Классификация онтогенетического развития ребенка
Ф.4-71
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный педагогический институт
Кафедра анатомии, физиологии и дефектологии
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
по дисциплине: Клинические особенности развития детей с ограниченными возможностями
для специальности 5В010500 Дефектология
Павлодар
Ф.4-72
Утверждаю
Декан ФЕ
________Г. Даржуман
_______________2013 г
Составитель: старший преподаватель _____________ Л. Резник
Кафедра анатомии, физиологии и дефектологии
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
по дисциплине: Клинические особенности развития детей с ОВ
для специальности 5В010500 Дефектология
Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утвержденной ___________ 2013 г.
Рекомендована на заседании кафедры от ______2013 года, протокол №__
Заведующий кафедрой ____________ С. Кабиева
Одобрена УМС факультета естествознания
___________2013 г. протокол № ____
Председатель УМС__________ Б. Габдулхаева
Рабочая программа дисциплины для студента(Syllabus)
1.Данные о преподавателе:
Резник Ляйля Вахитовна, старший преподаватель кафедры анатомии, физиологии и дефектологии
Приемные часы на кафедре (А-307) по расписанию консультаций для группы.
2. Данные о дисциплине
Дисциплина будет изучаться продолжительностью соответственно 15 недель. Общая трудоемкость дисциплины 135 часов, из них 45 часов отведено на занятия в аудитории и 60 часов – на самостоятельную работу студентов (СРПС и СРС) по изучению дисциплины. Распределение аудиторного времени по видам занятий приведено в календарном плане.
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных во время изучения следующих дисциплин: школьный курс биологии, химии, введение в специальность.
Целью курса является:
-
развитие определенного уровня образованности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения дисциплины, позволяющих решать задачи в сфере профессиональной и социальной деятельности
Задачами изучения дисциплины являются:
-
ознакомить студентов с контингентом детей, относящихся к категории «дети с ограниченными возможностями»; -
ознакомить с онтогенезом детей в норме и детей с ограниченными возможностями; -
обучить студентов методам обследования детей с ограниченными возможностями; -
ознакомить теоретически и на практике с клиническими симптомами различных заболеваний; -
сформировать теоретические основы для дальнейшего восприятия необходимых медико-биологических и клинических знаний.
Изучив дисциплину, Вы должны будете знать:
-
особенности развития детей в разные возрастные периоды; -
методы обследования детей с ограниченными возможностями; -
клинические симптомы заболеваний, ведущих к отклонениям в развитии; -
этиологию и патогенез отклонений в психомоторном развитии.
Участвуя в практических занятиях и выполняя задания на СРС, Вы научитесь:
-
критически оценивать литературные источники, использовать полученные знания в работе с детьми, страдающими различными отклонениями в развитии -
использовать знания при изучении других медико-биологических и клинических дисциплин, а также в практической деятельности;
Владеть навыками:
правильно ориентироваться в подходах при коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями и их родителями.
Знания и компетенции по завершении курса:
-
развивающая: владеть знаниями, умениями и навыками изучать, обобщать, обладать высокой мотивацией к педагогической деятельности, стремиться к самообразованию и самопознанию; -
компетенция в самостоятельном поиске обосновывающего материала и проведении диагностического материала; -
владеть знаниями, умениями и навыками защищать права и интересы ребенка, профессиональную честь и достоинство педагога, а также соблюдать нормы педагогической этики.
2.Пререквизиты;
«Невропатология», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Введение в специальность»
Постреквизиты;
«Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВ», «Психофизическое развитие детей со сложными дефектами», «Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ОВ», «Организация логопедической работы в учреждениях образования», все виды практик, практическая деятельность.
