Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка
Характеристика постнатального периода развития: С момента рождения ребенка и до смерти в организме человека отмечаются специфические особенности строения, биохимических процессов, функций, в организме в целом и отдельных его систем, которые изменяются в разные периоды жизни. Эти изменения предопределены наследственными факторами, определяя до некоторой степени этапы развития и роста.
Однако решающее значение для выявления этих наследственных факторов, формирования возрастных особенностей, имеют учеба и воспитание, питание и гигиенические условия жизни, общения ребенка, с людьми, которые окружают его, физическая активность и другие факторы, которые составляют сущность социальной жизни человека.
Таким образом, рост и развитие организма зависят как от биологических (генетических), так и от социальных (образ жизни, характер питания), факторов. Изучение закономерностей роста и развития детей и подростков позволило жизненный цикл человека к достижению зрелого возраста разделить на возрастные периоды, которые характеризуются специфическими анатомическими и функциональными особенностями. Четко очерченных пределов между этими периодами нет и они несколько условны.
Однако выделение таких периодов необходимо, потому что дети одного и того же календарного (паспортного), но разного биологического возраста (возраст развития), по-разному реагируют на физические нагрузки.
Критерии такой периодизации включают в себя комплекс признаков, которые расцениваются, как показатели биологического возраста:
Размеры тела и органов, масса:
- 1) размеры тела и органов, масса;
- 2) «скелетная зрелость» — окостенение скелета;
- 3) «зубная зрелость» — прорезывание молочных и постоянных зубов;
- 4) степень развития вторичных половых признаков;
- 5) мускульная сила;
- 6) развитие желез внутренней секреции.
Выделяют такие периоды:
- — новорожденный — 1—10 дней;
- — грудной — до 1 года;
- — раннего детства — от 1 до 4 лет;
- — первого детства — с 4 до 7 лет;
- — второго детства — с 8 до 11лет у девочек, и до 12 лет — у мальчиков;
- — подростковый — с 13 до 16 лет — у мальчиков, с 12 до 15 лет — у девочек — период полового созревания;
- — юношеский возраст — с17 до 21 года — у мальчиков, с 16 до 20 лет — у девушек.
Зрелый возраст — с 22 лет до 60 — у мужчин, с 21 до 55 лет — у женщин; преклонный возраст — с61 до 74 лет — у мужчин, с 56 до 74 лет — у женщин; старческий возраст — с 75 до 90 лет; долгожители — свыше 90 лет.
В процессе индивидуального развития существуют критические периоды, которые характеризуются повышенной чувствительностью организма, который развивается, к факторам внешней и внутренней среды.
Выделяют такие критические периоды развития (сенситивные):
- 1) предэмбрионный;
- 2) оплодотворение;
- 3) вживление зародыша (4—8 неделя, время эмбриогенеза);
- 4) формирование зачатков осевых органов — хорды, нервной трубки, первичной кишки и плаценты (3—8 неделя развития);
- 5) стадия усиленного развития головного мозга (20—24 неделю перинатального периода развития);
- 6) момент рождения ребенка и период новорожденности;
- 7) период раннего и первого детства (2—7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами и системами органов;
- 8) подростковый возраст (период полового созревания — у мальчиков с 3 до 16 лет, девочек, — с 12 до 15 лет).
При действии неблагоприятных факторов окружающей среды может наблюдаться ретардация — замедленное развитие.
Понятие о показателях физического развития ребенка: Важным показателем здоровья ребенка является его физическое развитие. Для изучения физического развития применяют антропометрические методы исследования, которые позволяют определить количественные и качественные показатели развития, разработать стандарты физического развития детей и подростков для каждого возраста, пола и региона обитания:
соматометрические — измерение роста, массы, окружности грудной клетки;
соматоскопические — определение развития скелета, формы позвоночника, грудной клетки, ног и стопы, осанки, развития мускулатуры и подкожно жировой клетчатки, степени полового развития, появления и изменения зубов;
физиометрические — определение жизненной емкости легких, силы кисти рук, частоты дыхания и сердечных сокращений, артериального давления, и другие.
Измерение роста ребенка, который стоит, позволяет сделать вывод о развитии ее костного аппарата, который сидит — о возрастных изменениях пропорций тела. Измерение массы тела ребенка свидетельствует о развитии его мускульной системы, его возраста. Измерения объема грудной клетки и ее подвижности при вдохе свидетельствуют о степени развития дыхательных мышц ребенка.
Оценку физического развития проводят с помощью стандартных методов, которые предусматривают сравнение полученных результатов с данными, приведенными в таблицах, с учетом возраста и пола. На основании анализа полученных результатов, делают вывод о физическом развитии.
