Картинка ребенка с нарушением развития речи
Лидия Комарова
Использование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речи
Автор:
Комарова Лидия Николаевна
Статья:
«Использование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Санкт-Петербург
2017 год
Оглавление
I Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи 3
Приложение 7
Использованные источники 13
I Использование зрительного образа для развития речи
в работе с детьми, имеющих нарушения речи
Никому не нужно объяснять, как важен для человека дар слова.
К. С.Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира.» Воссоздание это идёт всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. И очень важно помочь ребёнку как можно успешнее овладеть прекрасным даром.
По мнению психологов Л. В. Эльконина, С. Л. Рубинштейна,
А. М. Леушиной – фактор, облегчающий процесс связной речи – наглядность. Если в работе не применять наглядного материала – дети быстро утомляются, теряют интерес к занятиям. В результате на практике медленно закрепляют полученные знания, не достаточно пользуются умениями и навыками. Графический метод закрепления предполагает успешно решать эти трудности.
Психолог Л. С. Выгодский указывал на значимость вспомогательного фактора – создание плана высказывания. Здесь важно последовательное размещение схем (зрительных образов) всех конкретных элементов высказывания, а так же то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Необходимо учитывать, что у дошкольников ведущая деятельность – игровая. Использование зрительных образов находит больший отклик у детей. Известно, что материал усваивается легче и полнее, когда задействован эмоциональный фактор. Поэтому необходимо сделать обучение более занимательным, связать со зрительными образами (моделями, графическими рисунками, картинками, иллюстрациями).
Так же хорошо известно, что мышление детей 5–6 лет носит наглядно – образный характер. Так что применение зрительных образов в работе над развитием речи физиологически оправдан.
Символические изображения (зрительные образы) наиболее удобны в работе, они не отвлекают ребёнка от основной задачи, не требуют высокой техники рисования.
При создании символических изображений нужно обсуждать с детьми значение каждого из используемых символов.Например: корона на голове символизирует, что это принц, дождь изображается каплями. Когда план составлен, ничего не стоит рассказать сказку, рассказ, выучить стихотворение, составить описательный рассказ. При этом учитывается индивидуальный подход к ребёнку.
Дети с нарушениями речичасто подвержены психологическим комплексам: стесняются говорить перед группой детей. Индивидуальный подход позволяет оказать ребёнку помощь и даёт возможность восполнить активные впечатления детей.
Впоследствии дети, взаимодействуя с ним, осмысливая его, могут рассказать по рисункам, раскрашивать рисунки по своему вкусу, пересказывать рассказы, сказки, стихотворения, не дожидаясь помощи взрослого и не зависеть от неё, что безусловно, способствует развитию познавательных интересов, развитию коммуникативности, т. к. общаются друг с другом, устраивая концерты с прочтением стихотворений, в подготовительной группе используют в сюжетно-ролевой игре «Школа».
Используемыйметод способствует решению следующих задач:
• развитиюпсихологических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления;
• развитию мелкой моторики;
• учит видеть зрительный ряд;
• развитию самостоятельности и познавательных интересов ребёнка;
• развитию коммуникативной стороны речи (т. к. метод побуждает к общению со взрослыми и другими детьми в группе).
В логопедии можно использовать зрительные образы в работе над:
• звукопроизношением;
• лексической стороной речи;
• в составлении описательных рассказов;
• в пересказывании сказок, рассказов;
• в заучивании стихотворений.
Заучивание стихотворений является хорошим упражнением для развития памяти, обогащает язык ребёнка, его чувства, художественный вкус.
Считается, что каждое выученное стихотворение ребёнком это ступенька вверх.При заучивании стихотворения стоят две задачи : запоминание текста и выразительное чтение. Эти задачи решаются одновременно.
Чтобы достигнуть прочного и сознательного запоминания, нужно заучивать стихотворение не по частям, не по строфам, а целиком.
Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов:
1) Выразительное чтение.
