Конспект индивидуального занятия по постановке звука с у ребенка 5 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»
Конспект индивидуального занятия на тему:
«Постановка звука [С] и автоматизация его изолированно.
Разработала: Учитель-логопед
Чичваркина Л.Э.
г.Гагарин, 2018
Цель: Формирование правильного произношения звука [С].
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: формировать знания о механизме организации звука и его акустических особенностях;
- Коррекционно-развивающие:развивать подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику, фонематические процессы, формировать правильную воздушную струю;
- Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость и самоконтроль.
Оборудование: Игрушка би-ба-бо «Страусёнок», карточки (дорожки насоса, шины, ветерка), мнемокартинка – характеристика звука, пособие «Пальчиковые шаги» Е. И. Черновой, Е. Ю. Тимофеева.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Логопед: Посмотри, какой страусёнок к нам пришёл сегодня на занятие! А зовут его Сима. Он хочет посмотреть, как ты занимаешься!
- Постановка целей занятия (объявление темы)
Логопед: Но у него случилась беда: пока он ехал на самокате, у него спустилось колесо. Давай поможем Симе? (Ответ ребенка)
Логопед: Для этого нужно будет накачать насосом колесо. Но песенка насоса непростая: С – С – С. Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [С]. Логопед: Хочешь научиться песенке насоса? (Ответ ребенка)
- Основная часть
- Анализ артикуляции по плану. Характеристика звука.
Логопед: Послушай я тебе спою песенку насоса: с-с-с-с.
Расскажи мне, когда я тебе её пела, как у меня были расположены: губы, зубы, язычок?
Ребёнок рассказывает с опорой на символы по мнемокартинке.
Ребенок: губы расположены в улыбке, зубы заборчиком, а язычок за нижними зубами.
Логопед: А какой ветерок дует?
Ребенок: холодный.
Логопед: А голосок спит или звенит?
Ребенок: спит.
Логопед: Молодец! Ты всё правильно рассказал.
Логопед: Для того чтобы песенка насоса пелась легко и красиво, нужно сделать упражнения для губ и язычка.
- Артикуляционная гимнастика.
- «Заборчик».
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
- «Хоботок» («Трубочка»).
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.
- «Накажем непослушный язык».
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
- «Чистим зубы снаружи».
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Мягкой щеткою с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые!
- «Вкусное варенье».
Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.
Каждый раз по воскресеньям
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнем.
- «Киска сердится»
- «Загнать мяч в ворота».
- Постановка звука [С].
Логопед: Умница. Вот теперь мы сможем помочь страусенку Симе накачать колёса на самокате. Давай правильно поставим губы, зубы и язычок и вместе споём песенку насоса. Передний колесо накачаем вместе, а заднее ты сам.
(Ребёнок по пальчиковой дорожке, проводит пальцем и поёт песенку насоса). Логопед: Молодец.
- Пальчиковая гимнастика
Логопед: А сейчас мы отдохнем и поиграем пальчиками.
Упражнение «Ежики», «Жучки» (пос. «Пальчиковые шаги» Е. И. Черновой, Е. Ю. Тимофеева)
- Развитие фонематического слуха.
Логопед: А теперь давай мы поиграем в игру «Ловишки». Как только услышишь звук [С], сразу лови его — хлопай в ладошки:М-Ш-С-К-С-Н-Д-С-Р-Л-С-Т-Б-С-Х
Логопед: Молодец.
Логопед: Сима очень рад твоей помощи и предлагает нам покататься на самокате.
- Автоматизация изолированного звука [С]. Закрепление правильного произношения.
Логопед: Прокатимся быстро, с ветерком как свистит ветер на улице?
(Ребёнок по пальчиковой дорожке, проводит пальцем и свистит ветерком).
Ребенок: С-с-с-с-с.
Логопед: Как из шины выходит воздух, когда колесо спускает?
(Ребёнок по пальчиковой дорожке, проводит пальцем и воспроизводит звук спускающей шины).
Ребенок: С-с-с-с-с.
Логопед: Как накачивают шину насосом?
(Ребёнок по пальчиковой дорожке, проводит пальцем и поёт песенку насоса).
Ребенок: С-с-с-с-с.
Логопед: Давай помоем ручки, и включим кран с водой. Как течет водичка?
(Ребёнок по пальчиковой дорожке, проводит пальцем и поёт песенку водички).
Ребенок: С-с-с-с-с.
- Рефлексия. Подведение итога.
Логопед: Молодец. Какую песенку мы с тобой сегодня учились петь?
Ребенок: песенку насоса.
