Комплекс упражнений для ребенка 5 лет с ожирением

Комплекс упражнений для ребенка 5 лет с ожирением thumbnail
  • Печать
  • E-mail

Подробности

Опубликовано: 12.05.2014 20:42

Просмотров: 7602

Лечебная физкультура (ЛФК) для детей,
страдающих ожирением

Занятия ЛФК с детьми, страдающими ожирением, должны сочетаться с режимом усиленной физической активности.
Формы: утренняя гимнастика, специальные занятия, подвижные игры спортивного характера, прогулки.
Целесообразно увеличивать число физических упражнений на выносливость — средней и выше средней интенсивности, способствующих усиленному расходу углеводов и активизации энергетического обеспечения за счёт расщепления жиров. Такие упражнения: ходьба, бег, езда на велосипеде и др. — вводятся в комплекс после достижения необходимого уровня адаптации организма больного ребёнка к физическим нагрузкам. Необходимо использовать приём поощрения, отмечать даже незначительные успехи и строго соблюдать принцип постепенности и систематичности в занятиях.
В занятие необходимо включать дыхательные упражнения. В случае сильного переутомления (обильное потоотделение, одышка) следует несколько снизить интенсивность упражнений и включить дыхательные упражнения, увеличить интервалы между упражнениями.
Дети с неосложнённой формой ожирения на основании заключения врача могут заниматься любым видом спорта. Такие дети должны приниматься в спортивные секции в первую очередь.

Комплекс упражнений для детей 6-10 лет,
страдающих ожирением 1-2 степени:

Вводная часть:
1. Ходьба с высоким подниманием колен. Продолжительностью в 2 минуты.
2. И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Круговые движения головой вправо и влево.
3. И. п.: ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх и одновременно отставить назад на носок правую ногу, прогнуться — вдох, вернуться в и.п. – выдох. То же – с левой ноги.

4. И. п.: сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его. Дыхание произвольное.
5. И. п.: одна нога впереди другой на расстоянии большого шага и согнута в колене, руки подняты вверх. Наклоняя туловище вперёд, одновременно отвести руки назад – выдох. Повторить упражнение со сменой ног.
Основная часть:
6. И. п.: лёжа на полу, руки в стороны. Быстро поднять ноги вверх, затем медленно опустить их, разводя в стороны.
7. И. п.: лёжа, руки под головой. Поднять ноги до прямого угла по отношению к туловищу, медленно опустить на пол.
8. И. п.: сидя на полу. Выполнять наклоны вперёд, доставая руками ступни.
9. Упражнение на статическое диафрагмальное дыхание.
И. п.: лёжа на полу, с лёгким предметом на животе. При вдохе выпячиваем живот, поднимая предмет; при выдохе втянуть живот, опуская предмет.
10. И. п.: стоя на четвереньках. Вытянуть правую руку и левую ногу параллельно полу, вернуться в и.п. Затем поднять левую руку и правую ногу параллельно полу, вернуться в и.п.
11. И. п.: стоя на коленях, руки вытянуты перед собой. Садиться поочерёдно без помощи рук вправо и влево.
12. И. п.: лёжа на животе. Опираясь на вытянутые руки, поднять верхнюю часть туловища.
13. И. п.: лёжа на спине, с двумя лёгкими предметами на животе. При вдохе синхронно приподнимать их, при выдохе – опускать.
14. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполнять попеременно каждой рукой рывки вверх – назад.
15. И. п.: стоя боком к гимнастической стенке, держась одной рукой за перекладину. Выполнять попеременно каждой ногой махи назад, в сторону.

Заключительная часть:
16. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполнять наклоны туловища в стороны, скользя по полу руками.
17. И. п.: стоя, одна рука поднята вверх, другая отведена назад. Маховыми движениями сменить положение рук, одновременно поднявшись на носки.
18. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч. Выполнять наклоны вперёд. Доставая левой рукой носок правой ноги, и наоборот.
19. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки за головой. Выполнять круговые движения туловищем.
20. Ходьба на носках, на пятках, на наружных краях стопы, на полной стопе.
Первую неделю каждое упражнение повторять 3-5 раз, к концу месяца число повторений довести до 10-12 раз. Вечером, за полтора часа до сна, необходимо повторять упражнения в половинном объёме.

