Карточки домана для ребенка 2 года
Развивающих методик для детей огромное количество, теория Глена Домана – самая известная из них. Узнать о сути методики, преимуществах и недостатках, а также скачать карточки Домана (удобно разложенные по категориям) вы можете на этой странице.
Суть методики Глена Домана
С самого рождения мозг человека настроен на познание окружающего мира всеми возможными средствами. Используя эту его особенность, можно осуществлять успешное ранее обучение (обратите внимание, что речь идет именно об обучении, а не развитии!). Рекомендовано приступать к упражнениям уже с 3-6 месяцев жизни. Методика Домана позволяет заложить основы для развития высокого уровня интеллекта, сформировать стойкую тягу к знаниям, научить невероятно раннему чтению на родном и иностранном языке, математике. Так говорит автор методики.
Для методики специально были разработаны обучающие карточки. Они содержат изображение предмета и надпись-слово, его обозначающее. Представлены в виде наборов, объединенных общей тематикой. Например: «Цветы», «Фрукты» и т.п. Скачать такие карточки Домана вы можете переходя по разделам этой страницы.
При их разработке были учтены многочисленные нюансы восприятия и внимания маленьких детей, что напрямую влияет на эффективность работы. В этом разделе для бесплатного скачивания доступны карточки, выполненные строго в соответствии с принципами Домана. На каждой из них отображен только один объект на чистом белом фоне, они большого размера, без рамок и цветных окантовок, на рисунке отлично видны все важные детали. Все предметы имеют свое название. Оно написано под их изображением крупным шрифтом яркого красного цвета.
Просто скачать карточки Домана, распечатать их и дать ребенку? Нет, от родителей потребуется серьезная организованность и со временем огромная фантазия, как словить, усадить и показать в конце концов эти карточки ребенку. Проблема заинтересованности обычного, здорового ребенка в процессе – сложность методики. К тому же есть определенные правила. Начинать упражнение необходимо тогда, когда и малыш, и взрослый находятся в хорошем настроении. Обязательно стоит сообщить: «Сейчас я покажу тебе…(птиц, деревья и т. п.». После этого начать показ. Демонстрировать каждую карточку рекомендуется 1-2 секунды. При этом взрослый проговаривает громко и четко, спокойным голосом, слово, написанное под рисунком. Количество карточек может быть от 10 и до 120 в зависимости от заинтересованности ребенка. Важные моменты:
- Заглядывать в карточку при демонстрировании нельзя, чтобы не мешать ребенку рассматривать изображение.
- Занятия вначале проводят 1 раз в день, затем их количество увеличивают.
- Одна карточка не должна показываться более 3 раз за день.
- Не нужно требовать от ребенка повторений названий, если только он сам не захочет сделать это.
- Лучше прекратить игру до того, как малыш потеряет интерес.
- Постепенно нужно добавлять новые наборы, а хорошо изученные убирать.
- Показы должны быть систематичными, только в этом случае можно добиться результатов.
Как сделать Карточки Домана самостоятельно?
Предлагаем вам скачать карточки Домана и распечатать их для своего ребенка. Сделать это лучше на матовой (чтобы не было бликов) бумаге плотностью 250-300 г/м2 или же приклеить на картон. Желательно готовые карточки ламинировать, тогда они прослужат дольше, и их можно будет использовать в других развивающих играх.
Данный дидактический материал может также с успехом использоваться и в методике Макато Шичиды, направленной на развитие фотографической памяти, творческих способностей, интуиции. Для этого потребуется только отрезать названия предметов по пунктирной линии.
Источник
Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методике раннего развития – методике Домана. Среди родителей мнения об этой системе довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что карточки Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей. Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.
Стоит ли заниматься по методике Домана?
Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».
Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.
Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга, поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.
Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.
Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.
Разумный подход к методике
Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов:
1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.
Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление! А это очень ценно и полезно для малыша.
Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.
Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать здесь.
Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.
2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.
Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.
В чем суть методики Домана?
Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.
Первый тип карточек Домана – энциклопедические, на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных, потом овощи, транспорт.
Кроме энциклопедических карточек существуют карточки для обучения счету (KoroBoom, My-shop)
и карточки для обучения чтению (KoroBoom, My-shop).
Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по большому комплекту «Вундеркинд с пеленок». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.
Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ. При наличии цветного принтера их также можно распечатать.
Как заниматься?
В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот. Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек. Этот вариант нам подошел.
Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день. Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды. За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса. После десяти дней занятий (т.е. после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий. Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.
Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.
Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.
Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.
Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже). Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3. Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:
МЕТОДИКА ДОМАНА. НАШ ОПЫТ. ЧТО ИЗУЧАТЬ И В КАКИХ КОЛИЧЕСТВАХ?
МЕТОД ДОМАНА. НАШ ОПЫТ. ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОТЕРЯЛ ИНТЕРЕС К КАРТОЧКАМ?
Также вам может быть интересно:
МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
До встречи на страницах блога! И буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, Вконтакте, Facebook.
Искренне ваша, Яна Разначенко
Источник
Завожу отдельный топ, чтобы услышать еще мнения.
Дочке 2 года, говорит плохо, слов совсем мало. Лото любит.
Имеет смысл покупать карточки Домана, система Вундеркинд с пеленок, или уже поздно?
Что на этот возраст из развивающий пособий можете посоветовать? Особенно на развитие речи.
Сказки не слушает, но лепим, рисуем, аппликации и наклейки не освоены.
Пока также планирую купить палочки Кюизенера и блоки Дьенеша.
У вас первый ребенок? Я тоже заморачивалась с ранним развитием, накупила всего-всего и палочки и блоки и кубики Зайцева и пр. А не пошло. Вот читали с удовольствием, рисовали, пластилин обожали, а все эти умные развивающие игры терпеть не могла. Я помучилась и забросила. Сейчас второклассница и отличница…..
Конечно, поздно, уже давно пора читать, считать, писать печатными буквами и вышивать крестиком.
Спасибо за иронию Я имела в виду, что в 2 года их использование эффективно или выбрать какую-то другую методику?
Сама идея с карточками мне понравилась, но я про нее узнала только недавно.
Первый
Мне нужно развивать, потому что у ребенка отставание в речи. Я понимаю, что не все подойдет ребенку, что-то он будет делать, а что-то нет, но какую-то методику нужно выбрать.
Вы серьезно про отставание в речи? Вам кто сказал об этом? Мой ребенок заговорил в 2,5 года. До этого никто диагнозов не ставил. И в 2,5 заговорил сразу предложениями. С тех пор рот не закрывается.
Автор, речь в двухлетнем возрасте можно развить и без всяких доманов и деньешев. Если у ребенка слух в норме (то, что ребенок Вас слышит, еще не означает, что слух в норме), неврология в порядке, моторное развитие не отстает, то речь прекрасно разовьется просто с помощью общения с мамой. Самое верное — физическая активность. Лучше сами на досуге почитайте труды Н.А. Бернштейна.
1. это общение! причем не интуитивное понятное для Вас. А делайте вид, что не понимаете, что ребенок хочет просит, пока он не скажет понятно и по русски.
То есть «что ты хочешь? я не понимаю, говори четко. А! собачку? так и говори «собачку хочу».
2. артикуляционная гимнастика для губ и языка в игровой форме, тоже очень хорошо помогает
3. мелкая моторика, всякие упражнения хорошо тоже влияют
«делайте вид, что не понимаете, что ребенок хочет просит, пока он не скажет понятно и по русски»
Вот мой старший сын все жестами и мычанием объяснял. Дооооолго, первые слова в 2 года появились (непонятные совершенно), более или менее понятно в 3 начал говорить, после усиленных занятий с логопедом.
