Компоненты индивидуальной программы развития ребенка

Компоненты индивидуальной программы развития ребенка thumbnail

Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Данные разделы в совокупности позволяют обеспечить психолого-педагогическую работу с обучающимся ребенком с ограниченными возможностями здоровья по различным направлениям. Содержание разделов индивидуальной программы группируется вокруг главных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал.

Индивидуальные образовательные программы для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможнос тями здоровья могут иметь различные вид и форму и относиться к отдельным разделам программы (учебным курсам, дисциплинам) или комплексному обучению и воспитанию ребенка и коррекции его психофизических недостатков. Приоритет следует отдать, как показывает опыт работы, индивидуальным программам комплексного обучения и воспитания ребенка.

Структура индивидуальной образовательной программы будет различной в зависимости от возраста ребенка, для которого она разрабатывается, а также от целевой установки программы и решаемых задач. В литературе представлены различные подходы к структуре индивидуальной программы для детей с психофизическими нарушениями, которые могут служить ориентиром при подготовке индивидуальных программ для обучающихся (И. М. Бгажнокова, А. Д. Виль- шанская, М. В. Жигорева, А. В. Закрепила, В. В. Коркунов, И. С. Макарьев, Е. А. Стребелева, Е. А. Ямбург и др.).

При проектировании как структуры, гак и содержания индивидуальных программ для детей различных возрастных групп, следует учитывать особенности каждого возрастного периода и выделять соответствующие задачи и основные направления коррекционно-педагогической работы в рамках индивидуальной программы.

При проектировании структуры индивидуальной программы для ребенка раннего и дошкольного возраста и ее содержательном наполнении следусг опираться на формирование ведущего вида деятельности и достижение задач развития ребенка на каждом возрастном этапе. Структура и содержание индивидуальной программы для ребенка дошкольного возраста преимущественно строятся исходя из основных разделов программ дошкольного обучения и воспитания.

В индивидуальных образовательных программах для детей школьного возраста указывается содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по разным учебным предметам. Это один из подходов к проектированию структуры индивидуальной программы. Наполнение знаниевого компонента индивидуальной образовательной программы не является обязательным. Более важной являегся реализация коррекционной ра- богы с обучающимся и изложение в индивидуальной программе тех приемов и методов коррекционной работы, которые будут реализованы применительно к процессу обучения и воспитания ребенка педагогом в процессе преподнесения к усвоению общего содержания материала на уроке.

Обязательными компонентами индивидуальной образовательной программы являются краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка, цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания индивидуальной образовательной программы на уровне динамики тех или иных составляющих психофизического развития ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащеюся, а также существующими стандартами содержания образования и отражает временную последовательность реализации образовательной деятельности человека на определенном этапе обучения, в конкретном возрастном периоде.

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается специалистами образовательного учреждения, согласовывается с родителями ребенка (законными представителями) и утверждается руководителем учреждения. Порядок разработки и корректировки индивидуального образовательного маршрута в образовательном учреждении может быть закреплен локальным нормативным актом (Положением об индивидуальном образовательном маршруте), который позволяет упорядочить работу педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры индивидуального маршрута, порядка его разработки, реализации и корректировки.

Индивидуальный образовательный маршрут как документ может включать следующие компоненты: титульный лист, пояснительная записка, индивидуальный учебный план (в случае индивидуального обучения на дому), содержание образовательного маршрута, заключение и рекомендации. Рассмотрим более подробно наполнение представленных компонентов.

  • 1. Титульный лист включает полное наименование образовательного учреждения, адресность (фамилия, имя обучающегося, год обучения) и срок реализации маршрута, гриф угверждеиия руководителем учреждения, согласование с родителями.
  • 2. Пояснительная записка содержит краткую характеристику ребенка, составленную по результатам психолого-педагогической диагностики, включающей три взаимосвязанных направления:
    • — педагогическая диагностика осуществляется учителями-пред- метниками с целью определения уровня освоения ребенком основной образовательной программы (предметный уровень результатов);
    • — диагностика личностного развития учащихся (личностный и мстапрсдмстный уровень результатов) осуществляется педа- гогом-психологом, классным руководителем, воспитателями. В ходе диагностики предлагается рассматривать три группы взаимосвязанных качеств:
    • — коммуникативные (параметры: коммуникативность, умение общаться со взрослым, умение общаться со сверстниками);
    • — регулятивные (параметры: тревожность — спокойствие, импульсивность — рефлексивность, тенденция к проявлению самостоятельности и ответственности, мотивация учебной и трудовой деятельности, самооценка);
    • — познавательные (параметры: способы овладения учебными навыками, познавательный интерес, уровень освоения информации).
Читайте также:  Моторное развитие ребенка 5 лет это

На основе заключения, составленного по результатам педагогической диагностики и диагностики специалистов психолого- медико-педагогического консилиума (далее — ПМПк), в случае необходимости проводится корректировка содержания образования (знаниевый уровень); результаты диагностики специалистов ПМПк и диагностики личностного развития учащихся лежат в основе выбора средств, методов и форм работы.

