Карта развития ребенка в детском доме

Карта развития ребенка в детском доме thumbnail

Методическая разработка

«Социальная карта воспитанника детского дома»

Ф.И.О. воспитанника ______________________________________________

__________________________________________________________________

Карту заполнил (ответственный)_____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ при поступлении в детский дом

3. Дата поступления в детский дом

4. Откуда прибыл

5. С кем поступил (братья, сестры)

6. Причины и обстоятельства поступления

7. Постановление об определении ребенка в воспитательное учреждение

8. Социальный статус ребенка при поступлении:

а) Сирота.

б) Оставшийся без попечения родителей — причины:

  • родители лишены родительских прав (причины: отказ родителей от воспитания ребенка, невыполнение роди­тельских обязанностей, жестокое обращение с детьми);

  • родители ограничены в родительских правах;

  • родители в местах лишения свободы;

  • по суду признаны без вести отсутствующими;

в) Находящийся в трудной жизненной ситуации

История жизни

Наименование учреждения

Дата поступления

Дата

выбытия

Обстоятельства и причины перевода (выбытия)

Обучение

Прохождение классов

Наименование образовательного учреждения

Учебный

год

Результаты обучения.

Причины перевода

Правонарушения, зафиксированные у ребенка до поступления в детский дом

Учет в ПДН, КДН и иЗП а) причина б) в каком возрасте в) как долго (временной период)

Обсуждение на комиссии по делам несовершеннолетних: возраст — причина — решение КДН

Уголовная ответственность: возраст — причина — приговор

III. СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ РЕБЕНКА

1. Сведения о биологических родителях

Мать

Отец

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Место рождения

Национальность

Работа (где, когда, кем работали, последнее место работы)

Семейное положение

а) вступление в брак (когда, где, с кем Ф.И.О., повторные браки)

б) вне брака

в) состав семьи (с кем проживают в настоящее время)

Дети:

а) Ф.И.О.

б) дата рождения

в) где находятся

Лишение родительских прав в отношении нашего воспитанника, других детей

Привлечение к административной ответственности

Привлечение к уголовной ответственности

Состояние здоровья родителей

Возраст родителей к моменту рождения воспитанника

Соматическое здоровье (хронические заболевания, инвалидность)

Психическое здоровье (хронические заболевания, инвалидность) в том числе:

а) алкоголизация

б) употребление наркотиков

Наследственность по линии матери и отца (бабушки, дедушки, тети, дяди, др. родственники):

а) отягощена психическими заболеваниями (какими)

б) отягощена соматическими заболеваниями (какими)

в) не отягощена

Если ребенок проживал не в семье биологических родителей то, нужно также дать сведения о лицах, замещавших родителей до поступления в детские воспитательные учреждения.

Статус семьи: (опекуны, усыновители, приемная семья, родственники)

Период пребывания ребенка в данной семье (даты, возраст ребенка) ____________

____________________________________________________________________

Ф.И. О. замещающих родителей

Мать

Отец

Дата рождения

Возраст в момент взятия ребенка в семью

Место работы

Семейное положение

Причина, побудившая взять ребенка

Состояние здоровья

Причины отказа от ребенка

2. Социально-психологические особенности семьи, в которой проживал ребенок до поступления в детский дом_

Характер взаимоотношений между родителями:

  • взаимопонимание, согласие

  • доброжелательные

  • доминирование (отца, матери)

  • конфликты, ссоры, драки

  • напряженные отношения, с частым расхождением во мнениях

  • пренебрежение, неприязнь между матерью и отцом, не считаются с мнением друг друга каждый сам по себе — параллельное существование, «изоляция», равнодушие

Стиль семейного воспитания Оценку стиля воспитания предлагаем проводить по классификации Э.Г. Эйдемиллера. Для этого оценивать такие черты воспитания:

1. Уровень протекции (заботы) в воспитании.

2. Полнота удовлетворения потребностей ребенка

3. Количество и качество требований к ребенку (степень предъявления требований к ребенку, степень запретов, строгость санкций).

4. Постоянство стиля воспитания.

Создание условий для развития ребенка

Родители создавали (не создавали) условия для правильного развития ребенка: совместная деятельность, общение, интерес к делам ребенка, контроль, режим дня, распределение обязанностей и пр.

Характер отношения ребенка к членам семьи (к отцу, к матери, к братьям, сестрам, к бабушке, дедушке и др. другим членам семьи). Зависимость (не принимает самостоятельных решений, во всем ориентируется на мнение родителей, зависит от их настроения, расположения).

Ровная привязанность, теплые доверительные отношения.

