Карточки для развития ребенка последовательность

Универсальная методика «последовательные картинки», которую психологи часто используют для определения готовности ребенка к школе, может использоваться и родителями в домашних условиях. Она помогает понять, насколько соответствует возрасту уровень интеллектуального развития малыша и вовремя выявить возможные проблемы.
Описание методики
Суть метода заключается в проверке способностей дошкольника к улавливанию причинно-следственных связей и составлению полного описания получившейся последовательности картинок.
Работа ребенка с предложенным материалом включает два этапа:
- Выстроить в логическую цепочку несколько связанных друг с другом по смыслу, но перемешанных изображений.
- Составить связный рассказ, опираясь на картинки.
В зависимости от возраста дошкольника изображений может быть разное количество, обычно от 3 до 6. Педагог раскладывает перед испытуемым карточки и предлагает выстроить их по порядку. В протоколе фиксируется и учитывается при оценке результата несколько параметров:
- время, которое потребовалось ребенку для составления логической цепочки;
- количество ошибок;
- то, как дошкольник сложил картинки и исправил ошибки (при их наличии) — сам или с помощью наводящих вопросов психолога.
Следующая ступень тестирования — составление рассказа по получившейся последовательности. Обычно количество предложений в описании соответствует количеству самих карточек с картинками. Такой результат считается нормальным. Наиболее высокий уровень определяется развернутым рассказом с использованием относительно сложных грамматических конструкций и наличием эмоциональной составляющей (ребенок высказывает свое отношение к описываемым событиям).
Без необходимого уровня развития базовых навыков детям будет сложно осваивать школьную программу. Именно поэтому приведенный метод анализа особенно актуален для дошкольников 6–7 лет.
Тест позволяет оценить сразу несколько параметров, важных для будущего первоклассника:
- логическое мышление;
- воображение;
- речь.
С той же целью применяется и похожая методика «расскажи по картинке». В этом случае используется не комплект разрезных карточек, которые можно перемешать, а готовая последовательность из 4 и более рисунков. Здесь при оценке результатов специалисты обращают основное внимание на активный словарный запас ребенка, подсчитывая количество употребляемых частей речи в различных формах, а также сложных предложений и конструкций.
Преимущества и недостатки методики
Как и любой другой инструмент оценки уровня развития, методика «последовательные картинки» имеет свои преимущества и недостатки. Ее несомненные плюсы заключаются в следующем:
- Простота проведения. Найти серию картинок в интернете и распечатать ее не составляет труда ни для педагогов, ни для родителей. Легко подобрать желаемый уровень сложности. Оценить качество выполнения, хотя бы приблизительно, способна любая мама.
- Показательность. Тест помогает не только оценить интеллектуальные возможности здорового ребенка, но и выявить возможную задержку в психическом развитии. Если к 6 годам малыш затрудняется в описании картинок даже с помощью наводящих вопросов — это сигнал для родителей, что нужно обратиться к специалисту.
- Развивающий эффект. Само по себе выполнение подобных заданий очень полезно для дошкольников начиная с 4 лет. Игры на основе анализа последовательных картинок тренируют те же способности, которые оценивает тест — логику и речь.
Минусы тестирования в основном связаны с человеческим фактором, причем как со стороны испытуемого, так и со стороны проверяющей комиссии:
- Искажение результата из-за индивидуальных особенностей ребенка. К 6–7 годам личность дошкольника уже во многом сложилась – у каждого свой характер. Кто-то охотно демонстрирует словарный запас, рассуждая вслух уже на этапе составления логической последовательности, а кто-то с трудом подбирает слова из боязни сделать ошибку или чувствует скованность перед незнакомыми людьми в непривычной обстановке.
- Субъективность оценки. Иногда принадлежность к разным поколениям мешает ребенку и психологу прийти к общему пониманию смысла задания. Например, если малыш видел в интернете видео с козами, лазающими по деревьям, или кошками, которые любят купаться, он выдает комиссии соответствующую информацию, которая оценивается старшими как ложная и вызывает сомнения в уровне развития дошкольника.
