и чудес. (шлепки по ногам)

Нужно вместе здесь держаться, (стучать кулачками)

Дружно всем перекликаться. («замочек» из пальцев)

Итак, мы пришли к первому заданию.

— Здесь, надо отгадать загадки. Если отгадаем, то узнаем, какая посуда сбежала от Федоры.

У вас на столе лежат карточка и набор картинок. Отгадав загадку, кладете картинку на карточку.

В ней пожарю я котлету

И картошку без труда,

Испеку блины к обеду,

Ведь она –… (сковорода).

Воду, овощи бери,

Суп и борщ во мне вари.

Я чистюля, не грязнуля,

Я же мамина. (Кастрюля)

Пузатый, носатый

На печке сопел.

Потом вдруг нечаянно

Песню запел. (Чайник)

Чтоб есть суп – она большая.

И для каши есть такая.

Меньше чайная немножко.

Что это? Конечно (Ложка)

Салат, макароны, котлеты, картошку

Их можно, конечно, покушать и ложкой,

Но мною удобней –

у меня есть зубчики

Правда, невозможно

мною кушать супчики. (Вилка)

Культурно ли есть со стола?

Хотите, чтоб я помогла?

В завтрак, в обед или в ужин

Никто так, как я вам не нужен!

Бываю глубокой и мелкой,

Но та и другая – (Тарелка)

На столе самовар,

В чайнике душистый чай,

В руки я беру ватрушку,

Ну, а к ней большую… (Кружка)

— Замечательно, с первым заданием справились.

— Молодцы. А как, одним словом назвать все эти предметы?

— Верно, посуда. Ребята, а посуда сделана из одного материала? Открывают письмо. Слушают запись.

Отвечают на вопросы

Повторяют движения за педагогом

отгадывают загадки, выбирают картинку — отгадку, переносят в таблицу, затем сверяют

свои ответы с ключом (кастрюля, сковорода, чайник, ложка, вилка, тарелка, кружка)

Отвечают на вопросы

Посуда

Нет Презентация Слайд 2

Основной этап

10-15 мин Закрепить умение образовывать относительные прилагательные

Л. — Давайте поиграем в игру «Из чего сделана посуда»

Например: Посуда из стекла — стеклянная

Посуда из металла — ….

Посуда из фарфора — …

Посуда из глины — ….

Посуда из дерева — ….

Посуда из пластмассы — …

Л. – Правильно, посуда бывает разная. Распределите картинки, из чего изготовлена посуда. Например, стакан сделан из стекла, значит, он стеклянный.

Л. — Ребята, поглядите, кажется, мы нашли посуду Федоры

Снятие утомляемости и сонливости, восстановление физических сил

Вот большой стеклянный чайник(надуть живот, одна рука на поясе)

Очень важный как начальник. (другая рука – изогнута, как носик)

вот фарфоровые чашки (приседать)

Очень хрупкие, бедняжка (руки на поясе)

Вот фарфоровые блюдца (кружиться)

Только стукни – разобьются (рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки, (подтянуться, руки сомкнуть над головой,

Кажется эти тарелки стоят здесь очень давно, они покрыты пылью. Надо сдуть эту пыль с тарелок.

Пыль сдули,сейчас помыть посуду надо:

Раз, два, три, четыре! (Хлопки)

Кран с водою мы открыли (руки в кулак, покрутить)

И посуду перемыли: (трут ладони)

Чашку, чайник, ковшик, ложку

И большую поварешку. (загибают пальцы)

Тёрли, тёрли, мыли, мыли, (потирают руки, «моют»

Всё кругом в воде и мыле. («фонарики»)

Раз, два, три, четыре (хлопки)

Кран с водою мы закрыли –(кулаки покрутить)

Всю посуду перемыли. (ладони вниз, потрясти)

закрепить умение образовывать множественное число существительных: упражнять в в согласовании существительных с количественными числительными один – пять

Л. – Как же много посуды у Федоры. Сейчас поиграем в игру «Один – много»

Л. Молодцы! Нашли мы посуду Федорину. Надо посчитать ее, поиграем в игру «1-5».

Л. – Сосчитали посуду. Давай сложим ее в коробку и отправим Федоре почтой. Будем складывать и ласково называть посуду. Игра «Назови ласково».Например: Тарелка – тарелочка;

Блюдце – блюдечко;

Вилка – вилочка;

Кастрюля – кастрюлька;

Ложка – ложечка;

Рюмка – рюмочка.

Сковорода – сковородочка;

Стакан – стаканчик;

Чайник – чайничек;

Чашка – чашечка;

Л. — Ну вот посылка готова к отправке.-Образовывают относительные прилагательные:

металлическая

фарфоровая

глиняная

деревянная

пластмассовая

— Соотносят картинки:

Стекло – стакан, банка

Фарфор – чашка, тарелка

Дерево – ложка, доска

Глина – кувшин

Металл – кастрюля, вилка

Выполняют дыхательное упражнение

Выполняют движения за педагогом

Называют множественное число сущ.

Соотнося картинки с числами 1-5

Называют ласково

Презентация Слайд 3

Смарт – игра «Из чего сделана посуда»

Ритмическое упражнение «Лес»

Смарт – игра «Лото – волшебная скатерть»

Физминутка

Дыхательная гимнастика

Паьчиковая гимнасика «Посуда»

Смарт игра «Один — много»

Смарт игра «Назови ласково»

Заключительный этап

2-3 мин. Давайте придумаем для Федоры советы по уходу за посудой.

