Карта речевого обследования ребенка 5 лет с дислалией

Карта обследования(ДИСЛАЛИЯ)

Ф.И.О                                          

Дата рождения:

Откуда прибыл:

Общее звучание речи

  • Разборчивость (понятна, мало понятна, понятна только маме)
  • Темп  (норма, ускоренный, замедленный)
  • Тембр (отсутствие/наличие назальности)
  • Голос (нормальной громкости/ громкий/ тихий/ затухающий, глухой/ звонкий, монотонный)
  • Ритм (норма, аритмия)
  • Выразительность (выразительна, не выразительна)

Обследование звукопроизношения

[р]  рыба, комар, пирог, краб                          У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис.

[р’] рюкзак, снегирь ,варенье, скрепка

[л] ласточка, стол ,  мыло , слон                      Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.

[л’] люк, июль, Аленка, слеза

[ч] часы, врач, печень, счёт                               Чирикал черный чижик, Что он не чижик-пыжик.

[щ] щука, хвощ, пещера, морщины               Щеткой чищу я щенка — Щекочу ему бока.

[ж] журавль, морж, кожа, обжора                  Задрожали зайки, Увидев волка на лужайке.

[ш] шапка, малыш, крыша, чашка                   Смешные шутки у Саши и Мишутки.

[ц] цыпленок, заяц, курица, сцена                  Цыпленок и курица пьют водицу на улице

[з] заяц, мороз, узор, праздник                        У Зои заболели зубы.            

[3′] зебра,  мазь, узелок, корзина

[с] сушка, матрас, коса, маска                           Саше дали кашу,  А Клаше — простоквашу.

[с’] Сёма, ось,

[г] голубь, сапог, огонь, гнездо                          Галка села на забор Грач завел с ней разговор

[к] комар, цветок, море, окно                            Коля катается на коньках.

[х]    хомяк,  мех, муха, хлеб                                Мухи сели на хлеб.

[б]   булка,  лоб,  обед , обруч                             Бабушка была больна

[п] пингвин, клоп, топор, штопор                      Петя пилил пилой пень.

[д]  дерево, обед, удав, дворец                         Тетя Дина сидит на диване

[т] телевизор, крот, уточка, утро                        Вырастил Толя тополь за полем.  

[в] волк, остров, кровать, вторник                    Валя промочила валенки.

[ф] фантик, телеграф, сарафан, вафли              Филипп сказал фразу.

[м] масло, сом, комар, космос                           Не жалела мама мыла.

[н] носок, телефон, граната, ножницы              Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

в слове

во фразе

изолированно

Обследование слоговой структуры

Больше 3х слогов со стечением

Длинные без стечения

Короткие со  стечением

На плите стоит сковорода

В сковороде жарится картошка

У меня есть велосипед

Велосипед мне очень нравится

На мамином платье оторвалась пуговица

На моей рубашке яркие пуговицы

Моя мама работает на молокозаводе

На молокозаводе делаю молоко

У меня есть пирамида

Моя пирамида синего цвета

Я люблю копать лопатой

Лопата очень большая

Читайте также:  Речевое высказывания ребенка 5 лет

У березы тонкий ствол

Ствол у дуба крепкий

У моей собаки пушистый хвост

У лисы рыжий хвост

Кошка любит молоко

Моя кошка красивая

Обследование артикуляционного аппарата

Строение:

  • Губы (норма, толстые, тонкие, расщелина, шрамы)
  • Язык (норма, массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой).
  • Челюсть (норма, подвижна, подвижность ограничена)
  • Зубы (норма, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)
  • Прикус (норма, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
  • Твердое небо (норма, высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина)
  • Мягкое небо (норма, укороченное, слишком длинное, раздвоенное, отсутствие увули)
  • Подъязычная связка (норма, укороченная, массивная)

Подвижность

(статические упражнения)

  • Тремор
  • Саливация
  • Тонус
  • Девиация

(динамические упражнения)

  • Точность
  • Ритмичность
  • Синкинезия
  • Переключаемость

Обследование дыхания

  • Тип (грудное, брюшное, ключичное)
  • Объём (нормальный, недостаточный)
  • Частота (норма, учащенное, замедленное)
  • Продолжительность (норма, укороченное).
  • Направленность (норма, рассеянная струя)
  • Сила (норма, сильная, слабая)
  • Дифференциация (отсутствие/наличие назальности)

