Когнитивное и эмоциональное развитие ребенка
Татьяна Георгиевна Редикульцева
Консультация для педагогов «Особенности когнитивного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте»
Дошкольный возраст – это период с 3 лет до 6–7 лет. Дошкольный возраст имеет две основных возрастных стадии.Первая стадия: от 3-х лет до 5-ти лет – младший дошкольный возраст.Вторая стадия: от возраста 5 лет до 6–7 лет – старший дошкольный возраст. Некоторые исследователи выделяют также и средний дошкольный возраст: 4 лет до 5-ти лет.
Ранний детский возраст – это важный период с точки зрения физического, умственного, социального и психологического развития ребенка. Суть когнитивного развития заключается в развитии психики, всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика [2, с. 102].
Первая социальная потребность ребенка проявляется в «комплексе оживления», так как контакты малыша с окружающим миром осуществляются через взрослого, который является посредником между ребенком и предметным миром. Совместная их деятельность формирует у малыша потребность в общении, в ходе которого развивается собственно речь. Речь взрослого играет важную роль в развитии ребенка, ведь она развивает положительные эмоции и речь самого ребенка.
Формирование активной речи в игровой и предметной деятельности служит основой для всего психического развития ребенка [2, с. 142]. В рассматриваемый ранний период ребенокв связи с произошедшими в его жизни важнейшими переменами: прямохождением, овладением предметными действиями и речью – проделывает очень большой путь в собственном психическом развитии. В этом возрасте происходит развитиенового отношения к миру предметов: они становятся для ребенка не просто объектами, удобными для манипулирования, а вещами, имеющими определенное назначение и определенный способ употребления. Взрослый развивает у ребенка соотносящие и орудийные действия, с помощью которых можно оказывать влияние на окружающие предметы, изменять их.Овладение этими действиями создает условия для освоения новых видов деятельности: игровой и предметной (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Для ребенка в раннем возрасте характерны следующие особенности: связь физического и психического развития, индивидуальные темпы развития, большая ранимость, восприимчивость к обучению [4, с. 145].
Если рассматривать когнитивное развитие детей дошкольного возраста, то необходимо рассмотреть следующие познавательные процессы. Так, восприятие в дошкольном возрастеутрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними.
В дошкольном возрасте для развитиявнимания свойственно следующее:
значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, интенсивно формируются другие свойства внимания;
складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, формирования познавательных интересов;
внимание становится опосредованным;
внимание связано с интересами ребенка к деятельности (в деятельности);
появляются элементы после произвольного внимания [1, с. 112].
Дошкольное детство – это возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Дошкольник запоминает с легкостью самый разнообразный информационный материал. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией
У младших дошкольников память, в основном, непроизвольная. Ребенок младшего дошкольного возраста не ставит перед собой цели специально что-то запомнить или вспомнить и не владеет способами запоминания. Доминирует эмоциональная память. Наряду с этим, ребенок младшего дошкольного возраста быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка.
В среднем дошкольном возрасте (между 4-мя и 5-тью годами) начинает формироваться произвольная память. При условии организационного влияния взрослого, ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, познавательно связывать материал в целях запоминания, использовать информационные связи при вспоминании. В старшем дошкольном возрасте память, все больше познавательно объединяясь с мышлением и речью, приобретает истинно интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти [2, с. 132].
Воображение детей младшего и среднего дошкольного возраста формируется в игровой и конструктивной деятельности, активно развивается в общении детей со сверстниками и взрослыми. Воображение, будучи особой познавательной деятельностью, в среднем дошкольном возрасте пошагово переходит в фантазирование. Ребенок старшего дошкольного возраста осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания [2, с. 133].
Развитие мышления в дошкольном возрасте определяется поступательным переходом от наглядно-действенного мышления, характерного для младшего дошкольного возраста, к наглядно-образному мышлению, постепенно становящемуся ведущим в среднем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте доминирует наглядно-образное мышление. В конце дошкольного возрастного периода начинается постепенный переход к вербально-логическому (словесно-планировочному) мышлению. Основным видом мышления, в течение дошкольного периода является наглядно-образное мышление [3, с. 151].
На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая деятельность и социальное взаимодействие. Опыт игровых и социальных взаимоотношений ребенка-дошкольника проявляется в сюжетно-ролевой игре. В старшем дошкольном возрасте данный личностный опыт ложится в основу формирования проекции как особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить своё собственное поведение.
