Карточки для развития ребенка аутиста

Карточки для развития ребенка аутиста thumbnail

Что такое PECS

Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т.д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?

Статья в тему: Основные правила для обучения аутичного ребенка

Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.

PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.

Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д.), а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.

Работа с карточками PECS

Работу с карточками нужно вводить с дефектологом или другим коррекционным педагогом, который наблюдая за ребенком, определит его навыки и умения.

На первом этапе, как правило, педагоги советуют вводить первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой.

Пекс да и нет

Освоение этих двух карточек значительно облегчит жизнь родителям и ребенку.

Важно! Если ребенок может произнести слово «нет» и «да» или показать жестом, карточки использовать не нужно.

Второй этап ввода карточек PECS — мотивационные предметы и действия ребенка.

Мотивационные предметы пекс

Например: картинка с конфеткой.  Нужно показать ребенку эту картинку и спросить: «Хочешь?», если да, то организовать обмен и озвучить название карточки. Во время передачи конфеты, карточку следует забрать и обязательно похвалить. Далее ребенка следует ознакомить с другими обозначениями мотивационных предметов.

Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы.

Картинки пекс обозначающие действия

Например: малыш любит кататься на качели. Нужно показать подходящую картинку, сказать «кататься», покатать ребенка и еще раз показать картинку.

Важно! Как только ребенок пытается назвать желаемый предмет словом, карточку следует убрать из альбома.

Третьим этапом обучения PECS будет набор карточек, которые точно обозначают события — расписание.

Расписание включает в себя несколько карточек определенной тематики, расположенные друг за другом в определенном порядке.

Пекс расписание дня

Это может быть расписание дня, похода в магазин, уборки, сборов в магазин, приема пищи и т.д.

Этот этап вводится при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит картинки с их значением.

Пример: «расписание дня». Для ввода этих карточек нужно подготовить планшет (картонная или пластиковая основа), на котором будут выстроены в ряд картинки или фото с изображением тех повседневных занятий, которыми нужно заняться ребенку в течение дня.

Карточки следует распределить таким образом, чтобы занятия по программе были расположены сразу перед любимыми занятиями ребенка, такими как просмотр мультиков, прогулкой и т.д. Таким образом, ребенок будет понимать, что перед прогулкой ему нужно учиться.

Расписание можно использовать для развития ребенка в учебных целях. Взяв альбом или планшет нужно спросить: «Что у нас сейчас? А что будет потом? ». В конце дня, когда все события из расписания дня закончились, нужно собрать карточки и пообщаться с ребёнком: «Что было в начале дня?», «Что было после занятий?», «Что ты делал после просмотра мультфильма?» и т.д.

Общение карточками пекс

Расписание нужно не только для обучения, а и для того, чтобы убрать у ребенка чувство тревоги.  Часто встречается, что у детей с РАС возникает тревога, если нарушается привычный для них режим дня и ребенок не понимает, что будет происходить дальше.

Например, случай из жизни семьи: когда семья собиралась в машине куда-то ехать, то девочка с аутизмом начинала капризничать и плакать. Она думала, что ее сейчас повезут к врачу, т.к. однажды такое было, а дети с РАС склонны запоминать негативные случаи. На самом же деле семья собиралась поехать в магазин или в парк. То есть, если бы девочка знала, что сев в автомобиль она поедет на прогулку, а не к врачу — она конечно бы не плакала.

Статья в тему: 6 вопросов о самостоятельности ребенка с аутизмом

С какого числа карточек PECS стоит начать?

У ребёнка, конечно же, не сразу появится целый альбом карточек PECS. Начинать стоит с одной мотивационной или двух карточек «да/нет». Если ребёнок все понимает и быстро поддается обучению, добавляется еще одна карточка – и постепенно их объём доводится до нужного размера.

Можно сделать карточки PECS по темам: «поездка к бабушке, «просмотр мультиков», «чистка зубов», «расписания дня», «карточки с нуждами» и т.д.

Все карточки для занятий должны быть в доступе, чтобы ребенок смог в любой момент ими пользоваться.

Как сделать карточки PECS своими руками

Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т.к. изображении более реалистичное и его лучше воспринять ребенку.

Пекс своими руками

Также можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в предварительно созданной таблице в Microsoft Word.

После распечатки карточки лучше заламинировать или заклеить скотчем. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе, которые продаются в магазине для шитья.

