Концепция развития ребенка фрейда

Концепция развития ребенка фрейда thumbnail

В результате освоения данной главы студент должен: знать

  • • основные концепции и теории психического развития ребенка;
  • • основания построения различных периодизаций психического развития; уметь
  • • анализировать периодизации психического развития;
  • • давать психологический портрет дошкольника в различных подходах; владеть
  • • критериями сравнительного анализа концепций психического развития ребенка.

Основные положения концепции психического развития 3. Фрейда

Зигмунд Фрейд в психологии стал наиболее противоречивой фигурой, которую или яростно критиковали, или восхищенно хвалили. Его влияние на психологию, в том числе психологию ребенка, колоссально. Фактически теория Фрейда открывает ряд научных периодизаций психического развития, где авторы определяют логику развития психики, обоснованно выделяют этапы ее становления и обозначают механизмы психического развития в онтогенезе.

Оценка

Из послания к 80-летнему юбилею Фрейда, подписанного Томасом Манном, Роменом Ролланом, Гербертом Уэллсом и множеством других видных интеллектуалов:

«Этот смелый провидец и целитель на протяжении двух поколений ведет людей в неведомые области человеческой души… Пусть даже будущее придаст другую форму и изменит тот или иной результат его исследований, никогда больше не удастся замолчать вопросы, поставленные 3. Фрейдом перед человечеством; его вклад в знания не может быть оспорен или скрыт… Если какое-нибудь деяние нашей расы останется незабвенным, это будет его проникновение в глубины человеческой психики»[1].

Вот как охарактеризовал вклад Фрейда в мировую культуру один из историков психологии: «Коперник переместил человечество из центра мира на его окраину, Дарвин заставил признать свое родство с животными, а Фрейд доказал, что рассудок не является хозяином в собственном доме». Главным достижением концепции Фрейда применительно к детскому возрасту является открытие детской сексуальности и пристальное внимание к той роли, которую играют отношения с родителями в становлении личности.

Концепция развития ребенка фрейда

Зигмунд Фрейд (1856—1939) — австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. Создатель теории психосексуального развития индивида. В формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Принципы психоанализа распространил на различные области человеческой культуры — мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т.д.

Наиболее важные работы: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923).

Лечение психиатрических больных и изучение причин отклонений в эмоциональных переживаниях пациентов позволили Фрейду сначала выделить факторы неврозов, коренящиеся в раннем детстве, а затем проанализировать и описать общую логику психического развития и становления личности как процесс трансформации энергии либидо и зарождения различных структурных компонентов личности (эго и супер-эго). Переживания детства, такие как любовь и ненависть к родителям, чувства вины и стыда, чувственное влечение, — становятся основой формирования личности и влияют на ее последующее развитие, а неразрешенные детские конфликты запускают механизм развития неврозов. Таким образом, родительско-детские отношения и сексуальные переживания оказываются неотъемлемой частью становления личности, определяя влечения и подсознательные мотивы.

Рассматривая психику как имеющую три уровня функционирования: сознание, предсознание и бессознательное, Фрейд сосредоточился на феноменологии и логике функционирования бессознательного. Он не открывал бессознательное, вопреки традиционному представлению, но наполнил знания о бессознательном совершенно новым содержанием. До Фрейда бессознательное обычно понималось как некое хранилище неактуальных опыта и информации. Благодаря клинической практике великий австрийский аналитик выявил активную и наиболее влиятельную роль бессознательного в психической жизни человека в сравнении с другими структурным компонентами. Бессознательное оказалось вовсе не мирным хранилищем, а ареной баталий страстных и примитивных импульсов, желаний и побуждений, которые непрерывно оказывают влияние на сознание.

Вызвавшая взрыв в венском обществе работа Фрейда «Три очерка по теории сексуальности» раскрывает взгляды автора на сексуальность как доминирующую причину поведения человека и указывает, что все люди изначально рождаются с мощным сексуальным влечением, во многом извращенным. Соответственно, задача общества — правильно воспитать личность и направить сексуальные импульсы на адекватные объекты и социально приемлемые способы удовлетворения потребности в удовольствии1.

Современная психология уже не оспаривает некогда радикальный вывод Фрейда об инфантильной сексуальности. Фрейд писал: «Кажется несомненным, что новорожденный приносит с собой на свет зачатки сексуальных стремлений, которые в течение некоторого времени развиваются дальше»[2][3]. Однако следует понимать, что сексуальность, или энергия либидо, для Фрейда представляет общее стремление к чувственному удовольствию любого рода и является базовой энергией организма, определяющей его стремление к жизни (Эрос). Так, переживание удовольствия младенцем связано с ласковыми прикосновениями к любой части тела, а сосредоточено в области рта.

Читайте также:  Центр развития для ребенка северный район в воронеже

В дальнейшем анатомию психики Фрейд представил как динамическую модель взаимодействия трех компонентов: ид, эго и супер-эго. Ид полностью принадлежит бессознательному, а эго и супер-эго располагаются на всех трех уровнях психики: сознании, предсознании и бессознательном.

