Классификация онтогенетического развития ребенка

Ф.4-71

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный педагогический институт

Кафедра анатомии, физиологии и дефектологии

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

по дисциплине: Клинические особенности развития детей с ограниченными возможностями

для специальности 5В010500 Дефектология

Павлодар

Ф.4-72
Утверждаю
Декан ФЕ

________Г. Даржуман

_______________2013 г

Составитель: старший преподаватель _____________ Л. Резник

Кафедра анатомии, физиологии и дефектологии

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

по дисциплине: Клинические особенности развития детей с ОВ

для специальности 5В010500 Дефектология

Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утвержденной ___________ 2013 г.

Рекомендована на заседании кафедры от ______2013 года, протокол №__

Заведующий кафедрой ____________ С. Кабиева

Одобрена УМС факультета естествознания

___________2013 г. протокол № ____

Председатель УМС__________ Б. Габдулхаева

Рабочая программа дисциплины для студента(Syllabus)

1.Данные о преподавателе:

Резник Ляйля Вахитовна, старший преподаватель кафедры анатомии, физиологии и дефектологии

Приемные часы на кафедре (А-307) по расписанию консультаций для группы.

2. Данные о дисциплине

Дисциплина будет изучаться продолжительностью соответственно 15 недель. Общая трудоемкость дисциплины 135 часов, из них 45 часов отведено на занятия в аудитории и 60 часов – на самостоятельную работу студентов (СРПС и СРС) по изучению дисциплины. Распределение аудиторного времени по видам занятий приведено в календарном плане.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных во время изучения следующих дисциплин: школьный курс биологии, химии, введение в специальность.

Целью курса является:


  • развитие определенного уровня образованности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения дисциплины, позволяющих решать задачи в сфере профессиональной и социальной деятельности

Задачами изучения дисциплины являются:


  1. ознакомить студентов с контингентом детей, относящихся к категории «дети с ограниченными возможностями»;

  2. ознакомить с онтогенезом детей в норме и детей с ограниченными возможностями;

  3. обучить студентов методам обследования детей с ограниченными возможностями;

  4. ознакомить теоретически и на практике с клиническими симптомами различных заболеваний;

  5. сформировать теоретические основы для дальнейшего восприятия необходимых медико-биологических и клинических знаний.

Изучив дисциплину, Вы должны будете знать:


  • особенности развития детей в разные возрастные периоды;

  • методы обследования детей с ограниченными возможностями;

  • клинические симптомы заболеваний, ведущих к отклонениям в развитии;

  • этиологию и патогенез отклонений в психомоторном развитии.

Участвуя в практических занятиях и выполняя задания на СРС, Вы научитесь:


  • критически оценивать литературные источники, использо­вать полученные знания в работе с детьми, страдающими различными отклонениями в развитии

  • использовать знания при изучении других медико-биологических и клинических дисциплин, а также в практической деятельности;

Владеть навыками:

правильно ориентироваться в подходах при коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями и их родителями.

Знания и компетенции по завершении курса:


  • развивающая: владеть знаниями, умениями и навыками изучать, обобщать, обладать высокой мотивацией к педагогической деятельности, стремиться к самообразованию и самопознанию;

  • компетенция в самостоятельном поиске обосновывающего материала и проведении диагностического материала;

  • владеть знаниями, умениями и навыками защищать права и интересы ребенка, профессиональную честь и достоинство педагога, а также соблюдать нормы педагогической этики.

2.Пререквизиты;

«Невропатология», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Введение в специальность»

Постреквизиты;

«Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВ», «Психофизическое развитие детей со сложными дефектами», «Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ОВ», «Организация логопедической работы в учреждениях образования», все виды практик, практическая деятельность.

Литература

Основная


  1. Манжуова Л.Н. Клинические особенности развития детей с ОВ-Алматы: Нур-Принт. 2009,-116с

  2. Резник Л.В. Жакупов М.К. Клинические особенности развития детей с ОВ.-Павлодар: ПГПИ, 2012, -136с.

  3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики.-М.: Владос,2003-368с.

