Карта развития ребенка с тяжелыми нарушениями

Карта развития ребенка с тяжелыми нарушениями thumbnail

Карта

динамики развития ребенка

с тяжелыми и (или) множественными нарушениями

________________учебный год

2015

Учреждение образования____________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________­­­­­­­­­­­­­­­______________

Фамилия_______________________________________________________________________

Имя____________________________________________________________________________

Отчество________________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________________________

Дата поступления в УО __________________________________________________________

Программа бучения_________________________________________________________________________

Группа ___________________________________________________________

Оценочная шкала деятельности ребенка

Способ выполнения действия

Условные обозначения

Количествен

ная оценка в баллах

Качественная оценка

Не выполняет действие

Н

0 — 0,5

отсутствие либо незначительные образовательные изменения и личностные приращения – качество низкое

Выполняет в виде совместныхдействий

с взрослым

СД

0,6 -1

положительная динамика образовательных изменений при освоении содержания всех или отдельных предметных областей –

качество, близкое к хорошему

Выполняет действие по подражанию

П

1,1 — 1,5

Выполняет действие по образцу

О

1,6 – 2

выраженная положительная динамика образовательных изменений при освоении содержания всех предметных областей — качество хорошее

Выполняет действие по инструкции (плану, опорной схеме)

И

2,1 — 2,5

ярко выраженная положительнаядинамика образовательных изменений и личных достижений в развитии — качество высокое

Выполняет действие самостоятельно

С

2,6 – 3

Основные приемы и действия

Предметная (образовательная) область

Начало

учебного года

Конец

учебного года

Способ выполне

ния

действия

Количественная оценка в баллах

Способ выполне

ния

действия

Количественная оценка в баллах

Предметно-практическая деятельность

-умение наблюдать за предметно-манипулятивной деятельностью других людей ;

-умение выполнять элементарные инструкции (дай, возьми) ;

-умение выполнять простые подражательные действия :

  • за педагогом по инструкции,

  • со сменой вида движения,

  • с предметом;

-умение выполнять следующие действия :

  • закручивать крышки,

  • закручивать руками крупные пластмассовые (деревянные) гайки на толстом стержне с резьбой,

  • складывать предметы в коробку,

  • перекладывать предметы из одной коробки в другую,

  • открывать и закрывать коробки,

  • заполнять мелкими предметами сосуды с широким и узким горлышком,

  • катать шарики в определённом направлении;

-умение выполнять действия со строительным материалом :

  • ощупывать,

  • манипулировать,

  • накладывать детали одинакового размера друг на друга,

  • пространственно располагать детали одной и разных (не более двух) форм;

— умение складывать разрезные картинки из 7-8 частей, разрезанных:

  • по вертикали,

  • по горизонтали.

-умение изготавливать из пластичных материалов столбики:

  • одинаковой длины и толщины,

  • различной длины и толщины.

-умение выполнять действия с бумагой :

  • сминание,

  • разглаживание ладонью,

  • разрывание,

  • отрывание небольших кусочков,

  • сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении),

  • разгибание и разглаживание по месту сгиба;

— умение намокать бумагу в воде ;

-умение наносить на бумагу кляксы ;

Сенсомоторноеобучение

Умение подражать действиям взрослого без предмета (топ – топ)

Умение подражать действиям взрослого с предметом (птичка тук-тук)

Умение находить и называть знакомый предмет (игрушка) среди незнакомых объектов

Умение сопоставлять предмет простой формы и его изображения (силуэтное) в пределах 2-х образцов

Умение соотносить действия, изображённое на рисунке, с реальными действиями

Умение сопоставлять предмет по форме (круглая, квадратная) приёмом наложения

Умение сопоставлять предмет по форме (круглая, квадратная) приёмом приложения

Умение различать форму «круг-квадрат» в процессе конструктивной игровой деятельности (по словесной инструкции)

Умение словесно обозначать величину – «большой»

Умение словесно обозначать величину –«маленький»

Умение словесно обозначать величину –«больше»

Умение словесно обозначать величину –«меньше»

Умение захватывать большие, широкие предметы всей ладонью

Умение целостно воспринимать предметы и выделять их из общего фона (лото «Форма и цвет» лото-вкладки «домашние животные»)

Умение складывать разрезные картинки из двух-четырёх частей ( конфигурация разрезов по вертикали и по горизонтали)

Умение запоминать игрушки, стоящие на столе у взрослого (выбор из 2-х, затем из 4-х.

Умение группировать предметы по одному заданному признаку (форма, цвет, величина)

Умение дифференцировать звуки трёх-четырёх музыкальных инструментов

Умение дифференцировать слова , разные по слоговому составу (магазин, Ляля, сом), близкие по слоговому составу (Маша, каша, дом, ком)с опорой на картинку

Умение дифференцировать продукты питания по вкусовым признакам: сладкий, горький, кислый, солёный

Умение дифференцировать продукты питания по температурным признакам: горячий, тёплый, холодный

Умение восприятие на ощупь твёрдые и мягкие предметы , координировать деятельность руки и глаза

Умение дифференцировать бытовые шумы, природные явления, по звуковым характеристикам: звук работающего пылесоса, телефона, миксера, шелест листьев, пение птиц, шелест бумаги и т.д.