Литература
Основная
-
Манжуова Л.Н. Клинические особенности развития детей с ОВ-Алматы: Нур-Принт. 2009,-116с -
Резник Л.В. Жакупов М.К. Клинические особенности развития детей с ОВ.-Павлодар: ПГПИ, 2012, -136с. -
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики.-М.: Владос,2003-368с. -
Ляпидевский С.С. Невропатология./Под ред. В.И. Селиверстова. –М.: Владос, 2003,-384с
Дополнительная:
-
Бухановский А.О., Кутявин Ю.А. Литвак М.С.. Общая психопатология. –Ростов- на –Дону, 2000 -
Немов Р.С. Психология. Книга 2. –М.: Владос, 2001.-608с.-С.19-52,. -
Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни.-М.: Медицина,2001.-272с.-С.7-259. -
http//www.deafworld.ru/сайт страна глухих -
http//www.deti-blog.ru/funkcionalnaya -diagnostika rebenka
Содержание программы обучения
5В010500 Дефектология Клинические особенности развития детей с ограниченными возможностями
Наименование документа | Автор | Примечание |
Рабочая программа дисциплины для студента (Syllabus) | Резник Л.В. | |
Карта обеспеченности учебной и учебно-методической литературой дисциплины в научной библиотеке ПГПИ | Резник Л.В. | |
Лекционный комплекс | Резник Л.В. | Учебно-методическое пособие. Комплекс лекций мультимедиа на диске |
План и методические рекомендации к выполнению практических работ | Резник Л.В. | |
График выполнения и сдачи заданий по дисциплине | Резник Л.В. | |
Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся. | Резник Л.В. | |
Ф.4-70
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ Клинические особенности детей с ограниченными возможностями | |||||
№ темы | Наименование тем дисциплины | Количество часов | |||
лекции | Практические занятия | СРС (и СРСП) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Значение дисциплины. Понятие нормы и отклонения от нормы в педагогике. | 1 | 1 | 6 | ||
Периодизация детского возраста. Периоды (этапы) развития ребенка. | 1 | 2 | 6 | ||
Период новорожденности. | 1 | 2 | 6 | ||
Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе: период грудного детства, преддошкольный и дошкольный период. | 1 | 3 | 6 | ||
Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе: младший школьный и старший школьный (пубертатный) период. | 1 | 2 | 6 | ||
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями. Этиология и патогенез различных форм отклонения в развитии Классификация детей с ограниченными возможностями Лапшина В.А. и Пузанова Б. П. | 1 | 2 | 6 | ||
Методы обследования детей с ограниченными возможностями | 2 | 4 | 12 | ||
Особенности развития детей с нарушением слуха. | 1 | 2 | 6 | ||
Особенности развития детей с нарушением зрения. | 1 | 2 | 6 | ||
Особенности развития детей с нарушением речи. | 1 | 2 | 6 | ||
Особенности развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. | 1 | 2 | 6 | ||
Особенности развития детей с умственной отсталостью | 1 | 2 | 6 | ||
Особенности развития детей с задержкой психического развития | 1 | 2 | 6 | ||
Оказание медико-педагогической помощи детям с ООП. | 1 | 2 | 6 | ||
Итого | 15 | 30 | 90 |
4. Компоненты курса
Перечень тем лекционных занятий
Тема 1. Значение дисциплины. Понятие нормы и отклонения от нормы в педагогике Характерные особенности детского организма.
Тема 2. Периодизация детского возраста. Психофизическое развитие ребенка. Классификация онтогенетического развития ребенка (Н.П. Гундобин). Развитие ребенка во внутриутробный период. Развитие ребенка в эмбриональный период. Поздний фетальный период. Интранатальный период (роды).
Тема 3. Период новорожденности. Шкала АПГАР. Прогностическое значение. Функциональное состояние органов и систем здорового новорожденного. Переходные состояния.
Тема 4. Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе: период грудного детства (с 28 дня до 12 месяцев), преддошкольный (старший ясельный) период (от 1 года до 3-х лет) дошкольный период (от 3 до 7 лет);
Тема 5. Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе: физическое и психическое развитие детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет); старший школьный (пубертатный) период (от 11 до 20 лет), время наступления периода полового созревания
Тема 6. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями. Классификация детей с ограниченными возможностями Лапшина В.А. и Пузанова Б. П. Факторы, влияющие на развитие ребенка с ОВ. Этиология и патогенез различных форм отклонения в развитии.