- Неуверенность ребенка. Этот пункт вытекает из предыдущего: часто дети не способны отстоять свою позицию, если взрослый дает понять, что ответ не соответствует его ожиданиям. Поэтому для получения более ясной картины требуется применение и других тестов, например, на способность к обобщению и воображение.
Успешность методики зависит от многих факторов, но в основном она показывает результаты, близкие к объективным, особенно если ребенок является воспитанником ДОУ. Умение вести себя в подобных ситуациях — это тоже очень важная черта формирующейся личности, оно пригодится ребенку уже в первом классе.
Игры на основе методики
Начинать упражнения на основе последовательностей картинок желательно уже в раннем возрасте, дома или в детском саду. Это нужно не столько для того, чтобы подготовиться к тесту, сколько для развития малышей. Для самых маленьких подойдут картинки, изображающие какой-то один предмет, изменяющийся с течением времени: например, цветок, вырастающий из земли, или тающий снеговик.
Лепим глиняный горшок
Упражнение такого типа можно предложить уже 3-летке. Важно, что в этом случае мы проверяем не речь, а только логическое мышление, поэтому историю взрослый рассказывает сам, вписывая ее в само задание:
- Разложить перед малышом три карточки, переставив местами, например, две последние.
- Предложить ребенку поиграть в гончара, раскладывая соответствующие картинки в правильном порядке: «Сначала лепим сам горшочек, потом делаем ему ручки, а теперь добавляем крышечку».
- Перемешать карточки и попросить малыша исправить получившиеся ошибки.
В зависимости от того, с каким успехом ребенок принимает игру, ее следует усложнить или упростить. Если у него пока не получается самостоятельно выстраивать картинки в правильном порядке, нельзя настаивать или каким-либо образом проявлять недовольство.
Чтобы крохе было интереснее выполнять задание, придайте ему игровую форму: придумайте забавное имя гончару, предложите раскрасить горшочек.
Спросите меня!
Игра для старших дошкольников, направленная на развитие речевых навыков. Лучше всего подходит для группы из 3–5 ребят, а взрослый контролирует и при необходимости направляет игровой процесс:
- Детям предлагается последовательность из 4–6 картинок, которую они сообща выстраивают в логическую цепочку.
- Один из игроков объявляется «учеником», а остальные составляют «комиссию».
- Члены «комиссии» поочередно придумывают и задают вопросы «ученику» по 1–2 первым картинкам, на которые он старается ответить. Потом роль водящего переходит к следующему участнику.
Количество картинок нужно рассчитать таким образом, чтобы хватило всем игрокам. Помимо речи упражнение развивает фантазию и коммуникативные навыки, дает полезный опыт легкого стресса, знакомит ребят с новыми ощущениями, подобными тем, которые им предстоят на собеседовании перед школой.
Понимание логического построения, совершенствование навыка составления рассказа по картинкам предшествуют элементам работы с текстом. Уже в начале второго класса ученики должны будут уметь выполнять задания на основе нескольких предложенных абзацев. Поэтому педагоги и психологи придают большое значение методике «последовательные картинки» в подготовке старших дошкольников.
Источник
Про форматы, размеры и самые популярные издательские варианты читайте здесь>>. Подробнее об играх с самодельными карточками — здесь>>.
Сейчас поговорим, как же собственно использовать карточки в занятиях. Постараюсь давать игры по мере усложнения: сначала активничает мама, потом все большая роль отводится самому ребенку. Или так: сначала развиваем представления о предметном и окружающем мире, нарабатываем пассивный словарь, а затем на этой базе развиваем все остальное: мышление, логику, цветовосприятие, углубляем знания о мире. Начинать можно с первых месяцев жизни ребенка и усложнять игры хоть до школьного уровня.
Предполагается, что у вас в наличии имеются сначала карточки демонстрационного формата (на листах от А4 до А6 – «фотографии»), а со временем, с взрослением ребенка и игровые добавляются – мелкие, из настольных игр, откуда-то вырезанные или напечатанные.
1. Демонстрация и называние изображенного — первый и очевидный способ работы с карточками.
Он подойдет для занятий с малышами и нескольких месяцев от роду, и усидчивых 1-2-3-леток. Наши «просто демонстрации» карточек закончились где-то в 9 месяцев, когда дочь начала выхватывать у меня карточки из рук. Тогда я сделала из них книжки и перешла к другим видам карточной активности. А созерцание мы оставили для электронных презентаций.