  4. Ляпидевский С.С. Невропатология./Под ред. В.И. Селиверстова. –М.: Владос, 2003,-384с

Дополнительная:


  1. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А. Литвак М.С.. Общая психопатология. –Ростов- на –Дону, 2000

  2. Немов Р.С. Психология. Книга 2. –М.: Владос, 2001.-608с.-С.19-52,.

  3. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни.-М.: Медицина,2001.-272с.-С.7-259.

  4. http//www.deafworld.ru/сайт страна глухих

  5. http//www.deti-blog.ru/funkcionalnaya -diagnostika rebenka

Содержание программы обучения

5В010500 Дефектология Клинические особенности развития детей с ограниченными возможностями


Наименование документа

Автор

Примечание

Рабочая программа дисциплины для студента (Syllabus)

Резник Л.В.

Карта обеспеченности учебной и учебно-методической литературой дисциплины в научной библиотеке ПГПИ

Резник Л.В.

Лекционный комплекс

Резник Л.В.

Учебно-методическое пособие.

Комплекс лекций мультимедиа на диске


План и методические рекомендации к выполнению практических работ

Резник Л.В.

График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

Резник Л.В.

Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся.

Резник Л.В.

Ф.4-70


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Клинические особенности детей с ограниченными возможностями


№ темы

Наименование тем дисциплины

Количество часов

лекции

Практические занятия

СРС

(и СРСП)

1


2

3

4

5

    Значение дисциплины. Понятие нормы и отклонения от нормы в педагогике.

    1

    1

    6

      Периодизация детского возраста. Периоды (этапы) развития ребенка.

      1

      2

      6

        Период новорожденности.

        1

        2

        6

          Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе:

          период грудного детства, преддошкольный и дошкольный период.


          1

          3

          6

            Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе:

            младший школьный и старший школьный (пубертатный) период.


            1

            2

            6

              Общая характеристика детей с ограниченными возможностями. Этиология и патогенез различных форм отклонения в развитии Классификация детей с ограниченными возможностями Лапшина В.А. и Пузанова Б. П.

              1

              2

              6

                Методы обследования детей с ограниченными возможностями

                2

                4

                12

                  Особенности развития детей с нарушением слуха.

                  1

                  2

                  6

                    Особенности развития детей с нарушением зрения.

                    1

                    2

                    6

                      Особенности развития детей с нарушением речи.

                      1

                      2

                      6

                        Особенности развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

                        1

                        2

                        6

                          Особенности развития детей с умственной отсталостью

                          1

                          2

                          6

                            Особенности развития детей с задержкой психического развития

                            1

                            2

                            6

                              Оказание медико-педагогической помощи детям с ООП.

                              1

                              2

                              6

                                Итого

                                15

                                30

                                90

                                4. Компоненты курса

                                Перечень тем лекционных занятий

                                Тема 1. Значение дисциплины. Понятие нормы и отклонения от нормы в педагогике Характерные особенности детского организма.

                                Тема 2. Периодизация детского возраста. Психофизическое развитие ребенка. Классификация онтогенетического развития ребенка (Н.П. Гундобин). Развитие ребенка во внутриутробный период. Развитие ребенка в эмбриональный период. Поздний фетальный период. Интранатальный период (роды).

                                Тема 3. Период новорожденности. Шкала АПГАР. Прогностическое значение. Функциональное состояние органов и систем здорового новорожденного. Переходные состояния.

                                Тема 4. Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе: период грудного детства (с 28 дня до 12 месяцев), преддошкольный (старший ясельный) период (от 1 года до 3-х лет) дошкольный период (от 3 до 7 лет);

                                Тема 5. Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе: физическое и психическое развитие детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет); старший школьный (пубертатный) период (от 11 до 20 лет), время наступления периода полового созревания

                                Тема 6. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями. Классификация детей с ограниченными возможностями Лапшина В.А. и Пузанова Б. П. Факторы, влияющие на развитие ребенка с ОВ. Этиология и патогенез различных форм отклонения в развитии.

                                Тема 7. Методы обследования детей с ограниченными возможностями.

