Комплекс упражнений для ребенка 5 лет с ожирением
- Печать
Подробности
Опубликовано: 12.05.2014 20:42
Просмотров: 7602
Лечебная физкультура (ЛФК) для детей,
страдающих ожирением
Занятия ЛФК с детьми, страдающими ожирением, должны сочетаться с режимом усиленной физической активности.
Формы: утренняя гимнастика, специальные занятия, подвижные игры спортивного характера, прогулки.
Целесообразно увеличивать число физических упражнений на выносливость — средней и выше средней интенсивности, способствующих усиленному расходу углеводов и активизации энергетического обеспечения за счёт расщепления жиров. Такие упражнения: ходьба, бег, езда на велосипеде и др. — вводятся в комплекс после достижения необходимого уровня адаптации организма больного ребёнка к физическим нагрузкам. Необходимо использовать приём поощрения, отмечать даже незначительные успехи и строго соблюдать принцип постепенности и систематичности в занятиях.
В занятие необходимо включать дыхательные упражнения. В случае сильного переутомления (обильное потоотделение, одышка) следует несколько снизить интенсивность упражнений и включить дыхательные упражнения, увеличить интервалы между упражнениями.
Дети с неосложнённой формой ожирения на основании заключения врача могут заниматься любым видом спорта. Такие дети должны приниматься в спортивные секции в первую очередь.
Комплекс упражнений для детей 6-10 лет,
страдающих ожирением 1-2 степени:
Вводная часть:
1. Ходьба с высоким подниманием колен. Продолжительностью в 2 минуты.
2. И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Круговые движения головой вправо и влево.
3. И. п.: ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх и одновременно отставить назад на носок правую ногу, прогнуться — вдох, вернуться в и.п. – выдох. То же – с левой ноги.
4. И. п.: сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его. Дыхание произвольное.
5. И. п.: одна нога впереди другой на расстоянии большого шага и согнута в колене, руки подняты вверх. Наклоняя туловище вперёд, одновременно отвести руки назад – выдох. Повторить упражнение со сменой ног.
Основная часть:
6. И. п.: лёжа на полу, руки в стороны. Быстро поднять ноги вверх, затем медленно опустить их, разводя в стороны.
7. И. п.: лёжа, руки под головой. Поднять ноги до прямого угла по отношению к туловищу, медленно опустить на пол.
8. И. п.: сидя на полу. Выполнять наклоны вперёд, доставая руками ступни.
9. Упражнение на статическое диафрагмальное дыхание.
И. п.: лёжа на полу, с лёгким предметом на животе. При вдохе выпячиваем живот, поднимая предмет; при выдохе втянуть живот, опуская предмет.
10. И. п.: стоя на четвереньках. Вытянуть правую руку и левую ногу параллельно полу, вернуться в и.п. Затем поднять левую руку и правую ногу параллельно полу, вернуться в и.п.
11. И. п.: стоя на коленях, руки вытянуты перед собой. Садиться поочерёдно без помощи рук вправо и влево.
12. И. п.: лёжа на животе. Опираясь на вытянутые руки, поднять верхнюю часть туловища.
13. И. п.: лёжа на спине, с двумя лёгкими предметами на животе. При вдохе синхронно приподнимать их, при выдохе – опускать.
14. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполнять попеременно каждой рукой рывки вверх – назад.
15. И. п.: стоя боком к гимнастической стенке, держась одной рукой за перекладину. Выполнять попеременно каждой ногой махи назад, в сторону.
Заключительная часть:
16. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполнять наклоны туловища в стороны, скользя по полу руками.
17. И. п.: стоя, одна рука поднята вверх, другая отведена назад. Маховыми движениями сменить положение рук, одновременно поднявшись на носки.
18. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч. Выполнять наклоны вперёд. Доставая левой рукой носок правой ноги, и наоборот.
19. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки за головой. Выполнять круговые движения туловищем.
20. Ходьба на носках, на пятках, на наружных краях стопы, на полной стопе.
Первую неделю каждое упражнение повторять 3-5 раз, к концу месяца число повторений довести до 10-12 раз. Вечером, за полтора часа до сна, необходимо повторять упражнения в половинном объёме.
Комплекс упражнений для детей 6—10 лет,
страдающих ожирением 2—3 степени:
1. Ходьба с высоким подниманием колен.
2. И. п. — стоя, ноги на ширине ступни. Наклонить голову вперёд, коснуться груди подбородком, отклонить голову назад. Вернуться в и. п.
3. И. п. — стоя, ноги на ширине ступни, руки в стороны. Выполнить круговые движения руками вперёд и назад.
4. И. п. — стоя, ноги вместе, руки опущены. Выполнять поочерёдно обеими руками движения, имитирующие срывание яблок с дерева.
5. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнять повороты туловища с отведением вытянутой руки в стороны.
6. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Наклоняясь вперёд, скользить ладонями по ногам вниз.
7. И. п. — стоя, ноги вместе, руки на поясе. Выполнять приседания, разводя колени и руки в стороны.
8. И. п. — сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Развести руки в стороны и пружиняще наклониться вперёд, доставая руками носки.
9. И. п. — то же. Прогнуться, заложить руки за голову — вдох. Опустить руки, голову наклонить на грудь — выдох.
10. И. п. — лёжа на полу, руки вдоль туловища. Поднять ноги до прямого угла с туловищем, затем медленно опустить.
11. Бег на месте, переходящий в ходьбу с постепенным замедлением шага.
12. Дыхательные упражнения.
13. Подвижные игры.
Заключительная часть.
14. И. п. — стоя, ноги на ширине ступни, руки опущены. Выполнять наклоны туловища в стороны, скользя по нему руками.
15. И. п. — стоя, одна рука поднята вверх, другая отведена назад. Маховыми движениями сменить положение рук, одновременно поднявшись на носки.
16. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Выполнять наклоны вперёд, доставая левой рукой носок правой ноги, и наоборот.
17. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки над головой. Выполнять круговые движения туловищем.
18. Ходьба на месте, на пятках, на наружных краях стопы, на полной стопе.
Источник: Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/ Г. В. Каштанова, Е. Г. Мамаева, О. В. Сливина, Т. А. Чуманова; под общ. ред. Г. В. Каштановой. — М.: АРКТИ, 2006.
Источник
Государственное учреждение здравоохранения
Республиканский врачебно-физкультурный диспансер
Восстановительный комплекс упражнений
для детей с синдромом ожирения
Информационное письмо
Подготовила , врач-методист
Ожирение — избыточное накопление жировой ткани в жировых депо организма различной этиологии, которое приводит к увеличению массы тела, превышающей условную норму на 20% и более. Ожирение нельзя назвать отдельно нозологической формой (единицей); это симптом (или синдром), в развитии которого могут принимать участие различные экзогенные и эндогенные этиологические факторы.
Классификация ожирения
По этиологии и патогенезу:
I. Первичное (спонтанное) ожирение
1. Алиментарно-конституциональное ожирение
2. Генетические синдромы, сочетающиеся с ожирением
а) синдром Прадера-Вилли
б) синдром Морганьи-Морела (внутренний гиперостоз лобной кости)
в) синдром Лоренса-Муна-Бидля
г) синдром Олбрайта (псевдогипопаратиреоз и псевдо-псевдогипопаратиреоз).
II. Вторичное (соматическое) ожирение:
1. Гипоталамо-гипофизарное ожирение.
2. Эндокринное ожирение.
3. Церебральное ожирение.
По клиническим признакам:
I. По стадиям ожирения:
а) прогрессирующая
б) стабильная
П. По степени ожирения:
а) I степень — масса тела выше «идеальной» на 20-29%
б) II степень — масса тела выше «идеальной» на 30-49%
в) III степень — масса тела выше «идеальной» на 50-99%
г) IV степень — масса тела выше «идеальной» на 100 % и более
По морфологическим особенностям:
1. Гиперцеллюлярно-гипертрофическое ожирение.
2. Гипертрофическое ожирение с нормальным количеством жировых клеток (адипоцитов).
У детей ожирение встречается от 8 до 20%. Выяснить этиологию ожирения в каждом конкретном случае очень трудно. Чаще всего встречается алиментарно-конституциональное ожирение, в основе которого лежит дисбаланс между количеством поступающей с пищей и образующейся в организме энергии и ее расходованием. Главная причина этой формы — переедание. Особенно опасно переедание (перекармливание) в раннем возрасте, когда ожирение наступает из-за увеличения количества жировых клеток, а не за счет роста их объема. В дальнейшем при похудении уменьшается объем жировой клетки, а количество остается практически неизменным.
Одним из факторов ожирения признают бурую жировую ткань, которая составляет от 0,5 до 5 % массы тела и обеспечивает до 60 % тепла. Полагают, что у больных ожирением наблюдается дефицит бурой жировой ткани.
Недостаточная физическая активность играет роль дополнительного фактора риска. У здоровых лиц с нормальной массой тела при избыточном питании развивается адаптивное увеличение скорости метаболизма, в частности, отмечается значительное возрастание основного обмена. У больных с прогрессирующим ожирением подобной адаптации не происходит.
Основным регулятором жирового обмена является кора головного мозга. Эту функцию она осуществляет через гипоталамус, симпатическую нервную систему и эндокринные железы. Ключевую роль в регуляции аппетита и потребления пищи играет гипоталамус. Его вентро-медиальное ядро выполняет функцию «центра сытости», а вентральное — «центра голода».
