Конференция творческое развитие ребенка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

«Сказка»

Развитие интеллектуально-творческих способностей у одарённых детей.

    (Августовская конференция педагогических работников  дошкольного образования.)

Воспитатель:

Смаранди Матрена Дмитриевна

г. Покачи

Развитие интеллектуально-творческих способностей у одарённых детей.

На сегодняшний момент чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация способностей и талантов важно не только для одаренного ребенка, но и для общества в целом.

(Слайд №2) Какого ребёнка можно считать одарённым? На этот вопрос существуют различные ответы. Одни исследователи выделяют как признак одарённости высокие интеллектуальные способности, другие раннее проявление познавательной активности и любознательности, третьи выраженную критичность мышления. Однако их объединяет одно одарённый ребёнок не такой, как все.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Темп развития каждого ребенка индивидуален, в этом процессе могут быть скачки и замедления, однако в каждом возрастном периоде существуют свои преимущества и своеобразие. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?

(Слайд №3) • Первая особенность личности, которая может быть выделена – это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе.

• Вторая особенность личности высокоодаренного ребенка неразрывно связана с первой, заключается в том, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуёмную потребность трудиться.

• Третья группа особенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

(Слайд №4) По мнению доктора психологических наук, профессора Марины  Александровны Холодной суть проблемы одаренности фокусируется в факте: не всякий одаренный ребенок превращается в одаренного взрослого человека, и не всякий одаренный взрослый был в детстве одаренным ребенком.

Развитие интеллектуально-творческих способностей у одарённых детей предполагает использование специальных методов и способов преподнесения заданий, различных педагогических технологий, позволяющих таким детям самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы.

(Слайд №5) Ведущими и основными являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, исследовательские, проектные, в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы с детьми.

(Слайд №6) Детские виды деятельности – предметная игра, рисование, конструирование, лепка и др. – не только возможны, но и необходимы для раскрытия одаренности дошкольника. Ведущей деятельностью одарённых детей, также как и обычных, продолжает оставаться сюжетно-ролевая игра, неизменно вызывающая их интерес и эмоциональный отклик.

(Слайд №7) Цель моей деятельности: максимальное раскрытие интеллектуально-творческой природы дошкольников.

В практической деятельности решаю следующие задачи:

1. Выявление детской одаренности.

2. Создание условий для обучения и воспитания детей с высоким уровнем умственного развития.

3. Создание насыщенной развивающей предметно – пространственной среды для разных видов деятельности.

4. Вовлечение родителей в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества.

Развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, при этом следует учитывать специфику одаренности в различные периоды детства. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

(Слайд №8) В исследовании способностей своих воспитанников я выделяю следующие признаки «одаренности»:

• устойчивая увлеченность какой – либо деятельностью;

• длительное внимание на определенном действии или предмете, умение быстро переключаться и включаться в деятельность;

• устойчивость интереса на протяжении непосредственно образовательной деятельности;

• потребность в импровизации, попытка что-то изменить «по-своему», «свое» внести в решение творческих задач;

• более развитое слуховое внимание и восприятие;

• исследовательская активность, широкий спектр интересов (успехи в других видах деятельности, быстрая их смена.

(Слайд №9) Я придерживаюсь следующих принципов выявления одаренных детей:

• комплексный характер оценивания, физических, эмоциональных возможностей и поведения ребенка вне непосредственно образовательной деятельности;

•    оценка разных сторон деятельности ребенка, его проявлений на НОД и в различных режимных моментах;

• развернутое во времени наблюдение за поведением детей в разных ситуациях;

• включение ребенка в специально организованные игровые занятия, вовлечение его в различные формы деятельности;

•  экспериментальность — создание различных ситуаций на непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах, требующих нестандартного решения, позволяющих экспериментировать;

•  педагогическая импровизация на непосредственно образовательной деятельности, позволяющая включать задачи, дающие возможность изменять ход занятий, раскрывать задатки воспитанников.

(Слайд №10) В своей работе я исследую процесс развития творческого потенциала детей способом формирования у них креативного мышления. Этот способ я определяю как основной в работе с одаренными детьми. Развитие нестандартного мышления в создании образов происходит через развивающие, подвижные игры, занятия – придумки. Это позволяет мне отойти от стереотипов восприятия ребенка, избежать ошибок. Именно этот способ помогает освободить природу ребенка и с большей вероятностью рассмотреть скрытую одаренность. Для реализации этого способа я применяю способ педагогической импровизации, ведь умение изменить ход игры позволяет гибко и ненавязчиво исследовать процесс формирования интеллектуально — творческого мышления детей.