Безразличие, отстраненность, незаинтересованность в контактах

с родственниками.

Отвержение, неприятие.

Выраженный негативизм (т.е. стремление делать все наоборот, в противовес требованиям, просьбам, предложениям родителей, часто говорит «нет», «не хочу», «не буду».).

Враждебность, агрессивность.

Предпочтение кого-либо из членов семьи.

Читайте также:  Как влияют стрессы на развитие ребенка

Страх.

Пассивная подчиняемость.

Противоречивое (амбивалентное) отношение, например, сочетание привязанности и негативизма

Наличие социального неблагополучия в семье:

а) аморальный образ жизни родителей (пьянство, алкоголизм, тунеядство, употребление наркотических веществ), наличие в семье антиобщественных взглядов, обычаев, нравов, пренебрежительное отношение к труду и другим гражданским обязанностям;

б) неумение и нежелание благопристойно, уважительно по отношению друг к другу вести себя в повседневном общении — культ насилия как способ общения, психическое и физическое насилие (в бытовом общении используются нецензурные слова, оскорбительные выражения, грубый тон, жестокость, цинизм, побои, издевательство);

в) невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей, невнимание к их интересам, грубость, деспотизм;

г) противоправное поведение родителей, других членов семьи, вовлечение в противоправные действия детей (проституция, кражи, распространение наркотических веществ, вымогательство и т.д.)

Заключение о характере влияния семьи на ребенка:

1. Наличие в семье неблагоприятных факторов, повлиявших на здоровье ребенка, его развитие, социальную адаптацию (наследственность, неблагоприятные условия жизни, отношения, стиль воспитания в семье). Для этого нужно перечислить отмеченные выше факторы риска и сделать вывод о характере влияния семьи на ребенка (благоприятное, неблагоприятное, криминализирующее, психотравмирующее и пр.).

2. Отметить, если есть отчуждение ребенка от семьи, сохранились ли родственные чувства у ребенка и у родственников

Вывод:

3. Изменения в семье воспитанника, произошедшие в период его пребывания в детском доме

2. Жилищные условия

3. Материальное обеспечение

4. Привлечение к уголовной и административной ответственности.

5. Состояние здоровья (заболевания, инвалидность, смерть)

6. Изменения в составе семьи

7. Изменения семейного положения

IV. РОДСТВЕННИКИ ВОСПИТАННИКА

Ф.И.О.

родственника

Степень

родства

Дата

рождения

Место

жительства

Место

работы

Общение с ребенком до его поступления в детдом

Братья и сестры

Постоянное тесное общение, в какие годы.

Знакомы, эпизодическое общение.

Знал, но не общались.

Не знал о родственни-

ках

По линии матери

По линии отца

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поиск родственников воспитанника___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V. ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ И РОДСТВЕННИКАМИ В ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ ДОМЕ

Частота встреч.

По чьей инициативе.

Сохранность родственных чувств по отношение друг к другу.

Результат общения

VI. РАБОТА ПО СЕМЕЙНОМУ УСТРОЙСТВУ ВОСПИТАННИКА

2. Размещение информации о ребенке в СМИ

3. Подготовка ребенка к семейным формам устройства

4. Другие мероприятия

Расширение социальной сети

VII. ЗАЩИТА ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ВОСПИТАННИКА

Характеристика жилья

Санитарное состояние

Аварийность

Кто проживает

2. Контроль имеющейся жилой площади по годам

20_

20_

20_

20_

Запрос сохранности жилья

Контроль оплаты коммунальных услуг

Изменения

3. Работа по предоставлению жилой площади, в случае отсутствия закреп­ленного жилья или невозможности проживания в нем

Основание для постановки на учет

Постановка на учет

Судебное разбирательство

Предоставление жилья выпускнику: Оценка пригодности: Характеристика жилья: Социальное окружение:

VIII. РАБОТА ПО ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ ВОСПИТАННИКА

Установление гражданства

Документы, подтверждающие статус ребенка-сироты

Паспорт

Регистрация

ИНН

Страховое пенсионное свидетельство

Медицинский полис

Оформление пенсии и пенсионного удостоверения

Открытие счета в сберегательном банке

Источник

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА

социально-педагогического сопровождения воспитанника

Ф.И.О. воспитанника ____________________________________________________________ г.р.

1. Социальная карта семьи

а) тип семьи

— благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная)

— неблагополучная, в том числе: педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания: отсутствуют единство требований, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются, систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении вне школы)

— нравственно-неблагополучная (родители ведут аморальный, асоциальный образ жизни, пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием не занимаются)

— конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы)

б) характер взаимоотношений родителей с ребенком

— семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка)

— чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий)

— попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка)

— сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.п.)