В дошкольном возрасте развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. В младшем и среднем дошкольном возрасте интенсивно растет словарный запас ребенка. В среднем дошкольном возрасте в основном развивается грамматический строй речи. Детьми среднего и старшего дошкольного возраста усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического строя (построение фразы). В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок может подробно пересказать прочитанный рассказ или сказку, детально описать картину или иллюстрацию, словесно передать свои впечатления об увиденном на улице, услышанном в детском саду и т. д.
Особенности развития речи в дошкольном возрасте:
речь «отрывается» от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
ребенок постигает законы родного языка в процессе речевой деятельности;
ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
речь превращается в особую деятельность,имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;
речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к речи как выражению мысли [5, с. 89].
В течение дошкольного детства речь качественно видоизменяется. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития речи. Ребенок-дошкольник усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. К шести-семи годам речь, язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму [3, с. 78].
Таким образом, исходя из вышеизложенного нами материала, можно сделать вывод о том, что дошкольный возраст – это важный период физического, умственного, социального и психологического развития ребенка. Суть когнитивного развития заключается в развитии психики, всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков Б. С. Возрастная психология.В 2 частях: учебные пособия для вузов / Под редакцией Б. С. Волкова. – М.: Владос, 2010. – 366 с.
2. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. О. Гонина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 465 с.
3. Иванников В. А. Основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 198 с.
4. Котова И. Б.Общая психология: Учебное пособие / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. – 480 с.
5. Смирнова Е. О.Детская психология: учебник для вузов / Е. О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2011. – 299с.
Источник
Дети с самого рождения активно строят свою собственную реальность посредством экспериментирования, являясь «маленькими учеными», которые усердно постигают законы нашего мира. Они исследуют окружающую среду, впитывая новую информацию с учетом их уровня развития и доступных им способов понимания. При встрече с чем-то новым, их мозг встраивает новое знание в систему уже имеющегося опыта, накапливая как снежный ком, свои познания о мире.
Ранний возраст — период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, причинно-следственных связей, характера движений, явлений и т.п. Во время знакомства с предметами и способами их использования, совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки. Играя с различными предметами и материалами, например с камнями, песком, водой, ребенок узнает об их свойствах и тех законах, которым эти объекты подчиняются. Так, играя в песочнице, ребенок может увидеть, что каждая игрушка оставляет в песке разный отпечаток. Играя с мячом, ребенок может заметить, что чем сильней он бросит его об пол, тем выше тот отскочит. Постепенно дети научаются сравнивать и классифицировать объекты. Лучше разбираться в различных понятиях, таких как: размер, форма, материал. Благодаря активной игре, ребенок приобретает разнообразные умения, которые позволяют ему чувствовать себя более уверенно в физическом и эмоциональном отношении.Все, что ребенок делает в течение первых лет своей жизни, воздействует на его когнитивное, моторное, социальное и личностное развитие. Например, когда ребенок идет по бревну, с одной стороны он учится тому, как нужно сохранять равновесие, а с другой — усваивает когнитивное понятие узости и личностное понятие уверенности.
Восприятие
Восприятие обладает рядом особенностей:
- Восприятие эмоционально окрашено и тесно связано с практическими действиями: наблюдаемые предметы «притягивают» ребенка, вызывая эмоциональную реакцию и желание достать их, что-то с ними сделать. Свойства предметов (форма, величина, текстура, цвет и т. д.) ребенок познает в процессе практических действий: хватания, манипулирования, соотношения и др. действий.
- Ребенок не может одновременно воспринимать объект в целом и отдельные его части. Поэтому, он может «терять» маму в магазине, не в состоянии из большого числа лиц выделить ее лицо: он либо внимательно изучает одно лицо, либо начинает хаотично блуждать глазами по всей массе лиц, не замечая деталей.
- Со временем ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов, тогда как раньше сравнивал их «при помощи рук». Теперь он подбирает нужный предмет и выполняет действие сразу правильно, без предварительного примеривания.
- Начинают складываться сенсорные эталоны — представления о свойствах вещей: ребенок достаточно точно может определить форму, величину, цвет предметов, хотя ему еще трудно овладеть названиями этих свойств. Например, предметы круглой формы ребенок может определить «как мячик», зеленые предметы — «как травка». На третьем году жизни ребенок усваивает представление о 5–6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и 8 основных цветах, но их названиями дети овладевают с большим трудом и только при упорном обучении со стороны взрослых. Главная трудность детей этого возраста — невозможность отделить свойство от самого предмета. Для становления представлений ребенка о свойствах предметов, необходимы конкретные практические действия с предметами и взаимодействие с взрослыми.