Демонстрировать тоже можно по-разному. Можно «по Доману» — это в идеале 3-5 наборов по 5 карточек за день, каждый день заменяется одна карточка. Карточки показываются как можно более быстро, на разглядывание у ребенка несколько секунд. На 2-м, 3-м и последующих кругах, кроме называния предмета, сообщаются некоторые сведения о нем («биты информации»). Подробнее о классической схеме (с которой мы пробовали начинать) я писала здесь>>.
Можно показывать карточки в своем, спокойном темпе, в разнобой или по темам (что логичнее), и столько, сколько комфортно вам с ребенком: по 5, по 10, по 20 штук за раз.
К называнию изображенного можно добавлять какие-то сведения. По Доману с каждым кругом это один факт, который повторяется всю серию, но кто мешает рассказывать каждый раз разные вещи: например сегодня, что лиса рыжая, а завтра, что она живет в лесу, в норе.
Еще один вариант демонстрации – устроить выставку из карточек (1-3-5 шт.) и подводить/подносить к ней ребенка время от времени.
2. Следующий этап – рассматривание карточек и показывание разных частей изображения или отдельных признаков с переходом к вопросам.
Так, можно обращать внимание ребенка:
- на части изображения: вот у собаки лапы, вот хвост, вот уши; вот у машины колеса, вот кузов и т.д.
- на форму: яблоко круглое, а дыня овальная, телевизор квадратный, а пирамидка похода на треугольник и т.д.
- на цвет и окрас: лимон желтого цвета, шоколад – коричневый, медведь – бурый, попугай – разноцветный, болгарский перец бывает желтым, оранжевым, красным и зеленым.
Все это мама может проговаривать, демонстрируя карточки по очереди или разложив пред ребенком сразу несколько.
После нескольких проговариваний пробуем задавать ребенку вопросы: «Где?», «Покажи!» (Где у кошки уши, покажи у машины кабину).
3. Соотнесение картинки и предмета.
К некоторым карточкам легко подобрать их вещественные аналоги, особенно просто это сделать с бытовыми предметами, игрушками, продуктами питания, одеждой – всем тем, что окружает ребенка каждый день. Мы делали по-разному: иногда я предъявляла сразу и предмет, и карточку с его изображением, иногда мы сначала просматривали карточки, потом шли по квартире искать то, что только что видели (могли и карточку с собой прихватить, чтобы сличить), а когда ребенок уже запомнил, где что в доме находится, мы просматривали карточки, и я задавала вопросы «А где у нас холодильник? Мячик? А помнишь, мы на улице собачку видели? Или в зоопарке зебру?»
Следующие задания проводятся одновременно с несколькими карточками.
4. Выбор из 2-х, из 3-х карточек.
— где белка, где изображено желтое яблоко, на какой картинке изображен предмет красного цвета? Сложность вопросов напрямую зависит от уровня развития речи ребенка – активного и пассивного словарного запаса. К слову, карточки как раз и являются одним из средств развития и того, и другого.
5. Обобщение.
Даем общее название нескольким карточкам. Например, выкладываем 2-3-5 карточек из раздела «фрукты» и объявляем ребенку, что все это – фрукты, также поступаем со следующим набором. Все это придется проделывать маме довольно долго, прежде чем ребенок сам сможет назвать обобщающее слово, т.к. это довольно сложная мыслительная операция.
6. «Найди лишнее».
Эту игру все знают! Подкладываем к 2-3-м карточкам, имеющим общий признак, еще одну, отличную от них, и просим найти лишнее, а детей постарше – еще и объяснить, почему.
7. Рассказы по картинке.
Любую карточку можно использовать как повод рассказать ребенку много интересного. Столько, сколько он согласен слушать. У дочери интерес к животным начинался с того, что мы брали карточку, скажем, с медведем, и я рассказывала все, что могла про него вспомнить, а также где мы еще медведя встречали (в сказках, в книжках, есть игрушечный мишка). Вообще актуализация опыта очень важна для ребенка. Многие отвергают карточки, потому что они якобы заменяют ребенку действительность. По мне так это отличное средство как раз подготовить или обобщить реальный опыт, полученный ребенком. Например, перед походом в зоопарк логично сначала показать животных на картинках, а после возвращения оттуда закрепить их образы карточками, видеороликами или презентациями.
