Карта речевого обследования ребенка 5 лет с дислалией
Карта обследования(ДИСЛАЛИЯ)
Ф.И.О
Дата рождения:
Откуда прибыл:
Общее звучание речи
- Разборчивость (понятна, мало понятна, понятна только маме)
- Темп (норма, ускоренный, замедленный)
- Тембр (отсутствие/наличие назальности)
- Голос (нормальной громкости/ громкий/ тихий/ затухающий, глухой/ звонкий, монотонный)
- Ритм (норма, аритмия)
- Выразительность (выразительна, не выразительна)
Обследование звукопроизношения
[р] рыба, комар, пирог, краб У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис.
[р’] рюкзак, снегирь ,варенье, скрепка
[л] ласточка, стол , мыло , слон Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.
[л’] люк, июль, Аленка, слеза
[ч] часы, врач, печень, счёт Чирикал черный чижик, Что он не чижик-пыжик.
[щ] щука, хвощ, пещера, морщины Щеткой чищу я щенка — Щекочу ему бока.
[ж] журавль, морж, кожа, обжора Задрожали зайки, Увидев волка на лужайке.
[ш] шапка, малыш, крыша, чашка Смешные шутки у Саши и Мишутки.
[ц] цыпленок, заяц, курица, сцена Цыпленок и курица пьют водицу на улице
[з] заяц, мороз, узор, праздник У Зои заболели зубы.
[3′] зебра, мазь, узелок, корзина
[с] сушка, матрас, коса, маска Саше дали кашу, А Клаше — простоквашу.
[с’] Сёма, ось,
[г] голубь, сапог, огонь, гнездо Галка села на забор Грач завел с ней разговор
[к] комар, цветок, море, окно Коля катается на коньках.
[х] хомяк, мех, муха, хлеб Мухи сели на хлеб.
[б] булка, лоб, обед , обруч Бабушка была больна
[п] пингвин, клоп, топор, штопор Петя пилил пилой пень.
[д] дерево, обед, удав, дворец Тетя Дина сидит на диване
[т] телевизор, крот, уточка, утро Вырастил Толя тополь за полем.
[в] волк, остров, кровать, вторник Валя промочила валенки.
[ф] фантик, телеграф, сарафан, вафли Филипп сказал фразу.
[м] масло, сом, комар, космос Не жалела мама мыла.
[н] носок, телефон, граната, ножницы Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
в слове | во фразе | изолированно |
Обследование слоговой структуры
Больше 3х слогов со стечением
Длинные без стечения
Короткие со стечением
На плите стоит сковорода
В сковороде жарится картошка
У меня есть велосипед
Велосипед мне очень нравится
На мамином платье оторвалась пуговица
На моей рубашке яркие пуговицы
Моя мама работает на молокозаводе
На молокозаводе делаю молоко
У меня есть пирамида
Моя пирамида синего цвета
Я люблю копать лопатой
Лопата очень большая
У березы тонкий ствол
Ствол у дуба крепкий
У моей собаки пушистый хвост
У лисы рыжий хвост
Кошка любит молоко
Моя кошка красивая
Обследование артикуляционного аппарата
Строение:
- Губы (норма, толстые, тонкие, расщелина, шрамы)
- Язык (норма, массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой).
- Челюсть (норма, подвижна, подвижность ограничена)
- Зубы (норма, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)
- Прикус (норма, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
- Твердое небо (норма, высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина)
- Мягкое небо (норма, укороченное, слишком длинное, раздвоенное, отсутствие увули)
- Подъязычная связка (норма, укороченная, массивная)
Подвижность
(статические упражнения)
- Тремор
- Саливация
- Тонус
- Девиация
(динамические упражнения)
- Точность
- Ритмичность
- Синкинезия
- Переключаемость
Обследование дыхания
- Тип (грудное, брюшное, ключичное)
- Объём (нормальный, недостаточный)
- Частота (норма, учащенное, замедленное)
- Продолжительность (норма, укороченное).
- Направленность (норма, рассеянная струя)
- Сила (норма, сильная, слабая)
- Дифференциация (отсутствие/наличие назальности)
Обследование фонематических процессов
Фонематическое восприятие
Ба-ба-па, та-да-та, га-ка-га, ба-бя-ба, са-ша-са, жа-за-жа, ча-ша-ча, за-са-за
Па –ба, ба –на, ва-та, та-да, мя-ма, на-га, та-на, га-да, ка-га, ба-ма,
Фонематический анализ
- Выдели первый гласный звук
- Азбука
- Утка
- Оля
- Улица
- Выдели первый согласный звук
- Пух
- Мука
- Нос
- Дым
- Выдели последний гласный звук
- Окно
- Луна
- Часы
- Рука
- Выдели последний согласный звук
- Кот
- Сон
- Кит
- Петух
- Выдели гласный звук в слове
- Суп
- Дом
- Мак
- Мир
Фонематический синтез
«д» «о» «м»
«м» «а» «к»
Фонематические дифференцировки
стол — стул,
косы — козы,
папа — баба,
горка — корка,
точка — дочка,
миска — мишка,
крыса — крыша,
речка — редька,
челка — щелка,
цветик-Светик,
ветер-вечер,
рак-лак.
