Коммуникативные нарушения у ребенка 5 лет
Для многих взрослых проблемы в общении детей кажутся несерьезными. В действительности, у детей масса проблем в коммуникации и много переживаний, которые они не вполне осознают, но ранимой и незащищенной детской психике трудно с ними справляться. Какие же коммуникативные проблемы могут быть у ребенка? Об этом поговорим в данной статье.
Содержание статьи:
- Причины коммуникативных проблем у ребенка
- Возрастные трудности общения
Причины коммуникативных проблем у ребенка
Для детского возраста характерно активное общение со сверстниками, организация совместных игр, постоянный обмен информацией. Но в любом детском коллективе найдутся малыши, которые ведут себя несколько отстраненно по отношению к другим детям.
По каким же причинам у некоторых детей возникают проблемы в общении?
- Застенчивый ребенок. Малышу кажется, что если он сделает что-то не так, это вызовет насмешки у окружающих. Застенчивость — один из ярких признаков закомплексованности, когда даже при похвале ребенок смущается и пытается спрятаться от внимания;
- Ребенок-интроверт. Они старательно избегают общения, поскольку имеют скрытный внутренний мир, испытывают в общении тревожность и страх. Интроверт уверен в своих силах, но в силу характера и особенностей личности ему комфортно в одиночестве либо в обществе небольшого числа людей.
- Влияние семьи. Самовыражение личности малыша, в первую очередь, происходит в семье. Если ребенок растет в семье, где считаются с его мнением, поддерживают в нем инициативу и поощряют самостоятельность, то в обществе такие дети ждут к себе подобного отношения. В случае, когда ребенка в семье игнорируют, не прислушиваются к нему и не понимают его потребностей, среди сверстников такой ребенок не находит поддержки и взаимопонимания.
Возрастные трудности общения
Каждый возрастной этап развития ребенка имеет свои особенности и проблемы коммуникативных навыков. Трудности в общении зависят также и от индивидуальных черт характера и темперамента детей. Каковы коммуникативные проблемы у детей на разных этапах взросления:
От полутора до трех лет
- В ясельном возрасте самым сложным моментом считается разрыв эмоциональной связи с мамой.
Малыш не может воспринять реальность, когда мама на весь день отлучается от него, оставляя у чужих людей. Новое окружение в лице воспитателя и сверстников никак не может заменить материнскую эмоциональную связь, и малыша всё вокруг начинает раздражать. Так порождаются проблемы с адаптацией в новом коллективе.
- Следующей трудностью в коммуникативных отношениях малыша является установление отношений с другими детьми.
В данном возрасте ребенок воспринимает сверстников как неодушевленные предметы, относится так, как к игрушкам. Поэтому могут возникнуть ситуации, когда малыш дергает кого-то за волосы или толкает. Привыкший к принципу общения в данном возрасте «действие — результат», ребенок должен в ответ услышать плач или крик. В ясельном возрасте говорить о коллективе и коммуникативных связях рано, поскольку дети играют отдельно от сверстников и слушаются взрослых. Поэтому задача воспитателя и родителей вовлечь малыша в совместные игры с другими детьми и развивать коммуникацию. Ближе к трем годам ребенок начинает сравнивать себя с другими и делает свои умозаключения. Ему хочется выделиться и получить похвалу окружающих, иначе у малыша складывается впечатление, что он не такой как все, становится замкнутым или агрессивным.
Советы: Обязанность родителей в данном периоде — подготовка к посещению детсада. Ранняя подготовка к новым условиям — самостоятельное одевание, умение пользоваться столовыми приборами и т.п. поможет эффективно преодолеть трудности. Если, придя в группу, малыш почувствует, что обладает многими навыками не хуже других, это во много раз облегчит задачу адаптации. Кроме того, воспитатели таких детей часто ставят в пример другим, а это воспитывает уверенность в собственных силах и укрепляет самостоятельность. Чтобы разлука с мамой прошла безболезненно, необходимо малыша чаще оставлять с бабушкой или няней. Основным моментом должна быть уверенность крохи в том, что мама непременно вернется. Важно за несколько месяцев до посещения садика рассказать ребенку о режиме и занятиях. Не следует обманывать малыша, обещая ему, что вы вернетесь очень скоро и т.п. Ребенок должен точно знать, что мама придет за ним, например, после дневного сна. Иными словами, для ребенка необходима правдивая психологическая подготовка к ситуациям, в которых он в действительности окажется.
