Классные часы на творческое развитие ребенка

Классные часы на творческое развитие ребенка thumbnail

Классный час

«Креативность и ты»

Час общения на психологические темы: проблема творчества, креативности. В сценарии отсутствует диагностика, тренинг, так как задача мероприятия – привлечь внимание подростков к психологии творчества, к поиску своих креативных возможностей.  

Значительное место в сценарии занимает игровой блок.  Все игры проводятся не для выработки какого-либо навыка, а для ознакомления с различными упражнениями по развитию креативности.  Желательно провести эти игры по группам, так многие дети обижаются, если им не дают слово, а  желающих высказаться, как правило, бывает много. В этих играх не нужно выявлять победителей.   Здесь каждый соревнуется как бы с самим собой: «смогу ли я?» Любое участие должно расцениваться положительно. Ведь для одного подростка достижением является оригинальный ответ, а для другого  — уже то, что он осмелился поднять руку и высказаться.  

Цели: дать детям представление о «креативности»; способствовать  развитию воображения, фантазии, мышления;  формировать толерантное отношение к нестандартным, оригинальным людям; побуждать подростков к самопознанию, саморазвитию.  

Оформление класса

Повесить на доске репродукцию картины

Написать эпиграфы

План классного часа

      1. Организационный момент

      2. Проблемная ситуация. «Черный квадрат».

           3.Интерактивная беседа. «Загадка ЧК».

           4.Информационный блок.  Что такое креативность?

           5. Игровой блок. «Игры креативных людей».    

           6. Минута фантазии. «Разгадай картину».

           7.  Заключительное слово.

           8.  Подведение итогов.

Ход классного часа

I.Организационный момент.

 Жил – был когда — то мастер- шляпник. Он изготовлял такие шляпы, которые делали людей привлекательными и уверенными в себе. Но однажды шляпник покинул этот мир, и шестеро его детей получили в наследство мастерскую. В ней они нашли инструменты, обрезки цветного фетра и одиннадцать шляп разного цвета.                                                                                                                            «Наверное, этот заказ, над которым отец трудился в последние дни. Придёт за шляпами человек и заплатит много денег»,- подумали они.                                             Но шло время, а за шляпами никто не приходил.  Дети снова посмотрели на шляпы и решили взять их себе.                                                                                                                                                  И дальше произошли невероятные события. Каждый,  кто надевал какую-либо шляпу, становился необыкновенным человеком, обнаруживал в себе удивительные способности и таланты. С тех пор прошло много лет. Однажды в старом бабушкином сундуке я обнаружила эти одиннадцать шляп. Как они туда попали, я не знаю. Но сегодня я их принесла сюда и хочу, чтобы вы надели эти шляпы и почувствовали себя необыкновенными, непохожими на других.

               Белую шляпу кто надел,

               Тот  над цифрами засел,

               Факты добывает,    

               От математики в восторге прибывает.

Кто в шляпе розовой будет ходить,

Тому без эмоций не прожить.

Красоту во всём примечает

 И себя  ею окружает.

                Владелец шляпы зелёной,

                Всё в себе скрывает,  

                Но огромными творческими возможностями обладает.

                Рисует, стихи сочиняет, шьёт, вышивает.

                                            В синей шляпе ходит тот,

                                            Кто таланты исследователя в себе несёт.

                 Пёструю шляпу надеваешь,  

                И актером себя ощущаешь.

                                             Тому, кто в чёрной шляпе, легко не бывает,  

                                             Критике, сомнению всё подвергает,

                                              Изнутри окружающую природу изучат.

Солнечный цвет за себя говорит,                                                                                                               Тепло, уют, спокойствие вокруг него царит.                                                                                                 Но если ближе подойдёшь,                                                                                                                  Всю яркость ты её поймёшь.                                                                                                          На картине она передаст всё, что видит вокруг нас.

                                   Красную шляпу надеваешь,  

                                   И организаторские способности ощущаешь.

Голубая – мечта любого,                                                                                                             Для тебя уж дорога готова —                                                                                                      Много стран повидать,                                                                                                                              И в загадки древности изучать.

Мимо владельца оранжевой шляпу никто не пройдёт,                                                                        Всегда  вокруг себя  она друзей соберёт,                                                                               И каждому частичку своей души отдаёт.

