Категория ребенок инвалид с 1 января 2000 года

Категория ребенок инвалид с 1 января 2000 года thumbnail

ИСТОРИЯ ВОПРОСА ДЕТСКОЙ ИНВАЛИДНОСТИ

В истории вопроса инвалидности детей в нашей стране можно выделить несколько
этапов. До 1979 года юридически термин «ребенок-инвалид» не
существовал. Социальная помощь детям-инвалидам практически не осуществлялась,
статистического учета не производилось.
Статус ребенка-инвалида был впервые введен в нашей стране Постановлением ЦК
КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении материального обеспечения
инвалидов с детства» от 23 мая 1979 г. N 469, которым устанавливалась
выплата пособий на детей- инвалидов с детства в возрасте до 16 лет.
Освидетельствование детей и определение им инвалидности было возложено на
органы здравоохранения. В этом же году Приказом Министерства здравоохранения
СССР от 14 декабря 1979 г. были утверждены перечень медицинских показаний,
дающих право на получение пособия на детей-инвалидов, форма медицинского
заключения на ребенка- инвалида и порядок его выдачи. За период с 1980 по 2000
г.г., который можно обозначить как второй этап в истории вопроса детской
инвалидности, производилась регистрация и статистический учет детей-инвалидов,
уровень детской инвалидности в России увеличился более чем в 12 раз: с 53 тыс.
детей-инвалидов до 16 лет в 1980 году до 678 тыс. детей-инвалидов до 18 лет в
2000 году. Это обусловлено в большей степени изданием Приказа МЗ РФ 117 от 4
июля 1991 г., утвердившего медицинские показания к определению категории
«ребенок-инвалид».
С целью упорядочения вопросов по освидетельствованию инвалидов, контроля за
проведением реабилитационных мероприятий в Российской Федерации в системе
органов социальной защиты населения стали создаваться и реорганизовываться из
бывших бюро врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭК) учреждения государственной
службы медико-социальной экспертизы (МСЭ) в соответствии с Федеральным Законом
«О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 N 183 ФЗ.
Организация работы учреждений государственной службы МСЭ регламентировалась
«Примерным положением об учреждении государственной службы МСЭ»,
утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 965. На основании
этого документа стали создаваться педиатрические составы и смешанные бюро МСЭ,
куда наряду с врачами — специалистами по медико-социальной экспертизе:
терапевтами, хирургами, неврологами вошли и специалисты педиатры. С
организацией в стране государственной службы медико- социальной экспертизы в
1996 году функция экспертного обслуживания детского населения из учреждений
здравоохранения постепенно стала передаваться в новую службу. Однако реально
началом формирования педиатрической службы МСЭ в Российской Федерации можно
считать 1997 год, когда были организованы первые бюро данного профиля
(Нижегородская, Омская, Орловская, Саратовская области и другие).
2000 год явился рубежным и знаковым — годом рождения педиатрической службы МСЭ,
началом третьего исторического этапа в становлении и развитии социальной помощи
детям-инвалидам. Это связано с несколькими обстоятельствами: во-первых, именно
в этом году сформировано основное количество педиатрических бюро МСЭ и
освидетельствование детского населения передано из учреждений здравоохранения в
службу социальной защиты в 80% регионах (к 2002 году освидетельствование детского
населения во всех 89 территориях проводится в учреждениях социальной защиты
населения); во-вторых, с 2000 года изменены возраст и сроки определения
категории «ребенок-инвалид» (с 1 января 2000 категория
«ребенок-инвалид» продлена с 16 лет до 18 лет согласно ФЗ РФ 172 от
17.07.1999 г.; по Постановлению Правительства РФ 820 от 26.10.2000. сроки
определения инвалидности детям изменены на один, два года и до достижения ими
18 лет), что существенно повлияло на статистические данные по учету детей-
инвалидов; в-третьих, изменены критерии определения инвалидности детям в связи
с отменой Приказа МЗ РСФСР №117 12 мая 2000 г. — определение инвалидности детям
стало осуществляться согласно Классификациям и временным критериям,
утвержденным Постановлением МТ и СР РФ и МЗ РФ 1/30. Принципиальное и
существенное изменение законодательной базы по определению инвалидности детям,