Тема 7. Методы обследования детей с ограниченными возможностями.
Особенности обследования детей с ограниченными возможностями. Клинические методы обследования: опрос; осмотр ребенка; антропометрия; пальпация. Клинико-генеалогический метод исследования. Лабораторные методы исследования. Инструментальные методы исследования. Исследование состояния психической деятельности
Тема 8. Особенности развития детей с нарушением слуха. Возрастные особенности становления слуховой чувствительности. Причины врожденной глухоты или тугоухости. Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей. Развитие познавательной сферы у ребенка, имеющего нарушения слуха.
Тема 9. Особенности развития детей с нарушением зрения. Классификация нарушений зрения: функциональные и органические; слепые и слабовидящие. Особенности психомоторного развития детей с нарушением зрения.
Тема10. Особенности развития детей с нарушением речи. Этапы формирования речи. Критические периоды развития речи. Динамика формирования речи в онтогенезе. Признаки благополучного развития речи у ребенка. Этиология речевых нарушений.
Тема11. Особенности развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Этиология нарушений ОДА. Классификация нарушений ОДА. Клиническая и психолого — педагогическая характеристика детей с ДЦП.
Тема 12. Особенности развития детей с умственной отсталостью. Этиология УО. Этиологические факторы: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Классификация умственной отсталости. Классификация детей с общим психическим недоразвитием Певзнера М.С. Тема 13. Особенности развития детей с задержкой психического развития, нарушением поведения и общения; с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Тема 14. Оказание медико-педагогической помощи детям с ООП
Содержание практических занятий
Тема 1. Понятие нормы и отклонения от нормы в педагогике Характерные особенности детского организма.
Тема 2. Периодизация детского возраста. Психофизическое развитие ребенка.
Тема 3. Период новорожденности. Шкала АПГАР. Рефлексы в норме и патологические. Переходные состояния.
Тема 4. Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе: период грудного детства, преддошкольный период
Тема 5. Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе: дошкольный период физическое и психическое развитие детей младшего школьного пубертатный период. Стадии полового созревания
Тема 6. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями. Этиология и патогенез различных форм отклонения в развитии. Классификация детей с ограниченными возможностями Лапшина В.А. и Пузанова Б. П
Тема 7. Методы обследования детей с ограниченными возможностями.
Клинические методы обследования: опрос; осмотр ребенка; антропометрия; пальпация. Исследование функционального состояния различных органов и систем. Клинико-генеалогический метод исследования. Лабораторные методы исследования. Инструментальные методы исследования. Исследование состояния психической деятельности
Тема 8. Особенности развития детей с нарушением слуха.
Тема 9. Особенности развития детей с нарушением зрения.
Тема10. Особенности развития детей с нарушением речи.
Тема 11. Особенности развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Клинические симптомы ДЦП.
Тема12. Особенности развития детей с умственной отсталостью. Этиологические факторы: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Классификация умственной отсталости. Отличие умственной отсталости от сходных с ней состояний.
Тема 13. Особенности развития детей с задержкой психического развития, нарушением поведения и общения; с комплексными нарушениями психофизического развития.
Тема 14. Оказание медико-педагогической помощи детям с ООП
Политика курса
Ваша подготовка к занятиям будет проверяться опросами, проверкой выполнения ДЗ, участием в работе группы. За присутствие на занятиях без замечаний и опозданий Вы получите 90 баллов. За качественное и творчески выполненное домашнее задание Вы получите от 95 до 100 баллов. За опоздание на 10 минут снимается 10 баллов, если опоздали на 15 и более минут Вы не будете допущены к занятию и, соответственно, теряет их. Если Вы не готовы к занятию и не выполнили ДЗ, то оценивается только Ваше присутствие(75 баллов). Пассивность на занятии приведет к потере 10 баллов. За некачественное оформление отчета по домашним заданиям, за отксерокопированный материал балл может быть снижен в два раза.
