Комплекс упражнений для развития скорости у ребенка

Комплекс упражнений для развития скорости у ребенка thumbnail

При подборе упражнений для развития быстроты учитываются следующие требования [7,103]:

  • 1. Движение должно быть в основных чертах освоено ребёнком в медленном темпе, иначе все усилия будут направлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение.
  • 2. Продолжительность упражнений должна быть не большой, чтобы исключить снижение скорости и наступление утомления.
  • 3. Упражнения не должны носить однообразный характер. Следует повторять их в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнением. При этом исключается закрепление, стабилизация скорости, так называемого «скоростного барьера».
  • 4. Упражнения должны проводиться в начале занятия или прогулки, так как для успешного их выполнения необходимо оптимальное состояние нервной системы, в условиях, когда дети неутомленны предшествующей деятельностью.

В методике развития быстроты предлагаются следующие упражнения.

Для развития быстроты реакции используются:

  • 1. Старты из разных исходных положений: стоя, сидя, лёжа, спиной назад, из упора на коленях.
  • 2. Чередование основных движений: ходьба — прыжки, прыжки — приседания.
  • 3. Изменение направления движений при ходьбе и беге по сигналу.
  • 4. Изменение интенсивности движений: ходьба — бег интенсивный, бег медленный — бег с ускорением.

Для развития способности в короткое время увеличивать темп движения используется:

  • 1. Бег в максимальном темпе на дистанции 20-25-30м 5-6 раз.
  • 2. Бег с высоким подниманием бедра, отведением голени назад.
  • 3. Бег с ускорением.

Для развития умения приспосабливать и регулировать длину бегового шага применяют:

  • 1. Бег с перешагиванием через гимнастические палки, уложенные на разном расстоянии (одинаковом, увеличенном, уменьшенном);
  • 2. Бег скрестным шагом по обручам.

Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

В старшей и подготовительной группе широко используются упражнения с предметами и без них [10,96]:

  • — И. п. — о. с. — правая рука вверх. Энергичная смена рук и быстром темпе (6-7 раз, интервал для отдыха 5-7 с).
  • — П.п. — лежа на животе, руки под подбородком. Попеременное сгибание ног в среднем и быстром темпе.
  • — П. п. — лежа друг перед другом (парами), ноги согнуть в коленях, упираются в стопы ног. Попеременное сгибание ног (5-6 серий).
  • — И. п. — сидя, упор руками сзади, ноги согнуты в коленях. Переступая стопами ног, быстрые повороты вокруг себя в разные стороны (5-7 раз).
  • — И. п. — ноги на ширине плеч, палка посередине перед собой. Быстро подбросить и поймать палку другой рукой (8-12 раз).
  • -И. п. — ноги слегка расставить, палка вертикально вперед в правой руке. Быстрое перебрасывание палки из одной руки в другую вверх — вниз (7-8 раз).
  • — И. п. — о. с. — парами лицом друг к другу. Хлопок в ладоши перед собой, по ладоням товарища (перекрестно). Темп постепенно увеличивается (3-4 серии).
  • — И. п. — упор руками в центр обруча. Быстро обойти и вернуться в и. п. (по 7-8 раз в каждую сторону).
  • — И. п. прыжки: ноги вместе, ноги врозь, вместе — скрестно (25-30 с).

ГРЕБЦЫ. Сесть, ноги врозь, палка на груди. Быстро наклониться вперед, коснуться палкой носков ног. Спокойно выпрямиться, палку поставить к груди. Повторить 8-10 раз.

ПРОПЕЛЛЕР. Держать палку за середину правой рукой. Активно работая кистью, быстро поворачивать ее вправо — влево. После отдыха выполнять движение левой кистью.

Игры, направленные на развитие быстроты, создают положительную предпосылку для воспитания силы и выносливости, а также других физических качеств, оказывая разносторонний эффект, поэтому необходимо работать над всеми ее составляющими.

