Комплексная оценка физического развития ребенка

Комплексная оценка физического развития ребенка thumbnail

Метод позволяет определить уровень биологического развития и морфофункциональное состояние организма, а также учесть ге­те­ро­морф­ность и ге­те­ро­хрон­ность раз­ви­тия, свое­вре­мен­ность фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия, про­из­во­дить взаи­мо­свя­зан­ную оцен­ку дли­ны и мас­сы те­ла

Оценка комплексным методом состоит из3 этапов:

1этап – оценка по шкалам регрессии.

При оценке данным методом необходимо ответить на два вопроса:

1. Какое физическое развитие? Оценивается по таблице и по показателю роста.

2. Гармонично ли оно? Ели показатели ВСО лежит в пределах еденицы — гармоничные, если 1, 1- 2 –дисгорманичные, 2,1- >3- резко дисгармоничные

2 этап — оценка физиологических показателей

— индивидуальные данные (частота, пульс, АД)

— табличные данные

— резюме

3 этап – оценка биологического возраста

· индивидуальные данные (рост, годовая прибавка, вторичные половые признаки, число постоянных зубов)

· табличные данные

· резюме

Вывод: — резюме 1,2,3 этап

. Оценка физического развития комплексным методом

Однако методы оценки физического развития детей, учитывающие лишь морфологические показатели без оценки уровня достигнутого разви­тия, являются неполными для характеристики растущего организма. В связи с этим появилась необходимость выделить морфофункциональные показатели, имеющие отчетливые, генетически детермннированые изме­нения в процессе роста и развития, при сравнительно небольшой вариа­бельности у отдельных индивидуумов, мало зависящие от уровня трени­рованности и определяемые быстрыми, малотрудоемкими методами, что позволило бы характеризовать уровень достигнутого ребенком развития при массовых медицинских обследованиях.

С этой целью был разработан метод оценки физического развития по комплексной схеме, позволяющий определить уровень биологического развития (биологический возраст) и морфофункциональное состояние организма.

Оценку физического развития осуществляют в 2 этапа.

I этап. Определяют возраст обследуемого в годах, месяцах и днях на день обследования. Затем устанавливают уровень биологического разви­тия по показателям длины тела (стоя), прибавки длины тела за последний гол. количеству постоянных зубов, изменению пропорций тела, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой мен­струации у девочек. В таблицах приложения 3.2.4. представлены средние показатели биологического развития детей 4-15 лет .

Пользуясь этими таблицами и сравнивая данные ребенка со средними возрастными показателями, определяют соответствие биологического возраста календарному, опережение или отставание от него. При этом следует учитывать изменение информативности показателей в зависимос­ти от возраста обследуемого. В дошкольном возрасте ведущими показате­лями будут длина тела, прибавки длины тела, число постоянных зубов, изменение пропорций телосложения (филиппинский тест, отношение окружности головы к длине тела); в среднем школьном возрасте — длина тела, прибавки длины тела, число постоянных зубов, степень развития вторичных половых признаков; в старшем школьном возрасте — прибавка длины тела, степень выраженности вторичных половых признаков.

II этап. Определяют морфофункциональное состояние организма по показателям массы тела, окружности грудной клетки (в паузе), мышечной силе правой и левой рук, жизненной емкости легких. В качестве дополни­тельного критерия для дифференциации превышения массы тела и окруж­ности грудной клетки возрастно-половых норм за счет жироотложения или развития мускулатуры, используется измерение толщины кожно-жировых складок. Для определения морфофункционального состояния организма используют шкалы регрессии — для оценки массы тела и окруж­ности грудной клетки (приложение.) и центильные шкалы — для оценки ЖЕЛ и мышечной силы рук (приложение ) и таблицы толщи­ны кожно-жировых складок (приложение )

Вначале учитывается соответствие массы тела и окружности груди длине тела. Для этого по шкале регрессии находят показатель длины тела обследуемого и соответствующие ему показатели массы тела и окруж­ности грудной клетки. Затем вычисляют разность между фактическими и должными показателями массы тела и окружности грудной клетки. Сте­пень повышения или снижения фактического показателя выражают в ве­личине сигмального отклонения, для чего полученную разницу делят на соответствующую сигму регрессии.

Функциональные показатели (ЖЕЛ, мышечная сила рук) оценивают­ся сопоставлением их с центильной шкалой для данной возрастно-половой группы (Приложение.). Средними считаются показатели,

находящиеся в диапазоне от Р25 до Р75, ниже средних — показатели, чье значение ниже Р23, выше среднего — выше Р75.