Несвоевременное выполнение СРС (кроме подготовки к занятиям) приводит к снижению балла:
-
на 1/3 при опоздании на неделю; -
в 2 раза при опоздании более чем на неделю.
При удалении с занятия балл будет равен 0. Если Вы отсутствовали на занятии или контрольном мероприятии по уважительной причине, Вам предоставляется возможность отработать его индивидуально во время, указанное преподавателем.
В каждом семестре предусмотрены два рубежных контроля знаний пройденного материала соответствующих разделов дисциплины в виде тестирования, опроса, выполнения творческого задания или конференции. По итогам работы два раза за семестр определяется итоговый балл текущей успеваемости (рейтинг). Балл менее 50 соответствует неудовлетворительной оценке.
Для допуска к экзамену необходимо иметь положительные оценки по итогам 1 и 2 рейтингов.
Итоговый экзамен будет проводиться в тестовой форме. Списывание на экзаменах или при выполнении письменных работ запрещено.
Итоговая оценка по дисциплине в баллах будет, определяется по формуле:
Р1+Р2
ИО = —————* 0,6 + Э*0,4
2
где Р1, Р2, Э – соответственно баллы, набранные по итогам 1 – 2 рейтингов, полученные за качество выполнения и защиты курсовой работы и на экзамене, определяемые по 100 бальной шкале;
0,6 и 0,4 – соответствующие весовые доли, установленные Ученым советом университета.
Если Вы получите на экзамене оценку неудовлетворительно (менее 50 баллов), то Ваш итоговый рейтинг по дисциплине не определяется, а в ведомость заносится оценка «неудовлетворительно».
Желаем успехов!
Лекционный комплекс
Лекция №1. Значение дисциплины «Клинические особенности развития детей с ОВ».
План
-
Цель и задачи изучения дисциплины -
Понятие нормы и отклонения от нормы в педагогике -
Характерные особенности детского организма
Литература:
-
Манжуова Л.Н. Клинические особенности развития детей с ОВ-Алматы:Нур-Принт. 2009,-116с -
Резник Л.В. Жакупов М.К. Клинические особенности развития детей с ОВ.-Павлодар: ПГПИ, 2012, -136с.
Актуальность изучения курса. Цель и задачи курса: развитие определенного уровня образованности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения дисциплины, позволяющих решать задачи в сфере профессиональной и социальной деятельности. Понятие нормы и отклонения от нормы в педагогике. В Казахстане после принятия закона «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года реализуется практически концепция интеграции людей, имеющих те или иные отклонения, в общество. Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Понятие «нормы» широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Типы и причины отклонений. Инклюзивное образование (франц.. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Восемь принципов инклюзивного образования.
Лекция№2. Периодизация детского возраста.
План
-
Понятие рост и развитие -
Особенности роста и развития -
Критические периоды развития ребенка -
Периодизация развития детского организма -
Классификация онтогенетического развития человека Н.П. Гундобина
Литература:
1.Резник Л.В. Жакупов М.К. Клинические особенности развития детей с ОВ.-Павлодар: ПГПИ, 2012, -136с.
В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обуславливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Периодизация развития детского организма имеет большое значение для педагогической практики и охраны здоровья ребенка. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период.
Классификация онтогенетического развития ребенка (Н.П. Гундобин)
А. Внутриутробный этап:
-
фаза эмбрионального развития (эмбрион, от 0 до 3 месяцев) -
фаза плацентарного развития (с 3-х месяцев до рождения)
Источник
2.4. Периодизация онтогенеза
Онтогенез –
процесс индивидуального развития живого существа от момента
оплодотворения яйцеклетки до смерти. Онтогенез состоит из двух
периодов:
· пренатального (внутриутробного);
· постнатального (внеутробного).
