Компетентность педагога в области логико математического развития ребенка
Компетентность педагога в логико –математическом развитии ребенка.
Под логико-математическим развитием понимается детская деятельность.
Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания является логико – математической.
А. А. Столяром определены сущностные характеристики логико – математических игр:
- возможность моделирования в играх доступных ребенку 4 — 6 лет логических и математических отношений (подобия, порядка, части и целого);
- направленность выполняемых в играх действий преимущественно на развитие простейших способов познания: сравнение, классификацию и сериацию.
Технология логико-математического развития, при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного, своеобразного творческого результата называется проблемно-игровая.
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются проблемно-игровые методы, которые представляют собой единую, последовательную систему внедрения в педагогический процесс поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования, познания и оценки ребенком величин, множеств, пространства и времени на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей.
Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.
Готовность педагога к осуществлению задач логико –математического развития детей дошкольного возраста включает:
1. Осведомленность в целях, задачах и содержании логико — математического развития детей;
Целью и результатом педагогического содействия логика –математического развития детей дошкольного возраста является развитие их интеллектуально-творческих способностей через освоение логико –математических представлений (свойств, отношения, связи, зависимости) и способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация).
Задачи логика –математического развития детей дошкольного возраста определяются:
-закономерностями развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста (восприятие, память, мышление, воображение, речь)
-особенностями становления познавательной деятельности детей от овладения действиями с предметами- к действиям с образа и цвета, формы, количества, отношений, связей, и зависимостей и в дальнейшем – к использованию символических средств: знаков-символов, цифр, букв, схем (передвижения в пространстве, чередования форм и величин, алгоритмической цепочки действий и др.), моделей (пространственных отношений, временных и количественных зависимостей и др.)
Содержание логика –математического развития детей дошкольного возраста включает представления:
— о свойствах (Форма, размер, количество, пространственное расположение, длительность и последовательность, масса)
-отношениях (отношения сходства, отношения прядка, отношения включения – между частью и целым).
-зависимостях и закономерностях (прямые и обратные функциональные зависимости; сохранение количества-численности, объема, веса, длины, площади; закономерности следования, чередования, включения; алгоритмические цепочки-линейные, разветвленные)
2.Знание субъективных проявлений ребенка и педагогическая поддержка его в логико –математической деятельности;
Показатели становления ребенка как субъекта деятельности –действия, выполненные по собственной инициативе. Общаясь с другими детьми и педагогом, ребенок договаривается, обменивается мнениями, предметами, проявляет при этом настойчивость и уравновешенность.
Важнейшим условием становления личностных проявлений ребенка в логико –математической деятельности является предоставление ему возможности выбора игры, игровых развивающих материалов, игровой ситуации, партнеров по игровому взаимодействию, способов моделирования, фиксирования результатов.
В совместной деятельности педагог выявляет логико –математической опыт ребенка, стимулирует его интерес ( приемы: вопросы, «не дослышал», «Давай подумаем вместе», «Ты начни, а я продолжу» и др.) к логико –математическим играм,
Совместная деятельность взрослого и ребенка способствует продвижению последнего на новый уровень в познании.
3.Умение создавать условия для продуктивного продвижения в логико – математической деятельности.
В каждой возрастной группе необходимо создать условия для совместного с педагогом и самостоятельного освоения детьми логико –математической деятельности.
С целью организации логико –математической деятельности, стимулирования проявлений ребенком самостоятельности и инициативности используются дидактические пособия, математические игры из которых создается игровая среда. Пространство группы используется как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости – это ковролиновые панно, игровые композиции, игровые макеты, магнитные доски и др. Широко используются игровые классификационные таблицы.
Создание условий в группе для совместного и самостоятельного освоения детьми логико –математических игр с блоками и палочками.
Таблицы, макеты, игровые панно и прочее оборудование конструируются педагогами возрастных групп с целью повышения интереса к данным видам деятельности и обеспечения самостоятельного практикования детей.
4. Понимание сущности и особенностей освоения детьми дошкольного возраста логических способов познания: сравнения, сериации, классификации.
Педагог оказывает ребенку помощь в выполнении конкретных действий сравнения, разбиения, упорядочивания, классификации.
Екатерина Александровна Носова разработала комплекс игр и упражнений с «Логическими блоками Дьенеша» и «Палочками Кюизенера», процесс освоения которых представлен тремя этапами:
- на выявление и абстрагирование признаков – цвета, формы, размера, толщины;
- на освоение детьми сравнения, классификации, обобщения:
на овладение логическими действиями и мыслительными операциями
Эссе
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИКИ
Антропоцентризм (греч. anthropos – человек и лат. сentrum
Первые представления об антропоцентризме появились еще в эпоху Возрождения (хотя многие исследователи усматривают корни антропоцентризма и в античности). Это мировоззрение положило начало субъект-объектной схеме человеческого познания. Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений – человеческий.
