Когда ребенку исполняется 1 год он меняется

Когда ребенку исполняется 1 год он меняется thumbnail

Малышу исполнился 1 год. На какие нормы развития ориентироваться родителям?

Первый год жизни малыша очень ответственный и радостный для родителей. За этот год ребенок из беспомощного маленького комочка превращается в самостоятельного человека, способного не только говорить и стоять на ногах, но и обладающего своими предпочтениями, характером и вкусом.

Каждый новый навык малыша приносит родителям гордость и огромную радость за свое сокровище. Темпы развития малышей первого года жизни зависят от множества факторов, поэтому ожидать строгого соответствия в развитии ребенка определенным стандартам было бы ошибкой со стороны родителей. Однако существуют ориентировочные нормы, по которым можно судить о развитии ребенка, которому исполнился 1 год.

Вот какие эти нормы, которые должен уметь выполнять годовалый ребенок:

1. В конце первого года жизни малыш осваивает самостоятельную ходьбу. Некоторые дети, в основном девочки, в это время уже начинают ходить без поддержки, а другие — делают только первые шаги. Большинство детей в этом возрасте, освоив ходьбу, предпочитают ползать, а не ходить. Ведь «ходьба на четырех» гораздо комфортнее и надежнее, чем качаться на двух ногах.

Не следует торопить малыша, пусть он наберется уверенности. Родителям детей, которые в возрасте 1 год только ползают, не нужно старательно заставлять малыша вставать на ноги, а надо хвалить его и поддерживать за освоение новых навыков в передвижении. Набрав уверенности, под одобряющие улыбки родителей, малыш очень скоро сам встанет на ножки и начнет ходить.

малышу 1 год

2. В возрасте 1 год малыш старается подражать услышанным звукам, словарный запас у него достигает обычно 10 слов. Чаще всего это слова: «Ма-ма», «Па-па», «Ба-ба», «Ням-ням» и другие. Он уже понимает требование родителей, знает всех членов семьи по имени, хоть и не называет их. Пассивный словарный запас у малыша огромен, он узнает членов семьи на фотографиях, на картинке животных, показывает свой нос, ротик, глазки и другие части тела по просьбе родителей.

Малыш уже улавливает интонацию взрослых и обижается, если его ругают. Он умеет обобщать предметы, людей и животных. Например, если он называет «пи-пи» свою машинку, то при поездке на машине он также повторяет «пи-пи». Годовалый малыш хорошо воспринимает простые мелодии и чувствует их ритм.

В этом возрасте дети очень послушные, они с удовольствием выполняют такие просьбы родителей, как «подай», «подними», » убери», «поцелуй», «обними» и так далее. Он хорошо понимает значение слова «нельзя». Малыш способен различать основные цвета: красный, синий, зеленый, черный и белый. Он при просьбе: «Подай, пожалуйста, мне синий кубик» находит его среди игрушек и протягивает взрослому.

малышу 1 год

3. Годовалый ребенок активно передвигается по комнате и играет с другими людьми. Он внимательно изучает свои игрушки и окружающие предметы, гремит и стучит ими, бросает и ползает за ними. Ему очень нравится складывать предметы в коробочки и доставать их оттуда, открывать шкафчики и закрывать их дверца. Он внимательно наблюдает за взрослыми и пытается повторять их движения.

Если ему покупают новую игрушку, он протягивает его взрослым, чтобы они показали, как им надо играть. Малыш годовалого возраста любит катать игрушки на колесиках, собирать кубики и играть в прятки. Он уже умеет искать спрятанные игрушки, а также всегда держит родителей в поле своего зрения. Если видит, что они ушли в другую комнату, быстро ползает или идет за ними.

Опорожнять содержимое ящиков для белья и кухонного шкафа, передвигать предметы интерьера, опрокидывать стулья, тянуть за собой все, что ему под силу, раскрашивать стены и книги, пробовать на вкус предметы, попадающие ему на пути — вот любимые занятия малышей этого возраста. Он радуется тому, что ему удается выполнять те же движения, что и взрослым. Ругать его за это и тем более наказывать нельзя, ведь он их делает не из-за вредности. Просто за малышом, которому исполнился один год, надо все время следить и с терпением учить их понимать, что такое «плохо» и что такое «хорошо».

4. Ребенок в возрасте 1 год приобретает простые навыки самообслуживания. Он уже умеет пить из чашки, пытается кушать ложкой, сам протягивает руку за хлебом, берет кусочки еды и преподносит их ко рту. У него уже имеется 12 зубов: восемь из которых резцы, а четыре — жевательные. Рацион питания малышей в этот период должен быть разнообразным, богатым витаминами, кальцием и фосфором.