Читайте также:  Консультация игрушки в развитии ребенка

Статья в тему: Наборы игр для детей с аутизмом

Заговорит когда-нибудь ребенок, если привыкнет так общаться?

Мечта каждого родителя – это чтобы всё-таки ребёнок смог словами выразить все свои потребности и общаться развернутыми и полными предложениями. Многие боятся, что если дети начнут пользоваться такими карточками, то они не заговорят. Это частое и очень большое заблуждение!

Отзывы родителей использовавших PECS говорят о том, что с помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.

Здесь можно ознакомится  методами лечения аутизма.

Источник

Мои ПЭКС

Многие родители неговорящих детей очень не любят коммуникативные карточки ПЭКС. Мамы запрещают терапистам вводить их на занятиях, т.к. боятся, что после них дети заленятся говорить словами.

ПЭКС — суррогат общения. Это карточки с названием и изображением какого-нибудь предмета. Предполагается, что неговорящий ребенок обменивает их на нужный предмет.

Давайте услышим мнение профессионалов, с которыми я обсуждала введение ПЭКС у своего ребенка в возрасте 2 года 9 месяцев. Тогда сын знал какие-то отдельные слова, но не мог ничего повторять за логопедом.

Юлия, мать троих нейротипичных детей, игровой логопед центра для нейротипичных детей и детей с аутичными чертами:

— Я против карточек ПЭКС и глобального чтения, и то, и другое — ставит детям такие «потолки», которые мне, как логопеду, трудно будет преодолеть.

Ваш ребенок немного говорит, поэтому лучше без ПЭКС. На переход от ПЭКС к говорению требуется полгода. Не будем тормозить развитие его речи.

Елена, ABA-логопед, преподаватель курсов ABA, мать ребенка с РАС:

— Мой личный опыт: в определенный момент я уже испробовала все средства, поэтому я просто нарисовала на карточке кружок, сказала, что это «Пузыри» и объяснила сыну, как использовать ПЭКС. Сын заговорил через три недели после введения карточек. Это было так неожиданно, что я поначалу думала, что у меня галюцинации.

Я рекомендую вводить такие карточки неговорящим детям с РАС старше 3-х.

Т.к. время поджимало, мы решили ввести карточки ПЭКС в 3 года. Я нафотошопила карточек и начала нерегулярные тренировки за пару месяцев до третьего дня рождения сына. Сын быстро разобрался, что может просить конфеты и колбасу с помощью карточек. Но полностью на карточки мы не перешли. Томатис+море заставили моего ребенка заговорить в возрасте 2 года 11 месяцев. Дальше мы обходились без ПЭКС.

Для чего нужны ПЭКС?

1. Это самый наглядный и простой способ коммуникации с аутичным неговорящим ребенком. В сложных случаях, речь может запускаться годами, а общаться с помощью карточек он может хоть завтра. С их помощью ребенок с сенсорной/сенсо-моторной алалией должен понять, для чего вообще люди общаются.

2. ПЭКС снимает негативизм, убирает часть истерик, которые происходят из-за того, что ребенок хочет мультик, или котлету, но не может этого объяснить словами.

3. Это развивает понимание речи и пассивную речь у детей с нарушением понимания речи, развивает глобальное чтение. Ребенок: видит картинку, видит подпись, слышит название предмета, — и все это связывается в один образ. Иногда это подталкивает устную речь.

В тяжелых случаях, когда речи и /или ее понимания нет совсем и не ожидается в перспективе, такой ребенок сможет общаться с окружающими людьми сначала через ПЭКС, а потом через чтение и письмо. У ПЭКС много уровней сложности, с их помощью можно строить довольно длинные предложения.

4. Это позволяет ребенку сообщать о жизненных потребностях: пить, болит голова и т.п.

5. Ребенок, обученный работать с коммуникативными карточками, как правило, более управляем. Вы также можете описывать ваши инструкции и просьбы, обращенные к ребенку, карточками.

У терапистов есть настольные карточки: занимаемся, игра, перерыв и пр.

Даже если ребенок понимает речь, в работе с ним часто используют визуальные подсказки, визуальное расписание, поведенческие карточки.

Так уж устроен человек: зрительно мы усваиваем от 70% информации, а остальное — другие через органы чувств. Наш психолог, идейный враг ABA, на занятиях сыном иногда применяет на занятиях карточки Планика, чтобы обозначить слова «клеить», «вырезать»,»раскрашивать».

