Картинки на развитие памяти ребенка 7 лет

Картинки на развитие памяти ребенка 7 лет thumbnail

Упражнения для развития зрительной памяти у детей 6-7 лет

(методический материал может быть использован родителями дошкольников и младших школьников)

     В возрасте 5-6 лет ребенок лучше всего запоминает яркие образы вызывающие сильные эмоции, но происходит это преимущественно непроизвольно. Но не за горами уже и школа, где важно умение управлять своей памятью, т. е. ставить цель и запоминать. Когда-то мы уже писали о развитии памяти в общем, сейчас же остановимся подробнее на развитии зрительной памяти у детей и рассмотрим как ее тренировать. Приводим несколько упражнений, которые позволят подготовиться к школе на «отлично».

10 картинок

Разложите перед малышом от 10 до 15 картинок с изображениями предметов, которые ему хорошо знакомы. Пусть все внимательно рассмотрит, после чего уберите их и через полминуты попросите назвать запомнившиеся. Таким образом вы проверите кратковременную память. Если ребенок в возрасте 6-7 лет назовет 6-7 предметов – это хороший результат.

Теперь покажите крохе изображения, которые он не смог вспомнить. По прошествии 10 минут, а затем через 1 час предложите еще раз перечислить все, что он видел. Таким образом вы проверите долговременную память. Хорошим результатом считается 7-8 предметов из 10.

Что поменялось?

Вам понадобиться несколько (5-8) игрушек или любых фигурок. Разложите их на столе и дайте ребенку рассмотреть. После чего он должен отвернуться, а вы уберете, добавите, замените одну из них или поменяете местами. Естественно его задача определить, что изменилось.

Рисуем по памяти

Еще одно эффективное упражнение для развития зрительной памяти у детей, не требующее никакой подготовки. Достаточно карандаша и нескольких листов бумаги. Смысл его сводится к тому, что вы показываете ребенку лист, на котором изображены простые фигурки или узоры, он смотрит, а потом пытается нарисовать по памяти.

Внимательность на прогулке

Вы же все равно ежедневно гуляете на улице, так почему бы не использовать это время для развития зрительной памяти. Все, что для этого нужно – обращать внимание малютки на рекламные щиты, яркие вывески магазинов, дорожные знаки. А по приходу домой попросите его нарисовать то, что он запомнил.

Нам не нужен фотоаппарат

Чтобы заинтересовать кроху расскажите ему о каких-нибудь секретных агентах, которые запоминают все с первого взгляда. А потом дайте задание – пусть запомнит разложенные на столе предметы, а потом отвернется и все их перечислит.

Ящички

Простенькое задание на развитие зрительной памяти у ребенка, что не делает его менее эффективным. Для игры подойдет шкатулочка с 3-4 отсеками, но можно и несколько спичечных коробков склеить. Положите в один из них мелкую игрушку, чтобы ребенок видел куда именно, потом ненадолго уберите из поля зрения, после чего малыш должен указать, в каком из них спрятана игрушка.

Интересные картинки

Для игры понадобиться десять картинок и немного свободного времени. Разложите их на столе и в течение 30 секунд запоминайте вместе с ребенком. Затем убираете их и поочередно называете по одной. Проиграет тот, кто не сможет вспомнить еще не названную картинку.

Игры для развития памяти

Запомни и повтори. Например, взрослый произносит несколько чисел и просит малыша повторить эти числа. Постепенно ряд чисел удлиняется. Это упражнение можно использовать для любых предметов, форм, цветов и т.д.

Что пропало? Это упражнение заставляет ребенка хорошенько сконцентрироваться. Разложите перед ребенком несколько игрушек или картинок, пусть он несколько минут посмотрит на них и запомнит. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из картинок. После этого ребенок должен определить, какой из предметов или картинок исчез.

Что изменилось. Это упражнение немного похоже на предыдущее. Разложите перед ребенком игрушки, пусть он посмотрим на них и запомнит, затем попросите его отвернуться, после чего поменяйте две игрушки местами. Малыш должен ответить на вопрос – что изменилось?