8. «Экзамен для мамы».
Не знаю, как побудить к этому ребенка, но моему с определенного возраста стало очень нравиться задавать по карточкам вопросы мне или другим взрослым. Естественно, дочь при этом копировала меня и то, что спрашивала у нее я: «Это что? Это какого цвета? Это съедобное? Это фрукт?» Чтобы придать забаве развивающий смысл, я время от времени давала неправильные ответы, чтобы ребенок мог меня поправить.
9. Инсценировки с карточками.
Можно проводить как с крупными (формата А4 и А5), так и с мелкими, вырубными. При помощи стандартного набора карточек с такими темами как «дом», «продукты», «животные», «деревья» легко разыграть как большинство любимых сказок малышей, так и сочинять собственные истории или отыгрывать различные бытовые сценки. Например, берем карточку с изображением дома – это теремок, вокруг ставим несколько картинок деревьев – это лес. К домику по очереди подбегают зверушки-карточки. Маленькие, конечно, удобнее, это уже полноценный домашний театр, но если вы, к примеру, сейчас как раз «проходите» тему лесных зверей на определенном наборе карточек, для обобщения и включения их в опыт ребенка полезнее именно их для ближайшего сказочного представления использовать.
10. Отбор карточек по какому-либо признаку.
Это очень обширный пласт игр с карточками и не только. Берется несколько карточек: 5,7,10 – сколько ребенок в состоянии обозреть, чем их больше, тем сложнее. Приведу только несколько примеров:
- из всех животных отбираем тех, кто живет в море/имеет копыта/рычит/видели вчера в цирке/живут у бабушки на подворье/полосатые/имеют длинную шею.
- из всех продуктов отбираем те, из которых можно приготовить суп/салат/торт. Тут же можно и символически приготовить, накрыть стол.
- из всех предметов выбираем те, что есть в этой комнате
- классические «летает-не летает», «съедобное-несъедобное»
- из всех предметов выбираем те, что возьмем с собой на прогулку/в лес/на море.
- выбираем вещи для мальчиков (мужчин, пап, дядь) или для девочек (женщин, теть, мам).
В качестве усложнения можно предлагать делать отбор сразу по 2-3-м признакам (добавлять цвет, форму, критерий «больше нравится» и т.д.). Кстати, отличная игрушка для отработки навыков выделения предметов по ряду признаков – «Блоки Дьенеша». О них будет отдельная статья.
11. «Чем похожи? Что общего?»
Хорошая игра для развития наблюдательности и тренировки мышления.
От предыдушей отличается тем, что берутся 2 карточки и формально, в общепринятом смысле, их вообще может ничего не объединять. Например, если взять стул и стол, ответ напрашивается сам собой – и то, и другое – предметы мебели. Можно подметить и то, что у них по 4 ножки. Для малышей, конечно, карточки можно подбирать попроще. Например, волк и бегемот – серые, а также они оба – животные, имеют 4 ноги и т.д. Для того, чтобы игра стала азартной и интересной и маме, и ребенку, лучше всего вообще брать 2 карточки не глядя из совершенно разных сфер или тем. Например, зонт и утка. Вот тогда будет полет фантазии! Связующими тут могут быть: вода (утка любит воду, зонт, в силу его назначения — тоже), число букв (в словах «зонт» и «утка» — по 4), общая буква «Т», польза для человека (и зонт, и утка, однозначно, могут быть полезны). Дети могут находить совершенно поразительные сходные черты, до которых ни один взрослый не додумается.
12. Строим ряды «от … до»
Игра универсальная, карточки как средство тут хороши тем, что позволяют поработать именно с образами и представлениями. Например, если выбрать несколько карточек со зверями и предложить расположить от самого маленького (мышь, насекомое какое-нибудь) до самого крупного (бык, слон, кит), ребенку придется ориентироваться исключительно на свои знания и представления, на прошлый опыт, а никак на размер картинки, т.к. на карточках все звери примерно одинаковые.