БРОСЬ МЯЧ. Дети подбрасывают мяч вверх, отбивают о пол или стену, делая хлопки и повороты в разные стороны.

БЫСТРЫЕ СТРОИТЕЛИ. Соревнование между двумя-тремя командами. По сигналу воспитателя дети бегут через зал (10-12 м) и строят из 5-7 кубиков башню. Затем передают эстафету другим детям.

КТО БЫСТРЕЕ? Дети находятся за кругом, водящий в центре круга. По сигналу поочередно каждый перебегает через круг.

ЛУК И СТРЕЛЫ. Дети делятся на два звена, которые стоят друг против друга на расстоянии 15 м. По сигналу воспитателя «стрелы» перебегают к своему «луку», определяется самая быстрая «стрела». Затем дети меняются местами.

КТО БОЛЬШЕ? На расстоянии 8-10 м от детей ставится стойка, па которую развешиваются лепты (5-6 шт.) для каждой команды. По сигналу «Марш!» дети парами бегут и собирают лепты, отдают их товарищу, который их развешивает на стойке.

ПЕРЕНЕСИ ПРЕДМЕТ. Дети делятся на 2-3 команды и соревнуются в перенесении кубиков (кеглей, колен) на расстояние 8-10 м.

УСПЕЙ ПОЙМАТЬ. Играющие (5-6 детей) стоят в небольшом кругу, у каждого в руках мяч и камушек. Подбросив мяч, пало выбежать из круга, положить как можно дальше камушек па землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший от земли. Выигрывает тот, кто сумеет положить камушек и поймать мяч.

БЕГ НАПЕРЕГОНКИ. На одной стороне площадки стоят два ребенка, между ними расстояние 2-3 м. По сигналу дети бегут друг за другом до конца площадки, расположенной в 20-30 м. Сзади стоящий ребенок пытается догнать переднего.

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ. Дети стоят по кругу парами. Водящий пытается догнать одного лишнего ребенка, который убегает от него и может заменить одного из детей, стоящих в паре, встав перед ним.

КТО ДАЛЬШЕ? Трое-четверо детей с одной стороны площадки одновременно отталкивают обручи, стараясь, чтобы они катились как можно дальше, ловят их, не допуская падения, и там останавливаются. Выигрывает тот, кто окажется дальше всех от начальной линии.

Читайте также:  Анна гапченко развитие ребенка

Вариант. Дети бегут за катящимся обручем, подгоняя его рукой или согнутой в виде крючка проволокой.

БАБОЧКИ И СТЕРОЗЫ. В середине площадки па расстоянии одного шага спиной друг к другу располагаются играющие в две шеренги — команда «Бабочки» и «Стрекозы». Воспитатель называет одну из команд, игроки которой должны убежать за линию, обозначенную в 10-13 шагах перед ними. Другая команда, повернувшись кругом, стремится догнать игроков и осалить их до черты дома. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков за одинаковое количество перебежек.

Усложнение: а) в и. п. стоя на коленях или сидя; б) подается команда «Воробьи» или «Вороны».

Как метод физического воспитания подвижная игра характеризуется многообразием используемых методов, отбираемых в соответствии с двигательным содержанием игры и ее правилами. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициативность, без которых спортивная деятельность невозможна.

Таким образом, для развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста необходимо в первую очередь в медленном темпе освоить основы техники бега и постепенно ускорять бег.

Источник

МБОУ Саралинская СОШ

Тема:

Комплексы упражнений для развития быстроты и координации движений у младших школьников на занятиях физической культурой

Подготовил:

учитель физической культуры:

Исаев М.А.

