Карта развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи

Карта развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи thumbnail

Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.

Фамилия, имя ребёнкаИванов Иван Иванович Дата рождения 00.00.0000 г.

Родители (законные представители)____________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, лепетная речь

2. Речеязыковая компетенция

2.1.Уровень сформированности лексикона

Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, лепетная речь

Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, лепетная речь

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, предлогов нет; грубые ошибки формообразования; лепетная речь

Словообразовательная деятельностьнеправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; словообразовательных операций не сформированы; стойкий морфемный аграмматизм

Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; лепетная речь

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

Продуцирование текстане доступно

Репродуцирование текстане доступно

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха не сформирован, полиморфные замены всех фонем раннего генеза

Сформированность навыков звукового анализа и синтезане сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

Слоговая структура словагрубо нарушена

Звукопроизношение нарушено: отсутствуют все труднопроизносимые звуки, а также отмечаются полиморфные замены всех звуков раннего генеза

С

С

З

З

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л

Р

Р

Н

Н

М

М

йот

1

+

+

+

+

2

+

+

+

+

3

+

+

+

+

Т

Т

Д

Д

К

К

Г

Г

X

Х

В

В

Ф

Ф

А

О

У

ы

Э

И

1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1. — изолированно; 2 — вслогах; 3 — вспонтаннойречи

3. Состояние артикуляционного аппарата

3.1.Строение артикуляционного аппаратабез особенностей

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии, гиперсаливация

3.3.Речевое дыхание и голосообразованиенарушения ритма речевого дыхания нет; голосообразование нарушено (голос тихий и слабый, грубо нарушена модулированность)

4. Просодическое оформление речитемп речи замедленный; грубые ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объединения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи

5. Двигательное развитие

5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики

5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипотонус кистей рук

6. Психологическая база речи

6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций

7. Дополнительная информация

7.1.Особенности раннего речевого развития к 3-м годам появились аморфные и усечённые слова

7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья, двое детей

7.3. Особенности речевого поведенияадекватен, речевая активность ограничена грубым нарушением экспрессивной речи

7.4. Неврологический статус и состояниесенсорно-перцептивныхорганов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – задержка речевого развития

7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРЗ, ОРВИ, травм и ушибов головы не было

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕребёнок с тяжёлым нарушением речи (I уровень речевого недоразвития)

РЕКОМЕНДАЦИИзанятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом

Учитель-логопед_____________________________________________________ /________________/

Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «00» __________________ 20_____г.

Фамилия, имя, отчествоИванов Иван Иванович Дата рождения00.00.0000г.

Родители (законные представители) ____________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире

2. Речеязыковая компетенция

2.1.Уровень сформированности лексикона

Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи

Читайте также:  Ребенок развитие по месяцам рост

Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже

Словообразовательная деятельностьнеправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм

Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудностиграмматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (ц – с, р — в, рь – й, рь – ль, л — в, ш – с, ж – з, щ – сь, й — ль)

Сформированность навыков звукового анализа и синтезане сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

Слоговая структура словагрубо нарушена

Звукопроизношение нарушено: отсутствует твёрдый свистящий Ц; отсутствуют твёрдые шипящие и мягкий шипящий Щ; ротацизм; ламбдацизм (Л)

С

С

З

З

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л

Р

Р

Н

Н

М

М

йот

1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Т

Т

Д

Д

К

К

Г

Г

X

Х

В

В

Ф

Ф

А

О

У

ы

Э

И

1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1. — изолированно; 2 — вслогах; 3 — вспонтаннойречи

3. Состояние артикуляционного аппарата

3.1.Строение артикуляционного аппаратабез особенностей

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии

3.3.Речевое дыхание и голосообразованиенарушений ритма речевого дыхания и голосообразования нет

4. Просодическое оформление речитемп речи замедленный; допускает ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объеденения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи

5. Двигательное развитие

5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики

5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипертонус кистей рук

6. Психологическая база речи

6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций

7. Дополнительная информация

7.1.Особенности раннего речевого развития гуление – 2,5 месяца, лепет – 5,5, первые слова к 1 году, первые фразы – 2.5 года, фразовая речь – 3 года 3 месяца (со слов мамы)

7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья

7.3. Особенности речевого поведенияадекватен, речевая активность

7.4. Неврологический статус и состояниесенсорно-перцептивныхорганов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – отставание в речевом развитии

7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРВи, отит, ринофарингит, обструктивный бронхит, конъюнктивит

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕребёнок с тяжёлым нарушением речи (II уровень речевого недоразвития)

РЕКОМЕНДАЦИИзанятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом

Учитель-логопед____________________________________________________ /_________________/

Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.