Развитие человека – непрерывный процесс, протекающий в течение всей
его жизни. С момента рождения и до смерти в организме протекает ряд
последовательных закономерных морфологических, биохимических и
физиологических изменений, в связи с чем различают
определенные временные отрезки или периоды. Границы, отделяющие один
возраст от другого в определенной степени условны, но в тоже время
для каждого возраста характерны присущие только ему черты строения и
функционирования. В качестве критериев, на основании которых
выделяют эти периоды, были предложены: масса тела, окостенение
скелета, прорезывание зубов, мышечная сила, степень полового
созревания и др. Среди предложенных классификаций периодов роста и
развития, их возрастных границ наибольшее распространение получила
схема возрастной периодизации, рекомендованная Институтом физиологии
детей и подростков в 1965 году. Она включает 12 возрастных периодов:
— новорожденные
– 0–10 дней;
— грудной
возраст – 10 дней – 1 год ;
— раннее
детство – 1–3 года;
— первое
детство – 4–7 лет;
— второе
детство – 8–11 лет девочки, 8–12 лет мальчики;
— подростковый
возраст – 12–15 лет девочки, 13–16 лет мальчики;
— юношеский
возраст – 16–20 лет девушки, 17–21 год юноши;
— первый
зрелый возраст – 21–35 женщины, 22–35 лет мужчины;
— второй
зрелый возраст – 36–55 лет женщины, 36–60 лет мужчины;
— пожилой
возраст – 56–74 года женщины, 61–74 года мужчины;
— старческий
возраст – 75–90 лет;
— долгожители
– свыше 90 лет.
Что же характерно для каждого возрастного периода?
Период новорожденности.
В этот период ребенок вскармливается водянистой жидкостью,
выделяющейся из молочных желез матери (молозивом). Большую часть
суток проводит в состоянии сна.
Грудной возраст.
Ребенок питается уже «зрелым» молоком. В этот период происходит
наиболее интенсивный рост по сравнению
с остальными периодами постнатального развития, длина тела
увеличивается в среднем в 1,5 раза, масса тела утраивается. С 6
месяцев начинают прорезываться молочные зубы.
Раннее детство. Заканчивается
прорезывание молочных зубов. Происходит перестройка и усложнение
микроструктуры головного мозга, ребенок начинает говорить,
усложняется его поведение.
Первое детство. Происходит
увеличение скорости роста, которое называют первым ростовым
скачком. С 6 лет появляются первые постоянные зубы. Обычно с 5
лет устанавливается «ведущее» полушарие головного мозга и ребенок
становится «правшой» или «левшой».
Второе детство.
Начинают функционировать половые железы, вследствие повышенной
секреции половых гормонов начинают выявляться половые различия в
размерах и форме тела, появляются вторичные половые признаки. Увеличиваются
темпы роста, девочки обгоняют в росте и развитии мальчиков.
Подростковый период.
В основном заканчивается половое созревание. Наблюдается выраженное
ускорение роста – это второй или «пубертатный» скачок, особенно
характерен для мальчиков, они догоняют и обгоняют девочек по длине и
массе тела. У мальчиков интенсивно развивается мышечная система.
Основные морфологические
и функциональные характеристики органов и систем приближаются к
характеристикам взрослого организма.
Юношеский период. В
основном заканчивается окостенение скелета и соответственно роста
организма. Организм полностью сформирован, все его параметры
достигают окончательной величины.
Следует помнить, что у детей не всегда календарный (паспортный)
возраст соответствует их биологическому возрасту, так как возможны
ускорение и задержка биологического развития. Такая динамика
биологического возраста может быть генетически запрограммированной
или определяться внешними воздействиями (см. 2.5. Закономерности
роста и развития детского организма).
Возрастную периодизацию необходимо учитывать педагогам
и родителям, чтобы все приемы и методы обучения и воспитания детей
соответствовали каждому возрасту и способствовали оптимальному
(наилучшему) развитию физических и психических возможностей детей.
Источник