Концепция развития ребенка давыдова

Концепция развития ребенка давыдова thumbnail

Система Эльконина–Давыдова строится на их теории содержательного обобщения и формирования учебной работы. Другими словами это система развивающего обучения. С 1996 года она на государственном уровне считается системой образования.

Даниил Борисович Эльконин (1908 – 1984), советский педагог и психолог, занимался изучением психологического развития детей, особенностями детской игры и обучения. Автор девятнадцати работ, книг и учебников, которыми и сейчас пользуются психологи, педагоги, студенты, учителя, родители. Но основной труд его жизни – это создание и внедрение системы «развивающего обучения».

Термин этот ввел ученик Эльконина – Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998), советский учитель, психолог. Программы и учебно-методические пособия по основным школьным предметам были разработаны именно Давыдовым.

Теорию развивающего обучения Эльконин и Давыдов разрабатывали еще 50-е годы. Это было вызвано тем, что методы школьного обучения того времени не соответствовали психологическому развитию детей. Они не позволяли учитывать зону ближайшего развития, о которой писал коллега и наставник Эльконина – Л.С. Выготский.

Суть и цель теории

Эльконин и Давыдов

Психологические основы теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова основываются на материалах Выготского о зоне ближайшего развития. Ученые предполагают, что детям доступны дедуктивные способы обучения, теоретический уровень сознания, а также логика науки и истории культуры.

Эти идеи определяют основную цель и задачи системы обучения Эльконина-Давыдова.

Главная цель — формировать способности к саморазвитию, самопознанию и рефлексии через специально организуемый процесс обучения.

Задачи:

  1. Создание теоретического вида мышления.
  2. Формирование активных способов интеллектуальной деятельности.
  3. Восприятие логики познания.

Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова берет за основу теоретию, которую должен получить ребенок. Это и есть содержание данного вида обучения. Методом выступает организация учебной деятельности детей в группе. А продуктом системы развития Эльконина-Давыдова являются психологические новообразования, соответствующие возрасту.

Чем отличается от традиционной системы

Система обучения Эльконина-Давыдова давно стала официальной для российских школ. Но она значительно отличается от классического варианта целями, способами и результатами.

Классическая системаСистема Эльконина-Давыдова
Способствует появлению эмпирического мышленияРазвивает теоретическое мышление
Познание идет от частного к общему,
от четко обозначенных понятий к системе,
от явления в целом к его сути.
Изучение идет от общих объяснений к частному примеру,
От абстрактных объектов к конкретным,
от системы к единичным понятиям
Дети получают готовые знания, понятия, которые надо выучитьДети находятся в условиях, где сами доходят до понимания того или иного закона, действия, явления
Метод познания: репродуктивныйМетод познания: исследовательский
Ребенок – объект учебного процессаРебенок – субъект
Форма обучения: индивидуальнаяУчебный диалог
Главный результат: знанияУмение их получить
Форма работы: чаще всего индивидуальнаяДети работают большими и маленькими группами

Можно еще долго продолжать эту таблицу, но основные различия развивающего обучения Эльконина-Давыдова именно в этих принципах.

Особенности обучения

Особенности обучения

Особенности развивающего обучения Эльконина и Давыдова строятся на следующих принципах.

  • Как сказал Л.С. Выготский, развитие ребенка идет через его слияние с культурой и опирается на достижения, вызванные естественным созреванием.
  • Обучение само по себе должно развивать детей и опираться на зону ближайшего развития.
  • Обучение должно опережать развитие, а ученик выступает как субъект обучения.

Чем же так удивительна технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова? Ученики сначала усваивают общие методы решения заданий одной направленности. В дальнейшем этим же способом они будут решать отдельные задачи, конкретные примеры. Учебная программа выстроена так, что в каждом последующем задании конкретизируется и улучшается выученный ранее навык.

Нахождение этого общего способа и называется учебной деятельностью в программе обучения Эльконина-Давыдова. На уроках дети занимаются поиском и попытками применения средств решения поставленных задач. Они ищут, спрашивают, рассуждают. Высказывания детей не ошибочные, а считаются размышлением. Поэтому оценок, как в обычных школах, тут быть не может. Но учитель обязательно отмечает успехи и делится этим и с детьми, и с родителями.