формирование новой педиатрической службы потребовало и организации подготовки
кадров педиатров, неврологов, хирургов для бюро МСЭ. С этой целью в Санкт-Петербургском
институте усовершенствования врачей- экспертов в 2000 году создан курс МСЭ и
реабилитации детей-инвалидов для осуществления первичной подготовки и
усовершенствования врачей — специалистов по МСЭ и реабилитации, работающих в
системе социальной защиты населения и осуществляющих освидетельствование
детского населения.
На вновь созданную педиатрическую службу МСЭ были возложены задачи не только по
проведению клинико-экспертной диагностики, но и по разработке комплекса
реабилитационных мероприятий, направленных на интеграцию детей-инвалидов в
общество, содействию и контролю над его реализацией, то есть — функции
социальной медицины.
Педиатрическая служба МСЭ стала важной и неотъемлемой составной частью
государственной службы медико-социальной экспертизы. С момента ее создания
наметилась тенденция к улучшению качества экспертного обслуживания детского
населения, возросла роль и значимость медико-социальной экспертизы в решении
вопросов социальной защищенности детей-инвалидов:
— медико-социальная экспертиза детского населения стала проводиться специально
предназначенными для этих целей учреждениями и специалистами; возросла
требовательность к полноте и качеству обследования детей, направляемых на
освидетельствование в бюро МСЭ, к качеству принятия и обоснования экспертных
решений;
— произошел переход от медицинской (клинической) экспертизы к
медико-социальной, комплексно, разносторонне и в равной мере использующей как
клинические, так и социальные критерии в оценке последствий болезни ребенка;
— повысилась значимость реабилитационного направления в технологии производства
медико-социальной экспертизы, передача ее из учреждений здравоохранения
позволила обеспечить комплексный подход в решении вопросов медико-социальной
реабилитации детей-инвалидов (в определении потребностей детей-инвалидов в
мерах медицинской, психолого-педагогической, профессиональной и социальной
реабилитации, в разработке индивидуальных программ реабилитации — ИПР и др.);
— в системе социальной защиты и социального обслуживания детей-инвалидов
появилось важное звено, определяющее право ребенка-инвалида на социальную
защиту, включая реабилитацию, обеспечивающее преемственность и
последовательность в предоставлении социальных и реабилитационных услуг
учреждениями разной ведомственной подчиненности в соответствии с ИПР, контроль
за ее исполнением и оценку эффективности.
За 5 лет существования педиатрической службы МСЭ (с 2000 по 2005 год)
достигнуты следующие результаты:
1) приостановился рост абсолютного числа детей-инвалидов и отмечено сокращение
их числа с 678 тысяч в 2000 году до 603 тысяч в 2004 за счет перехода на другие
критерии определения инвалидности детям;
2) несмотря на это, удельный вес детей-инвалидов в структуре детской популяции
увеличился за это же время с 1,7% до 2,2% (2,8%) на фоне значительного
сокращения детского населения страны, что отражает ухудшение состояния здоровья
детей в целом;
3) практически все педиатры службы МСЭ прошли повышение квалификации по
вопросам медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов; за 5 лет
на курсе МСЭ и реабилитации детей-инвалидов СПбИУВЭК проведено обучение более
600 врачей-педиатров;
4) педиатры службы медико-социальной экспертизы полностью освоили не только
экспертные вопросы, но выполняют в регионах важные аспекты социальной медицины
— динамическое наблюдение за детьми-инвалидами, разработка индивидуальной
программы реабилитации и ежегодное обследование детей с оценкой эффективности
реабилитационных мероприятий;
5) в результате проведения организационно-методической работы, на которую
еженедельно в учреждениях МСЭ отводится 1 день, налажено тесное взаимодействие
и сотрудничество с учреждениями здравоохранения по экспертным и
реабилитационным вопросам;
6) медико-социальная экспертиза максимально приближена к детскому населению за
счет создания первичных бюро МСЭ в районах и организации выездных заседаний в
больницах, детских домах и других интернатных учреждениях, а также выездных
заседаний в отдаленные населенные пункты.
7) В 2002 году на базе 2 педиатрического отделения СПбНЦЭПР им. Г.А.Альбрехта