Читайте также:  Роль взрослого в формировании и развитии личности ребенка

Для развития креативности я использую следующие методы:

— игровой метод – игры — драматизации, сюжетно — самодеятельные, досуговые игры;

(Слайд №11) — метод мозгового штурма применяю на занятиях — придумках, например, игра «Изменим сюжет», «Сочини историю», «Угадай-ка». 

(Слайд №12) Потребность ребёнка в быстром получении больших объёмов информации и обратной связи о своих действиях, используя ИКТ.

(Слайд №13)- для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей в своей практике применяю пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику.

(Слайд №14)В своей работе я использую прием вовлечения одаренных детей к творческому процессу через такую сложную форму сценического искусства, как спектакль. Иногда очень маленькая роль, доверенная несмелому ребенку, позволяет раскрыть то, что не смогли сделать тренинги, упражнения. Это и спектакль, и вовлечение детей в мероприятия — утренники, конкурсы, соревнования.

(Слайд №15)Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности. Поэтому предметно — развивающая среда для интеллектуально одарённых детей должна соответствовать как общевозрастным, так и их специальным способностям.

(Слайд №16) В «Уголке умной книги» собраны энциклопедии о животном, растительном мире, о космосе, о человеке, подобраны детские журналы с интересными заданиями и играми. Здесь чаще всего можно наблюдать за деятельностью читающих детей, которые самостоятельно находят ответы на возникшие вопросы, с удовольствием делятся своими знаниями с другими детьми. Мальчики, собирают коллекцию динозавров и могут рассказывать о них, какой рост, вес, где раньше они обитали, когда вымерли. Очень хорошо мальчики играют в шашки, любой свой ход они обдумывают и могут объяснить.

В «Мастерской художника» собран материал для рисования, лепки, аппликации, где дети могут развивать творческие, художественные способности.

В уголке «Кем быть? » есть конструкторы, состоящие из мелких деталей, бросовый и природный материал, картинки. Здесь с удовольствием играют дети.

Развиваем исследовательские способности детей, проводя опыты: песком, магнитом, водой, снегом. Усидчивость и умение наблюдать дают возможность детям делать интересные выводы, развивают их любознательность.

         (Слайд №17) В своей работе использую метод проектов, который позволяет перейти от традиционной передачи знаний к активным методам обучения. Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает.

         Отдавая предпочтение проектному методу обучения, я, таким образом, создаю условия для самореализации детей.

         Перспективность метода проектов, даёт возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Для меня проектная деятельность – это своего рода специфическая форма творчества, эффективное средство профессионально-личностного развития и моих творческих проявлений.

        (Слайд №18)  Участие в проектной деятельности для детей является способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

         (Слайд №19) Большую помощь в создании условий для развития различных интересов детей оказывают родители. С их помощью оформляем выставки: «С Днём рождения, город, Покачи!», «Осеннее лукошко», «Зимние фантазии», «Защитники Отечества», и др. Родители наших воспитанников активно принимают  участие в мероприятиях, проводимые в детском саду.

 (Слайд №20) Для талантливых детей проводятся многочисленные конкурсы художественного, песенного и танцевального творчества, интеллектуальные  проекты различного уровня. Педагоги поддерживают маленьких исследователей окружающего мира, дают возможность пытливым умам развить свои таланты.

 (Слайды №21-22-23) Не оставляем без внимания творческие работы своих воспитанников – рисунки, поделки, направляем на всероссийские и международные конкурсы.

В этом году во Всероссийском дистанционном конкурсе для дошкольников «Первая радуга» в номинации «Моя семья» 5 детей получили Сертификат участника конкурса, и  дипломы победителей 2 степени награждены Гусейнов Ислам  и 3 степени Алиев Тимур.

Читайте также:  Способ творческого развития ребенка

(Слайды №24-25) Наши воспитанники принимали участие в Международном творческом конкурсе рисунков, где награждены Дипломами участника.

Физически одаренные дети, как правило, демонстрируют успехи в разных видах спорта, отлично владеют своим телом. Дети показывают свои дарования в спортивных соревнованиях. В будущем могут стать чемпионами, танцорами, артистами цирка.

(Слайды №26) Результатом моей работы на сегодня стало то, что каждый ребенок имеет способности в определенном виде деятельности, возможно с возрастом способности перерастут в талант, одаренность, возможно, изменятся, но главное что у ребенка уже развито стремление, чем — либо заниматься, а не проводить время бесцельно.

Таким образом, считаю, что работа с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий личностного роста педагога, хороших знаний, а также тесного сотрудничества детского сада и семьи.

