Конфликт и социальная ситуация развития ребенка

Конфликт и социальная ситуация развития ребенка thumbnail

3.66

Ситуация. Психологи считают, что в младшем школьном возрасте ребенок активно усваивает социальный опыт. Одним из способов усвоения такого опыта становится ситуация межличностного конфликта.

Как взрослый должен относиться к конфликтам среди детей?

Решение. Взрослому не следует сразу вмешиваться в детский конфликт. Пусть дети сначала сами попробуют найти способ позитивного выхода из конфликтной ситуации. А взрослый позже, тактично и лучше опосредованно, поможет участникам ситуации осознать, как нужно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, что в поведении «конфликтующих сторон» справедливо, а что несправедливо.

Сами по себе такие ситуации могут быть созидательными, способствующими развитию ребенка. Но при определенных условиях конфликтная ситуация может стать разрушительной, травмирующей его. В этом случае взрослый должен немедленно оказать помощь конфликтующим.

Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания противоборствующих сторон, а может быть намеренно создана, спровоцирована одной или обеими сторонами.

Тесное взаимодействие родителей и учителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь ему преодолеть негативные поступки, сформировать ценностные жизненные ориентации, научить доброжелательному общению с товарищами.

Часто, когда в семье вырастают «трудные» дети, оказывается, что этому способствовали «трудные» родители, а иногда и «трудные» отношения семьи и школы.

Например, четвероклассник Саша Т. плохо учится, слывет нарушителем дисциплины, находится под влиянием «дурной компании». Учителя, озабоченные поведением мальчика, неоднократно вызывали в школу родителей. Последние же, в свою очередь, считают, что их мальчик – вполне нормальный ребенок, а учителя к нему просто придираются. Что касается его поведения в школе, так они тут ни при чем: «Путь за ним следят педагоги и не перекладывают свои проблемы на нас…».

А вот еще ситуация: родители ученика 3-го класса Вани А. постоянно нигде не работают, занимаются «подработками». Жизнью ребенка не интересуются, мотивируя это тем, что им некогда. В то же время, получая какие-либо жалобы или замечания из школы, они бьют и всячески унижают мальчика. Подобных примеров можно привести много: родители по-разному относятся к детям. Отец и мать имеют право на то или иное отношение к ребенку, к его учителю – доверять или не доверять, относиться с симпатией или проявлять антипатию. Каждая конфликтная ситуация требует особого подхода к ее разрешению.

Пример должны подать учителя. Для этого постарайтесь соблюдать простые правила.

Не жалуйтесь родителям на детей; встреча с родителями может проходить лишь как деловое, доброжелательное обсуждение некоторых проблем, связанных с поведением ученика или с необходимостью развивать его личностные качества; жаловаться на ученика – значит признаваться в своем бессилии.

Не пишите замечания в дневники учащихся, не выставляйте там «двойку», даже если ученик ее получил; что могут сделать родители по такой записи: «Вася разговаривал на уроке»; «двойка» очень часто – лишь предупреждение ученику о том, что у него образовался пробел в знаниях и он должен его ликвидировать, он сам, а не родители; ваша задача – помочь ребенку в этом; вы – учитель, а не родители.

Проводите родительское собрание, как встречу соратников. Расскажите о том, что было проделано с детьми за прошедший период, какие успехи у класса, какие возникли общие проблемы. Попросите родителей обсудить способы разрешения этих проблем. Проинформируйте их о том, что пройдено по каждому учебному предмету, с какими трудностями встретились ученики (не называя ни одной фамилии), разъясните, чем могут помочь родители своим детям. Сообщите, какие темы или какие предметы будут изучаться в ближайшее время, какие общешкольные и классные мероприятия намечены, какое участие могут принять родители в их проведении.

Не забывайте говорить с детьми о том, как они должны вести себя дома, в семье, воспитывать у ребят уважение к родителям, родным и близким.

Бывает и так: дети страдают от того, что родители недовольны учителями (нередко необоснованно). Считая учителя профессионально некомпетентным либо фиксируя его предвзятое отношение к ребенку, родители как бы «навязывают» последнему свое мнение, провоцируя тем самым конфликтную ситуацию между учеником и учителем. Гораздо конструктивнее в таком случае поговорить с педагогом по душам, стать его партнером, союзником. Хотя даже самый добросовестный учитель может быть необъективным по отношению к школьникам и их родителям.

Читайте также:  Новорожденный первый месяц развития ребенка

3.67

Ситуация. Часто сам учитель становится причиной многих конфликтов. Его возмущение берет верх над профессиональной сдержанностью. Он обвиняет родителей в самоустранении от обучения и воспитания детей, а детей – в нарушении дисциплины на уроке, в недобросовестном отношении к учебе, домашним заданиям, в отрицательном настрое ученика к учителю. Все это приводит к конфликтной ситуации.

В чем же истинная причина?

Решение. Основная причина: если в плане учебной работы образовательные заведения готовят неплохо, то в плане воспитательной работы, педагогического общения, разрешения конфликтных ситуаций – очень плохо. И чем хуже готовность учителя к профессиональной деятельности, тем быстрее наступают деструкции личности, психологическое выгорание. Болезненная обидчивость, подозрительность очень тяжелы и для самого учителя, и для окружающих его людей, особенно – для учеников. В конце концов мир становится таким, каким он кажется учителю: ученики начинают грубить, коллеги – сторониться, родители – жаловаться. Как следствие, все несчастны, вовлечены в затяжную конфликтную ситуацию, из которой очень сложно выйти и которая крайне негативно отражается на детях.

Чтобы предотвратить конфликты, старайтесь придерживаться некоторых простых заповедей педагога, работающего с детьми:

  • – думайте о своих отношениях с детьми, умейте слушать их, чаще улыбайтесь им;
  • – в общении с классом исходите не только из педагогических целей и задач, но и из интересов ребенка;
  • – не стройте отношения «сверху вниз», будьте ближе к детям;
  • – старайтесь активнее влиять на психологическую атмосферу в детском коллективе, формировать положительный микроклимат;
  • – стремитесь ощущать настроение детей в общении с ними;
  • – не забывайте, что у детей могут быть конфликтные ситуации и в ваших силах придать им конструктивный или деструктивный характер;
  • – обращайте внимание в общении на особенности девочек и мальчиков; девочки более эмоциональны, более ранимы;
  • – старайтесь, чтобы в общении с детьми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение.

Дети очень чутко улавливают, как к ним относится учитель.

Приведем еще несколько практических рекомендаций, с которыми советуем ознакомить родителей и которые помогут им позитивно разрешать возникшие противоречия в отношениях детей:

  • – увидев скрытые или открытые противоречия в общении детей, постарайтесь деликатно вмешаться и «разрядить» ситуацию;
  • – постарайтесь не выяснять, кто прав, а кто виноват, дайте детям высказаться, выслушайте мнения обеих сторон;
  • – выразите детям веру в их способность самостоятельно решать проблемы без крика, драки, взаимных обид и оскорблений;
  • – дайте детям почувствовать, что вы понимаете их чувства, проговорите вслух, что могут чувствовать в этой ситуации дети;
  • – объясните детям, что нельзя запретить одному человеку испытывать к другому неприязнь, раздражение, важно найти причину этого чувства;
  • – отнеситесь к негативным чувствам детей как к естественным, а не как к зловещим признакам того, что дети злы, завистливы и т.д.;
  • – подскажите, как можно более спокойно и здраво разрешить возникшее противоречие;
  • – постарайтесь переключить внимание конфликтующих детей на какое-то общее дело или на помощь вам;
  • – не требуйте от детей проявления любви в разгар конфликтной ситуации – это невозможно; ваша задача – успокоить, направить их мысли и действия в другую сторону.

* * *

В последнее время говорят о конфликте поколений. Ответ на этот вопрос мы получили из прессы. Вот как его описывают.

Конфликт поколений становится провокацией со стороны цивилизованного образа жизни, который не учитывает необходимости взаимопроникновения поколений, а лишь размежевывает их, обозначая границы возрастов для пущей легкости потребления.

Телепузики – для малышей, пепси – для нового поколения, сериалы – для пенсионеров.

Так расставляет акценты цивилизация, провоцируя или борьбу за пульт управления телевизором, или разбредание по разным комнатам.

И действительно, телепузики сделаны настолько профессионально, что интересны лишь тем, для кого созданы. Именно поэтому они снискали столько отрицательных отзывов со стороны старших, которые не находят в персонажах этой детской передачи глубины образов и намека па подтекст, которые есть, к примеру, в «Винни-Пухе» или «Чебурашке». Телепузики слишком хорошо и добротно сделаны.

Читайте также:  У ребенка задержка речевого развития назначили пантогам

То же можно сказать и про сериалы, и про музыкальный канал «MTV». Они хорошо сделаны и подогнаны под практические цели своих создателей и потребителей. Нынче существует дефицит мест, где люди разных поколений могли бы найти общий язык и взаимопонимание.

Когда молодая мама приведет домой плачущего сына, бабушка всплеснет руками и прочтет нотацию о том, что ребенку вредны стрессы, что, мол, в одном журнале она читала… И так будет всякий раз, пока нс наступит согласие. Пока старшие не признают право младшего на автономию и не научатся избегать бессмысленного морализаторства, не найдут личных ресурсов для проявления детской инициативы. Пока молодая мама не отыщет своего материнского интереса и не воздержится от переноса взрослых отношений на отношения с ребенком. Пока более сильное поколение нс научится сносить немощи бессильного.

Источник

Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возраста система отношений ребёнка с окружающим миром[1].

Общие сведения[править | править код]

Понятие было введено советским психологом Львом Семеновичем Выготским, основателем культурно-исторического подхода в психологии, и связано с новым пониманием роли среды для развития ребёнка. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребёнка и наряду с психологическими новообразованиями сознания и личности развития является структурным компонентом психологического возраста. В периоды возрастных кризисов социальная ситуация развития перестраивается и тем самым задаёт новое направление развитию ребёнка[1]. Специфика социальной ситуации развития состоит в содержании задач, противоречий, которые необходимо разрешить ребёнку для преодоления кризисного периода и дальнейшего развития[2].

Социальная ситуация развития на разных возрастных периодах[править | править код]

Младенческий возраст[править | править код]

По мнению Л. С. Выготского, младенец на первый взгляд представляется совершенно или почти асоциальным биологическим существом, лишённых характерных личностных свойств, поскольку он не владеет основным средством человеческого общения — речью, а его жизнедеятельность направлена на удовлетворение простейших жизненных потребностей[1]. Однако при внимательном исследовании младенческого возраста оказывается, что жизнь ребёнка обусловлена совершенно специфической и глубоко своеобразной социальной ситуацией развития.
Социальная ситуация развития младенца определяется с одной стороны полной биологической беспомощностью младенца, тем фактом, что младенец не способен самостоятельно удовлетворить ни одну из жизненных потребностей, и его существование полностью зависимо от взрослых[1]. Другая характерная особенность социальной ситуации развития младенца состоит в том, что у него ещё отсутствуют основные средства социального общения (речь), возможности социального взаимодействия минимальны, несмотря на максимальные потребности в общении. Социальная ситуация развития младенца — социальная ситуация комфорта, неразрывного единства ребёнка и взрослого, определяется взаимодействием «ребенок-взрослый»[1][2]. Первые месяцы жизни младенец проводит в непосредственной биологической и психологической слитности со значимым взрослым, что обусловливает его переживания и восприятие себя и окружающего мира[2]. Частичный или полный дефицит общения в этом возрасте оказывает негативное воздействие на последующее психическое развитие. Биологическая и психологическая слитость с матерью является характерной особенностью социальной ситуации развития младенца и продолжается до окончания младенческого возраста, когда ребёнок не приобретает элементарную автономность, независимость и самостоятельность в осуществлении элементарных действий, в том числе, он научается ходить[1]

Ранний возраст[править | править код]

В конце первого года жизни ситуация слитности ребёнка и взрослого распадается. Появляется два взаимосвязанных полюса — ребёнок и взрослый. Новая ситуация развития ребёнка определяется совместной деятельностью ребёнка и взрослого и характеризуется противоречием между стремлением ребёнка быть самостоятельным, автономным и независимым от взрослого и объективной неспособностью к такого существования[2]. В раннем возрасте общение со взрослым перестаёт быть ведущей деятельностью, оно становится направлено на усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Взрослый выступает как условие для осуществления практического взаимодействия с предметами. Развитие речи как основного новообразования раннего возраста является средством, с помощью которого осуществляется предметное сотрудничество ребёнка и взрослого. Социальная ситуация развития в раннем возрасте характеризуется схемой «ребенок-предмет-взрослый»[1][2].