Сарала 2015

Комплекс упражнений для развития быстроты движений № 1

Содержание

Дозировка

Методические указания

1

Бег в переменном темпе с изменением направления

3 мин

С включением ускорений, прыжков

2

Занимающиеся располагаются в парах в затылок друг другу. Партнер № 2 стоящий сзади бросает мяч вперед- вверх; партнер № 1 выполняет старт и ловит мяч в воздухе

2 мин

Ловля мяча после одного удара об пол

3

Старты из различных исходных положений

4-5 раз

Дистанция 4-5 м

4

Лазание вверх и вниз по гимнастической стенке, используя для движения каждую перекладину

4-6 раз

Оценивается время лазания

5

Прыжки:

— на носках

— одной ноге

— поднимая бедро

30 сек

30 сек

30 сек

Через скакалку

6

И.П.- о.с.;

1-упор присев;

2-упор лежа;

3-упор присев;

4.И.П.

4-5 раз

7

Бег по отметкам на дистанцию 20 м.

3-4 раза

Линии расположены на расстоянии 40-50 см друг от друга, при беге наступать на каждую отметку.

Комплекс упражнений для развития координации движений № 2

Содержание

Дозировка

Методические указания

1

Ходьба и бег в переменном темпе лицом и спиной вперед в сочетании с приседаниями, поворотами, передвижением приставными шагами и т.п.

3 мин

Изменять по сигналу направление бега и способ передвижения.

2

Толчком двух ног с места прыжок вперед, кувырок вперед, поворот кругом в приседе, кувырок вперед, прыжок вперед

2-3 раза

На гимнастических матах

3

Быстрая ходьба с одновременным ведением баскетбольного мяча

2 мин

По гимнастической скамейке

4

Прыжки:

-на двух ногах

-на одной ноге

2 мин

Через набивной мяч

5

Метание теннисных мячей, после челночного бега

2 мин

Дистанция 10-20 м

6

И.П. руки в стороны, ноги на ширине плеч. Мяч в левой; бросить мяч через голову и поймать правой.

8-10 раз

Использование баскетбольных мячей.

7

И.П. наклон вперед, ноги шире плеч. Жонглирование мячом по «восьмерке», вокруг ног, перекладывая мяч из руки в руку

1 мин

Использование баскетбольных мячей.

Подвижные игры для совершенствования быстроты и ловкости для учащихся 1-4 классов

п/п

Название игры

Класс

Основные упражнения

Методические указания

1.

Космонавты

1-2

1. Бег к цели

2. Остановка после быстрого бега

Для усложнения вводят «маршрутные» листы. Ученики бегут сначала к ним, а заем к «кораблям»

2.

Мяч соседу

1-2

Передача из рук в руки

Предварительно изучают передачу мяча

3.

Конники-спортсмены

1-2

Бег наперегонки к цели

Нагрузку в беге регулируют изменением расстояния до «стойла для лошадей», а также усложнением формы передвижения:

    1. обычный бег;

    2. бег с высоким подниманием коленей;

    3. «скачки» галопом.

4.

Через кочки и пенечки

1-2

Бег с преследованием

Расстояние от «елки» до «дома» постепенно увеличивают от 10-15 до 20-30 м

5.

Перемена мест

1-2

1. Быстрая смена мест.

2. Ориентировка на местности.

3. Реакция на сигнал.

1. Кружки произвольно обозначают на расстоянии 2-2,5 м один от другого.

2. Играющие располагаются каждый в своем кружке, а водящий находится вне кружков.

3. По сигналу учителя дети быстро меняются местами, а водящий старается опередить кого-то и занять круг.

6.

Белые медведи

1-2

1. Бег, взявшись за руки.

2. Бег с преследованием.

Упрощенный вариант: ученики делятся на группы по три человека. В каждой тройке один убегает, двое ловят.

7.

Гуси-лебеди

1-4

Бег с преследованием

Нагрузку в игре и скорость бега регулируют изменением расстояния

8.

Вызов номеров

1-2

1. Бег к цели.

2. Реакция на сигнал.

3. Ориентировка в пространстве.

Игра проходит более красочно, если вместо номера ученики получают названия, например «шишки». Учитель произносит не номер, а какое-либо название.