Покажи зверушку. Для младших деток эта игра принесет много радости. Предложите малышу вспомнить и показать: как крадется кошка, как птица машет крыльями, как ходит медведь, как прыгает воробей и т.д.

Цепочка действий. Упражнение, которое поможет ребенку максимально сконцентрироваться и при его выполнении он не будет скучать. Попросите выполнить определенный действия, точнее набор из нескольких действий: например, открой дверь, возьми в шкафу перчатки, принеси в спальню и положи на подушку.

Пересказ. Сочините небольшую историю, которая будет состоять всего лишь из 5-6 фраз, например: «Мальчик проснулся утром, умылся, оделся, и пошел в садик. В садике он играл с детками, занимался, ел и спал. Вечером его забрала мама и они пошли к папе на работу. Вечером все вместе они поехали в зоопарк. Там они видели обезьяну, жирафа, слона и крокодила». И попросите ребенка повторить вашу историю. Если ему будет трудно повторить все фразы с первого раза, расскажите эту историю еще 1-2 раза.

Читаем и спрашиваем. Дети любят, когда им читают вслух. Прочитайте абзац или страницу интересного рассказа или сказки, затем остановитесь и спросите малыша: «О чем мы прочитали?» Пусть он попробует пересказать то, что услышал своими словами. Первое время ребенку будет трудно, помогите ему, подбодрите. И не нужно заставлять его пересказывать каждую страницу – для него это будет утомительно и неинтересно. Время от времени устраивайте такие тренировки. Чтобы малышу была легче, вы можете ему помочь наводящими вопросами: кто прилетел к Малышу? Что он любит делать? Как зовут того мальчика с пропеллером? и т.д.

Картинки и слова

Вариант  1:
Выстригаем картинки
Горошек, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, ваза, корова, диван, голубь, часы, голова, букет, роза,, паровоз, кресло, ,флаг, петух, ножницы, зонтик, старик, очки, лампа, нога,   рояль.

ЗАДАНИЕ 1. Я буду показывать тебе картинки, на которых изображены различные предметы. Постарайся  их  запомнить.

Картинки показываются ребенку с интервалом в 2 секунды. Затем карточка переворачивается и откидывается в сторону. Во время работы старайтесь не разговаривать с ребенком. На все возможные вопросы можно будет ответить после выполнения задания. После того, как были показаны все картинки, необходимо сделать 10-минутный перерыв. После этого ребенок без помощи картинок называет те  предметы,  которые смог  запомнить.
задание 2. Вспомни, что было нарисовано на картинках.
Вариант  2:
Имеются сюжетные картинки, которые можно вырезать и использовать для развития памяти по уже описанной процедуре.

примечание. Вариант 2 является усложненным, т. к. каждая картинка содержит большее количество информации, чем в предыдущем упражнении. При проверке результатов запоминания необходимо учесть следующие  моменты:

—   Понял  ли  ребенок смысл  рисунка?
—  Правильно ли он отразил эмоции действующих лиц?
— Пытался ли он увидеть, понять эмоциональное состояние действующих  лиц?
—  В  какой  мере  уделял   внимание  деталям   рисунка:  цвету,  одежде,  размерам и  т. д.
Эти вопросы помогут вам разобраться в особенностях  памяти ребенка.
Если ребенок в половине случаев или более, понял смысл картинки и запомнил его, то .это говорит о его хорошей культурной, опосредованной памяти. В тех случаях, когда испытуемый точнее, прочнее и чаще запоминал чувства, переживания действующих лиц, или свои собственные эмоции, связанные с разглядыванием картинки, то это свидетельствует о развитости его эмоциональной памяти., Если же ребенок в большинстве случаев быстрее и прочнее запоминал детали рисунка: фон сюжета, штрихи, цветовые оттенки, детали костюма, размеры; контуры, формы и т. д., то это в значительной степени характеризует определяющую роль при запоминании его зрительной образной памяти.
Особо следует обратить внимание на то, в какой мере ребенок помогал себе при запоминании предметов: констатация фактов или умозаключения, суждения, выводы. Наличие правильных умозаключений говорит о наличии у ребенка логического мышления. Однако не только наличие выводов ш суждений, но и любое проговаривание помогает запоминанию.   Это   стоит   учесть.

