Концепции развития ребенка таблица

Концепции развития ребенка таблица thumbnail

Сводная таблица по теориям развития в возрастной психологии.

Теория

Автор

Метод

Факты

Теоретические взгляды

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Рекапитуляции

С. Холл

Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей.

Основа детские страхи и игры. Есть страхи, не связанные с с жизненным опытом ребенка (страх воды и т.п.).

Существуют последовательность игр, сменяющих друг друга, которым никто детей не обучает.

Ребенок в своем развитии повторяет социогенез в сжатом виде. Исследование страхов показало, что дети часто бояться того, чего никогда не было в их личном опыте, и их можно объяснить памятью прошлого, от которой ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последотельность этих игр (встречающаяся у многих детей) соответствует социогенетическим стадиям (жиэнь в пещерах охота строительство скотоводство растеневодство меновые отношения).

Развитие определяется генетическими механизмами.

  • установил наличие закономерности в развитии ребенка;
  • классифицировал игры.
  • использовал неадекватный метод самонаблюдение (дети часто не различают фантазию и реальность);
  • критика бихевиористов: страхи не врожденны, а возникают из реальных событий;
  • критика Гросса: игра есть период подготовки ко взрослой жизни, а не избавление от прошлого;
  • критика Рубинштейна: социогенез и онтогенез идут по «от простого к сложному», но не правильно отождествлять эти процессы.

2. Трех ступенчатого развития

К. Бюллер

Эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки.

Развитие ребенка запаздывает по сравнению развитием животного (сначала человек проходит путь развития животного, а затем специфический человеческий).

Стадии развития ребенка сопостовимы со стадиями развития животных (онтогенез есть краткое повторение филогенеза).

3 ступени развития: инстинкт (01 год), формирование навыков (13 года), интеллект (35 лет).

Развитие корковых слоев мозга в 3 года ведет к развитию новых психических способностей, поэтому ускорить процесс развития, пока не созреют определенные участки мозга нельзя (т.е. обучение не влияет на процесс развития).

  • ввел эксперимент;
  • наметил движение от низших к высшим стадиям (от примитивных к совершенным стадиям поведения).
  • перенес зоологический эксперимент на исследование человека;
  • навык и интеллект не существуют независимо друг от друга, т.к. в навыке есть интеллектуальные компоненты, а интеллект. действие может стать автоматизированным (навыком);
  • не учел роль активности субъекта в развитии;
  • полностью исключено средовое влияние.

3. Нормативный подход (не является самостоятельной теорией, а существует в рамках теории рекапитуляции).

Л. Гезелл,

Л. Термен.

Лонгитюдные наблюдения, тестовые методики.

Значительные изменения на физиологическом, интеллектуальном и моторных уровнях достигают своего максимума до 3х лет затем снижение темпов далее подобие плато, а к старости регрессив. изменения (закон затухания)

Разделяют позицию Холла, но ставят перед собой практическую задачу: если развитие предопределено, то каким образом происходит. Закон затухания.

  • первыми использовали близнецовый метод, технические срва (зеркало, фотографии) и тестовые методики;
  • разработали методику контроля за ходом нормального психического развития ребенка;
  • положили начало детской психологии как нормативной дисциплины;
  • учитывали пол и порядок рождения ребенка;
  • все объективные изменения фиксировались вместе (психические и физические смешанное развитие);
  • представление о неизменности интеллекта на протяжении всей жизни;
  • исследовали не все психические функции (особенно происходящие на внутреннем уровне);
  • небольшая выборка исследуемых (особенность лонгитюдного исследования);

4. «Чистой доски»

Скиннер, Торндайк

Лабораторный (обучающий) эксперимент.

Законы научения:

  • готовности (наличие актуальной потребности в общении, познании);
  • повторения (для закрепления реакции нужно подкрепление);
  • эффекта (каждое действие имеет определенный эффект).

После появления на свет ребенок не может ничего. Затем у него появляются реакции, которые накапливаясь преобразуются в цепь поведенческих реакций.