От трех до четырех лет
Это период накопления важного опыта общения со сверстниками. Считается, что этот этап наиболее сложный для малыша. В отношениях с другими детьми на первый план выходит детский эгоизм. В этом возрасте появляются первые дружеские отношения, хотя они бывают неустойчивыми: сегодня — один друг, завтра — уже другой.
Советы: Родители должны объяснить малышу элементарные правила общения, дать понять малышу, что у сверстников тоже есть определенные потребности и желания. Можно придумать с ребенком ролевые игры, рассматривая разные модели поведения в коллективе. В процессе игры вы можете научить ребенка, что в общении нужно не только брать, но и отдавать, тем самым корректируя проявление детского эгоизма.
От четырех до пяти лет
Общение переходит на новый уровень, когда ребенок становится неотделим от коллектива. Чаще звучит слово «мы». В детском коллективе появляются лидеры, которые становятся для окружающих детей важнее, чем взрослые. Для малыша в этом периоде актуально не выделяться, а быть в общем коллективе, поступать как все.
Советы: Все указания родителей относительно того, что «нужно иметь свою голову на плечах» бесполезны. Малыш должен научиться анализировать свои и чужие действия и поступки. Научите его делать выводы, иметь собственное мнение, таким образом формируя адекватную самооценку. Не следует выяснять у малыша, кто организатор тех или иных неприятностей в детском коллективе, дети не прощают предательства. Лучше поработайте со своим ребенком, научив высказывать свое мнение смело и независимо.
От пяти до семи лет
Происходит процесс поиска своего места в коллективе. Имея достаточное мнение о себе и своих потребностях, ребенок пытается найти свою нишу. Ему необходимо пройти некоторый путь, на котором он должен показать коллективу, какое место он займет в соответствии со своими потребностями, умениями и навыками. Дети этого возраста находят друзей в коллективе. Обычно это несколько сверстников, с которыми ребенок более близко контактирует. Дружба, в основном, по интересам. Но уже на данном этапе закладываются ростки настоящей дружбы.
Советы: Малыш уже знает, какие качества и черты необходимы в коллективе. Задача родителей не навязывать свои представления, а помочь ребенку выработать нужные качества. Систематически обсуждайте с малышом ситуации в детском коллективе, отвечайте на вопросы, учите думать и делать выводы.
От семи до одиннадцати лет
Ребенок приходит в новый коллектив с определенными навыками коммуникации. Значимой личностью на данном этапе является первый учитель, поэтому на первых порах все внимание детей приковано к его личности. В коммуникативных связях с одноклассниками ребенок много анализирует свои качества и способности, стремится к самовыражению. Основную оценку своей индивидуальности ждет от взрослых.
Советы: Необходимо помогать ребенку познавать окружающих людей, их взгляды на жизнь и события, учить понимать, о чем думают другие, какие у них потребности. От родителей требуется больше доверительного отношения к детям, продолжительного общения, совместного проведения досуга. Если до этого возраста общение между детьми складывалось, в основном, спонтанно, то теперь родители и учителя должны учить правильно общаться и дружить.
От одиннадцати до шестнадцати лет
Возраст расцвета общения. В многочисленных коммуникациях подросток ищет и формирует жизненные принципы. Трудности могут возникнуть в процессе самосознания и определения места собственного «Я». Возникает необходимость позаботиться о выборе будущей профессии. Появляется интерес к противоположному полу, первая влюбленность. Часто эти проблемы трудноразрешимы для подростка.
Советы: Важно понять, что перед вами уже не маленький ребенок, а взрослый человек, имеющий собственные взгляды. Так как возраст предполагает множество связей в разных социальных группах, родители должны с большим вниманием относиться к выбору своего ребенка. Не запрещать общаться с теми или иными детьми, а деликатно объяснять положительные и негативные стороны такого общения. Если контакт родителей с ребенком до этого возраста не был утерян, родители могут доверительно относиться к выбору ребенка. Только внимание, любовь, забота, диалог на равных смогут разрешить возникающие проблемы подросткового возраста.