Ожирение всегда сопровождается гиперинсулинемией, которая может быть вызвана различными повреждениями гипоталамо-гипофизарной системы, либо вследствие снижения чувствительности рецепторов, находящихся на поверхности жировых клеток к действию инсулина. Гиперинсулинемия, в свою очередь, обусловливает гиперфагию и ожирение. Снижается липолитическая активность ряда факторов, что приводит к недостаточному использованию жира для восполнения энергозатрат.
Значительные отклонения наблюдаются во всех видах обмена. Расстройства углеводного обмена могут быть охарактеризованы как предиабетические. Жировой обмен извращен, повышен уровень свободных жирных кислот и холестерина в крови, уменьшено использование жира печенью. Ожирение — не только отклонение от нормального развития, характеризующееся избыточной массой. Оно приводит к значительным изменениям организма больного ребенка, снижая его функциональные возможности, ухудшая сопротивляемость, способствуя развитию заболеваний сердечно-сосудистой системы, печени, почек, деформациям опорно-двигательного аппарата.
Интенсификация обменных процессов в связи с повышенными энерготратами при выполнении физических упражнений в первую очередь проявляется в изменениях углеводного, жирового и водно-минерального обменов. Повышение основного обмена происходит за счет усиления мобилизации и метаболизма жира, при этом сохраняется и даже усиливается синтез белка в скелетной мускулатуре с одновременным замедлением его разрушения, усиливается эффективность действия инсулина.
Данные разных авторов свидетельствуют о том, что благоприятные сдвиги жирового обмена скорее наблюдаются под воздействием длительных нагрузок умеренной и средней интенсивности, чем при кратковременных, но интенсивных упражнениях.
Отмечена важная роль дыхательных упражнений и чередования последних с работой крупных мышц, активизирующих липолитические факторы. Создание условий, способствующих длительным энерготратам и преимущественному окислению жиров, с выходом их из депо, обеспечивают такие упражнения спортивно-прикладного характера, как ходьба, бег, плавание, лыжи, гребля и т. п.
Снижения массы тела и предотвращения ее увеличения можно достичь при условии сочетанного применения физических методов лечения и диетотерапии. Основой диетического питания является сбалансированная низкокалорийная диета за счет снижения суточного содержания углеводов и отчасти жиров при достаточном содержании белков, витаминов, минеральных веществ, с учетом энергетических затрат организма. Начальная потеря массы тела происходит за счет усиления метаболизма углеводов и потери жидкости. При дальнейшем снижении массы тела большая часть энергетических затрат организма покрывается за счет ускорения метаболизма жира. Поэтому выделяют две фазы потери массы тела: I фаза — быстрая потеря, обусловленная катаболизмом гликогена, белка и экскрецией воды; II фаза — медленная — за счет катаболизма жира.
Показания к назначению ЛФК. Лечебная физкультура показана при всех формах ожирения, Противопоказания к ЛФК носят относительный характер, они возникают при осложненном течении заболевания.
Задачи ЛФК
1. Улучшение и нормализация обмена веществ, в частности жирового обмена.
2. Уменьшение избыточной массы тела.
3. Восстановление нарушенной корреляции ведущих параметров физического развития.
4. Увеличение адаптации детского организма к физической нагрузке, соответствующей возрастному режиму.
5. Нормализация функций сердечно-сосудистой, дыхательной пищеварительной и других систем, создание необходимой компенсации для деятельности этих систем в условиях измененного обмена веществ.
6. Улучшение и нормализация двигательной сферы ребёнка.
7. Повышение неспецифической резистентности организма.
Для лечения больных ожирением применяются различные формы ЛФК: процедура лечебной гимнастики, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, ближний туризм.
Подбор средств лечебной физкультуры должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям больных, а также обеспечивать повышенные энергозатраты. В занятия включают разнообразные виды общеразвивающих упражнений и упражнений прикладного характера в виде ходьбы, бега, прыжков с постепенно повышающейся нагрузкой. Для этого применяют все способы увеличения нагрузки: подбор упражнений преимущественно для крупных и средних групп мышц, увеличение общей длительности занятий, использование отягощений и сопротивлений и т. д. Значительное место уделяют упражнениям для мышц брюшного пресса, включаются дыхательные упражнения, корригирующие, подвижные игры. Массаж не является методом лечения ожирения. Он дополняет активную физическую тренировку и рассматривается как средство симптоматической терапии.
Особенности методики ЛФК. Лечебную гимнастику следует проводить в течение 30-45 мин и даже до 1 ч. В процедуру обычно включаются простая и усложненная ходьба, дозированный бег в медленном темпе, элементы самомассажа.