Ребята, как мы помогли Федоре? Перечислите какую посуду мы помогли вернуть? Называют советы, как правильно ухаживать за посудой

Читайте также:  Спрей в нос от заложенности для ребенка 5 лет

Отвечают на вопросы

Источник

Конспект логопедического занятия для 5 -6 лет детей с общим  недоразвитием речи 3 уровня.
Тема: «Волшебница — осень»

Цель: Уточнить представление об осени и ее приметах.

Задачи: 

  • Расширить и активизировать словарь по теме.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Развивать длительный плавный выдох.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать зрительное внимание, мышление,
  • Совершенствовать координацию речи с движением, мелкую моторику.

Оборудование: детские рисунки, осенние листья, загадки, разрезные картинки.

Ход НОД:

Организационный момент

— Дорогие дети! Сегодня мы погорим о времени года, а о каком, вы попробуйте отгадать.

Листья падают с деревьев.

Снова птицы улетают.

Дождь опять в окно стучится.

И когда это бывает?

— Правильно, осенью. И сегодня у нас в гостях будет красавица осень, но прежде мы вспомним о приметах осени, назовем осенние месяцы и их отличие.

 Основная часть.

1. Беседа

— До осени какое время года?

— После осени?

— Назовите осенние месяцы.

— Какая бывает осень? Если рано начинается, то это осень какая? Поздно? В октябре?

 2. Игра «Осенние слова».

— А сейчас поиграем в игру «Осенние слова». У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слово, которое относится к осени, поднимите листочек вверх.

ОПАДАЮТ, ПОСПЕВАЮТ, РАСЦВЕТАЮТ, ХМУРАЯ, ЗЕЛЕНЕЮТ, ЗОЛОТАЯ, ЖАРКО, ДОЖДЛИВАЯ, ТАЕТ, ТЕПЛЕЕТ, УЛЕТАЮТ.

— А что осенью опадают?

— Как называется явление природы, когда падают листья?

Просмотр видео презентации «Природа осенью»

— И сейчас мы тоже с вами устроим листопад. Сначала подуем на листочек. Дуем бесшумно, через рот, протяжно, не надувая щек.

— А теперь подбросим вверх листочки.

— Какой замечательный листопад у нас с вами получился.

3. Развитие фонематического восприятия.

— Послушайте шорох осенних листьев.( звучит в записи шумов), как идет дождь(шум дождя)

4. Рассматривание детских рисунков об осени, называние примет осени.

— Ребята, дома вы вместе со своими родителями рисовали рисунки об осени. Посмотрите, какие приметы осени изобразила…(дети любуются рисунками сверстников)

5. Игра «Да-нет»

— Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте. Если это бывает осенью, вы говорите «ДА», если не бывает, говорите – «НЕТ».

Осенью растут цветы? НЕТ

Осенью растут грибы? ДА

Тучки солнце закрывают? ДА

Жаркий ветер прилетает? НЕТ

Туманы осенью плывут? ДА

Ну а птицы гнезда вьют? НЕТ

К нам букашки прилетают? НЕТ

Звери норки закрывают? ДА

Урожай все собирают? ДА

Птичьи стаи улетают? ДА

Часто-часто льют дожди? ДА

Солнце светит очень жарко? НЕТ

Можно детям загорать? НЕТ

Ну а что же надо делать –

Шорты, шляпки надевать? НЕТ

Или лучше в теплой куртке

Погулять по переулку? ДА

Осень, осень, подожди,

Ты от нас не уходи.

Ведь холодная зима

Нам пока что не нужна.

Да?

ДА.

6. Логоритмика

— Итак, ребята, мы с вами очень много признаков осени назвали. И сейчас мы поиграем с тучкой и дождиком.

— Молодцы!

7. Интерактивная игра  на интерактивной доске «С какого дерева лист?»

8. «Осенние загадки».

Краснеют и желтеют,

С деревьев опадают,

В воздухе кружатся

И на землю ложатся (листья)

Нахмурится, насупится,

В слезы ударится –

Ничего не останется (туча)

Кто всю ночь по крыше льет да постукивает,

И бормочет, и поет, и убаюкает? (дождь)

Пыль поднимает, деревья качает,

Воет, завывает, с деревьев листья срывает,

Тучи разгоняет, волны поднимает (ветер)

9. «Украсим словами».

— Ах, какая была осень,

«А какая?» — мы вас спросим.

Погода осенью какая? ДОЖДЛИВАЯ, ТУМАННАЯ, ХМУРАЯ, ПАСМУРНАЯ, ХОЛОДНАЯ, ВЕТРЕНАЯ.

Лес осенью какой? ЗОЛОТОЙ, РАЗНОЦВЕТНЫЙ.

Дождь осенью какой?

Ветер осенью какой?

— А что люди собирают осенью?

10. Игра «Собери урожай» (разрезные картинки)

— И мы сейчас с вами будем собирать урожай. У каждого из вас лежит конверт, в нем разрезная картинка. Соберите ее.

— Что получилось у вас? Называете цвет и предмет, например, желтый помидор.

— Что такое помидор, огурец, морковь одним словом?

-Где растут овощи?

— А яблоко, груша, виноград?

— Где растут фрукты?

11. Игра «Подскажи словечко».

Где зимою было пусто,

Летом выросла…капуста.

Из земли за чуб плутовку,

Тянем сочную…морковку.

Хоть и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я…свекла.

Летом в огороде-

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке –

Желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? Огурцы.

12. Пальчиковая гимнастика «Компот»

— Что готовят из овощей и фруктов?

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будим, мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Песня «Урожайная»

Входит Осень – взрослый в костюме (приветствует детей, спрашивает о каком времени года говорили, что дети знают о осени?  Одаривает их осенними яблоками)

-Всем спасибо за внимание, участие, труд, старание.

Источник