Внимание
У ребенка в возрасте от года до двух лет появляется произвольная форма внимания, которой взрослый может управлять. На втором году жизни, ребенок способен к целенаправленному поведению, для чего необходима способность удерживать внимание. Например, если ребенок хочет до конца достроить из кубиков башню или сложить все кубики в коробку, он должен некоторое время сохранять внимание. Благодаря устойчивости внимания, ребенка становится труднее отвлечь чем-то для него новым.
Память
Процессы памяти совершенствуются на протяжении всего периода раннего детства. К ним относится: сохранение, узнавание и воспроизведение. К 14-месячному возрасту продолжительность сохранения информации увеличивается до целой недели. Ребенок в этом возрасте может запомнить не только отдельные действия, но и простейшие цепочки действий. К 20-месячному возрасту ребенок может воспроизвести последовательность действий не только незамедлительно после показа, но и с 2-недельной отсрочкой. В дальнейшем в ходе развития способность к воспроизведению существенно улучшается. В целом память ребенка пока непроизвольна — ребенок не ставит задачи специально запомнить.
Мышление
Мышление ребенка в этот период ограничено наглядной ситуацией (ситуативное мышление) и развивается на фоне практической деятельности. Он решает все встающие перед ним задачи с помощью практических, наглядных для него действий в настоящем времени. Ребенок действует с предметами и таким образом схватывает связи между ними. До двух лет идет процесс активного экспериментирования методом проб и ошибок. Ребенок исследует объекты путем воздействия на них новыми способами.
Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробок, ящиков, извлечение звуков из звучащих игрушек, действия одних предметов на другие и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления. Ребенок познает существенные и функциональные признаки предметов. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые эмоции — познавательные: любопытство, удивление, радость от открытия. Познавательная активность и развитие мышления проявляется не только в успешности решения практических задач, но прежде всего в удовольствии, которое получает ребенок от самостоятельных исследований. Ребенку бесконечно нравится исследовать новое.
Важной характеристикой мышления является способность к переносу найденного способа решения задачи на новые предметы и условия. Изучение объектов и познание мира, приводит к тому, что на втором году жизни ребенок распределяет предметы по категориям, но не по сходству внешнего вида, а по сходству их функций и поведения. Теперь ребенок понимает, что определенные действия, подходят для одних категорий предметов, и не подходят для других. Например, покормить воображаемой кашей из ложки можно плюшевого мишку, но нельзя покормить игрушечную машинку.
В 18–24 месяца появляется символическое мышление — способность к решению практических задач без открытого экспериментирования с действиями, способности переноса, перехода действий во внутренний план. Например, ребенок может притвориться, будто пьет из чашки, используя вместо нее кубик, вообразить, что кукла-мама кормит куклу-дочку. Начинает формироваться знаковая функция сознания. Ребенок может действовать «как будто», замещая реальные предметы подобными или воображаемыми символами (например, действовать палочкой как ложкой или кубиком как чашкой). Таким образом, происходит постепенное развитие решения задач в уме – зачатки «мышления внутри себя».
Феномены мышления
Из феноменов в мышление ребенка можно выделить такие как анимизм: ребенок может считать, что все движущиеся объекты — живые: солнце, луна, облака, автомобиль.
Другой особенностью мышления является материализация: объекты и люди из мира фантазий становятся для них абсолютно реальными. Так, если ребенок упадет, он может обвинить в своем падении дорогу, по которой шел. Или поверить, что ваза упала, потому что этого захотела. У двухлетнего ребенка мало понимания того, что реально, а что нет.
Появление анимизма и материализации частично объясняется другой характеристикой мышления детей данного возраста: эгоцентризмом. Этим термином обозначается склонность детей видеть и понимать вещи исключительно со своей точки зрения, т.е. ребенок не может встать на точку зрения другого человека или посмотреть на ситуацию абстрактно, отделиться от нее. К тому же, в два года ребенок искренне верит, что родители знают, о чем он думает (что они могут читать его мысли). И что другие люди чувствуют и думают то же самое, что и он сам.