  • естественнонаучный подход;
  • учет влияния среды на развитие.
  • игнорирование активной позиции ребенка;
  • научение может происходить и вопреки всем законам научения (эксперимент на латентное обучение), т.е. к интеллектуальному развитию законы научения не применимы.

5. Конвергенции двух факторов

В. Штерн

Наблюдение, биографический метод.

Способности детей повторяют способности родителей.

Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению.

  • учет влияния и средовых и генетических факторов
  • потребность в самосохранении является основой для психического развития.
  • социальная среда и биологические задатки ничем не отличаются (приспособленность к соц. среде есть процесс адаптации);
  • роль наследственности ведущая.

6. Психодинамическая концепция развития личности

З. Фрейд

А. Фрейд

Гипноз, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, игра (исп. в качестве коррекц. мероприятий).

  • наличие неосознаваемых процессов, комплексов и защитных механизмов, что можно выявить при анализе оговорок, сновидений и др.

В основе процесса развития лежит структура строения личности: я (ядро человеческой личности) оно (неосознаваемые потребности)сверхЯ (культурное образование, как совокупность правил и т.п.).

СверхЯ считается сформированным если человек внутрь себя запреты извне.

  • первая концепция личностного развития;
  • открытие периода детства, как факта, оставляющего отпечаток в человеке;
  • формирование личности происходит в процессе взаимодействия с другими;
  • разработка проблемы защитных механизмов;
  • сведение побудительных сил развития к телесным;
  • ребенок поставлен в антагонистическое отношение к обществу;
  • периодизация получена на клиническом материале (неврозы);

7. Эпигенетическая

концепция

Э. Эриксон

Анализ биографий, кросскультурные сравнения, анализ современного ему общва с выделением его специфики.

Существуют различные подходы к воспитанию ребенка в разных культурах, различные стили материнства, феномены счастливой и несчастной старости и их связь с предыдущим развитием. Большая часть его современников страдают от оторванности от общества.

Придерживался концепции Фрейда в части структуры личности, но выделил собственную перодизацию психического развития. Каждый новый этап характеризуется сменой значимой социальной группы и задачей развития. Их последовательность результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Есть 2 врожденные потребности: в эгоидентичности и в групповой принадлежности.

  • единственная концепция, охватывающая все периоды жизни человека;
  • человек сам определяет свою судьбу
  • социальное начало двигатель развития;
  • период старости не имеет негативного значения;
  • не полный отход от фрейдовской позиции (особенно на ранних этапах);
  • не определения критерия перехода от стадии к стадии;
  • человек не может вернуться к решению задач, которые не были реализованы ранее.

8. Концепция развития интеллекта

Ж. Пиаже

Клиническая беседа

Особенности детского мышления:

  • эгоцентризм;
  • реализм;
  • артифициализм;
  • алогизм;
  • трансдукция.

Интеллект общая способность к познанию, которая отражается в каждой психической функции. Единица познавательного способности интеллекта познавательное действие, которое стремиться к объединению с др. действиями в познавательные структуры (биологические по знам которых развивается интеллект).

Интеллект развивается во взаимодействии с окружающей средой, насыщенность которой является стимулом для развития. Интеллект развивается последовательно (ступени развития) и строго логично: каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. Стадии: сенсомоторный интеллект (02 г.), дооперацион. стадия (27 л.), стадия конкретных операций (712 л.), формальных операций (1217 л.)

Читайте также:  Роль семьи в коррекции развития ребенка
  • введение метода клинической беседы;
  • интеллект не существует изначально, а возникает и развивается в онтогенезе;
  • развитие интеллекта связанно с собственной познавательной активностью;
  • отметил процесс интериоризации как одну из форм познавательной деятельности;
  • использовал биологические механизмы при объяснении развития интеллекта;
  • игнорировал влияние обучения на развитие;
  • ребенок в своем познавательном развитии рассматривается вне социального взаимодействия.