Читайте также:  Основные причины развития ребенка


Игры, задания и упражнения для развития памяти детей 7—10 лет

Рис. 1 

Рис. 2 

Рис. 3 

Рис. 4 

Рис. 5 

1. На точность зрительной памяти.

Посмотри на эти сложные рисунки и постарайся запомнить.

Каждый рисунок можно рассматривать не более двух секунд.

ЗАДАНИЕ 1. После двух секунд экспозиции картинка убирается или закрывается, а ребенок рисует по памяти.

ЗАДАНИЕ 2. Расскажи, как ты запоминал.

1

Кот — коты

2

Плот — плоты

3

Беда —

4

Мука —

5

Крот —

6

Грот —

7

Дуга —

8

Рука —

9

Еда —

10

Слива —

11

Грива —

12

Диво —

2. О единственном и множественном числе

ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе слово в единственном числе, а ты должен сказать его во множественном.

ЗАДАНИЕ 2. Пожалуйста, вспомни слова в единственном числе, которые я тебе называл.

ПРИМЕЧАНИЕ. В среднем называют около 6—7 слов. Однако необходимо обратить внимание на то, что стопроцентно запомнятся те слова, к которым трудно подобрать множественное число.

1

Повар —

2

Купец —

3

Храбрец —

4

Портной —

5

Моряк —

6

Ученый —

7

Строитель —

8

Оператор —

9

Вахтер —

10

Геолог —

11

Лифтер —

12

Танцор —

3. Мужской и женский род.

ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе существительное мужского рода, а ты скажи соответствующее ему существительное женского рода.

ЗАДАНИЕ 2. А теперь вспомни слова по порядку.

1

Коза —

2

Оса —

3

Ворона —

4

Синица —

5

Балерина —

6

Чашка —

7

Ваза —

8

Ручка —

9

Игра —

10

Штора —

11

Собака —

12

Лошадь —

4. Женский и мужской род.

Я буду называть существительное женского рода, а ты скажи соответствующее ему существительное мужского рода.

ЗАДАНИЕ. Постарайся вспомнить все слова по порядку.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Как видите, все не просто. В каждом случае надо подумать, имеет ли данное слово множественное число (например» метро, мука, лень), как поставить ударение (грот — гроты), имеется ли соответствующее имя существительное женского рода (храбрец). При выполнении этих заданий эффективность запоминания, как правило, повышается. Если ваш ребенок вспомнил и правильно воспроизвел больше 7 слов в каждой игре, то это говорит о его хорошей памяти.

5. Имена.

Вариант 1:

ЗАДАНИЕ 1. Сейчас я назову несколько имен. Ты должен их запомнить.

Внимание! Гертруда, Билл, Джон, Дейл, Фил, Джудит, Алекс, Белла, Дон, Рональд, Виктория, Маргарет, Генри.

ЗАДАНИЕ 2. Назови имена, которые ты запомнил.

ЗАДАНИЕ 3. Раздели эти имена на группы или классы, например: мужские и женские. Какие еще классы можно выделить?

ЗАДАНИЕ 4. Постарайтесь вспомнить все имена.

Вариант 2:

Элла, Виктор, Руслан, Надежда, Богдан, Вероника, Дина, Валентин, Петр, Игнатий, Феофания, Степан.

Источник

Ребёнок часто отвлекается, переключает своё внимание с одного предмета на другой, не может запомнить предложенную ему информацию. Действительно ли малыш такой невнимательный или ему просто неинтересно на занятиях? На что стоит обратить внимание родителям, и как развить произвольную память ребёнка.

Аудио-версия статьи «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ»

Память у ребёнка 6-7 лет развивается очень интенсивно. Дошкольники могут запоминать внушительный объём информации. При этом часто это бывает услышанная реклама, имена любимых персонажей или марки автомобилей, а вот материал, который преподают на уроках, даётся с трудом. Почему так происходит? Всё дело в произвольном и непроизвольном внимании. Всё, что вызывает интерес, запоминается само собой, без особого труда. А то, что требует воспитатель или учитель, основывается на произвольном запоминании. Этот навык необходимо тренировать.