И мне тоже говорили — «делай вид, что не понимаешь». А как? Он руку тянет, показывает на кружку с водой. Я говорю — «не понимаю, что ты хочешь? Пить?» Ребенок на мое «хочешь пить» радостно кивает — поняла, мол; а яему дальше — «говори — «пить». И что, не давать воду, пока не скажет? Так он и не скажет, будет мычать, указывая на стакан, будет плакать, в конце концов сам потащит стул, чтобы достать самостоятельно…. Все это я проходила со старшим, теперь по новой — с младшим. С младшим ситуация полегче, ему еще двух нет, новые звуки и сочетания появляются (старший только «мычал» ), но все равно общение жестами преобладает.
Какая-то я неправильная мама, не умею я заставить детей говорить….
Не имеет смысла. Ерунда эти карточки. Любит играть в лото — вот и играйте наздоровье. Рисуйте, лепите, сказки читайте. Очень, помню, нравилась моим детям книга «Моя первая энциклопедия» изд-ва Белый город. Прямо фанатели от нее года в 2 как раз. Если насчет карточек не передумаете — можете у меня купить, продам за сколько возьмете. И мне выгодно, и вам много денег на свои эксперименты не выбрасывать
Кто поставил диагноз зрр?
Я для своего ребенка нашла тут на еве преподавателя, сначала она к нам раз в 2-3недели приходила приносила много всего интересного и смотрели что нравиться ребенку, писала чем заниматься как именно.
Сейчас мы к ней раз в 2-4 недели и у нее дома она показывает и рассказывает как дальше развивать ребенка.
Нам 3 года ОНР и ЗППР
Ребенку не нужны ни палочки Кюизенера, ни блоки Дьенеша, ему нужны любовь и общение мамы с ним.
Я сама делала распечатки — искала всего понемножку — из развивающих пособий и тестов на этот возраст, просто красивые фото (нэшнл географикс) разных зверей и их детенышей, сценки (сюжетные карточки — мама пылесосит, девочка помогает, собака грызет кость и т.д. где не просто что, но и что делает, и для чего), сортировка — одежда, овощи, фрукты, дом.животные по листам а4, еще фигуры — я сделала из того, что знает мой сын — например на листе а4 всё круглое — конфета на палочке, баранка, руль, солнышко, монетка, мяч — и он быстро запомнил, что такое круг, то же с квадратом, с цветами — то, что он знает, видел-слышал. У меня была такая папка с файлами толстая, мы с ней везде путешествовали — в деревню её брала, в дальние поездки, или когда болели — лежали вместе и рассматривали, потому что в обычной жизни я ребенка так не посажу и не позанимаюсь.
То, что лепите — отлично, сейчас пластилина великое множество, светится, плавает, шариковый, цвета по ним изучайте, аппликации с пластилином освойте — очень увлекательно. Сказку можно пока лепите воссоздать — колобок например. Рисуйте пальчиками. Мне еще очень нравится кукольный театр, пальчиковый — курочка ряба, репка, посмотрите как-нибудь в продаже. И всегда обо всем рассказывайте, обсуждайте, будто перед вами взрослый человек.
«Какая-то я неправильная мама, не умею я заставить детей говорить…. » Наверно. Но все поправимо, вам тут много советов дали. Прислушайтесь.
Я не автор.
Советы тут все прочла, все это я уже знаю — проходила со старшим сыном. И тогда, и сейчас — разговарию, обсуждаю, читаю, объясняю, задаю вопросы, провоцирую на активную речь; лепим-рисуем-шнуруем………….. Потешки, звукосочетания, песенки…………….
Мне непонятно. как действовать в конкретной ситуации, описанной мной выше. Вот ребенок просит что-то, указывая жестом. А я «не понимаю», требую сказать «по-русски». А ребенок не говорит, настаивает на своем «стиле общения»… В результате ребенок требует то, что ему надо, криком, но «по-русски» так ничего и не говорит. И что — проделывать такое снова и снова — рано или поздно скажет? Стоять на своем «не понимая» ребенка, даже если он уже плачет? Вот как действовать?
