Конспект индивидуального занятия с ребенком 5 лет
Конспект образовательной деятельности
Тема: «Геометрические фигуры».
Цель: научить различать и называть предметы круглой, треугольной, квадратной формы.
Задачи:
- Закрепить умение называть геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, ассоциировать их с предметами.
- Развивать мелкую моторику кистей рук, зрительную память и произвольное внимание.
- Воспитывать интерес к дополнительным занятиям.
Материалы и оборудование: солнышко; набор геометрических фигур, разных по величине и цвету, три коробки с наклеенными геометрическими фигурами; образец узора из геометрических фигур, набор геометрических фигур одинаковых по размеру, но различных по цвету; лист бумаги ФА4 наверху нарисованные предметы – мяч, книга, огурец, шапка-треуголка, а внизу геометрические фигуры – треугольник, квадрат и круг; медальончик-сослнышко.
Возраст ребенка: 5 лет.
Тип образовательной деятельности: индивидуальный.
Форма образовательной деятельности: игровая.
Ход образовательной деятельности
- Организационный момент.
Воспитатель: Даниил, посмотри в окно и скажи мне, пожалуйста, светит там солнышко или идет дождь?
Ребенок: Светит солнышко.
Воспитатель: Верно, светит солнышко. А мы знаем, что солнце дарит нам тепло. Так вот сегодня в гости к нам с тобой тоже заглянуло солнышко (достаю солнышко из цветного картона и кладу в центр стола) для того, чтобы нам с тобой было тепло и радостно играть.
- Развитие общей и мелкой моторики.
Воспитатель: А сейчас наше солнышко поможет нашим пальчикам к работе.
Утро красное пришло,
Солнце ясное взошло.
Стали лучики светить,
И Даниила веселить.
(пальчики разгибаются по-одному)
Прилетели тучки,
Спрятались лучики.
(пальчики прячутся в кулачок)
- Объявление темы образовательной деятельности.
Воспитатель: Даниил, а тебе солнышко какую геометрическую фигуру напоминает?
Ребенок: Круг.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с тобой постараемся вспомнить названия геометрических фигур, которые раннее уже изучали.
— Скажи мне, пожалуйста, как называется эта фигура? (показ треугольника)
Ребенок: Треугольник.
Воспитатель: Как ты это определил?
Ребенок: Так как у него три вершины и три стороны.
Воспитатель: Молодец!
(Затем показываю квадрат, прямоугольник и задаю вопросы аналогичные к треугольнику). Хорошо, а теперь мы поиграем в игру.
Игра «Наведи порядок»:
Перед ребенком набор квадратов, кругов, треугольников разного цвета и размера, и три коробки с наклеенными на них фигурами: треугольником, квадратом, кругом.
Воспитатель: Даниил, дети сегодня играли, все фигуры разбросали и не убрали за собой. Помоги навести порядок и порадовать солнышко: разложи фигуры по коробкам – в коробку № 1 круги, в № 2 – треугольники, в коробку № 3 квадраты.
(Ребенок должен разложить геометрические фигуры по коробкам, ориентируясь лишь на форму и абстрагируясь от цвета и величины фигур).
— Молодец, Даниил, ты справился с заданием.
Следующая игра, в которую мы с тобой поиграем, называется «Сложи узор».
Воспитатель: Перед тобой лежит заранее выложенный узор из геометрических фигур. Твоя задача продолжить выкладывать узор, соблюдая очередность, цвет фигур. Будь очень внимателен.
— Ты сегодня всех нас радуешь своими успехами. Выполнил все правильно!
Физкультминутка:
— А теперь давай немного отдохнем.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли,
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
— И последняя игра «Соединялка». Внимательно рассмотри нарисованные предметы, а ниже обрати внимание на геометрические фигуры. Тебе необходимо соединить предмет похожий на ту или иную геометрическую фигуру.
(Ребенок выполняет задание).