Морфофункциональное состояние может определяться как гармо­ничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное.

106.Понятие об акселерации, децелерации, стагнации. Социально — гигиеническое значение изменения темпов возрастного развития.

Акселерация – ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предыдущим поколением.

Причины:

1. Физико- химические

· Гелеогенная (влияние солнечного света)

· Радиоволновая (магнитная)

· Влияние космической радиации

· Увеличение содержания углекислого газа

2. Влияние отдельных факторов и событий жизни.

Читайте также:  Центр развития ребенка 5 березовка

· Алиментарного потребление большого количества белков, жиров животного происхождения

· Внутритипная

· Высокая информация

3. Венетическая теория

· Циклических, биологических изменений

· Гетерозиса

4. Теория комплекса факторов условий жизни

· Урбаническая — факторы урбанизации воздействуют на ЦНС; активируют её соматотропную функцию

· Комплекс социально — биологических факторов

Децелерация — прекращение акселерации роста и развития подрастающего поколения — замедление генетического развития и физиологического созревания детей и подростков

Стагнация — отставание в развитии (делаю неподвижным)

Социально — гигиеническое значение изменения темпов.

Социально-гигиеническое значение изменения темпов возрастного развития:

Подчиняясь закономерностям, физическое развитие зависит от ряда факторов социально-экономического, медико-биологического и экологического характера. Это позволяет рассматривать физическое развитие как объективный показатель санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Состояние здоровья детей хуже при ускоренном и замедленном темпах развития и лучше при среднем. При ускоренном темпе развития наблюдается сниженная физическая работоспособность, наклонность к аллергическим заболеваниям, гипертрофия миндалин. Во многом это обусловлено понижением глюкокортикоидной функции надпочечников, обеспечивающих адаптацию организма к факторам окружающей среды.

Установлено, что нарушение сроков возрастного развития и дисгармоничность морфологического статуса, как правило, сочетаются с отклонениями в состоянии здоровья. Чем более значительны эти нарушения, тем более серьезные заболевания диагностируются у детей.

1. Детям необходимо в школу с 7 лет!

2. Изменение детской заболеваемости

3. Пересмотр норм питания, мебели

4. Усиление половой активности

Источник

Перечисленные
методы оценки физического развития не
учитывают
уровня биологического развития растущего
организма.

В
практике оценки физического развития
детей с начала 1980-х гг. используется
комплексный
метод,
учитывающий
следующие критерии:

1)
морфофункциональное состояние организм;

2)
соответствие
паспортно­го возраста ребенка уровню
биологического развития.

Метод
по­зволяет выделить детей, имеющих
соответствующее возрасту гармоничное
физическое развитие, а также детей с
разными от­клонениями в физическом
развитии (табл. 7).

Таблица
7

Биологический
уровень

Схема

Морфофункциональное
состояние

Масса тела,
окружность грудной клетки

Функциональный
показатель

Соответствует
возрасту

Гармоничное

М±

R
и более (за счет развития мускулатуры)

М+

и выше

Опережает
возраст

Дисгармоничное

От
М -1
R

До
М-2
R ;

От
М+1,1
R

До
М+2
R за
счет повышенного жироотложения

От
М-1,1
до М-2

Отстает от
возраста

Резко

дисгармонич­ное

От
М-2,1 
R

и ниже;

от
М+2,1 
R

и выше за счет
избыточного жироотложения

От
М-2,1
и ниже

Морфофункциональное
состояние

оценивается как гармоничное, дисгармоничное
или резко дисгармоничное
(табл. 7).

Гармоничным
следует
считать состояние физического развития,
при котором
масса тела и окружность грудной клетки
соответствует длине тела или
отличается на 15 и более за счет развития
мускулатуры.

Дисгармоничным
нужно
считать состояние, при котором масса
тела и окружность
грудной клетки менее должных на 1,1 — 2,
а также более должных
на ту же величину за счет повышенного
жироотложения. Резко
дисгармоничным
следует признать состояние, при котором
масса тела и окружность
грудной клетки отстают от должных на
2,1 
и более или превышают
должные на ту же величину за счет
избыточного жироотложения. При
дисгармоничном и резко дисгармоничном
развитии функциональные показатели,
как
правило,
ниже
возрастной
нормы.