Расширение круга общения детей, развитие способности выражать свои чувства, создание ситуаций, когда общение необходимо — с помощью этих методов можно успешно преодолеть трудности и помочь ребенку перейти на новый этап коммуникативного развития.
Важная роль в этой нелегкой работе принадлежит родителям и педагогам. Внимательное, заботливое, чуткое отношение родителей, профессиональное участие специалистов способствуют тому, что детский коллектив живет и развивается как единое здоровое целое.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Трудности коммуникации у детей 4- 5 лет.
Как правило, четырёх- пятилетние дети достаточно уверенно вступают в контакт с другими детьми и взрослыми, могут чувствовать себя свободно и уверенно, общаясь с ними. При нормальном развитии коммуникативной сферы дети, как правило, довольны собой, уверены в своих силах. Однако, ребёнок остро ощущает малейшие негативные отношения в семье. Неблагополучная атмосфера внутри неё отрицательно сказывается на его коммуникативном развитии, в этом случае ребёнок может испытывать различные трудности в общении со сверстниками. Негативное влияние на него оказывают непоследовательность и противоречивость в требованиях взрослых.
Факторы семейного воспитания- это лишь одна причина возникновения коммуникативных трудностей. Другая может быть связана с различными психофизиологическими нарушениями, соматическими и наследственными заболеваниями. Признаком заболевания может являться отказ от общения, игры со сверстниками, уход «в себя», замкнутость и пассивность. Такое поведение требует вмешательства невропатолога, психолога и психиатра.
В структуру коммуникативных умений детей 4 – 5 лет входят:
— информационно-коммуникативные умения: умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника; умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;
— регуляционно-коммуникативные умения: умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь; умение решать конфликты адекватными способами;
— аффективно-коммуникативные умения: умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.
Эффективность модели формирования коммуникативных умений у детей 4 – 5 лет в процессе игровой деятельности обеспечивается реализацией следующих условий: создание благоприятного психологического климата в группе дошкольного образовательного учреждения и в семье воспитанника.
Часто для детей 4- 5 лет характерно изменение самооценки, которая может быть слишком высокой или слишком низкой. Это тоже может стать причиной появления затруднений в общении. Наиболее типичными признаками нарушения коммуникации ребёнка являются повышенная возбудимость и агрессивность, склонность к конфликтному поведению, застенчивость, замкнутость. Задача родителей- помочь ребенку понять неадекватность его поведения и справиться с негативными проявлениями. Но делать это надо очень осторожно, не травмируя ребёнка и не давая ему возможности почувствовать какую – то « неполноценность». Дать понять, что коммуникативные трудности могут возникнуть у всех и нужно научиться справляться с ними.
Игры рекомендуемые для улучшения коммуникации между детьми.
Игра «Веселая сороконожка»
Цель: развить коммуникативные способности, процессы наблюдательности, внимания.
В игре участвует, как минимум, четверо детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма(хлопки) или темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.
Игра «Ситуации»
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
8. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
9. Ребёнок плачет – успокой его.
10. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
11. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
12. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке?
Источник
Елена Баранова
Проблемы коммуникативного общения и поведения дошкольников
Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, «проблемы». Одни проблемы сглаживаются с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых.
В настоящее время уже разработаны достаточно действенные содержание и методы выявления отклонений в развитии у детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов. В тех случаях, когда отклонения в развитии ребенка очевидны, то родители, как правило, рано обращаются к специалистам и получают своевременную поддержку. У нас в стране имеются самые разные формы оказания коррекционной помощи детям с сенсорными, интеллектуальными, моторно-двигательными и другими нарушениями.