2) Объяснение новых, непонятных слов.
3) Вопросы по тексту.
4) Чтение с одновременным выполнением рисунка, договариваясь с детьми о значении каждого знака.
5) Прочтение стихотворения по рисункам.
Психологи считают, что для заучивания стихотворения необходимо
8–10 повторений и больше. С использованием рисунков стихотворение заучивается быстрее.
Стихотворение заучивается не за один раз, а периодически повторяя и закрепляя, добиваясь выразительного и чёткого прочтения. По ходу заучивания стихотворения допускается договаривание строки с места.
Для заучивания стихотворения и обучения выразительному чтению я предлагаю лучшие произведения классиков художественной литературы: А. С. Пушкина, А. В. Кольцова, С. А. Есенина, С. Я. Маршака, А. Н. Плещеева, И. З. Сурикова, Ф. И. Тютчева, И. С. Никитина и др.
Заученные стихотворения дети читают целиком, по частям, в лицах, включают в игру «Кто читает?», читают на утренниках, устраиваем вечера поэзии, на занятиях. Рисуют и раскрашивают рисунки к стихотворениям, создаём книжки-самоделки. В результате стихотворение сохраняется в памяти ребёнка надолго, легко воспроизводится им, используется в
устной речи.
Приложение
И. Михайлова
Осень длинной, тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!
Ветер щёки толстые
Надул, надул, надул
И на листочки пёстрые
Подул, подул, подул.
Красный, жёлтый, золотой…
Облетел весь лист цветной!
Как обидно,как обидно:
Листьев нет, — лишь ветки видно.
И. З. Суриков
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
Ф. И. Тютчев
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
М. Борисова
У красавицы Невы
ожерелье из листвы.
Из гранитов самых лучших
Сшито платье на века.
Но совсем не белоручка
Знаменитая река:
Баржи, лодки, пароходы
На себе несёт Нева.
И в трубе водопроводной
Тоже плещется Нева.
Д. Усов
Я в книжках читал о суровой блокаде
Как люди уставшие гибли в снегу.
Учились, работали здесь в Ленинграде,
Но город родной не отдали врагу.
По карточкам хлеба давали немного,
И трудно порой доставалась вода,
От смерти спасала их Жизни дорога
И этих людей будем помнить всегда!
Использованные источники
1) В. И. Логинова, П. Г. Саморукова «Дошкольная педагогика»
2) Н. В. Ёлкина, О. В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать»
3) Н. В. Новоторцева «Развитие речи детей»
4) Л. П. Усова «Обучение детей в детской саду»
5) Журнал «Дошкольное воспитание» № 10 1990 г
6) О. С. Ушакова «Развитие речи детей в детском саду»
7) Программа воспитания и обучения детей в детском
саду М. А. Васильевой
Источник
Нарушения речи − одна из актуальных детских проблем. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится все больше. Поэтому важно вовремя диагностировать возможные трудности в речевом развитии ребенка. На консультацию к логопеду можно и нужно приходить раньше трехлетнего возраста: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем эффективнее получится результат.
Что понимают под «нарушениями речи»? Это трудности при коммуникации с окружающими. Они могут проявляться в искаженном звукопроизношении, нечеткой дикции, трудностях в составлении предложений и фраз, а иногда ребенок практически не говорит. Правильная диагностика поможет определить пути коррекции, чтобы максимально интегрировать ребенка в нормальную речевую среду.
Признаки задержки речевого развития
Заметить отклонения в речи можно еще с первых месяцев жизни ребенка. Особое внимание нужно уделять детям, родившимся от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом или тяжелыми родами. Также в группе риска находятся недоношенные и маловесные дети.
В первые месяцы обращайте внимание на звучание крика. Для малыша в этот период крик является средством взаимодействия с окружающим миром. У детей с соответствующим норме речевым развитием он − чистый, звучный. А у малыша с задержкой речи крик тихий или слишком громкий, похож на всхлипывания или вскрики. У некоторых он может отсутствовать.
