Концентрация внимания у ребенка 1 год

Многие родители задаются вопросом, как развить внимание у ребенка. И не даром! Достаточная концентрация внимания не только обеспечивает успех в обучении, легкую социализацию, но и обезопасит малыша от случайных падений и других неприятных вещей.
Давайте для начала разберемся с тем, что мы понимаем под вниманием. Внимание – это психический процесс, посредством которого человек концентрируется на некоторых особенностях окружающей среды относительно других объектов и событий. При этом концентрация внимания – это продолжительность времени, когда ребенок может сосредотачиваться на какой-то идее или деятельности.
В этой статье мы рассмотрим нормы концентрации внимания у детей, а также приведем примеры игр для развития внимания.
Нормы концентрации внимания у детей
У маленьких детей внимание очень непостоянно и все время переходит с одного предмета на другой. Если вы намерены заняться развитием внимания вашего ребенка, то предлагаем вам ознакомиться с нормами концентрации внимания детей по возрастам.
- 2 года – 4-10 мин
- 3 года – 6-15 мин
- 4 года – 8-20 мин
- 5 лет – 10-25 мин
- 6 лет – 12-30 мин
- 7 лет – 14-35 мин
- 8 лет – 16-40 мин
- 9 лет – 18-45 мин
- 10 лет – 20-50 мин
Вы видите, что разброс по времени довольно значительный. Это обусловлено индивидуальными особенностями развития ребенка. При этом в норме концентрация внимания у конкретного ребенка должна увеличиваться с возрастом на 2-5 мин на каждый год жизни.
Следует отметить, что мозг ребенка не развивается сам по себе. На него оказывает большое влияние окружающая среда и характер домашней обстановки. Динамичные телевизионные программы и ультрабыстрые видеоигры, которые сегодня стали нормой, совсем не способствуют развитию внимания. Дети ими легко увлекаются, однако их избыточный просмотр может привести к ухудшению концентрации внимания и агрессивности.
Как развить внимание у ребенка: важные условия
Давайте разберемся, каким образом мы можем обеспечить ребенку среду, способствующую развитию внимания.
1. Свежий воздух. Убедитесь, что ребенок имеет достаточно времени для игр на открытом воздухе. Исследования показывают, что существует прямая зависимость между физическими упражнениями, коэффициентом интеллекта (IQ) и успеваемостью. Поощряйте игры на развитие крупной моторики, которые развивают координацию движений:
- догонялки,
- прятки,
- футбол,
- вышибалы и др.
2. Дыхание. Дети с плохой концентрацией часто имеют неглубокое и неэффективное дыхание. Без достаточного количества кислорода мозг и тело не могут функционировать должным образом. Игрушки, которые поощряют непрерывные выдохи, являются превосходными тренажерами для улучшения дыхательной функции ребенка. К ним относятся:
- мыльные пузыри,
- свистки,
- духовые инструменты,
- воздушные шарики (их надувание),
- а также игры, описанные в статье «Развитие речевого дыхания».
3. Рукоделие. Ручная работа является идеальным средством, позволяющим улучшить концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию и обрести навыки решения проблем. В зависимости от увлечений и склонностей ребенка, это может быть:
- шитье кукол,
- вязание игрушек,
- бисероплетение,
- сборка и покраска деревянных моделей самолетов, кораблей и т.д.
4. Настольные игры развивают не только концентрацию внимания, но и социальные навыки, спортивный азарт и волю к победе. Также хорошим выбором будут: пазлы, головоломки, логические игры.
5. Чтение. Начните читать ребенку как можно раньше и делайте это регулярно. Время чтения должно быть ограничено возможностями концентрации внимания вашего ребенка. После чтения просите малыша пересказать вам историю. Поощряйте его использовать слова-последовательности: потом, после этого, в это время, в прошлом, тогда. Спрашивайте о возможных вариантах продолжения истории.
Выбирайте произведения, которые нравятся малышу и вызывают интерес, чтобы чтение стало любимым ритуалом.
6. Помощь. Привлекайте ребенка к приготовлению еды и помощи по дому. Давайте ему поручения, чтобы он чувствовал себя значимым помощником. Также будет полезно завести домашнего питомца, которого хочет ребенок, и часть обязанностей по уходу за новым членом семьи возложить на ребенка.
7. Поддержка. Если у ребенка что-то не получается, не спешите выполнить это вместо него. Будьте рядом, подбадривайте, сохраняйте его веру в свои способности. Так вы научите ребенка терпеть разочарование и пробовать снова и снова, пока навык не будет освоен.
