Коммуникативные навыки ребенка до 1 года
Маленький, только что родившийся ребенок – удивительный организм, впитывающий в себя знания и навыки жизни в окружающем мире с потрясающей скоростью и потрясающим же потенциалом. Вот только что он лежал на маминой груди, совсем ещё беспомощный, — а скоро будет улыбаться, увидев лицо мамы, пытаться лепетать, агукать, сжимать в кулачке погремушку, выражать вовсю свои эмоции. Пройдет ещё какое-то время, и ребенок начинает звать маму, называть вещи своими смешными именами. Всё это – быстро развивающиеся навыки социальной жизни, — общение, игра, умение выразить то, что чувствуешь.
При нормотипичном развитии, когда у ребенка нет проблем со здоровьем, все эти навыки приходят как бы «сами собой». Поэтому очень часто можно услышать от родителей: «Да мой-то малыш сначала всё молчал-молчал, а теперь как заговорил – не остановишь!»
Это, конечно, лукавство. Никогда ребенок-маугли, воспитывающийся в непривычной среде, не будет «сам» говорить так, как его сверстник, мама которого агукала над колыбелькой и знакомила малыша с окружающим миром, называя предметы и явления словами родного языка.
Логопеды говорят о трех этапах развития коммуникации у малышей.
1. Период «непреднамеренной коммуникации»: примерно до 8 месяцев.
С самого момента рождения ребенок, не осознавая того, т.е. непреднамеренно, общается со своими родными: плачет, когда ему дискомфортно и голодно, агукает, когда видит знакомые лица, смеется, если ему что-то нравится, — т.е. выражает свои эмоции.
От 0 до 3 месяцев малыш начинает устанавливать зрительный контакт с близкими. Ближе к 3 месяцам – реагирует на звуки. Плачет, выражая дискомфорт. И – начинает устанавливать «эмоциональный обмен» со взрослыми: улыбается в ответ на улыбку, копирует выражение лица мамы, — всё это – предпосылки для развития настоящего, вербального общения в будущем, которое получается совсем не «вдруг».
От 3 до 7 месяцев у малыша появляется лепет: отдельные звукокомплексы типа «мамама», «бабаба», — и это тоже часть обмена эмоциями, часть коммуникации со взрослыми. Нет человека, который «разговаривает» с малышом на уровне «Где мама? Вот мама. Скажи: «мама!» — не будет и подражания звукам/словам родного языка.
2. Преднамеренная, направленная коммуникация.
От 8 месяцев и до года коммуникация становится осознанной, намеренной. До этого момента взрослые сами интерпретировали звуки/движения/гримасы малыша, — плачет – значит, проголодался; улыбается – рад знакомому лицу, — а теперь малыш уже начинает вполне осознанно привлекать внимание к себе. Он берет игрушку, издавая при этом звуки, для того, чтобы привлечь внимание взрослого. Теперь уже ребенок умеет держать в поле своего внимания и сам предмет, и тот объект, с которым он хотел бы взаимодействовать с помощью этого предмета. Кроме того, некоторые способности, присущие взрослым, тоже начинают осваиваться: малыш может оттолкнуть неприятный ему предмет или ложку с невкусной едой, явно показывая свое недовольство, умеет мотать головой, выражая протест, показывать пальцем на предмет, который ему нужен в данный момент, или про который он хочет узнать. Всё это, — жесты, кивки, звуки, — способы коммуникации, которые предназначены вниманию взрослого и обращены к нему. Начинают получаться уже и какие-то общепринятые в мире взрослых способы общения: помахать рукой при прощании, похлопать в ладошки от восторга. Всё это – предпосылки того, чтобы успешно перевести невербальное общение в речь
3. Общение словами.
Пожалуй, это самый долгожданный этап для каждого родителя. Каждый из нас вытирал слёзы радости при первых словечках малыша. У каждого эти моменты навсегда остаются в памяти. Первые слова появляются у ребенка обычно около года (до полутора лет). Возможно, это не сразу будут «правильные» для взрослого слуха слова, но если ребенок начинает называть один и тот же предмет одним и тем же звукокомплексом, то мы может говорить о том, что третий этап развития коммуникационных умений начался. Кошка может быть «ки» или «мя», но вы точно поймете, что речь идет о кошке, — ребенок смотрит на нее, показывает пальцем на нее, переводит взгляд на вас, как бы предлагая пообщаться на тему этого животного. А уж такие особенные для каждого родителя слова, как «мама» и «папа» и вовсе не заставят себя ждать.