9. Культурноисторическая

Л. Выготский

Эксперимент (развитие понятий)

Животные просто приспособились к среде, а человек совершенствует свои способности и психику. Человек, в отличии от животных, ставит между собой и природой опосредованную связь (орудия) и таким образом, такое развитие культурное. Закон формирования ВПФ: каждая ПФ появляется на свет дважды сначала как внешняя функция, а затем как интрапсихическая. 2 линии развития: интериоризация и от интер к интра. Каждый вид имеет видовой опыт. У человека он существует вокруг него, а не внутри, за счет чего и происходит присвоение культурного опыта (механизм развития).

  • введение понятия ВПФ, как содержания психического развития;
  • среда источник развития;
  • ввел представление о смысловом строении сознания;
  • для развития необходима активность ребенка.

Источник

Фрейд

Эриксон

Пиаже

Колберг

Эльконин

Периоды/основание

Согласно З.Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Движущей силой развития личности является врожденная энергия либидо (сексуальная энергия).

Развитие личности опред. тем, что общество ожидает от человека. На каждой стадии развития он приобретает определенное кач-во (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в послед. периоды жизни. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности.

Интеллектуальное развитие обеспечивает адаптацию ребенка со средой, достигая равновесие с ней. Он полагал, что развитие интеллекта имеет универсальный характер, и идет всегда одним и тем же путем: стадии следуют друг за другом в неумолимом порядке. Возрастные границы могут сдвигаться, но последовательность стадий остается постоянной.

Уровень морального развития человека.

Деятельность-условие формирования психики. Критерии периодизации-ведущий вид деятельности (ВВД).

0-1 год

Оральная стадия.
Удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Невозможность реализации либидо на этой стадии приводит впоследствии к возникновению таких “пороков” как курение, гурманство, словесная агрессия. Личность человека характеризуется такой чертой как зависимость от окружения и пассивность.

Орально — сенсорная стадия.
+ доверие к окружающему миру, хочет познать мир, получает все, что хочет (мир уютен, люди достойны доверия)
— недоверие к окружающему миру, не получает должного, дискомфорт (боязнь людей, опасение за свое благополучие)

Сенсомоторный интеллект (0-2)
Овладение сенсорными и моторными способностями. ребенок, наделенный изначально только рефлексами, постепенно связывает воедино разрозненные восприятия и действия. Шаг за шагом ребенок постигает свойства окружающих объектов через действия с ними, что приводит к появлению представлений об объектах в умственном плане (репрезентациям, то есть представлением самому себе).

1-3 года.

Анальная стадия (от 1 до 2 лет). Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению удовлетворения либидо в анальную область тела. Суровость в процессе приучения к чистоплотности рождает у ребенка страх потерять контроль над своим сфинктером, не оправдать ожидания родителей.

Мышечно – анальная стадия (2-3 год).
+ чувство автономности, ребенок начинает передвигаться, родители предоставляют возможность проявить себя (вырабатывается самостоятельность, ощущение своего тела)
— чувство стыда, неуверенности; нерешительность, скованнность малообщительность, ограничения со стороны родителей

Преддошкольный возраст.
ВВД-предметно-манипулятивный, предметно-орудийный. Ребенок овладевает речью, преобразование действительности: осваивает физические свойства предметов – расстояние, скорость, направление движения, свое место в пространстве относительно других предметов.

3-7 лет.

Фаллическая стадия (с 2 до 5 лет). Интерес к своим половым органам и половым органам других детей. Половые отличия мальчиков и девочек. Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек — ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет “устранить”. Конфликт решается отождествлением себя с родителем того же пола, что представляется меньшим злом для ребенка, чем агрессивные чувства.

Локомоторно – генитальная стадия (4-5 лет)
+ чувство инициативы, познавательная активность, границы дозволенного, сотрудничество со взрослыми ( я могу делать много удивительных вещей, мои способности волшебные)
— чувство вины, взрослые твердят, что игры не желательны, вопросы назойливы, наказывают за мелкие проступки ( я бываю таким ужасным, другие сердятся, готовы уничтожить)

Период дооперационального мышления (2-7 лет).
Образование понятий, понятия эгоцентричны, «ребенок считает себя центром, ребенок не может посмотреть на себя стороны. Рядоположенность детской мысли – ребенок стремится получить причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Неправильное содержание и объем понятий. Моральные суждения исходят из образного представления о ситуации.