На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток (оптимальный временной отрезок, на который рассчитывается индивидуальный образовательный маршрут — один учебный год). Цель представляет собой конкретный, охаракгеризованный качественно образ ожидаемого результата образовательной и коррекционно-педагогической деятельности в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута. Задачи индивидуального маршрута определяют направления работы с конкретным ребенком.

  • 3. Индивидуальный учебный план включается в индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в форме индивидуального обучения на дому, дистанционного обучения.
  • 4. Содержание образовательного маршрута представлено тремя компонентами — образовательным, коррекционным и воспитательным. При проектировании индивидуального образовательного маршрута реализуется комплексный подход, который предполагает индивидуализацию содержания образования и корректировку приемов и методов работы с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей в процессе усвоения общего содержания материала на уроке (занятии).

Индивидуали зация содержания образования, исходя из психофизических возможностей детей, может быть реализована при разработке образовательного, коррекционного и воспитательного компонента.

Образовательный компонент обязательно включается в индивидуальный маршрут, если в нем представлен индивидуальный учебный план (то есть для надомного, дистанционного обучения). В данном случае раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением КТП, критериев оценивания достижений по учебным областям и др. Содержательное наполнение данного компонента дублирует содержание рабочей программы по предмету.

В случае отсутствия индивидуальной образовательной программы варьирование внутри содержания программы может осуществляться путем усиления отдельных тем, разделов путем:

  • — перепланировки количества часов в структурных единицах программы;
  • — изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем;
  • — увеличения объема интегрированных занятий.

Коррекционный компонент огражает раздел учи геля-дефек-

голога, учителя-логопеда, недагога-нсихолога, а также раздел педагога, который проводит индивидуальную коррекционно-развивающую работу. Содержание коррекционно-развивающих программ разрабатывается исходя из особенностей психофизического развития ребенка, сто потенциальных возможностей и способностей, с учетом сильных и слабых сторон и компенсаторных возможностей, выявленных специалистами в ходе диагностического обследования ребенка. Воспитательный компонент содержит раздел воспитателя, педагога дополнительного образования.

Еще раз подчеркнем, что индивидуальный маршрут отражает нс столько индивидуальное содержание образования (в большой степени оно представлено в коррекционном компоненте), сколько особые средства (приемы, методы, формы) овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим раскрытие потенциальных возможностей ребенка.

Выбор средств обучения и воспитания зависит от результатов диагностического обследования ребенка (в частности, диагностики, проводимой специалистами ПМПк и диагностики личностного развития учащихся). Так, например, познавательный интерес (характеристика познавательных качеств личности) может проявляться на нескольких качественно различных уровнях, в зависимости от которых будут варьироваться средства обучения: уровень чувственного познания предполагает вовлечение ребенка в предметно-практическую деятельность; уровень проявления любопытства предполагает использование игровых технологий; любознательности — экспериментальной деятельности, метода проектов; учащихся с высоким уровнем познавательного интереса целесообразно привлекать к исследовательской деятельности. Сопоставив подобным образом все личностные характеристики учащегося, специалисты подбирают наиболее оптимальные средства и формы обучения и воспитания.

5. Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуального маршрута в целом при обсуждении в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специалистами на следующем этапе его обучения.

Представленная технология проектирования индивидуального образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья может служить основой для реализации принципа индивидуализации коррекционно-воспитательного процесса.

Читайте также:  Педагогические задачи физического воспитания и развития ребенка

Источник

Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Совместные комплексные коррекционно-развивающиезанятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия».Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитиепознавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

1 «Учим общению».

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитиистроится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование.Оно может являться:

— одним из этапов подготовки к педсовету;

— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Читайте также:  Развитие ребенка на седьмой неделе беременности

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

д) другое…;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

— по педагогике;

— по психологии;

— по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.При построении занятий соблюдаются основные требования:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала,что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы.При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Состояние здоровья___

___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Источник