И именно близкие люди, — папы, мамы, бабушки с дедушками, — играют в процессе становления детской речи невероятно огромную роль. Толчком к речевому прорыву становятся, прежде всего, реакции взрослых на умения малыша. Взрослый дает понять, что несмышленый малыш старался не зря, — он одобрительно улыбается, хвалит ребенка, показывает, что лепет понят и дает обратную реакцию на просьбы или выраженные эмоции. Таким образом навыки детской коммуникации подкрепляются и постепенно развиваются.
На этом этапе родителям очень важно понять, что всё идёт успешно, — проблем с коммуникацией у ребенка нет.
Если описываемые навыки отсутствуют, ребенок не проявляет желания общаться, не выражает эмоции, — есть повод посетить специалиста и начать коррекционную работу.
Также по теме:
Источник
Кермен Манджиева
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста
Научная статья
«Коммуникативные навыки у детей
дошкольного возраста»
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга и реагирование на соответствующие воздействия. Под общением также понимается обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом в указанном выше понимании значения термина. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
В дошкольном возрастепоследовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослым:
• Ситуативно-личностное;
• Ситуативно-деловое;
• Внеситуативно-познавательное;
• Внеситуативно-личностное.
Группа детского сада – первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В школьном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только деловыми качествами, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением и пониманием содержания нравственных качеств. Отношения ребёнка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребёнка. Вследствие этого существует единая система формирования коммуникативной функции ребёнка, развития его личности. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
Вскрыть противоречия в развитии общения, предупредить различные сложности в формировании личности ребенка возможно при своевременном выявлении и учете особенностей его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому в начале учебного года я провожу обследование коммуникативнойсферы у каждого ребенка по следующим параметрам: сформированность самооценки, нравственных представлений, особенностей отношений ребенка к себе и другим, эмоционально-волевых отношений, поведения в конфликтных ситуациях, личностного поведения. Результаты проведенного обследования служат основанием для заключения о личностном состоянии ребёнка, развитости у него коммуникативных навыков. Обследование коммуникативной сферы детей проводится в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года (май). Полученные данные в ходе первичного обследования позволяют выявить направления коррекционной работы по данному аспекту на год. Индивидуальная работа – необходимый момент развития навыков общения у детей, в связи с этим по результатам исследований на год заполняется таблица «Направления индивидуальной работы по развитию коммуникативных способностей у дошкольников», служащая основанием для выбора воспитательных задач педагогической работы. Итоговое обследование коммуникативной сферы позволяет проследить динамику развития навыков общения у каждого ребёнка, а также сделать выводы об эффективности, проводимой в течение учебного года воспитательной работы по данному направлению.
При осуществлении воспитательной работы с детьми по развитию навыков общения внимание акцентируется на создание благоприятного климата и использование комплексного подхода к диагностической и педагогической работе. Цель работы заключается в формировании у детей навыков активной самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого ….Основные задачи работы:
• обучение понимания самого себя и умению «быть в мире с собой»;
• воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания;
• развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях;
• формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) как средствами человеческого общения;
• формирование навыков самоконтроля в процессе общения и самооценки своего эмоционального состояния;
• выработка у детей черт характера, являющихся основой для развития положительных партнерских качеств;
• развитие творческих способностей и формирования способов их выражения в процессе коммуникативной деятельности;
• развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей;
• коррекция отрицательных черт характера и поведения.
Игра – основной вид деятельности ребёнка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями и способностями. В игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развития ребёнка, вне игры нет воспитания личности.
Поэтому в качестве основных видов деятельности, формирующих навыки общения,используются следующие:
— наблюдения;
-рассматривание рисунков и фотографий;
-свободное и тематическое рисование;
-упражнения подражательно-исполнительного характера;
-этюды;
-импровизация;
-моделирование и анализ заданных ситуаций;
-игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные;
-творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские;
-сочинение историй;
-беседы;
-дискуссии;
-мини-конкурсы;
В воспитательной работе по развитию коммуникативных навыков применяются разнообразные дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры и упражнения и материалы,например:
• Пиктограммы
• Пантомимические фигуры
• «Снежинки»
• «Кляксы»
• «Создай настроение»
• «Угадай настроение»
• «Хорошо – плохо»
• «Люблю – не люблю»
• «Веселая смесь»
• «Цветик – семицветик»
• «Дерево Радости и Печали»
• «Дразнилки»
• «Домашний фотоальбом»
• Кубик эмоций
• Кукла «Бобо»
• «Оживи камешки»
• «Расскажи сказку с помощью кружков»
• Игры – драматизации с помощью театра масок, настольного и кукольного театра
• Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
Эффективности проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствует создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у воспитанников коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.