Шляпа фиолетовая,                                                                                                          Очень неприметная,                                                                                                                                  Но кто её  надевает,                                                                                                                                         Тот  черты тонкого мечтателя в себе открывает.

(Каждый  учении к  выбирает  себе соответствующую шляпку).

И сегодня мы, надев волшебные разноцветные , как палитра, шапки, сами попробуем  прикоснуться к великому искусству, несмотря на на время и расстояние..

 Проблемная ситуация. «Черный квадрат»

Классный руководитель.

Город Петроград, здесь в 1915 году  открылась необычная выставка картин. На ней были выставлены картины русских художников, которые отказались от реалистической традиции и стали искать новые художественные формы. На этой выставке  Казимир Малевич показал свои беспредметные картины, среди которых была и картина «Черный квадрат».  Художник ее повесил в «красном углу», куда обычно в русских избах вешали иконы. На этой выставке Малевич объявил о наступлении нового живописного реализма, который он назвал «супрематизмом»  (от лат. supremus, «высочайший, или преодолевающий»). По мнению Малевича, супрематизм – это высший и последний этап искусства, суть которого заключается в выходе за пределы реального мира, в Ничто, в Абсолют. Именно так, по мнению Малевича, и можно спасти мир, потерявший целостность и находящийся на грани гибели.

Сейчас картина Малевича «Черный квадрат» находится в Третьяковской галерее. По мнению специалистов, она стоит миллионы долларов. Но до сих пор не утихают споры об этой картине. В чем секрет ее популярности?  

II. Интерактивная беседа. «Загадка «ЧК»

Классный руководитель. Посмотрите на репродукцию картины Малевича.Как вы думаете, почему «Черный квадрат»  получил такую известность? В чем ценность этой картины?

Возможные ответы детей:

– В этой картине скрыта какая-то символика, которая была понятна только избранным.

– Тут каждый может видеть что хочет, есть простор для воображения

– Это как в сказке про голого короля, все восхищаются, чтобы не показаться профанами.

– Обыкновенный выпендрёж.

– Это просто стёб, я  тоже так могу.

– Может быть,  художник просто хотел посмеяться над критиками и почитать, что они напишут, а критики сделали из этого квадрата шедевр.

– Мало кто понимает в живописи. Все восхищаются по инерции.

Беседа о восприятии картины.

Классный руководитель

Существуют и другие точки зрения. Например,

 «картина изображает борьбу добра со злом и победу зла»,

 что черной краской художник просто замазал предыдущую картину, которая ему не понравилась,

-мрачное, загадочное  откровение гениального художника;

-искусственно раздутый идол, за которым нет никакой тайны;

-икона пустоты и бездуховности, предчувствие тьмы, поглотившей Россию с 1917 года.

А есть еще одна версия, компьютерная. Всем известно, что изображение на экране монитора складывается из пикселей —  Пиксель – это маленький квадратик определенного цвета, который воспринимается как точка. По этой версии, Малевич, сам того не зная, предвидел эру компьютерных технологий, которые обезличили миллиарды людей на планете.

 Еще одно предвидение: Малевич говорил, что его квадрат – это ничто, пустота, ноль. И в  компьютерной кодировке  черный цвет обозначается числом «0».    

– Какая точка зрения кажется вам наиболее правильной?

– Многие из тех, кто видит эту картину, ловят себя на мысли: «Подумаешь, каждый так может!». Но это пришло в голову именно Малевичу. Как вы думаете, почему?

Возможные ответы детей:

– Потому что он был  нестандартным человеком

– Он хотел быть оригинальным,  хотел создать что-то необычное

– Потому что  ему хотелось, чтобы о нем говорили

– Он хотел выразить себя, показать свое отличие от других.

– Просто хотел сделать себе рекламу.

– Малевич был креативной личностью.

III.  Что же такое креативность?

Классный руководитель. 

«Черный квадрат» интересен как явление. Как изобретение колеса, например. Само колесо — мелочь, а тот, кто его первый придумал — гений.  

Сейчас мы бы сказали, что этот художник был креативной личностью, потому что мыслил нестандартно, искал новые способы выражения.

Креативный – значит «способный к творчеству», к открытиям.

 Креативность помогает находить оригинальные решения сложных технических, научных, жизненных, творческих  проблем, создавать художественные произведения.