Какие еще ряды можно построить?
- радужные (от красного к фиолетовому, как считалочке),
- от быстрого к медленному (для транспортных средств и животных),
- кто что/кого ест (пищевые цепочки – для соответственного возраста).
- количественные, по числу изображенных предметов («больше-меньше»), например, на примере фруктов и ягод. Арбуз обычно изображают один, слив или вишен уже бывает несколько, виноград или смородина – гроздьями, а лесные ягоды – целыми полянами.
13. Строим последовательности.
Похожая игра, однако тренируется главным образом логическое мышление. Например, берем 2 набора карточек, размещаем в ряд карточки то из одного набора, то из другого. Ребенок должен догадаться, какую карточку положить следующей. Можно усложнять, введя в игру большее число наборов.Чтобы придать игре смысл, можно взять последовательности «мамы и детки» или «цвет-предмет», «дерево-цветок/плод» — все зависит от имеющихся у вас карточек.
14. Различные загадки и «угадайки».
Прячем карточку (для упрощения можно сначала просмотреть набор, чтобы ребенок знал, из чего будет выбор), загадываем о ней загадку, заученную или взятую из книжки. Самое простое, это когда завершение стиха – и есть разгадка. Угадавшему ребенку предъявляется карточка как правильный ответ. Загадки также можно составлять самим, из набора признаков, и замечать, со скольки признаков ребенок угадает (и за это начислять баллы, если участвует несколько детей). Например, загадали помидор: «1.Это овощ. 2. Он круглый. 3. Он красного цвета. 4.Из него делают соус. И так далее. Еще один вариант – к загаданной карточке ребенок должен задавать наводящие вопросы. «Это съедобное? – Да. – Это овощ или фрукт? – Овощ. Он растет у нас на огороде? – Да. – Он круглый или продолговатый? – Скорее круглый. И т.д. Совсем сложный вариант, когда загадывающий может отвечать только «да» и «нет» — взрослые вариации таких игр вы все знаете. Трехлетки и старше могут сами выбирать карточки и отвечать на вопросы, а мама угадывает.
15. Составление предложений из карточек.
Здесь потребуются карточки с обозначением действий, хотя можно обойтись и без них. Берутся 2-3 карточки с изображением предметов, животных или людей, карточка с обозначением действия, в продвинутом уровне одна из карточек может обозначать прилагательное (цветовая табличка или характерный признак: лиса – хитрая, подушка – мягкая). Ребенку предлагается составить по ним предложение. Например, карточки «Заяц», «бежать», «волк» — предложение «заяц убегает от волка». Или карточки «роза», «платье», «кукла», «одеть» — «кукла одела розовое платье».
16. Тема «цвета» — продвинутый уровень.
Когда дочь уже довольно хорошо знала цвета и даже некоторые оттенки, я предлагала ей карточки, взятые из разных тем, разложить по цветам или построить ряд от светлых к темным. Интереснее всего такие игры проводить с фотографическими изображениями, у которых имеется фон, потому что при этом бывает довольно сложно определить доминирующий цвет. Занимательно было наблюдать, куда она отнесет, к примеру, карточку с рыжей лисой на фоне зеленой травы, то есть что она определит как основу – центральную фигуру или окружающий фон, который занимает по площади большую часть изображения. Можно и с более простыми, рисованными картинками такие эксперименты ставить. В любом случае, для любых неоднотонных изображений это будет задание на «подумать».
17. Тема «формы» — продвинутый уровень.
Требует предварительной подготовки по отбору подходящих карточек. Среди всего множества имеющихся нужно отобрать такие, где в картинках и очертаниях угадываются различные фигуры, причем чем старше ребенок, тем менее явными должны быть такие очертания. Вариация игры — берем карточку и загадываем «на что похоже».
18. «Лото».