Комплекс упражнений для детей 610 лет,
страдающих ожирением 23 степени:

1. Ходьба с высоким подниманием колен.
2. И. п. — стоя, ноги на ширине ступни. Наклонить голову вперёд, коснуться груди подбородком, отклонить голову назад. Вернуться в и. п.
3. И. п. — стоя, ноги на ширине ступни, руки в стороны. Выполнить круговые движения руками вперёд и назад.
4. И. п. — стоя, ноги вместе, руки опущены. Выполнять поочерёдно обеими руками движения, имитирующие срывание яблок с дерева.
5. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнять повороты туловища с отведением вытянутой руки в стороны.
6. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Наклоняясь вперёд, скользить ладонями по ногам вниз.
7. И. п. — стоя, ноги вместе, руки на поясе. Выполнять приседания, разводя колени и руки в стороны.
8. И. п. — сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Развести руки в стороны и пружиняще наклониться вперёд, доставая руками носки.
9. И. п. — то же. Прогнуться, заложить руки за голову — вдох. Опустить руки, голову наклонить на грудь — выдох.
10. И. п. — лёжа на полу, руки вдоль туловища. Поднять ноги до прямого угла с туловищем, затем медленно опустить.
11. Бег на месте, переходящий в ходьбу с постепенным замедлением шага.
12. Дыхательные упражнения.
13. Подвижные игры.
Заключительная часть.
14. И. п. — стоя, ноги на ширине ступни, руки опущены. Выполнять наклоны туловища в стороны, скользя по нему руками.
15. И. п. — стоя, одна рука поднята вверх, другая отведена назад. Маховыми движениями сменить положение рук, одновременно поднявшись на носки.
16. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Выполнять наклоны вперёд, доставая левой рукой носок правой ноги, и наоборот.
17. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки над головой. Выполнять круговые движения туловищем.
18. Ходьба на месте, на пятках, на наружных краях стопы, на полной стопе.

Читайте также:  Египет с ребенком 5 лет отель

Источник: Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/ Г. В. Каштанова, Е. Г. Мамаева, О. В. Сливина, Т. А. Чуманова; под общ. ред. Г. В. Каштановой. — М.: АРКТИ, 2006.

Источник

Государственное учреждение здравоохранения

Республиканский врачебно-физкультурный диспансер

Восстановительный комплекс упражнений

для детей с синдромом ожирения

Информационное письмо

Подготовила , врач-методист

Ожирение — избыточное накопление жировой ткани в жировых депо организма различной этиологии, которое приводит к увеличению массы тела, превышающей ус­ловную норму на 20% и более. Ожирение нельзя назвать отдельно нозологической формой (единицей); это симптом (или синдром), в разви­тии которого могут принимать участие различные экзо­генные и эндогенные этиологические факторы.

Классификация ожирения

По этиологии и патогенезу:

I. Первичное (спонтанное) ожирение

1. Алиментарно-конституциональное ожирение

2. Генетические синдромы, сочетающиеся с ожирением

а) синдром Прадера-Вилли

б) синдром Морганьи-Морела (внутренний гиперостоз лобной кости)

в) синдром Лоренса-Муна-Бидля

г) синдром Олбрайта (псевдогипопаратиреоз и псевдо-псевдогипопаратиреоз).

II. Вторичное (соматическое) ожирение:

1. Гипоталамо-гипофизарное ожирение.

2. Эндокринное ожирение.

3. Церебральное ожирение.

По клиническим признакам:

I. По стадиям ожирения:

а) прогрессирующая

б) стабильная

П. По степени ожирения:

а) I степень — масса тела выше «идеальной» на 20-29%

б) II степень — масса тела выше «идеальной» на 30-49%

в) III степень — масса тела выше «идеальной» на 50-99%

г) IV степень — масса тела выше «идеальной» на 100 % и более

По морфологическим особенностям:

1. Гиперцеллюлярно-гипертрофическое ожирение.