В зависимости от того, как мы воспринимаем информацию, память можно поделить на несколько видов: моторную, образную, эмоциональную и вербальную. В свою очередь, образная память подразделяется на: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и тактильную. Развивать каждый из видов памяти лучше всего в игровой форме. Предлагаем вам десятки интересных заданий, которые помогут улучшить память ребёнка 6-7 лет.

Игры и упражнения для развития двигательной памяти

Двигательная или моторная память помогает человеку запоминать, сохранять и воспроизводить разные движения. С помощью неё формируются такие умения и навыки, как ходьба, письмо, езда на велосипеде, печатание на клавиатуре, плавание и т.д. Двигательная память работает с самого раннего возраста, когда малыш начинает ползать, вставать, ходить, кушать ложкой, пить из кружки.

Часто этот вид памяти дети применяют в играх, воспроизводя отличительные черты животных или людей разных профессий.

«Слушай и исполняй». Родитель придумывает несколько движений и называет их ребёнку не показывая. Задача малыша – понять, о чём идёт речь, и воспроизвести действия в нужной последовательности. Например: подбеги к столу, попрыгай на одной ноге, подбрось мяч и сделай хлопок, присядь, ляг на спину.

«Повторяй за мной». Ведущий встаёт в центр и начинает показывать комплекс движений под музыку. Ребёнок повторяет за ним.  Как только один круг упражнений будет пройден, музыка ускоряется. Нужно продемонстрировать всё тоже, но быстрее.

Увеличиваем скорость до тех пор, пока малыш не начнёт путаться. Чем больше количество движений в комплексе, тем сложнее.

«Лабиринт». Ребёнок становится в любом месте комнаты – это будет «отправная точка». Взрослый диктует ему маршрут: 2 шага вправо, 1 вперёд, 3 назад, 2 влево и т.д. Малыш запоминает указания и двигается в соответствии с ними. В зависимости от того, как ребёнок будет справляться с заданием, можно увеличивать маршрут, дополняя его новыми деталями: прыжками, приседаниями, хлопками.

«Крокодил». Популярная игра для больших компаний. Ребёнок загадывает любое животное. Затем выходит в центр и пробует с помощью жестов и движений описать того, кого загадал. Участники начинают по очереди угадывать загаданное животное. Тот, кто ответит верно, становится на место ведущего. Игра продолжается. Можно усложнить правила, отведя на угадывание определённое количество времени, например, 5 минут.

Читайте также:  Развитие месячного ребенка что он делает

«Птицы – цветы – деревья». Дайте малышу задание: когда прозвучит название цветка, нужно присесть, если услышал про птицу – взмахни руками, названо любое из деревьев – сделай руки в бок.

Пример для игры: ворона, роза, тополь, колокольчик, синичка, липа, филин, астра, ромашка, воробей, ива, одуванчик, ёлка, цапля, лилия, берёза, василёк.

Игры и упражнения для развития образной памяти

Образная память тесно связана с нашими органами чувств. Соответственно разделяют пять видов этой памяти: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную. Развиты они неравномерно. 

Одному человеку легче запомнить информацию, слушая её, другому читая, третьему – трогая. Чтобы выяснить, какой вид образной памяти лучше развит у ребёнка, поиграйте с ним в разные игры.

Такой вид памяти ответственен за хранение и воспроизведение зрительных представлений. Он особенно хорошо развит, к примеру, у художников. Для детей-визуалов отлично подходят всевозможные наглядные пособия. Чтобы развить зрительную память, предлагаем несколько заданий.

«Найди отличия». Одна из самых распространённых игр – поиск отличий на картинках. На двух схожих изображениях есть несколько различных деталей, которые сразу и не заметишь.

Найди 10 отличий

Чтобы справиться с заданием, нужно быть внимательным и сосредоточенным. Выбирайте картинки с любимыми героями ребёнка или интересными ситуациями. Дошкольнику 6 лет вполне под силу отыскать порядка 10 непохожих друг на друга элементов. Когда малыш начнёт без труда справляться с заданием, предложите ему картинки с множеством мелких деталей. Можно устроить поиск отличий на время. Подборку заданий можно скачать у нас на сайте по ссылке ниже.