5. Годовалый ребенок должен уже проситься на горшок. Если ваш малыш этого еще не делает, то виноваты в этом сами родители. Лучше всего начинать приучать малыша к горшку с шестимесячного возраста, а если вы это время упустили, то начинайте это делать сейчас. Малыш, которому исполнился 1 год, уже хорошо понимает, что требуют от него родители и быстро привыкает к горшку. Но поступать опрометчиво и заставлять малыша часами сидеть на горшке не следует, процесс приучения должен быть постепенным, но регулярным.

Все дети развиваются по-разному, своим индивидуальным путем. Поэтому эти нормы развития ребенка и являются ориентировочными. Если ваш ребенок еще не соответствует какой-то норме из вышеописанных, то это не значит, что он отстает в развитии. Наверняка, он умеет что-то другое, чего не умеют другие. Главное в развитии ребенка первого года жизни — это его здоровье и желание познавать окружающий мир. Задача родителей — поддерживать его и помочь малышу в этот не простой для него период жизни.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Автор: Искандер Милевски

Оглавление темы «Проблемы современного человека»:

1. Негативные эмоции — тормоз на пути к успеху. Учимся контролировать эмоции

2. Как правильно реагировать на критику? — это знает каждый, но получается не у всех

3. Скромность не в моде. Можно ли избавиться от застенчивости?

4. Как и кому сказать нет? Стоит ли всегда отказывать?

5. Может ли женщина перевоспитать мужчину? Как изменить мужчину?

6. Сочувствие и сострадание — нужно ли воспринимать эти эмоции?

7. Болит душа? — обращаемся за помощью к психологу и к психотерапевту

8. Муж сравнивает вас с другими женщинами? — научим мужчин тому, что не стоит говорить женщине

9. Сплетни и слухи. Как на них реагировать?

10. Почему у нас не хватает времени для себя?

Источник

Вот и исполнился 1 год вашему малышу. Он появился на свет таким крохотным и беззащитным, но день за днем рос и развивался, радуя вас первой улыбкой, первым «агу», первыми шагами. Двенадцать месяцев промчались незаметно, и кроха стал уже совсем большим по сравнению с самим собой новорожденным. По-новому любуясь подросшим малышом, многие родители задаются вопросом: «А правильно ли он развивается?» Об этом и поговорим.

РЕБЕНКУ 1 ГОД: МЛАДЕНЕЦ ПОДРОС

Первый год, пожалуй, самый трудный и самый ответственный. Как для родителей, так и для самого ребенка. В этот период психическое и физическое развитие идет быстрыми темпами. И именно в это время, в первый год жизни, закладываются основы будущего физического и психического здоровья. В самый первый свой год жизни маленький человек приспосабливается к окружающему миру, у него формируются самые важные ощущения для восприятия, начинает формироваться характер, закладываются «кирпичики» полезных и вредных привычек, успехов и неудач, создается фундамент для всего дальнейшего пути развития. И этот «багаж» будет сопровождать ребенка всю дальнейшую жизнь, влияя на поступки, потребности, ощущения, отношение с миром и другими людьми. Потому крайне важно в это время очень ответственно относиться к своим родительским обязанностям и правильно организовать условия для роста, полноценного развития малыша и его комфортного мироощущения.

Итак, вы выдержали все испытания и ощутили все прелести первых 12 месяцев жизни вашей малютки. Теперь вы назубок знаете и можете поделиться опытом о том, сколько граммов за месяц должен «набрать» ребенок, когда он должен начать садиться, а во сколько начать ползать, чем его развлекать, когда он не спит и многое-многое другое. Это вы прошли и усвоили в первый год. Но теперь перед вами немного другой, уже повзрослевший человечек. Он изменился (ребенку исполнился 1 год), изменились его потребности и возможности. И прежними знаниями и опытом тут не обойтись. Нужна новая информация о том, какие особенности характерны для данного возраста, что нужно малышу в этот период и как должно проходить его развитие. В один год ребенок во многом сохраняет еще черты только что официально закончившегося периода младенчества. Он все так же нуждается в помощи взрослого, его внимании, заботе, бережном отношении, уходе и грамотном руководстве.

