Коммукативные развитие ребенка игры

Татьяна Бессарабова
«25 игр для развития коммуникативных способностей детей»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает в первую очередь развитие личности ребёнка;поэтому образовательная область социально-коммуникативное развитие занимает ведущее первое место.

Социально-коммуникативное развитие, согласно ФГОС направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Одним условием социального становления ребенка, формирования у него социальной компетентности является игра. Я предлагаю комплекс игр и упражнений названный мною по количеству развивающих игр «25 игр на развитие коммуникативных способностей детей». Авторами игр и упражнений являются Т. А. Данилина, Л. В. Чернецкая, Я. Л Коломинский, С. И. Семенака В. М. Минаева, H.JI. Кряжева, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, К. Фопель.

Данный комплекс игр и упражнений по формированию социальных компетенций у дошкольников апробирован в МДОУ детский сад №5 «Колосок». Игры проводились в утреннее время, использовались как физкульт минутки на занятиях, на прогулках, во второй половине дня, на праздниках и развлечениях. Ценность данного комплекса в том, что большинство предлагаемых развивающих игр непродолжительны по времени, легки для запоминания, доступны и интересны детям. Комплекс игр «25 игр» многофункционален, он не только развивает коммуникативные способности детей, но и служит отличным материалом для формирования произвольного поведения, развития внимания, воображения, речи и эмоциональной сферы детей.

.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1.«ЗЕМЛЯ, ЛУНА, ВОЗДУХ»

Цель: развитие внимания, сплочение группы.

Ход игры:

Педагог. Когда я буду говорить «Земля», вы должны присесть, «Луна» — встать, руки вверх; «воздух» — встать, руки в стороны

2. «ПОВТОРИ ДВИЖЕНИЕ»

Цель: развитие внимания, сплочение группы.

Ход игры:

A.Взрослый (или ребенок) показывает различные движения, дети повторяют.

B. Педагог показывает детям карточки с изображением (реальным или схематическим) различных движений, дети повторяют.

3. «НАЙДИ ДРУГА»

Цель: развитие сплоченности группы.

Ход игры:

Одному ребенку завязывают глаза, остальные с закрытыми глазами сидят на ковре. Ведущий подводит водящего к участникам, он должен на ощупь угадать, кто перед ним.

4. «ДОЖДИК»

Цель: сплочение группы.

Ход игры:

Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе. Темп меняется несколько раз.

5. «ТЕНЬ»

Цель: развитие сплоченности группы, наблюдательности.

Ход игры:

А. Ведущий ходит по помещению и делает разный движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстра и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

6. «СДЕЛАЙ ВСЁ НАОБОРОТ»

Цель: развитие внимания, сплочение группы.

Ход игры:

Дети идут по кругу, педагог говорит «Быстро» (надо идти медленно, «Высоко»! (надо идти приседая, «Тяжело!» надо идти легко, «Руки вперёд» (руки назад, «Руки вверх»(руки вниз) и т. д.

7. «ДОРОГА»

Цель: создание и поддержание работоспособности, сплочение группы.

Ход игры:

Педагог. Взялись за руль,завели моторы: «p-р-р». Наша машина едет по гладкой дороге, но вот стал попадаться песок (трут ладошку о ладошку). На дороге появились камешки (хлопки по коленям). Теперь машину стало сильно трясти (топают ногами). Снова пошла гладкая дорога и т. д. несколько раз.

8. «ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ»

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Ход игры:

Один ребенок — «голова» (надевает шапочку, другой «хвост». Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний —«хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно! Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях,

9. «ШУМ РАСТЕТ»

Цель: развитие внимания, сплочение группы.

Ход игры:

Педагог. Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок.Разговаривал он так: «Ш-ш-ш». Но Шумок постепенно рос,взрослел и разговаривал уже по-другому: «Ж-ж-ж-ж!», и, наконец,Шумок превратился в настоящий Шум: «Ж-жжжж! Давайте все вместе покажем, как рос Шумок!

.