Логопед: Кому мы помогли в беде? Как? (ответ ребенка)
Логопед: Как мы показывали губы, зубы и язычок? (ответ ребенка)
Логопед: Молодец! Ты очень хорошо занимался, старался.
Логопед: Что тебе больше всего понравилось на занятии? (ответ ребенка)
- Домашнее задание.
- В тетради: Артикуляционная гимнастика весь комплекс.
- В альбоме: упражнение «Песенка насоса».
Источник
Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.
Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.
Цели
- Постановка и автоматизация звука [С].
- Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
- Постановка свистящих звуков, их дифференциация.
Задачи
Образовательные:
- Постановка и закрепление фонемы [С] в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
- Обогащение словаря.
Коррекционные:
- Формирование навыков слогового анализа.
- Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
- Развитие мышление, память, внимание.
- Развитие фонетического слуха.
- Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.
Воспитательные:
- Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
- Воспитание трудолюбия.
- Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
Оборудование
Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, картинки с артикуляционной гимнастикой, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.
Ход занятия
Организационный момент
Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.
Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?
Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.
Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.
Игра “Услышь и хлопни”
Цель: развить фонематический слух.
- Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].
Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.
- Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.
А теперь приготовимся к разминке.
Артикуляционная гимнастика
Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.
Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).
Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.
- Улыбка
Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.
- Лопатка
Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.
- Варенье
Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.
- Иголка
Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.
Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.
Дыхательная гимнастика
Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.
- Надуваем щеки
Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.
- Трубач
Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.
Пальчиковая гимнастика
А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.
Постановка звука
Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.
- Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
- Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
- Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
- А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
- Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
- Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
- А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.
Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.
Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.
Механический способ
Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.
Постановка звука:
- Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
- Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
- Располагайте язык, зубочистку в разных позициях, ищите нужное положение для наиболее четкой фонации.
Автоматизация звука
Автоматизации звука уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.
Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.
- в слогах
Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.
Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.
Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления звука [Ш].
- в словах
А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.
Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.
Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?
- в предложениях
Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.
- в текстах
Посмотри на картинку. Что ты видишь?
Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.
Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.
Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.
А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.
Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.
- Кроссворд
Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.
Читайте также: Дифференциация звуков [С] – [Ш] речевой материал
Итог занятия
Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!
Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.
Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.
Источник
Конспект индивидуального логопедического занятия
по постановке и автоматизации звука [С].
Цели: постановка и автоматизация звука [С].
Задачи:
Образовательные:
Постановка и закрепление фонемы [С] в отраженном повторении за логопедом, самостоятельно.
Обогащение словаря.
Коррекционные:
Формирование навыков слогового анализа.
Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
Развитие мышления, памяти, внимания.
Развитие фонетического слуха.
Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.
Воспитательные:
Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
Воспитание трудолюбия.
Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
Оборудование: игрушка слон, зеркало, картинки с артикуляционной гимнастикой, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.
Ход занятия
Организационный момент:
Добрый день, (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы помочь тебе выполнять упражнения и играть.
Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семё н. А тебя как?
Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.
Научимся правильно произносить звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя? Молодец.
Игра “Услышь и хлопни”
Цель: развить фонематический слух.
Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].
Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.
Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.
А теперь приготовимся к разминке.
Артикуляционная гимнастика
Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).
Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за логопедом.
«Улыбка»
Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.
«Лопатка»
Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “пя, пя, пя, пя”.
«Вкусное варенье»
Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.
«Иголка»
Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.
Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.
Дыхательная гимнастика
«Надуваем щеки»
Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.
«Трубач»
Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.
Пальчиковая гимнастика
А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.
Постановка звука
Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.
Автоматизация звука
в слогах
Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.
Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.
в словах
А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.
Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.
Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?
в предложениях
Кроссворд
Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.
Итог занятия
Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!
Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.
Источник
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Постановка звука С»
Цели:
Добиваться правильного звучания звука “С”.
Тренировать подвижность артикуляционного аппарата.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Закреплять умение расслабляться.
Развивать нижнее диафрагмальное дыхание на основе трёхфазного дыхания.
Развивать фонематический слух.
Обогащать словарь ребёнка.
Воспитывать правильную, чёткую дикцию; аккуратность и осанку.
Оборудование: игрушка би-ба-бо “Страусёнок”, картинки, профиль звука, кукла, музыкальная кассета, магнитофон.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(Создание эмоционального настроя у ребёнка).
— Посмотри, какой страусёнок к нам пришёл сегодня на занятие!
— Как тебя зовут?
— Фтипан.
— Что-то мы не поняли, как тебя зовут.
— Фтипан.
— А, я кажется, догадалась. Тебя зовут, Степан?
— Да, да (страусёнок машет головой). Фтипан, Фтипан!
— Саша, как ты думаешь, какой звук не умеет произносить наш друг Степан?
— Ну, конечно, звук “С”.
— Мы с тобой ему поможем научиться произносить звук “С”? (Да поможем).