Если же детские проблемы внешне малозаметны, «не бросаются в глаза», то они остаются долго скрытыми и своевременно не подвергаются коррекции. Вместе с тем разрушительное, деструктивное влияние этих «незаметных» факторов на психическое развитие ребенка гораздо опаснее, чем это, кажется, на первый взгляд. Без своевременной коррекции в психическом развитии могут сформироваться стойкие отклонения, которые с началом школьного обучения нередко становятся причиной школьной дезадаптации.
Кроме того, отстающий в развитии дошкольник попадает в систему специфических межличностных отношений, что порождает у него чувство неуверенности, вызывает «ожидание неуспеха». Это может вызвать искажение процесса формирования «образа Я», то есть уже в этом возрасте привести к отклонениям в развитии личности (в ряде случаев скрытый стресс может выливаться в агрессивные вспышки и немотивированное поведение).
Причины, порождающие такое неблагополучие в психическом развитии, могут быть разными. Одна из самых существенных состоит в недостаточном состоянии здоровья ребенка, то есть нарушениями биологической основы (наличие легкой органической симптоматики, функциональных расстройств, длительных соматических заболеваний и пр.).
Но только быть физически здоровым оказывается недостаточно: ребенок нуждается в благоприятной социально-педагогической (развивающей) среде, включающей специально организованное предметно-игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности (социальный фактор развития).
Помимо недостаточности биологического и социального факторов, препятствующих нормальному развитию ребенка, выделяют и третью причину, которая заключается в существенном снижении активности ребенка (эмоциональной, двигательной, познавательной, коммуникативной, речевой). Речь идет о психологической активности, которая, по сути, является важнейшим условием развития деятельности, поведения, адекватного отношения ребенка к окружающему миру и оказывает существенное влияние на их качественные характеристики.
Исходной позицией в работе с такими детьми является оптимистическая идея о том, что
• проблемный ребенок может познать окружающий предметный, природный и социальный мир;
• проблемный ребенок не может познать окружающий мир теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники.
Из этого следует, что если цели воспитания и обучения детей, развивающихся нормально и имеющих различные проблемы, являются общими, то «маршруты» к их достижению – разными. Дело в том, что в норме развитие происходит скачкообразно, быстро, и проследить, в чем состоит психологическая сущность этих скачков, бывает очень трудно. Когда же в развитии ребенка возникают препятствия, то оно происходит замедленно, на некоторых этапах даже приостанавливаясь. Вот почему наблюдения за проблемными детьми помогают лучше понять течение нормального развития.
Сделать обучение коррекционно-направленным – значит дополнить, обогатить его специальным содержанием, применить дробные, «пошаговые», психологически более адекватные методические приемы, которые позволят не только «продвинуть» ребенка в развитии, но и снизить интенсивность отрицательного влияния имеющихся проблем в дальнейшем.
Коммуникативные потребности человека могут удовлетворяться различными способами.Среди них важнейшими являются: жестовые, мимические, речевые, интонационные. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Вместе с тем до конца дошкольного возраста неречевые способы коммуникации выполняют роль словесного сопровождения, дополнения, усиления содержания детской речи.
Однако современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство довольно агрессивно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Этому способствует и то, что в подавляющем большинстве семей ребенок не имеет сестер и братьев. Возникающий на этой почве коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования в общении собственных интересов и неумения учитывать содержательную линию поведения собеседника или игрового партнера. Возникает желание «подавить» программу поведения другого ребенка, разрешить коммуникативную проблему «силовым» способом.
Специальное изучение психологической готовности к школьному обучению, в структуру которой входит коммуникативная готовность, констатирует низкие показатели по этому важнейшему параметру развития. Одновременно выявляется и снижение функций программирования и контроля. Перечисленные проблемы становятся благодатной почвой для возникновения различных форм школьной дезадаптации, которая совершенно не случайно стала рассматриваться в психологии как дезадаптация социальная.
Как уже говорилось, чтобы проводить специальную работу по преодолению недостатков коммуникативного поведения у дошкольников, необходимы предварительные наблюдения за детьми.