Итог
В когнитивном плане в этот период формируется:
- Начальная концепция мира — из чего он состоит, что в нем происходит, по каким законам;
- Умение устанавливать связи и отношения между предметами;
- Способность к обобщению и переносу приобретенного опыта на другие предметы и ситуации;
- Умение решать конкретные задачи путем экспериментирования с предметами;
- Умение решать элементарные задачи «внутри себя».
- Произвольное внимание;
- Увеличивается объем памяти и продолжительность запоминания;
Подробнее о том, как развивать мышление и любознательность ребенка в 1-3 года.
Источник
Факторы, влияющие на
когнитивное развитие ребенка.
Полагаю, достаточно ясно, что уровень когнитивного развития человека в наши дни может определить всю его судьбу, социальный статус, карьерные достижения. Интеллектуальное развитие продолжается на протяжении всей жизни человека. Но, безусловно, основное закладывается в детстве. Родителям хочется, чтобы его ребенок достиг успеха и благополучия. Что можно сделать для повышения интеллектуальных способностей ребенка с самого раннего детства? Как можно повлиять на данные способности и возможно ли это?
В подобном вопросе обратимся к детской психологии в целом и к «Теории когнитивного развития человека» швейцарского философа и психолога Ж. Пиаже в частности.
Прежде всего необходимо определиться с самим термином «Когнитивное развитие». Итак, когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — это развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, решение задач, формирование понятий, воображение и логика.
Целью моей работы является попытка выявить и охарактеризовать основные факторы, которые влияют на когнитивное развитие ребенка. Что же влияет на интеллектуальное развитие ребенка? На какие факторы можно повлиять, а какие из них врожденные? Вопрос о факторах, влияющих на когнитивное развитие, остается достаточно сложным. Рассмотрим современные представления о данной проблеме, не отходя, тем не менее от теории Жана Пиаже.
Современная психология считает, что все факторы, которые могут повлиять на когнитивное развитие ребенка можно (и нужно) делить на врожденные и приобретенные. Соответственно, зная эти факторы, можно влиять на интеллектуальное развитие ребенка с самого его рождения.
Я попытаюсь раскрыть основные факторы, влияющие на интеллектуальное развитие ребенка и обозначить их сущность ( врожденные либо приобретенные) в соответствии с теорией Ж.Пиаже.
- Врожденные факторы.
- Генетический фактор.
Главным врожденным фактором, влияющим на когнитивное развитие человека, разумеется, является генетический фактор. Существует теория, что каждый человек, уже при рождении, имеет определенный запас знаний, который ему был передан родителями. Данная теория довольно спорна, т.к. не всегда высоко интеллектуально развитые родители могут похвастаться столь же развитыми детьми. Интеллект в чистом виде никогда не передается. Передается лишь направление мыслительной деятельности. И это очень важно.
Абсолютно точно можно сказать о том, что ряд негативных факторов может повлиять на когнитивное развитие человека именно на генетическом уровне. Для примера рассмотрим Синдром Дауна. Синдром Дауна у родителей, страдающих им, может не передаться ребенку и абсолютно никак не повлиять на его интеллектуальное развитие. Наоборот, у генетически здоровых родителей, вдруг, рождается ребенок с данным синдромом. Механизм передачи врожденных генетических болезней от родителей к детям до конца, к сожалению, еще не ясен. Однако, выявлена закономерность между возрастом родителей и вероятностью получения их ребенком генетического заболевания. У родителей, чей возраст на время зачатия составляет меньше 25 лет вероятность произвести на свет ребенка с Синдромом Дауна составляет 1/2000. Однако, если даже одному из родителей больше 40 лет, то подобная вероятность составляет 1/40! Таким образом, можно сказать, что «старорождение» является негативным фактором, который может повлиять на генетику ребенка и, соответственно, на его интеллектуальное развитие.
- Факторы, возникающие во время беременности.
Образ жизни беременной женщины напрямую влияет на развитие ребенка, как физическое, так и интеллектуальное. Мозг ребенка, находящегося в чреве у матери, созревает весь период беременности. Правильное сбалансированное питание, здоровый образ жизни способствуют развитию здорового ребенка. Однако, зачастую, подобные условия будущими мамами не соблюдаются. Идеологи пренатального воспитания, такие как М. Оден (M. Oden), А. Бертин (A. Bertin), Д. Чемберлен (D. Chamberlain), считают, что беременность – это активный диалог не только между матерью и ребенком, но и между матерью и отцом, окружающим миром. Алкоголь, никотин, наркотические средства пагубно влияют на развитие эмбриона, и младенца в последствии. Огромное количество исследований показывает, что интеллектуальное развитие детей, рожденных от матерей с негативными привычками, гораздо ниже среднего. К примеру, детей, рожденных женщинами, которые употребляли алкоголь во время беременности, может развиваться фетальный алкогольный синдром. Называют его еще «алкогольная эмбриофетопатия». У детей, чьи матери курили во время беременности, наблюдается задержка интеллектуального развития вследствие эмбриональной асфиксии.