Преднравственный период (4-10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается. Этому уровню соотвествуют стадия дооперационального мышления и стадия конкретных операций.
На первой стадии этого уровня суждения выносятся на основе того, будут ли такой поступок наказан или удостоится похвалы. Например, брать конфетку без спроса нельзя, потому что накажут.
На второй стадии суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую можно будет извлечь. Например, мальчик, который без спроса взял конфету – хороший, потому что он ее очень хотел.

Дошкольный возраст.
ВВД-сюжетно-ролевая игра (с реальными людьми), важен сюжет. Подвижные игры, настольные игры, большая потребность в общении с другими людьми. Ребенок должен наиграться в детстве.

7-10 лет.

Латентный период (от 6 до 11 лет). Снижение сексуальной активности и интересов в сексуальным вопросам. Ребенок осваивает формы поведения , свойственные данному полу. Недостаточное освоение форм, установок полового поведения может привести к неадекватному пониманию своей половой роли и половой роли противоположного пола.

Латентная стадия (6-11).
+ чувство компетентности, смелость, трудолюбие, родители поощряют любое творчество, хвалят, есть результат  (интерес к жизни, умение ставить высокие цели)
— чувство неполноценности, не поощрение родителями, потеря авторитета у сверстников, развитие страха неудачи (я ничтожество)

Стадия конкретных операций (7 — 11 лет).
Есть понятие размера, числа. Может принять тоску зрения другого человека, не меняет своих «убеждений».

Младшая школа(8-10).
ВВД-учебная; чтобы хорошо учиться, нужно иметь учебную задачу; учебные действия, контроль и оценка должный перейти в самоконтроль и самооценку.

Читайте также:  Консультации для родителей физическое развитие ребенка с чего начать

11-12-15 лет.

Генитальная стадия (начинается при половом созревании). Подростки начинают ориентироваться на половое удовлетворения с партнерами противоположного пола Так человек приближается к зрелости, критериями которой Фрейд считал способность работать и любить.

Кризис подросткового возраста (12-20)
+ идентификация Я, устойчивое мировоззрение, есть место в жизни, проекция будущего
— путаница ролей, чувство вины, неуверенность пред. развития (я не знаю кто я, и куда иду)

Стадия формальных операций (11-15 лет).
На этой стадии дети способные совершать мыслительные операции без какой — либо конкретной опоры. Они способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции.

Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет). Поступки оцениваются в соответствии с нормами принятыми в обществе. Ребенок ориентируется на оценки других людей. Этому уровню соответствует стадия конкретных операций.
На третьей стадии главным критерием суждения является одобрение или неодобрение других людей. Например, мама похвалит, если спросить разрешения.
На четвертой стадии ребенок ориентируется на общепринятые нормы и законы. Например, воспитанные мальчики всегда спрашивают разрешения.

Подростковый(10-14-15).
ВВД-интимно-личностное общение. Зависимость от мнения окружающих, общение со сверстниками выходит на первый ряд, очень много противоречий .

15-20 лет.

Постконвенциональный уровень (с 13 лет) оценивается Колбергом как истинная нравственность, поскольку человек исходит из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень мыслительного развития. Этот уровень возможен на стадии формальных операций.

Ранняя юность (15-17).
ВВД-учебная, учебно-профессиональная д-ть. Формируется самосознание, повышается мера ответственности, самостоятельность.

20-50-60 лет.

