Комплексное изучение ребенка с нарушениями речевого развития
Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития
Технология обследования речи.
Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития
Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. В связи с этим в современной специальной педагогике и психологии утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений, которые являются общей закономерностью аномального развития, т.е. встречаются у большинства детей с различными отклонениями в развитии (В.И.Лубовский) и могут затрагивать различные компоненты речи. Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.
Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речи представлена в трудах Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, Г. В. Чиркиной, О. Е. Грибовой и др.
Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводя к общему недоразвитию речи, которое может иметь различный механизм и соответственно различную структуру нарушения и наблюдается при наиболее сложных формах детской речевой патологии (алалии, дизартрии и т.д.).
У детей с речевыми нарушениями отмечаются также трудности полноценной коммуникативной деятельности, формирования саморегуляции и самоконтроля, разнообразные недостатки познавательной деятельности и моторики, а также нарушения эмоционально-волевой сферы.
Уровень развития речи — важный диагностический критерий при оценке общего уровня развития ребенка. Поэтому обследование речи является неотъемлемой составной частью психолого-педагогического изучения ребенка с проблемами в развитии.
Объект логопедического обследования – закономерности и особенности языкового и речевого развития ребенка.
Предмет – состояние языковых и речевых средств ребенка.
Цель – определение структуры речевого дефекта, его механизмов и научное обоснование направлений и содержания логопедической работы.
Задачи обследования:
1. Определение причин речевого нарушения
2. Выявление механизмов речевого нарушения
3. Определение симптоматики и степени проявления нарушения речи
4. Выявление структуры речевого дефекта
5. Определение путей, содержания и методики логопедической работы
Принципы логопедического обследования (Левина Р.Е.):
I. Принцип развития. Он имеет 2 подхода:
Необходимо выделять в процессе обследования те трудности и коррекционные задачи, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Это позволит оценить дальнейшие возможности ребенка и осуществить профилактику вторичных речевых нарушений.
Необходимо осуществлять эволюционно-динамический анализ речевого нарушения. То есть при диагностике речевого нарушения необходимо оценивать не только имеющиеся симптомы нарушения речи, но и процесс их появления и их влияние на развитие ребенка в дальнейшем. При оценке динамики необходимо:
· Выяснить причину речевого нарушения (сбор анамнеза: изучение мед. документации, анкетирование или беседа с родителями)
· Выяснить в каком возрасте речевое нарушение стало проявляться (это необходимо для выявления периода сбоя речевой деятельности, в результате – возможность определить механизм речевого нарушения и грамотно спланировать коррекционную работу)
· Оценить и проанализировать непосредственные результаты нарушений речевого развития ребенка (уже появившиеся вторичные, третичные и т.д. нарушения)
· Оценивать и предупреждать последствия имеющихся симптомов нарушения речи
Для осуществления этого принципа необходимо:
· Знать предпосылки и условия вызывающие проявление речевого нарушения
· Знать, как развивается речь в норме
· Иметь заключения ряда специалистов (обследование должно быть комплексным: невролог, окулист, отоларинголог, терапевт; при наличии показаний и другие узкие специалисты: например психиатр; Заключение: педагога, при необходимости дефектолога и психолога).
Таким образом, применение принципа развития позволяет определить первичные и вторичные нарушения развития, определить клинический вид речевого нарушения по клинико-педагогической классификации; определить направления и содержание комплексного коррекционного воздействия; спланировать программу логопедической работы и определить ее предварительные сроки.
II. Принцип системного подхода к анализу речевых нарушений.Основывается на теории о системном строении речи. Нарушение любого из речевых компонентов (звуковая – произносительная сторона речи, фонематические процессы, лексика, грамматический строй) приводит к нарушению речевой системы. Так, одни недостатки касаются только произносительных процессов и выражаются в нарушении внятности речи без каких-либо сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую систему языка и проявляются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, что влечет за собой нарушения чтения и письма. Также существуют нарушения, которые охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую систему и выражаются в ОНР. Поэтому при оценке состояния речи ребенка необходимо знать состояние всех речевых компонентов.
Таким образом, принцип системного подхода позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи. Также лежит в основе педагогической классификации речевых нарушений (Фонетическое НР, Фонематическое НР – при акустико-фонематической дислалии, ФФНР, ОНР); определения методов преодоления и предупреждения речевых нарушений (возможность предупредить появление в дальнейшем нарушений чтения и письма); лежит в основе комплектования специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
III.Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Ребенок сначала овладевает элементарными психическими функциями: восприятие, память, внимание, мышление – еще до появления речи. Они являются психологической базой речи (подготавливают основу и обуславливают появление у ребенка речи). Затем речь организует высшие психические функции и способствует их качественному развитию.
Для правильного определения речевого нарушения необходимо знать не только состояние речи ребенка, но и состояние высших психических функций. Необходимо выявить, что первично нарушено у ребенка. Если речевое нарушение первично – логопедическая работа направлена на его преодоление и профилактику возможных отклонений состояния ВПФ. Если речь нарушена вторично, то логопедическая работа строится только на основе коррекции ВПФ.
Этот принцип помогает определить образовательный маршрут ребенка, который определяется на ПМПК и ребенку рекомендуется обучение по определенной программе (виды образовательных учреждений для детей с отклонениями: 1,2 – слух, 3,4 – зрение, 5 – тяжелые нарушения речи, 6 – опорно-двигательный аппарат, 7 – ЗПР, 8 – УО).