                                Особенности обследования детей с ограниченными возможностями. Клинические методы обследования: опрос; осмотр ребенка; антропометрия; пальпация. Клинико-генеалогический метод исследования. Лабораторные методы исследования. Инструментальные методы исследования. Исследование состояния психической деятельности

                                Тема 8. Особенности развития детей с нарушением слуха. Возрастные особенности становления слуховой чувствительности. Причины врожденной глухоты или тугоухости. Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей. Развитие познавательной сферы у ребенка, имеющего нарушения слуха.

                                Тема 9. Особенности развития детей с нарушением зрения. Классификация нарушений зрения: функциональные и органические; слепые и слабовидящие. Особенности психомоторного развития детей с нарушением зрения.

                                Тема10. Особенности развития детей с нарушением речи. Этапы формирования речи. Критические периоды развития речи. Динамика формирования речи в онтогенезе. Признаки благополучного развития речи у ребенка. Этиология речевых нарушений.

                                Тема11. Особенности развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Этиология нарушений ОДА. Классификация нарушений ОДА. Клиническая и психолого — педагогическая характеристика детей с ДЦП.

                                Тема 12. Особенности развития детей с умственной отсталостью. Этиология УО. Этиологические факторы: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Классификация умственной отсталости. Классификация детей с общим психическим недоразвитием Певзнера М.С. Тема 13. Особенности развития детей с задержкой психического развития, нарушением поведения и общения; с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

                                Тема 14. Оказание медико-педагогической помощи детям с ООП

                                Содержание практических занятий

                                Тема 1. Понятие нормы и отклонения от нормы в педагогике Характерные особенности детского организма.

                                Тема 2. Периодизация детского возраста. Психофизическое развитие ребенка.

                                Тема 3. Период новорожденности. Шкала АПГАР. Рефлексы в норме и патологические. Переходные состояния.

                                Тема 4. Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе: период грудного детства, преддошкольный период

                                Тема 5. Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе: дошкольный период физическое и психическое развитие детей младшего школьного пубертатный период. Стадии полового созревания

                                Тема 6. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями. Этиология и патогенез различных форм отклонения в развитии. Классификация детей с ограниченными возможностями Лапшина В.А. и Пузанова Б. П

                                Тема 7. Методы обследования детей с ограниченными возможностями.

                                Клинические методы обследования: опрос; осмотр ребенка; антропометрия; пальпация. Исследование функционального состояния различных органов и систем. Клинико-генеалогический метод исследования. Лабораторные методы исследования. Инструментальные методы исследования. Исследование состояния психической деятельности

                                Тема 8. Особенности развития детей с нарушением слуха.

                                Тема 9. Особенности развития детей с нарушением зрения.

                                Тема10. Особенности развития детей с нарушением речи.

                                Тема 11. Особенности развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Клинические симптомы ДЦП.

                                Тема12. Особенности развития детей с умственной отсталостью. Этиологические факторы: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Классификация умственной отсталости. Отличие умственной отсталости от сходных с ней состояний.

                                Тема 13. Особенности развития детей с задержкой психического развития, нарушением поведения и общения; с комплексными нарушениями психофизического развития.

                                Тема 14. Оказание медико-педагогической помощи детям с ООП

                                Политика курса

                                Ваша подготовка к занятиям будет проверяться опросами, проверкой выполнения ДЗ, участием в работе группы. За присутствие на занятиях без замечаний и опозданий Вы получите 90 баллов. За качественное и творчески выполненное домашнее задание Вы получите от 95 до 100 баллов. За опоздание на 10 минут снимается 10 баллов, если опоздали на 15 и более минут Вы не будете допущены к занятию и, соответственно, теряет их. Если Вы не готовы к занятию и не выполнили ДЗ, то оценивается только Ваше присутствие(75 баллов). Пассивность на занятии приведет к потере 10 баллов. За некачественное оформление отчета по домашним заданиям, за отксерокопированный материал балл может быть снижен в два раза.

                                Несвоевременное выполнение СРС (кроме подготовки к занятиям) приводит к снижению балла:


                                • на 1/3 при опоздании на неделю;

                                • в 2 раза при опоздании более чем на неделю.

                                При удалении с занятия балл будет равен 0. Если Вы отсутствовали на занятии или контрольном мероприятии по уважительной причине, Вам предоставляется возможность отработать его индивидуально во время, указанное преподавателем.