Переход в школах на учебу с 6 лет: В связи с переходом в школах на учебу с 6 лет, особенно важное, значение приобретает проблема школьной зрелости. Под школьной зрелостью понимают, ту степень морфофункционального развития ребенка, которая является достаточной для осуществления сложного комплекса реакций, направленных на обеспечение здоровья в условиях повышенных требований к организму, связанных с систематическими занятиями, изменением режима дня, и тому подобное.
О школьной зрелости делают вывод на основе антропометрических показателей функционального состояния разных систем организма, по уровню умственной работоспособности, развитию языка, моторики, произвольного внимания, и тому подобное. Используют чаще всего тест Керна в модификации Ирасека. Он заключается в том, что детям предлагают выполнить 3 задания: нарисовать человека, скопировать фразу из 3 коротких слов и изобразить 10 точек, расположенных в форме пятиугольника, за каждое задание выставляется оценка.
Наивысшая — 1 балл, наихудшая — 5 баллов. У зрелых детей общая оценка составляет 3—5 баллов, незрелых, — 10 и больше. Незрелые дети тяжелее адаптируются к школьным условиям: у них низшая умственная работоспособность, быстро наступает усталость, более длительный адаптационный период. Качество обучения зависит от учителя, от его выбора в осуществлении индивидуального подхода в учебно-воспитательном процесс
Наследственность и развитие организма: Наследственность — способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность «записать» определенную информацию.
Участок молекулы ДНК, хранящий информацию определенного признака, называется геном.Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма. Объединяясь с особыми белками, молекула ДНК образует в ядре хромосомы. Число хромосом постоянно для каждого вида животных и растений. У человека в ядрах соматических клеток содержится 46 хромосом, а в ядрах половых — 23. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом хромосом вновь становится 46. Зародившийся организм получает половину признаков от матери и половину от отца.
Комбинации этих признаков могут быть самые разные. Данная комбинация унаследованных признаков и определяет «генный портрет» человека — его генотип. Совокупность свойств организма, приобретенных в процессе жизни, определяет фенотипический портрет человека — его фенотип. Таким образом, каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития.
Однако развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды в зависимости от их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.
Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы: неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.), органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами) и социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.).
К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.
При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана (1847) и Аллена (1877).
Правило Бергмана утверждает, что в пределах одного теплокровного вида размер тела подвида обычно увеличивается с уменьшением температуры окружающей среды. Правило Аллена гласит: у теплокровных животных, относящихся к одному виду, имеется тенденция к увеличению относительного размера сильно выступающих частей тела с увеличением температуры окружающей среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях высокой среднегодовой температуры, отмечается преобладание длины конечностей над длиной туловища. В то же время у лиц, проживающих в условиях низкой температуры, отмечается большой вес при мощном торсе и относительно коротких конечностях.
Факторы органической природы могут выступать по отношению к растущему организму как симбионты — бактерии толстого кишечника. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека нет ферментов для ее переваривания. В то же время многочисленные микроорганизмы способны вызывать различные заболевания или паразитировать в организме ребенка.
Большое значение играет социальный фактор. Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посещения спортивной секции.
Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и как следствие — отставание в физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье. Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки. Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот.
Кроме того, большинство отечественных физиологов склонны считать, что физические упражнения стимулируют рост скелета как в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелет. Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению.
Таким образом, только рациональная программа физического воспитания в сочетании с другими благоприятными факторами (полноценное питание, хорошие социальные условия и т. д.) являются естественными стимуляторами роста
Источник
Физическое развитие означает совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития.
При определении физического развития ребенка, как правило, берут наиболее стабильные показатели состояния организма, которые можно зафиксировать с наибольшей точностью простыми методами. Так, длина тела служит суммарным показателем пластических процессов, происходящих в организме. Менее стабильный показатель — масса тела, но она отражает развитие костно-мышечного аппарата, внутренних органов, жировой клетчатки. Окружность грудной клетки характеризует развитие грудных и спинных мышц, функциональное состояние грудной полости.
Наряду с определением признаков физического развития целесообразно исследовать некоторые функциональные показатели: частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, мышечную силу рук. Установлено, что физическое развитие в значительной степени определяет работоспособность детей, в том числе и умственную работоспособность.
На физическое развитие оказывает влияние, прежде всего, правильно организованное физическое воспитание. При сниженной двигательной активности мышечный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают без достаточной нагрузки и, не получая систематической тренировки, даже на незначительные физические усилия отвечают ценой перенапряжения, что может привести к стойким расстройствам их функции. Кроме того, сниженный двигательный режим способствует отклонениям в физическом развитии в сторону избыточной массы тела.