Психологи утверждают, что креативность  присуща и ребенку, который рисует картинку, и домохозяйке, изобретающей новый соус, и водителю, который придумал, как сэкономить бензин.

Креативность проявляет себя многообразно. Это — быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение,  чувство юмора. Важным признаком креативности  является самообладание и уверенность в себе.

Оказывается, существует множество изобретений и открытий, авторами которых стали дети. Большинство из этих открытий уже используется в нашей повседневной жизни.

  •  Пластилин изобрела школьница — внучка известного производителя чистящего средства для обоев Клео Маквикера. Оно было предназначено для очищения обоев от угольной пыли. Девочка предложила использовать это средство для игры. Из его состава убрали чистящий компонент, добавили миндальное масло и красители.
  • Идея создания меховых наушников для защиты от холода принадлежит 15-летнему американцу Честеру Гринвуду, который любил кататься на коньках и одновременно слушать музыку.
  • Автор идеи создания снегохода — 15-летний канадец Джозеф-Арманд Бомбардьер.
  • Шрифт Брайля (рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми) разработал французский подросток, 15-летний сын сапожника Луи Брайль.  Мальчик был слеп с 3-летнего возраста, а за основу своего шрифта взял «ночной шрифт» капитана артиллерии Шарля Барбье, который использовался военными того времени для чтения донесений в темноте.
  • Игрушечный грузовик с откидывающимся кузовом изобрёл и даже запатентовал шестилетний Роберт Пэтч, нарисовавший данную конструкцию для того, чтобы отец сделал ему такую машинку.
  • Идея создания батута принадлежит 16-летнему гимнасту Джорджу Ниссену.
  • Фруктовый лёд – мороженое на палочке – впервые изготовил 11-летний Фрэнк Эпперсон.
  • 12-летний Максим Лема из Львова создал робота, выполняющего функции инженеров БТИ. Робот сканирует помещение, замеряет площадь и с помощью радиосигнала передает данные на компьютер.
  • 6-летний Вадим Хомич из Житомира придумал прибор, блокирующий автомобиль с пьяным водителем.
  • 13-летний ученик одной из московских школ Дмитрий Резников разработал совместно со специалистами Государственного медико-стоматологического университета уникальную зубную щётку, предназначенную специально для космонавтов, работающих на орбитальной станции.
  • 13-летняя школьница Мэллори Кьювмен из города Манчестера, США, изобрела новое лекарство от икоты. В состав нового лекарства вошли обычные леденцы, сахар и яблочный уксус. Новинка уже получила название «Hiccupops».
  • 10-летняя москвичка Анастасия Родимина стала самым молодым обладателем патента на собственное изобретение. Девочка изобрела новый способ печатной графики.
  • 8-летняя Аланна Майерс из Данедина, штат Флорида, изобрела средство для безболезненного снятия бинтов. В состав продукта входят мыло, лавандовое масло и вода. На эту идею девочку натолкнула необходимость снятия бинтов после выписки из больницы.
  •  10-летняя жительница США Клара Лейзен придумала необычное соединение азота, кислорода и углерода в ходе выполнения задания учителя «Придумай новую молекулу». Именно такое их взаимное расположение до десятилетнего ребенка никто никогда не демонстрировал. И, хотя открытие новой молекулы произошло совершенно случайно, имя юной американки стоит теперь в перечне авторов работы, опубликованной в научном журнале.
  • 13-летний Лоренс Рок из Британии заработал 250 тысяч долларов, изобретя звонок, который получают на свой мобильный телефон хозяева дома в свое отсутствие. Лоренс Рок изобрел, по сути, программу, которая сумела соединить SIM-карту мобильника хозяев и дверной звонок.

            Таким образом, смысл от участия в  творческой деятельности, конечно, есть. Вы расширяете свой кругозор, даете возможность для раскрытия своих способностей, о наличии которых, возможно, даже не догадывались.

IV. Игровой блок. «Игры креативных людей»

Классный руководитель.

 Мы начинаем серию игр для креативных людей. В этих играх каждый может проявить свою креативность, то есть способность нестандартно, оригинально мыслить и действовать.

Для участия в играх мы разделимся на команды (по рядам).

Итак, начинаем.

Здесь и далее: учитель произносит название игры, говорит краткую инструкцию, в очень быстром темпе дает высказаться детям и переходит к следующей игре.