— Молодец, Даниил, у тебя все получилось.
4. Итог образовательной деятельности.
Воспитатель: Итак, давай вспомним, какие геометрические фигуры мы с тобой сегодня повторили.
Ребенок: круг, треугольник и квадрат.
Воспитатель: Верно. Даниил, солнышку тоже понравилось, как ты работал, и оно тебе приготовило сюрприз (дарит солнышко в виде медальки).
Источник
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 5 лет
Тема: Автоматизация звука [л’].
Цель: автоматизация звука [л’] в словах.
Задачи:
Обучающие:
1) уточнить изолированное произнесение звука [л’];
2) уточнить произнесение звука [л’] в слогах;
3) учить правильно произносить звук [л’] в словах.
Развивающие:
1) развивать умение отвечать полным предложением;
2) развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа;
3) развивать речевое дыхание;
4) работать над интонационной стороной речи (развивать силу голоса);
5) совершенствовать навыки слогового анализа;
6) совершенствовать навыки согласования существительных с местоимениями мой, моя;
7) развивать высшие психические функции (зрительное внимание, мышление);
8) развивать пространственную ориентировку;
9) развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркало; картинка с изображением льва, лисы, грибка, парохода; картинки, в названиях которых есть звук [л`]; картинки, изображающие артикуляционные упражнения; картинка для нахождения отличий (2 зайца); нарисованные листочки; ведерко; красный кружок.
Ход занятия
- Организационный момент Логопед приглашает ребенка в свой кабинет, просит присесть за стол.
— Что мы делали на прошлом занятии? /Мы учились произносить звук [л’]/.
— Правильно. А сегодня мы будем учиться произносить звук [л’] в словах. Как мы будем заниматься? /Внимательно, хорошо, активно/.
Логопед показывает ребенку картинку.
— Посмотри на картинку. Кто здесь нарисован? /Нарисованы лиса и лев/.
— Да. Лев решил отправиться в гости к Лисе. Пришел в лес, а где искать Лису — не знает. Видит, на опушке стоит Грибок.
Логопед показывает ребенку картинку с изображением грибка.
— Лев подумал, что он-то знает, где живет Лиса и спросил у него дорогу. А Грибок не захотел просто так показывать, где находится дом Лисы, решил Льва сначала испытать.
2. Артикуляционная гимнастика
— Давай поможем Льву пройти испытание.
Логопед показывает ребенку картинки, изображающие то или иное артикуляционное упражнение.
«Улыбка», «Лопаточка», «Иголочка», «Качели», «Чистим верхние зубы», «Чашечка»,
«Гармошка».
При необходимости, логопед показывает и объясняет выполнение.
Ребенок выполняет все упражнения.
3. Основная часть
А) Дыхательная гимнастика.
1. — Молодец. А наш Лев прошел испытание и Грибок показал ему дом Лисы. Подходит Лев к дому, а он весь листьями завален. Давай поможем ему убрать эти листья.
Логопед выкладывает на столе листочки.
— Подуй на листочки так, чтобы сдуть их со стола.
Ребенок сдувает листья со стола.
— Все листочки на земле. Давай соберем их в ведерко.
Ребенок выполняет задание.
2.– Хорошо. А теперь поможем Льву позвать Лису! Вдохни и на выдохе произноси па.
Аналогично — па-па, па-па-па, па-па-па-па, па-па-па-па-па.
Ребенок произносит слоги.
— Теперь говори как я.
Логопед произносит слоги отрывисто.
Аналогично — с ударением на 1, 2, 3 слог.
Б) Изолированное произнесение звука.
— Услышала Лиса Льва, открыла дверь. Решили они поиграть, но им быстро это надоело. Думали-думали они, чем же ещё заняться и решили отправить в путешествие на пароходе. Давай мы им поможем.
Логопед показывает ребенку картинку с изображением парохода.
— Что здесь нарисовано? /Здесь нарисован пароход/.