2. Гипертрофическое ожирение с нормальным количест­вом жировых клеток (адипоцитов).

У детей ожирение встречается от 8 до 20%. Выяснить этиологию ожирения в каждом конкретном случае очень трудно. Чаще всего встречается алиментарно-конститу­циональное ожирение, в основе которого лежит дисба­ланс между количеством поступающей с пищей и обра­зующейся в организме энергии и ее расходованием. Глав­ная причина этой формы — переедание. Особенно опасно переедание (перекармливание) в раннем возрасте, когда ожирение наступает из-за увеличения количества жиро­вых клеток, а не за счет роста их объема. В дальнейшем при похудении уменьшается объем жировой клетки, а количество остается практически неизменным.

Одним из факторов ожирения признают бурую жировую ткань, которая составляет от 0,5 до 5 % массы тела и обеспечивает до 60 % тепла. Полагают, что у больных ожирением наблюдается дефицит бурой жировой ткани.

Недостаточная физическая активность играет роль дополнительного фактора риска. У здоровых лиц с нормальной массой тела при избыточном питании развивается адаптивное увели­чение скорости метаболизма, в частности, отмечается значительное возрастание основного обмена. У больных с прогрессирующим ожирением подобной адаптации не происходит.

Читайте также:  Найти отличия для ребенка 5 лет

Основным регулятором жирового обмена является кора головного мозга. Эту функцию она осуществляет че­рез гипоталамус, симпатическую нервную систему и эн­докринные железы. Ключевую роль в регуляции аппети­та и потребления пищи играет гипоталамус. Его вентро-медиальное ядро выполняет функцию «центра сытости», а вентральное — «центра голода».

Ожирение всегда сопровождается гиперинсулинемией, которая может быть вызвана различными повреж­дениями гипоталамо-гипофизарной системы, либо вслед­ствие снижения чувствительности рецепторов, находя­щихся на поверхности жировых клеток к действию инсу­лина. Гиперинсулинемия, в свою очередь, обусловливает гиперфагию и ожирение. Снижается липолитическая ак­тивность ряда факторов, что приводит к недостаточному использованию жира для восполнения энергозатрат.

Зна­чительные отклонения наблюдаются во всех видах обме­на. Расстройства углеводного обмена могут быть охарак­теризованы как предиабетические. Жировой обмен из­вращен, повышен уровень свободных жирных кислот и холестерина в крови, уменьшено использование жира пе­ченью. Ожирение — не только отклонение от нормально­го развития, характеризующееся избыточной массой. Оно приводит к значительным изменениям организма больно­го ребенка, снижая его функциональные возможности, ухудшая сопротивляемость, способствуя развитию забо­леваний сердечно-сосудистой системы, печени, почек, де­формациям опорно-двигательного аппарата.

Интенсификация обменных процессов в связи с повы­шенными энерготратами при выполнении физических упражнений в первую очередь проявляется в изменениях углеводного, жирового и водно-минерального обменов. Повышение основного обмена происходит за счет усиле­ния мобилизации и метаболизма жира, при этом сохраня­ется и даже усиливается синтез белка в скелетной муску­латуре с одновременным замедлением его разрушения, усиливается эффективность действия инсулина.

Данные разных авторов свидетельствуют о том, что благоприятные сдвиги жирового обмена скорее наблюда­ются под воздействием длительных нагрузок умеренной и средней интенсивности, чем при кратковременных, но интенсивных упражнениях.

Отмечена важная роль дыха­тельных упражнений и чередования последних с работой крупных мышц, активизирующих липолитические фак­торы. Создание условий, способствующих длительным энерготратам и преимущественному окислению жиров, с выходом их из депо, обеспечивают такие упражнения спортивно-прикладного характера, как ходьба, бег, пла­вание, лыжи, гребля и т. п.