Если у вас есть наборы карточек и крупного, демонстрационного, и мелкого, игрового формата (например, животные на листах и маленькие вырубные карточки), их можно объединить в импровизированное лото. В классических лото картинка на игровой карточке обычно в точности соответствует тем, что вытягиваются и раздаются, и задача — соединить одинаковые. Тем интереснее самодельно-карточный вариант: да, маленькая, вырезанная из рекламного буклета машинка может не походить на машинку из дидактического набора, но признаки-то у них общие, задача ребенка – уловить, что то и другое – изображение одного и того же предмета. И такие лото можно создавать новые хоть каждый день. Моя дочь с недавнего времени очень полюбила лото, и чтобы не зеленеть от скуки, в 10-й раз раскладывая одни и те же 24 фишки по 6 игровым картам, самодельные лото из карточек очень выручают.
19. Картины из карточек.
Создаем из карточек условные картины — воспроизводим экосистемы (кто где живет, где что растет), характерную обстановку квартиры/города/деревни/огорода. Плюс — в комплексном подходе, различные наборы можно смело перемешивать. Например, создаем условный фон — лес, и выбираем из множества карточек (мелкие удобнее, но в целом формат не имеет значения) лесных зверей, птиц, лесные ягоды, грибы, деревья и травы. Если это водоем, выбираем пресноводных рыб, водных насекомых, растения, живущие в воде. Огород — это не только овощи-ягоды-фрукты, но и садовые инструменты, насекомые, лягушки, ежики тоже заходят… То же и с различными континентами: Африка — это и характерные животные, и растения, и достопримечательности. Сначала мама все раскладывает «как надо», помогает, а потом может и провоцировать ребенка на ошибки — это тоже очень полезная составляющая таких занятий.
20. Настольные игры из карточек.
Здесь гораздо удобнее карточки мелкого формата. Можно заранее их отобрать, придумав конкретную тему и правила игры, а можно ринуться в полную импровизацию. Суть во многих настольных играх сводится ко все тем же выстраиваниям последовательностей, объединениям предметов по парам, по признакам сходства и различия, к группировке однородных предметов, обмену фишками. Все это нужно использовать для создания собственных, и, что ценно, каждый раз новых, настольных игр. Полет фантазии ничем не ограничен. Со временем я постараюсь описать некоторые наши игрушки, а пока пара примеров «из головы» на тему «продукты».
Берем карточки с изображением продуктов питания, перемешиваем, делим на 2 кучки – себе и ребенку. Далее карточки по очереди выкладываются в ряд или по парам по заранее оговоренным признакам. Например, только сладости или фрукты, «мясо-гарнир», по цветам, «еда-напиток» и так далее. Победитель тут не так важен, но если без победы игра теряет соль, то его можно определять так: кто последний положил подходящую карточку, у кого карточки в кучке закончились раньше, кто больше собрал пар и так далее.
Игра «мясо-гарнир». У каждого по 7 карточек. Я выкладываю «котлету». Если у ребенка есть карточка с гарниром («макароны», например), он выкладывает пару. Тогда его очередь выкладывать первым блюдо. Можно целые комплексные обеды создавать – добавлять к каждому столу суп, салат, десерт. Тот, кто первым закончил такой стол, получает очко. Побеждает набравший больше очков. Тут и гастрономические пристрастия ребенка можно выяснить, и культуру питания преподать.
Только ли с карточками можно так заниматься? Конечно же, нет! Игрушки, предметы обихода, сенсорные наборы (различные камешки, трубочки), природные материалы тоже подойдут. Карточки хороши тем, что позволяют малышам сконцентрироваться на чем-то одном тогда, когда им еще нужно помогать наблюдать, разглядывать правильно. А для подросших деток карточки – это просто удобный в обращении игровой и познавательный материал. Я целиком за то, чтобы ребенок постигал жизнь в «реале», а не только по карточкам, однако помочь ему получить впечатления, образы, чувственный опыт, которые он еще не в состоянии сам добыть, разглядеть в окружающей действительности, помочь переработать всю эту информацию — вот как-то так я понимаю «раннее развитие», и карточки мне в этом помогали и продолжают помогать до сих пор.
К слову, данная статья является развернутой версией шпаргалки «игры с карточками», которую я уже давно составила для облегчения своей мамско-игрательной доли, когда вдохновение покидает, а старые игры уже наскучили. Занимает такая шпаргалка листок размером 5х7 см, в ней только переписаны все виды игр, и этого обычно вполне хватает, чтобы «включить мысль».
Желаю вам новых увлекательных игр и многих радостных часов совместных забав!
Источник