— Как гудит пароход? /[Л’-л’-л’]/
— Правильно. Помоги пароходу доплыть до пристани. Проводи пальчиком по дорожке, произнося [л’-л’-л’].
Ребенок выполняет задание.
В) Голосовая гимнастика.
— Хорошо. Пока плыли наши друзья, начался сильный ветер. Давай покажем, какой был ветер. Он воет так – у-у-у! Когда я скажу – «Ветер поднимается», ты говори у-у-у громко, когда скажу «Ветер утихает» говори тише, а когда скажу «Ветер стих», ты должен замолчать.
Ребенок выполняет задание.
Г) Игра «Поймай звук».
— Стих ветер. Поплыли Лев и Лиса дальше. А их пароход был не простой, а с интересными заданиями! Наши друзья будут их выполнять, а мы будем им помогать.
Логопед предлагает ребенку красный кружок.
— Первое задание такое — я буду называть разные звуки, а ты подними кружок, когда услышишь звук [л’].
Речевой материал — [Р, с`, л, р, л`, в, к, р`, л’].
Д) Упражнение «Песенки».
— А тем временем Лиса решила научить всех зверей, оказавшихся на пароходе, правильно произносить её любимый звук [л’]. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй их вместе с Лисой. Постарайся не ошибаться.
Речевой материал — Ли-ли-ли, ля-ля-ля, лю-лю-лю, ле-ле-ле, иль-иль-иль, яль-яль-яль, юль-
юль-юль, ель-ель-ель.
Ребенок повторяет за логопедом цепочки слогов.
Е) Игра «Разложи картинки».
— А тут и новое задание для Лисы и Льва приготовили на пароходе!
Логопед показывает ребенку картинки, в названиях которых есть звук л’.
— Разложи картинки на 3 группы. В первой группе будут те картинки, где [л’] в начале, во второй, где [л’] в конце, а в третьей те, где [л’] в середине.
Ребенок раскладывает картинки.
Ж) Упражнение «Мой, моя».
— Хорошо. Следующее упражнение такое. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой.
Аналогично — моя.
Ребенок называет картинки.
З) Слоговой анализ.
— А теперь Лисе выпало задание делить слова на слоги. Давай поможем ей. Отхлопаем слова по слогам.
Речевой материал — Бельчонок, малина, Люба, мель, вермишель, Коля, мальчик, лебедь. Ребенок делит слова на слоги.
И) Игра «Найди отличия».
— Тем временем наши герои познакомились на пароходе с двумя зайцами-близнецами. Вот они.
Логопед показывает ребенку картинку с изображением двух зайцев.
— Но даже у близнецов есть отличия! Найди, чем отличаются эти 2 зайчика.
Ребенок справляется с предложенным заданием.
К) Игра «Добавь слово».
— Наши друзья почти приплыли. Давай поможем им выполнить последнее задание. Тебе нужно добавить слово в предложение.
Речевой материал —
В лесу живет рыжая, хитрая …. (лиса).
Волки обитают в …(лесу).
Самый кислый фрукт — …(лимон).
У ёжика есть иголки, поэтому он … (колючий).
У меня зазвонил … (телефон).
Л) Пространственная ориентация.
— Лиса и Лев прибыли в лес, но совсем забыли, где право, а где лево и не знают, в какую сторону идти. Давай им напомним! Покажи левую руку.
Аналогично — правое колено, левый глаз, левую ногу, правое ухо, правый локоть.
Ребенок выполняет задание.
4. Итог занятия
— Молодец. Благодаря тебе Лиса и Лев нашли дорогу домой.
— Чем мы сегодня занимались?
— Что тебе понравилось?
— Лиса и Лев довольны тем, как ты занимался, и они обязательно придут к нам в гости в следующий раз.
Источник
Тема: индивидуальное занятие «Лесная школа»
Цель: формирование знаний, умений и навыков по программе М.А.Васильевой.