развернуты экспертные койки и с этого времеи осуществляется консультативная
помощь регионам по очному и заочному освидетельствованию детского населения
силами специалистов-педиатров СпбИУВЭК и СПбНЦЭПР.
В 2005 году продолжено реформирование государственной службы МСЭ. Внесены
значительные изменения в Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации» 181-ФЗ от 24.11.1995 г. (редакция от 22.08.2004 г.
122- ФЗ),принято Постановление Правительства РФ 805 от 16.12.04 г., согласно
которым, в частности, изменена структура построения государственной службы МСЭ.
С 1 января 2005 г. создана вертикальная структура подчинения федеральных
государственных учреждений МСЭ, подведомственных уполномоченному органу —
Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию. Разработана
трехуровневая система бюро МСЭ: первичные бюро МСЭ на местах, Главное бюро МСЭ
в регионе, Федеральное бюро МСЭ в Москве (на базе Федерального Центра
экспертизы и реабилитации инвалидов), что определяет и соответствующий порядок
обжалований при несогласии пациентов с вынесенным первичным бюро МСЭ решением.
С 1 января также вступила в силу утвержденная Приложением к приказу
Минздравсоцразвития России от 29.11.2004 г. форма индивидуальной программы
реабилитации инвалида, выдаваемая федеральными учреждениями медико-социальной
экспертизы, где отражены программы медицинской, профессиональной, социальной и
психолого-педагогической реабилитации; указываются сроки проведения, исполнитель,
отметка о выполнении. С 2005 года учреждениям МСЭ вменено в обязанность
обязательное заполнение ИПР.
22 августа 2005 года Приказом №535 от 22 августа 2005 г. утверждены
классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной
экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы. Согласно этим критериям изменена характеристика основных видов
нарушений функций организма. К основным видам нарушений функций организма
человека относятся:
— нарушения психических функций (восприятия, памяти, мышления, интеллекта,
эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);
— нарушения языковых и речевых функций с нарушениями устной и письменной речи;
— нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной,
болевой, температурной и других видов чувствительности);
— нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища,
конечностей, статики, координации движений);
— нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения,
кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции и иммунитета;
— нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы,
туловища, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного,
дыхательного трактов, нарушение размеров тела).
Согласно Приказу №535 выделяют четыре степени стойких нарушений функций
организма (незначительные нарушения, умеренно выраженные, выраженные,
значительно выраженные) и 7 категорий ограничений жизнедеятельности (ОЖД) трех
степеней выраженности. К основным категориям жизнедеятельности человека
относятся способность к самообслуживанию, способность к самостоятельному
передвижению, к ориентации, к общению, к обучению, способность контролировать
свое поведение, способность к трудовой деятельности. Категория
«ребенок-инвалид определяется при наличии ограничений жизнедеятельности
любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в
соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.
С 11 января 2006 года вступило в силу Распоряжение Правительства Российской
Федерации №2347-р от 30.12.2005 г., утвердившее Федеральный перечень
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду бесплатно, включая мероприятия по восстановительной
терапии и реконструктивной хирургии, санаторно-курортному лечению,
протезированию, ортезированию, предоставлению слуховых аппаратов, обеспечению
техническими средствами реабилитации (опорные трости, костыли, кресла-коляски и
др.)
Таким образом, изменение регламентирующих определение инвалидности документов
расширяет показания к определению инвалидности за счет указанных дополнительных
видов нарушения функций организма: речевых нарушений и нарушений, обусловленных
физическим уродством. Это расширяет показания к определению категории
«ребенок-инвалид» и в будущем приведет к росту числа детей-инвалидов.