Снижения массы тела и пре­дотвращения ее увеличения можно достичь при условии сочетанного применения физических методов лечения и диетотерапии. Основой диетического питания является сбалансированная низкокалорийная диета за счет сниже­ния суточного содержания углеводов и отчасти жиров при достаточном содержании белков, витаминов, минераль­ных веществ, с учетом энергетических затрат организма. Начальная потеря массы тела происходит за счет усиления метаболизма углеводов и потери жидкости. При дальней­шем снижении массы тела большая часть энергетических затрат организма покрывается за счет ускорения метабо­лизма жира. Поэтому выделяют две фазы потери массы тела: I фаза — быстрая потеря, обусловленная катаболиз­мом гликогена, белка и экскрецией воды; II фаза — мед­ленная — за счет катаболизма жира.

Показания к назначению ЛФК. Лечебная физкульту­ра показана при всех формах ожирения, Противопоказа­ния к ЛФК носят относительный характер, они возника­ют при осложненном течении заболевания.

Задачи ЛФК

1. Улучшение и нормализация обмена веществ, в част­ности жирового обмена.

2. Уменьшение избыточной массы тела.

3. Восстановление нарушенной корреляции ведущих па­раметров физического развития.

4. Увеличение адаптации детского организма к физиче­ской нагрузке, соответствующей возрастному режиму.

5. Нормализация функций сердечно-сосудистой, дыха­тельной пищеварительной и других систем, создание необходимой компенсации для деятельности этих сис­тем в условиях измененного обмена веществ.

6. Улучшение и нормализация двигательной сферы ре­бёнка.

7. Повышение неспецифической резистентности орга­низма.

Для лечения больных ожирением применяются раз­личные формы ЛФК: процедура лечебной гимнастики, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, ближний туризм.

Подбор средств лечебной физкультуры должен соот­ветствовать возрастным и индивидуальным особенно­стям больных, а также обеспечивать повышенные энер­гозатраты. В занятия включают разнообразные виды общеразвивающих упражнений и упражнений приклад­ного характера в виде ходьбы, бега, прыжков с постепен­но повышающейся нагрузкой. Для этого применяют все способы увеличения нагрузки: подбор упражнений пре­имущественно для крупных и средних групп мышц, уве­личение общей длительности занятий, использование отягощений и сопротивлений и т. д. Значительное место уделяют упражнениям для мышц брюшного пресса, включаются дыхательные упражнения, корригирую­щие, подвижные игры. Массаж не является методом ле­чения ожирения. Он дополняет активную физическую тренировку и рассматривается как средство симптома­тической терапии.

Особенности методики ЛФК. Лечебную гимнастику следует проводить в течение 30-45 мин и даже до 1 ч. В процедуру обычно включаются простая и усложненная ходьба, дозированный бег в медленном темпе, элементы самомассажа.

Читайте также:  Частые моргания глазами у ребенка 5 лет

Рекомендуется выполнять упражнения с большой амплитудой движений, с вовлечением в функ­ционирование крупных мышечных групп, наличием об­щей динамичности, которые необходимо чередовать с уп­ражнениями в глубоком дыхании.

Полезны упражнения для брюшного пресса (стоя, сидя, лежа), упражнения с мячом, медицинболом и др. Следует также использовать упражнения на полу с переходом из одного положения в другое (лежа на спине, на боку, на животе, коленно-кис-тевое, на коленях, сидя), а также игры на месте и подвиж­ные. Заканчивать занятия процедур лечебной гимнасти­кой следует водными процедурами (душ гигиенический, веерный, игольчатый, контрастный или кратковременное купание).

Утреннюю гигиеническую гимнастику следует прово­дить до завтрака, в течение 20-30 мин, с использованием доступных больному общеразвивающих упражнений в чередовании с дыхательными. После гимнастики реко­мендуются водные процедуры. Утреннюю гимнастику можно заменить прогулкой продолжительностью от 30 до 90 мин, в зависимости от состояния больного и рельефа местности.

Время между завтраком и обедом заполняют прогулки, терренкур, процедура лечебной гимнастики, купание, прогулки на лыжах и др. Ценность прогулок в том, что во время ходьбы происходит умеренная стимуля­ция процессов обмена, кровообращения, дыхания и др. Прогулки, особенно загородные, положительно влияют на нервно-психическую сферу больного, так как процесс передвижения во время прогулок, созерцание красот при­роды (хорологический фактор, пейзаж-терапия), действие окружающей тишины создают иной комплекс обстано­вочных рефлексов и способствуют устранению функцио­нальных отклонений нервной системы.