Задачи:
Раздел «Формирование элементарных математических представлений»
учить называть числа в прямом и обратном порядке на конкретном материале в пределах 10, устанавливать соответствие между количеством и числом,
Раздел «Развитие речи»
учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов; образовывать новые слова приставочно-суффикальным способом;
развивать ВПФ, мелкую моторику;
воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование: карточки общего и индивидуального пользования, раздаточный материал, сосновые шишки, ранец, школьные принадлежности, игрушка машинка.
I Подготовительная часть
Организационный момент
Воспитатель:
— Скажи, сколько тебе лет?
Ребенок:
— Мне 5 лет.
Воспитатель:
— На сегодняшнем занятии я хочу предложить тебе посетить школу необычную, а Лесную.
— С собой в школу нужно взять портфель со школьными принадлежностями. Рассмотри внимательно это предметы. Положи в ранец только те, которые нужны в школе.
Воспитатель:
— А почему ты не положил в ранец машинку?
Ребенок:
— Машинка – это игрушка. Она в школе не нужна.
Воспитатель:
— Давай я помогу тебе надеть ранец. Отправляемся в путь.
II Основная часть
(На доске картинка «Лесная школа»)
Воспитатель:
— Посмотри на доску. Какой житель леса работает в школе учителем?
Ребенок:
— Учителем в школе работает медведь.
Воспитатель:
— Покажи и назови учеников в Лесной школе.
(Воспитанник выходит к доске и выполняет задание)
— В лесной школе учатся: заяц, волк, белка и сова.
Воспитатель:
— Я утверждаю, что все ученики Лесной школы животные. Ты согласен с этим?
Ребенок:
— Я не согласен. Сова – это птица.
Воспитатель:
— Давай, подготовимся к уроку. Выложи из ранца школьные принадлежности.
— Учитель Медведь подготовил интересные задания. Тебе предстоит показать, что ты умеешь и знаешь.
Задание 1
Воспитатель:
— У тебя на столе стоит корзина. Что в ней лежит?
Ребенок:
— В корзине лежат шишки.
Воспитатель:
— Возьми одну шишку в руки.
— Что ты чувствуешь?
Ребенок:
— Шишка – шершавая, колючая.
Воспитатель:
— Покатай эту шишку в ладонях для того чтобы подготовить свои пальцы к письму.
— Выкладывая шишки на стол – считай их.
Ребенок:
— Один — десять.
Воспитатель:
— А теперь складывая их в корзину, считай в обратном порядке, начиная с 10.
Ребенок:
— Десять — один.
Воспитатель:
— На карточках желтого цвета написаны числа. А на карточках белого цвета нарисованы листья. К каждой карточке с числом подбери рисунок с нужным количеством листочков.
— Я думаю, что учитель Медведь остался доволен твоей работой. Ты все сделал быстро и правильно. А теперь приступаем к выполнению следующего задания.
Задание 2
Воспитатель:
— Послушай внимательно загадку:
Стою в тайге на одной ноге,
сверху шишки, снизу мишки,
Зимою и летом зеленого цвета,
платьице в иголках, а называюсь я …
Ребенок:
— Это елка.
Воспитатель:
— А как ты догадался?
Ребенок:
— На елке растут шишки, а сами елки растут в тайге. У елки есть иголки. Елка всегда зеленая.
Воспитатель:
— Посмотри внимательно вокруг. Сосчитай сколько елочек у нас в группе.
Ребенок:
— У нас в группе 5 елочек.
Воспитатель:
— Я сейчас буду называть слова. Ты внимательно слушай.
— Дом, гриб, лес, стол, гриб, утка, окно, гриб, елка.
— Какое слово я повторила несколько раз.
Ребенок:
— Это слово – «гриб»
Воспитатель:
— Открой тетрадь. Соединив точки, на твоем рисунке получится гриб.