                                В каждом семестре предусмотрены два рубежных контроля знаний пройденного материала соответствующих разделов дисциплины в виде тестирования, опроса, выполнения творческого задания или конференции. По итогам работы два раза за семестр определяется итоговый балл текущей успеваемости (рейтинг). Балл менее 50 соответствует неудовлетворительной оценке.

                                Для допуска к экзамену необходимо иметь положительные оценки по итогам 1 и 2 рейтингов.

                                Итоговый экзамен будет проводиться в тестовой форме. Списывание на экзаменах или при выполнении письменных работ запрещено.

                                Итоговая оценка по дисциплине в баллах будет, определяется по формуле:

                                Р1+Р2

                                ИО = —————* 0,6 + Э*0,4

                                2

                                где Р1, Р2, Э – соответственно баллы, набранные по итогам 1 – 2 рейтингов, полученные за качество выполнения и защиты курсовой работы и на экзамене, определяемые по 100 бальной шкале;

                                0,6 и 0,4 – соответствующие весовые доли, установленные Ученым советом университета.

                                Если Вы получите на экзамене оценку неудовлетворительно (менее 50 баллов), то Ваш итоговый рейтинг по дисциплине не определяется, а в ведомость заносится оценка «неудовлетворительно».

                                Желаем успехов!

                                Лекционный комплекс

                                Лекция №1. Значение дисциплины «Клинические особенности развития детей с ОВ».

                                План


                                1. Цель и задачи изучения дисциплины

                                2. Понятие нормы и отклонения от нормы в педагогике

                                3. Характерные особенности детского организма

                                Литература:


                                1. Манжуова Л.Н. Клинические особенности развития детей с ОВ-Алматы:Нур-Принт. 2009,-116с

                                2. Резник Л.В. Жакупов М.К. Клинические особенности развития детей с ОВ.-Павлодар: ПГПИ, 2012, -136с.

                                Актуальность изучения курса. Цель и задачи курса: развитие определенного уровня образованности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения дисциплины, позволяющих решать задачи в сфере профессиональной и социальной деятельности. Понятие нормы и отклонения от нормы в педагогике. В Казахстане после принятия закона «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года реализуется практически концепция интеграции людей, имеющих те или иные отклонения, в общество. Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Понятие «нормы» широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Типы и причины отклонений. Инклюзивное образование (франц.. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Восемь принципов инклюзивного образования.

                                Лекция№2. Периодизация детского возраста.

                                План


                                1. Понятие рост и развитие

                                2. Особенности роста и развития

                                3. Критические периоды развития ребенка

                                4. Периодизация развития дет­ского организма

                                5. Классификация онтогенетического развития человека Н.П. Гундобина

                                Литература:

                                1.Резник Л.В. Жакупов М.К. Клинические особенности развития детей с ОВ.-Павлодар: ПГПИ, 2012, -136с.

                                В процессе онтогенеза отдель­ные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обуславливает особенности функционирования организма детей раз­ного возраста. Периодизация развития дет­ского организма имеет большое значение для педагогической прак­тики и охраны здоровья ребенка. Каждый возрастной период характеризуется своими специфи­ческими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуаль­ного развития, или критический период.

                                Классификация онтогенетического развития ребенка (Н.П. Гундобин)

                                А. Внутриутробный этап:


                                1. фаза эмбрионального развития (эмбрион, от 0 до 3 месяцев)

                                2. фаза плацентарного развития (с 3-х месяцев до рождения)

                                Источник

                                2.4. Периодизация онтогенеза

                                Онтогенез –
                                процесс индивидуального развития живого существа от момента
                                оплодотворения яйцеклетки до смерти. Онтогенез состоит из двух
                                периодов:

                                · пренатального (внутриутробного);

                                · постнатального (внеутробного).