Источник
Светлана Чернова
«Развитие коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста».
Ранний возраст – уникальный период в жизни человека. Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления.
Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни важным средством развития. В этом возрасте функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка с взрослым, но и средством его общения с детьми.
Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребенку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.
Работа по формированию коммуникативных умений должна быть регулярной и органично включающейся во все виды деятельности.
Совместная деятельность взрослого с ребёнком помогает налаживать эмоциональный контакт и деловое сотрудничество воспитателя и детей. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:
1. Учить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.
2. Развивать язык жестов, мимики, пантомимики.
3. Осознавать собственные чувства, эмоции, распознавать разные эмоциональные состояния других людей.
4. Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства.
6. Объединить усилия педагогов и родителей для развития коммуникативных навыков детей.
Опыт работы с детьми показал, что занятия в форме игры можно использовать как средство формирования способностей к общению, так как именно в игре можно помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. При составлении занятий стараться включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты» развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.
Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.
Отсутствие же коммуникативных навыков приводит к задержке психического развития ребенка, а в будущем – к формированию негативной жизненной позиции.
С помощью этих игр у детей:
-снимаются телесные зажимы;
-происходит эмоциональная разрядка;
-развиваются воображение, мимика и жестикуляция;
-активизируется внимание;
-проявляются навыки правил поведения;
-повышается самооценка.
Общение со сверстниками для детей в возрасте 2-3 лет становится необходимой потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности. Именно с этого возраста, когда начинает проявляться непосредственный интерес к другому ребенку, возникает стремление привлечь внимание к себе сверстника, заинтересовать его собой, нужно учить детей общаться друг с другом.
Неоценимую услугу в этом окажут коммуникативные игры для детей раннего возраста. Эти игры учат доброжелательному отношению друг к другу, проявлению любви и уважения к окружающим, выражению сочувствия, заботы и сострадания.
Рассмотрим несколько игр, направленных на формирование навыков общения у детей:
1. Игра «Ласковое имя». Дети становятся в круг, в центр которого выходит каждый из них поочередно. Остальные дети с помощью воспитателя называют варианты ласкового имени ребенка, находящегося в центре круга; 2. Игра «Кто к нам в гости пришел?», способствует формированию самоуважения у детей, развитию доброжелательного отношения к другим детям. Взрослый договаривается с двумя-тремя детьми о том, каких животных они будут изображать, затем они по очереди входят в круг, остальные дети должны догадаться, какой зверек пришел к ним в гости;
3. «Дракончик ловит свой хвост» — отличная коммуникативная игра для детей. Она способствует сплочению группы. Дети становятся «паровозиком», держась за пояс впереди стоящего. Под звуки музыки первый участник (голова дракона) пытается поймать последнего (хвост дракона, остальные крепко держатся друг за друга;
4. Игра «У птички болит крылышко» формирует у детей любовь к окружающим. Один ребенок изображает больную птичку, он грустит, ложится на коврик, остальные дети по примеру воспитателя по очереди стараются утешить ее, поддержать ласковыми словами;
5. Игра «Кто лучше разбудит» способствует проявлению своих чувств. Один ребенок изображает спящую кошечку, остальные дети пытаются ее разбудить разными ласковыми и нежными словами и прикосновениями. В конце игры дети решают, чей способ разбудить кошечку был самым лучшим; 6. Игра «Звериное пианино» развивает умение сотрудничать. Дети присаживаются на корточки в ряд, взрослый раздает карточки с изображением различных животных и, затем дотрагиваясь до головки каждого ребенка, изображает игру на пианино. Дети при этом воспроизводят голоса животных, изображенных на карточках.
В заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. Ведь во главе воспитания культурного человека стоим мы — воспитатели и родители.
Список рассмотренной литературы:
1. С. Хромова «Игровые уроки общения для детей»
2. Е. В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду».
3. А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей». М., Мозаика-Синтез, 2000
4. Л. Н. Павлова «Воспитание и обучение детей раннего возраста». Москва. «Просвещение» 1986.
Источник