(Воспитанник выполняет работу в тетрадке)
Воспитатель:
— Учитель Медведь просит своих учеников выполнить штриховку. Направление штриховки я покажу. Перед началом работы я напомню тебе о том, что линии должны быть ровными, расстояние между ними одинаковое. Линии не должны выступать за контур. Равномерно нажимай на карандаш. Работу выполняй коричневым карандашом.
( Перед ребенком лежит коробка с карандашами шести цветов)
Воспитатель:
— В лесу много разных грибов. Некоторые из них растут только под определенными деревьями. Как называется гриб, который растет под березой?
Ребенок:
— Это гриб называется подберезовик.
Воспитатель:
— Посмотри, как он выглядит. Этот гриб съедобный.
Воспитатель:
— Как называется гриб, который растет под осиной?
Ребенок:
— Этот гриб называется – подосиновик.
Воспитатель:
— А вот так выглядит подосиновик. Он тоже съедобный.
— И со вторым заданием учителя Медведя ты тоже справился очень хорошо.
Задание 3
Воспитатель:
— Учителю Медведю однажды в лесу повстречалась девочка Маша из русской народной сказки. Она заблудилась. Вспомни, из какой она сказки?
Ребенок:
— Это сказка «Маша и медведь».
Воспитатель:
— А что случилось с Машей в лесу?
Ребенок:
— Маша заблудилась.
Воспитатель:
— Помоги девочке отыскать дорогу домой.
(Ребенок работает по картинке – путанице)
Воспитатель:
— Молодец! И с этим заданием ты справился. Маша вернулась домой. И нам тоже пора возвращаться. Складывай школьные принадлежности в рюкзак.
— Не забудь сказать «до свидания» учителю Медведю и его ученикам.
Ребенок:
— До свидания.
III Заключительная часть
Воспитатель:
— Вот мы и вернулись в группу.
— Чем тебе запомнится занятие в Лесной школе?
Ребенок:
(Ответ)
Воспитатель:
— Ты показал хорошие знания и умения, будешь стараться получать еще новые знания, чтобы потом пойти учиться в самую настоящую школу. Я верю, что ты будешь учиться только на «4» и «5»
Источник
Индивидуальное занятие
с ребенком 6 лет (моторная алалия),
организованное совместно со взрослым
(План-конспект)
Подготовила:
Учитель-логопед Павлова С.С.
Г.Билибино
2014 г
Цель занятия:
Для родителей: учить правильно организовывать занятия в домашних условиях на примере индивидуального занятия с ребенком; показать положительную динамику и сложные моменты коррекционной работы.
Для ребенка: содержание коррекционной работы, соответствующее индивидуальному маршруту.
Коррекционно-образовательные задачи:
Расширять пассивный словарь (предметов и их признаков, действий предметов) по теме «Овощи»
Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать картинки с овощами, понимать слова обобщающего значения («овощи»).
Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию предметных картинок, а ребенок жестом отвечает на него).
Учить подражать голосам животных, звукам окружающего мира; постановка звука «Ы» с помощью подражания, автоматизировать изолированного звука «А»
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать артикуляционную моторику (умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние резцы; выработка движений губ вперед, укрепление мышц губ, их подвижности; учить спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка)
Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук (совершенствование динамической организации движений;
Развивать слуховое внимание на материале звукоподражаний, развитие просодических компонентов (модуляция – повышение и понижение голоса; сила голоса – громкий и тихий голос)
Развивать и совершенствовать ритмическое чувство, музыкально-ритмические способности.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать познавательный интерес;
воспитывать положительную мотивацию к логопедическим занятиям
Оборудование: предметы из «Колючей корзинки» (аппликатор Кузнецова, коврики из бамбука); мячик-ежик; картинки для звукоподражаний; картинки большого и маленького парохода; картинки для артикуляционной гимнастики; иллюстративный материал по теме «Овощи».
Ход занятия.
Сегодня мы научим нашу маму играть.