                                Развитие человека – непрерывный процесс, протекающий в течение всей
                                его жизни. С момента рождения и до смерти в организме протекает ряд
                                последовательных закономерных морфологических, биохимических и
                                физиологических изменений, в связи с чем различают
                                определенные временные отрезки или периоды. Границы, отделяющие один
                                возраст от другого в определенной степени условны, но в тоже время
                                для каждого возраста характерны присущие только ему черты строения и
                                функционирования. В качестве критериев, на основании которых
                                выделяют эти периоды, были предложены: масса тела, окостенение
                                скелета, прорезывание зубов, мышечная сила, степень полового
                                созревания и др. Среди предложенных классификаций периодов роста и
                                развития, их возрастных границ наибольшее распространение получила
                                схема возрастной периодизации, рекомендованная Институтом физиологии
                                детей и подростков в 1965 году. Она включает 12 возрастных периодов:

                                — новорожденные
                                – 0–10 дней;

                                — грудной
                                возраст – 10 дней – 1 год ;

                                — раннее
                                детство – 1–3 года;

                                — первое
                                детство – 4–7 лет;

                                — второе
                                детство – 8–11 лет девочки, 8–12 лет мальчики;

                                — подростковый
                                возраст – 12–15 лет девочки, 13–16 лет мальчики;

                                — юношеский
                                возраст – 16–20 лет девушки, 17–21 год юноши;

                                — первый
                                зрелый возраст – 21–35 женщины, 22–35 лет мужчины;

                                — второй
                                зрелый возраст – 36–55 лет женщины, 36–60 лет мужчины;

                                — пожилой
                                возраст – 56–74 года женщины, 61–74 года мужчины;

                                — старческий
                                возраст – 75–90 лет;

                                — долгожители
                                – свыше 90 лет.

                                 Что же характерно для каждого возрастного периода?

                                Период новорожденности.
                                В этот период ребенок вскармливается водянистой жидкостью,
                                выделяющейся из молочных желез матери (молозивом). Большую часть
                                суток проводит в состоянии сна.

                                Грудной возраст.
                                Ребенок питается уже «зрелым» молоком. В этот период происходит
                                наиболее интенсивный рост по сравнению 
                                с остальными периодами постнатального развития, длина тела
                                увеличивается в среднем в 1,5 раза, масса тела утраивается. С 6
                                месяцев начинают прорезываться молочные зубы.

                                Раннее детство. Заканчивается
                                прорезывание молочных зубов. Происходит перестройка и усложнение
                                микроструктуры головного мозга, ребенок начинает говорить,
                                усложняется его поведение.

                                Первое детство. Происходит
                                увеличение скорости роста, которое называют первым ростовым
                                скачком.
                                 С 6 лет появляются первые постоянные зубы. Обычно с 5
                                лет устанавливается «ведущее» полушарие головного мозга и ребенок
                                становится «правшой» или «левшой».

                                Второе детство.
                                Начинают функционировать половые железы, вследствие повышенной
                                секреции половых гормонов начинают выявляться половые различия в
                                размерах и форме тела, появляются вторичные половые признаки. Увеличиваются
                                темпы ростадевочки обгоняют в росте и развитии мальчиков.

                                Подростковый период.
                                В основном заканчивается половое созревание. Наблюдается выраженное
                                ускорение роста – это второй или «пубертатный» скачок, особенно
                                характерен для мальчиков, они догоняют и обгоняют девочек по длине и
                                массе тела. У мальчиков интенсивно развивается мышечная система.
                                Основные морфологические 
                                и функциональные характеристики органов и систем приближаются к
                                характеристикам взрослого организма.

                                Юношеский период. В
                                основном заканчивается окостенение скелета и соответственно роста
                                организма. Организм полностью сформирован, все его параметры
                                достигают окончательной величины.

                                Следует помнить, что у детей не всегда календарный (паспортный)
                                возраст соответствует их биологическому возрасту, так как возможны
                                ускорение и задержка биологического развития. Такая динамика
                                биологического возраста может быть генетически запрограммированной
                                или определяться внешними воздействиями (см.   2.5. Закономерности
                                роста и развития детского организма).

                                Возрастную периодизацию необходимо учитывать педагогам 
                                и родителям, чтобы все приемы и методы обучения и воспитания детей
                                соответствовали каждому возрасту и способствовали оптимальному
                                (наилучшему) развитию физических и психических возможностей детей.

                                 

                                Источник

                                Читайте также:  Маршрут развития ребенка по логопедии