Когнитивная сфера развития ребенка это
Алёна Шаповалова
Когнитивная сфера у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Е. Н. Шаповалова, воспитатель МБДОУ детский сад №37
г. Новочеркасска, слушатель АПиП, ЮФУ
Е. В. Бочарова к. с. н. преподаватель АПиП ЮФУ
КОГНИТИВНАЯ СФЕРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
Современный человек вынужден обрабатывать большой поток информации, в связи с развитием разнообразных форм массовой коммуникации. Объем знаний, необходимых для жизни увеличиваются с каждым днем, поэтому развивать когнитивную сферу необходимо с детства. Развивать внимание, так же важно, как и учить письму, счету, чтению. Развитие когнитивной сферы ребенка в дошкольном возрасте является важнейшей частью его общего психологического развития.
Развитие навыков концентрирования внимания – одна из главных задач в дошкольном возрасте. Более того, ребенок к подготовке к школе должен уметь не отвлекаться при выполнении различных действий, следовать инструкции и контролировать полученный результат. Поэтому очень важно, определить у ребенка требующие коррекции особенности развития внимания, вовремя начать коррекционную работу.
Ребенок в процессе своего развития старается имитировать речь своих близких, усваивая при этом, закономерности языка. На основе этих закономерностей, ребенок начинает строить свою речь. Особенности любого языка требует высокого уровня внимания и мышления, так как в процессе овладения языком необходимо владеть анализом, обобщением и дифференциации. Поэтому, познавательный процесс играет регулятором темпа и развития речи ребенка.
Ж. Пиаже раскрыл когнитивный базис развития речи. По мнению Ж. Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Так как именно мышление помогает развитию языку. Язык, по мнению ученого, лишь частный случай символической функции, которая формируется лишь к определённому периоду развития ребёнка. Однако, с появлением речи, мышление ребенка перестраивается и развивается с огромной силой.
Жизненный опыт во многом определяет постепенный рост состава речи ребенка, усложнением его деятельности и общения со взрослыми. В дошкольном возрасте складываются три функции речи,которые имеют важное значение в формировании интеллекта:
1. Коммуникативная функция. В процессе общения ребенок усваивает новые слова и словосочетания. Развивается интеллект и эмоциональная сфера.
2. Познавательная функция. В процессе игровой деятельности ребенок развивает восприятие и вербальную память.
3. Регулирующая функция. Данная функция позволяет ребенку планировать интеллектуальную деятельность.
Восприятие в дошкольном возрасте становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Речь оказывает влияние на восприятие, ребенок дошкольного возраста активно использует названия свойств, качеств, признаков, состояний различных объектов.
Ребенок, в старшем дошкольном возрасте, осваивает приемы и средства создания различных образов, а память приобретает интеллектуальный характер. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится сознательно управляемым, более того, начинается постепенный переход от наглядно-образного к вербально-логическому мышлению. (Жана Пиаже).[2]
В течение дошкольного возраста речь ребенка качественно видоизменяется. К старшему дошкольному возрасту завершается процесс фонематического развития речи, усваиваются грамматические формы языка и активно увеличивается словарный запас. К шести-семи годам речь ребенка становится средством общения и мышления.
Важным показателем когнитивного развития дошкольника является высокий уровень его самосознания. Самосознание, во всех основных параметрах, формируется к концу шести-семи годам, на основе интенсивного интеллектуального и личностного развития ребёнка в дошкольном детстве. Самосознание считается архиважным когнитивным и личностным новообразованием дошкольного детства. Дошкольник осознаёт свои физические возможности, свои умения и переживания, нравственные качества и некоторые психические процессы. Формирование самосознания ребёнка-дошкольника зависит от интериоризации им общественных норм.
С процессом развития речи происходит скачок в интеллектуальном развитии ребенка с появлением вербального и понятийного мышления. Слово включается в познавательную деятельность и становится орудием мышления.
У детей с трудностями в обучении отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное свободное своеобразие и большая распространённость нарушений речи (Е. В. Мальцева, В. А. Ковшиков и др.). Особенностью клинической составляющей нарушений у большинства таких детей является сложность речевой симптоматики, наличие комплекса речевых расстройств, сочетания различных нарушений речи. [3]
У большинства детей с трудностями в обучении наблюдается недоразвитие импрессивной и экспрессивной речи, несформированность устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отражённой речи.
Импрессивная речь таких детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи дошкольников с нарушениями психического развития свойственны нарушения звукопроизношения, скудный словарный запас, слабая сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность (Н. Ю. Борякова, Е. В. Мальцева, Е. С. Слепович и др.). Структура речевого нарушения детей с трудностями в обучении является очень вариативной и характеризуется комбинаторностью различных симптомов.