Для оценки двигательного режима обычно определяют общую продолжительность двигательной активности за период бодрствования. В соответствии с рекомендациями она должна составлять не менее 50% времени бодрствования.
Показатели состояния здоровья детей и их физического развития тесно взаимосвязаны. Тщательное наблюдение за состоянием здоровья ребенка необходимо для того, чтобы выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья на самых ранних стадиях, своевременно оказать ребенку необходимую помощь и полностью оздоровить к моменту перехода в школу. На основании комплекса признаков (наличие или отсутствие хронического заболевания, уровень функционального состояния основных систем организма, частота заболеваний, уровень физического и нервно-психического развития) определяет группу здоровья.
К 1 группе относятся здоровые дети с хорошими функциональными показателями, нормальным физическим развитием. Вторую группу составляют тоже здоровые дети, но имеющие более низкие показатели мышечной силы, жизненной емкости легких, с небольшими отклонениями со стороны зрения, речи, осанки и часто болеющие. К 3-4 группам относят детей, которые имеют какие-либо хронические заболевания.
Одним из критериев готовности ребенка к школе является также характер речепроизношения, отражающего функцию сложного речедвигательного аппарата. Становление речи связано также с функцией слухового анализатора. Наличие дефектов произношения затрудняет обучение и расценивается как неготовность к школе
У детей, имеющих отклонения в работе зрительного анализатора, могут быть затруднения в овладении чтением, рисованием, письмом. Именно в возрасте 5-7 лет заканчивается формирование совместного зрения двумя глазами, обеспечивающее пространственное восприятие предметов. Уровень зрительного восприятия детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение считываемого с доски и учебника текста, уровень зрительного самоконтроля. А уровень слухового восприятия определяет понимание ребенком на слух читаемого и диктуемого текста. Комплексное восприятие показывает уровень мыслительной деятельности школьников, уровень их интеллекта. И если к моменту обучения у ребенка достаточно хорошо развиты зрительный и слуховой анализаторы, то и сам процесс обучения будет проходить гораздо эффективнее.
Овладение навыками письма для младших школьников представляет немало трудностей. Графические движения осуществляются мелкими мышцами кисти руки, которые к началу школьного обучения бывают недостаточно развитыми и окрепшими. Кроме того, кисти руки ребенка присущи от рождения хватательные движения, и поэтому для начертания букв нужно, прежде всего, “переучить” кисть, вернее, научить правильно держать карандаш и передвигать кисть по тетради. Для дошкольников такая работа трудна и утомительна. Созреванию мышечно-связочного аппарата кисти, совершенствованию движений способствуют занятия по ИЗО, трудовые операции, особенно работа с тканью, деревом, игры-мозаики, конструкторы.
Чтобы определить, в какой мере ребенок овладел навыками быстрых и точных движений кисти руки, используется тест “Вырезание круга”. На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. При этом должно быть вырезано не менее 68 круга и отклонений не более 2-х раз.
Тест считается невыполненным, если для выполнения потребовалось более 1 минуты и при большом количестве ошибок.
Важным дополнением к сведениям о “школьной зрелости” являются представления об умственной работоспособности детей и ее динамике в процессе обучения, характеризующие функциональные состояния центральной нервной системы.
При изучении умственной работоспособности у дошкольников рекомендуется пользоваться фигурными таблицами.
Оценка выполненного задания проводится по объему (количеству просмотренных фигур за определенный промежуток времени) и качеству работы (количеству допущенных ошибок в пересчете на 100 просмотренных знаков).
Для определения готовности ребенка к обучению в школе широкое распространение получил ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Ирасека, который дает представление об уровне психического развития, степени зрелости моторики, мышления и др. Это метод чаще используется для оценки уровня развития школьно-необходимых функций. Он включает 3 задания: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении. Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).
Детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему медико-педагогическому обследованию. “Школьнозрелыми” считаются дети, получившие в сумме за выполнение 3-х заданий данного теста 3-5 баллов, “среднезрелыми” — 6-9 баллов и “незрелыми” — 10 и более баллов.
Итак, ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует паспортному возрасту или опережает его, не имеет медицинских противопоказаний, набрал большое количество баллов за беседу психосоциального характера, 3-9 баллов за тест Керна-Ирасека и имеет положительный результат за выполнение других проб. Исследование предусматривает оздоровление дошкольников и коррекцию школьно-необходимых функций. Поэтому его следует проводить два раза в год (в начале и в конце года).
Дети с отклонениями в здоровье, отстающие по уровню зрелости, с недостаточно сформированными психомоторными функциями, имеющие дефекты речи, составляют группу риска неготовности к обучению в школе. Если отставание, определяемое за год до школы, сохраняется к началу учебного года, необходимо отсрочить поступление в школу, оставив ребенка в детском саду еще на год.