(Слайды №27)Спасибо за внимание!

Литература:

1.   Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008.

2.  Комратова Н. Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. — 2007. — № 1.

3.  Савенков, А. И. Одарённые дети в детском саду и в школе. — М.: Академия развития. — 2002.

Практический материал.

«Загадки»

Чтобы не мерзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка).

Четыре ноги, а ходить не может (Стол).

В году у дедушки 4 имени (Весна, Лета, Осень, Зима).

В красном домике сто братьев живет, все друг на друга похожи (арбуз).

 «Найди отличие»
Даны группы фигур. Нужно найти отличия.

Типы заданий логико-конструктивного характера
Оля по росту выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше: Наташа или Оля?

Тремя линиями отделить деревья от зайцев. 

        Переложить 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.

 Разминка. Необходимо не только дать ответ, но и разыграть условие.
“Эрудиты”
Семь воробьев опустились на грядки, 
Скачут и что-то клюют без оглядки. 
Котик-хитрюга, внезапно подкрался, 
Мигом схватил одного и умчался. 
Вот как опасно клевать без оглядки. 
Сколько теперь их осталось на грядке?

Задачи в стихах

По тропинке вдоль кустов 
Шло одиннадцать хвостов. 
Сосчитать я также смог, 
Что шагало тридцать ног. 
Это вместе шли куда-то 
Петухи и поросята. 
А теперь вопрос таков: 
Сколько было петухов? 
И узнать я был бы рад 
Сколько было поросят? 
Ты сумел найти ответ? 
До свиданья, всем привет! 
Н. Разговоров

Жили-были у жилета 
Три петли и два манжета. 
Если вместе их считать, 
Три да два, конечно, пять! 
Только знаешь, 
В чём секрет? 
У жилета нет манжет! 
Г.Новицкая

Как-то вечером к медведю 
На пирог пришли соседи: 
Ёж, барсук, енот, косой 
Волк с плутовкою лисой. 
А медведь никак не мог 
Разделить на всех пирог. 
От труда медведь вспотел — 
Он считать ведь не умел! 
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех зверей. 
Б. Заходер

Игры со сказками

1. Отгадай название сказки:

Сивка -, Конек -, Мороз -, Гуси -, Красная -, Дюй -, Аленький -, Бременские, Заюшкина, Гадкий, Царевна -, Мальчик -, Крошечка -, Цветик -, Золотой, Доктор…

2. Назови сказочных персонажей, у которых имеются необычные части тела, например:

Змей Горыныч, Чебурашка, Русалочка, Буратино, Чипполино, Старик Хоттабыч, Конек – Горбунок, Баба Яга, Дюймовочка,  Мальчик-с-пальчик, Мальвина и т. д.

Источник

Ольга Гречаная
Научно-практическая конференция в ДОУ — способ стимулирования развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка

Жизнь в современном мире открывает нам разнообразные пути для движения вперед. Все в мире меняется с немыслимой скоростью. Вот и в условиях детского сада не обойтись без современных, инновационных форм работ с детьми. Одна из таких форм — подготовка дошкольников и участие в научно- исследовательской конференции. Дети по жизни исследователи. Им интересно все: почему идет дождь, из чего сделан стул. Исследовательская деятельность прочно вошла в жизнь детского сада, и сформировался определенный опыт работы с дошкольниками. Смыслом исследования в сфере дошкольного образования есть то, что его главной целью является развитие личности ребёнка. Научно-исследовательская конференция дает возможность дошкольникам систематизировать и обобщать полученные знания в ходе исследовательской деятельности.

Научная конференция (англ. academic conference) — форма организации научной деятельности, при которой исследователи (не обязательно учёные или студенты) представляют и обсуждают свои работы (Википедия).

28 февраля в детском саду прошла научно-исследовательская конференция «Маленькие исследователи». Участники конференции: воспитанники ДОУ 6-7 лет, родители, педагоги. Научная конференция, в целом, предполагает публичные выступления детей с докладами о результатах самостоятельного или совместно с взрослым проведенного исследования перед участниками конференции, зрителями, жюри.

Читайте также:  Развитие речи неговорящего ребенка 3 лет

Цель научно-исследовательской конференции: стимулирование развития интеллектуально творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем формирования исследовательских умений.

Задачи конференции:

-содействовать развитию педагогических технологий проведения учебных исследований с детьми дошкольного возраста;

-способствовать развитию творческой исследовательской активности детей;

— создание условий для самореализации детей старшего дошкольного возраста;

-формирование самостоятельных познавательно-исследовательских навыков и умений;

-пропагандировать опыт педагогов по реализации исследовательской технологии в работе с дошкольниками.