Сформированность слухового восприятия звуковых характеристик предметов и явлений (тихо, громко, близко, далеко, быстро, медленно)

Умение обследовать натуру и образец

Коммуникация

Умение смотреть в сторону говорящего, прислушиваться

Умение владеть жестами

  • Я

  • Приветствие (здравствуй, привет, доброе утро)

  • Прощание (до свидания, пока, до встречи, до завтра)

  • Дай

  • Возьми (на)

  • Хорошо (отлично, прекрасно, здорово)

  • Да (хочу, буду, надо, возьму, могу)

  • Нет (не хочу, не буду, не надо, не возьму, не могу);

Умение отзываться на имя

Умение реагировать на запреты, похвалу

Умение выполнять простые инструкции (дай, возьми, садись)

Умение понимать формы вежливого поведения

Понимание (использование) речевого материала :

    • названия людей (имена детей группы, мама, папа, тетя, дядя),

    • игрушки (мишка, зайка, машина, курочка, мяч, кошка, собака, ежик),

    • музыкальные инструменты (колокольчик, бубен),

    • глаголы (дай, на, смотри, клюет, едет, позвони, здравствуй, попрощайся (до свидания, пока),

    • выражения, регулирующие поведение (да, нет, где, сели на стульчики, занятие окончено, можно встать, слушаем внимательно, сморим внимательно, вытри рот, мой руки, вытри руки),

    • песенки: «Бубен», «Вышла курочка гулять», «Если нравится тебе», «Наш медведь такой большой»,

Читайте также:  Отставание в развитии одной из рук ребенка

«Была Маша маленькой»,

    • игры и задания: «Позвони в колокольчик», «Кто к нам пришел?», «Где мишка?», «Попрощайся

с зайкой».

Изобразительная деятельность

-умение использовать по назначению материалы и инструменты изобразительной деятельности

(карандаши, кисти, краски)

-умение бережно относиться к инструментам и материалам изобразительной деятельности;

-умение правильно удерживать карандаш (кисть)

-умение набирать краску на ворс кисти

-умение фиксировать внимание на изображаемом предмете

-умение проводить прямые линии в разных направлениях :

  • горизонтальные,

  • вертикальные,

  • пересеченные,

  • наклонные;

-умение наносить точки, мазки по всей поверхности бумаги

-умение различать и показывать одну-две краски (желтая, красная)

-умение проводить прямые линии при дорисовывании рисунка ;

Основы жизнедеятельности

— умение ориентироваться на своем рабочем месте

— умение выполнять бытовые поручения:

  • открыть-закрыть дверь (шторы),

  • собрать и убрать в коробку (на полку, в шкаф) игрушки ;

— умение ориентироваться в кругу своей семьи:

  • называть имена членов семьи;

  • выполнять постоянные поручения в семье

-умение самостоятельно снимать отдельные вещи (шапку, варежку);

— умение убирать свои вещи на место ;

— умение пользоваться застежками:

  • находить застежки на одежде;

  • попросить застегнуть (расстегнуть) ;

— умение принимать питье, просить пить ;

— умение пользоваться ложкой ;

— умение мыть лицо и руки (намыливающие движения рук, тереть ладони) ;

-умение пользоваться носовым платком ;

— умение пользоваться краном (открыть-закрыть) ;

— умение пользоваться полотенцем ;

— умение собирать и ставить на место разбросанные игрушки ;

— умение пользоваться выключателями ;

— умение пользоваться запирающими устройствами .

Адаптивная физическая культура

умение делать глубокий вдох и полный выдох

— умение надувать щёки одновременно

умение выполнять движения, имитирующие действия :

  • мытья рук,

  • умывания,

  • вытирания полотенцем,

  • причёсывания волос расчёской;

— умение сжимать и разжимать пальцы рук в кулак

умение перешагивать через верёвку на полу

умение подниматься на гимнастическую скамейку высотой 8-10 см

умение бежать медленно

умение совместно ходить за руку с педагогом

— умение ходить по траекториям, намеченным прямыми и кривыми линиями

умение прыгать на полу на обеих ногах на месте

— умение катать мячи друг другу на расстоянии 1,5 м, сидя на полу, ноги врозь

— умение бросать мяч вперёд

умение участвовать в совместной подвижной игре с соблюдением правил

— умение закрывать и открывать глаза по сигналу педагога

— умение расслаблять мышцы тела в положении сидя

Музыкально-ритмические занятия

умение приветствовать друг друга и учителя :

  • с помощью жеста «привет»,

  • выполняя пожатие руки другого ребенка,

-умение выражать чувства радости, хлопая в ладоши

-умение выражать сочувствие и сопереживать, выполняя поглаживание

-наличие представлений о частях собственного тела :

  • умение показывать,

  • умение называть;

-умение имитировать бытовые действия людей

  • сон,

  • прием пищи,

  • приготовление пищи,

  • стирка,

  • постукивание молотком;