Покажи маме на картинках овощи: лук, чеснок, помидор, огурец, кабачок, баклажан, тыква, капуста, горох, свекла, морковь, картофель.
«Пузатый кабачок» – логоритмическое упражнение под песню с элементами самомассажа
Присядем к зеркалу и поиграем с пальчиками в игры из «Колючей корзинки» (аппликатор Кузнецова, коврики из бамбука)
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки
И катались по траве
От хвоста и к голове
«Прыгаем» всеми пальцами по коврику из аппликатора
Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев
Помогли наши пальчики язычку и губкам проснуться
«Бегемотики»:
Эти бегемотики открывают ротики.
Вот так. Кто шире?
Несколько раз широко открыть и закрыть рот
«Бегемотик»
Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Подразним мы бегемота —
Подшутить над ним охота.
Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.
Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. И повторяем 3-4 раза.
«Позеваем»:
Котик зевает – роток открывает.
А люди зевают – свой рот прикрывают!
Длительно произносить звук «А». При этом быстро, то прикрывать рот ладонью, то открывать его. Получится звук, похожий на клич индейцев
«Хоботок»
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
«Щенок» (Улыбка):
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно также смог,
Вот, смотри. Сейчас!
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
А теперь зевать некогда, злой тигр идет, он всех распугал
«Тигр»:
Злого тигра всякий знает.
Тигр всех вокруг пугает.
Ой, боюсь, боюсь…
Изобразить, как сердитый тигр показывает свои клыки: отвести нижнюю губу вниз, показав нижние зубы-резцы.
Можно не только оскалиться, но выставить «когти»: поднять кисти рук и напряженно согнуть пальцы.
Только волк ничего не боится и тоже показывает свои клыки
«Волк»:
Рычит: «Ы-Ы-Ы…»
Изобразить серого волка. Предварительно показать, как надо тянуть звук «Ы», оскалив зубы. Важно при этом «Рассердиться» — нахмурить брови и крепко сжать кулаки.
Убегает от тигра только зайчик
попросить показать на картинках волка и зайчика. Спросить, кто из них добрый, а кто злой.
Кто рычит: «Ы-Ы-Ы…», а кто пищит: «И-И-И…»? Изобразить каждого из этих животных.
А теперь вместе с мамой поиграем. Большой и маленький пароход подплывают к пристани. Мама будет большим пароходом и громко гудеть: «Ы-Ы-Ы…», а ты –маленьким, и будешь гудеть тихо: «ы-ы-ы…».
А теперь послушай, и покажи, какой пароход будет гудеть. (Логопед гудит то тихо, то громко)
Устали гудеть, подплыли к пристани, высадились на острове. Посмотри, а там обезьянка ест бананы, а ее подружка собачка весело распевает песенки: «АВ-АВ»
«Узнай по голосу»:
1.показать картинки и предложить повторить звукоподражания: «АВ-АВ» -собачка лает; «АМ-АМ» — обезьянка ест.
2.Логопед произносит звукоподражание: «АВ-АВ» и спрашивает, что делает собачка – ребенок должен показать соответствующую картинку. Затем произносит «АМ-АМ» и спрашивает, что делает обезьянка.
А теперь мама поиграет (вместо логопеда)
Какие мы сегодня молодцы! И сами поиграли, и маму научили играть. Теперь и дома поиграйте также. А я приготовлю для тебя и мамы новые игры и красивые картинки.
Лексическая тема: «Домашние животные».
Этап: подготовительный
Цель:формирование пассивного словаря по теме «Домашние животные»
Задачи:
Коррекционные речевые задачи:
— развивать понимание речи;
— формировать коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний,имитирующих голоса животных
Коррекционно-развивающие задачи
— развивать пространственную ориентировку и неречевые психические процессы (зрительное и слуховое внимание, память, мышление)
Коррекционно-воспитательные задачи:
— воспитывать положительную мотивацию к логопедическим занятиям
Оборудование: игрушка Котенок, пары маленьких игрушек домашних животных, картинки «Домашние животные и их детёныши», зеркало, бумажный бантик на ниточке, разрезная картинка с изображением животного (4 части), бумажная лестница, раскраска
Ход занятия
I.Орг.момент
— К нам пришёл в гости котёнок. Поздоровайся с котёнком (кивок головой)
Как котенок с тобой поздоровается?(если ребенок затрудняется, то дать образец звукоподражания).