Методы обучения по Эльконину и Давыдову подразумевают, что поиск решений проходит совместно с другими учениками, родителями, учителем. Учебники, конечно, тоже есть. Но основная роль помощника в этом поиске отводится учителю. Для педагогов созданы методические материалы, которые позволяют создавать необходимую среду, используя методы и принципы развивающего обучения Эльконина-Давыдова.

Психологические аспекты

Мы уже упоминали, что теория Выготского нашла отражение в системе развивающего обучения. Определение зоны ближайшего развития основополагающее в этой системе. Помимо этого обучение делится на уровни согласно психическому развитию ребенка.
Развивающее обучение должно учитывать:

  • какие новообразования должны появиться в каждом конкретном возрасте;
  • ведущую деятельность этого возраста;
  • содержание и методы деятельности;
  • взаимосвязь ведущей и других видов деятельности.
Читайте также:  Средства развития ребенка это условия

Какими бывают результаты обучения

формирование логического мышления у ребенка

Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова:

  1. Помогает личностному росту и саморазвитию.
  2. У ребенка формируется логическое мышление.
  3. Дети стремятся получить не хорошие оценки, а новые знания, умения и достижения.
  4. Ученики приобретают массу теоретических знаний, которые дают им возможность решать практические задачи.
  5. Заканчивая младшую школу, ребята приобретают творческий потенциал, рефлексию, умение анализировать информацию и планировать свою деятельность.
  6. Эта система учит самоанализу, адекватной самооценке и самокритике.

Программа долгое время была экспериментальной, велся (и ведется) контроль за успехами детей в сравнении с учениками обычных школ. Тесты показывают высокие показатели по усвоению учебного материала, уровню высших психических функций, коммуникативных способностей.

Ребята, закончившие младшую школу по системе развивающего обучения, обладают более высоким уровнем по таким показателям:

  • внимание, память;
  • решение нестандартных задач;
  • выполнение таких операций как обобщение и классификация;
  • общая осведомленность;
  • воображение;
  • навык работы в коллективе;
  • сообразительность в трудной ситуации;
  • мотивация на успех.

Недостаток системы

математика

Школа, которая учится по системе Эльконина-Давыдова, не такая редкость. Но особенности такого образования имеют и свои недостатки. Прежде всего они вызваны трудностями принятия нестандартного подхода родителями. Например, массу вопросов вызывает системы счисления, которые ввели Эльконин и Давыдов в разделе «Математика».

Родителям, у которых дети учатся по этой системе, надо быть готовым всегда участвовать в процессе, а также постоянно спорить с ребенком. Ведь дети учатся находить ответы сами, доказывать свою точку зрения. Не многие родители рады такому. «Мы ориентированы на любого ребенка, но не любого родителя», – говорят педагоги в этой школе.

Важно и то, что методика Эльконина-Давыдова в корне отличается от других. Это влечет много трудностей, если ребенок учится в такой школе не с первого класса или потом переходит в обычную школу.

Есть трудности и со стороны педагогов. Не все готовы работать по такой системе, а кто готов, должен полностью переучиваться. Система Эльконина и Давыдова основана на других педагогических, а также психологических и философских знаниях, чем те, которые дают в педагогических университетах.

Заключение

В заключение скажем о системе развивающего обучения Эльконина и Давыдова кратко и понятно: это система не для всех. Надо взвесить все «за» и «против», оценить свои силы и время, прежде чем отдать ребенка учится в такую школу. Но если вы готовы принять новые формы и подходы к обучению, то можете быть уверены: ваш ребенок вырастет способным и успешным.

Источник

Данная концепция возникла, прежде всего, как ответ на важные проблемы традиционного обучения. В работах В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина было установлено, что традиционное начальное образование не создает необходимых «зон ближайшего развития», а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникли и начали развиваться у детей еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т.п.).

Как отмечал Д. Б. Эльконин, «…в современной школе раздельно существуют три задачи: 1) усвоение определенного объема знаний; 2) умственное развитие; 3) создание познавательных мотивов». «Но, может быть, – продолжает ученый, – они могут решаться одновременно на одном пути? Мы отвечаем на этот вопрос положительно. Определяющим, центральным звеном в решении всех трех задач выступают содержание усваиваемых знаний и органически связанные с ними адекватные способы преподавания». Таким образом, Д. Б. Элькониным изначально ставился вопрос о необходимости иного содержания обучения и способов обучения младших школьников.