«Чего не хватает?». Покажите малышу рисунок с недостающими элементами, например, дом без окна, автомобиль без колеса или кошку без хвоста. Уберите картинку и предложите ребёнку назвать, какие детали забыл изобразить художник.

«10 картинок». Положите перед ребёнком 10-15 карточек, на которых изображены хорошо знакомые ему предметы. Дайте время всё внимательно рассмотреть. Затем спрячьте карточки, подождите полминуты и попросите малыша вспомнить, что он видел. Так можно проверить работу кратковременной памяти. Если ребёнок назовёт 6-7 предметов, то это хороший результат. Затем дайте посмотреть те картинки, которые остались забыты. 

Спустя 10 минут, а потом ещё через час попросите снова назвать карточки. На этот раз начнёт работать долговременная память. Хорошо, если ребёнок вспомнит 7-8 предметов из 10.

«Расставь точки». Подготовьте два квадрата. На одном расставьте несколько точек и покажите ребёнку в течение нескольких секунд. Первый квадрат закройте. Задача ребёнка – расположить точки в том же порядке на втором пустом квадрате.     

Про тех ребят, у которых преобладает слуховая память, часто говорят «схватывает на лету». Для запоминания ребёнку достаточно послушать, о чём говорят, дополнительно просматривать изображения и схемы уже не требуется. Чтобы развить этот вид памяти, предлагаем несколько простых игр.

«Игра в слова». Назовите ребёнку несколько слов и попросите запомнить их. Например: весна, ворона, вечер, вода, ворота, вишня. Предложите воспроизвести слова в том же порядке. Есть ли у них что-то общее? Напиши букву «В».

«Читаем и спрашиваем». Выберите любой рассказ или сказку, интересную ребёнку. Прочтите один абзац или страницу, затем остановитесь и спросите у малыша: «что произошло в истории?», «как зовут главного героя?», «куда отправилась девочка?».  Пусть ребёнок попробует рассказать своими словами, о чём вы только что прочитали.

Возможно, сначала малышу будет сложно, помогите ему справиться с заданием и продолжите чтение. Не нужно останавливаться на каждой странице, устраивайте подобные тренировки время от времени. Так ребёнок не утомится и не потеряет интерес к совместному чтению.

«Рассказываем сказку». Все участники игры садятся в круг. Первый человек начинает придумывать историю, произносит 1-2 фразы. После чего ход переходит к следующему по часовой стрелке, тот продолжает рассказ, добавляя свои предложения. Игра длится до тех пор, пока сказка не завершится логически.

«Запретное слово». Такая игра отлично развивает внимательность малыша, его сообразительность. Заранее определите, какое слово будет запретным, например, при ответе нельзя говорить «Нет». Родители задают вопросы, часто с подвохом: «Брюки носят на голове?», «А корова любит конфеты?», «Когда ты ложишься спать, на улице светло?». Задача ребёнка – отвечать «не носят», «не любит», «темно».

Если же малыш собьётся и скажет «Нет», он проиграет. Многим мамам и папам знакомы подобные забавы с детства, к примеру «Да и нет не говорите, чёрное с белым не берите». Пришло время поиграть в них со своими детьми.

«10 цифр». Продиктуйте ребёнку цифры от 1 до 10 в любой последовательности. Задача малыша – постараться запомнить порядок и повторить за вами.

Обонятельная и осязательная память

Тактильная или осязательная память – это умение вспоминать ощущения после прикосновения. Обонятельная – это то, что мы чувствуем, как запоминаем запахи.

«Узнай предмет». Соберите в непрозрачный пакет 10 разных вещей. Это может быть карандаш, губка, пуговица, ключи, игрушка, носок. Ребёнок закрывает глаза и начинает по очереди вытягивать предметы из мешочка. Его задача – без подсказок догадаться, что у него в руках. Когда все предметы будут угаданы, попросите перечислить всё, что было в мешке, в той последовательности, в которой ребёнок доставал вещи.

«Запахи и звуки». Предложите ребёнку представить, что на улице дождливо. Какие образы у него в голове возникают? Попросите рассказать, что он видит. Помнит ли он, как шумит дождь?