Физическую на­грузку во время прогулок увеличивают постепенно, путем удлинения дистанции и времени (на 50-220 м), ускорения темпа ходьбы с последующим глубоким дыханием. Дози­рованный бег трусцой можно использовать в процессе прогулок, путем включения в них бега, начиная с 50 ми постепенно увеличивая дистанцию пробега. При возмож­ности рекомендуются занятия отдельными видами спор­та в дозированной форме (лыжи, коньки, плавание, греб­ля, велосипед и др.).

Особенности дозирования физических нагрузок. Учитывая, что благоприятные сдвиги жирового обмена скорее наблюдаются под воздействием длительных нагру­зок умеренной и средней интенсивности, чем при кратко­временных, но интенсивных упражнениях, необходимо, чтобы любая форма ЛФК по продолжительности была не менее 45 мин. Значение пульса подбирается каждому па­циенту индивидуально, в зависимости от физической ра­ботоспособности (после проведения пробы PWC 170), или вычисляется с учетом двигательного режима, резерва сердца.

Контроль и учет эффективности ЛФК. Лечение будет считаться эффективным, если вес будет соответствовать физическому развитию ребенка в целом. При правильном проведении ЛФК улучшится тургор кожи и развивается мускулатура. За счет уменьшения объема подкожно-жи­ровой клетчатки аускультативно ослабленное дыхание перейдет в везикулярное, повысится звучность сердечных тонов и ритмичность, возможно уменьшение ЧСС и арте­риального давления.

Положительная динамика может быть зарегистрирована при проведении лабораторно-инструментальных исследований: нормализация липидного спектра и уровня инсулина в биохимическом анализе кро­ви, восстановление параметров ЭКГ и УЗИ (сердца и дру­гих внутренних органов), положительные изменения на электромиограмме и др.

Объективными критериями пра­вильно подобранной ЛФК будут следующие: рост физиче­ской работоспособности (PWC 170), нормализация типа реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку (проба Мартинэ), уравновешивание деятельности вегетативной нервной системы (ортостатическая проба), улучшение функции внешнего дыхания (пробы Штанге, Генча и др.).

Ориентировочный комплекс упражнений при ожирении

для детей старшего школьного возраста при щадящем режиме

Комплекс упражнений для ребенка 5 лет с ожирением

Комплекс упражнений для ребенка 5 лет с ожирением

Комплекс упражнений для ребенка 5 лет с ожирением

Комплекс упражнений для ребенка 5 лет с ожирением

Комплекс упражнений для ребенка 5 лет с ожирением

Комплекс упражнений для ребенка 5 лет с ожирением

Комплекс упражнений для ребенка 5 лет с ожирением

Комплекс упражнений для ребенка 5 лет с ожирением

Список литературы

1. Дозирование физических нагрузок в оздоровительной физкультуре: Методические рекомендации / , . — Пермь: ГОУ ВПО «ПГМА Минздрава России», 2004. — 20 с.

2. Спортивная медицина и лечебная физ­культура: Руководство / ,

. — М.: Медицина,1993. — 432 с.

3. Лечебная физическая культура/ Под ред. ­ва. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 270 с.

4. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. . — М.: Медицина, 2004. — 592 с.

5. Спортивная медицина/ Под ред. . — М.: Физкультура и спорт, 1980. —- 348 с.

6. Справочник по детской лечебной физкультуре / Под ред. . Л.: Медицина, 1983. — 360 с.

7. Учебное пособие по лечебной физкультуре / Под ред. , . — М.: Медицина, 1978. — 176 с.

8. Лечебная физическая культура при дет­ских заболеваниях / , . — Л.: Медицина, 1977. — 280 с.

9. Классификации важнейших внутрен­них болезней и комментарии к ним. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1994. — 192 с.

Источник