Отражение, измерение и интерпретация реальности внешнего и внутреннего мира соотнесены с сознанием человека и его мышлением, с его отношением к миру, что можно обобщенно назвать антропоцентризмом субъективной реальности.
Для педагогики чрезвычайно важно возникшее представление, что одним из главных продуктов человеческого творчества является сам человек. В нем по-прежнему признается сочетание двух субстанций: божественной и природной, но теперь выделяется и третья, особая — человеческая.
«Предвестниками» антропоцентрической парадигмы образования в начале XX века явились многочисленные концепции «свободного воспитания» и деятельность «свободных школ» в разных странах. Весьма примечательно, что все они строятся на идеях природосообразности воспитания, свободы развития и самоопределения личности ребенка, сотрудничества взрослых и детей.
Воспитание становится приоритетной составляющей целостного процесса образования. Значение социализации и обучения не умаляется, а рассматривается как возможность обеспечения культуроформирующей функции образования.
В обиход образовательной действительности входят категории «свобода», «выбор». Свобода понимается современным образованием как право человека обладать своей индивидуальностью, как «воля к обретению себя», а значит, и как ответственность. Именно образование призвано изменить столетиями формируемое у человека сознание «винтика», преобразовать его деятельность и общение, создать потребность самому определяться в мире культуры и социальных отношений.
Ориентацию на развитие человеческой личности, воспитание уникальности и незаменимости в современной педагогической науке принято называть гуманизмом. На современном этапе в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение в процессе образования и воспитания имеют нравственные качества личности — доброта, человечность, чувство справедливости и уважение. Развитие личности ребенка есть главнейшая задача в процессе воспитания, высшая ценность и цель.
Возникновение понятия «индивидуальный подход», перестроение отношений учитель — ученик в ключе межличностного взаимодействия «на равных».
На современном этапе развития идеи гуманизации и гуманитаризации принято называть антропоцентрической моделью педагогической мысли. Наука наших дней призвана решить широкий спектр проблем, многие из которых связаны с глобальными проблемами современности, такими как экологические, энергетические, демографические кризисы, проблемы ядерной угрозы и терроризма, проблемы голода и локальных войн. На все эти вызовы требуется своевременный квалифицированный научный ответ. Немаловажная роль в этом отводится педагогической науке как основной опоре в разработке принципов обучения и образования людей следующих поколений, способных разрешать имеющиеся проблемы в мирном, положительном, конструктивном ключе.
Приоритетное значение в процессе образования и воспитания имеют нравственные качества личности — доброта, человечность, чувство справедливости и уважение.
Проблема развития личности ребенка есть главнейшая задача в процессе воспитания, высшая ценность и цель.
Источник
Тезисы выступления на тему «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» (Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников)
Компетентность педагога в логико – математическом развитии дошкольника
включает:
- осведомленность в целях, задачах и содержании логико – математического развития детей;
- знание субъективных проявлений ребенка и педагогическая поддержка его в логико – математической деятельности;
- умение создавать условия для продуктивного продвижения в логико – математической деятельности;
- понимание сущности и особенностей освоения дошкольниками логических способов познания: сравнения, сериации, классификации.
1.Осведомленность в целях, задачах и содержании логико – математического развития детей.
Целью и результатом педагогического содействия логико – математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие их интеллектуально – творческих способностей через освоение логико – математических представлений свойства, отношения, связи, зависимости, начало основ геометрии, способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация),
Основные задачи:
- развитие сенсорных (предметно — действенных) способов познания свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение;
- развитие логико — математических представлений о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах;
- освоение детьми исследовательских способов познания (воссоздание, преобразование, комбинирование, экспериментирование, моделирование, трансформация);
- развитие представлений о логических способах познания (сравнение, классификация, сериация);
- овладение математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления);
- развитие умения общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение, пользуясь при этом точной, аргументированной и доказательной речью;
- развитие интеллектуально – творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремление к поиску нестандартных решений задач;
- развитие активности и инициативности детей в познавательной деятельности: реконструировать познавательную задачу, находить нестандартный способ решения, придумывать задачи по аналогии и т.д.;
- воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.
Содержание включает:
Логико-математические представления о свойствах и отношениях, о геометрических фигурах, о величинах, о пространстве, о времени, о числах, о зависимостях и закономерностях.
2. Знание педагога личностных проявлений ребенка и педагогическая поддержка его в логико – математической деятельности.
Первые субъективные проявления ребёнка, как отмечает В.А. Слободчиков, имеют место уже на 3-м году жизни и фиксируются в активном отношении к разным видам деятельности и стремлении к самостоятельным и независимым действиям («Я сам»). Действия выполненные по собственной инициативе, — показатель начала становления ребёнка как субъекта деятельности.