II. Основная часть
упражнение на развитие дыхания
(1 мин)
«Поиграй с котенком» (сдуть бумажный бантик).
развитие артикуляционной моторики:
(2 мин)
Котёнок очень любит молоко, он лакает его из блюдца вот так: высунуть изо рта широкий язык и совершать им лакательные движения. Котёнок молоко лакал, после ротик облизал (круговым движением языка облизать губы). Умылся и пошёл на охоту. Возле норки лежит, мышку в норке сторожит. Вылезет мышка из норки, а котёнок ее хвать и поймает. Вот так… (губы в улыбке, медленно высовывать изо рта заостренный кончик языка, затем прикусить язык зубами). Котёнка мы похвалим, бантик синенький подарим. Вот такой… (открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть в виде горки и выкатить изо рта наружу, затем прикусить язык).
развитие понимания речи
(2 мин)
Игра «Найди пару»
(по 2 разных игрушки коровы, кошки, собаки, лошади).
развитие слухового внимания
(3 мин)
«Кто как голос подает?» В деревне живут разные домашние животные: лошадь,собака, корова и т. д. Все они поют свои любимые песенки.
Угадай, кто поет? (Му, и-го-го, бе, хрю-хрю) и т. д.
развитие неречевых психических процессов
(1 мин)
сложить разрезную картинку домашнего животного.
развитие пространственной ориентировки
(2 мин)
Игра «Кот-шалунишка»
На стене висит лестница из бумаги из восьми перекладин. Ребенок сидя на корточках «шагает» по перекладинам ладошками, перекладины заканчиваются на высоте вытянутых рук ребенка.
Логопед читает текст, ребенок делает один шаг ладошками на одно слово вверх и вниз в соответствии с текстом:
Вверх, вверх лезет кот.
Хочет съесть наш бутерброд.
«Цап!» (резкое максимальное растяжение вверх, ребенок издает эмоциональный возглас)
(Ребенок «спускается» вниз)
Нашёл, нашёл, нашёл,
Вниз пошёл, пошёл, пошёл.
(Далее игра повторяется в ускоряющемся темпе)
развитие речевого подражания:
(3 мин)
Игра «Помоги детенышу найти свою маму».
Логопед: На лужайке гуляли детеныши домашних животных и заблудились. Как позовет котенок свою маму? (если ребенок затрудняется, то дать образец звукоподражания).
развитие графомоторных навыков:
(2 мин)
Раскрашивание картинки «котенок».
III. Итог занятия. Рефлексия.
— Котёнкупора домой, как он попрощается с нами?
Он оставил тебе на память картинку.
Т.В. Башинская, Т.В. Пятница «Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна» (из опыта преодоления моторной алалии)
Кириллова Е.В.«Логопедическая работа с безречевыми детьми»: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с. (Библиотека Логопеда).
Конспект индивидуального занятия
с ребенком 5 лет (моторная алалия)
( I этап коррекционной работы)
Лексическая тема: «Домашние животные».
Этап: тренировочный
Цель: Формированиенавыка построения однословного предложения
Задачи:
Коррекционные речевые задачи:
— развивать понимание речи и речевых ситуаций;
— закреплять лексический словарь по теме «Домашние животные» на материале слов, звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих голоса животных;
— закреплять слоговую структуру слова ;
— формировать коммуникативные навыки на основе употребления обиходно – бытовых глаголов и их форм
Коррекционно-развивающие задачи
— развивать пространственную ориентировку и неречевые психические процессы (зрительное и слуховое внимание, память, мышление);
— закреплять мелкую моторику руки
Коррекционно-воспитательные задачи:
— воспитывать положительную мотивацию к логопедическим занятиям
Оборудование: серии предметных картинок по теме, фигуры животных, разрезная картинка « Кошка с котёнком», карточка – обводка «Кошка», карточки – символы с имитацией действия, буквенные символы, фонограмма логоритмического упражнения.