Неравномерность
темпа роста и развития организма на
этапе созревания является общей
закономерностью. Однако в этот период
проявляются и некоторые индивидуальные
особенности. Встречаются индивидуумы,
темп развития которых ускорен и по
уровню зрелости они опережают свой
хронологический (календарный) возраст,
может наблюдаться обратное соотношение.

Поэтому
важно знать, что хронологический
возраст

это период, прослеживаемый от рождения
до момента обследования, биологический
возраст

определяется совокупностью
морфофункциональных особенностей
организма и зависит от индивидуальных
темпов роста и развития. Разница между
хронологическим и биологическим
возрастом может достигать пяти лет.

Дети с замедленным
темпом развития называются «отстающими»,
число их относительно невелико (10-20%).
Дети с замедленным темпом биологического
развития менее активны, у них повышена
отвлекаемость, выраженное напряжение
зрения, двигательной системы анализаторов
и ССС.

Причинами отставания
могут быть недоношенность, родовые
травмы, заболевания в раннем возрасте
(рахит, хроническая пневмония, специфические
кишечные болезни, частые ОРЗ, хронические
интоксикации или болезни). Известно
также неблагоприятное влияние социальных
условий микросреды (безнадзорность,
неполная семья, пьянство родителей).
Отставание биологического развития
сочетается со сниженными показателями
антропометрических признаков и более
частыми отклонениями со стороны
опорно-двигательного аппарата, нервной
и сердечно-сосудистой системы, наиболее
выраженными изменениями работоспособности
и состояния здоровья.

Читайте также:  Развитие речи у отсталого ребенка

Ускоренный
темп индивидуального развития ребенка
приводит к опережению биологического
развития по сравнению с хронологическим.
Данные дети встречаются реже. Чаще эти
дети имеют избыточную массу тела за
счет жироотложения. Среди них больше
страдающих гипертонией, хроническим
тонзиллитом, у них выше показатели
заболеваемости, чаще и резче проявляются
функциональные изменения. Детей с
несоответствием биологического возраста
хронологическому необходимо своевременно
выявлять, т. к. они нуждаются в
медико-социальной охране здоровья на
протяжении всего этапа созревания
организма.

Для
определения биологического возраста

можно использовать разные показатели
(морфологические, нейрофизиологические,
гематологические, гормональные и др.),
которые отражают зре­лость систем
организма.

При
комплексной оценке физического
развития детей и подростков учитывают
морфофункциональные
показатели, которые наиболее информативны,
постоянны и отражают
возрастное развитие организма. К ним
относятся: длина тела, характер годового
прироста, развитие зубной системы,
степень полового созревания.

В
разные возрастные периоды одни показатели
биологического уровня
развития являются ведущими, другие
играют второстепенную роль.

Так,
в
старшем дошкольном и младшем школьном
возрасте (5 – 10 лет) ведущими показателями
биологического возраста являются
рост,
годовая
прибавка длины тела, число постоянных
зубов.

В
среднем школьном возрасте, начиная
с 10 — 11 лет у мальчиков и 9 — 10 лет у девочек,
наибольшее
информативное значение приобретаютстепень
полового
созревания и
показатели
годовой прибавки длины тела
,зато
теряют свою
информативность длина тела и развитие
зубной системы.

В
15 лет и позднее ведущим признаком
становится
развитие вторичных половых признаков
,
а длина тела утрачивает свою информативность.

Оценка
уровня биологической зрелости по срокам
прорезывания постоянных зубов

Общее
количество постоянных зубов подсчи­тывают
на верхней и нижней челюстях. Суммарно
учитывают зубы всех стадий прорезывания:
от четкого выступания режущего края
зуба над десной до полностью
сформировавшегося зуба. Возраст­ные
нормативы дают представление о диапазоне
наличия посто­янных зубов (М±σ) детей,
развитие которых соответствует
ка­лендарному возрасту (табл. 8). Детей
с замедленным и ускорен­ным темпом
прорезывания постоянных зубов направляют
на кон­сультацию к детскому эндокринологу.

Меньшее
количество зубов (менее М — lσ) свидетельствует
о замедленном развитии, большее (более
М + 1σ) — об ускоренном.

Оценка
уровня биологической зрелости по
вторичным половым признакам

(табл. 8)

По возрастным
нормативам устанавливают следующие
вари­анты возрастного развития
биологической зрелости:

1)
развитие соответствует календарному
возрасту (выражен­ность вторичных
половых признаков соответствует
возрастному нормативу);

2)
развитие ускоренное (опережение по
выраженности вто­ричных половых
признаков составляет 1 год и более);

3)
развитие замедленное (отставание по
выраженности вто­ричных половых
признаков составляет 1 год и более).