1. Игра «Мозговой штурм». Играет первая команда. Нужно быстро дать как можно больше ответов на вопрос: «Как можно использовать ложку?»  Принимаются самые фантастические предположения.

Дети поднимают руки, предлагают варианты (1-2 минуты)

2. Игра. «Какой может быть апельсин?» Играет вторая команда. Нужно быстро назвать как можно больше слов о том, каким может быть апельсин.

Дети предлагают варианты: цвет, вкус, форма, плотность, размер, где выращен и т.п. Сначала все говорят по образцу, например, только о цвете, потом кто-то более креативный  меняет признак, например,  форма, и опять большинство идет за этим образцом и т.п. (1-2 минуты)

3. «Весенний Дед Мороз» Представьте себе, что в начале весны вы вдруг встречаете Деда Мороза. Зачем он весной пришёл к нам? Нужно придумать оригинальный ответ на вопрос.

Возможные ответы детей:

— за цветами для Снегурочки на 8 марта                                                                                       – посмотреть, что такое весна,                                                                                                         — забыл кому-то принести подарок и вдруг вспомнил,                                                                         — проснулся и перепутал месяц

4. Игра «Рассказ с одной буквы». А теперь играют все команды.

Попробуйте придумать как можно больше предложений, в которых все слова начинаются на одну букву К. На выполнение этого задания вам дается всего 3 минуты. Кто же составит самое длинное предложение?

После выполнения задания учитель  дает слово командам.  Дети предлагают варианты (1-2 минуты)

5. Игра «Расшифруй слова». Представьте, что простые слова — аббревиатуры. Кто придумает самые смешные расшифровки? Первая  команда расшифрует слово КЛАСС, вторая – слово ШКОЛА, третья – слово  УРОК. Три минуты на раздумье.

Учитель дает слово командам, дети предлагают варианты.  

6. Игра «Пиктограмма». Это последняя игра. На первой парте в каждом ряду лежит альбомный лист. На этом листе ваша команда должна будет изобразить групповую картину. Каждый участник команды нарисует только один предмет и предаст листок соседу, сидящему сзади. Так, постепенно, листок опять вернется на первую парту и будет передан другой команде. Эта команда должна сочинить фантастическую историю по данным рисункам.

(После выполнения задания учитель  дает слово командам.  Дети предлагают варианты фантастических историй по готовым рисункам(3 минуты).

V.  Минута фантазии. «Разгадай картину».

Классный руководитель. Игра. «Разгадай картину» Мы начали классный час с обсуждения картины Казимира Малевича «Черный квадрат». Многие не поняли, о чем эта картина и зачем она была написана.  Представьте себе, что вас попросили объяснить поподробней, что же здесь изображено?

Возможные ответы детей: (Ночь, темная комната, подземелье, мир глазами слепого человека, тайна, Галактика, где нет Солнца и звезд, нефть, пещера, черные мысли, черная зависть, обида и т.п.)

Классный руководитель. Можно сказать, что каждый из вас стал соавтором  великого художника, каждый заполнил эту картину своим смыслом.

VI.  Заключительное слово.

Классный руководитель. Сейчас во всем мире  востребованы люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, проявлять креативность.  Но креативность – это только внутренняя способность к творчеству. Чтобы творчество состоялось, нужно что-то делать. Ученые, изучающие природу творчества, выделили две стадии творческого процесса: первая стадия – длительное наблюдение, размышление, поиск; вторая стадия – озарение, открытие, интуитивное принятое решение. Но чтобы получить этот миг озарения, приходится долго и упорно работать. Недаром великий изобретатель Томас Эдисон говорил: «Гений – это 99% труда и лишь  1% таланта».

Скоро вы будете определять свое место в жизни и свою креативность будете проявлять не в играх, а в настоящем деле.  И от вас будет зависеть, кем вы станете, ремесленником или творцом в своем деле.

VII.  Подведение итогов. Рефлексия.

Классный руководитель.  Как вы оцениваете свои креативные возможности после этого классного часа? Было ли интересным для вас это занятие?

                                        Интернет-ресурсы

1.lib5.podelise.ru/docs/104800/index-1448.html

Источник

Цель: познание и раскрытие учениками своих
потенциальных способностей к творчеству.