РЕБЕНКУ ИСПОЛНИЛСЯ 1 ГОД: ОТКРЫТИЕ МИРА

Организм годовалого человечка еще функционально незрел. То есть все органы его продолжают интенсивно расти и формироваться. Так, идет активное «созревание» коры головного мозга, формируется центральная нервная система. Именно поэтому в возрасте 1 год малыш сверхлюбознателен и эмоционален. Но он еще не умеет контролировать себя, управлять своим поведением, долго задерживать внимание на чем-то одном. Эмоции в этот период развития «зашкаливают». Подросший карапуз начинает подражать близким взрослым, легко «заражается» их настроением, быстро переходит от смеха к плачу, капризничает, испытывает и выражает разные эмоции (гнев, страх, восхищение). Окружающий мир во всем его многообразии вызывает у крохи бездну любопытства: будь то сломанная дверная ручка, распустившийся цветочек, идущий мимо человек в синем пальто или дождь за окошком. Это и тысячи других вещей искренне интересуют вашего ребенка, когда ему исполнился 1 год. И именно сейчас он как никогда завороженно и доверчиво смотрит на мир, желая узнать все о нем. А потому любимыми занятиями становятся: выбрасывать вещи из ящиков, с полок и «запихивать» их обратно, разрушать сложенную пирамидку, возводить ее заново, пробовать на вкус качели, складывать кубики и тут же их разбрасывать, тянуть скатерть со стола, тыкать пальцем в розетку и др. При этом малыш еще не понимает, что опасно, вредно, а что можно. Он просто познает мир такими вот способами. И познавательная активность его настолько велика, что даже болевые ощущения от первых «уроков» не вызывают у него страха. Поэтому не стоит сильно сердиться на «неутомимого исследователя» и лишать его радости «открытий». Так же, как и оставлять его без присмотра. Лучше следите за действиями непоседы, направляйте их в нужное русло, предоставляя возможность под вашим взором трогать предметы, слушать, смотреть, ощущать запахи, предлагая на выбор свои варианты знакомства с окружающим.

Малыш первого года очень привязан к родителям, эмоционально зависим от мамы. Он плачет и грустит, когда мама уходит, и безгранично радуется ее появлению. Но такая чрезвычайно тесная связь будет продолжаться недолго. Незнакомых вещей, мест или людей в этом возрасте одного года детишки остерегаются. На своей территории они спокойны и чувствуют себя в безопасности, но в незнакомой обстановке ощущают себя неуютно, особенно если рядом нет родного и близкого человека. К концу первого года жизни ребенок становится более «умелым», способен к более сложным действиям (например, самостоятельно собрать пирамидку). Если раньше малютку интересовало повторение одних и тех же действий с объектом, то теперь важна новизна самой вещи, исследование ее новых возможностей. Манипуляции с попавшими в руки годовалого отпрыска предметами становятся все более разнообразными и интересными. Кроха начинает понимать назначение большинства окружающих вещей и пытается использовать их по назначению.

Общение и игры со взрослыми сейчас – обязательно условие для успешного дальнейшего развития ребенка. Малыш и сам охотно играет в веселые простые игры-забавы с близкими взрослыми. Однако с «себе подобными» играть еще не умеет, скорее получается игра не «вместе», а «рядом».

РЕБЕНКУ 1 ГОД: СПОСОБНОСТИ ГОДОВАЛЫХ

В это время ребенок начинает осваивать активную речь. Лепет сохраняется, постепенно «разбавляясь» словами. Примерная норма словарного запаса для одного года – 3–5 слов. И пусть «настоящих» слов пока ненаглядное чадо говорит совсем чуть-чуть, но зато значение большинства сказанного взрослым понимает отлично. Попроси этого малютку, и он укажет на «синюю большую машинку» и «мамин носик» или же выполнит несложные поручения (принесет игрушку, найдет ложку). Умеет четко улавливать интонацию речи. Имитирует звуки по просьбе взрослого («мяукает», «мычит», «гудит»). Еще малыш легко обучаем: быстро «схватывает» названия предметов, имена близких, разученные действия. И с огромным интересом рассматривает картинки в книжке, узнавая знакомых персонажей.

Все отчетливее проявляются индивидуальные особенности малыша и его черты характера: в поведении, реакциях, эмоциях. Про него уже можно сказать: «Само спокойствие» или «Шустрый, как папа».

Одним из важных достижений к концу первого – начала второго года жизни, помимо речи, считается ходьба. Большинство карапузов к году уже поднимаются из сидячего положения, умеют взбираться на невысокий стульчик, могут самостоятельно стоять. И непременно все дети к своему первому дню рождения уже научились как-то передвигаться: некоторые – ползком, а некоторые умеют и «слегка» ходить. Теперь всем предстоит прочно становиться на ноги, пережив падения, ушибы и слезы. И умение уверенно ходить будет завоевано очень непросто.

Не удивляйтесь, если ребенок, едва научившись «топать», продолжает ползать. «Новички» в этом деле иногда возвращаются к более надежному способу перемещения, но это ненадолго. Освоение нового способа передвижения подарит вам и малышу радость и новые эмоции. Правда, для малыша радости будет больше – сколько новых возможностей открывается теперь перед ним! Вам же это добавит еще хлопот и беспокойства за ребенка: теперь его подстерегает больше опасных ситуаций. Но все же не следует особо ограничивать пространство для передвижения и «сужать» рамки только что открытого нового мира. Просто в таком возрасте не стоит оставлять ребенка одного. А еще годовалый карапуз знает свое имя, снимает и нанизывает кольца пирамидки, активно рисует каракули, отличает понятия «большой-маленький», делает «ладушки», строит башню из кубиков, начинает проситься на горшок и очень тонко чувствует, как любят его взрослые.