Важные этапы в вербальном развитии младенца − это гуление и лепет. У детей с нарушениями речи гуление и лепет не имеют интонационной окрашенности. А если у малыша глухота, то стадия лепета (повторение одинаковых слогов) отсутствует. Стоит обратить внимание на развитие речи, если малыш не реагирует на обращение взрослого, слишком долго находится на стадии лепета или «лепетных слов».
У таких малышей лепет не выступает как средство коммуникации с окружающими людьми. Также у них могут наблюдаться негативные реакции на новую обстановку или людей, появляется избирательность в общении и играх с предметами. Это может стать причиной отставания в вербальном направлении. Ребенок с нарушениями речевого развития не понимает обращенную к нему речь, не подражает за взрослыми. Если вы заметили у малыша эти признаки − вам стоит обратиться к логопеду.
Чтобы предупредить трудности в речевом развитии важно больше общаться с малышом, поощрять его стремление ко взаимодействию с окружающим миром. При признаках отклонения от нормы стоит обратиться за консультацией к логопеду. Когда ребенок становится старше, то и признаки нарушения речевого развития становятся более ярко выраженными. Поэтому поощряйте малыша в стремлении к общению и познанию окружающего мира.
Признаки нарушений речи в дошкольный период
В дошкольном возрасте вербальная деятельность приобретает ярко выраженный коммуникативный характер. Малыш начинает усваивать социальные нормы, играть в сюжетно-ролевые игры. И ребенок продолжает активно познавать окружающий мир.
Признаки нарушения речевого развития:
- В три года речь либо вовсе отсутствует, либо находится на стадии лепета или простых фраз.
- Нарушение звукопроизношения.
- Неправильное согласование слов в предложении.
- В речи ребенка преобладают простые предложения.
- Ребенок не до конца понимает обращенную речь и значение слов.
- Дошкольник испытывает трудности при составлении самостоятельного рассказа и описании того, что изображено на сюжетной картинке.
Нарушения в речи негативно сказываются на эмоциональном состоянии малыша: он становится замкнутым, необщительным, с трудом общается с людьми. У некоторых детей появляется агрессивная реакция на свой дефект, вплоть до отказа разговаривать. Кроме того, задержка речевого развития влияет на усвоение ребенком программы детского сада. Поэтому при первых признаках нарушения речи обратитесь к логопеду.
Причины речевых нарушений
Отклонения в речевом развитии обусловлены различными причинами:
- Внутриутробные патологии.
- Родовые травмы.
- Послеродовые патологии.
- Генетическая предрасположенность.
- Неблагоприятные социально-бытовые условия.
Важно определить причины речевых нарушений, так как от них зависят пути коррекции, которые будут максимально эффективными.
Внутриутробные патологии
Особенно стоит быть аккуратными в первый триместр беременности, потому что в этот период у малыша формируются все жизненно важные органы. Поэтому, особенно при тяжелых речевых нарушениях, специалист спрашивает у матери о ее акушерском анамнезе. К патологиям, провоцирующим такие нарушения, относятся:
- Гипоксия плода.
- Инфекционные заболевания матери.
- Травмы живота во время беременности.
- Употребление матерью алкогольных, наркотических и табачных веществ.
- Бесконтрольный прием лекарственных препаратов.
- Стресс.
- Несовместимость резус-фактора у матери и малыша.
Поэтому женщина должна быть очень осторожной и аккуратной во время беременности, чтобы малыш родился здоровым.
Родовые травмы
К ним относятся:
- Асфиксия.
- Травмы, полученные малышом во время родов.
- Младенцы с маленьким весом.
В зависимости от того как своевременно малышу и матери будет оказана помощь будет зависеть дальнейшее развитие ребенка.
Послеродовые патологии
К ним относятся:
- Травмы головы, полученные в раннем возрасте.