Однако, даже состав питания будущей матери оказывает огромное влияние на развитие эмбриона. Отсутствие рационально сбалансированного питания или даже части витаминов и микроэлементов может крайне отрицательно повлиять на когнитивное развитие ребенка. Например, дефицит йода в организме беременной женщины зачастую приводит к такой болезни ребенка как Кретинизм.
Очень большое значение для когнитивного развития ребенка имеет не только отсутствие вредных воздействий, но и нормальная продолжительность пренатального периода. Установлено, что дети, родившиеся с глубокой степенью недоношенности (меньше 33 недель гестации), даже при отсутствии двигательных расстройств, имеют выраженные когнитивные нарушения при обследовании в возрасте 20–24 года.
- Факторы окружающей среды.
Жан Пиаже установил зависимость психических и когнитивных свойств индивида от факторов окружающей его среды. К факторам окружающей среды относятся факторы природного характера и факторы техногенного характера. К факторам природного характера можно отнести питание будущей матери, качество питания самого ребенка. К факторам техногенного характера отнесем место проживания семьи. К примеру, семья, проживающая у моря, где чистый воздух, оптимальная влажность, насыщенность продуктов питания йодом и другими необходимыми микроэлементами и витаминами имеет больший шанс произвести на свет ребенка с хорошими интеллектуальными задатками, нежели семья, живущая в промышленном районе крупного города. Так, большие дозы ионизирующей радиации вызывают повреждение ЦНС новорожденного ребенка, плохая насыщенность воздуха кислородом приводит к асфиксии эмбриона, отсутствие йода в питании будущей матери (как говорилось выше) может привести к кретинизму новорожденного ребенка.
Современными психологами было произведено исследование о влиянии месторождения и дальнейшего проживания на физическое, психологическое и когнитивное развитие детей. Результаты исследования были удивительными. Оказалось, что уровень невротизации у «сельских» детей дошкольного возраста гораздо ниже ( а физическое развитие, психологическая устойчивость, социальная адаптивность, интеллектуальный уровень – выше), чем у детей «городских». Потому что сельская, деревенская среда, в которой обитают дети, уже сама по себе является более развивающей, чем закрытый мир квартиры и детского сада городского ребенка. Таким образом, чем более естественная, природная среда обитания у малыша, тем выше его интеллектуальное развитие. Однако, этот фактор начинает терять свою значимость по мере взросления.
- Личностные качества ребенка.
Ещё одним важнейшим врожденным фактором, влияющим на когнитивное развитие, является личностные качества ребенка. Сюда относятся особенности личности ребенка: его тип темперамента (меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик), различные физиологические отклонения, ведущий тип восприятия (визуальный, кинестетический, аудиальный, дигитальный).
На данный момент у доминирующего количества людей присутствует визуальный тип восприятия. Современная система дошкольного и начального школьного образования построена так, что «визуалам» развиваться легче, чем детям с другими ведущими типами восприятия. Рассматривание наглядного материала на занятиях в детских садах, на уроках в школе является одним из основных методов обучения. Соответственно «кинестетики» или «дигиталы» воспринимают наглядный учебный материал тяжелее и гораздо медленнее. Это не говорит об их когнитивной неразвитости. Если ребенку предоставить программу воспитания и обучения, которая будет соответствовать его темпераменту, его ведущему типу восприятия, то результаты его интеллектуального развития могут быть великолепными.
- Приобретенные факторы.
- Социальное положение семьи.
По статистике социальное положение семьи на 20% влияет на когнитивное развитие ребенка. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психологической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психосоматическими заболеваниями, отклонениями в поведении. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения.
Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.
- Количество детей в семье.
На уровень интеллектуального развития ребенка влияет количество детей в семье. Исследования показывают, что чем больше в семье детей, тем ниже уровень интеллектуального развития каждого. Идеальным вариантом является семья с двумя детьми. В этом случае уровень интеллектуального развития старшего ребенка даже выше, чем у семьи с одним ребенком.