Таким образом, применение всех трех принципов позволяет определить общую картину нарушения развития, механизмы нарушения речи; научно обосновать и разработать систему коррекционной работы.
Этапы логопедического исследования:
Подготовительный:
· Отбор материала для обследования ребенка по каждому разделу (выбор методики и подбор заданий, определение последовательности их предъявления)
· Составление схем и протоколов обследования
· Формулировка инструкций к заданиям
· Предварительный сбор анамнеза (если возможно)
Обследование
· Организационный момент
· Вступительная беседа (создается мотивация ребенка, выясняются его интересы и предпочтения)
· Непосредственное предъявление заданий (по речевой инструкции или по образцу)
· Фиксация результатов обследования (протокол или запись на диктофон).
Анализ и оценка полученных результатов
· Качественная оценка результатов (определение наличия нарушения и его тяжести)
· Количественная оценка (используются при применении балльных методик)
· Формулируются комментарии к протоколам обследования (использовались ли подсказки, наводящие вопросы и т.д.).
Этап формулирования выводов:
· Составление многоуровневого логопедического заключения;
· Индивидуальный план коррекционной работы;
· Рекомендации педагогам и родителям.
Направления логопедического обследования:
· общая и мелкая моторика,
· артикуляционная моторика (подвижность органов речи),
· произносительная сторона,
· фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез),
· грамматический строй речи,
· словарь,
· связная речь,
· состояние чтения и письма школьников.
Методы логопедического обследования:
1. Организационные — изучение в динамике, комплексность.
2.Эмпирические — наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (тесты, анкеты, беседы и пр.), биографические методы (сбор и анализ анамнестических данных – изучение документации).
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Интерпретационные — истолкование, объяснение полученных данных.
В логопедической литературе представлено большое количество методик обследования речи. Объединяет их то, что они с разной степенью подробности анализируют фонетико-фонематический, лексический, грамматический уровни развития речи и составляют суждение о связной речи ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
Репина З.А. Нейропсихологическое обследование детей с ТНР,
Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи,
Иншакова – логопедическое обследование,
Филичева, Левина, Архипова, Лалаева, Стребелева (с детьми раннего возраста) и др.
Фотекова – методика обследования речи младших школьников (2 раздела – устная речь (импрессивная и экспрессивная) и письменная речь (предпосылки письменной речи, оценка письменной речи и навыков чтения) – балльная система оценки.
Источник
Автор: Тураева Оксана Александровна
Комплексный подход к коррекции речевых нарушений в условиях
МБОУ «Центр диагностики и консультирования»
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих речевую патологию. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня, аграмматичная речь. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Формирование правильного звукопроизношения – это сложный процесс. Поэтому комплексное ,целенаправленное воздействие всех специалистов Центра способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов.
Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушенных звуков у детей проводится с сентября по май (в зависимости от сложности речевых дефектов). Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми с речевыми нарушениями, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.
Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Поэтому в нашем Центре для детей с речевой патологией работаютневролог, логопед, психолог, психиатр. Эта работа носит согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги и врачи строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных медицинских и педагогических областей, каждый педагог и врач осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка.
Комплексный подход по коррекции нарушения звукопроизношения обозначен двумя аспектами:
1. Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направлена на нормализацию всех сторон речи, артикуляционной моторики и оздоровление организма в целом.
2. Совместная работаневролога, учителя-логопеда, педагога- психолога, врача – психиатра и родителей.
В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста используются разнообразные системы работы. И практически каждая система использует дидактический принцип от простого к сложному.
Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:
1. Медицинское воздействие (работа невролога и психиатра)(медикаментозное укрепление нервной системы) создающее благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы.
2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей, воспитателей.
3. Работа учителя-логопеда. Коррекция нарушенных звуков осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения (подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация смешиваемых звуков).
4. Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения.
Таким образом, взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей с речевыми патологиями.
comments powered by HyperComments
Источник
СХЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.
В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.
Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей.
1. Устной и письменной речи.
2. Особенностей процессов восприятия.
3. Внимания.
4. Памяти.
5. Мышления.
6. Пространственного воображения.
Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:
1. “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
2. “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.
ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?
1. Диагностика (около 1 часа).
2. Консультация родителей.
3. Оформление логопедического заключения.
4. Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка.
5. Логопедическая диагностика.
Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:
1. произносительная сторона;
2. фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез);
3. словарь;
4. грамматический строй речи;
5. связная речь;
6. артикуляционная моторика (подвижность органов речи);
7. мелкая моторика рук.
Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.
******************
Повышайте профессиональный уровень вместе с участниками ЛОГОМАРАФОНА! Узнайте больше о 12-ти ступенчатой системе профессионального развития!
Получите доступ ко всей базе знаний проекта “Лого-Эксперт”: https://logopedprofiportal.ru/logomarafon
По окончании обучения вам будут доступны запись вебинара и сертификат!
*************
Примите участие в бесплатном вебинаре (педагога, психолога, тренера Журавлевой Елены Анатольевны) «Первые две стадии синдрома эмоционального выгорания»!
Вебинар состоится 5 декабря в 20.00!
На вебинаре рассмотрим первые две стадии синдрома эмоционального выгорания (стадии и их признаки).
Зарегистрируйтесь по ссылке: https://pedexpert.com/reg-5dec2019
По желанию получите сертификат о прохождении обучения на 2 ак.часа!
#Педэксперт #логопедическаядиагностика #логопедическоеобследование
Источник