Задачи:

  • развитие познавательных психологических
    процессов: памяти, внимания, мышления;
  • развитие самосознания, рефлексии.

План:

  1. На доске написано название мероприятия.
  2. Музыкальное сопровождение: (Шедевры
    инструментальной музыки)
  3. Вступительное слово психолога. (Приложение 1)
  4. Разминка. (Приложение 2)
  5. Основная часть:
  6. — Сказка о Деревьях-Характерах. (Приложение 3)
    — Рисунки детей “Мой характер”.

  7. Рефлексия учеников.
  8. Заключительное слово психолога.

Оборудование:

1. Заголовки, крупно напечатанные на листах А-4:

-гибкость ума, систематичность и
последовательность мышления, диалектичность,
готовность к риску, готовность к ответственности
за принятое решение, источник фантазии,
воображение.

2. Чистые альбомные листы по количеству
учеников, карандаши, краски, фломастеры.

3. Спички: по 4 штуки на парту или на каждого
ученика.

Приложение 1

В наше сложное время жизненно необходимы
становятся такие качества личности как
целеустремленность, активность, упорство, умение
добиваться поставленных целей и еще много других
положительных качеств.

Но наряду с этими качествами немаловажное
значение имеет еще одно. Как вы думаете, ребята,
какое? Да, сейчас очень нужны люди, умеющие
мыслить творчески, способные принимать
нестандартные решения в сложных ситуациях, да в
любой области деятельности.

Уже давно ученые пытались разгадать загадку
творчества. Первыми объектами изучения были люди
науки и искусства. Анализировались их дневники,
письма, высказывания. Большинство авторов
великих изобретений выделяли две стадии
творческого процесса: первая стадия –
длительные размышления над изучаемыми фактами и
явлениями ; вторая стадия – короткое озарение и
интуитивно принятые решения.

Изобретатель Томас Эдисон так определил
процесс творчества: “Изобретение – это 99% пота и
1% вдохновения”.

Во второй половине XX века исследования
творческого мышления стали расширяться. Были
выявлены психологические составляющие
творческой деятельности:

  1. Гибкость ума.
  2. Систематичность и последовательность мышления.
  3. Диалектичность.
  4. Готовность к риску.
  5. Готовность к ответственности за принятое
    решение.

Разберемся в каждом понятии более подробно.

1. Гибкость ума включает способность к
выделению существенных признаков из множества
случайных и способность быстро перестраиваться
с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно
предлагают сразу много вариантов решений,
комбинируя и варьируя отдельные элементы
проблемной ситуации.

2. Систематичность и последовательность
позволяют людям управлять процессом творчества.
Без них гибкость может превратиться в “скачку
идей”, когда решение до конца не продумывается. В
этом случае человек, имеющий много идей, не может
выбрать одну среди них. Он нерешителен и зависим
от окружающих людей. Благодаря систематичности
все идеи сводятся в определенную систему и
последовательно анализируются. Очень часто при
таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея,
преобразовывается и открывает путь к решению
проблемы.

3. Зачастую открытие рождается при соединении,
казалось бы, несоединимого. Эту способность
назвали диалектичностью мышления. Например,
долгое время казались неразрешимыми такие
явления, как беспроволочная передача речи на
расстоянии, полеты на летательных аппаратах
тяжелее воздуха, запись звука.

4. Творчески мыслящий человек также нуждается в
способности рисковать и не бояться
ответственности за свое решение. Это происходит
потому, что часто старые и привычные способы
мышления более понятны большинству людей.
Известно, например, что законы наследственности
были открыты и опубликованы Гергом Менделем в 1865
году, но до 1900 года все биологи игнорировали
открытие Менделя. Только спустя 35 лет после того
как три разные группы ученых вновь открыли
законы наследственности, об открытии Менделя
вспомнили и приняли его. Источником творческой
духовности человека являются фантазии. Если бы
не было фантазий, не было бы музыки, живописи,
литературы, любви. Позволяя себе фантазировать
мы уходим от стандартов в мышлении, поведении,
выражении эмоций.

Сегодня на нашем занятии мы будем учиться
нестандартно мыслить, действовать творчески,
фантазировать и получать от этого радость.

Приложение 2.