Карточки прикольно, можно показывать, но это не must, карточки и потешки с крупными словами у нас в большом почете, в принципе, да, отдельные слова повторяются за мамой, но я сама делаю: картон, клей, бумага, принтер. Карточки для меня не способ сделать вундеркинда, а знаете… просто игра и общение. Сейчас гораздо легче после 2 лет находить всякие интересные совместные занятия, а раньше карточки реально помогали: ему нравится, мне нравится, занятие для обоих состоялось Попробуйте сама, только не выкидывайте деньги на ветер, оно того не стоит. А еще много хороших роликов есть в youtube, если забить «читаем по слогам» и похожие видео, очень нравится и реально ребенок гораздо четче произносит слоги и слова в целом, глядя на мою артикуляцию медленную и нудную
до крайности, всё же, не надо доводить. Я имею в виду до слез и истерики. Мой сын тоже раздражался, когда я его «не понимала», хотя жесты были очень выразительные. Хорошее настроение важнее. Можно, конечно, в момент требования уточнять, что именно хочет ребенок, несколько раз повторить слово. Это отложится в памяти. Занимаетесь с малышом, лепите-рисуете, всё проговариваете. Войдет в привычку, потом сам будет говорить.
Я думаю, дети не говорят не потому, что не хотят, а потому что физически не могут. Мышцы языка, например, слабые или участок мозга еще не дозрел. Ну к примеру. И если он не может, а тут еще мама в непонятках, всё желание в общении может пропасть.
Мы тоже пытались хитрить и «не понимали» ребенка, но быстро поняли, что ничего этим не добьемся, т.к. ребенок пока не может говорить, у него недостаточно развиты зоны мозга, отвечающие за речь. Так можно разговорить ребенка, который уже может и умеет разговаривать, но по каким-то причинам не хочет или ленится.
Наш ребенок на такие непонимания раздражался, потом начинал кричать, т.к. было очевидно для него, что мы его поняли, когда он шел на кухню и говорил ам-ам
Спасибо за советы, занимаемся всем понемножку, но занятия часто ребенок выбирает себе сам
Зачем ребёнку абстрактные карточки, никоим образом не связанные с его повседневной жизнью и мироощущением? … У нас была похожая ситуация: сын незадолго до 2х лет говорил совсем не много, 3-4 слова. Просто не считал этот навык для себя необходимым. Попытки мамы «не понимать» своего ребёнка приводили к его большому неудовольствию и расстройству. Зачем мучать? … Я решила попробовать что-то наподобие этих карточек: написала по складовому принципу те слова, что сын уже говорил, показала = ребёнок ничего совершенно не понял. Я тут же, на специально оставленном свободном месте на глазах у малыша нарисовала предмет, который обозначало слово… с полминуты висела немая пауза… и вдруг сын заговорил (!) Отчетливо стал повторять назания тех предметов, которые ему интересны: первые слова «Луна», «овал», «ванна», «один» В общем и целом можно считать эксперимент удался… однако, повторюсь: это были не готовые типографские комплекты, а рисунки, рождающиеся на глазах у ребёнка, и несущие эмоциональную окраску. Может быть поэтому и сработало.
К слову о палочках и блоках: сын полюбил их около 4х лет. А вот различными кубиками, квадратами Никитина, тетрисом Даниловой увлёкся гораздо раньше. Тоже ОЧЕНЬ интересные и полезные игрушки
Невролог поставил ЗРР с комментарием, что «у вас все хорошо». вот такие странности… Остальное все в норме, я занимаюсь с ребенком не только из-за речи, а для общего развития.
Спасибо, что напомнили про физ активность ))
Источник