Фамилия, имя ребёнкаИванов Иван Иванович……Дата рождения 00.00.0000 г.

Родители (законные представители)____________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире

2. Речеязыковая компетенция

2.1.Уровень сформированности лексикона

Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи

Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов

Читайте также:  Развитие особенностей общения ребенка со взрослым

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже

Словообразовательная деятельностьнеправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм

Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудностиграмматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (р — в, рь – й, л — в, ш – с, ж – з, щ – сь)

Сформированность навыков звукового анализа и синтезане сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

Слоговая структура словагрубо нарушена

Звукопроизношение нарушено: свистящие звуки отсутствуют (среднее положение языка) (кроме звука Ц), твёрдые шипящие отсутствуют (среднее положение языка); необходима автоматизация звуков Р и РЬ

С

С

З

З

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л

Р

Р

Н

Н

М

М

йот

1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Т

Т

Д

Д

К

К

Г

Г

X

Х

В

В

Ф

Ф

А

О

У

ы

Э

И

1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1. — изолированно; 2 — вслогах; 3 — вспонтаннойречи

3. Состояние артикуляционного аппарата

3.1.Строение артикуляционного аппаратанизкий прикус

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии

3.3.Речевое дыхание и голосообразованиенарушений ритма речевого дыхания и голосообразования нет

4. Просодическое оформление речитемп речи замедленный; допускает ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объеденения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи

5. Двигательное развитие

5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики

5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипертонус кистей рук

6. Психологическая база речи

6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций

7. Дополнительная информация

7.1.Особенности раннего речевого развития в соответствии с возрастными нормами (со слов мамы)

7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья

7.3. Особенности речевого поведенияадекватен, речевая активность

7.4. Неврологический статус и состояниесенсорно-перцептивныхорганов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – отставание в речевом развитии

7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях частые ОРЗ и ОРВи, скарлатина

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕребёнок с тяжёлым нарушением речи (III уровень речевого недоразвития)

РЕКОМЕНДАЦИИзанятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом

Учитель-логопед_____________________________________________________ /________________/

Источник

Речевая карта

Фамилия, имя, отчество ребёнка ______________________________________________________

Дата рождения _______________

Заключение ТПМПК: дата______, №_______________, период коррекции_____________________,

направления коррекции__________________________________________________________________________

Данные о ходе развития: ___________________________________________________________________________________

Внимание, работоспособность: _________________________________________________________

1. Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость): ___________________________________________________________________________________

2. Строение артикуляционного аппарата:

  • губы (норма, расщелины, рубцы): ______________

  • зубы (вне зубных рядов, щели между зубами, отсутствие фронт.зубов________________

  • челюсти (прогнатия, прогения, прямой, перекрёстн, открытый прикус, глубокий прикус):___________________

  • нёбо (норма, высокое, расщелины, рубцы):_______________________

  • язык (норма, укороченная подъязычная связка, рубцы, макроглоссия, микроглоссия):____________

3.Мимическая и артикуляционная мускулатура

3 года

4 года

5 лет

6 лет

Поднять брови

Нахмуриться

Закрыть правый глаз

Закрыть левый глаз

Надуть-втянуть щеки

Носогубные складки

носогубных складок

Улыбка-трубочка

Оскал

Вибрация –«тпру»

Широкий-удержание

Узкий удержание

Узкий влево-вправо

Широкий вверх-вниз

Кончиком обвести губы

«Цоканье»

(Движения выполняются под счет:3 раза в возрасте 3-4 года, 5 раз в возрасте 5-6 лет)

Читайте также:  Раннее развитие ребенка во время беременности

4. Неврологическая симптоматика:

— состояние мышечного тонуса: ______________

— наличие синкинезий: ______________________

— наличие саливации: _______________________

5. Звукопроизношение

3 года

П

М

В

Ф

Т

Д

Н

К

Г

Х

Й

Е

Ё

Ю

Я

С

С’