Читайте также:  Появление ребенка в семье развитие

в) категория семьи

проживающие в социально опасном положении:

— неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий)

— отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т.д.)

— отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни)

— вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.)

— жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психологического и морального ущерба ребенку)

— отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка).

оказавшиеся в трудной жизненной ситуации: (ситуация нарушающая жизнедеятельность, которую не может преодолеть самостоятельно)

— сиротство

— безнадзорность

— малообеспеченность

— отсутствие определенного места жительства

— конфликты

— жестокое обращение в семье

Рекомендации для работы:

1. защита прав и интересов несовершеннолетнего

2. оздоровление психологического климата, восстановление детско-родительских отношений

3. содействие в трудоустройстве, учет в ЦЗН; отказ от употребления с/н, лечение алкоголизма

4. педагогическое просвещение родителей, устранение педагогической неграмотности

5. правовое просвещение родителей

6. улучшение жилищно-бытового, санитарно-гигиенического состояния жилья

2. Состояние  здоровья

— здоровье хорошее

— удовлетворительное

— патология

— стоит на диспансерном учете

3. Особенности эмоционально-личностной сферы

Актуальные проблемы

Рекомендации для работы

— способность к волевому усилию (способность длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности и продуктивности; умение преодолевать трудности и неудачи в работе, стремление к трудностям, настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к самостоятельности в поступках, способность быстро справиться и мобилизировать себя в случае неудач).

— психологическое состояние (задержка психического развития, легкая умственная отсталость; смешанное расстройство эмоции и поведения, другие расстройства (энурез, заикание)

1.Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности, при выполнении домашнего задания.

2.Соблюдение режима труда и отдыха.

3. Наличие постоянных единых требований со стороны взрослых.

4.Создание положительной эмоциональной среду в группе (старайтесь видеть в ребенке собеседника, а не только воспитанника; учитывайте индивидуальные и возрастные особенности ребенка; с самого начала и на всем протяжении реабилитации демонстрировать детям свое полное к ним доверие).

4. Характеристика отклоняющегося поведения

Актуальные проблемы

Рекомендации для работы

— наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям, особенности поведения: (необъяснимое бессмысленное упрямство; чрезмерно быстрая смена настроений, увлечений, постоянные явно легкомысленные поступки, постоянные пререкания, позерство, стремление обратить на себя внимание любым путем, негативно относиться к замечаниям, грубит, бравирование угрозами самоубийства, драки, агрессивность, конфликтность; хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, нарушает дисциплину, мало реагирует на внешние воздействия, совершает прогулы учебных занятий, опоздания на уроки; отказ от требований, поручений, не искренен, склонен к изворотливости и лживости; другие неадекватные способы самоутверждения; отрицательные привычки);

 — правонарушения (склонен к бродяжничеству, самовольным уходам, кражам, воровство, вымогательство у младших и слабых, избиение младших и слабых, попытки к насилию, жестокое обращение с животными, проявление садистских наклонностей, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство) и т.п.)

— внушаемость (подверженность чужому влиянию, ведомый).

— отношение к своим проступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает, считает себя невинно пострадавшим, считает, что к нему несправедливы.

— как относиться к педагогическим воздействиям: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования, полное отсутствие эффекта от бесед.

1.Наличие постоянных требований со стороны взрослых.

2.Тактичное спокойное общение с ребенком.

3. Соблюдение режима труда, отдыха.

4.Увлечь ребенка делом (давать различные поручения). 5.Индивидуальные беседы («Спокойствие, только спокойствие», «О пользе критики», «Конфликты и компромисы», «Начать новую жизнь с понедельника», «Как достичь цели», «Творец своей жизни», «Оставьте прошлое прошлому»).

6.Разбор нравственных ситуаций.

7.Правовое просвещение, консультирование по вопросам уголовного, административного законодательства

8. Факультативное занятие «Ваше право», занятия по изучению правовых основ

9. Взаимодействие с инспектором ПДН

10. Проведение Дней профилактики

Состоит на профилактическом учете с «____» _____________ 20__ года, основание __________________________________________________________________________________

5. Вредные привычки

Актуальные проблемы

Рекомендации для работы

— курит (систематически, «за компанию»)

— употребление алкоголя

Профилактические беседы, распространение информационных буклетов, наглядная пропаганда ЗОЖ, использование СМИ, видиороликов («Идет “бычок” качается», «Как побыстрее испортить свое здоровье», «Наркотики – темница для души»).

