Карта развития ребенка к программе от рождения до школы младшая группа
Алена Афонина
Карты индивидуального развития детей 2–3 лет в соответствии с ФГОС ДО и программы «От рождения до школы»
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
В начале раздела по каждой образовательной области приводится цитата из ФГОС ДО, обозначающая цели и задачи образовательной области.
Организация и содержание мониторинга
Карты индивидуального развития детей включают сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме.
Сроки проведения диагностики:
На начало учебного года: с 14.09.15 по 25.09.2015г.
На конец учебного года: с 18.05.16г по29.05.16г.
Показатели оцениваются:
сформированы- 3
сформированы частично — 2
не сформированы – 1
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
Ребенок в семье и сообществе.
Образ Я. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п., в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова).
Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.).
Детский сад. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками). Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску строений. Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и красоту. Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Культурно-гигиенические навыки. Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания. Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Общественно-полезный труд. Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать детейк самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр., после игры убирать на место игрушки, строительный материал. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба, тарелки, чашки и т. п.). .
Уважение к труду взрослых. Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель, расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Формирование основ безопасности. Безопасное поведение в природе. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.). Безопасность на дорогах. Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого). Знакомить с работой водителя.
Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.). Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку). Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот). Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.
1. Образовательная область
«Социально – коммуникативное развитие»
Показатели развития Фамилия, имя, возраст ребенка
1.1 Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
н к
Умение доброжелательно относиться к сверстникам (проявлять заботу о товарище,умение пожалеть,посочувствовать)
Умение отрицательно относиться к грубости, жадности; разви-
вать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться
успехам, красивым игрушкам и т. п.
Умение пожалеть сверстника, обнять его, помочь
Умение применять навыки вежливого обращения: здоро-
ваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова
«спасибо» и «пожалуйста».
Умение внимательно, заботливо относиться к окружающим
Умение делиться с товарищами
умение спокойно вести себя в
помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.
Умение детей не перебивать говорящего взрослого,
умение подождать, если взрослый занят.
Умение внимательно относиться к родителям и близ-
ким людям.
Итого
1.2 Ребенок в семье и сообществе
Образ Я
Формирование у детей элементарные представления о себе,
об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом
посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя.
Формирование у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех
детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к ин-
тересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям.
Семья
Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.
Детский сад
представления о положительных сторо-
нах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.)и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самосто-
ятельности и т. д.).
Умение обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они
играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправле-
ны кроватки.
Умение на прогулке обращать внимание детей на красивые растения,
оборудование участка, удобное для игр и отдыха.
умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
Итого
1.3 Самообслуживание, самостоятельностьтрудовое воспитание
Культурно-гигиенические навыки.
Умение (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть
руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем
Умение с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться
индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем,
расческой, горшком).
Самообслуживание
Умение детей одеваться и раздеваться в опреде-
ленном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь
(расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках);
Умение в определенном
порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.
Общественно-полезный труд.
Умение детей выполнять про-
стейшие трудовые действия: совместно с взрослым и под его контролем
расставлять хлебницы (без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки и пр.
Умение поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр
расставлять игровой материал по местам.
Итого
Уважение к труду взрослых
Умение Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как
ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник
подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т. д., зачем он
выполняет те или иные действия.
Умение узнавать и называть некоторые
трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду,
меняет полотенца).
Итого
1.4 Формирование основ безопасности
Безопасное поведение в природе.
Умение соблюдать с элементарные правила-
безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным,
не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).
Безопасность на дорогах
Формирование первичные представления
о машинах, улице, дороге.
Безопасность собственной жизнедеятельности
Знакомство с предмет-
ным миром и правилами безопасного обращения с предметами.
Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно».
Навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).
Умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не н к12 брать их в рот)
Умение соблюдать правила безопасности в играх с песком, водой, снегом.
Итого
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Основные цели и задачи:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Формирование элементарных представлений Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений,первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее
2. Образовательная область
«Познавательное развитие»
Показатели развития Фамилия, имя, возраст ребенка
2.1 «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
Первичные представления об объектах окружающего мира
н к
Овладевание детей
обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни
любознательность
Умение Включаться в совместные
с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера
Сенсорное развитие
Использовать при восприятии все органы чувств
Продолжать работу по обогащению непосредс-
твенного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, посте-
пенно включая все виды восприятия.
Воспринимать цвет, форму, величину, осязаемые свойства предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый)
Умение включать движения рук по
предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета,
гладить их и т. д.).
Дидактические игры.
(умение срав-
нивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и разли-
чие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет,
форма, величина).
Обогащать в играх с дидактическим матери-
алом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец раз-
ной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат,
прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей, складные кубики
2.2 Приобщение к социокультурным ценностям
интерес детейк предметам ближайшего окружения: игрушки,
посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства.
Умение детей называть цвет, величину предметов, материал, из
которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые
предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п., подбирать предметы по
тождеству (найди такой же, подбери пару, группировать их по способу
использования (из чашки пьют и т. д.).
Умение установливать сходства и различия
между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки;
красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик). Побуж-
дать детейназывать свойства предметов: большой, маленький, мягкий,
пушистый и др.