З

З’

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л’

Р

Р’

гласные

4 года

П

М

В

Ф

Т

Д

Н

К

Г

Х

Й

Е

Ё

Ю

Я

С

С’

З

З’

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л’

Р

Р’

гласные

5 лет

П

М

В

Ф

Т

Д

Н

К

Г

Х

Й

Е

Ё

Ю

Я

С

С’

З

З’

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л’

Р

Р’

гласные

6 лет

П

М

В

Ф

Т

Д

Н

К

Г

Х

Й

Е

Ё

Ю

Я

С

С’

З

З’

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л’

Р

Р’

гласные

6. Слоговая структура

Речевой материал

5 лет

6 лет

Дом

каша

снег

крыша

мостик

помидоры

температура

сквозняк

простокваша

сковорода

Мальчики слепили снеговика

Водопроводчик чинит водопровод

Волосы подстригают в парикмахерской

7. Фонематическое восприятие

Языковой анализ и синтез

Какой первый звук в слове: Аня, Оля, утка

Какой звук в конце слова, в начале, в середине: дом, мак, лук

Сколько звуков в слове: сад, каша, кошка

Составь слово из слогов: па-па, ко-ра, лож-ка, ма-ли-на

Составь слово из звуков: к-о-т,

л-о-д-к-а

8. Состояние лексики и грамматического строя речи

А. Импрессивная речь

Знание существительных и глаголов (покажи где кукла, стол, игрушки, посуда, одежда. Посади куклу, мишку

и.т.д

3 года

4 года

5 лет

6 лет

Понимание употребление предлогов

В

на

под

над

перед

за

из

около

Из-за

Из-под

Б. Восприятие дифференциации грамматических категорий

Уровень понимания речи

Б. Экспрессивная речь

Активный словарь

посуда

одежда

обувь

мебель

овощи

фрукты

Дикие и домашние животные

транспорт

Кто как голос подает (3года)

Кто как передвигается (5 лет)

Кошка

Утка

Корова

Собака

Петух

Лягушка

Гусь

Змея

Свинья

Что делает?

Повар

Врач

Почтальон

Антонимы

Большой

Длинный

Широкий

Высокий

Светлый

Быстрый

Холодный

Больной

Сухой

Состояние грамматического строя речи. Словоизменение.

Употребление существительных в Именительном падеже единственного и множественного числа.

Согласование падежных окончаний. и.

У тебя есть

p.

У них нет

д.

Корм даю

в.

Любишь

т.

Доволен

п.

Расскажешь

Согласование числительных 2 и 5 с существительными

3 года

4года

5 лет

6 лет

кукла

жук

шар

карандаш

рыба

ключ

Словообразование

Образование уменьшительно-ласкательных форм

Образование знание названий детенышей животных

Образование прилагательных (с 6 лет)

Префиксальное словообразование (с 6 лет) (ехал) Состояние ручной моторики

Кинестетическая основа движений

сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке,

потом — на левой руке

согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого,

сначала на правой, потом на левой руке

5 лет

6 лет

одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом

левой руки, обеих рук

одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом

левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот

сначала на правой руке, потом — на левой

упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро

— ладонь» ведущей рукой

Навыки работы с карандашом

Характеристика связной речи

3 года

Речевое сопровождение игры

«Котёнок»

У Кати жил котёнок. Катя любила котёнка. Она поила котёнка молоком. Котёнок любил играть с Катей.

5 лет

«Рыбалка»

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

6 лет

Было лето. Юра и Яша шли по берегу озера. Вдруг из-за куста вылетела утка. Юра и Яша подошли к кусту. Из-под куста выбежали маленькие утята и подбежали к матери. Они еще не умели летать. Мальчики стали смотреть, что будет дальше. Утка спустилась в воду и поплыла. Она крякала и звала утят. Утята один за другим спустились в воду. Они поплыли за уткой

3 года ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Дата:__________ Учитель–логопед: _____________________

4 года ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Дата:__________ Учитель–логопед: _____________________

5 лет

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Дата:__________ Учитель–логопед: _____________________

6 лет

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Дата:__________ Учитель–логопед: _____________________

Источник