Ход занятия
Вводно – мотивационная часть
Д/и «Путешествие на ферму».
(Словарная работа — пояснение термина).
Анализ ситуации на основе зрительного восприятия
(рассматривание предметных фигурок животных).
Операционно – исполнительская часть
Развитие зрительного восприятия, зрительно – моторной координации. Закрепление слоговой структуры двух — трёхсложных слов
Д/и «Найди пару».
(На столе предметные фигуры животных. При предъявлении картинки с изображением домашнего животного найти соответствующую фигуру. Положить карточку под фигурку.)
— Найди фигурку животного, похожего как на картинке .
Развитие слухового внимания и понимания речи.
Д/и: «Найди маму»
(Серия карточек: Домашние животные в количестве 6 штук.
Серия карточек : Детёныши домашних животных.)
— Детки потерялись. Плачут, зовут маму. Угадай, кто как плачет.
Д/и «Кто как голос подаёт?»
— Давай им поможем, найдём маму
(разложить картинки по парам, назвать детёнышей животных)
3. Развитие неречевых психических процессов (2 мин)
Собрать разрезную картинку «Кошка с котёнком»
4. Логоритмическое упражнение «У котика лапки, лапки – царапки»
(выполнение движений под детскую песенку).
5.Формирование навыка построения однословного предложения.
Логопед задаёт вопросы во время выполнения движений под музыку
логоритмического упражнения
— Ты идёшь ? Что ты делаешь? (Ребёнок отвечает).
— Ты поёшь? Что ты делаешь ? (Ребёнок отвечает).
Логопед предлагает продолжить занятие за столом.
— Ты сидишь? Что ты делаешь?
Логопед раскладывает перед ребёнком карточки – символы глаголов
(ходить, бежать, сидеть, хотеть, взять (предмет).
Логопед предлагает поработать с карточкой. Указывая на неё, задаёт вопрос:
— Что ты делаешь? Обращает внимание на окончание глагола — У
(Ребёнок отвечает: иду. сижу, хочу и т.д.)
Логопед обращает внимание на окончание глагола — У,кладёт рядом букву У, (буквенные элементы гласных звуков I ряда усвоены на предыдущем этапе параллельно с работой над восприятием, анализом акустических и артикуляторных характеристик гласных звуков) и поясняет ребёнку, что
« ты слышишь в конце слова звук — У, когда говоришь про себя: идУ…
( Приводит несколько примеров).
Давай скажем про кошку, указывает жестом на собранную ребёнком предметную картинку и кладёт рядом карточку – символ глагола идти
Произносит действие по карточке, указывая жестом сначала на картинку, затем на символ:
— Кошка идёт? (Ребёнок отвечает). Что делает кошка? (Ребёнок отвечает).
— Слышим ли мы звук (У) в слове?
Аналогично произносятся глагольные формы по другим карточкам- символам.
6.Развитие слухового внимания и понимания значения речевых ситуаций
Д/ з: « Скажи , кто что делает?»
Логопед приводит пример:
— Я сижу? (Сижу). Кошка сидит? (Сидит). (жестом указывает на себя, на кошку, привлекая внимание к разнице звучания окончаний слов – глаголов.
— Теперь ты скажи про себя, указывает на следующий символ) :
— Ты бежишь? (Бегу). Кошка бежит? (Бежит) и т.д.
Оценочно – рефлексивный этап
Развитие графомоторных навыков.
Д/з: — Обведи котёнка по пунктирным линиям и он тебе улыбнётся.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Источник