появление в словаре детей обобщающих понятий
(игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.).
Итого
2.3 Формирование элементарных математических представлений
Количество
Умение детей формирование групп однородных
предметов.
Умение различать количество предметов (один — много).
словами «много», «один», «ни одного».
Величина
Умение детей обращать внимание к предметам контрастных
размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик,
большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие
мячи и т. д.).
Форма.
Умение различать предметы по форме и называть их (кубик,
кирпичик, шар и пр.).
Ориентировка в пространстве.
Наличие у детей опыта
практического освоения окружающего пространства (помещений группы
и участка детского сада).
Умение ориентироаться в частях собственного тела (голова,
лицо, руки, ноги, спина).
Умение двигаться за воспитателем в определенном направлении.
Итого
2.4 Ознакомление с миром природы
Имеет представление о название города (поселка, в котором они живут.
Умение узнавать на-
зывать некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т. д.).,
Понимание ребенком, что
взрослые проявляют трудолюбие, оно помогает им успешно выполнить трудовые действия.
Итого
Источник
ирина верещагина
Карта наблюдения и оценки развития детей младшего возраста
Система оценивания образовательных достижений
Программой дошкольного образования предусмотрено оценивание динамики образовательных достижений воспитанников, основанное на методе наблюдения и включающее:
— наблюдение за детьми в специальной организованной деятельности;
— карты развития ребенка;
— различные шкалы индивидуального развития;
— анализ продуктов детской деятельности;
— в деятельности в режимных моментах.
Методами оценивания служат:
Карты наблюдения детского развития в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, позволяющие фиксировать динамику и развитие ребенка в ходе:
– коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддерживания контакта, принятия совместных решений, решения конфликтов, лидерства и др.);
– игровой деятельности;
– познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
– проектной деятельности (динамика развития детской инициативности, ответственности,умения планировать и организовывать свою деятельность);
– художественной деятельности
– физического развития.
Психологическая готовность к школе:
— методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина для определения сформированности предпосылок к учебной деятельности;
— беседа по определению «Внутренней позиции школьника» (Н. И. Гуткина) для определения мотивационной готовности к школе.
— Ранний возраст:
Показатели нервно-психического развития, карты и группы здоровья разработаны К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной, Н. М. Аксариной, Л. Г. Голубевой.
Анализ продуктов детской деятельности.
Методика Т. С. Комаровой
Шкала индивидуального развития:
— методика «Лесенка» (В. Щур — выявление уровня развития самооценки);
— метод «Социометрия», изучающий взаимоотношения детей в коллективе сверстников.
Оценкуобразовательных достижений воспитанников проводим 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь): выявляется стартовый уровень развития и проектируется образовательный маршрут ребенка на учебный год;
В конце года (май) – итоговое оценивание, которое позволяет определить на сколько успешно были выбраны образовательные методы, формы и средства
организации воспитательно — образовательного процесса в группе.
В процессе оценивания используем уровни: низкий (Н, средний (С, высокий (В).
Высокий уровень (3 балла) – результаты соответствуют норме в полном объеме.
Средний (2 балла) – допускаются незначительные несоответствия норм усвоения программных задач.
Низкий (1 балл) – имеются значительные ошибки в нормах
соответствия программе. Оценка образовательных достижений служит основанием для построения образовательной работы с детьми.
Карта наблюдения и оценки развития детей от 2 до 3 лет
Ребенок ___ группа ___ пол ___
Воспитатель ___
Уровни показателей (баллы): Высокий уровень (3 балла, средний (2 балла, низкий (1 балл)
1. Социально-коммуникативное развитие
Критерии развития 2-й год (младший дошкольный возраст – 2-3 года I* II
1. Описывает себя,свою семью и культурную группу:
— называет себя мальчиком или девочкой
— знает собственное имя, фамилию, имена родителей
— рассказывает о случаях, праздниках в своей семье
2.Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
— делится игрушками, не проявляет грубость, легко вступает в контакт со взрослыми, сверстниками
— отвечает на проявленное внимание, играет рядом со сверстниками
— проявляет желание играть вместе со взрослыми, сверстниками
3.Выражает эмоции приемлемым способом:
— проявляет готовность ждать появления матери
— быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого
— выражает чувства словами
4.Самообслуживание:
— умеет при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; правильно одеваться и обуваться
— умеет при небольшой помощи взрослого в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду
— умеет под контролем взрослого мыть руки, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, горшком
— умеет держать ложку в правой руке
5.Трудовые поручения:
— умеет при небольшой помощи взрослого поддерживать порядок в игровой комнате (после игр убирать игрушки на место)
— умеет выполнять простейшие трудовые действия/поручения (совместно со взрослым перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы и пр.)
— предлагает помощь взрослому при ухаживании за растениями и животными
6.Воспитание целостного отношения к труду:
— проявляет желание трудиться
— проявляет интерес к людям разных профессий
7.Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:
— имеет представление о светофоре и его сигналах
— знает проезжую часть дороги и тротуар для пешеходов
— в игре демонстрирует знание правил дорожного движения и поведения в транспорте
8.Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:
— знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться, играть, не мешая друг другу, и пр.)
