Картинки для развития речи ребенка 2 младшей группы
Ирина Румянцева
Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы
Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности.
В дошкольном возрасте речевое развитие тесно связано с формированием таких психических процессов, как мышление, внимание, память, воображение, со становлением сознания и формированием личности ребенка.
В связи с этим речевое развитие выделено в отдельную образовательную область в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт).
Маленький ребенок на четвертом году жизни достаточно активно начинает использовать речь для общения. Также происходит интенсивное развитие мелкой моторики рук ребенка. Необходимо систематически контролировать данное направление в развитии ребенка.
Развитие мелкой моторики часто происходит и вне занятий, в свободной деятельности детей. Поэтому необходимо наполнить среду ребенка различными предметами, пособиями, направленными на развитие переключаемости движений, координации движений и их точности, ловкости.
Центр речевого развития является одним из важных компонентов речевой среды.
В нашей группе в распоряжение ребенка предоставляются различные дидактические пособия (с застежками, шнуровками, замочками, В игровых ситуациях дети используют прищепки (сушат одежду, одевают и раздевают больших кукол, крутят крышки. Активно используются разнообразные пальчиковые игры.
Соответствующие пособия и игры в течение года периодически меняются.
Для активизации речи детей, расширения словаря, развития внимания и памяти, моторики рук можно использовать такой вид работы, как «Расскажи сказку». Для этого мы используем игровое пособие с крышками, на которых изображены герои хорошо знакомых детям сказок, например, «Колобок», «Репка».
Дидактическая игра «Расскажи сказку».
Целевое назначение: формировать умение детей пересказывать знакомую сказку (при помощи взрослого) с опорой на наглядный материал. Развивать зрительное восприятие, умение последовательно располагать картинки с изображением героев сказки, память, мелкую моторику рук. Стимулировать речевое взаимодействие, желание проговаривать текст вместе с воспитателем. Воспитывать интерес к усским народным сказкам.
По аналогии можно рассказывать небольшие сказки помещая фигурки тех же героев на фланелеграфе.
Одна из любимых дидактических игр наших детей «Кто как разговаривает», оформленная по типу игры «Чудесный мешочек».
Целевое назначение: расширять представления детей о том, что все животные издают определенные звуки. Упражнять детей в умение произносить звукоподражание, правильно соотносить его с изображением животного (птицей). Развивать слуховое и зрительное восприятие. Формировать словарь глаголов. Воспитывать познавательный интерес к животному миру.
Для стимулирования моторики обеих рук пополнила центр речевого развитиями новыми веселыми игровыми упражнениями: «Веселые карандаши» и «Шарик в ладошке».
Увлекательные задания — игровое упражнение «Пальчиковые шаги»
не только развивают моторику рук ребенка, но и его память, воображение, наблюдательность, зрительно-пространственное восприятие, и конечно способствуют речевому взаимодействию со взрослых.
Пособие оформлено в виде цветных полос из плотного картона с приклеенными на них деталями из различных материалов.
Целевое назначение: вызвать у детей интерес к играм пальчиками. Помочь детям научится координировать движения кистей и пальцев рук. Развивать память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, наблюдательность. Способствовать развитию речевого взаимодействия. Формировать умение сохранять положение пальцев в процессе прохождения всей игровой дорожки.
Дидактическая игра «Назови, одним словом» («Дидактический кубик слов») оформлена в виде кубиков с картинками на классификацию предметов по 9 темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи», «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Игрушки», «Мебель». Грани одного кубика содержат картинки по одной теме.
Целевое назначение: упражнять детей в умении рассматривать картинки, правильно называть предметы, изображенные на гранях кубика. Формировать представление детей о классификации предметов по одному основному признаку. Расширять знания обобщающих понятий (фрукты, одежда, транспорт и т. д.) за счет новых названий. Развивать зрительное восприятие, память, словарный запас детей, речевую активность.
Также центр речевого развития пополнен и другими дидактическими пособиями, направленными на развитие слухового восприятия, на развитие правильного речевого дыхания.
Дидактическое пособие «Коробочки – шумелки» издают различные звуки от громкого, звонкого до глухого, тихого.
Игровое упражнение «Веселые человечки».
Развивая речь детей, необходимо научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голосовых связок.
Для этого мы используем хорошо всем знакомое приспособление, изготовленное из пластиковых бутылочек и трубочек.
Вариации наполнения «Сухого бассейна для рук» могут быть самыми разнообразными. У нас он наполнен еловыми шишками (предварительно обработанными для гигиенической безопасности) и фигурками от киндер – сюрпризов.
Своевременное пополнение речевого центра игровыми развивающими пособиями, с учетом возрастных особенностей детей, позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Спасибо за внимание!
Источник
Эльмира Нигаматянова
Обучение рассказыванию по картине во второй младшей группе
Обучение рассказыванию по картине
(вторая младшая группа)
Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.
Цель занятия: учить последовательно, осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отличать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность.
СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В Д/С
1. Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними.
2. Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПОДБОРУ КАРТИН
1. Содержание картины должно быть детям доступно. На картине должно быть изображено то, что детям знакомо (по программе) игры со знакомыми игрушками, некоторые домашние животные, дикие (заяц). В этом возрасте картина почти никогда не является источником новых знаний.
2. Композиция картины должна быть простой, т. е. картины одноплановые.
3. Количество персонажей от 1 до 4.
ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ КАРТИНЫ
Детям предлагается для рассмотрения картины, которую они еще не видели. Картину не вносят в группу заранее, ее показывают детям только после подготовки к восприятию.
Подготовить к восприятию можно
с помощью следующих приемов
1. Опора на опыт детей – беседа о том, что с детьми происходило.
2. Опора на знание детей – краткая беседа, уточняющая какие либо знания детей, имеющих отношение к сюжету картины.
3. Использование небольших поэтических произведений, загадок.
Воспитатель может использовать несколько приемов. После подготовки к восприятию воспитатель произносит фразу — связку для плавного перехода к рассматриванию картины.
РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ
Вопрос – основной методический прием. Вопросы, как правило, в начале занятия.
Начинают рассматривать картину с более крупных персонажей, постепенно переходя на мелкие и не возвращаясь к рассмотренному. Если на картине нет крупных персонажей, то рассматривание начинается с персонажа который несет основную нагрузку, если же смысловая нагрузка персонажей одинакова, то начинают с того кто находится на переднем плане. При рассматривании картин следует устранять все, что повлечет за собой скованность детских высказываний, снизит эмоциональную непосредственность речевых проявлений.
ТИПЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ВЫЯСНЕНИЯ ОБЩЕГО СМЫСЛА КАРТИНЫ
1. Что вы видите на картине? (Например: на картине дети) Что делают дети? (Играют с матрешками)
2. Вопросы о главном персонаже, с которого рассматривается картина. Например: А как играет мальчик? (Мальчик играет с матрешками, расставил чашки. Он хочет их покормить).
3. Вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода – это вопросы поискового характера: откуда, зачем, почему. Эти вопросы заставляют детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картину. Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому в большой степени способствуют развитию речи детей.
4. Вопросы для перехода от одного персонажу к другому. (Итак, мы рассмотрели – как мальчик играет, а как девочка играет.)
5. Вопросы для перехода за пределы изображенного – в младшей группе такой тип вопросов формулируют очень просто. (Как вы думаете, что говорит мальчик? Что говорит девочка)
Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами.
Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.
РАБОТА НАД НАЗВАНИЕМ КАРТИНЫ
В младшей группе название говорит сам воспитатель.
РАБОТА С ИМЕНАМИ И КЛИЧКАМИ
В младшей группе этот прием помогает приблизить персонажи к детям.
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ
Речь должна быть четкой, лаконичной, выразительной, так как произведение живописи, воздействуя на детей наглядными и красочными образами, требует, чтобы о нем говорили образно, эмоционально. Это должен быть художественный рассказ, а не простое перечисление объекта, поэтому к нему предъявляются следующие требования.
1. Рассказ воспитателя должен быть длинным. Младший возраст – от 7 до 13 предложений.
2. Чтобы рассказ получился эмоциональным, в него включают фразы содержащие вопрос, восхищение, прямую речь.
3. Предложения в рассказе должны идти в той последовательности, в которой шло рассматривание картины.
4. Если при рассматривании картины детей знакомили с новыми словами, то их желательно включить в рассказ.
5. Вместо своего рассказа воспитатель может прочитать художественное произведение, которое подходит к содержанию картины. В этом случае требования к рассказу не учитывается.
ЧТО ВОСПИТАТЕЛЬ ОТМЕЧАЕТ В ДЕТСКИХ ОТВЕТАХ — РАССКАЗАХ
1. Любое творчество, даже если ребенок придумал свою кличку животного.
2. Внимательность.
3. Полноту ответа.
4. Последовательность (подсказывает воспитатель)
5. Выразительность изложения.
Анализ должен даваться после каждого рассказа, чтобы дети стремились подражать тому, за что похвалили и избегать ошибок.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
1. Организационный момент. Вызвать у детей желание рассмотреть картину. Подготовить их к восприятию.
М. пр. : предварительная беседа, в которой используется личный опыт ребят, воспоминания о событиях, сходных с изображенными на картине; внесение игрушки, оживление игрушки; загадки; художественное слово, дидактические игры.
2. Рассматривание картины.
• Создать целостное представление о картине
• Установить связи и отношения.
М. пр. : вопросы от внесенной игрушки, от воспитателя.
Переход от вступительной беседы к рассматриванию самой картины должен быть логически последовательным и плавным. Вопросами «Кого вы видите на картине?», «Что несет в руке девочка?» воспитатель переключает внимание детей на картину, сразу же выделив в ней центральный образ. Важно сразу выделить центральный образ. Следует вызвать у детей интерес к этому персонажу, к его действиям, желание подробнее рассказать о нем.
Переход от анализа одной группы факторов к анализу другой не должен нарушать целостности восприятия картины. «Таня гуляет в саду осенью. Как она оделась на прогулку?» — этими словами воспитатель переключил внимание детей на описание одежды девочки. Ребята смогли не только назвать предметы одежды, но и объяснить, почему осенью одеваются тепло. С помощью вопросов воспитатель затем сосредоточил внимание детей на игрушках и игровых действиях героя. С помощью правильных, последовательных вопросов обеспечивается целостность восприятия картины.