Кроме того, существует множество игровых приемов для развития внимания. Некоторые из них вы найдете в печатных изданиях: детских журналах или сборниках заданий для развития ребенка различных возрастов. Это всем известные:
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»
- Сравни 2 картинки и найди 3-5-10 отличий (в зависимости от возраста ребенка)
- Найди всех лягушек, белок, комаров и т.д. на картинке
- Найди пары предметов
- Соотнеси тень и предмет
- Найди лишний предмет в ряду
- Раскрась по цифрам
- Графические диктанты
Игры для развития внимания ребенка
Шахматы
Эта игра помогает значительно увеличить концентрацию внимания и память. А также помогает детям развивать интеллект и познавательные способности.
Повтори ритм
Отхлопайте ребенку простой ритм ладошками и попросите его повторить. Когда малыш справится, усложняйте ритм, подключая хлопки по ногам, хлопки по мебели, притопывание, щелчки пальцами.
Соблюдай правила
Вы озвучиваете ребенку определенное правило. Например, когда я барабаню быстро – нужно ходить быстро, когда барабаню медленно – ходи медленно. Если ребенок справился, усложняем задание: когда барабаню быстро – ходи медленно, когда медленно – ходи быстро.
Другим вариантом может быть ходить или прыгать в ритм музыки. По мере усвоения навыка, давайте задание ходить/прыгать, не попадая в такт.
Если вы проводите занятие по теме «Урожай», то подойдет следующий вариант: на слово «яблоко» поднимать руки вверх и становиться на носочки, на слово «земляника» — присаживаться. Вы говорите вразброс слова, стараясь запутать ребенка, а он старается не ошибиться.
Или такое задание: на один хлопок – прыгает зайцем, на два хлопка – ходит как уточка, на три хлопка – рычит как волк.
Три задания
Эта игра помогает расширить объем внимания. Вы даете ребенку подряд три инструкции, которые он должен выполнить в той последовательности, которую вы ему задали. Например:
- Подпрыгни два раза
- Назови какой-нибудь цветок
- Подойти к деревянному предмету
Когда ребенок справится, давайте задания посложнее:
- Хлопай столько раз, сколько тебе лет
- Назови дикое животное
- Дотронься до предмета на букву К
Количество заданий можно увеличивать до 4-5 и усложнять их в зависимости от возраста и развития ребенка.
Зачеркни букву
Если ваш ребенок знаком с буквами, дайте ему следующее задание. Возьмите любой текст с крупным шрифтом и попросите его зачеркнуть все буквы О, или О зачеркнуть, а Р подчеркнуть. Это задание не только способствует развитию вниманию, но и подготовит ребенка к тесту «Корректурная проба» перед поступлением в школу.
Когда ребенок занимается или играет, старайтесь не отрывать его от занятий и не переключать на другой вид деятельности, пока задание или игра не будут окончены. Все дело в «прерывании деятельности», как ее именуют психологи. Это явление развивается при невозможности завершить какое-либо дело по одной из трех причин:
- переключение на другое занятие (ребенок рисовал, а вы включили мультики);
- вынужден срочно реагировать на иные сигналы (собирал пазл, а сестра закричала из другой комнаты);
- невозможность продолжать деятельность (ребенок читал, а вы погасили свет).
Если так происходит постоянно, то нервная система истощается, и в дальнейшем сконцентрироваться будет все сложнее, то есть время концентрации внимания будет не нарастать, а падать.
Надеемся, что наши советы помогут вам весело проводить занятия с детьми и воспитывать внимательных, гармонично развитых малышей!
Как вы развиваете внимание ребенка? Расскажите в комментариях!
Понравилась статья? Поделитесь со знакомыми мамами нажав на кнопочки социальных сетей внизу!
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»
Автор: Виктория Сахно
Все статьи автора
Увлеченная мама дочки Машеньки. Стремлюсь наполнить детство веселыми играми, неожиданными сюрпризами и яркими впечатлениями. Сторонница раннего развития детей и развивающих игрушек своими руками.
Предыдущие записи рубрики
- Обзор настольной игры «Все на борт!»
- Летние настольные игры для детей
- Настольные карточные игры для детей 5-7 лет
- Простые игры из открыток своими руками
- Настольные игры для всей семьи
Вам будет интересно:
Источник
«Сосредоточься на том, что ты делаешь!», «Сколько раз тебе это повторять?» – родители говорят эти фразы своим детям миллионы раз. В конце концов, начинают думать, что с их ребенком, возможно, не все в порядке. Сомнения набирают силу, когда взрослые видят, что сверстники их малыша лучше справляются с поставленными заданиями, поскольку в состоянии на них сосредоточиться. Давайте поговорим о внимании и о его нарушениях. Когда ребенок должен сосредоточиться на задаче и насколько долго? Что должно вызывать беспокойство и что вообще с этим делать?