Отмечено также, что для дошкольников с трудностями в обучении интонационная выразительность речи не сформирована. У детей данной нарушены процессы дифференциации различных видов интонации, их имитация, а также самостоятельное воспроизведение. Восклицательная интонация дается сложней всего в дошкольном возрасте. У детей отмечается недоразвитие эмоциональной выразительности, что оказывает определенное влияние на способность выразить свои эмоции через интонационное оформление собственной речи.
В процессе порождения связных речевых высказываний большое значение имеет планирование высказывания. В устной речи это планирование должно совершаться быстро, оно не допускает длительной подготовки, так как большие паузы разрушают целостность текста. У детей с трудностями в обучении имеется отставание в развитии планирующей функции речи. Нарушения речи часто носят системный характер и затрагивают многие стороны речевой деятельности.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что у большинства дошкольников с трудностями в обучении имеется недоразвитие связной речи, которое наблюдается на протяжении всего дошкольного возраста. Только обладая хорошо развитой речью дошкольник может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы и аргументировано излагать свои мысли.
Список литературы:
1. Баскакова И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М.: Издательство «Институт практической психологии»,Воронеж: «МОДЭК», 2005. – 64с.
2. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. Под ред. Проф. Т. Б. Филичевой. – М.: «Гном-Пресс»; 2006. – 64с.
3. Ульенкова У. В. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов. // Дефектология. 2006. – №1. – С. 18-24.
Источник
В процессе взросления ребенок проходит несколько стадий когнитивного развития. И если возникает какое-либо отклонение, в первую очередь выясняют, на какой стадии это произошло. Это позволяет правильно выбрать метод коррекции, необходимый для восстановления процесса когнитивного развития личности. В нейропсихологии выделяют 4 этапа становления познавательной деятельности. Рассмотрим их и дадим краткую характеристику каждому.
Особенности развития когнитивной сферы
Под когнитивным развитием имеется в виду постепенное становление интеллекта человека. В основе классификации лежит деление по возрастным периодам. С переходом с одного этапа на другой ребенок начинает более осмысленно взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром. Итак, когнитивное развитие происходит в такие периоды:
- 0-2 года. Развивается сенсомоторный интеллект (взаимодействие происходит через чувственное восприятие).
- 2-7 лет. Развивается дооперационный интеллект (появление обобщающих понятий в отрыве от конкретного объекта).
- 7-12 лет. Период конкретных операций (формирование отдельных понятий в группы и системы).
- 12-15 лет. Период формальных операций (готовность мозга работать с гипотетическими и абстрактными понятиями).
Когнитивные нарушения могут проявляться на разных этапах и иметь разные причины, например, перинатальное поражение ЦНС, заболевания в раннем детстве, психосоциальные факторы и др.
Период сенсомоторного интеллекта
В этот период ребенок проходит чрезвычайно сложный путь: преодолевает инстинктивные реакции и переходит до осознанных, прогнозируемых действий. Мозг младенца должен научиться координировать движения в пространстве. В этот период к нарушениям можно зачислить задержку эмоционального и моторного развития (оценивается по контрольным показателям). Также должно происходить речевое развитие, суть которого состоит в накоплении мозгом информации и составлении так называемого «виртуального лингвистического учебника», благодаря которому позже, к двум годам, ребенок сможет пользоваться родным языком на базовом уровне. Задержку речевого развития, как правило, диагностируют позже, но определенные прогнозы можно сделать и сейчас.
Период дооперационального интеллекта
После двух лет ребенок начинает чувствовать разрыв между конкретно воспринимаемым объектом и понятием о нем. Он учится оперировать отвлеченными категориями. Для этого этапа свойственна центричность восприятия, то есть, восприятие объекта только с одной точки зрения. С двух лет уже проводят тестирования на предмет задержки развития когнитивных функций и навыков на этом этапе.
Период конкретных операций
На этом этапе ребенок начинает оперировать понятиями. Такое умение считается главным в готовности к школьному обучению, где уже необходимо мыслить категориально, выстраивать логические цепочки, систематизировать информацию. Задержка развития на этом этапе представляет собой неспособность проводить логические операции. Традиционные нарушения – дисграфия, дислексия. Они относятся к легким нарушениям и успешно корректируются.
Период формальных операций
Для этого периода характерно формирование способности мыслить гипотетически, совершать сложные умственные операции разных видов (редукция, дедукция, дизъюнкция, конъюнкция). На этом этапе ребенок переходит из младшей школы в среднюю. У многих детей возникают сложности на этом этапе, но чаще всего отклонения не является нарушениями развития. Обычно помогают справиться с проблемами консультации с психологом и опытными педагогами.