Наблюдения за детьми ведутся во время наивысшей речевой активности – в свободном, не регламентированном взрослым, общении (то есть не в ситуации занятий, на прогулке, в ролевых играх. Наблюдать за коммуникативным поведением ребенка вовсе не означает проводить специальную экспериментальную работу, выделять особое время, вести протоколы, дневники, что требует достаточно много времени, которого у воспитателей фактически нет. Многие стороны коммуникативного поведения педагоги, которые наблюдают ребенка в процессе обучения и свободное время, могут охарактеризовать сразу, без длительного ознакомления.
Коммуникативное поведениев процессе наблюдений за ребенком подвергается анализу по следующим параметрам:
1. характеристика коммуникативной активности. Педагог обращает внимание, легко ли вступает ребенок в контакт с взрослыми и детьми, имеются ли существенные отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли ребенок инициатором общения, совместных игр, с удовольствием ли участвует в коллективных играх и пр. ;
2. предпочитаемый адресат общения. Выявляют, направлен ли ребенок преимущественно на взрослого, либо на сверстника. Отмечают, занял ли сверстник ведущее положение по сравнению с взрослыми в поле восприятия дошкольника (начиная со среднего дошкольного возраста, имеется ли предпочтение сверстников (по эмоциональному, деловому, игровому, познавательному принципу);
3. содержание общения. Внимательно наблюдают за содержанием общения ребенка с взрослым (о чем спрашивает, сообщает). Преобладает ли предметное, внеситуативно-познавательное или внеситуативно-личностное содержание. То же и в отношении со сверстником – отражаются ли в общении игровые и личностные отношения;
4. степень сформированности «схемы беседы»;
5. характеристика используемых в процессе общения неречевых средств. Проводят анализ неречевых коммуникативных средств (естественных и изобразительных жестов, мимических движений). Отмечают, используются ли они более активно при недостатке речевых средств.
6. анализ речевых средств. Наблюдают за уровнем общей речевой активности ребенка,какие виды коммуникативных высказываний имеют наибольшую частотность, имеют ли вопросы познавательную направленность.
Результаты наблюдения за коммуникативным развитием позволяют выявить его проблемные стороны, в соответствии с этим конструировать индивидуальную программу коммуникативного развития, то есть сделать обучение коррекционным.
Специальная работа по коррекции коммуникативного поведения дошкольников имеет три основных направления.
Первое направление реализуется по линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. Другими словами, проводится специальная работа по формированию восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе, развитию делового сотрудничества с ним и общих игровых интересов;
Второе направление состоит в развитии у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные);
Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, которые возникают не только в результате ознакомления детей с профессиями людей, но, главное, вычленения, осознания и воссоздания и игре различных видов социальных отношений.
Все эти направления обеспечивают:
• развитие социальной направленности детей и социального восприятия, восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;
• повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи детей (путем специального моделирования ситуаций общения, обучение использованию различных типов коммуникативных высказываний);
• развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения: овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов («говорящих» рук, использование их в практике общения;
• развитие диалогической речи (в процессе специальных приемов «комментированного рисования», драматизации содержания готовых изображений (картинок, картин, имитационных движений и действий с воображаемыми объектами);
• развитие способности отражать коммуникативное содержание (отношения между людьми) в движении, схематическом рисунке, речи;
• развитие понимания мотивов поведения и характеров литературных персонажей (путем введения «внутренних монологов» и элементов драматизации);
• умение актуализировать в общении содержание своего собственного эмоционального, бытового, игрового, познавательного и межличностного опыта в качестве основного содержания коммуникативного тренинга;
• развитие языковой способности (компетентности)
• развитие речевого творчества;
• развитие связной речи.
Таким образом, содержание специального формирования правильного коммуникативного поведения дошкольников с трудностями в обучении гораздо шире, нежели работа по развитию речи, так как включает гораздо больший круг проблем – от восприятия ребенком себя самого и «открытия» сверстника до овладения коммуникативными средствами.
Организация такой работы ставит перед педагогами задачи, требующие дополнительной интеграции всего содержания программы. Например, усиления содержательной связи работы по коммуникативному развитию с ролевой и театрализованной игрой, музыкально-ритмическими движениями, ритмикой, пластикой, ознакомлением с произведениями изобразительного искусства и художественной литературой и пр.
Источник