Фонематические представления
Выбрать картинки в которых есть звук (например)
Д (дом, девочка…)
Т ( топор, тапки…)
Логопедическое заключение:
Источник
Протокол логопедического обследования.
Фамилия, имя: _________________________________________________________________________
Возраст: ________________________________________________________________________________
Домашний адрес: ________________________________________________________________________
Дата обследования ______________________________________________________________________
Сведения о семье
Ф.И.О. родителей, дата рождения, место работы, должность:
Мать ________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Отец _________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Анамнез
Наличие у родителей наследственных (нервно-психических, хронических сомат.) заболеваний до рождения ребёнка__________________________________________________________________________________________
От которой по счету беременности_________________________________________
Протекание беременности (токсикоз — 1-я половина, 2-я половина; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)_____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)_______________________________________
Когда закричал ребенок___________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя)____________________________________
Общее развитие ребенка
Раннее физическое развитие
Когда стал держать голову (в норме с 1,5 мес.) _________; когда стал сидеть (в норме с 6 мес.) ________
когда стал ходить (в норме с 11-12 мес.) ____________;
когда появились первые зубы (в норме с 6-8 мес.) _______________.
Раннее речевое развитие
Гуление (в норме — 2-3 мес.)_______________; лепет (в норме — 4-8 мес.)_________________;
первые слова (в норме — около года) _______________; первые фразы (в норме — от 1.5 до 2л)________;
Замена слов жестами______________; Отношение ребёнка к речевому дефекту _____________________.
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы,
травмы, судороги при высокой температуре)
До года_________________________________________________________________________________________
После года:___________________________________________________________________________________
От года до трёх лет _________________________________________________________________
После 3 лет ________________________________________________________________________
Функция | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Слуховое восприятие: Дифференциация звучащих игрушек. | ||
Направление источника звука | ||
Восприятие и воспроизведение ритма. | ||
Зрительное восприятие: Подбор картинок к данному цветовому фону. | ||
Показ основных цветов. | ||
Зрительно – пространственный гнозис и праксис: Показать части тела (левая-правая); | ||
Показать предметы, которые находятся слева — справа – вверху – внизу – впереди – сзади; | ||
Разбор и складывание разрезной картинки. | ||
Разбор и складывание пирамидки. | ||
Счет (возьми 2-3-4) |
Рисование (дом, дерево, человек) (приложение)
Умение держать карандаш __________________ Уровень развития предметного рисунка (чирканье, каракули, предметное изображение) __________________________________________________________
Ориентировка на листе _________________________________________________________________________ Использование цвета __________________________________________________________________________
Срисовать рисунок (приложение)
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
состояние речевого аппарата, голосовой функции и просодики
Экспрессивная речь
Общее звучание речи.
Показатели | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Разборчивость | ||
Темп и ритм | ||
Дыхание | ||
Голос | ||
Паузация и интонация |
_____________________
Строение артикуляционного аппарата:
∙ строение языка______________________________________________________________
∙ подвижность языка__________________________________________________________
∙ строение неба_______________________________________________________________
∙ прикус______________________________________________________________________
∙ подъязычная связка_________________________________________________________
∙строение зубов_______________________________________________________________
∙строение губ_________________________________________________________________
∙ подвижность губ_____________________________________________________________
Состояние артикуляционной моторики:
первичная диагностика:______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
вторичная диагностика______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Состояние мимической мускулатуры: _________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Состояние общей моторики: __________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Состояние мелкой моторики __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
РАЗГОВОРНО-ОПИСАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
Как тебя зовут? ______________________________________________
Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)?_________________
Где ты живешь? _______________________________________________________________
Ты мальчик или девочка? _______________________________________________________
Как зовут маму? _______________________________________________________________
Как зовут папу? _______________________________________________________________
У тебя есть домашние питомцы? ________________________________________________________
Кто приводит тебя в сад? ______________________________________________________________
Понимание речи:____________________________________________________________________
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Звуки | Первичная диагностика | Вторичная диагностика | ||||||
Изолир. | В слоге | В слове | Во фразе | Изолир. | В слоге | В слове | Во фразе | |
(С) | ||||||||
(С’) | ||||||||
(З) | ||||||||
(З’) | ||||||||
(Ц) | ||||||||
(Ч) | ||||||||
(Щ) | ||||||||
(Ш) | ||||||||
(Ж) | ||||||||
(Л) | ||||||||
(Л’) | ||||||||
(Р) | ||||||||
(Р’) |
Другие нарушения ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА
Произнеси правильно | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Ско-во-ро-да | ||
Ак-ва-ри-ум | ||
Сапожник чистит сапоги | ||
Птенчик весело щебечет |
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.