10. «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ»

Цель: создание и поддержание работоспособности. (Желательно распределить роли,затем поменяться ролями)

Ход игры:

Педагог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители — всевозможные букашки, таракашки. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело — скачут по поляне. Бабочки порхают с цветка на цветок. Жучки жужжат и перелетают с травинки на травинку. Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьишки — непоседы снуют туда-сюда.

11. «СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ»

Цель: развитие доверия друг другу.

Ход игры

Дети становятся в пары. Один — «слепой», другой — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

12 «БИП»

Цель: развитие слухового внимания, сплочение группы.

Ход игры

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза. Один ребенок говорит «Бип», водящий старается узнать его по голосу

13. «ИГОЛКА И НИТКА»

Цель: создание и поддержание работоспособности

Ход игры

Под веселую музыку педагог играет роль иголки, остальные дети — роль нитки. «Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» (группа детей, выстроившаяся друг за другом) — за ней.

14. «СТОП, ХЛОП, РАЗ»

Цель: развитие внимания, сплочение группы. Ход игры

Читайте также:  Болезни при задержке развития речи у ребенка

Дети идут друг за другом. На сигнал «Стоп» все останавливаются, на сигнал «Хлоп» — подпрыгивают, а на сигнал «Раз» — поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Игра повторяется три раза,

15. «МОЛЕКУЛЫ И АТОМЫ»

Цель: развитие взаимодействия детей в группе.

Ход игры

Играющие на ограниченном пространстве хаотично движутся. По сигналу они должны как можно быстрее разбиться на группы с таким количеством, какое сказал ведущий. Затем дети опять расцепляются и продолжают ходить хаотично до следующего сигнала.

16. «ДОТРОНЬСЯ ДО.»

Цель: развитие сплоченности группы.

Ход игры

Педагог говорит: «Дотронься до. синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета.

Замечание: педагог следит, чтобы дотрагивались до каждого участника Можно усложнить задачу, поставив условие, что нельзя дотрагиваться до того, кто дотронулся до тебя.

17. «ШТОРМ»

Цель: развитие внимания, сплочение группы.

Ход игры

Когда педагог говорит «Солнечная, ясная погода», — все дети двигаются под музыку. Когда он говорит «Шторм», — дети должны встать в плотный круг.

18. «ВЕТЕР, ДОЖДЬ И ГРОМ»

Цель: развитие внимания, сплочение группы

-Ход игры:

Педагог. Сейчас каждый должен в точности повторить то, что я буду делать. Сначала я буду тереть ладони друг о друга — это ветер. Теперь я буду мягко хлопать по коленям — это дождь. За-тем я буду попеременно стучать ногами по полу — это гром.

Затем педагог несколько раз в различной последовательности говорит «ветер», «дождь», «гром», а дети выполняют соответствующее движение.

Затем дети меняются ролями.

19. «КТО Я?»

Целы развитие способности понимать и выражать эмоции.

Ход игры:

Педагог вызывает по одному ребенку, говорит ему тихо, какое животное ему изобразить (или ребенок придумывает сам): медведя, лису, волка, зайца. Остальные дети отгадывают, какое это животное. Условие —у животного определенное настроение: веселое, грустное и др.

20. «ЗАЙЧИКИ»

Цель; развитие способности понимать и выражать эмоции.

Ход игры:

Педагог. А тут живут зайчики! Один из них всех, боится. Покажите, как он трясется от страха. Другой — смелый заяц.Встаньте и смело скажите: «Я никого не боюсь!»

Каждый ребенок встает на стул и говорит эти слова.

21. «ЗАЙКИ НА ЛУЖАЙКЕ»

Цель: развитие способности понимать и выражать эмоции.

Ход игры:

Педагог. Я буду читать вам стихотворение, а вы будете изображать таких зайчиков, про которых говорится в стихотворении. Дети встают, изображают зайцев.

На цветной, лесной лужайке

Повстречались наши зайки.

Первый зайчик был веселый —

Он пойдет сегодня в школу (дети показывают,

А второй —тот загрустил:

Папа в школу не пустил (дети показывают). .