Большую роль играют не только вопросы воспитателя, но и его высказывания, которые обобщают детские ответы и служат образцом построения предложений. Обобщая детские высказывания, педагог употребляет доступные малышам речевые обороты. Педагог не только синтезирует детские впечатления, но и эмоционально окрашенным словом усиливает воздействие картины на детей. Он вводит в речь новые слова и словосочетания, показывает детям процесс словообразования (листья желтые — листья желтеют, дает пример точного и выразительного высказывания. Речь воспитателя еще более сосредоточивает внимание детей на картине, и при повторном ее рассматривании новые слова и словосочетания закрепляются в их памяти.
Очень важно целенаправленно упражнять детей в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания сюжетной картины рекомендуется выделять те или иные объекты для развернутого описания их, не нарушая в то же время целостности восприятия. Вначале педагог дает пример стройного, лаконичного, точного и выразительного высказывания. Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием следующего объекта, опираясь при этом на речевой образец. Высказывание, относящееся к тому или иному объекту, будет органически входить в беседу о картине в целом.
3. Образец рассказа. Обобщить в связном рассказе представления детей об увиденном на картине. Вызвать желание слушать этот рассказ.
М. пр. : образец рассказа воспитателя.
Обобщающий рассказ дает детям возможность еще раз вслушаться в слова и фразы, которые воспитатель ранее включал в свои вопросы и пояснения.
4. Итог занятия. Предложить детям выполнить то, что нарисовано на картине. Этим завершается занятие.
Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это, несомненно, подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах.
Используемая литература:
1. Короткова Э. П. «Обучение рассказыванию в детском саду»
2. Ткаченко Т. А. «Обучение детей творческому рассказыванию».
3. Федоренко А. П., Фомичёва Г. А. «Методика развития речи детей»,
Источник
Оксана Богомолова
Дидактическая игра для развития речи детей в младшей группе «Что нарисовано на картинке?»
Дидактическая игра для развития речи детей в младшей группе:» Что нарисовано на картинке?»
Цель игры: учить детей узнавать предмет в рисунке (то есть на карточке с изображением любого предмета).; развивать связную речь, речевое дыхание,. развивать внимание. (классификация предметов).
Материал для игры: наборы предметов (игрушек) и парных к ним изображений (игрушки,посуда, машины, фрукты, овощи и т. д.).
Ход игры:
Воспитатель расставляет на отдельном столе предметы, но предметов должно быть больше, чем число участников, вызывает ребёнка, показывает ему картинку с изображённым предметом но так, чтобы не видели еёдругие детки и педагог говорит:»Сейчас вы будете угадывать, что изображено на этой картинке«. Воспитатель кладёт картинку на свой стол и просит ребёнка дать такой же предмет (игрушку) не называя его. Ребёнок выбирает предмет и ставит на другой столик. Воспитатель спрашивает всех деток, что нарисовано на картинке. После ответа ребёнок показывает картинку всем играющим. Дети оценивают правильность выбора. Если ребёнок выбрал не тот предмет, то воспитатель предлагает ему исправить ошибку.
Затем педагог подводит итог игры: «Молодцы, вы угадали- на картинке нарисована груша, и наш Саша принёс грушу (муляж).
Выбор прозводится сначала из 3-х предметов, а затем постепенно число предметов можно увеличить. (6-10).
Также, в этой игре с детками можно закрепить знания о классификации предметов. (то есть к какой группе данная игрушка относится,например: тарелка-это посуда, носки-это одежда и так далее).Дети также развивают связную речь, составляя по картинке предложения, то есть проводят описание картинки—что на ней изображено и к какому виду классификаций она относится.
Публикации по теме:
«Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольника».
«Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольника». Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям.
Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»
Авторская дидактическая игра на тему:»Дидактическая игра как средство развития речи детей-«Кто (что) здесь лишнее?»(4-6 лет). Цель игры:.
Дидактическая игра «Что вредно, что полезно» и дидактическая игра «Опасные и безопасные предметы»
Дидактическая игра»Что вредно, что полезно» Цель. Закрепить знания детей о вредных и полезных явлениях и предметах. Развивать умение объяснять.
Дидактическая игра для развития связной речи
анное пособие игра предусмотрено для детей возраста от 1-2, 2-3 лет. С детьми от 1-2 лет, рассматривая картинки, нужно побуждать их показывать.
Дидактическая игра для развития связной речи детей среднего дошкольного возраста «Что где находится?»
Дидактическая игра «Что где находится?» предназначена для развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. Цель: учить детей.
Дидактическая игра «Игры для развития речи с прищепками»
Данная игра рассчитана для детей 3-7 лет. Игру могут использовать не только учителя-логопеды, воспитатели, а так же родители. Особенность.
Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения.
Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра,.
Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста
Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.
Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста»
«Дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста» Затрагивая в настоящее время любой вопрос,.
Источник