Ранняя зрелость (20-25 лет).
+ близкие отношения, чувства к близким людям, сензитивный период для интимных отношений
-одиночество, не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться
Средняя зрелость (26-64)
+ общечеловечность, генеративность, интересуют проблемы общества
— самопоглощенность, застой, озабоченность собственными личными удобствами

Источник

Теория (научная школа, теоретический подход)

Сфера приложения теории, понимание цели развития

Главные, ключевые понятия теории, специфичные для нее

Понимание движущих сил развития: роль биологических факторов

Понимание движущих сил развития: роль социальных и духовных факторов

Периодизация развития

1

Теория рекапитуляции Ст. Холла

Общая концепция объяснения развития

Биогенетический закон. Ребенок, развитие, повторение истории человечества, страхи, атавизм, игра, рудимент, детский рисунок

Ведущая роль. Формирование психики детей — фатальный переход одной фазы развития человеческого рода к другой.

Социальные и духовные факторы развития не рассматриваются

Этапы онтогенеза соответствуют этапам исторического развития человечества

2

Американский нормативный подход к развитию в работе А.Гезелла

Практическая система диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях (нормы и разных форм патологии) с применением кино-фоторегистрации возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка. Его работы послужили становлению возрастной психологии как науки.

Метод лонгитюдионального, продольного изучения психического развития.

Важная роль. Развитие зависит от созревания организма.

Социальные и духовные факторы развития не рассматриваются

Три периода психического развития: от рождения до года, от года до трех и от трех до восемнадцати лет.

3

Американский нормативный подход к развитию в работе Л. Термена

Разработка нормативного подхода к развитию.

Лонгитюдный метод, близнецовый метод, «принятие ролей», «личностный рост», ребенок, развитие

Ведущая роль. Согласно теории, начиная с момента развития, через строго определенные промежутки времени, в определенном возрасте у детей появляются специфические формы поведения, которые последовательно сменяют друг друга.

Социальный и духовный факторы не взяты в расчет при исследованиях.

Коэффициент интеллекта остается постоянным всю жизнь человека.

4

Психометрический подход и измерение интеллектуального развития ребенка (А. Бине, П. Симон)

Бине явился пионером применения экспериментальных методов к изучению высших психических функций, прежде всего мышления, для исследования которого он разработал и усовершенствовал ряд новых методов: опросники, тесты, метод клинической беседы. Диагностика умственного развития ребенка.

Шкала умственного развития Бине — Симона.

Важная роль, коэффициент интеллекта зависит и от биологических факторов: умственно отсталые дети.

Важная роль социальных и духовных факторов, так как по Бине психология — это наука о деятельности.

Шкала умственного развития Бине — Симона.

5

Классическая теория научения. Бихевиоризм.

Большинство видов проблемного поведения было когда-то усвоено, от них можно отказаться или как-то их изменить, используя специальные процедуры, основанные на законах обучения. Существенная черта этих подходов это ориентация на объективность и научную строгость, на проверяемость гипотез и экспериментальный контроль переменных.

Стимул. Реакция. Очевидное поведение.

Не играет роли.

Не играет роли.

Изучение поведение индивида по схеме «стимул — реакция».

6

Теория конвергенции двух факторов детского развития В. Штерна

Психическое развитие ребенка формируется при синтезе нативизма и эмпиризма.

Конвергенция, развитие, ребенок, детская игра, наследственность, близнецовый метод

Психическое развитие является результатом конвергенции (слияния) внутренних данных с внешними условиями.

Важен социальный фактор — речь окружающих ребенка людей, их поведение по отношению к нему.

Два момента: 1.вопросы ребенка о названии предметов, 2.Резкое увеличение словаря ребенка.

7

Теории когнитивного развития, Ж. Пиаже

Теория развития интеллектуальной компетентности

Развитие логического мышления, развитие моральных суждений, перцептивное развитие, развитие представлений и памяти, идеальная личность, эгоцентризм, синкретизм, эгоцентр. речь

Взаимодействие субъекта с внешним миром подчиняется законам биологического приспособления до 7-8 летнего возраста ребенка.

Социальные и духовные факторы не играют значительной роли.

Периоды развития, разбитые на стадии развития: 1.Сенсомоторный период, 2.Период конкретных операций, 3.Дооперационная стадия, 4.Операционная стадия, 5.Период формальных опера

8

Концепция морального развития Л. Колберга

Выделил признаки диагностики стадий морального развития личности в виде оценочной шкалы.