Проведение медико-социальной экспертизы, таким образом, не заканчивает, а
только начинает работу с больным ребенком: разрабатывается индивидуальная
программа реабилитация, по которой осуществляется комплексная реабилитация
ребенка- инвалида. Начавшийся в 2005 году новый этап в развитии социальной
помощи детям направлен именно на решение вопросов реабилитации, его по праву можно
назвать реабилитационным этапом, так как именно проведению реабилитационной
работы посвящены усилия многих специалистов.

Источник: https://expert-mse.ucoz.ru/index/0-3

Источник

Инвалидность – это состояние организма, при котором в результате ограничений жизнедеятельности в следствии физических и психических патологий человек не способен выполнять различного рода деятельность.

Это понятие имеет не только медицинский, но и юридический аспект. Потому что инвалиды нуждаются как в клинической, так и в социальной реабилитации. Они не должны ущемляться в своих правах, особенно, если речь идет о детях.

Иппотерапия или лечение лошадьми детей - инвалидов

В бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) проводят освидетельствование для определения группы инвалидности, категории «Ребенок-инвалид», устанавливают какие группы заболеваний приводят к расстройствам здоровья.

Понятия «Ребенок-инвалид»

К данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии.

Впервые понятие детская инвалидность возникло в стране в 1979 году при проведении Международного года ребенка. В тот же период вышел регламентирующий документ Минздрава о порядке выдачи заключения на ребенка-инвалида и назначении ему органами соцзащиты пенсии.

Родителям и опекунам необходимо знать: до скольки лет дети находятся в данном статусе. Назначаться инвалидность может с рождения и до 17 лет включительно. В момент совершеннолетия категория автоматически снимается. И если того требует состояние здоровья, то гражданин проходит освидетельствование для установления инвалидности с детства и соответствующей группы.

ребенок инвалид

Определение происходит в территориальных бюро МСЭ. Несовершеннолетний после выставления диагноза и заключения врачебной комиссии направляется из медицинского учреждения, где наблюдается или устанавливается болезнь.

Виды инвалидности у несовершеннолетних граждан

Различается в зависимости от ограничений жизнедеятельности, расстройств функций и вида заболевания.

Распределяется по ограничению функций в категориях жизнедеятельности:

  1. Способность двигаться;
  2. Самоконтроль;
  3. Уход за собой;
  4. Ориентация;
  5. Контактирование с незнакомыми и окружающими;
  6. Обучение;
  7. Трудовая деятельность в будущем.

Выделяется три степени ограничений: легкая, средняя, выраженная. Степень оценивается относительно нормальных функций, которые соответствуют конкретному возрасту. При определенном диагнозе регистрируется одно или сразу несколько ограничений.

«Ребенок 3 лет, страдающий психическим заболеванием – аутизмом. Нет контроля поведения, ориентации в пространстве и времени, контакта с людьми, не обучаем и в будущем не способен к труду».

Инвалидность распределяется по виду расстройств функций организма. Они встречаются в:

  1. Психической сфере;
  2. Речи;
  3. Слухе, зрение, обоняние;
  4. Движение;
  5. Работы внутренних органов: сердца, сосудов, кишечника, печени, почек, желудка.
  6. Связанные с физическими уродствами.

ребенок инвалид

По выраженности нарушений устанавливают одну из четырех степеней, которая выражается в процентах. При одном заболевание идет нарушение определенной функции или нескольких.

«Ребенок с диагнозом «Сахарный диабет с сосудистыми осложнениями глаз». Регистрируются нарушения работы 2 сфер: внутренних органов (поджелудочной железы) и зрения».

Распределяют инвалидность по классам болезней, которые обуславливают нарушения в организме. Чаще всего инвалидность у детей устанавливается по причине психических расстройств, в том числе умственной отсталости и аутизма.