Задание 1. Вытяните руки по направлению к
учащимся, сожмите кулаки и предложите
кому-нибудь вдвинуть в них сверху спички – одну
головкой вниз, другую – головкой вверх. Спросите
детей, в одну ли сторону смотрят спички?

После отрицательного ответа раскройте ладони и
покажите, что спички направлены головками в одну
сторону. Не дав изумлению и недоумению зрителей
(как же так?) развиться до степени чрезвычайной,
переходите к следующему фокусу со спичками.

Четыре равно трем

Выложите на стол спички, одну за другой. Чтобы
не было сомнения в их количестве, вслух
пересчитайте их. Теперь предложите детям сделать
из четырех спичек три, не убирая ни одной. Если им
ничего не удастся, то покажите, как это сделать,
сложив из них арабскую цифру “3”.

У детей, скорее всего, раздастся вздох
разочарования: “Надо же – как просто…” Тогда
предложите им реванш: пусть из трех спичек (одну
заберите) сделайте четыре. Предупредите, что
ломать спички, зажигать и прочее нельзя. А
решение между тем хрестоматийно просто: из
спичек складывают римскую цифру “IV”.

Задание 2. Необходимо быстро отвечать на
вопросы.

1. Какой страшный хищный зверь падок до малины? (Медведь).

2. Тощим или жирным ложиться медведь в берлогу?
(Жирным, жир греет и питает спящего медведя).

3. Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь
начинает фыркать? (Лошадь имеет острое
обоняние. Отфыркиваясь, она очищает свой нос и
может быстрее определить, что и с какой стороны
ей угрожает).

4. Почему лоси могут сравнительно легко бегать
по таким болотам, где всякое другое животное их
веса увязло бы? (Лось имеет на каждой ноге два
копыта, между которыми натянута перепонка. Когда
он бежит, копыта раздвигаются, перепонка
натягивается, давление тела животного
распределяется на сравнительно большую площадь
опоры, и лось не вязнет).

5. Куда зайцу бежать удобнее, с горы или в гору?
гору. У зайца передние ноги короткие, задние
длинные. Поэтому заяц бежит легко в гору, а с
отвесной горы летит кубарем через голову.)

6. Почему весной не бьют пушных зверей? (Весной
пушные звери линяют, теряют густой теплый
подшерсток, это обесценивает мех. Кроме того,
весной у зверей детеныши).

7. Когда заяц-беляк бывает всего заметней? (Когда
вылиняет в серый цвет раньше, чем растает снег,
или когда земля обнажится прежде, чем беляк
вылиняет).

8. Почему распространенное сорное растение
называют пастушьей сумкой? (Плоды пастушьей
сумки похожи на сумки, которые в старину носили
пастухи).

9. Почему кустарник дикой розы называют
шиповником? (Кустарник получил такое название
за шипы, которыми густо усыпаны его ветки).

10. Почему многие растения пустынь имеют вместо
листьев колючки или шипы? (Колючки или шипы,
заменяющие листья у многих пустынных растений –
это приспособления, которые позволяют этим
растениям более экономно расходовать влагу).

11. Почему комнатные растения нужно поливать не
холодной (особенно зимой), а теплой водой? (Холодная
вода очень медленно проникает в растение.
Например, вода при 00 поступает в корень
растения приблизительно в 7 раз медленнее, чем
вода, имеющая 200, и оно не получает вовремя
нужных питательных веществ. Застоявшаяся в
горшке с растением холодная вода может
закиснуть, и растение погибнет).

12. Почему растения не следует поливать в то
время, когда на них падают солнечные лучи? (Когда
светит солнце, капельки воды, оставшиеся после
поливки на стеблях и листьях растений, собирают
его лучи, как маленькие увеличительные стекла, и
растение может получить ожоги).

13. Почему куры, индейки и некоторые другие
зерноядные птицы глотают мелкие камешки? (Камешки,
которые глотает курица, помогают ей лучше
переваривать зерна. У кур и других зерноплодных
птиц есть особый орган – мышечный желудок с
очень толстыми стенками и мощными мускулами. При
сокращении желудка зерна трутся о камешки и
измельчаются. Желудок с камешками заменяет
курице зубы).

14. Что значит “волка ноги кормят”? (Волк не
стережет добычу в засаде, как кошки, а догоняет ее
бегом).