Предконвенционный уровень. Конвенционный уровень. Послеконвенционный уровень.

Существенная роль Развитие моральных суждений зависит от возраста.

Существенная роль, так как неразвитость коммуникативных умений может не дать ребенку перейти на следующий уровень.

Три уровня и шесть стадий морального развития.

9

Психодинамические теории. Логика и периодизация развития личности в классическом психоанализе З.Фрейд

Наиболее существенными для развития личности З. Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо. Вторая группа — инстинкты смерти (мортидо) — лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.

На основе его психоанализа работает вся современная рыночная экономика: обнаженное женское тела — лучше всего рекламирует любой товар, фаллические символы — полотенца, скрученные в рулон, продаются гораздо лучше, чем лежащие или весящие.

Читайте также:  Задачи личностного развития ребенка

Ид. Эго. Супер-Эго. Психоанализ это: 1. теория личности и психопатологии; 2. метод терапии личностных расстройств;

3. метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Топографическая модель. Сознание. Предсознательное. Бессознательное.

Существеннаяроль. Ид включает все психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Ид — резервуар психической энергии и обеспечивает энергию для двух других систем — Эго, Супер-Эго.

Существенные роли в стадиях развития 3, 4, 5.

Развитие личности — прохождение психосексуальных стадий: 1. Оральная 0 — 18 месяцев. Отвыкание (от груди, рожка) отделение себя от материнского тела

  • 2. Анальная 18 месяцев — 3 года. Приучение к туалету (самоконтроль)
  • 3. Фаллическая 3 — 6 лет. Идентификация со взрослым того же пола, выступающим в роли образца для подражания
  • 4. Латентная 6 — 12 лет. Расширение социальных контактов со сверстниками
  • 5. Генитальная. Пубертат Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество.

10

Аналитическая теория К.Г. Юнга.

Типы личности — интроверт и экстраверт. Архетипы. Коллективное бессознательное. Раскрытие этих понятий играет важную роль и в современной психологии.

Личное бессознательное. Коллективное бессознательное. Персона, анима и анимус, тень. Интроверсия. Экстроверсия. Архетип.

Существенная роль для коллективного бессознательного.

Существенная роль социального фактора для типов личности.

Развитие личности — это динамический процесс, продолжающийся в течении всей жизни индивида.

11

Теория психосоциального развития Э. Эриксона

Роль социальных взаимодействий в формировании личности.

Применение в области дошкольного обучения, профессионального консультирования, в социальной службе

Эго-функции, эпигенетический принцип, поведение, эго-идентичность, социальный «кризис»,я-концепция,образ «Я», психоисторический метод, групповая идентичность, ритуализация

Существенная роль. Человек развивается согласно биологическим законам.

Существенная роль духовных и социальных факторов. Человек развивается соотнося себя с окружающим его обществом и принятыми в этом обществе установками.

Восемь стадий развития с отрицательными и положительными полюсами: 1.Младенчество, 2.Ранний возраст, 3. Детство, 4. Школьный возраст, 5. Отрочество, 6.Молодость, 7. Зрелость, 8.Старость.

12

Этологические теории психического развития. Концепция привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсворт

Человеческое поведение можно понять только рассмотрев его среду адаптации, основную среду, в которой оно формируется.

Привязанность, связь «мать-дитя», Социальная референтность, импринтинг, эмоциональная депривация

Существенная роль. Человек развивается согласно биологическим законам..

Очень важная роль социальных факторов: привязанность к матери, учителям, друзьям.

Взаимосвязь качества ранних связей с родителями и последующими интеллектуальными и социальными успехами человека.

13

Культурно-историческая теория психического развития Л.С. Выготского и ее дальнейшее развитие

Выготский внес огромный вклад в разработку методологических основ советской психологии; он создал культурно-историческую концепцию, которая получила дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности. Выготский ввел понятие о высших психических функциях как специфически человеческой форме психики и разработал учение о развитии высших психических функциях.