Обследование фонематических процессов

Фонематическое восприятие

Ба-ба-па, та-да-та, га-ка-га, ба-бя-ба, са-ша-са, жа-за-жа, ча-ша-ча, за-са-за

Па –ба, ба –на, ва-та, та-да, мя-ма, на-га, та-на, га-да, ка-га, ба-ма,

Фонематический анализ

  1. Выдели первый гласный звук
  • Азбука
  • Утка
  • Оля
  • Улица
  1. Выдели первый согласный звук
  • Пух
  • Мука
  • Нос
  • Дым
  1. Выдели последний гласный звук
  • Окно
  • Луна
  • Часы
  • Рука
  1. Выдели последний согласный звук
  • Кот
  • Сон
  • Кит
  • Петух
  1. Выдели гласный звук в слове
  • Суп
  • Дом
  • Мак
  • Мир

               Фонематический синтез

«д» «о» «м»

«м» «а» «к»

              Фонематические дифференцировки

стол — стул,

косы — козы,

папа — баба,

горка — корка,

точка — дочка,

миска — мишка,

крыса — крыша,

речка — редька,

челка — щелка,

цветик-Светик,

ветер-вечер,

рак-лак.

             Фонематические представления

Выбрать картинки в которых есть звук (например)

Д (дом, девочка…)

Т ( топор, тапки…)

Логопедическое заключение:

Источник

Протокол логопедического обследования.

Фамилия, имя: _________________________________________________________________________        

Возраст: ________________________________________________________________________________

Домашний адрес: ________________________________________________________________________

Дата обследования  ______________________________________________________________________

Сведения о семье

Ф.И.О. родителей, дата рождения, место работы, должность:

Мать ________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Отец _________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Анамнез

Наличие у родителей наследственных (нервно-психических, хронических сомат.) заболеваний до рождения ребёнка__________________________________________________________________________________________

От которой по счету беременности_________________________________________

Протекание беременности (токсикоз — 1-я половина, 2-я половина; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)_____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)_______________________________________

Когда закричал ребенок___________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя)____________________________________

Общее развитие ребенка

Раннее физическое развитие

Когда стал держать голову (в норме с 1,5 мес.) _________;  когда стал сидеть (в норме с 6 мес.) ________

когда стал ходить (в норме с 11-12 мес.) ____________;

когда появились первые зубы (в норме с 6-8 мес.) _______________.

Раннее речевое развитие

Гуление (в норме — 2-3 мес.)_______________; лепет (в норме — 4-8 мес.)_________________;

первые слова (в норме — около года) _______________; первые фразы (в норме — от 1.5 до 2л)________;

Замена слов жестами______________; Отношение ребёнка к речевому дефекту _____________________.

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы,
травмы, судороги при высокой температуре)

До года_________________________________________________________________________________________

После года:___________________________________________________________________________________

     От года до трёх лет  _________________________________________________________________

     После 3 лет ________________________________________________________________________

Функция

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Слуховое восприятие:

Дифференциация звучащих игрушек.

Направление источника звука

Восприятие и воспроизведение ритма.

Зрительное восприятие:

Подбор картинок к данному цветовому фону.

Показ основных цветов.

Зрительно – пространственный гнозис и праксис:

Показать части тела (левая-правая);

Показать предметы, которые находятся слева  — справа – вверху –   внизу – впереди – сзади;

Разбор и складывание разрезной картинки.

Разбор и складывание пирамидки.

Счет (возьми 2-3-4)

         Рисование (дом, дерево, человек) (приложение)

Умение держать карандаш __________________ Уровень развития предметного рисунка (чирканье, каракули, предметное изображение) __________________________________________________________

Ориентировка на листе _________________________________________________________________________ Использование цвета __________________________________________________________________________

Срисовать рисунок (приложение)

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Читайте также:  У ребенка 1 5 лет нет зубов

                               состояние речевого аппарата, голосовой функции и просодики

Экспрессивная речь

Общее звучание речи.

Показатели

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Разборчивость

Темп и ритм

Дыхание

Голос

Паузация и интонация

_____________________

Строение артикуляционного аппарата:

              ∙ строение языка______________________________________________________________

∙ подвижность языка__________________________________________________________

∙ строение неба_______________________________________________________________

∙ прикус______________________________________________________________________

∙ подъязычная связка_________________________________________________________

∙строение зубов_______________________________________________________________

∙строение губ_________________________________________________________________

∙ подвижность губ_____________________________________________________________

Состояние артикуляционной моторики:

первичная диагностика:______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

вторичная диагностика______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Состояние мимической мускулатуры: _________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Состояние общей моторики: __________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Состояние мелкой моторики __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

РАЗГОВОРНО-ОПИСАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Как тебя зовут? ______________________________________________

Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)?_________________

Где ты живешь? _______________________________________________________________

Ты мальчик или девочка? _______________________________________________________

Как зовут маму? _______________________________________________________________

Как зовут папу? _______________________________________________________________

У тебя есть домашние питомцы? ________________________________________________________

Кто приводит тебя в сад? ______________________________________________________________

Понимание речи:____________________________________________________________________

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Звуки

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Изолир.