Нарушения когнитивного развития и коррекция
Диагностика и последующее лечение нарушений когнитивного развития назначаются в зависимости от времени появления нарушений и их специфики. Расстройства могут быть эмоциональными, моторными, речевыми. И возникают они под воздействием разных факторов. Многое зависит от окружения, воспитания, количества внимания, которое уделяют ребенку родители.
Обычно проявление самых тяжелых расстройств приходится на ранний возраст. Чем старше становится ребенок, тем более легкие когнитивные нарушения у него могут возникнуть. Но во всех случаях важно помнить, что лечение нарушений когнитивного развития у детей – дело тонкое, требующее общих усилий целой команды специалистов – психологов, педагогов, невропатологов, дефектологов. Современные методы лечения когнитивных нарушений позволяют успешно корректировать расстройства на любой стадии и добиваться выраженного положительного результата.
Не стоит забывать, что даже если когнитивные навыки развиты хорошо, со временем они могут ухудшаться. Для профилактики следует тренировать память и внимание, развивать мышление. Викиум предоставляет уникальные тренажеры для мозга, способствующие развитию основных когнитивных функций. Тренируйтесь ежедневно, держите мозг в тонусе!
Источник
Как происходит когнитивное развитие ребёнка? Почему для корректного и эффективного развития когнитивной сферы детей важны позитивные отношения между ребёнком и его родителями? Какие методы и способы можно применять дома для развития когнитивных процессов вашего ребёнка? Об этом — педагог-психолог Дарья Кацукова, специально для CogniFit («КогниФит»).
Как отношения с родителями влияют на когнитивное развитие ребёнка?
Детско-родительские отношения играют центральную роль в развитии самосознания – через них ребёнок приобретает опыт отношения не только к другим, но и к самому себе. Становление психики детей происходит в семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений.
Как происходит когнитивное развитие ребёнка? Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем. Родители, передавая ребёнку определённые знания, организуя его жизнь и деятельность, развивают его психику, формируют его способности. Глубокие изменения психики ребёнка-дошкольника происходят не сами по себе, а под определённым влиянием воспитания и обучения.
В связи с чем особую актуальность приобретают позитивные детско — родительские отношения, нацеленные на развитие когнитивных способностей и процессов у детей. Позитивные детско-родительские отношения характеризуются высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включённостью детей в обсуждение семейных проблем, учётом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребёнка; ограничением собственной субъективности в видении ребёнка.
Сегодня социально-экономические преобразования диктуют необходимость для родителей создать комфортные условия воспитания ребёнка в семье, что способствует эффективному формированию когнитивной сферы ребенка, развивает у него способность эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Родители, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты.
Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Или мозг вашего ребёнка? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.
Общий когнитивный тест: проверьте основные способности вашего мозга
Как развить когнитивную сферу ребёнка?
Когнитивное развитие ребёнка: как могут помочь родители? Для эффективного развития когнитивной сферы ребёнка в семье можно порекомендовать следующие методы:
1. Создание позитивной атмосферы в семье за счёт использования разнообразных современных технологий обучения. Среди современных методов и приёмов развития когнитивных процессов у детей родители активно используют последние достижения науки и техники. Одним из таких новшеств является интерактивный стол, который используется для развития когнитивных процессов у детей дошкольного возраста.
Интерактивный стол представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью, где под руководством родителей происходит управление с помощью прикосновений рук человека или других предметов. Это первый многофункциональный сенсорный стол, позволяющий эффективно вовлекать детей в процесс обучения. Он был специально разработан для детей дошкольного возраста и даёт им возможность совместно с родителями выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх.
2. Метод аналогий и альтернатив. Цель этого приёма – развитие творческого мышления у ребенка. Ребёнку дают задание, в ответ на которое он должен придумать все возможные альтернативы его решения. То есть разработать множество возможных идей, которые могут быть реализованы как решения. Например: как добраться до замка принцессы, который стоит на горе? Пешком, прилететь на шаре, прорыть тоннель; придумать решения по аналогии.
То есть, если вы с такой задачей ещё не сталкивались, то можно рассмотреть схожие задачи из опыта, и применить решения, которые к этим задачам применялись. Например, как построить большой песочный замок? Мы помним, что домики из «Лего» строятся постепенно из отдельных деталек. Значит, замок из песка мы можем построить тоже постепенно, а вместо деталек у нас будут горсти песка в ладошках.
Данный метод развивает способность мыслить масштабно, даёт начальный опыт по выстраиванию логических связей, развивает нестандартность мышления, способствует развитию памяти и причинно-следственных связей, гибкости ума. Иными словами, вы в игровой форме приучаете ребёнка думать, размышлять, быстро находить целый комплекс решений. Если заниматься с ребёнком регулярно, то буквально через 2-3 занятия вы уже заметите, что ребёнок «вошёл во вкус», и у него уже действительно хорошо получается. Желательно, чтобы был график занятий.