Как же подготовить дошкольника к научно-исследовательской конференции? На этапе подготовки возникает множество вопросов. Как выбрать тему? Какие исследования по теме провести? Как заинтересовать ребенка и поддержать его инициативу?

Подготовка к научно-исследовательской конференции — это совместная работа ребенка, родителей и воспитателя. Из-за отсутствия опыта анализа и систематизации полученных знаний у дошкольника, обойтись без помощи взрослого не возможно.

Для подготовки к докладу можно воспользоваться методикой исследовательского обучения дошкольников Александра Ильича Савенкова. Данная методика оригинальна, интересна, результативна, способствует формированию самостоятельности, инициативы и развитию детской одарённости.

Первым этапом подготовки является выбор темы — выделение и постановка проблемы, определение объекта и предмета исследования. Тема должна представлять научно-исследовательский и практический интерес.Выбирая тему необходимо учитывать следующие условия: должна быть интересна ребенку; может быть выполнена в краткий срок; оригинальна, необычна.

В начале исследования выдвигается гипотеза. Гипотеза проверяется опытным путем в ходе исследования. Для выдвижения гипотезы необходима помощь воспитателя. Но сделать это нужно не навязчиво, не лишая ребёнка самостоятельности. Необходимо рассказать, что такое гипотеза и как ее выдвигать. Гипотеза, как правило,начинается со слов: предположим, допустим, возможно, что, если. С ребенком можно попробовать выдвинуть несколько гипотез, и в конечном итоге выбрать самую интересную.

Следующим этапом являются постановка цели это желаемый конечный результат, который планируется достичь в итоге своей работы. Задачи исследования — это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выбранной гипотезой. Они позволят подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Далее осуществляется сбор материала. Здесь также необходима помощь воспитателя или родителей. Даём детям представления о том, что сбор материала происходит несколькими способами.Источниками информации могут быть: книги, интернет ресурсы, самостоятельные наблюдения и опыты, опросы друзей и взрослых.

1. «Спросить у другого человека». Необходимо настроить исследователей на то, чтобы расспросить людей – бабушку, дедушку, маму, папу, воспитателей. Вопросы можно задавать всем.

2. «Узнать из книг» Сбор материала лучше всего начать с научной литературы (энциклопедии и справочники). Можно посмотреть иллюстрации. Для проведения детских исследований это прекрасный источник. Воспитатель или родители могут прочитать нужный текст. Детские энциклопедии, как правило, становятся первыми помощниками, так как информация здесь изложена доступно, точно и кратко.

3. «Наблюдение и эксперимент» Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и эксперименты. Если есть возможность наблюдения за живыми объектами, предлагаем детям использовать данный метод во время исследовательской деятельности. Наблюдения, опыты, опросы проводятся не только в детском саду, но и дома. Здесь необходимы консультации для родителей, о том, как правильно, соблюдая технику безопасности и последовательность, провести опыт. Собранный материал нужно зафиксировать и обработать.

Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Далее необходимо подготовить текст доклада. Содержание доклада ребенок должен выучить, поэтому текст доклада должен быть кратким.Его можно составить по следующему плану:

1. Почему избрана эта тема.

2. Какую цель преследовало исследование.

3. Какие ставились задачи.

4. Какие гипотезы проверялись.

5. Какие использовались методы и средства исследования.

6. Каким был план исследования.

7. Какие результаты получены.

8. Какие выводы сделаны по итогам исследования.

9. Что можно исследовать в этом направлении дальше.

Текст фиксирует взрослый. Для наглядности можно использовать презентацию и стенд.

На этапе защиты исследовательской работы необходима помощь воспитателя или родителя. Помощь взрослого заключается в переключении слайдов презентации и подсказке, при необходимости. Нужно обратить внимание на то, что представление своей работы на конференции для дошкольников длится не больше 5 минут. Исследователей необходимо подготовить к тому,что свою работу нужно защитить: присутствующие могут задавать вопросы автору. Обычно слушателей интересует, откуда была получена та или иная информация, на каком основании был сделан вывод. Для настоящего исследователя завершение одной работы — это не просто окончание исследования, это начало работы следующей. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.

В заключение можно сказать, что научно- исследовательская конференция дает возможность старшим дошкольникам развивать свою инициативность, любознательность, самостоятельность. Но на любом этапе исследовательской деятельности необходима помощь взрослого, в нашем случае воспитателя и родителей. Тесное сотрудничество с семьей дошкольника, самим ребенком необходимо для выполнения поставленных задач.

Источник