В слоге

В слове

Во фразе

Изолир.

В слоге

В слове

Во фразе

(С)

(С’)

(З)

   (З’)

(Ц)

(Ч)

(Щ)

(Ш)

(Ж)

(Л)

(Л’)

(Р)

(Р’)

Другие нарушения ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

Произнеси правильно

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Ско-во-ро-да

Ак-ва-ри-ум

Сапожник чистит сапоги

Птенчик весело щебечет

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

Фонематический слух

Повтори

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

та-да-та

са-ша

па-та-на

па-ба-па

ка-га

да-та-да

том-дом

суп-зуб

почка-бочка

уточка-удочка

крыша-крыса

Фонематический анализ

Выдели и назови

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Первый звук в слове:

Аист ___, утка ____, суп ____

Последний звук:

Стул___, мак ____, кот _____

Наличие звука Р в словах:

Шапка_ , майка__, корова___, грач__, стол__, крот__.

Выделение звука из ряда других звуков Ш.

Фонематический синтез

Задания

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Составление слов из звуков, данных в правильной последовательности

М.А.К.________

К.А.Ш.А ________

Д.О.М. ________

Составление слов из звуков, данных в неправильной последовательности

Т.К.О ______

Р.Т.О ______

С.К.О ______

Определение количества звуков в слове:

Вата_____, нос_____, утка____,

Мост______.

Фонематические представления

Придумай и подбери

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Слово на звук С

Слово на звук Ш

Слово на звук Р

Картинка на звук Ц

Картинка на звук Ч

Картинка на звук Л

Импрессивная речь

Покажи, где…

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Спинка стула

Колесо велосипеда

Кукла

Мячик

Кот-коты

Стол-столы

Кукла-куклы

Где собачка?

За___, на___, в___, перед___,

около____, справа___, слева___

Девочка шьет

Мальчик играет в мяч

Понимание словосочетаний и простых предложений

Покажи карандаш ключом/покажи ключ карандашом

Что делает мальчик?

Во что он одет?

Кто вместе с ним пришел на рыбалку и зачем?

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Задания

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Словоизменение

Ед. и мн.число им.сущ.

(кот-коты)

Ухо  _______, дом ________,

дерево __________

Род.п мн.числа (коты-много котов)

Птицы____________________,

Книги ____________________,

Бананы ____________________

Согласование числительных 2 и 5 с существительными:

Яблоко: 2 __________

               5 ___________

Гусь: 2____________

          5 ___________

Тетрадь: 2 __________

                5 ___________

Изменение по падежам

Стулья (нет чего?)___________

Карандаши (нет чего?)____________________

Гнезда (нет чего?) ___________

Употребление существительных в косвенных падежах без  предлога.

У меня есть карандаш, а у тебя нет ______________________

Папа чертит _______________

Словообразование

Уменьшительно-ласкательная форма сущ.-х.

Ложка- ________________

Звезда — _________________

Ухо-____________________

Образование прилагательных от существительных

Стакан из стекла __________________________

Сапоги из резины

__________________________

Сок из яблок

__________________________

Образование глаголов движения с помощью приставок.

Идет _____________________

Плывет ___________________

Бежит ____________________

Образование притяж. прилагательных

Чей хвост? _________________

Чья морда? _________________

Чей дом? _________________

СЛОВАРЬ

∙ Объяснить значение слов:

Пылесос — ___________________________________________________________________

Холодильник — __________________________________________________________________

_________________

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Назови, что это …(по описанию)

Морковь

Яблоко

Назови что-то из…

Посуда ___________________________

Игрушки ___________________________

Одежда

____________________________

Назови части предметов.

Машина ____________________

Человек ___________________

Обобщи слова (по картинкам)

Овощи _____, фрукты_____,

мебель ______, посуда _______.

Назови детенышей

У утки __________________

У свиньи ________________

У собаки _________________

У кошки __________________

Подбери признак к предмету (какой?)

Лимон_____________________

Лиса  ______________________

Ежик ______________________

Скажи наоборот

Большой -_____________

Горячий ______________

Мягкий ________________

Веселый ________________

Что делает….

Врач ______________________

Учитель ___________________

Строитель _________________

Кто как двигается?

Птица _____________________

Змея ______________________

Рыба ______________________

Кто как голос подает?

Петух ______________________

Свинья ____________________

Мышь _____________________

Собака ____________________

Читайте также:  Кукушка ребенку 5 лет

_________

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Пересказ (чтение 2 раза)

На улице холодно. Валя гуляет с куклой. У Вали шуба, шапка, шарф. На ногах – сапоги, на руках – варежки. А кукла без пальто, без шапки, без шарфа. Кукле холодно, кукла заболела. Валя лечила куклу, а потом сшила ей одежду.