КРИЗИС РЕБЕНКА 1 ГОДА

Говоря о ребенке в возрасте 1 год, нельзя обойти вниманием одно немаловажное и непростое событие этого периода. Психологи называют его «кризис первого года жизни». Это не означает, что вы столкнетесь с его проявлениями прямо в день рождения малыша (перемены могут «нагрянуть» и в 10 месяцев, и в 1 год, и позже). Но в том, что они произойдут, нет никакого сомнения. И вы это непременно ощутите.

События буду развиваться примерно так. Ваш прежде «милый шустрик» и «чудо-дитя» вдруг превратится в неуправляемого и капризного до невозможности ребенка. На любые ваши запреты и отказы мгновенно следует затяжной плач и крики. Он настойчиво будет требовать внимания, когда вы заняты, но тут же с воплями оттолкнет вас, едва вы согласитесь на «просьбу». Одевания и раздевания превратятся в пытку. И так далее и тому подобное.

А ведь на самом деле кризис – это неотъемлемый и важный период, необходимый для психологического становления личности. Все развитие ребенка – череда кризисных и спокойных этапов. Кризис наступает, когда появляются противоречия между желаниями и реальными возможностями маленького человека. Малыш начинает ходить, говорить, уже тянется к самостоятельности, хочет и пытается делать то и это, но в то же время ему многое пока неподвластно, и он во многом зависит еще от мамы с папой. И на фоне этих несовпадений желания с возможностями возникают те самые вспышки безудержного гнева и нескончаемого непослушания.

Пути «смягчения» трудной ситуации просты. Установить рамки дозволенного (не запрещая слишком многого), быть последовательным и придерживаться «одной линии». Что-то игнорировать, от чего-то отвлекать, используя альтернативу. Предоставлять некоторую самостоятельность, давать больше свободы действий в допустимых пределах. И конечно, вам потребуется терпение и выдержка. Любой кризисный период рано или поздно заканчивается, а приобретенный опыт поистине незаменим и необходим.

РЕБЕНКУ 1 ГОД: ИГРЫ И ИГРУШКИ

«Этому ребенку ничего нельзя давать в руки: все будет сломано, разобрано на части и порвано на клочки!» – часто жалуются родители ребенка, которому исполнился 1 год. годовалого «исследователя». Только не нужно думать, что ваш малыш – разрушитель по натуре. Просто именно таким образом он производит исследование незнакомых для него объектов, узнавая об их свойствах и качествах. Невозможно понять предел прочности машинки, не сломав ее. Затем полученные знания проходят стадию анализа и синтеза: так и складывается картина мира. А потому любознательному крохе стоит предложить «сборно-разборные» игрушки, которые состоят из различных частей: пирамидки, матрешки, конструктор, соответствующий возрасту и др.

Простые и знакомые игрушки не вызовут особых сложностей у малыша, а вот с новыми и более сложными (например, заводная машинка) ребенка следует познакомить и обучить. Обязательно покажите, как заводится механизм и что потом происходит.

«Игрушки со звуком» также любимы малышами одного года. Барабан, бубен, колокольчики и их звучание вызовут неподдельный интерес и восторг у малютки. К тому же ребенок быстро научится различать тембр и усвоит простейшие уроки музыки.

Конечно же, в это время невозможно обойтись и без таких понятно-занятных игр, как «Ладушки», «Сорока-ворона», «Поехали-поехали», «Прятки». Обожают малыши и всевозможные песенки, стишки. Все это их очень веселит, вызывая неподдельное чувство радости и развивая музыкальные и речевые способности. При условии, что взрослый будет эмоционален.

Простые и несложные «Найди пару», «Подбери по цвету (форме)& raquo;, «Открой-закрой» также заинтересуют ребенка, исподволь развивая его познавательные способности. В возрасте 1 года ребенок открыт всему новому и увлечь его не так и сложно. А потому ловите момент, развивайте малыша. 1 год – дата, официально означающая окончание периода младенчества и начало нового этапа развития малыша. По сути, это всего лишь календарная условная граница, к которой «прикрепляются» условные данные тех или иных показателей в развитии. А ребенок продолжает формироваться и развиваться индивидуальным темпом, приобретая все новые черты и умения в сравнении с самим собой.

Источник

Источник

Читайте также:  Как принимать энтерофурил ребенку 1 год