Третий зайчик удивился

И за голову схватился (дети показывают).

А четвертый —испугался:

Он ведь тоже в класс собрался (дети показывают!

Ну а пятый был спокоен (дети показывают,

Успокоил,как всегда:

«Вы немножко подрастете,

В школу все тогда пойдете

Все обрадовались зайки,

Скачут, пляшут на лужайке,

Подрасти хотят скорей,

Чтобы в школу побыстрей! (Прыгают, хлопают, радуются.)

22. «ПЕРЕДАЙ ПО КРУГУ»

Цель: развитие способности понимать и выражать эмоции.

Ход игры

Дети встают в круг, передают мяч,который ведущий называет по-разному: «горячая картошка», «льдинка», «бабочка», «цветочек», «пушинка» и т. п. Дети при этом должны выразить разные эмоции.

23. «СМЕЛЫЕ РЕБЯТА»

Цель: снятие эмоционального напряжения, страхов.

Ход игры

Дети выбирают водящего — он страшный дракон.Ребенок встает на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!»Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2—3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребенок спрыгивает со стула, превращается в маленького воробышка, начинает чирикать, «летать» по комнате

24. «УГАДАЙ, КОГО НЕ СТАЛО»

Цель: развитие коммуникативных способностей.

Ход игры

Все закрывают глаза, педагог выводит одного ребенка из комнаты.

Дети должны догадаться, кто вышел, и описать его, назвать ласковым именем.

25. «ЭХО»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей.

Ход игры:

Педагог. Я называю ваши имена, а вы, как эхо, повторяете их.

Желаю успеха!

Источник

Бруча Наталья Михайловна
Коммуникативные игры в жизни дошкольника

Единственная известная

мне роскошь – это роскошь

человеческого общения.

Антуан де Сент Экзюпери

Ребенок рождается на свет, не обладая навыками и способностями к общению. Такая способность вырабатывается у него через взаимодействие с другими людьми. По мере приобретения жизненного опыта ребенок совершенствует коммуникативные навыки и усваивает новые формы контактирования с окружающими.

В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Вырастая, ребенок приходит в детский сад, где существенно расширяет свой круг общения. Он получает возможность не только совершенствовать полученные в семье навыки общения, но и в сравнении с другими детьми и взрослыми определять свою похожесть или непохожесть на них, учиться новым способам взаимодействия. Ребенку приходится осознать, что мир состоит из разных людей, для общения с которыми нужны разные способы.

Общение со сверстниками как правило проходит очень эмоционально. Со взрослыми дошкольник пытается вести себя «хорошо», а с ровесниками может громко смеяться, кричать, чаще использовать экспрессивные мимические проявления, резкие интонации. И такое взаимодействие с другими детьми позволяет ребенку проявить свои индивидуальность и оригинальность.

Свободно общаясь со сверстниками, ребенок познает себя, учится находить в других отражение своих собственных черт, чувств, эмоций. Для этого ребенку необходимо проявлять внимание к партнерам, слушать и слышать их, отвечать на их реплики. Маленькие дети не имеют такой способности. Поэтому у дошкольников возникают проблемы в коммуникации со сверстниками. Ребенок как правило больше ценит свое собственное высказывание, не поддерживает чужой инициативы (каждый говорит о своем и не слышит, что говорит собеседник, что порождает обиды, ссоры, конфликты между детьми.

Читайте также:  Теоретические основы развития ребенка

С одной стороны дошкольник не может жить без общения со сверстниками, с другой – не способен без помощи взрослых выстраивать эффективные отношения. Задача воспитателя, родителя – научить ребенка правильно выражать свои желания и чувства, проявлять сочувствие другим людям и оказывать им помощь, правильно разрешать конфликтные ситуации, мириться во время ссоры, отличать хорошее поведение от плохого.