— Но сначала мы ему покажем, как надо расслабляться.
— Садись в кресло. (Звучит спокойная музыка, проводится релаксация).
2. Релаксация.
“Все умеют танцевать.
Прыгать, бегать рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать!
— Слушай, и делай как я. Вдох-выдох (два раза).
Посмотрите, мы олени,
Рвётся ветер нам на встречу
Ветер стих,
Расправим плечи
Руки снова на колени,
А теперь немного лени.
Руки не напряжены
И расслаблены…..
Знают страусята, девочки и мальчики
Отдыхают теперь ваши пальчики,
Дышится легко….ровно….глубоко”.
Вот и закончилась наша игра, мы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, а главное мы вместе с нашим страусёнком почувствовали, как приятно, когда руки не напряжены и расслаблены.
Ну что ж, теперь пора учиться произносить звук “С”.
Давайте сделаем упражнения, которые так любит наш весёлый язычок.
3. Артикуляционная гимнастика.
(Выполняются упражнения для губ).
1. Упражнение “Улыбка”.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравиться лягушкам.
Улыбаются… Смеются….
А глаза у них, как блюдца.
(Выполняется упражнение “Улыбочка” – 5-7 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)
2. Упражнение “Трубочка”.
Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду,
Ду-ду, ду-ду-ду.
(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперёд 5-7 раз).
3. Упражнение “Улыбочка-трубочка”.
(Чередуются упражнения “1” и “2” 5 раз).
А теперь поиграем с нашим язычком. Смотри, Степан, как мы это будем делать и запоминай.
(Выполняются упражнения для языка).
1. Упражнение “Лопаточка”.
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
— Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз).
2. Упражнение “Накажи непослушный язычок”
На губу язык клади,
Пя-пя-пя произнеси
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается….
Ты под счёт её держи…
До пяти…до десяти…
3. Упражнение “Горка”.
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются!
4. Упражнение “Чищу зубы”
Чищу зубы,
Чищу зубы.
И снаружи…
И внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.
Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.
4. Диафрагмальное дыхание:
А теперь представьте, что мы с вами пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давайте подышим:
Если уж в лесу гулять
Надо воздухом дышать!
Подышите, как я.
Выдох – пффф
Пауза
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с
Пауза.
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с.
Посмотрите, какие кораблики у нас плавают в “море” (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики). Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.
Давайте немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку, на которой всё нарисовано про звук “С” (рассматриваем акустико-артикуляцыонный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с”).
Акустико — артикуляционный профиль звука “С”
— Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”?
— Ребёнок – улыбаются.
— Что остаётся между зубками?
— Ребёнок – щель.
— Язычок, какой узкий или широкий?
— Ребёнок – широкий.
— Куда упирается кончик языка?
— Ребёнок – в верхние зубки.
— Язычок, что ещё делает?
— Ребёнок – выгибается горкой.
— Какая воздушная струя?
— Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) — Холодная.
— Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий?
— Ребёнок – глухой.
— Какой бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата.
— Ребёнок – бывает и твёрдым и мягким.
Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили (ребёнок выполняет).
Давай встанем и “накачаем насос” (ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука).
5. Моторика пальцев рук:
Давай теперь покажем страусёнку Степану, как работают наши ручки:
Ты не бойся, это гусь
Я сама его боюсь
Гусь стоит и всё гогочет
Ущипнуть тебя он хочет.
6. Фонематический слух:
Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук “С”.
(Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш…)
А теперь подними руку, когда услышишь слог со звуком “С”: ЖА, СА, ШО, ЖО, СУ, ЦА, ЗА, ШО…
Послушай и произнеси слоги, которые я тебе скажу:
СА-СО-СУ; СЫ-СА-СЭ; СУ-СЭ-СЫ.
Сегодня к нам в гости взглянуть на Страусёнка зашли Саша и Сима, подари им игрушки (картинки) вместе с нашим Страусёнком – Саше со звуком “С”, Симе – со звуком “СЬ”. Ребёнок раздаёт картинки или игрушки и проговаривает каждое предложение: “ Я подарю Саше картинку санки, а Симе гуся”..
Молодец! Всё сделал правильно!
Вот и подошло время заканчивать наше занятие, посмотрите ещё раз на профиль звука “С” и расскажите по нему: об язычке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе), как они себя ведут, когда ты произносишь звук “С” (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука “С”).
— Ну что, Страусёнок, научился произносить правильно и красиво своё имя?
— Так как же тебя зовут? Произнесите вместе имя Страусёнка (Степан).
— Правильно! Молодцы!
— Я думаю, что теперь вы всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком “С”.
Источник