9.

Команда быстроногих

1-2

1. Бег к цели.

2. Манипуляция предметами.

1. Проведение игры-эстафеты без предметов.

2. Предварительно упражняются в установке булав вертикально.

10.

Пустое место

1-2

1. Бег по кругу к цели.

2. Реакция на сигнал

После первоначального ознакомления с игрой класс делится на две группы – мальчиков и девочек. Игру проводят в двух кругах.

Читайте также:  Натальные периоды развития ребенка

11.

Октябрята

1-2

Бег с изменением направления

Предварительно выполняют упражнения на быстрое ответное движение («подражание»)

12.

Полоса препятствий

1-4

1. Бег в среднем темпе.

2. Равновесие.

3. Ориентировка и точность.

1. Бег на дистанцию 40 м (1-2 классы), 50 м (3-4 классы).

2. Ходьба по бревну.

3. Перепрыгивание через ров шириной 90-100 см (1-2 классы), 110-120 см (3-4 классы).

13.

Воробушки

1-4

1. Прыжки в круг и из круга.

2. Координация и устойчивость.

1. Для усложнения игры чертят два концентрических круга с интервалом 30-50 см.

2. По сигналу учителя воробушки находящиеся в большом круге, начинают прыгать в круг и из круга с поворотом кругом по мере приближения вороны (водящий).

3. Прыжки выполняются на одной (1-2 классы) и на двух ногах (3-4 классы).

14.

Линейная эстафета

3-4

1. Бег с изменением направления.

2. Быстрый бег.

Предварительно выполняют быстрый бег с высокого старта.

15.

День и ночь

3-4

1. Бег с преследованием.

2. Реакция на сигнал.

1. Предварительно проводят упрощенный вариант игры, при котором по сигналу («День!», «Ночь!») команда лишь выполняет поворот.

16.

Перемена мест

3-4

1. Бег.

2. Прыжки.

3. Реакция на сигнал.

4. Старт из разных положений.

Игра имеет много вариантов. Изменяются исходные положения (о.с., сидя на полу, лежа на животе) и способы передвижения (бег, прыжки, бег на четвереньках и т.д.)

17.

Акула в затоне

3-4

Бег с преследованием

Игрок, преследующий «рыбок», бегает в течение 15 с. Затем он заменяется следующим (без остановки игры)

18.

Зигзаг

3-4

Бег с изменением направления

Нельзя касаться игроков при обегании их

19.

Бег за брошенным мячом

3-4

1. Реакция на сигнал.

2. Бег за мячом.

3. Ловля мяча.

Бег за мячом проводят парами – по одному игроку из каждой команды. Игру усложняют изменением исходных положений.

20.

Гонка за трофеями

3-4

1. Бег с преследованием.

2. Реакция на сигнал.

Дистанцию, на которой выполняется бег с преследованием, увеличивают от 25 м в 3 классе до 35 м в 4 классе.

Подвижные игры для совершенствования ловкости и овладении предметом и метании его в цель

п/п

Название игры

Класс

Основные упражнения

Методические указания

1.

Метание в цель

1-2

Метание малого мяча в цель (правой, левой)

Игру следует включить в уроки, в которых общеразвивающие упражнения выполняются с малым мячом.

2.

Мяч среднему

1-2

1. Передача большого мяча партнеру.

2. Прием мяча двумя руками.

Предварительно изучают один из способов передачи (снизу, из-за головы и т.д.), затем закрепляют в игре.

3.

Не давай мяч водящему

1-2

1. Быстрая передача большого мяча (одной, двумя руками).

2. Прием мяча (одной, двумя руками).

3. Перехват мяча (одной, двумя руками).

Играющие распределяются в круг и перебрасывают на уровне плеч мяч друг другу во всех направлениях, а водящий старается дотронуться до него.

4.

Ведение мяча

1-4

1. Владение мячом в движении.

2. Броски мячом в корзину.