Задача воспитателя в детском саду — создать благоприятные условия для развития и коррекции навыков общения у детей посредством целенаправленных регулярных усилий.Такая работа состоит из следующих важных частей:

— понимание, что формирование коммуникативных способностей является приоритетным направлением педагогической деятельности;

— интегрирование коммуникативных игр и упражнений в процесс общения и занятий с детьми;

— учет особенностей возраста дошкольников, соответствующих ему методов решения конфликтов, организации коммуникации детей между собой, принципов общения внутри детской группы.

Для совершенствования работы по развитию коммуникативных способностей дошкольниковнеобходимо учитывать следующие факторы:

— уровень владения детьми анализом ситуаций общения;

— уровень владения речевыми высказываниями и слушанием других людей;

— способность ребенка к использованию различных выразительных средств речи;

— степень развития навыков выстраивания и поддержания межличностных отношений;

— способность правильно понимать получаемую информацию от другого человека;

— объективность оценки собственных отношений со сверстниками.

Общение дошкольников – средства коммуникации

Одним из важных направлений работы воспитателя с дошкольниками является знакомство их со средствами выражения эмоций (жесты, мимика, позы). Наша задача – научить детей использовать невербальные средства для выражения собственных переживаний и чувств, воспринимать подобные невербальные сигналы, исходящие от других людей и понимать, какие эмоции за ними стоят.

В этой работе прекрасно себя зарекомендовали себя игры, знакомящие детей с «азбукой эмоций», формирующие у детей умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением,позой:

— мимические и пантомимические упражнения «Тренируем эмоции» (хмуримся, как осенняя туча, злая волшебница,

«Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало»;

«Чтение эмоций» (по картинкам, фотографиям);

«Ролевая гимнастика» (походи, как сердитый медведь, хитрая лиса, трусливый зайчик и т. д.).

Лучше всего включать такие упражнения и игры в соответствии с тематикой недели в ритуал начала занятия, заключительную часть или физкультминутку.

Коммуникативная компетентность ребенка развивается постепенно и зависит от множества факторов (индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, социальных условий его жизни, окружающей предметной среды и т. д., и все это влияет на развитие речевой культуры ребенка.

Основные приемы формирования коммуникативной компетентности

Наиболее часто используемые приемы формирования компетентности в сфере коммуникаций – включение в занятия диалоговых упражнений, игр, рефлексивных приемов. Например, игра «Комплименты» способствует не только расширению запаса вежливых слов, но и умению подмечать в другом человеке его особенности, положительные черты.

Коммуникативные игры «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга» способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.

Для успешного развития ребенка в свете коммуникации со сверстниками важно следить за состоянием психологического климата в группе. Не менее важно учитывать такой климат и в семьях детей.

Понимая, что работа по данной теме немыслима без тесного взаимодействия воспитателя и родителей мы используем разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, в свободном доступе в группе богатый информационный материал,разработаны рекомендации для родителей с целью:

— совершенствования собственных умений межличностного общения;

— формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей;

— информационные материалы о правилах общения с «проблемными» детьми (конфликтными, тревожными, возбудимыми, застенчивыми).

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести мастер-классы по проведению коммуникативных игр, «круглые столы», за которыми обсуждаются вопросы межличностного взаимодействия родителей с детьми, детей между собой, консультирование по интересующим вопросам.

Коммуникация во время деятельности

Старшие дошкольники развивают свои коммуникативные способности и во время образовательной и самостоятельной практической деятельности. Задача воспитателя состоит в выстраивании учебного процесса таким образом, чтобы включать в него различные формы работы. Это могут быть и обсуждения интересного отрывка из литературного произведения, разучивания скороговорок и стихотворений, различных «мирилок», «считалок» (которые очень нравятся детям и используются ими в процессе совместных игр). Данные формы обязательно включают в себя постановку проблемной ситуации и алгоритм ее разрешения. При проведении театрализованных, сюжетно-ролевых игр также активно используются элементы коммуникативного взаимодействия.

К семилетнему возрасту обычно дети уже способны правильно подбирать для выражения мыслей и эмоций невербальные средства: жесты, позу, мимику и действия. Они уже научились совместно планировать игру, развертывать сюжет игры и организовывать обстановку во время игры. Также старшим дошкольникам несложно строить деловой диалог без вмешательства взрослых.