Играют большую роль в назначении инвалидности врожденные и генетические патологии у новорождённых. Наибольшее число случаев принадлежит аномалиям сердца, сосудов, головного мозга, внутренних органов.

Тяжелое течение болезней опорного аппарата, органов эндокринной системы, легких, бронхов также способствуют выходу на инвалидность.

Инвалиды и дети-инвалиды – в чем разница?

Между инвалидностью у взрослых и детей существуют принципиальные отличая:

  1. Возраст определяет категорию инвалидности. У взрослых устанавливается с 18 лет и старше, у совершеннолетних – с рождения до 17 лет включительно.
  2. Распределение инвалидности по группам только у взрослых. Ребенку присваивается лишь категория «Ребенок-инвалид» без дополнительного определения группы.

Понятие «Дети-инвалиды»

Группы и категории инвалидности у ребенка

Критериями установления данного статуса в РФ является нарушение функций организма со второй по четвертую степень, с ограничениями в любой из сфер жизнедеятельности.

«Мальчик 10 лет с диагнозом «Бронхиальная астма», редкие приступы болезни не более 1 раза в полугодие, легкое течение, не выраженная дыхательная недостаточность. На освидетельствование в МСЭ определяется 1-я степень нарушений равная 20%. При данных расстройствах дыхания ребенку инвалидность не положена».

Другой пример:

«Девочка 4 лет с врожденной патологией – расщелина твердого неба. Наблюдается отставание в физическом развитии, нарушение речи. На МСЭ устанавливается 2-я степень расстройств равная 40%, присваивается статус «Ребенок- инвалид».

Родителям необходимо знать: до какого возраста ребенок-инвалид может находиться в данной категории. Назначается инвалидность на любой период, вплоть до достижения совершеннолетия. С 18 лет статус снимается автоматически и определяется инвалидность с детства.

Структура причин инвалидности у несовершеннолетних

Среди причин инвалидности у детей в Российской Федерации наибольший удельный вес принадлежит:

  1. Психическим заболеваниям, включая умственную отсталость. Они составляют практически 30% от всех причин. На долю умственной отсталости приходится 47,0% среди всех психических расстройств.
  2. Не втором месте располагаются врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, в том числе сердца, сосудов, головного, спинного мозга. Доля этих заболеваний составляет 24,0%.
  3. На третьем – патология органов эндокринной системы с удельным весом 10,0%.
  4. На четвертом – неврологические болезни (8,5%), среди которых наибольший вес имеет церебральный паралич (47,0%).
  5. Пятое место занимают болезни опорно-двигательного аппарата (5,0%).

ребенок инвалид

Удостоверение ребенка-инвалида

В территориальном бюро МСЭ выдается заключение с указанием статуса, заболевания, ограничений жизнедеятельности.

При установлении данной категории родитель или законный опекун получает удостоверение, наличие которого позволяет иметь определенные льготы несовершеннолетнему и его семье.

Ребенку в России гарантируется получение:

  1. Бесплатного медицинского обслуживания;
  2. Реабилитации;
  3. Санаторно-курортного лечения 1 раз в год;
  4. Льготного лекарственного обеспечения;
  5. Бесплатного дошкольного, школьного, среднего профессионального образования, за счет квот обучение на бюджетном отделении высшего учебного заведения. Если ребенок по состоянию здоровья не может обучаться в общеобразовательной школе, то ему предоставляется право получать знания в коррекционных классах или школе, на дому;
  6. Выплат: ежемесячная компенсация, социальная пенсия;

НСУ для детей инвалидов

Льготы семье:

  1. Одному из работающих родителей работодатель обязан предоставить 4 оплачиваемых дня в месяц;
  2. По оплате коммунальных услуг;
  3. На проезд в транспорте;
  4. Один из родителей в трудоспособном возрасте, обеспечивающий уход за ребенком, получает ежемесячную выплату.

Заключение

Инвалиды, в том числе несовершеннолетние – самая уязвимая группа населения. Им необходима медицинская, социальная помощь и соблюдение прав и гарантий со стороны государства.

Источник