О концентрации внимания.
Концентрация внимания — это умение сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на другие раздражители. До 5-го года жизни внимание ребенка носит непроизвольный характер, о чем прекрасно знают все родители. Малыш концентрируется на том, что для него является новым, громким, привлекательным. Много задач оставляет незаконченными, о многом ему нужно постоянно напоминать: «Ты оделся?», «Я просила, чтобы ты почистил зубы». Типичное поведение, которое показывает, как пойти в комнату за пеленками для младшего брата (по просьбе мамы) и «потеряться» по пути, отвлекшись на совершенно другие действия.
При правильном развитии ребенка изменения в сфере навыков концентрации внимания происходят между 5 и 7 годами жизни. Малыш уже способен сосредоточить внимание на времени, которое позволяет ему выполнять поставленные задачи, ему не нужно неоднократно напоминать, что он должен что-то делать, все чаще и чаще может сосредоточиться на двух действиях одновременно, не оставляя ни одного из них (например, смотрит сказку и надевает тапочки).
К сожалению, у многих детей эти изменения не происходят или происходят в очень медленном темпе. Тогда можно говорить о расстройствах концентрации внимания. Эта проблема является серьезной, поскольку сулит неудачи в период обучения в школе.
Нарушения концентрации внимания у ребенка: активно-импульсивный и пассивный типы.
Нарушения концентрации внимания у ребенка можно разделить на два типа. Первый из них — это тип активно-импульсивный. Ребенок отвлекается очень легко из-за внешних раздражителей. Эти дети очень нетерпеливые, работают быстро, грубо, постоянно подвергаясь при этом разочарованию. Часто мешают в группе, дразнят других детей. Кажется, что у них слишком много энергии, что не дает сосредоточиться. И хотя они очень сильно переживают свои неудачи (плачут, ругаются, оскорбляют), это не меняет их поведение.
Второй тип — это дети, которые, кажутся «мечтательными». У них пассивный вид. Это малыши, которые часто задумываются при выполнении задания, что мешает им его закончить. Сложные и самостоятельные задачи вызывают у них уныние. Часто задумываются, забывают что-то, им не хватает мобилизации и активности в принятии решений.
Например — шнуровка обуви. Ребенок из первой группы сделает это быстро, плохо и будет не доволен результатом. Ребенок из другой группы будет завязывать шнурки очень долго и, в конечном счете, не выполнит задание. Оба могут иметь проблемы в школе из-за нарушения концентрации внимания.
Как распознать нарушение концентрации внимания?
Ответьте себе на несколько вопросов:
1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?
2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?
3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?
4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?
5) Если ребенок работает быстро, неопрятно – у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?
6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?
Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.
Как тренировать концентрацию внимания у детей?
Требовать внимания.
Не разрешать ребенку отвлекаться. Пример – если малыш начинает рассказывать о том, что с ним происходило в детском саду, прервите его, сказав: «Сначала закончим одно дело. Наденем туфли, а потом ты мне расскажешь». Создайте правило, например: «Сначала нужно закончить то, что начали», которое вы будете часто повторять. Реагируйте всегда в ситуациях, в которых малыш отвлекается, например, когда начинает играть во время еды.
Слушайте внимательно.
Внимательно слушайте, что ребенок говорит, и задавайте ему различные вопросы. Если вы спросите, что было в детском саду на обед, а он говорит: «Не знаю» и меняет тему на «А сегодня на танцах…» — то мягко верните малыша к теме обеда.
Будьте точными и не делайте поблажек.
Распространенной ошибкой родителей является хвалить ребенка за любую работу. Ваш ребенок уже не совсем маленький и прекрасно знает, что его книжка должна лежать по-другому. Кроме того, если вы хвалите, а тетя в детском саду говорит: «Ты делаешь не так. Когда раскрашиваешь, то не выходи за эту линию», то ребенок теряется. Учитесь точности, скажите, например: «Я знаю, что ты старался, но посмотри – здесь есть пропущенные места. Давай попробуем закончить вместе, чтобы было все правильно».
Много практикуйтесь.