Фонематический слух
Повтори | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
та-да-та | ||
са-ша | ||
па-та-на | ||
па-ба-па | ||
ка-га | ||
да-та-да | ||
том-дом | ||
суп-зуб | ||
почка-бочка | ||
уточка-удочка | ||
крыша-крыса |
Фонематический анализ
Выдели и назови | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Первый звук в слове: | Аист ___, утка ____, суп ____ | |
Последний звук: | Стул___, мак ____, кот _____ | |
Наличие звука Р в словах: | Шапка_ , майка__, корова___, грач__, стол__, крот__. | |
Выделение звука из ряда других звуков Ш. |
Фонематический синтез
Задания | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Составление слов из звуков, данных в правильной последовательности | М.А.К.________ К.А.Ш.А ________ Д.О.М. ________ | |
Составление слов из звуков, данных в неправильной последовательности | Т.К.О ______ Р.Т.О ______ С.К.О ______ | |
Определение количества звуков в слове: | Вата_____, нос_____, утка____, Мост______. |
Фонематические представления
Придумай и подбери | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Слово на звук С | ||
Слово на звук Ш | ||
Слово на звук Р | ||
Картинка на звук Ц | ||
Картинка на звук Ч | ||
Картинка на звук Л |
Импрессивная речь
Покажи, где… | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Спинка стула | ||
Колесо велосипеда | ||
Кукла | ||
Мячик | ||
Кот-коты | ||
Стол-столы | ||
Кукла-куклы | ||
Где собачка? | За___, на___, в___, перед___, около____, справа___, слева___ | |
Девочка шьет | ||
Мальчик играет в мяч | ||
Понимание словосочетаний и простых предложений | ||
Покажи карандаш ключом/покажи ключ карандашом | ||
Что делает мальчик? | ||
Во что он одет? | ||
Кто вместе с ним пришел на рыбалку и зачем? |
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Задания | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Словоизменение | ||
Ед. и мн.число им.сущ. (кот-коты) | Ухо _______, дом ________, дерево __________ | |
Род.п мн.числа (коты-много котов) | Птицы____________________, Книги ____________________, Бананы ____________________ | |
Согласование числительных 2 и 5 с существительными: | Яблоко: 2 __________ 5 ___________ Гусь: 2____________ 5 ___________ Тетрадь: 2 __________ 5 ___________ | |
Изменение по падежам | Стулья (нет чего?)___________ Карандаши (нет чего?)____________________ Гнезда (нет чего?) ___________ | |
Употребление существительных в косвенных падежах без предлога. | У меня есть карандаш, а у тебя нет ______________________ Папа чертит _______________ | |
Словообразование | ||
Уменьшительно-ласкательная форма сущ.-х. | Ложка- ________________ Звезда — _________________ Ухо-____________________ | |
Образование прилагательных от существительных | Стакан из стекла __________________________ Сапоги из резины __________________________ Сок из яблок __________________________ | |
Образование глаголов движения с помощью приставок. | Идет _____________________ Плывет ___________________ Бежит ____________________ | |
Образование притяж. прилагательных | Чей хвост? _________________ Чья морда? _________________ Чей дом? _________________ |
СЛОВАРЬ
∙ Объяснить значение слов:
Пылесос — ___________________________________________________________________
Холодильник — __________________________________________________________________
_________________
Первичная диагностика | Вторичная диагностика | |
Назови, что это …(по описанию) | Морковь Яблоко | |
Назови что-то из… | Посуда ___________________________ Игрушки ___________________________ Одежда ____________________________ | |
Назови части предметов. | Машина ____________________ Человек ___________________ | |
Обобщи слова (по картинкам) | Овощи _____, фрукты_____, мебель ______, посуда _______. | |
Назови детенышей | У утки __________________ У свиньи ________________ У собаки _________________ У кошки __________________ | |
Подбери признак к предмету (какой?) | Лимон_____________________ Лиса ______________________ Ежик ______________________ | |
Скажи наоборот | Большой -_____________ Горячий ______________ Мягкий ________________ Веселый ________________ | |
Что делает…. | Врач ______________________ Учитель ___________________ Строитель _________________ | |
Кто как двигается? | Птица _____________________ Змея ______________________ Рыба ______________________ | |
Кто как голос подает? | Петух ______________________ Свинья ____________________ Мышь _____________________ Собака ____________________ |
_________
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Первичная диагностика | Вторичная диагностика | |
Пересказ (чтение 2 раза) На улице холодно. Валя гуляет с куклой. У Вали шуба, шапка, шарф. На ногах – сапоги, на руках – варежки. А кукла без пальто, без шапки, без шарфа. Кукле холодно, кукла заболела. Валя лечила куклу, а потом сшила ей одежду. | ||
Понимание связной речи. Ответы на вопросы по тексту. Черный котенок увидел мышку и захотел ее съесть. Мышка побежала и прыгнула в банку с мукой. Котенок за ней. Мышка убежала, а из банки вылез белый котенок. | Почему котенок стал белым? Это был другой котенок? За кем погнался котенок? Где спряталась мышка? | |
Рассказ по представлению | Любимая игрушка | |
Рассказ по серии сюжетных картинок | ||
Рассказ по картинке |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Первичное обследование ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ Дата: | Вторичное обследование ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ Дата: |
Учитель-логопед: Деева Т.В.