А что происходит с природой, когда начинает выглядывать солнышко? Какие запахи чувствует малыш? Можно ли их с чем-то сравнить?

«Что растёт в лесу?». Вам понадобятся ёмкости, в которых будут «храниться» разные лесные ароматы. Например, еловая веточка, сирень, смола. Если природный материал взять проблематично, то для игры вполне можно использовать ароматическую соль. Предложите ребёнку закрыть глаза и мысленно пройтись по лесу. На него нельзя посмотреть, но можно ощутить запахи. Дайте понюхать каждую баночку и определить, какое растение так пахнет.

«Запомни фигуру». Разложите перед ребёнком несколько разных геометрических форм, например, куб, шар, звезду, цилиндр и т.д. Малыш должен с завязанными глазами ощупать их, назвать, что за фигура перед ним и запомнить порядок, в котором они лежат. После чего дошкольник открывает глаза, находит нужные формы и выстраивает их в той же последовательности.

«Тёплый — холодный, сухой — мокрый». Приготовьте несколько предметов, которые будут отличаться качеством: температурой, рельефом, мягкостью. Это может быть кусочек льда, грелка, влажная тряпочка, кусочек сухой ткани, мягкая игрушка, камень и т.д. 

Читайте также:  Что надо кушать ребенку для развития

Пусть ребёнок потрогает каждый предмет и расскажет, что он собой представляет. Затем закройте ему глаза и предложите потрогать те же вещи, описав их по ощущениям. Например, я взял мокрую и прохладную губку.

Этот вид памяти основан на деятельности вкусовых анализаторов и направлен на запоминание вкусов. Для тренировки вкусовой памяти предлагаем следующие игры.

«Вкус фруктов». Попросите малыша представить лимон. Пусть попробует вспомнить, как он пахнет и какой у него вкус. Какие ощущения возникают, если вообразить, что лимон лежит в руке? Предложите нарисовать фрукт.

После чего попросите таким же образом представить апельсин. Чем отличаются фрукты, а чем похожи?

«Я бы съел…». Все участники игры усаживаются в круг. Каждый задумывает что-нибудь съедобное. Затем игроки по очереди описывают этот продукт. Задача остальных – понять, о чём идёт речь.

«У меня на язычке…». Подготовьте фрукты и овощи. Затем завяжите ребёнку глаза, положите ему на язык небольшой кусочек апельсина, банана или морковки. Малыш должен понять, что же у него во рту.

Игры и упражнения для развития эмоциональной памяти

Эмоциональная память отвечает за воспроизведение чувств и эмоций, которые мы испытывали в прошлом при виде конкретного предмета, занимаясь определённым делом. С помощью этого вида памяти человек, вспомнив события из жизни, может заново ощутить эмоции: радость, огорчения или испуг. 

Например, когда малыш обжигается об утюг или его кусает собака, то в будущем эти впечатления, как правило, ограничивают его любопытство. Эмоциональная память важна для нравственного воспитания детей. Для совершенствования эмоциональной памяти важно гулять по новым местам. Обращайте внимание малыша на незнакомые запахи, звуки, цвета, ощущения.

«Эмоции персонажей». Для занятия подготовьте несколько картинок с разными эмоциями. Скачать карточки с эмоциями можно у нас на сайте по ссылке ниже.

Разложите их перед ребёнком. Начните читать рассказ. Малыш должен внимательно слушать, в тот момент, когда кто-то из персонажей огорчится или, наоборот, обрадуется, ребёнку нужно поднять соответствующую картинку. Следите за тем, чтобы поднятая карточка верно отражала эмоциональное состояние героя.

Для усложнения игры можно попросить ребёнка самому выдумать историю, в которой персонажи будут испытывать эмоции, показанные на картинках.

«Снежки». Предложите ребёнку вспомнить игру в снежки. Пусть он представит снег, как он хрустит под ногами, блестит на солнышке. Вообразите, что вы делаете шарики из снега и играете. Что малыш чувствует при этом?

«Важное событие». Сядьте рядом с ребёнком и вместе вспомните события прошлого дня. Что вчера было? Что запомнилось больше всего и почему? Какое у тебя было настроение? Затем подготовьте несколько семейных фотографий, которые были сделаны неделю, месяц или полгода назад. Это может быть поездка за город, в гости к бабушке, поход в кино, прогулка по парку и т.д. Спросите, что это за события? Что понравилось, а что огорчило ребёнка?