Предложенная система развивающего обучения противопоставлена существующей системе, прежде всего, по принципиальному направлению – формирование учебной деятельности школьника. Известно, что традиционное обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка было названо В. В. Давыдовым эмпирическим.

В. В. Давыдов поставил вопрос о возможности концептуальной разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В. В. Давыдовым теоретическим, а само такое обучение – развивающим.

В основе теоретического мышления лежит содержательное обобщение. Ребенок, анализируя некоторую развивающуюся систему предметов, может обнаружить ее генетически исходное, существенное или всеобщее основание. Выделение и фиксация этого основания есть содержательное обобщение данной системы. Опираясь на это обобщение, он способен затем мысленно проследить происхождение частных и единичных особенностей системы. Теоретическое мышление заключается в том, что создает содержательное обобщение той или иной системы, а затем строит эту систему, раскрывая всеобщность ее основания.

Читайте также:  Особенности развития ребенка в раннем детстве кратко

В. В. Давыдов приводит шесть основных различий эмпирического и теоретического знания.

Эмпирическое знание

Теоретическое знание

1. Вырабатывается в сравнении предметов, представлений о них; в результате в них выделяются общие свойства

1. Возникает при анализе роли и функций некоторого особенного отношения внутри целостной системы, отношение является генетически исходной основой всех проявлений системы

2. При сравнении выделяется некоторая совокупность предметов, относимых к определенному классу (на основе формально общего свойства, без раскрытия внутренней их связи)

2. В процессе анализа раскрывается генетически исходное отношение, всеобщее основание, сущность целостной системы

3. Опирается на наблюдение, отражает в представлении предмета внешние его свойства

3. Возникает как мысленное преобразование предметов, отражает их внутренние отношения и связи, «выходя» за пределы представления

4. Формально общее свойство рядополагается с особенным и единичным

4. Связь реально существующего всеобщего отношения целостной системы и ее различных проявлений фиксируется как связь всеобщего и единичного

5. Конкретизация состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в данный класс предметов

5. Конкретизация состоит в выведении и объяснении особенных и единичных проявлений всеобщего основания целостной системы

6. Средством фиксации являются слова-термины

6. Выражаются в способах умственной деятельности, а затем в символознаковых средствах

Существенное отличие теоретического знания состоит в том, что при его формировании вскрываются, устанавливаются связи всеобщего и единичного внутри целостной системы, понимание ее сущности, что предполагает активную мыслительную деятельность (а не только представление). Что касается формы существования теоретического знания, то в теории В. В. Давыдова это прежде всего способы умственной деятельности, обобщенные способы действий.

Говоря о теоретическом знании, облекающемся в формы обобщенных познавательных действий, В. В. Давыдов указывал, что в них нет ничего общего с абстрактно-отвлеченным отношением к действительности на основе словесно оформленных знаний. Он говорил о разумном, проницательном отношении к действительности. Теоретические знания – это своего рода знания-принципы или те необходимые теоретические основания, на которых строятся способы действия. Учебная деятельность – это усвоение принципов построения действий. И в этом контексте сущность теоретических знаний, по В. В. Давыдову, состоит в том, что они выступают как некие метазнания, т.е. знания по получению любых других знаний данного класса. Речь идет не столько о самом знании, сколько об особом сплаве – «умения-знания» как овладении принципами построения познавательных действий по добыванию знаний. Не случайно В. В. Репкин подчеркивает, что «…когда Давыдов говорит о задаче усвоения принципов содержательного обобщения, то фактически речь идет о задаче формирования способностей». Действительно, еще С. Л. Рубинштейном было показано, что в основании способностей лежит механизм анализа и обобщения. Способность всегда как-то связана со способами действия, вернее с овладением способами действия, с готовностью и возможностью их совершить. Поэтому, резюмирует В. В. Репкин, специфика учебной деятельности заключается в овладении индивидом человеческими способностями. Если у человека есть потребность развить свои способности, то этой потребности отвечает учебная деятельность. И если задаться вопросом о содержании данной способности, то нужно в первую очередь констатировать, что в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова мы имеем дело с развитием способности к пониманию.