Как вводить ПЭКС?

Подробный протокол описан в книге «Лори А. Фрост и Энди Бонди: Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)».

Хочу обратить внимание на следующие вещи:

1. ПЭКС — не упражнение на развитие речи, а стиль общения. Т.е. отработанные карточки помещаются в альбом, откуда ребенок их достает, когда хочет что-то попросить. Т.е. родители должны прочитать хотя бы эту книгу, чтобы ребенок мог обобщить этот навык дома.

2. Принимая карточку, родитель или терапист всегда озвучивает слово.

3. Идеальный возраст для введения карточек 3+. Почему так? В возрасте 2,5-3,5 у некоторых детей происходит скачок речевого развития, особенно если ребенок занимается с терапистом или логопедом.

Почему он не говорит? Запуск речи у ребенка-аутиста

Что такое обобщение и почему оно важно для аутистов?

5 причин использовать в беседе с ребенком карточки ПЭКС

6 причин, по которым я ненавижу ABA

Как найти логопеда ребенку до 3-х?

Сенсорная алалия и аутизм: как их различать?

Читайте также:  Картинки поэтапное развитие ребенка в утробе матери

Источник

  1. Преимущества альтернативной коммуникации PECS
  2. Для кого подходит обучение PECS?
  3. Методика системы PECS в обучении аутистов
  4. Типы символов в карточках для обучения аутистов

Аббревиатура PECS расшифровывается как Picture Exchange Communication System (англ.) – Коммуникационная Система Обмена Изображениями (карточками). Как видно из названия, ПЕКС является альтернативной системой для общения, когда используются не слова, а картинки. Обучение PECS применяют среди аутичных детей, испытывающих речевые и коммуникативные затруднения, а также часто используют и при прочих проблемах, сопровождаемых «невербальностью» (ДЦП, ЗПР, тугоухость и др.).

Первая версия учебного протокола ПЕКС была создана доктором АВА Энди Бонди и логопедом Лори Фрост в 80-х гг. прошлого века. По сей день программа постоянно совершенствуется и дорабатывается, в ее рамках ученики разных возрастов учатся выражению собственных желаний и комментированию различных ситуаций. 

Как правило, система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS преподается параллельно с обычным языковым развитием. Система позволяет обучать аутистов не только различению картинок и выражению просьб с их использованием, но и тому, как подойти к постороннему человеку или выйти в другую комнату для коммуникации, а затем – как пользоваться прочими коммуникативными способами (комментированием и др.). На каждом из этапов ПЕКС предусмотрено моделирование устной речи и стимулирование ее развития. В случаях, когда аутист не смотрит в глаза, эта система показывает себя эффективной за счет работы не напрямую, а посредством вспомогательных предметов. 

Преимущества альтернативной коммуникации PECS

Материалы системы в большинстве случаев помогают достичь значительных успехов в вербальном развитии детей, испытывающих коммуникативные затруднения, а иногда их использование может быть продолжено и во взрослой жизни.

Одним из главных плюсов системы является стимулирование ученика к активным действиям:

  • поиску нужной карточки;
  • привлечению внимания собеседника-партнера;
  • обмену карточки на желаемый предмет.

Индивидуально подобранные карточки PECS для аутистов позволяют добиться максимальной наглядности коммуникативного процесса. При этом общение не сводится лишь к простейшим просьбам и обозначениям предметов. Поскольку нарушения коммуникации у аутичных людей затрудняют их понимание самого процесса коммуникации, задача тераписта – научить аутиста пониманию того, что конкретно необходимо сообщить собеседнику, как привлечь его внимание, правильно изложить желаемое и т. д.

Наглядная коммуникация

Если карточка выбрана неправильно, то партнер не примет ее – то есть коммуникация не состоится. Благодаря передаче карточек «из рук в руки» коммуникативные акты приобретают наглядность, ведь достаточно часто аутичные люди желают сообщить что-либо вербально, но не могут переключить на себя внимание, и сообщения в итоге игнорируются.

Уменьшение нежелательного поведения

В случаях, когда использование PECS начинает решать те же задачи, что и проблемное поведение (стимы, стереотипии, агрессия, аутоагрессия и др.), проблемные проявления начинают уменьшаться. Например, если ребенок молча бьет других людей, в действительности желая получить яблоко – можно научить его попросить яблоко при помощи соответствующей картинки, и эта позитивная коммуникация заменит негативную. Конечно, это упрощенный пример, а в реальности ситуации обычно обстоят значительно сложнее – однако по результатам многих исследований было установлено, что чем выше развиты коммуникативные навыки, тем ниже риск нежелательного поведения.

Самостоятельная коммуникация

Аутичным людям трудно инициировать различные действия, даже собственные сообщения и просьбы. Из-за этого большинство аутистов предпочтет ждать, что кто-то рано или поздно поинтересуется «чего ты хочешь?» или использует какую-либо альтернативную систему общения. Задача ПЕКС – научить аутиста начинать общение, по собственной инициативе озвучивать свое мнение, потребность или желание.

На занятиях PECS моделируются ситуации, в которых ученик захочет попросить что-либо у партнера по коммуникации. Во время первых занятий третий человек (взрослый помощник, стоящий сзади) начинает физически «подсказывать» ученику правильный выбор нужного изображения. С каждым занятием количество таких подсказок извне уменьшается, а ребенок обучается обмениваться карточками с партнером по собственной воле, получая поощрения за верный выбор. Когда ученик уже умеет быстро и правильно сообщать о своих желаниях при помощи изображений – его начинают учить самостоятельному преодолению расстояния до карточек, а затем и до собеседника, которому нужно передать карточку.

Способствует развитию устной речи

Развитие любых коммуникативных навыков значительно повышает вероятность того, что аутист начнет пользоваться устной речью. Если же ребенок все еще недостаточно владеет ею, то система PECS поможет ему научиться использовать альтернативный способ общения в ситуациях, когда «не хватает слов».

За годы использования ПЕКС было установлено, что применение этой и некоторых других систем альтернативной коммуникации может со временем существенно развить устную речь. Таким образом, тревоги многих родителей и педагогов о том, что вспомогательная коммуникация может нарушить развитие обычной, являются необоснованными. Во всяком случае, на сегодняшний день не существует ни одного исследования, которое подтвердило бы эти тревоги.

Достаточно часто аутичные дети в определенный момент перестают использовать карточки, поскольку у них развивается обычная речь – более простой и эффективный способ общения по сравнению с обменом изображениями. В процессе занятий по PECS ученики работают: учатся, познают, размышляют. К тому же, в систему обучения обязательно включаются и дополнительные стратегические методики для стимулирования именно вербальной коммуникации. Также если проявление аутизма, в том числе эхолалия в 4 года, вовремя включить в общую схему лечения, результат будет более проявленным. 

Эффективность

Высокая эффективность программ PECS в 2014 году была подтверждена вхождением системы в отчет Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism Spectrum Disorder («Научно обоснованные практики для детей, молодежи и молодых людей с расстройствами аутистического спектра»), подготовленный американским Национальным центром профразвития по рекомендуемым методам помощи при аутизме.

Читайте также:  Степени развития ребенка до года

Методика ПЕКС может быть чрезвычайно полезной для многих людей с РАС, помогая им обучиться эффективному коммуницированию. Разумеется, решение об использовании программы с любыми модификациями и дополнениями должно приниматься с учетом индивидуальных потребностей каждого конкретного человека. Эффективное лечение аутизма зависит, в первую очередь, от тщательности диагностики и выбора наиболее оптимальных методов.

Обучение по этой системе длится довольно долго, однако полученные результаты не могут не радовать – перманентно молчащие дети обучаются:

  • самовыражаться;
  • сообщать о своих желаниях и потребностях;
  • продуктивно коммуницировать с другими людьми.

Специалисты, работающие в сферах коммуникации и прикладного анализа поведения, признают обучение ПЕКС одной из наиболее эффективных инновационных методик, направленных на развитие у аутистов навыков общения в социуме.

Карточки для развития ребенка аутиста

Для кого подходит обучение PECS?

Обучение по данной методике не имеет возрастных ограничений, благодаря чему может быть предложено как взрослым людям, имеющим когнитивные нарушения, так и маленьким детям, не имеющим таковых. Однако некоторые критерии, необходимые для успешного обучения ПЕКС, все-таки есть, и в первую очередь к ним относится преднамеренная коммуникация. То есть человек должен понимать необходимость в передаче некой информации другому человеку.