- Инфекционные заболевания в первые годы жизни.
- Травмы артикуляционного аппарата.
Первые годы жизни малыша очень важны, потому что в этот период закладываются все основные функции для дальнейшего нормального развития ребенка.
Генетическая предрасположенность
Некоторые специалисты до сих пор спорят о том, влияет ли наследственность на речевое развитие. Например, это могут быть аномалии в строении артикуляционного аппарата. Также наследственность может повлиять на появление заикания, потому что одна из причин его появления − это особенности нервной системы. Кроме того, генетическая предрасположенность может повлиять на формирование речевых зон в коре головного мозга.
Неблагоприятные социально-бытовые условия
На речевое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с близкими ему людьми. Если оно недостаточно эмоционально, взрослые уделяют мало внимания малышу и не общаются с ним, то это может стать одной из причин появления нарушений речи. Также ребенок может подражать взрослому, который пользуется у него авторитетом. Поэтому если кто-то из родителей неправильно произносит звук, то подражая ему, малыш будет произносить его так же.
Классификация речевых нарушений
В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.
Психолого-педагогическая
Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.
Нарушения средств общения:
- Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР или фонетическое нарушение речи.
- Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
- Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.
В логопедии существует три уровня речевого развития:
- 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
- 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
- 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.
Нарушения использования средств общения:
- Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.
Медицинская классификация
В этой группе опираются на медицинские критерии.
Нарушения голосообразования или фонации
У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:
- Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
- Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
- Нарушение силы голоса – фонастения.
- Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.
Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.
Нарушения темпа и ритма речи
Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.
Нарушения звукопроизносительной стороны речи
Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:
- Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
- Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
- Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.
При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.
Структурно-семантические расстройства
Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.
Нарушения письма и чтения
- Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
- Аграфия − полная невозможность освоения письма.
- Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.
Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.
Особенности диагностики
Проверкой речевого развития занимается логопед. Бытует мнение, что обращаться к нему за консультацией нужно не раньше трех лет. Но если вы заметили, что речь ребенка в раннем возрасте не соответствует норме, сразу обращайтесь к специалисту. Логопед соберет все данные о дородовом и послеродовом анамнезе и социально-бытовых условиях. Это поможет ему определить причину возникновения речевых нарушений.
Затем он оценивает состояние моторной сферы (общей, пальчиковой и артикуляционной), проверяет произносительную сторону речи. Также специалист смотрит на анатомическое состояние артикуляционного аппарата и сформированность речевого дыхания. Если ребенку уже три года и больше, то он предлагает задания для оценивания словарного запаса, овладения грамматическими категориями и формирования связной речи. На основе полученных результатов он может предложить обратиться к следующим специалистам:
- отоларингологу;
- ортодонту;
- неврологу;
- дефектологу.
После получения результатов диагностики логопед выбирает подходящую форму логопедических занятий и методику в зависимости от механизма нарушений. Специалисты дают рекомендации родителям, которые повысят эффективность коррекционной работы.
Рекомендации
Родители могут предупредить возникновение некоторых нарушений, не связанных с недоразвитием речевых центров головного мозга. Или повысить эффективность коррекционной работы. Для этого нужно соблюдать несложные рекомендации:
- С первых месяцев жизни общайтесь с малышом, чаще используйте интонацию. Хвалите его и поощряйте к общению.
- Четко произносите все звуки − малыш будет слышать произношение и видеть правильную артикуляцию.
- Проводите пальчиковую и артикуляционную гимнастики. Сопровождайте их картинками.
- На прогулке с малышом рассказывайте о том, что вас окружает.
- Спрашивайте у детей о том, как прошел их день, просите их делиться впечатлениями.
Старайтесь уделять ребенку больше внимания, а так как родители у него пользуются уважением, он захочет быть на них похожим. Следите за своей речью, как вы общаетесь. Если вы будете соблюдать эти несложные рекомендации, то у ребенка не будет трудностей в общении, а его речь будет правильной и красивой
Источник