15. Какая корова сытнее живет, хвостатая или
бесхвостая? (Хвостатая – хвостом корова
отгоняет назойливых и жалящих насекомых в то
время, когда щиплет траву, бесхвостой нечем
отмахиваться от оводов и мух, она меньше ест
потому, что ей приходится поминутно мотать
головой и переходить с места на место).

16. Умеют ли слоны плавать? (Слон не только
хорошо плавает, но и может погружаться под воду,
выставляя над ее поверхностью конец хобота).

17. Одинаковы ли зрачки у кошки днем или ночью? (Неодинаковы,
днем , при солнечном свете, зрачки кошки узкие, к
ночи сильно расширяются).

18. Про каких животных можно сказать, что они
“вылезают из кожи вон”? (Змеи при линьке на
самом деле вылезают из старой кожи,
протискиваясь между камнями, корнями и пр. К
моменту линьки уже успевает образоваться
молодая блестящая и глянцевитая кожа).

19. Какой зверь спит головой вниз? (Летучая
мышь).

20. Какие звери летают? (Летучие мыши
расстояния в несколько десятков метров
пролетает и летяга (полетуха),- живущая в наших
лесах белка с кожистыми перепонками межу
лапками).

21. Мы часто употребляем выражение “…где раки
зимуют”. А где действительно зимуют раки? (Раки
зимуют в естественных подводных береговых норах,
либо вырывают такие норы сами. В этих норах они не
всегда остаются бездеятельными. Часто, высунув
клешню, рак схватывает проплывающую мимо
рыбешку).

22. Всегда ли рак движется назад? (Плавает рак
действительно всегда назад, но к пище
устремляется вперед).

23. Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж).

Приложение 3

Сказка о Деревьях-Характерах.

В некотором удивительном мире, в долине,
раскинувшейся среди высоких и неприступных гор,
росли…Деревья-Характеры. Это были необычайные
растения. Их внешний вид был отражением
характеров людей, живших далеко-далеко за горами.

У каждого Дерева-Характера от ствола отходили
четыре главные ветви и множество маленьких. Эти
четыре главные ветви имели свои названия:
Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к
себе, Отношение к вещам. У каждого
Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую
на других форму, свою особенность.

На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к
людям была пряма и устремлена вверх, потому что
несла черту Правдивости, а на другом была
скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к
себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то
пригибалась до земли от своей Приниженности, а
где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу
как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к
вещам на некоторых Деревьях-Характерах
скрючились от жадности, а на других обилием
листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом
волшебном лесу. Под некоторыми Характерами
трескалась земля – такими они были тяжелыми,
зато легкие характеры буквально парили в
воздухе, едва цепляясь за почву корнями.
Встречались Характеры, сплошь – от корней до
кроны – покрытые иголками, и потому они были
очень колючими. А иные напоминали телеграфные
столбы с едва заметными отростками – это были
прямые Характеры. Даже бензопила не могла бы
распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры
были настолько податливы, что их стволы можно
было запросто мять, как глину. Были среди них
очень красивые и безобразные, высокие и низкие,
стройные и даже стелющиеся по земле.

Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что
росли они на разных почвах, неодинаково их
согревало солнце, иначе обдувал ветер, не поровну
давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в
жизни складывается все по-разному, верно.

Порой налетала в волшебную долину свирепая
буря, яростно бросалась она на
Деревья-Характеры… иные ломала или вырывала с
корнем, другие гнула до земли, но сломать не
смогла. Были и такие, что не клонились под самым
сильным ураганным ветром и лишь гордо
распрямляли свои могучие ветви.

Многие люди хотели бы побывать в этом лесу,
посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но
попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой
у тебя характер, можно, только изучая самого себя
и свои поступки.

Литература:

  1. Симановский А.Э.
  2. Развитие творческого
    мышления детей. Популярное пособие для родителей
    и педагогов. /М.В. Душин, В.Н. Куров.- Ярославль:
    “Академия развития”, 1997. – 192 с., кл.- (Серия:
    “Вместе учимся, играем”)

  3. Вачков И.В. Сказкотерапия:
  4. Развитие
    самосознания через психологическую сказку. -2-е
    изд., перераб. и доп. – М.; Ось – 89, 2003. – 144 с.

  5. Перельман Я.И.
  6. Занимательные задачи и опыт. М.,
    1972, с испр.

Источник