Исследования показывают, что если в семье много детей (около девяти), то самые младшие дети имеют очень сильное отставание от своих старших братьев и сестер. Запоздание в интеллектуальном развитии составляет порядка 20%. Однако, в семье, где большое количество детей, наблюдается большая возрастная разница между самыми старшими детьми и самыми младшими. Тогда наступает момент, когда старшие дети, наряду с родителями, становятся значимыми для передачи информации, опыта, интеллектуального развития своим младшим братьям и сёстрам.
- Личностные особенности родителей.
Ребенок определенное количество времени познает мир исключительно подражанием. Он подражает предметам, звукам, животным. Постепенно он начинает копировать поведение родителей, потому что они для ребенка являются авторитетными, значимыми. Таким способом ребенок обретает опыт.
Соответственно, образ жизни семьи, традиции, увлечения напрямую влияют на интеллектуальное развитие ребенка. Если, например, огромное количество времени уделяется интеллектуальному развитию всех членов семьи, то когнитивное развитие ребенка будет высоким. Ребенок в такой семье посещает различные кружки, секции, развивается не только под контролем родителей, но и самостоятельно.
- Влияние школы.
Бесспорно, школа оказывает огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, на его интеллектуальное развитие. Здесь имеет значение множество факторов. Программа обучения, личность учителя, взаимоотношения со сверстниками, общая атмосфера.
Зачастую, от ребенка в классической школе требуются следующие качества: усидчивость, вдумчивость, спокойствие, послушание, уравновешенность. Если ребенок обладает такими качествами, то он, скорее всего, станет успешным учеником. Однако, не секрет, что все дети разные. Они обладают разным темпераментом, разными творческими способностями. Если родителям к выбору школы подойти особенно внимательно, то для любого «непослушного» и «необучаемого» ребенка можно создать идеальные условия для его когнитивного развития. Существует большой выбор школ, от классических до творческих школ-студий.
Заключение:
В своей работе я попыталась обозначить основные факторы, влияющие на когнитивное развитие ребенка. Все факторы разделяются на врожденные и приобретенные. Несомненно, подобных факторов гораздо больше, чем было разобрано в данной работе. Помимо перечисленных факторов можно рассмотреть влияние на когнитивное развитие детей телевидения, интернета. Формирование и поддержание когнитивных функций тесно связано с пищевым поведением. Известно, что пищевое поведение должно быть таким, чтобы обеспечить поступление в организм всех необходимых пищевых веществ для поддержания энергетического, белкового, углеводного, липидного, минерального обменов.
Необходимо сказать, что все факторы, влияющие на интеллектуальное развитие ребенка, необходимо рассматривать только в их совокупности. Каждый фактор по отдельности не может быть неоспоримым правилом. К примеру, фактор количества детей в семье. В семье, где детей больше семи, младшие дети интеллектуально менее развиты, чем старшие. Фактор неоднозначный. История знает большое количество примеров, когда младшие дети в многодетной семье становились известнейшими личностями. К примеру, великий физик и математик Исаак Ньютон был седьмым ребенком в семье, а Антон Павлович Чехов – третьим. Подобных примеров предостаточно. Это еще раз подтверждает необходимость рассматривать факторы, влияющие на когнитивное развитие ребенка, как врожденные, так и приобретенные, в их совокупности.
Литература:
- Алексеева Л.С., Плотник М.М., Спиваковская А.С., Ширинский В.И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М., 1995.
- Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: В 2 т. — М., 1980. — Т. 2.
- Вроно Е.С. Трудные родители, несчастные дети // Семья и школа. – 1996. — С. 35-40.
- Выготский Л.С. История культурного развития нормального и ненормального ребенка // Психология личности. – М., 1989.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1989.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М., 1991.
- 4. Обухова Л.Ф. Детская психология. Теория, факты, проблемы — М.: Тривола, 1995.
- 6. Пиаже Жан теория, эксперименты, дискуссии. Сб. статей / сост. и общ.ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001.
- Спиваковская А.С. Как быть родителями: (о психологии родительской любви). — М., 1986.
- Титаренко В.И. Семья и формирование личности. – М., 1987.
- Торохтин В.С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. – № 3. — С. 54-61.
- Шапиро Б.Ю. Психология семейных отношений. — М., 1992.
Источник