Дошкольный возраст[править | править код]

К началу дошкольного возраста распадается ситуация совместной деятельности со взрослым. Общение ребёнка со взрослым приобретает новые формы и содержание. Центральное новообразование — «система Я», а также речевое развитие способствует установлению отношений с более широким кругом взрослых[2]. Общение приобретает внеситуативный характер. Противоречие социальной ситуации развития ребёнка в дошкольном возрасте заключается в несоответствии реальных возможностей ребёнка и его стремлений быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра как ведущая для дошкольного возраста деятельность создаёт условия для разрешения этого противоречия[2]. Взрослый присутствует в сюжетно-ролевой игре в идеальной форме, опосредованно. В сюжетно-ролевой игре ребёнок усваивает общественные нормы и формирует механизм поведения[2]. Большую роль в этом возрасте играет общение со сверстниками[2].

Читайте также:  Диагностирование познавательного развития ребенка

Младший школьный возраст[править | править код]

Социальная ситуация развития младшего школьника обусловлена особенностями школьного обучения, отношениями с учителем и одноклассниками[3]. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью для младшего школьника[2]. Официальный стиль отношений в школе, система оценок и распорядок дня оказывают влияние на психическое развитие ребёнка, развитие его самооценки, самодисциплины и самоконтроля[3]. Социальная ситуация развития младшего школьника характеризуется возникновением таких новообразований, как произвольность поведения, внутренний план действий и рефлексия, самоотчет в способах и результатах действия[2][3].

Учебное сотрудничество можно понимать как совместную учебную деятельность учащихся. Главным двигателем развития учащегося является «социальная ситуация развития», т.е. свойственная данному умственному возрасту система взаимоотношений с другими учениками и взрослыми, следовательно сам процесс воспитания и обучения следует превратить в коллективную деятельность.

Современная педагогика стоит перед проблемой гуманизации обучения в начальных классах, то есть принципиальным переосмыслением роли учителя и учеников в учебно–воспитательном процессе. Истинная гуманизация учебно–воспитательного процесса в школе означает углублённое проникновение в область социальных контактов ребенка со взрослыми и ровесниками.

С первых дней пребывания в школе учащиеся включаются в процесс межличностного взаимодействия с учителем и сверстниками. На протяжении всего младшего школьного возраста взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития. В период адаптации в школе контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.

Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие как учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника. Педагоги и ученики рассматриваются в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний, умений и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции.

Для формирования у школьников умения учиться, педагогу необходимо помочь им во взаимодействии, обеспечить условия для зарождения инициативности самого ребенка — организовать учебное сотрудничество.

В современной теории и методике преподавания в начальной школе утвердился системно-деятельностный подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности, и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Важнейшим средством достижения этой цели является организация учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач.

Подростковый возраст[править | править код]

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте отличается от социальных ситуаций развития детства в больше степени по внутренним причинам[3]. Внешние обстоятельства социальной ситуации в большинстве случаев остаются неизменными: подросток живёт в семье, ходит в школу, общается со сверстниками. Трансформируется внутренняя структура социальной ситуации, происходят изменения в ценностных ориентациях подростка и установках, иначе расставляются акценты[3]. Общение со сверстниками выделяется в самостоятельную сферу жизни, приобретает большую значимость, чем общение со взрослыми — учителями и родителями[2][3]. Отношения со взрослыми носят двойственный характер. Подросток стремится к независимости и самостоятельности, настаивает на равенстве прав со взрослыми, и одновременно не может самостоятельно обеспечить своё существование, нуждается в материальной и личностной поддержке со стороны родителей[3].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Выготский Л. С. Психология развития человека — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Карабанова О. А. Возрастная психология: Конспект лекций — М.: Изд-во Айрис-Пресc, ISBN 5-8112-1353-0, 2005
  3. 1 2 3 4 5 6 7 Палагина Н. Н., Психология развития и возрастная психология — М.: Московский психолого-социальный институт; ISBN 5-89502-651-6, 2005

Источник