  • складывание предметов,

  • собирание ягод, грибов в корзинку,

  • собирание листьев в букет,

  • угощение;

-умение имитировать характерные особенности движения животных и птиц и их голосовые проявлении :

  • топает мишка,

  • прыгает зайка,

  • летает и клюет птичка,

  • скачет лошадка,

  • прыгает лягушка,

  • идет корова,

  • стучит дятел;

умение ходить по кругу

  • взявшись за обруч (веревку),

  • взявшись за ленту («карусель»),

Практическая математика

-наличие представлений о пространстве и умение действовать с пространствами и внутри них :

  • забраться в большую коробку — выбраться из неё,

  • заполнить коробку игрушками – освободить коробку от игрушек полностью, наполовину;

-наличие представлений о пустых и заполненных пространствах :

  • стакан пустой

  • заполнить стакан жидкостью – полный стакан;

освободить стакан – стакан пустой;

— умение перемещаться в пространстве и перемещать предметы (отыскать спрятанную вещь по простой инструкции педагога);

-умение различать понятия и показывать с помощью движения рук :

  • пустой — полный,

  • много – мало;

-умение формировать множества из элементов:

  • сходных по форме,

-умение работать с множествами :

  • создавать множества из различных элементов, задавая границы (проложить границу своей игровой территории),

  • не выходить за пределы границы;

  • разбивать множество на отдельные элементы,

  • объединять отдельные элементы в множество,

  • составлять новое множество из различных уже существующих

множеств;

Таблица оценки результата обучения

п/п

Предметные области, разделы

Средние показатели в баллах

начало года

конец года

1

Предметно-практическая деятельность

2

Сенсомоторное обучение

3

Коммуникация

4

Музыкально-ритмические занятия

5

Изобразительная деятельность

6

Адаптивная физическая культура

7

Практическая математика

8

Основы жизнедеятельности

9

Индивидуальный средний обобщенный результат

Индивидуальный профиль развития ребенка

Баллы

3

2, 9

2, 8

2, 7

2, 6

2, 5

2, 4

2, 3

2, 2

2, 1

2

1, 9

1, 8

1, 7

1, 6

1, 5

1, 4

1, 3

1, 2

1, 1

1

0, 9

0, 8

0, 7

0, 6

0, 5

0, 4

0, 3

0, 2

0, 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Предметные (образовательные) области

Источник

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Вариант 8.2)

Читайте также:  Консультация семья ребенка с отклонениями в развитии

Пояснительная записка 

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося  привлекаются члены его семьи. Задача экспертной группы — выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа представлены в  форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции — развернутая Характеристика учебной деятельности ребёнка, где оценивается динамика развития его жизненных компетенций.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель не успешности их обучения и развития в целом.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:  

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект»,

«не узнает объект».

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Вариант 8.2)

Характеристика сформированности базовой учебной деятельности обучающегося

Учени ___    _____ класса (___ год обучения)   МАОУ «Средняя школа №8»__________________________________________(Ф.И.)

Критерии

Сформированность  умений

(сформировано, частично сформировано, не сформировано)

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся

1 год обучения

Окончание 4(5) класса

Окончание 9 класса

(9 и более лет обучения)

взаимодействие с окружающими сверстниками

взаимодействие с окружающими взрослыми

умение работать в коллективе сверстников

умение подчиняться требованиям взрослых (учителя)

Формирование учебного поведения

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание)

умение выполнять инструкции педагога

использование по назначению учебных материалов

умение выполнять действия по образцу и по подражанию

Формирование умения выполнять задание

в течение определенного периода времени

от начала до конца

с заданными качественными параметрами

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия

Классный руководитель ____________________________________

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Вариант 8.2)

Характеристика сформированности предметных результатов обучения

Учени ___    _____ класса (___ год обучения)   МАОУ «Средняя школа №8»__________________________________________(Ф.И.)

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

… год обучения

… год обучения

… год обучения

… год обучения

… год обучения

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях

Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков

Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи

для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения 

Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации

Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму

Узнавание и различение образов графем (букв).

Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

Начальные навыки чтения и письма

Дополнительные данные

Читайте также:  Раннее развитие ребенка волгоград

Математика

 Математические представления

… год обучения

… год обучения

… год обучения

… год обучения

… год обучения

Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления

Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества

Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой

Умение пересчитывать предметы в доступных пределах

Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти

Умение обозначать арифметические действия знаками.

Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц

Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.

Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия 

Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.

Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

Дополнительные данные

Окружающий мир

Окружающий природный мир

… год обучения

… год обучения

… год обучения

… год обучения

… год обучения

Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе,

умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).

Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека

Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека 

Интерес к объектам живой природы

Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» — «вредные», «дикие» — «домашние» и др.).

Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

Элементарные представления о течении времени.

Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.

Дополнительные данные

Окружающий мир

Человек

… год обучения

… год обучения

… год обучения

… год обучения

… год обучения

Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других

Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

Представление о собственном теле.

Отнесение себя к определенному полу

Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания

Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей

Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

 поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами

Умение о