Например, если потенциальный ученик, желая получить какой-либо предмет, берет за руку другого человека и подтаскивает его к предмету – можно говорить о том, что он располагает как минимум зачатками преднамеренной коммуникации. Если же он просто хочет получить предмет, не пытаясь при этом каким-либо образом обратиться к другому человеку – возможно, способность к преднамеренной коммуникации у него отсутствует, и перед применением PECS необходимо использовать другой подход, чтобы развить эту способность.

А вот умение различать изображения не относится к факторам, обязательным для обучения ПЕКС, хотя ученики, умеющие различать изображения, закономерно быстрее добиваются успехов на начальных этапах программы, чем ученики, не обладающие этой способностью.

Методика Picture Exchange Communication System применяется преимущественно для обучения «невербальных» учеников, однако с не меньшим успехом она может использоваться при обучении людей с ограниченным запасом слов и/или нечленораздельностью речи, а также для тех, чье вербальное общение состоит преимущественно из повторений чужих слов (эхолалия).

Методика системы PECS в обучении аутистов

В методику включены шесть основных этапов обучения и специальные стратегии для включения в речь ученика различных предметных качеств (цветов, размеров и т. д.).

Этапы PECS таковы:

  1. представление о том, как нужно коммуницировать – ребенок обучается основам общения между людьми;
  2. увеличение дистанции между участниками коммуникации, что способствует повышению самостоятельности ученика;
  3. дифференциация изображений – ребенок учится различать карточки, выбирая нужные изображения из нескольких картинок. В случае ошибочного ответа на этом этапе используются специальные коррекционные стратегии;
  4. построение из карточек осмысленных предложений: ребенок заканчивает написанную на полоске фразу «я хочу» картинкой, изображающей желаемую вещь, после чего отдает полоску собеседнику;
  5. обучение ответам на вопрос «что ты хочешь?» с использованием карточек;
  6. обучение комментированию различных ситуаций (ответам на вопросы «что у тебя в тарелке?», «что ты видишь?» и т. д.).

Все перечисленные этапы основываются на определенной области прикладного поведенческого анализа АВА – науке о вербальном (речевом) поведении. Этот раздел изучает все возможные виды вербального поведения – тексты, устную речь и др., а также все формы коммуникационного взаимодействия. Поскольку метод коммуникации PECS представляет собой одну из программ АВА, всестороннее представление о правильном использовании системы дают дистанционные курсы АВА терапии для родителей аутичных детей, а также для специалистов, работающих в сфере РАС.

Карточки для развития ребенка аутиста

Типы символов в карточках для обучения аутистов

Карточки для обучения аутистов по системе ПЕКС содержат изображения предметов и действий в виде:

  • цветных или ч/б графических рисунков;
  • цветных или ч/б фото.

Под каждой картинкой размещается ее текстовая подпись на русском или другом языке, родном для ученика.

Процесс обучения по карточкам вводится с помощью АВА-тераписта, дефектолога, коррекционного педагога или другого специалиста, который сможет определить уровень развития навыков ученика и правильно расставить акценты в дальнейшем обучении.

На первом этапе вводятся карточки, обозначающие «да» и «нет», выполненные в разных цветах – например, зеленом и красном. Эти карточки необходимы, если ребенок не умеет использовать кивки и отрицательное покачивание головой. Если же ученик способен произнести «да»/«нет» или обозначить их движениями, использовать такие карточки нет необходимости.

На втором этапе вводится набор карточек с мотивационными предметами (банан, чупа-чупс, мороженое, яблоко, зефир) и конкретными действиями. Как только ученик перестанет смотреть на картинку и начнет называть нужный ему предмет устно – использование соответствующей карточки нужно прекратить. Действия, обозначаемые картинками, используются так же, как и предметы (кататься на качели, прыгать на батуте, играть с мячом и т. д.).

На третьем этапе обучения ПЕКС начинают использовать карточки с обозначением различных событий дня – расписание (умываться, кушать, гулять на улице, учиться и т. д.).

Все необходимые картинки-«пексы» для аутистов можно сделать своими руками, или же приобрести готовые альбомы с наборами изображений для разных этапов обучения. Обучающие карточки PECS для аутистов должны быть максимально наглядными и понятными, так что художественная ценность их гораздо ниже предполагаемой информационной нагрузки.

Источник