На рынке много разного рода книг для тренировки концентрации внимания. Книги на тему «найдите пять отличий» должны навсегда поселиться в вашем доме. Занимайтесь с ребенком и не позволяйте «Это мы оставим на потом, потому что скучно и сложно». Если через несколько месяцев эти действия не принесут результата, стоит обратиться с ребенком к психологу. Лучше всего еще до того, как начнет учиться в школе.
Источник
Бег, игра, чтение, разговоры, прыжки… все дети быстро переходят от одной активности к другой. Это неудивительно, ведь у детей способность концентрироваться гораздо слабее, чем у взрослых, а их жизненная энергия впечатляет. Знаете ли вы, что концентрация вашего ребенка меняется с возрастом? Именно это необходимо учитывать при обучении, а главное — найти правильный способ помочь ребенку научиться концентрироваться на одном виде деятельности в течение продолжительного периода времени.
Отсутствие концентрации – первая и основная жалоба всех учителей, особенно начальной школы. Но что такое концентрация и почему детям она не присуща?
Концентрация — это умственная и интеллектуальная способность «отключиться» от происходящего вокруг, чтобы сосредоточиться на одном предмете. Будь то чтение, игра или какая-либо работа, принцип остаётся тем же. Эта способность врожденная, однако, в маленьком возрасте максимально возможный период фокусировки на одном занятии сильно разнится в меньшую сторону от концентрации взрослого человека, который на протяжении многих часов способен, не отвлекаясь ни на что, выполнять один вид деятельности.
Возраст и концентрация
До 3 лет: не нужно пытаться заставить ребенка до трёх лет заниматься одним и тем же более, чем 10 минут. Для малышей в столь раннем возрасте смена деятельности должна происходить каждые 10 минут, либо, при необходимости провести более долгое занятие, каждые 10 минут необходимо делать перерыв, разрешая малышу отвлечься. Идеально чередование интеллектуальной и физической активности, что в основном и практикуется в детских садах.
От 3 до 6 лет: способность концентрироваться в этом возрасте увеличивается, но не сильно: дошкольники, как правило, могут концентрировать свое внимание без потери способности усваивать информацию не более 20-25 минут. Попытки продолжить, например, интеллектуальный вид деятельности, скорее всего не увенчаются успехом, и информация, полученная «сверх нормы» скорее всего, просто не запомнится или усвоится в искаженном виде. Дошкольникам от 3 до 6 лет, так как и детям, более младшего возраста, просто необходимо чередовать умственный труд с физическим, в идеальном варианте – на свежем воздухе.
От 6 до 10 лет: детям младшего школьного возраста зрелость мозга позволяет концентрироваться до 40-45минут (школьный урок не спроста длится именно столько времени). Тем не менее, на протяжении урока все равно необходимо делать небольшие перерывы и отвлекаться на другие виды деятельности, чтобы ребенок не уставал и сохранял возможность фокусироваться на предмете на протяжении всего занятия.
Как узнать время концентрации моего ребенка?
концентрация ребенка
Это не сложно, просто понаблюдайте за вашим ребенком. Начните любую деятельность, например, чтение, после того, как ребенок хорошо отдохнул и набрался сил. Засекайте время, в течение которого он остается сфокусированным на тексте без отвлечения на прочую деятельность, за исключением вопросов о значении самого рассказа. Как только Вы заметили, что внимание ребенка потеряно, началась суета и ерзание на стуле, можете оценивать время, в течение которого Вашему ребенку удалось быть максимально сконцентрированным. Повторяйте такие наблюдения несколько дней подряд, чтобы сформировать более точную картинку о способности Вашего ребенка концентрироваться.
Однако, если время его концентрации отличается от общепринятых рамок, не стоит впадать в панику и присваивать ребенку «звание» гиперактивного (если только у ребенка полностью не отсутствует способность концентрироваться на одном виде деятельности).
Способность концентрироваться можно развивать, для этого необходимо следовать простым правилам:
✔ продолжительность сна ребенка должна соответствовать его возрасту;
✔ в занятиях строго необходимы перерывы (отдых, дыхательные упражнения, музыка, и так далее).
✔ не позволяйте ребенку часами смотреть телевизор – яркие картинки и порой агрессивный шум, который сопровождает их, создают проблемы концентрации. Гораздо легче привлечь внимание ребенка к движущимся изображениям, чем научить его концентрироваться на тексте, поэтому просмотр динамичных мультфильмов во многом расхолаживает и развивает нежелание концентрироваться на монотонном обучении.
С любовью, Елена Бражина!
Понравилась статья? Поставь палец вверх и подпишись на канал — будет еще много интересного!
Статьи по теме:
— Как воспитать счастливого ребенка?
— Как научить ребенка делиться?
Источник