Читайте также:  Игры для интеллектуального развития для ребенка 7 лет

6. Отношение к учебе

— заинтересованное

— избирательно-заинтересованное

— равнодушное

— отрицательное

— крайне отрицательное

7. Статус воспитанника в неформальном общении

— лидер

— предпочитаемый

— принимаемый

— пренебригаемый

— отвергаемый

8. Отношение с окружающим

Актуальные проблемы

Рекомендации для работы

— общителен, вступает в контакт только с близкими, избегает контактов, ведет себя очень настороженно;

— считается с интересами коллектива, участвует в делах коллектива, стремиться руководить сверстниками, стремиться показать себя лучше, чем он есть, готов идти на помощь; к людям относится доброжелательно, отзывчив и заботлив, уважительно относится к людям старшего поколения, с удовольствием помогает старшим, малышам; жалеет пострадавшего, наказанного, считается с интересами других детей, старается «притушить» ссору среди детей, берет под защит слабых, стремиться помочь, выступает за справедливость, сам помощи не предлагает, но если к нему обращаются не отказывает;

— проявляет жестокость по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным; способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других; равнодушие, невнимательность в отношении с товарищами; насмехается над детьми, проявляет злорадство, грубит детям, часто ссориться с детьми, обижает детей, дерется, провоцирует ссору, пристает к более слабым детям, проявляет мстительность, часто хвастается перед детьми, прячет, портит или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям; постоянно «работает на зрителя»,  строит из себя шута, паясничает, «дурацкие» выходки в группе сверстников, подражает хулиганским выходкам других, сам допускает хулиганские выходки

1.Разбор нравственных ситуаций.

2.Поручения.

3.КТД (в зависимости от ситуации).

4.Этические беседы («Правила гостеприимства», «Традиционные приветствия», «Вежливая просьба», «Общественный транспорт», «Правила общения по телефону», «Разговор с незнакомыми на улице»)

9. Социально-бытовая ориентация

Актуальные проблемы

Рекомендации для работы

— культурно-гигиенические навыки (соблюдает гигиенические требования: чистит зубы, моет руки, самостоятельно ходит в туалет, причесывает волосы пользуясь расческой, пользуется носовым платком, умеет мыть голову, стричь ногти; убирает постель, убирает свою одежду).

уровни навыка:

  • высокий (владеет самостоятельно),
  • средний (владеет под контролем, частично владеет),
  • низкий (частично владеет, не владеет)

Беседы по правилам личной гигиены («Чистота-залог здоровья», «Надо, надо умываться по утрам и вечерам», «Уход за волосами», «Правила гигиены полости рта», «Что такое маникюр» и др.

— социально-бытовые навыки (умеет накрывать на стол, убирать за собой посуду, есть пользуясь столовыми приборами, пользоваться салфеткой; мыть посуду, убирать помещения, стирать личные вещи, производить мелкий ремонт одежды; собирать свой портфель, убирать за собой игрушки, подготовить свой стол для выполнения домашнего задания).

уровни навыка:

  • высокий (владеет самостоятельно),
  • средний (владеет под контролем, частично владеет),
  • низкий (частично владеет, не владеет)

Беседы по соблюдению правил гигиены. Практические занятия по личному ремонту одежды, стирке личных вещей. Беседы и практические занятия по культуре поведения («Правила поведения за столом», «Встречают по одежке», «А нечистым трубочистам стыд и срам» и др.).

— навыки культуры поведения (соблюдает правила поведения за столом, в общественных местах, бережет личное и государственное имущество).

уровни навыка:

  • высокий (владеет самостоятельно),
  • средний (владеет под контролем, частично владеет),
  • низкий (частично владеет, не владеет)

Самообслуживание. Практические занятия, трудовые поручения. Беседы по культуре поведения («Правила поведения в общественном транспорте», «Идет в театр», «Правила поведения в поликлинике»,  «Правила поведения в парикмахерской» и др.

10. Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду

Актуальные проблемы

Рекомендации для работы

— отношение к общественно полезному труду (участвует в общественной работе безотказно, с интересом, без видимого интереса, отказывается; равнодушен, но поручения выполняет, понимает общественную ценность труда, трудиться при наличии требований и контроля со стороны педагога).

Трудовые поручения. Трудовой десант. Беседы по профориентации («Кем бы ты хотел стать?», «Мое будущее»).

Примечание. используемые методы обследования: наблюдение за ребенком в повседневной жизни, в различных видах деятельности, беседа с ребенком, беседа с сотрудниками приюта, документация.

Источник