Детей с замедленным
и ускоренным развитием направляют на
консультацию к эндокринологу.

С помощью таблицы
можно определить, соответствует ли
развитие индивидуума календарному
возрасту, опережает или отстает от него.

Лишь
при отставании или опережении большинства
показателей на 1 или 2 года следует
констатировать большую задержку или
ускорение темпов возрастного развития
на соответствующий срок.

Таблица
8

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

ЛПУ при проведении массовых медицинских осмотров используют методику комплексно оценки и схему распределения детей и подростков на группы здоровья. В соответствии с этой схемой дети и подростки в зависимости от совокупности показателей здоровья подразделяются на 5 групп.

Первая группа — дети, не имеющие хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).

Вторая группа — дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (4 раза в год более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Третья группа — дети, больные хроническими заболеваниями или с врожденной патологией в состоянии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая группа — лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных явлений (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа — дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации).

Читайте также:  Развитие ребенка в месяц как заниматься

В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется, без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами, такими как оптимальная двигательная активность, закаливание естественными факторами природы, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация продуктов питания и т.д.

Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма.

Дети и подростки 3, 4 и 5 групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.

Наряду с индивидуальной оценкой здоровья детей и подростков необходимо оценивать и здоровье детских и подростковых коллективов (врач дошкольного учреждения, школьный врач, участковый педиатр). При этом рекомендуется использовать следующие показатели:

Общая заболеваемость.

Инфекционная заболеваемость.

Индекс здоровья — процент длительно и часто болеющих.

Распространенность и структура хронических заболеваний.

Процент лиц с нормальным физическим развитием и имеющих недостатки в умственном и физическом развитии.

Распределение по группам здоровья.

Определение соответствия биологического возраста календарному.

В практике оценки физического развития детей с начала 1980-х гг. используется комплексный метод, учитывающий как морфофункциональное состояние организма, так и соответствие паспортного возраста ребенка уровню биологического развития. Метод позволяет выделить детей, имеющих соответствующее возрасту и гармоничное физическое развитие, а также детей с разными отклонениями в физическом развитии.

Для определения биологического возраста можно использовать разные показатели (морфологические, нейрофизиологические, гематологические, гормональные и др.), которые отражают зрелость систем организма. В практической деятельности педиатра наиболее пригодны и достаточно информативны морфологические критерии (длина тела, ее погодовые прибавки). Биологический возраст детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно определять по длине и массе тела и числу постоянных зубов.

Начиная с 10—11 лет у мальчиков и 9—10 лет у девочек, при определении биологического возраста необходимо учитывать степень полового созревания.

Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов. Общее количество постоянных зубов подсчитывают на верхней и нижней челюстях. Суммарно учитывают зубы всех стадий прорезывания: от четкого выступания режущего края зуба над десной до полностью сформировавшегося зуба. Возрастные нормативы дают представление о диапазоне наличия постоянных зубов (М±а) детей, развитие которых соответствует календарному возрасту. Детей с замедленным и ускоренным темпом прорезывания постоянных зубов направляют на консультацию к детскому эндокринологу.

Меньшее количество зубов (менее М-1а) свидетельствует о замедленном развитии, большее (более М+1а) — об ускоренном.

Оценка уровня биологической зрелости по вторичным половым признакам. Возрастные нормативы развития вторичных половых признаков у детей приведены в таблице.

По возрастным нормативам устанавливают следующие варианты возрастного развития биологической зрелости:

развитие соответствует календарному возрасту (выраженность вторичных половых признаков соответствует возрастному нормативу);

развитие ускоренное (опережение по выраженности вторичных половых признаков составляет 1 год и более);

развитие замедленное (отставание по выраженности вторичных половых признаков составляет 1 год и более).

Детей с замедленным и ускоренным развитием направляют на консультацию к эндокринологу.

здоровье громбах акселерация сигмальный

Использованная литература

  • 1. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека» Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик
  • 2. «Гигиена и основы экологии человека» Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик, Л. С. Зиневич
  • 3. «Физические способности детей и подростков» Л. В. Волков
  • 4. «Пропедевтика детских болезней» А. В. Мазурин
  • 5. Лекция по гигиене: Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков.

Источник