Задача взрослых при формировании коммуникативной компетенции дошкольников учить их излагать свои мысли, слушать чужую речь и правильно выходить из конфликтных ситуаций.

В приложении собраны коммуникативные игры для детей разных возрастов, данные игры можно и нужно активно использовать как воспитателям, так и родителям в ситуациях межличностного взаимодействия детей.

Список использованной литературы:

1. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 96 с.

2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М.В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2004. — 160 с. — (Библиотека психолога образования).

Читайте также:  Развитие ребенка первый месяц после рождения ребенка

3. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. Пособие для практических работников ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 112 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов.Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.

5. Панфилова м. А. «Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство гном и д», 2002.

6. Семенака С. И.Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. М.: АРКТИ, 2003. — 80 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

7. Шипицына, Воронова,Защиринская:Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 л.).Издательство: Детство-Пресс, 2010 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Введение

Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умение владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учиться выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знание норм и правил поведения.

Основными направлениями в работе по развитию общения у детей в игровой деятельности являются:

— готовность к общению, направленная на формирование доброжелательного отношения к окружающим и желания общаться;

— умение вступать в контакт, связанное с легкостью установления коммуникативных связей;

— инициативность общения, проявляющаяся в стремлении к самостоятельным действиям и способности взять на себя роль лидера.

Следует отметить, что организация коммуникативныхигр требует от педагога соблюдения следующих условий:

— умение принимать детей такими, какие они есть;

— учета индивидуальности каждого маленького человека;

— умение принимать любой выбор ребенка;

— желание играть вмести с детьми;

— способности к импровизации в зависимости от обстоятельств;

— умение идти в работе от потребностей ребенка.

Коммуникативные игры можно включать в режимные процессы, использовать на занятиях, во время игровой деятельности в группе или на прогулке, в организации игровой деятельности.

«Собачка»

Дети идут вокруг водящего — Собачки, который стоит, закрыв глаза ладонями.

Мы по кругу идем

И собачку зовем

Пусть глаза не открывает,

Нас по голосу узнает

Ребенок, на которого показывает педагог,говорит: «Собачка, гав-гав!». Собачка должна отгадать, кто позвал.

Бусы из слов

Дети встают в круг и рассказывают любое знакомое стихотворение по очереди; каждый говорит по одному слову. Обязательное условие – непрерывность речи.

«Погремушкой поиграй»

Дети сидят на стульях. Педагог держит в руках погремушку. Напевая,он идет перед детьми:

Хлоп ладошкой, хлоп, хлоп!

Веселее хлоп, хлоп!

Погремушкой ударяй

Если хочешь – поиграй!

Затем педагог отдает погремушку ребенку, перед которым остановился, и малыш играет, остальные дети хлопают.

Сугробы

Дети встают в круг.

Холод, холод!

Скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам.

Вьюга, вьюга!

Мягкое движения кистями рук перед собой вправо –влево.

Снег пушистый кружит, кружит!

Вращают кистями перед собой.

Вверх снежинки поднимает,

Вращая кистями, поднимают руки вверх, а потом их опускают.

Разлетаются снежинки,

Бегут на носочках врассыпную.

Легкокрылые пушинки,

Полетели, понеслись

Стоп! С сугробы собрались!

Останавливаются.

«Погремушка»

Веселее всех игрушка –

Дети встряхивают погремушкой.

Расписная погремушка.

Дайте плаксе погремушку –

Плаксивая гримаса.

Станет плакса хохотушкой!

Улыбаются.

«Клеевой ручеёк»

Цель: Развить умение действовать совместно и осуществлять само — и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Ход: Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула. 2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”. 4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

«Нос к носу»

Цель: Создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.

Ход: Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде воспитателя, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя. «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: Развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Ход: Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания. «Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями».

«Слепец и поводырь»

Цель: Развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Ход:Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”. По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

«Волшебные водоросли»

Цель: Снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Ход: Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Источник