В. В. Давыдов, рассмотрев общедидактические принципы сознательности, наглядности, преемственности, доступности, научности, предложил новую их трактовку в соответствии с идеями развивающего обучения:

  • – принцип преемственности трансформируется в принцип качественного различия стадий обучения, каждая из которых соотносится с разными этапами психического развития;
  • – принцип доступности означает собственно принцип развивающего обучения, наполненный новым содержанием, «когда можно закономерно управлять темпами и содержанием развития посредством организации обучающего воздействия»;
  • – принцип сознательности полагается в новом значении как принцип деятельности, когда ученики получают сведения не в готовом виде, а лишь выясняя, устанавливая условия их происхождения как способов деятельности. Этот третий принцип послужил основой для формирования новой модели обучения – преобразующе-воспроизводящей деятельности обучающихся;
  • – принцип наглядности трактуется В. В. Давыдовым как принцип предметности. Реализуя этот принцип, обучающийся должен выявить предмет и представить его в виде модели. Это существенная характеристика преобразующе- воспроизводящей деятельности обучения, когда модельное, знаково-символическое представление ее процесса и результата занимает значительное место.
Читайте также:  Социальная ситуация развития современного ребенка

В. В. Давыдов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности.

  • 1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.
  • 2. Усвоение знаний, конституирующих данный учебный предмет или его основные разделы, в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.
  • 3. Формирование умения при выявлении предметных источников тех или иных знаний обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.
  • 4. Умение воспроизводить это отношение в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.
  • 5. Умение конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от всеобщего к частному и обратно.
  • 6. Умение переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно.

В основе развивающего обучения школьников по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством анализа, планирования и рефлексии. Формирование учебной деятельности обеспечивается логикой реализации ее компонентов – постановкой задачи, выбором средств, самоконтролем и самопроверкой, а также правильным соотношением предметных и символических планов в учебной деятельности.

В чем смысл учебной деятельности? Известно, что каждая деятельность характеризуется по ее предмету. Как пишет Л. Ф. Обухова, «…кажется, что предметом учебной деятельности является обобщенный опыт знаний, дифференцированный на отдельные науки. Но какие предметы подвергаются изменению со стороны самого ребенка? Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Впервые, – констатирует Л. Ф. Обухова, – субъект сам для себя выступает как самоизменяющийся. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, “чем я был” и “чем я стал”. Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет». Самое главное в учебной деятельности – это поворот человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимся субъектом каждый день, каждый час. Оценка собственных изменений, рефлексия на себя – собственный предмет учебной деятельности. Таким образом, суть учебной деятельности заключается в самоизменении ее субъекта.

В соответствии с теорией В. В. Давыдова для формирования полноценной учебной деятельности у младших школьников необходимо, чтобы они систематически решали учебные задачи, в результате чего они находят общий способ подхода ко многим частным задачам, которые в последующем выполняются «с ходу» и сразу правильно. Учебная задача решается посредством системы действий. Первое – принятие учебной задачи, второе – преобразование ситуации, входящей в нее.

Усвоение теоретических знаний посредством соответствующих действий требует ориентации на существенные отношения изучаемых предметов, предполагающей анализ, планирование и рефлексию содержательного характера.

Носитель учебной деятельности – ее субъект. Младший школьник в этой роли выполняет учебную деятельность первоначально вместе с другими и с помощью учителя. Развитие субъекта происходит в самом процессе ее становления, когда школьник постепенно превращается в учащегося, т.е. в ребенка, изменяющего и совершенствующего самого себя. Для этого он должен знать о своих в чем-либо ограниченных возможностях, стремиться и уметь преодолевать свою собственную ограниченность. Это означает, что ребенок должен рассматривать основания своих собственных действий и знаний, т.е. рефлексировать.

Первоначально младшие школьники выполняют учебную деятельность совместно, поддерживают друг друга в решении задачи, обсуждают и выбирают пути поиска данного решения. Именно в этих ситуациях и возникают «зоны ближайшего развития». Иными словами, на первых этапах учебная деятельность выполняется коллективным субъектом. Постепенно эту деятельность начинает самостоятельно осуществлять каждый, становящийся ее индивидуальным субъектом.

Концепция развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества как основы личности. Многие положения этой концепции получили подтверждение в процессе длительной экспериментальной работы. Однако эта концепция пока недостаточно реализуется в массовой образовательной практике в начальной школе.

Источник