Понимание связной речи. Ответы на вопросы по тексту.

Черный котенок увидел мышку и захотел ее съесть. Мышка побежала и прыгнула в банку с мукой. Котенок за ней. Мышка убежала, а из банки вылез белый котенок.

Почему котенок стал белым?

Это был другой котенок?

За кем погнался котенок?

Где спряталась мышка?

Рассказ по представлению

Любимая игрушка

Рассказ по серии сюжетных картинок

Рассказ по картинке

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Первичное обследование

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Дата:

Вторичное обследование

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Дата:

Учитель-логопед: Деева Т.В.

Источник

Речевая карта

  1. Ф. И. ребенка       Баранёнкова Вика
  2. Дата рождения  20.12.04
  3. Речевая среда   норма
  4. Заключение специалистов   здорова
  1. Краткий анамнез:

а) раннее физическое развитие   норма

б) раннее речевое развитие  говорить начала в срок.

  1. Состояние общей и мелкой моторики    норма
  1. Состояние артикуляционного аппарата:

Зубы  норма        прикус   норма

Язык   норма        уздечка           норма

  1. Темп речи:         норма,         быстрый,  медленный, ускоренный.
  1. Плавность речи: норма, с запинками
  1. Голос: норма, тихий, громкий, гнусавый
  1. Дыхание: норма, ключичное, затрудненное
  1. Звукопроизношение

гласные:    +                        глухие:        норма,         озвончает

свистящие:_________________        звонкие: норма,         оглушает

шипящие:  Ш=С, З=Ж,Ч=Сь, Щ=Сь твердые: норма,         смягчает

соноры:                                мягкие:         норма,         произносит твердо

в потоке речи:    парасигматизм

  1. Фонематический слух: норма, нарушен
  2. Фонематическое восприятие: норма, нарушено
  3. Структура слова и предложения: норма 

лекарство        +                        библиотека        +                        

сковорода        +                        аквариум        +                        

телевизор        +                        клоун                +                        

Птичка свила гнездышко в кустах.                        +                        

Золотая рыбка плавает в аквариуме.                        +                        

  1. Словарь: соответствует возрасту, ограничен, резко ограничен

а) обобщающие понятия:

        лук, репа, морковь, капуста        +        назвать посуду        +                

        шкаф, стол, стул, диван                +        назвать одежду        +                

б) слова-антонимы

        широкий   маленький    глубокий                +        высокий        маленький        

        горячий                +        большой        +        толстый                +        

в) названия детенышей животных        +                                        

  1. Грамматический строй:

а) изменение существительного по падежам

        — кого ловит кошка?        +                — кому подаришь книжку?        +

        — чем подстригают волосы?        +        — с кем любишь играть?                +

        — в чем носят продукты?                +        — из чего ты пьешь?        +        

б) образование форм сущ. Р.п ед. и мн. числа (чего нет?)

        шарф        +                        дома        дОмов                        

        книга        +                        деревья                +                

в) преобразование сущ. ед. числа во множ. и наоборот

        стул        стулы                воробей          +                цыплята        +        

        картина         +        глаз        +                окна        +        

г) согласование сущ. с прилагательным

        мяч — какой?        +        книга — ?        +        яблоко — ?        +        

д) согласование сущ. с числительным (сосчитай)

                        1                2                3

шар                        +                +                +                        

ёлка                +                +                ёлок                        

ведро                +                +                ведров                        

е)  употребление предлогов _______+_____________________________________

  1. Словообразование:

а) уменьшительно-ласкательные формы существительного

мяч                +                кукла        +                кольцо                +        

б) образование  качественных прилагательных

стол из дерева        +                шуба из меха        —                        

в) образование притяжательных прилагательных (чей?)

хвост волка                волкин   _        дупло белки        белочки           следы медведя                медведя

  1. Связная речь:

а) фраза (норма, морфологический аграмматизм, структурный аграмматизм)

б) составление предложения по сюжетной картинке (предметное перечисление, простое предложение, распространенное)                                                                                                                                                                                                        

в) составление рассказа по серии картинок    рассказ         составляет самостоятельно, предложения короткие , последовательность событий прнимает и передаёт.                                                                                                                                                                                                                                                                                

г) рассказ – описание         описывает предмет схематично, без подробностей, называет лишь основные признаки.                                                                                                        

  1. Состояние неречевых процессов:

а) внимание _ норма__

       б) память____норма________________________________________________________

  1. Заключение логопеда        ОНР 4 ур.р.р.        у ребёнка с дислалией.
  1. Дата начала занятий                15.09.10                                                
  1. Дата выпуска        25.05.12                                                        
  1. Результаты коррекционной работы:  речь чистая.

Учитель-логопед __________________ Соловьёва Н.В.

Источник