Супер-эго и ид ведут личность в противоположных направлениях, а эго — «слуга двух господ» — регулирует конфликт между ними и обеспечивает удовлетворение желаний ид социально приемлемыми способами, которые не вызывали бы отторжения со стороны супер-эго.

В качестве примера такого внутриличиостного конфликта можно привести ситуацию, когда воспитатель сердится, скажем, на гиперактивного, неугомонного ребенка, который мешает ей вести занятие. Его непослушание и разрушительное поведение выводят педагога из себя настолько, что у нее возникает желание ударить ребенка, чтобы компенсировать негативные эмоции. Это желание ид. Но супер-эго взрослого человека говорит воспитателю, что детей бить нельзя, напоминает все профессиональные ценности и жестко налагает запрет на агрессию в отношении детей. В свою очередь, эго, руководствуясь принципом реальности, ищет рациональный выход и подсказывает допустимые формы удовлетворения импульсов ид не нарушая запреты супер-эго — постучать указкой по столу или строгим голосом сделать ребенку замечание. Возможно, остаточные импульсы педагог выразит чуть позже в эмоциональной беседе с коллегой или в физической активности в спортзале. Здоровая личность функционирует в разумном равновесии всех компонентов психики.

Фрейд полагал, что дети проходят пять стадий психосексуального развития (табл. 3.1) и каждая из них воздействует на формирование личности. Кроме того, фиксация на любой из стадий (неспособность или невозможность решить задачи конкретного периода) ведет к формированию определенного патологического характера.

Источник

Психоанализ изначально возник как метод лечения, но вскоре был воспринят как средство получения психологических фактов, которые легли в основу новой психологической системы.

3. Фрейд, анализируя свободные ассоциации пациентов, пришел к выводу, что болезни взрослого человека сводятся к переживаниям детства. Основу теоретической концепции психоанализа составляет открытие бессознательного и сексуального начала. К бессознательному ученый отнес неспособность пациентов понимать истинное значение того, что они говорят и что делают. Детские переживания, по Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т. п.

В модели личности Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – это носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений». Будучи иррациональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия. «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «Сверх-Я» – это критик, цензор и носитель моральных норм. Требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, поэтому возникает внутренний конфликт, который может решиться с помощью «защитных механизмов», таких, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

В понимании Фрейда личность – это взаимодействие побуждающих и сдерживающих сил. Все стадии психического развития человека, по его мнению, связаны с сексуальным развитием. Рассмотрим эти стадии.

Оральная стадия(от рождения до 1 года). Фрейд считал, что на этой стадии основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. На ранней фазе присутствует действие сосания, на поздней – укус. Источник неудовольствия связан с невозможностью матери сразу удовлетворить желание ребенка. На этой стадии «Я» постепенно отсоединяется от «Оно». Эрогенной зоной является рот.

Анальная стадия(1–3 года). Она состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и она может контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказание родителей и страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе запреты. Начинает формироваться «Сверх-Я».

Фаллическая стадия(3–5 лет). Это высшая ступень детской сексуальности, главной эрогенной зоной выступают генитальные органы. Родители противоположного с ребенком пола становятся первыми, кто привлекает их внимание в качестве объекта любви. 3. Фрейд такую привязанность у мальчиков назвал «эдиповым комплексом», а у девочек «комплексом Электры». По мнению Фрейда, в греческом мифе о царе Эдипе, которого убил собственный сын и впоследствии женился на своей матери, находится ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает любовь к своей матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего и ненависть, и страх. Но в конце этой стадии происходят освобождение от «эдипова комплекса» из-за страха кастрации, ребенок вынужден отказаться от влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. После этого полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я».

Читайте также:  Отклонение в развитии ребенка начальной школы

Латентная стадия(5-12 лет). Отмечается снижение полового интереса, инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Энергия либидо (влечения) переносится на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми, на освоение общечеловеческого опыта.

Генитальная стадия(12–18 лет). 3. Фрейд считал, что подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению; в этот период все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которое вновь дает о себе знать.

Нормальное развитие происходит с помощью механизма сублимации[3] . Другие механизмы порождают патологические характеры.

Концепция развития 3. Фрейда – это динамическая концепция, в которой показано, что в развитии человека главную роль играет другой человек, а не предметы, которые его окружают. В этом – одно из главных ее достоинств.

Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский (1896–1934) в этой концепции считал ценным установление факта подсознательной определяемости ряда психических явлений (например, неврозов) и факта скрытой сексуальности, но критиковал превращение сексуальности в метафизический принцип, который проник в разные ветви психологии.

Психоанализом занимались такие ученые, как К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни. С.Д. Смирнов провел анализ движущих сил и условий развития личности в зарубежных концепциях. Были получены следующие данные:

• по 3. Фрейду, основой индивидуального и личностного развития являются врожденные влечения и инстинкты, где единственным источником психической энергии признают биологическое влечение (либидо);

• по К. Юнгу, развитие есть «индивидуализация» как дифференциация от общности. Конечная цель индивидуализации – достижение высшей точки «самости», целостности и полного единства всех психических структур;

• по А. Адлеру, человеку от рождения присуще «чувство общности», или «общественное чувство», которое побуждает его войти в общество, преодолеть чувство собственной неполноценности, обычно возникающее в первые годы жизни, и добиться превосходства за счет разного рода компенсаций;

• по К. Хорни, основным источником энергии для развития личности является чувство беспокойства, неуютности, «коренной тревоги» и порождаемое им стремление к безопасности и т. д.