Субъектная позиция ребёнка дошкольного возраста в логико- математической деятельности проявляется в активном, инициативном отношении к деятельности и в самостоятельном творческом ее осуществлении.
Важнейшим условием становления личностных проявлений ребёнка в логико- математической деятельности является предоставление ему возможности выбора игры, игровых развивающих материалов, игровой ситуации, партнёров по игровому взаимодействию, способов моделирования, фиксирование результатов и др.
К сожалению интерес детей к играм угасает из-за столкновений с трудностями. Несмотря на это, педагогу необходимо как можно чаще создавать ситуации выбора. Воспитатель стимулирует интеллектуальную активность ребёнка, побуждая его к поиску новых способов решения задач, проявлению догадки, сообразительности.
Детям необходима поддержка со стороны взрослого в сохранении интереса.
В совместной деятельности педагог выявляет логико-математический опыт ребёнка, стимулирует его интерес к логико-математическим играм, оказывает ребёнку помощь в выполнении конкретных действий сравнения, разбиения, упорядочивания, классификации. Совместная деятельность взрослого и ребёнка способствует продвижению последнего на новый уровень в познании связей и зависимостей, построении простых логических высказываний. Она осуществляется на том же материале, в той же среде, в той же игровой обстановке, что и самостоятельная деятельность, но отличается своей индивидуально- дифференцированной направленностью.
3. Создание игровой предметной среды для продуктивного продвижения ребёнка в логико-математическом развитии.
В каждой возрастной группе необходимо создать условия для совместного с педагогом и самостоятельного освоения детьми логико-математических игр с блоками и палочками.
С целью организации логико-математической деятельности, стимулирования проявлений ребёнком самостоятельности и инициативности используются дидактические пособия, из которых создаётся игровая среда. При этом пространство групповой комнаты используется как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости, где размещаются ковролиновые панно, игровые композиции, игровые макеты, магнитные доски и др.
Необходимо иметь блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
При организации игровой логико-математической деятельности детей с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера педагогу важно:
- увлечь ребёнка деятельностью за счёт одномоментного включения в игру через игровой мотив (догадаться, как открыть секрет; переместить что-либо по условию или с определённой целью; изобразить условно; придумать, представить и т.д.;
- обеспечить динамику игры, рациональное сочетание практических умственных действий по ходу игры, отсутствие хаотичности, торопливости, неясности;
- использовать элементы недосказанности («Забыла», «Не знаю, как поступить»), общей неопределённости, что мобилизует детей на поиск;
- включать детей в сюжетосложение, поиск способов решения, процесс оказания уместной помощи другому ребёнку или взрослому;
- создать и поддерживать игровую обстановку: тематические композиции на ковролинах, магнитных досках, планшетах; элементы декорации и костюмов для участников игры; показ фрагментов телефильмов, презентаций, фотографий, рисунков, иллюстраций (всё это создаёт игровую атмосферу, что повышает эмоциональное состояние участников игры).
4. Понимание сущности и особенностей освоения дошкольниками логических способов познания: сравнения, сериации, классификации.
Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений (признаков) предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение и др. даёт возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности — игровой, конструктивной, изобразительной, учебной.
Свойство — это сторона предмета, которая указывает на различие или сходство его с другими предметами. Познание свойств предметов осуществляется в процессе развития у ребёнка представлений об эталонах (при активном участии зрительно — осязательного, двигательного обследования) и практических действий с предметами. На основе объединения предметов по какому-либо свойству (свойствам) создаётся множество. В основе множества лежит определённая общность двух или более предметов, между которыми устанавливаются отношения. Установление отношений происходит путём выполнения логических операций сравнения, классификации, сериации и др. На начальном этапе освоение дошкольниками свойств предметов происходит через чувственное познание. Для освоения операций классификации и сериации необходимо развитие абстрактного мышления. Связующим звеном здесь выступает операция сравнения. Сравнение — один из основных логических приёмов познания внешнего мира, познания любого предмета. Сравнение даёт возможность обнаружить существенные и несущественные свойства, выделить сходство и отличие.
Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребёнка. Так Ж. Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка.
Овладение классификацией способствует пониманию ребёнком того, что лежит в основе сходства и различия предметов, развитию умения выделять общее значимое свойство. Овладевая операцией сериации, ребёнок учится выявлять и упорядочивать различия в одном свойстве.
Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса.
Отбирая методы и приёмы, воспитатель должен помнить, что в основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям; экспериментированию; решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности.
Занятия по овладению операцией классификацией и сериацией позволяют овладевать приемами продуктивного мышления, а именно операцией классификации, следовательно облегчать усваиваемость материала и активизировать умственные способности дошкольников.
Источник