Важно выбирать те происшествия, которые оставили яркий след. Ведь именно сильные эмоции запоминаются лучше всего. Малыш, рассматривая фотографии, снова будет мысленно переживать испытанные в прошлом чувства.

«Плохое и хорошее». Подберите изображения, которые вызывают положительные и отрицательные чувства. Например, сладости или картинка с мальчиком, который разбил коленку. Затем по очереди показывайте их ребёнку. Малыш должен рассказать о своих эмоциях при виде этих карточек. Когда речь будет заходить об отрицательных чувствах, поинтересуйтесь, как бы ваш ребёнок помог тому, кто нарисован на картинке. Затем предложите ребёнку вспомнить собственные положительные и отрицательные чувства, которые он испытывал в последнее время.

Игры и упражнения для развития словесно-логической памяти

Словесно-логическая память позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить логические высказывания, выражения и понятия. Принцип смысловой организации памяти начинает работать в старшем дошкольном возрасте. Именно этому виду памяти отводится одна из главных ролей при усвоении материала в школе.

«Послушай и запомни». Придумайте пять пар слов. В каждой паре слова должны быть связаны логически. Например: море – корабль, туча – дождь, медведь – мёд, краски – альбом, автомобиль – путешествие.

После чего называйте по одному слову из каждой пары, ребёнок должен вспомнить второе слово. Затем поменяйтесь ролями. Чтобы усложнить задание, увеличивайте количество пар.

«Сравни». Придумайте два близких по смыслу предмета, например, цветы – трава, комар – бабочка, кошка – леопард. Попросите дошкольника рассказать, что у них общего, и чем отличаются. Ребёнок в 6-7 лет способен выделять и называть главные признаки предметов.

«Пары картинок». Возьмите 5-6 пар карточек и разложите их перед ребёнком. В каждой паре картинки связаны друг с другом по смыслу. Так, изображение дерева находится рядом с рисунком леса, а резиновые сапоги в паре с зонтом. Пусть малыш в течение 1-2 минут внимательно рассмотрит все карточки и запомнит их. Затем спрячьте один ряд картинок и попросите ребёнка назвать недостающую пару.

«Рисуем стихотворение». Прочтите ребёнку небольшое стихотворение. После чего попросите его изобразить с помощью красок на листке бумаги то, о чём там говорилось. В завершение выучите стихотворение.

«Четвёртый лишний». Перед ребёнком разложено четыре изображения. Три из них объединены по общему признаку, четвёртое отличается. Малышу нужно понять, что в ряду лишнее и почему. Выбор для ребят старшего дошкольного возраста должен соответствовать их знаниям и не быть слишком очевидным.

Например, на карточках изображены четыре животных: зебра, жираф, носорог, корова. Лишней здесь будет корова, потому что это домашнее животное. Другие — животные Африки.

Встречаются и неоднозначные варианты ответов. Если ребёнок может логически объяснить, почему он выбрал тот или иной предмет, это тоже будет правильно.

«Пересказ истории». Выберите одну небольшую историю, состоящую из 5-6 предложений. Прочтите её ребёнку и попросите пересказать. Пример рассказа:

«Жили-были ребята. Купила им бабушка лошадку-каталку. Захотели дети на ней катать зайку и мишку. Здорово играли. Неожиданно лошадка не стала качаться. Посмотрели ребята, а у неё ножка обломилась. Позвали малыши дедушку Колю, и он отремонтировал лошадку».

Чтобы будущий первоклассник без труда справлялся с потоком новой информации на уроках, нужно развивать его память и внимание. Важный показатель – умение сосредотачиваться на конкретном занятии.  Хорошо усваивается то, что понятно и интересно, поэтому взрослому нужно следить за тем, чтобы ребёнком исполнялись любые задания. Ставьте перед ним задачи, которые требуют сосредоточенности и внимания, хвалите, когда у малыша всё получается. Старайтесь тренировать память в игре, а не на скучных упражнениях.

Источник