Во многих школах сегодня проводят специальные беседы и тестирования, чтобы выявить готовность ребёнка к обучению в первом классе. Как правило, это делается при отборе наиболее подготовленных ребят в спецшколу. Многие специалисты называют это пагубной практикой, так как этот отбор часто «вешает ярлык» на ребёнка: «этот умнее», «этот глупее», «этого в класс с ускоренной программой, а этого — в класс выравнивания, чтобы подтянулся до нормы».
Собеседование даёт возможность определить, насколько ребёнок подготовлен к школьной жизни, прогнозировать его успехи. Хотя, конечно, эта оценка часто субъективна и зависит не только от действительной готовности ребёнка к школе, но и от того, что в обстановке собеседования дети теряются, не успевают уложиться в срок, отвлекаются или не могут сосредоточиться.
Собеседование с будущими первоклассниками происходит примерно следующим образом:
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь, тётей или дядей?
4. У тебя есть сестра, брат? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год? Через два?
6. Сейчас день или утро?
7. Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь — утром или днём? Что бывает
раньше — обед или ужин?
8. Где ты живёшь? Назови свой домашний адрес.
9. Кем работает твой отец, мать?
10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?
11. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на коньках — зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон, врач, учитель?
15. Зачем нужны звонок и парта в школе?
16. Ты сам (сама) хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц ты знаешь?
20. Кто больше — корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?
21. Что больше: 8 или 5? 7 или 3? Посчитай от 3 до 6. От 9 до 2.
22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов.
За правильный ответ на все подвопросы одного вопроса ребёнок получает 1 балл (за исключением контрольных вопросов). Ребёнок может получить по 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу. «Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха». Неверными считаются ответы: «Маму зовут Таня. Папа работает на работе».
К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22. Они оцениваются так:
5 — сколько лет — 1 балл, если в ответе указываются года с учётом месяцев – 3 балла.
8 — полный домашний адрес с названием города — 2 балла, неполный — 1.
15 — за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики — 1 балл.
22 — за правильный ответ — 2 балла.
Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в п.15 ребёнок набрал 3 балла и дал положительный ответ на п.16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).
Оценка результатов беседы:
25 — 29 баллов: ребёнок считается школьно-зрелым.
20 — 24 балла: средняя зрелость.
15 — 19 баллов: низкий уровень психосоциального развития.
Также у ребёнка попытаются выяснить, хочет ли он идти в школу и что его там привлекает.
Ему могут задавать такие вопросы:
1) Если бы было две школы — одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, — в какой из них ты бы хотел учиться?
2) Если бы было две школы — одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, в какой из них ты бы хотел учиться?
3) Если бы было две школы — в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке всё, что хочешь, в какой из них ты бы хотел учиться?
4) Если бы было две школы — в одной ставили бы за хорошие ответы пятёрки и четвёрки, а в другой давали бы сладости и игрушки, в какой из них ты бы хотел учиться?
5) Если бы в классе у вас заболела учительница, и директор предложил бы её заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
6) Если бы было две школы — в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, в какой из них ты бы хотел учиться?
7) Если бы мама сказала: «Ты у меня ещё совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдёшь на будущий год», согласился бы ты с таким предложением?
8) Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придётся ходить по утрам в школу», согласился бы ты с таким предложением?
9) Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
Для обследования уровня речевого и мыслительного развития ребёнка используются такие методики, как ассоциации. Скажем, ребёнку называют слово «дерево» и просят назвать слово или слова, которые приходят ему на ум. Как правило, будущих первоклассников просят составить предложения или рассказы по картинкам. Малышу предлагают несколько картинок, связанных единым сюжетом. Картинки перепутывают между собой и просят малыша разложить их по порядку и рассказать по этим картинкам, что произошло.
При выполнении этого задания происходит сложная аналитико-синтетическая работа. Выявляется понимание главного, способность к установлению связей между явлениями, в том числе и причинно-следственные связи. Рассказ по картинке характеризует речь ребёнка (произношение, словарный запас, умение грамотно строить предложения). Учитывается также наблюдательность.
Чтобы определить, в какой мере ребёнок овладел навыками быстрых и точных движений кисти руки, используются методики, наподобие теста «Вырезание круга». На карточке изображён толстой линией круг диаметром 30мм, разделённый на 8 секторов. Вокруг него имеются три больших и три маленьких по диаметру круга, изображённые тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. При этом должно быть вырезано не менее 6/8 круга и допускается отклонений не более 2-х раз. Тест считается невыполненным, если для вырезания потребовалось более 1 минуты и при большом количестве ошибок.
Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 1448 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник