Компетентность педагога в развитии личности ребенка
В.В. Халикова, кандидат педагогических наук, старший воспитатель ГБОУ «Школа № 842», г. Москва, Зеленоград
Профессиональные и личностные компетенции педагога ДОУ как условие становления субъектности ребенка
Для современного периода развития общества, актуальна проблема формирования нового человека: социально активного, способного к творческой деятельности, готового принимать самостоятельные решения.
Эти требования, предъявляемые обществом, относятся и к современному дошкольному образованию. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах, в том числе в Концепции дошкольного воспитания.
Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.
Условием успешной организации активности детей является ясное осознание педагогом своей позиции. Воспитатель ДОУ должен не только обучать дошкольника, но и предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладевать нормами культуры, вовлекать в поисковую деятельность, т.е. создавать педагогические условия развития субъектности ребенка.
Однако при декларировании идей принятия позиции ребенка до сих пор преобладает активность взрослого. Д.И. Фельдштейн отмечает: «Определяя свои исходные позиции при построении отношений с детьми как субъект-субъектные, провозглашая, что ребенок – это субъект, фактически, реально мы, взрослые, относимся к ребенку как к объекту, на который направлены наши воздействия, ведя речь все время именно о действиях по отношению к ребенку, а не о взаимодействии» [11].
Помогая детям в самовоспитании, личностном развитии, педагоги ДОУ в большей степени изучают и измеряют их потребности, мотивы, состояния, в меньшей побуждают к занятию активной позиции, не анализируя «обратных действий», не умея определять реальную субъектность ребенка, а, следовательно, не умея создавать условия, обеспечивающие развитие субъектности дошкольника.
Какие формы взаимодействия с ребенком выбрать? На этот и другие вопросы отвечают гуманистическая педагогика и психология.
Гуманистический взгляд на воспитание современных исследователей (В.П. Бедерханова, О.С. Газман, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) связан с пониманием воспитания как современной деятельности взрослых и детей.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему». При этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.
Рассматривая ребенка как активного участника воспитательно-образовательного процесса, ведущие теоретики отечественной педагогики выступили с новым пониманием сущности назначения методики педагогического воздействия. В основу ее была положена идея стимулирования творческой активности и самостоятельности ребенка, исключающая авторитет силы и насильственное принуждение по отношению к его личности.
В развитии субъектности ребенка значительная роль принадлежит образцам, в качестве которых выступают конкретные взрослые люди – воспитатели, родители. Ребенок подражает им. Возрастает значение активной деятельности самого ребенка. Она регламентируется известными и понятными ему правилами поведения. Последовательное их применение воспитателем и обоснованная оценка действий детей, защищающих или нарушающих правило, становится критерием оценки и самооценки детей, основой их морального поведения. Повседневное действие по правилам обеспечивает формирование у дошкольников сложнейших бытовых, культурных и нравственных привычек. На основе выработанных стереотипов поведения может успешно формироваться ценнейшее качество личности – субъектность.
Развитие у детей-дошкольников возможности и необходимости действовать с позиции субъекта ставит перед воспитателем трудный вопрос о мере самостоятельности, допустимой и необходимой для правильного развития ребенка. Руководя поведением детей, воспитатель должен поддерживать развитие субъектных качеств, чтобы не превращать в послушных и пассивных исполнителей требований старших. Субъектность, способность к самоорганизации у ребёнка появляется по мере освоения разных видов деятельности. Вместе с тем субъектное поведение может быть положительным качеством до тех пор, пока оно не нарушает установленных в обществе требований. Вынужденный постоянно подчиняться требованиям взрослых, ребенок начинает ориентироваться на них как на определенные нормы поведения. Лишь на основе соответствующих выработанных привычек, т.е. сложившихся стереотипов, отвечающих требованиям взрослого, может развиваться субъектность.
Однако практика дошкольного образования показывает, что в большинстве случаев воспитатели выбирают крайние позиции в формировании субъектного поведения дошкольников, предоставляя им либо полную самостоятельность в выполнении каких-то действий, не учитывая возрастные возможности, либо выполняют эти действия вместо детей. В совместной деятельности взрослых и детей далеко не всегда наблюдается подлинное сотрудничество. Это обусловлено тем, что воспитатели, руководя детской деятельностью, выбирают учебно-дисциплинарную модель педагогического воздействия. Воспитатели не в полной мере владеют умением строить педагогический процесс, развивающий самостоятельность ребенка и обеспечивающий проявление его индивидуальности, творчества в процессе выполнения различных поручений, коллективной деятельности. Педагоги весьма субъективно и порой ошибочно делят детей на «умелых, самостоятельных, хороших помощников» и «беспомощных неумех». Часто субъектность подавляется излишней опекой, регламентацией действий, исправлением взрослыми на глазах у детей результатов их труда низкого качества, недоброжелательной оценкой детской деятельности, игнорирующей чувства и эмоции ребенка, унижающей его достоинство. Недостаточное внимание уделяется субъектной позиции ребенка в труде, формированию мотивации, целеполагания, контрольно-оценочных умений.
Такое поведение воспитателей объясняется, на наш взгляд, отсутствием сформированного деонтологического поведения. Термин «деонтология» означает совокупность нравственных норм профессионального поведения. Педагогическая деонтология разрабатывает правила и нормы поведения педагога в сфере его профессиональной деятельности [5 с. 35]. В сфере профессионального поведения педагог должен выполнять установленные нормы. Нормативное в профессиональном поведении педагога определяется наличием и уровнем сформированности у него профессионально значимых качеств [6 с. 8, 9].
Выполнение норм позволяет педагогу полнее и адекватнее воспринимать педагогическую действительность, ориентироваться в ней, вырабатывать стратегию и тактику, планы и цели профессиональной деятельности, сознательно регулировать свое поведение. С их помощью педагог вырабатывает отношение к себе как к профессионалу, к другим участникам педагогического процесса, через их призму оценивает все факты педагогической реальности.
Деонтологическое поведение это должное поведение профессионала в его деятельности, оно включает в себя такие составляющие, как ответственность, гуманизм, чувство долга и гностическую компетентность. Деонтологическое поведение является частью общей культуры педагога, основополагающим моментом деятельности. Поступать, как должно, надлежащим образом выполнять свои профессиональные обязанности, подходить к работе ответственно и с чувством долга – такие особенности личности педагога должны стоять на первом месте в любой профессиональной деятельности.
Благодаря исследованиям К. Роджерса, Э. Эриксона, М.И. Лисиной и других известно, что чем младше ребенок, тем чувствительнее он к стилю взаимодействия с ним взрослого и тем легче воспринимает этот стиль как общепринятый и закономерный. Нормы взаимодействия педагогов с детьми воспринимаются ребенком почти без изменений и становятся основой дальнейшего развития его личности. Именно в дошкольные годы для ребенка наиболее важны понимание и поддержка; их отсутствие в этот период может в дальнейшем привести к необратимым или к труднокомпенсируемым последствиям. В этом возрасте дети особенно беззащитны перед любыми формами давления и агрессии со стороны взрослых, поскольку не обладают достаточным опытом и не способны подвергнуть их поведение критике. Необходимо добавить, что нежелание поступать должным образом, невнимание к собственным педагогическим промахам и недочетам приводит к тому, что последствия педагогических ошибок, некомпетентных педагогических воздействий отрицательно влияют на личность и воспитанников, и воспитателя.
Личностные компетенции педагога чрезвычайно важны в развитии субъектности дошкольника. Педагогические процессы определяются установочно-целевыми и стилевыми характеристиками взаимодействия между субъектами, занимающими различные позиции. От той или иной позиции, занимаемой педагогом, зависит очень многое в развитии личности ребенка. Личность педагога, включающая спектр знаний, способности, характер, направленность и различные умения – гностические, проектировочные, организаторские и другие, – должна соотноситься с практической профессиональной этикой и деонтологией.
Стремясь к развитию субъектности ребенка-дошкольника, воспитатель, во-первых, не должен выбирать крайние позиции в требованиях. Необходима золотая середина, которая предполагает некоторую свободу в сочетании с определенными правилами и ограничениями.
В детском возрасте отсутствие опыта элементарной самостоятельной деятельности может привести к тому, что ребенок принимает как должное обслуживание себя взрослым. Всякие попытки предложить ему сделать для себя что-либо самому могут вызвать удивление и безответственную позицию. Закрепление этого явления ведет к негативному развитию личности, приобретению опыта деструктивной, разрушающей деятельности, что в последствии выражается в отсутствии у подростков, молодежи опыта позитивной, созидающей жизнедеятельности и неумения преодолевать трудности, к агрессивности и склонности к негативному поведению.
Во-вторых, воспитатель должен учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка – все это оказывает существенное влияние на процесс деятельности ребенка, т.к. в деятельности вырабатываются и закрепляются качества личности человека, в том числе и субъектность.
В-третьих, воспитатель должен предоставлять ребенку как можно больше самостоятельности на всех этапах его деятельности.
В-четвертых, важен общий положительный эмоциональный настрой и, конечно, успешный результат.
Рассмотрим качества должного (деонтологического) поведения, которые способствуют развитию субъектности, позитивной самореализации, самостоятельности и способности к самоорганизации.
Ответственность, эмпатия и толерантность являются стержневыми компетенциями личности, так как благодаря этим компетенциям, принимается и реализуется то или иное профессиональное решение, специалист осознает значимость своего поведения.
Ответственность педагога за воспитание ребенка и развитие субъектности проявляется в умении сравнивать сформированные субъектные качества с возрастными возможностями воспитанников, использовать возникающие в жизни ситуации для применения детьми этих качеств, в готовности к сотрудничеству с ребенком в совместной деятельности.
Эмпатия рассматривается нами как свойство личности, проявляющееся в ситуациях общения и взаимодействия, в которых актуализируется гуманистическая направленность. Эмпатия проявляется в понимании внутреннего мира другого человека, эмоциональном приобщении к его жизни. Эмпатийные переживания реализуются в формах «помогающего» поведения. В этом случае эмпатия имеет особую социально-практическую значимость для морального совершенствования личности, оптимизации межличностных отношений, складывавшихся в деятельности и общении.
Эмпатия как компетенция личности профессионала характеризуется его ценностным отношением к окружающим, предполагает ориентацию на определенный тип отношений, который проявляется и в профессиональных действиях.
Воспитатель должен рассматривать субъектность ребенка как личностную характеристику дошкольника. Если педагог исходит из того, что каждый человек – это особый мир впечатлений, чувств, переживаний, что ребенок – самобытная личность, то он признает право ребенка действовать независимо от взрослых, хотя бы в некоторых случаях.
Внимательный воспитатель, умеющий проникнуться индивидуальностью каждого ребенка, искренне заинтересованный в его судьбе, может подобрать благоприятные пути развития, помочь и поддержать в самостоятельной деятельности, развивающей субъектные качества ребенка. Очень важен положительный эмоциональный настрой на успех ребенка. Он должен переживать радость удовольствия, как от самого самостоятельного действия, так и от полученного результата.
Толерантность основывается на понимающем сопереживании, которое ведет к уяснению целей взаимодействия противоположной стороны, мотивации точек зрения. Несогласие с рассуждениями, взглядами, образом поведения партнера не приводит к конфликту. Его мнение принимается как данность, объективно существующая реальность. Толерантность не предусматривает снисхождение, потворство, уступку, не предполагает отказ от критики, а проявляется в активном поиске точек соприкосновения и возможности выбора. Для воспитателя толерантность выступает регулятором его профессиональной и внепрофессиональной деятельности.
Воспитывающая деятельность взрослых часто носит запрещающий характер и тем самым тормозит активность ребенка. При этом воспитание ребенка выступает не столько целью, сколько средством выражения собственной активности педагога. Педагог действует не ради ребенка, а ради себя, своего собственного спокойствия. Это происходит из-за отсутствия терпения, терпимости, эмоциональной устойчивости, сдержанности к проявлениям личности другого человека – ребенка.
Воспитатели должны предоставлять детям возможность проявлять себя, реализовать свои возможности и способности в повседневной жизни. Определяя приоритеты профессиональной деятельности, воспитатель, как правило, на первое место ставит заботу о безопасности детей, затем о дисциплинированности, организации обучения, освоении инноваций в сфере образования и многое другое. Заботы о понимании детских переживаний, связанных с проявлениями субъектных качеств, в этом списке может и не оказаться. Между тем профессионализм педагога не в том, чтобы запрещать действовать по-своему, не в возмущении по поводу неумения и нерасторопности ребенка, а в предоставлении возможности приобрести субъектный опыт. Собственный, самостоятельно достигнутый результат в той или иной деятельности сам по себе является эффективным воспитывающим фактором.
Необходимо отметить и такие профессиональные компетенции, как терпение, тактичность и открытость.
Условия труда педагога часто меняются. Условия для развития субъектности у детей не всегда оптимальны. Тактичность, выдержка, умение держать себя в руках пригодится воспитателям, исправляющим ошибки домашнего воспитания. Главный принцип компетентной помощи ребенку – вместе с ребенком, а не вместо него.
Итак, профессиональное развитие педагогов должно включать:
1. Изменение некоторых сторон профессионального сознания педагогов, что предполагает изучение воспитателями своего отношения к проявлениям субъектности в разных видах деятельности; создание условий для позитивных изменений субъективных образов «Я воспитатель», «Я как воспитатель: каким бы хотел быть».
2. Самосовершенствование педагогических способностей, что предполагает создание условий для формирования мотивации самосовершенствования педагогических способностей к рефлексии.
3. Формирование у воспитателей направленности на развитие субъектности дошкольников, что предполагает показ неэффективности имеющихся представлений и стереотипов взаимодействия с детьми, связанных с негативным отношением к проявлению субъектности ребенка; формирование положительного отношения к проявлению субъектности ребенка; формирование положительного отношения к проявлениям субъектности дошкольников; обсуждение новых, более гибких стратегий взаимодействия с детьми.
Педагог, работающий с дошкольниками, должен понимать, что, сделав выбор в пользу того или иного воспитательного акта, он берет на себя ответственность за формирование личности ребенка, его дальнейшую жизнь. Профессиональное поведение, основанное на профессиональных компетенциях, помогает в ситуациях морального выбора и призвано помочь сделать этот выбор осознанно.
Литература
- Букина Н.Н. О развитии самостоятельности детей младшего дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. 2007. № 2.
- Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 2008 с.
- Варенова Ю.А. Исследование субъективности и ее развития в дошкольном возрасте: автореф. дис….канд. психол. Наук. Калуга, 2001. с.143 – 14.
- Ибрагимов Г.И. Качество среднего профессионального образования в современных условиях //Педагогика. 2006. № 6.
- Ибрагимов Г.И. Принципы управления качеством среднего профессионального образования // Педагогика. 2006. № 6.
- Коджаспирова Г.М. , Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2001.
- Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994.
- Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971.
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.
- Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития. / М., 1997.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени Детства. М., 1997.
- Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987.
- Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.
Источник
Введение
1. Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса
2. Условия профессионального роста педагогов
Выводы
Заключение
Введение.
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров различных образовательных сфер: дошкольное, школьное, высшее профессиональное и послевузовское образование.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность».
В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».
В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «компетенция», «компетентность». Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетенции являются структурными компонентами компетентности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;
информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах;
рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
Создание условий для профессиональной самореализации личности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения, работающего в режиме развития.
Самореализация может быть определена как стремление к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций.
Особого внимания следует уделить мотивации педагога к профессиональному росту, самореализации. Мотивация рассматривается как система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения человека.
У педагога может быть сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений.
Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями – желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным. Для возникновения мотивации важно применять стимулирование.
В научном управлении есть понятие «мотивационная среда» — совокупность мотивационных условий, которые являются производными определенной культуры коллектива.
Перед педагогами должны быть поставлены привлекательные цели, достижение которых требует наличия новых знаний.
Педагог должен постоянно включаться в новые для себя виды деятельности, работать в новых условиях, использовать новые средства, менять круг общения.
Педагог должен иметь широкий и разнообразный круг общения.
В ДОУ должна быть «конкурентная» социальная профессиональная среда, стимулирующая педагога к постоянному совершенствованию.
Результаты профессионального развития должны являться в ДОУ организационной ценностью.
Педагог должен быть уверен, что способен обучиться новым методам работы и адаптироваться к изменениям.
Педагог должен быть уверен в возможности получения качественной информации, необходимой для удовлетворения потребностей в его профессиональном развитии.
ДОУ должно оказывать педагогу необходимую и востребованную им самим помощь в решении проблем профессионального развития.
Педагог в процессе контроля и оценки своей работы должен регулярно получать адекватную обратную информацию об уровне своего профессионализма.
Педагог должен быть уверен в получении внутреннего (удовлетворенность, достижение желаемых целей и др.) и внешнего (статус, признание коллег, получение значимой работы, высокого разряда, повышения заработной платы и др.) вознаграждения. Это вознаграждение должно являться для него ценным, удовлетворять его потребности.
Педагог должен быть уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.
Статус педагога в коллективе должен зависеть от уровня его компетентности и образованности.
Условия необходимые для профессиональной самореализации личности педагога:
-Дифференцированный и индивидуальный подход в методической работе с педагогами.
-Специальное обучение педагогов внутри ДОУ (Школа молодого специалиста, Школа повышения профессионального мастерства, тренинги).
-Условия для внедрения инноваций в практику работы детского сада, перехода к инновационному режиму.
-Мотивационная среда для вовлечения педагога в самостоятельную и творческую исследовательскую работу.
-Психологическая поддержка педагога. Организация комнаты психологической разгрузки, тренинги на развитие рефлексии, самосознания, самооценки. Возможность неформального общения в ДОУ, традиции коллектива.
-Включение педагогов в управленческую деятельность. Развитие аналитических способностей, инициативности.
-Делегирование полномочий с целью повышения ответственности.
Этапы профессиональной самореализации:
-Адаптация в профессии (20-24 года). Первичное ознакомление с профессией.
-Выбор собственной стратегии, стиля педагогической деятельности (до 30 лет).
-Экспериментирование с педагогическими технологиями (до 40 лет).
-Внесение творческих элементов в выбранную технологию.
-Разработка и внедрение авторских программ и проектов.
-Подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка её завершения (50 лет).
-Готовность перехода к неслужебной деятельности (60-65 лет).
Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов могут быть:
— постоянно действующий обучающий семинар по вопросам введения ФГОС ДО;
— семинары-практикумы (мы старались привлечь педагогов к методической работе, используя активные методы обучения);
— организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ;
— организация деятельности Творческой группы по планированию педагогами образовательной работы с детьми;
— мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обменом передовым педагогическим опытом;
— открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ, имеющими небольшой стаж работы;
— самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);
— прохождения различных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;
— проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ на районных и краевых методических объединений.
-желание педагога познавать и самореализовываться.
Вывод. Заключение
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Источник