1. Ведение (правой, левой) мяча в ходьбе по прямой 10-12 м (1-2 классы), забрасывание мяча в корзину (3-4 классы).

2. Ведение мяча в медленном беге.

5.

Переброска мяча

1-4

1. Точная передача большого мяча партнеру.

2. Прием мяча и возвращение партнеру.

Переброска мячей стоя в шеренгах, расстояние 3-4 м (1-2 классы), 5-6 м (3-4 классы). Переброска мяча с отскоком от пола.

6.

Гонка мячей по кругу

3-4

1. Передача мяча от груди вправо (влево).

2. Прием мяча двумя руками.

В игре закрепляют навыки передачи и приема мяча.

7.

Подвижная цель

3-4

1. Метание большого мяча в цель.

2. Обманные движения.

Учитель обусловливает способ метания мча: одной рукой, двумя руками, из-за головы, сбоку и т.д.

8.

Охотники и утки

3-4

1. Передача и прием волейбольного мяча.

2. Метание мяча в цель.

3. Увертывание от брошенного мяча.

В игре закрепляются навыки передачи, приема и метания мяча разными способами.

9.

Попади в цель

3-4

Метание малого мяча в цель

Игру проводят с целью отработки отдельных деталей навыка метания. Учитель указывает, из какого исходного положения надо метать мяч.

Источник

Развитие скоростных способностей у детей 12-15 лет

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.

Наиболее благоприятным периодом для развития скоростных способностей у детей считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. Это обусловлено естественным ростом быстроты движений, а у детей 12-15 лет увеличение скорости бега, главным образом, в результате развития скоростно-силовых качеств и мышечной силы. На занятиях с детьми 8-11 лет быстроту целесообразно воспитывать преимущественно путем использования тренировочных средств, направленных на повышение частоты и скорости движений. У детей 12-15 лет быстроту следует воспитывать с помощью тренировочных средств, направленных на повышение скоростно-силовых качеств и мышечной силы.

В структуре одного занятия упражнения на развитие скоростных способностей целесообразно планировать в начале основной части, пока не наступило утомление. В рамках недельного цикла скоростные нагрузки должны проводиться не менее трех раз.

Число повторений того или иного упражнения лимитируется началом снижения скорости передвижения, вызванного нарастающим утомлением. Дальнейшая работа при этом для роста скоростных способностей неэффективна.

Читайте также:  Развитие ребенка влияние окружающей среды

Интервалы отдыха между повторениями должны быть полными, т.е. такой продолжительности, чтобы занимающийся мог повторить очередную попытку без снижения скорости.

Основными специфическими средствами развития скоростно-силовых способностей являются физические упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью, отягощенные весом собственного тела или небольшим весом внешних предметов (штанга с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.п.).

Основное требование при использовании этих средств заключается в том, чтобы, во-первых, они были хорошо освоенными, во-вторых, по продолжительности были кратковременными {не более 20- 22 с), в третьих, выполнялись с предельной скоростью.

Упражнения для развития быстроты простой двигательной реакции

Основной метод при развитии быстроты реакции — метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном (многократном) реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) сигнал (например, звуковой или зрительный сигнал) с установкой на сокращение времени реагирования.

Продолжительность упражнений на скорость двигательной реакции небольшая — 1-2 с. Интенсивность выполнения упражнений максимальная (100%). Отдых между упражнениями должен обеспечивать относительно полное восстановление работоспособности.

Упражнения:

  1. Старт по сигналу (свистку) из основной стойки баскетболиста:
    а) лицом вперед; б) спиной вперед. Упражнение выполняется из и.п. — правая, левая нога впереди.

  2. Старт по сигналу из положения стоя: а) на одном колене; б) на обеих коленях (руки опущены вниз).

  3. Старт по сигналу из положения упор стоя на коленях (руки опираются о пол).