Чрезвычайно широк диапазон исследований Л.С. Выготского: детская психология, общая психология, дефектология, психология искусства, методология и история психологии и др.

Обучение, развитие, актуальный уровень развития, зона ближайшего развития, деятельность, теория деятельности

Существенная роль, каждый возраст в жизни ребенка открывается кризисом.

Существенная роль. Культурные психические функции приобретаются индивидом в процессе освоения культурных ценностей.

Эпохи или стадии развития завершаются кризисами развития. Фазы развития — периоды детской жизни.

14

Д.Б. Эльконин. Концепция периодизации психического развития в онтогенезе

Серьезное значение для педагогической практики. Ему принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению. создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии «ведущая деятельность»

ведущая деятельность психологические игры, личность ребенка, кризисы возрастного развития, «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый»

Существенная роль. Человек развивается согласно биологическим законам.

Существенная роль социальных факторов — смена стадий зависит от степени взаимодействия ребенка и общества.

Шесть периодов детского возраста, у каждого периода свой тип ведущей деятельности.

15

Теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека. П.Я. Гальперин.

Концепция управления процессом образования представлений и понятий об объектах на основе внешних действий.

Концепция ученого позволяет осуществить особый подход к диагностике умственного развития путем выявления уровня сформированности умственных действий. Методы обучения, построенные на основе данной теории находят свое применение в педагогической и андрагогической практике.

Виды и свойства человеческих действий. Типы ориентировочной основы действия. Типы учения. Шкала поэтапного формирования. Теория языкового сознания. Теорию внимания.

Существенная роль. Человек развивается согласно биологическим законам.

Существенная роль социальных факторов в онтогенезе.

Планомерно-поэтапное формирование умственной деятельности человека. Неравномерность развития различных форм мышления.

16

Представления прот. Василия Зеньковского о развитии духовного начала в человеке

Дух первичен над материей. Бог каждому дал крест — поставленные перед каждой личностью духовные задачи. Мы можем решать или не решать эти задачи. Но они есть и это наш крест.

Божественная искра. Судьба. Крест.

Имеет значение, но в основе своей логика жизни связана с духовной стороной жизни, с внутренними задачами, а не с внешними событиями.

Существенная роль духовного фактора. Смена возрастов связана с изменениями в проявлении зреющего духа в жизни человека.

Периоды: 1.Раннее детство, 2.Второе детство, 3.Отрочество, 4.Юность.

17

Современные представления о развитии человека в отечественной психологии (В.И. Слободчиков)

Разрабатывал психологические основы отечественного образования. Был одним из организаторов Концепции развития общего среднего образования. Писследовал и анализировал проблемы сознания, рефлексии, развития субъективной реальности, внутреннего мира человека, периодизации и диагностики психического развития, организации психологических служб, проектирования систем развивающего общего, высшего и последипломного образования. Разработал основы психологической антропологии.

Христианское понимание личности в психологии. Православно ориентированная психология.

Несущественная роль биологических факторов

Существенная роль социальных и духовных факторов.

Общая схема периодизации психического развития человека в онтогенезе.

18

Проблема гено-средовой детерминации развития психики. Модель К. Уоддингтона. Сенситивный период как механизм взаимодействия генотипа и среды. Понятие критического и сенситивного периода, нормального и депривированного развития.

Построил формальные модели того, как регуляторные продукты генов могут влиять на пути эмбрионального развития. Сформулировал современное представление о роли мутаций как о факторах, влияющих на процесс развития организма и, следовательно, составляющих основу изменчивости. Концепция «канализированности», которая означает способность организмов порождать одинаковые фенотипы, независимо от действия генов или условий внешней среды.

Эпигенетика развития. Эпигенетический ландшафт. Креод. Генетическая ассимиляция.

Существенная роль. Человек развивается согласно биологическим законам.

Существенная роль социальных факторов.

Несколько поколений индивидов для унаследования эволюционных мутаций и новоприобретенных способностей и черт.

Источник