3. Метод образно-понятийного мышления. Этот приём развития связан непосредственно с творческим мышлением ребенка. Метод заключается в том, то сначала необходимо рассказывать ребёнку о свойствах, форме, назначении предмета. Даёте тактильный контакт. Потом через время спрашиваете, какой это предмет. Приведём пример: показываем лимон. Он кислый, желтый, ароматный, прохладный, продолговатый, с пупырышками с двух сторон. Нужен для лимонада, добавляется в чай, помогает при простуде. Растёт на дереве. Данный метод способствует развитию ассоциативной памяти, вырабатывается системное мышление, глубокое запоминание на подсознательном уровне, вырабатывается цельность мысли, единство запоминаемого образа, развивается воображение.
Когнитивное развитие ребёнка: методы развития когнитивной сферы детей
4. Метод угадывания. Ставится задача, с которой ребёнок раньше не сталкивался. Опыта нет, как и возможности пробовать и выстраивать оптимальное решение. Ситуация неопределенности. Цель приёма – активизировать внутренние резервы, его интуицию. Данный метод позволяет включать глубинные механизмы психики, развиваться природной интуиции, у ребёнка вырабатывается стрессоустойчивость.
Например, рисунок с тремя дорогами. Одна — тёмная, с летучими мышами. Вторая — зелёная, но с едва заметным болотом и красивыми хищными цветами. Третья – обычная, с птичками. Ребёнку нужно выбрать по заданию: дорогу, которая ведет к колдунье, дорогу в царство Водяного или безопасную дорогу домой.
5. Метод заметок. Приём довольно прост. Вы носите с собой блокнот и ручку. И все интересные мысли вашего ребёнка записываете.
При этом он знает, что вы записываете именно его идеи и высказывания, что это нужно. Если ребёнок уже умеет писать сам – просто помогите ему, чтобы он это делал регулярно.
Цель – сформировать особый тип творческого поведения. Данный метод способствует превращению импульсивного потока мыслей в чёткий поток образов, у ребёнка вырабатывается привычка структурировать свои мысли и деятельность, создается чёткая логическая связь между сознанием, генерирующим идеи, и его физической реализацией, происходит резкий скачок качества и количества творческих мыслей. Ребенок довольно быстро привыкает, глубже понимает суть вещей и в дальнейшем сам способен давать оценку своим идеям.
5. Метод мозгового штурма. Самый «модный» современный приём творческого развития ребенка. Приём хорош тем, что допускает полную свободу мысли. Работает на основе полного запрещения критики. Идеи выражаются свободно, любые, самые фантастические и нелогичные. Цель – полностью раскрепостить мышление от рамок.
Данный метод позволяет родителям развить высокую умственную активность ребенка, помогает активизировать творческое мышление, ассоциативную память, логику и фантазию. Лучше делать регулярно в группах. Обычно на мозговой штурм выделяется немного времени. Если работа в группе – по две минуты на одно выступление. Когда процесс пошел, – через короткое время происходит «взрыв» — своеобразный пик, когда идеи у участников появляются быстро и в большом количестве.
После мозгового штурма обязательно нужно подвести итоги, выбрать лучшие идеи и похвалить своего ребёнка. Дети обычно испытывают восторг от свободного полёта своих идей, и потом ещё долго переживают повышенные эмоции. Итогом регулярных занятий станет развитое воображение дошкольника, находчивость и способность находить решения даже там, где их, казалось бы, не могло быть.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.
Персональная когнитивная тренировка мозга от CogniFit («КогниФит»)
Итак, можно констатировать, что каждый из приемов – особенный. И каждый помогает развиваться.
В заключение хотелось бы отметить, что позитивный настрой родителей, активное включение их в воспитательный процесс своего ребёнка способствует превращению спонтанной и непосредственной активности ребёнка в эффективное развитие когнитивных процессов, самостоятельности, инициативы, творчества и способности найти новые творческие решения.
Источники
- Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 2017. 60 с.
- Гарбузов, В.И. Воспитания ребенка в семье. Совет психотерапевта [Текст] / В.И. Гарбузов – М.: КАРО, 2015. – 296с.
- Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] – М.: Издательство института психотерапии, 2013 – 279с.
- Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен [Текст] – М.:МПСИ, 2016 – 496с.
- 5. Харитонова, Т.И. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии [Электронный ресурс] // Психология и педагогика. Методика и проблемы практического применения. – 2016. – 54 с.
- 6. Харламова, Т.М. Родители и дети: психология и взаимоотношения [Монография] /Л.М. Баландина, Д.М. Корниенко — Перм. гос. гуманит. ун-т — Пермь 2017. -24 с.
Источник