Источник
Речевая карта
- Ф. И. ребенка Баранёнкова Вика
- Дата рождения 20.12.04
- Речевая среда норма
- Заключение специалистов здорова
- Краткий анамнез:
а) раннее физическое развитие норма
б) раннее речевое развитие говорить начала в срок.
- Состояние общей и мелкой моторики норма
- Состояние артикуляционного аппарата:
Зубы норма прикус норма
Язык норма уздечка норма
- Темп речи: норма, быстрый, медленный, ускоренный.
- Плавность речи: норма, с запинками
- Голос: норма, тихий, громкий, гнусавый
- Дыхание: норма, ключичное, затрудненное
- Звукопроизношение
гласные: + глухие: норма, озвончает
свистящие:_________________ звонкие: норма, оглушает
шипящие: Ш=С, З=Ж,Ч=Сь, Щ=Сь твердые: норма, смягчает
соноры: мягкие: норма, произносит твердо
в потоке речи: парасигматизм
- Фонематический слух: норма, нарушен
- Фонематическое восприятие: норма, нарушено
- Структура слова и предложения: норма
лекарство + библиотека +
сковорода + аквариум +
телевизор + клоун +
Птичка свила гнездышко в кустах. +
Золотая рыбка плавает в аквариуме. +
- Словарь: соответствует возрасту, ограничен, резко ограничен
а) обобщающие понятия:
лук, репа, морковь, капуста + назвать посуду +
шкаф, стол, стул, диван + назвать одежду +
б) слова-антонимы
широкий маленький глубокий + высокий маленький
горячий + большой + толстый +
в) названия детенышей животных +
- Грамматический строй:
а) изменение существительного по падежам
— кого ловит кошка? + — кому подаришь книжку? +
— чем подстригают волосы? + — с кем любишь играть? +
— в чем носят продукты? + — из чего ты пьешь? +
б) образование форм сущ. Р.п ед. и мн. числа (чего нет?)
шарф + дома дОмов
книга + деревья +
в) преобразование сущ. ед. числа во множ. и наоборот
стул стулы воробей + цыплята +
картина + глаз + окна +
г) согласование сущ. с прилагательным
мяч — какой? + книга — ? + яблоко — ? +
д) согласование сущ. с числительным (сосчитай)
1 2 3
шар + + +
ёлка + + ёлок
ведро + + ведров
е) употребление предлогов _______+_____________________________________
- Словообразование:
а) уменьшительно-ласкательные формы существительного
мяч + кукла + кольцо +
б) образование качественных прилагательных
стол из дерева + шуба из меха —
в) образование притяжательных прилагательных (чей?)
хвост волка волкин _ дупло белки белочки следы медведя медведя
- Связная речь:
а) фраза (норма, морфологический аграмматизм, структурный аграмматизм)
б) составление предложения по сюжетной картинке (предметное перечисление, простое предложение, распространенное)
в) составление рассказа по серии картинок рассказ составляет самостоятельно, предложения короткие , последовательность событий прнимает и передаёт.
г) рассказ – описание описывает предмет схематично, без подробностей, называет лишь основные признаки.
- Состояние неречевых процессов:
а) внимание _ норма__
б) память____норма________________________________________________________
- Заключение логопеда ОНР 4 ур.р.р. у ребёнка с дислалией.
- Дата начала занятий 15.09.10
- Дата выпуска 25.05.12
- Результаты коррекционной работы: речь чистая.
Учитель-логопед __________________ Соловьёва Н.В.
Источник