  4. Старт по сигналу из положения упор присев: а) лицом по направлению движения; б) спиной по направлению движения.

  5. Старт по сигналу из положения упор лежа.

  6. Старт по сигналу из положения упор лежа боком на одной руке, другая на поясе.

  7. Старт по сигналу из положения упор лежа сзади.

  8. Старт но сигналу из положения: а) сидя лицом; б) сидя спиной по направлению движения.

  9. Бег с высоким подниманием бедра: а) на месте; б) в движении. По сигналу — ускорение.

  10. Бег парами. Лидер (направляющий) задает скорость и направление бега, ведомый повторяет его действия.

  11. Бег спиной вперед. По сигналу выполнить поворот на 180° и ускорение.

  12. Бег по кругу в равномерном темпе. По сигналу — ускорение 5-6 м в обратном направлении.

  13. Прыжки на месте и с продвижением вперед с подтягиванием коленей к груди. По сигналу — ускорение.

  14. Прыжки из стороны в сторону на месте и с продвижением вперед. По сигналу — ускорение.

  15. Прыжки с поворотами на 180° и 360° на месте и с продвижением вперед. По сигналу — ускорение.

  16. Прыжки с поворотами по сигналу в беге. По свистку игроки подпрыгивают вверх (как можно выше) с поворотом на 360° и про­должают бег.

  17. Прыжки вверх с поднятыми вверх руками; а) на месте; б) с продвижением вперед. По сигналу — быстрый стартовый рывок.

  18. Выпрыгивания вверх с касанием одной или двумя руками баскетбольного щита, По сигналу — ускорение а) лицом вперед; б) спиной вперед.

  19. Прыжки через скамейку боком: а) на месте; б) с продвижени­ем вперед. По сигналу — ускорение.

  20. Спрыгивание и напрыгивание на скамейку двумя ногами. По сигналу ускорение: а) лицом вперед; б) спиной вперед.

  21. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. По сигналу — ускорение.

  22. Занимающиеся образуют пары. Один из игроков располагается перед лицевой линии, он салка. Другой на расстоянии 2-х шагов лицом к партнеру. По сигналу игрок, стоящий спиной вперед, выполняет поворот и стремится убежать за заранее оговоренную линию ( дистанция около 6 м) и не быть осаленным своим партнером.

Игры:

«Поймай палку». Игроки стоят по кругу в 3-4 шага от водящего, который придерживает рукой поставленную вертикально на пол гимнастическую палку (накрыв ее сверху ладонью). Все игроки имеют порядковые номера, в том числе и водящий, который выкрикивает какой-либо номер и отбегает назад. Вызванный игрок должен успеть схватить палку, не дав ей упасть. Если он не успел это сделать, то идет на место водящего, а тот занимает его место в кругу. А если успел, то водящий остается прежний. Игроки могут располагаться лицом, спиной или боком к центру круга. Побеждает (после 3-5 мин игры) игрок, который ни разу не был в роли водящего.

«Поймай мяч». Все играющие становятся по кругу, каждый запоминает свой номер, который получил после расчета. Водящий находится с мячом в центре круга. Подбросив мяч вверх над головой или ударив о пол (землю), называет любой номер (цифру). Названный игрок устремляется к мячу с задачей поймать мяч до касания пола. Если он успевает, то продолжает игру водящий.

Вариант игры — участники передвигаются по кругу ходьбой, медленным бегом, прыжками на двух ногах, одной ноге, в приседе и т.п.

«Вызов номеров». Две равные (по численности) команды встают за линией старта с обеих сторон баскетбольного щита, рассчитываются по порядку номеров, которые сохраняются за ними на все время игры. На расстоянии 5 м от команд проводится линия финиша. Тренер громко называет какой-либо номер, и эти номера команд бегут к линии финиша. Команда, чей игрок первым пересечет линию финиша, получает очко. После финиша игроки снова занимают свои места в командах. За три минуты нужно набрать большее количество очков.

Источник