Дочь 3. Фрейда Анна Фрейд (1895–1982) продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. В инстинктивной части личности она выделила сексуальную и агрессивную составляющие. Она считала также, что каждая фаза развития ребенка есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничениями социального окружения. Детское развитие, по ее мнению, – это процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. Продвижение от одного принципа к другому возможно только тогда, когда различные функции «Я» достигнут определенных ступеней развития. Примером этому может служить следующее: с развитием памяти ребенок может действовать на основе опыта и предвидения, обретение речи делает его членом общества, логика способствует пониманию причины и следствия, и поэтому приспособление к миру становится осознанным и адекватным. Становление принципа реальности и мыслительных процессов открывает путь к появлению новых механизмов социализации: имитации (подражания), идентификации (принятия роли), интроекции (принятия на себя чувств другого человека). Эти механизмы способствуют образованию «Сверх-Я». Возникновение этой инстанции означает для ребенка решающий прогресс в его социализации.

Было доказано также, что на развитие ребенка оказывают влияние индивидуальные пристрастия и антипатии матери.

По мнению А. Фрейд, негармоничное личностное развитие основывается на следующих причинах: неравномерный прогресс по линии развития, неравномерно длящиеся регрессии, особенности обособления внутренних инстанций друг от друга и формирование связей между ними и др. «При этих обстоятельствах не удивительно, что индивидуальные различия между людьми столь велики, отклонения от прямой линии развития заходят так далеко и определения строгой нормы так неудовлетворительны. Постоянные взаимовлияния прогресса и регресса приносят с собой бесчисленные вариации в рамках нормального развития».

Читайте также:  Взросление и развитие ребенка

Источник

Этапы психосексуального развития ребенка З.Фрейда.    З.Фрейд выделяет 4 стадии психосексуального развития. В термине
«психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующей от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. На каждой стадии развития определенный участок тела стремиться к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. З.Фрейд сделал основной акцент на биологических факторах, т.е. все стадии тесно связаны с эрогенными зонами – чувствительные участки тела, которые функционируют как выражение побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.

Таблица 3
Стадии психосексуального развития по З.Фрейду

Стадии

Возрастной период

Зона сосредоточения либидо

Опыт, соответствующий данному уровню развития

1234

Оральная

0-18 месяцевРот (сосание, кусание, жевание)Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела

Анальная

1-3 летАнус (удержание или выталкивание фекалий)Приучение к туалету (самоконтроль)

Окончание табл. 3

1234

Фаллическая

3-6 летПоловые органы (мастурбация)Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания

Латентная

6-12 летОтсутствует (сексуальное бездействие)Расширение социальных контактов со сверстниками

Генитальная

Половое созреваниеПоловые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество.


Оральная стадия. В самом начале жизни основная потребность ребенка в питании, поэтому большая часть энергии спроектирована в область рта. Во время кормления ребенка покачивают, ласкают, ребенок испытывает удовольствие от сосания, следовательно, область рта – это первая область, которая приносит максимум удовольствия. Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде постоянного жевания чего-нибудь, курения, облизывания губ, грызения ногтей, переедания, поцелуев. Со временем материнская грудь утратит значение объекта любви и будет замещена
частью его собственного тела. Он будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком постоянной материнской заботы. 

Анальная стадия. Фрейд был убежден в том, что способ, каким родители или заменяющие их фигуры приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии. Воспитание, которое поддерживает старания ребенка контролировать себя (по Фрейду – поощрение детей к регулярному
опорожнению кишечника и щедрая хвальба за это), воспитывает позитивную самооценку и способствует развитию творческих способностей.  
Фаллическая стадия. С 3-х лет ребенок замечает разницу в анатомическом строении мужчин и женщин. Дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают их родители. Основным объектом либидо становится родитель противоположного пола. Формируется Эдипов комплекс у мальчика и комплекс Электры у девочки (мальчик влюбляется в мать, хочет на ней жениться, при этом он ревнует маму к отцу, любит его и испытывает чувство вины за свои эмоции). Выход из конфликта (разрешение конфликта) – отождествление себя с конкурирующим
родителем.
Латентный период. На данной стадии либидо ребенка направляется
посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, — такие, как спорт, интеллектуальные занятия, отношения со сверстниками. Этот период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.
Генитальная стадия. В подростковом и юношеском возрасте сексуальность оживает с новой силой (эротические сновидения, фантазии.), но в итоге эта энергия полностью переключается на сверстника противоположного пола. При нормальном развитии личности все, что было до генитальной стадии вытесняется в
область бессознательного. Однако иногда наше бессознательное «рвется» наружу. Это проявляется в форме оговорок, описок, ошибок памяти, сновидений, «несчастных» случаев, фантазий, неврозов.

Источник