Рекомендуется выполнять упражнения с большой амплитудой движений, с вовлечением в функционирование крупных мышечных групп, наличием общей динамичности, которые необходимо чередовать с упражнениями в глубоком дыхании.
Полезны упражнения для брюшного пресса (стоя, сидя, лежа), упражнения с мячом, медицинболом и др. Следует также использовать упражнения на полу с переходом из одного положения в другое (лежа на спине, на боку, на животе, коленно-кис-тевое, на коленях, сидя), а также игры на месте и подвижные. Заканчивать занятия процедур лечебной гимнастикой следует водными процедурами (душ гигиенический, веерный, игольчатый, контрастный или кратковременное купание).
Утреннюю гигиеническую гимнастику следует проводить до завтрака, в течение 20-30 мин, с использованием доступных больному общеразвивающих упражнений в чередовании с дыхательными. После гимнастики рекомендуются водные процедуры. Утреннюю гимнастику можно заменить прогулкой продолжительностью от 30 до 90 мин, в зависимости от состояния больного и рельефа местности.
Время между завтраком и обедом заполняют прогулки, терренкур, процедура лечебной гимнастики, купание, прогулки на лыжах и др. Ценность прогулок в том, что во время ходьбы происходит умеренная стимуляция процессов обмена, кровообращения, дыхания и др. Прогулки, особенно загородные, положительно влияют на нервно-психическую сферу больного, так как процесс передвижения во время прогулок, созерцание красот природы (хорологический фактор, пейзаж-терапия), действие окружающей тишины создают иной комплекс обстановочных рефлексов и способствуют устранению функциональных отклонений нервной системы.
Физическую нагрузку во время прогулок увеличивают постепенно, путем удлинения дистанции и времени (на 50-220 м), ускорения темпа ходьбы с последующим глубоким дыханием. Дозированный бег трусцой можно использовать в процессе прогулок, путем включения в них бега, начиная с 50 ми постепенно увеличивая дистанцию пробега. При возможности рекомендуются занятия отдельными видами спорта в дозированной форме (лыжи, коньки, плавание, гребля, велосипед и др.).
Особенности дозирования физических нагрузок. Учитывая, что благоприятные сдвиги жирового обмена скорее наблюдаются под воздействием длительных нагрузок умеренной и средней интенсивности, чем при кратковременных, но интенсивных упражнениях, необходимо, чтобы любая форма ЛФК по продолжительности была не менее 45 мин. Значение пульса подбирается каждому пациенту индивидуально, в зависимости от физической работоспособности (после проведения пробы PWC 170), или вычисляется с учетом двигательного режима, резерва сердца.
Контроль и учет эффективности ЛФК. Лечение будет считаться эффективным, если вес будет соответствовать физическому развитию ребенка в целом. При правильном проведении ЛФК улучшится тургор кожи и развивается мускулатура. За счет уменьшения объема подкожно-жировой клетчатки аускультативно ослабленное дыхание перейдет в везикулярное, повысится звучность сердечных тонов и ритмичность, возможно уменьшение ЧСС и артериального давления.
Положительная динамика может быть зарегистрирована при проведении лабораторно-инструментальных исследований: нормализация липидного спектра и уровня инсулина в биохимическом анализе крови, восстановление параметров ЭКГ и УЗИ (сердца и других внутренних органов), положительные изменения на электромиограмме и др.
Объективными критериями правильно подобранной ЛФК будут следующие: рост физической работоспособности (PWC 170), нормализация типа реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку (проба Мартинэ), уравновешивание деятельности вегетативной нервной системы (ортостатическая проба), улучшение функции внешнего дыхания (пробы Штанге, Генча и др.).
Ориентировочный комплекс упражнений при ожирении
для детей старшего школьного возраста при щадящем режиме
Список литературы
1. Дозирование физических нагрузок в оздоровительной физкультуре: Методические рекомендации / , . — Пермь: ГОУ ВПО «ПГМА Минздрава России», 2004. — 20 с.
2. Спортивная медицина и лечебная физкультура: Руководство / ,
. — М.: Медицина,1993. — 432 с.
3. Лечебная физическая культура/ Под ред. ва. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 270 с.
4. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. . — М.: Медицина, 2004. — 592 с.
5. Спортивная медицина/ Под ред. . — М.: Физкультура и спорт, 1980. —- 348 с.
6. Справочник по детской лечебной физкультуре / Под ред. . Л.: Медицина, 1983. — 360 с.
7. Учебное пособие по лечебной физкультуре / Под ред. , . — М.: Медицина, 1978. — 176 с.
8. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях / , . — Л.: Медицина, 1977. — 280 с.
9. Классификации важнейших внутренних болезней и комментарии к ним. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1994. — 192 с.
Источник