— имеет представление о назначении помещений (раздевалка, спальня и пр.)
— знает правила безопасного обращения с дверью, некоторыми бытовыми приборами, инструментами – кистями, карандашами
9.Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:
— знает правила обращения с оборудованием на площадке (горка, песочница и пр., имеет представления о безопасном обращении с растениями, насекомыми и пр.
— на прогулке встает в пару, определяет границы площадки
— способен непродолжительное время заниматься самостоятельной деятельностью, соблюдая правила безопасного поведения
Всего (среднее значение):
2. Познавательное развитие
1.Проявляет познавательный интерес:
— задает вопросы о мире, событиях, материалах
— проявляет любознательность
— возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем
2.Проявляет интерес к действиям с предметами:
— распознает основные формы предметов (шар, куб)
— различает и называет предметы ближайшего окружения
— подбирает несколько необходимых предметов для игры
3.Классифицирует по признакам:
— сравнивает предметы по цвету, форме, размеру, характеризуя их признаки
— подбирает предметы по цвету, форме, размеру
— различает предметы по цвету, форме, размеру
Всего (среднее значение)
3. Речевое развитие
1.Правильно реагирует на речевую информацию:
— понимает содержание коротких рассказов, сказок (без показа) по опыту
— выполняет указания, содержащие два, три и более шагов
— следует указаниям принять участие в том или ином деле и выполняет его
2.Активная речь:
— пользуется предложениями из трех и более слов
— отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Почему? И может задавать их сам
— излагает хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение
3.Говорит понятно для слушателей:
— разговорный словарь достигает 250 – 700 слов
— активно общается со знакомыми людьми
— использует в речи разные виды предложений
4.Проявляет интерес к художественной литературе:
— легко охотно соглашается послушать чтение
— просит взрослого почитать или рассказать историю
— пересказывает небольшие эпизоды знакомых историй
5. Проявляет самостоятельность в «литературной»деятельности:
— самостоятельно рассматривает книги, проговаривает знакомые тексты
— правильно держит книгу, листает от начала до конца
— любит участвовать в изготовлении книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках
6.Видит связь между устной и письменной речью:
— опознает символические обозначения, используемые в группе
— узнает написание своего имени
— имитирует письмо взрослых
Всего (среднее значение)
4. Художественно-эстетическое развитие
1. Проявляет интерес,испытывает удовольствие от слушания музыки:
— просит включить и повторить песню, мелодию, называет ее
— внимательно, с интересом слушает, понимает смысл песенок
— подпевает отдельные слова и фразы
2.Сам пытается музицировать:
— способен узнавать знакомую мелодию, песню
— распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки, ложки, бубен, фортепиано, может назвать и показать, что звучало
— использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты
3.Двигается под музыку:
— начинает движения с началом музыки
— двигается в соответствии с характером музыки
— выполняет простейшие танцевальные движения (притопы, хлопки, «фонарики»)
4.Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:
— проявляет интерес к разным видам изодеятельности
— может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 5 – 10 минут
— радуется своим работам, пробует повторять самостоятельно
5.Воплощает идеи в реальность:
— называет, что нарисовал
— знает, как действовать карандашами, кистью, штампами, пластилином и т. д.
— умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук в палочки, сплющивать комок в «лепешку»
6.Проявляет воображение:
— выбирает разные цвета
— использует разные материалы, размер и цвет бумаги
— умеет отламывать от большого комка маленькие комочки (глина, пластилин, тесто)
Всего (среднее значение)
5. Физическое развитие
1.Демонстрирует координированные движения:
— умеет ходить и бегать «стайкой» за воспитателем
— прыгает на двух ногах на месте и с продвижением вперед
— умеет бросать и ловить мяч на малом расстоянии
2.Удерживает равновесие:
— стоит и ходит на цыпочках, не теряя равновесия
— проходит по низкому брусу шириной 15-20 см при поддержке взрослого
— умеет делать поворот вокруг себя в медленном темпе
3.Использует координированные движения:
— поднимается вверх и спускается вниз по лестнице, держась за перила, ставя по одной ноге на каждую ступеньку
— рисует точки, линии цветными мелками, карандашами, пальчиковыми красками
— выполняет несложные постройки из кубиков, соединяет детали конструктора
4. Соблюдает правила ежедневной гигиены,здорового образа жизни:
— самостоятельно ест ложкой, пьет из чашки
— с помощью взрослого моет руки с мылом перед едой, вытирает их полотенцем, пользуется салфеткой, носовым платком
— при помощи взрослого частично раздевается, надевает одежду и обувь, складывает одежду на место
5.Знает некоторые части тела и их функции:
— называет части тела (голова, руки, ноги, живот, шея, спина)
— может показать эти части тела
6. Знает предметы,связанные с гигиеной:
— знает свой шкафчик
— знает свою кровать
— знает свое полотенце и пр.
Всего (среднее значение)
Итого (среднее значение)
Примечание: I – начало учебного года, II – конец учебного года
Карта наблюдения и оценки развития детей от 3 до 7 лет
Ребенок ___ группа ___ пол ___
Воспитатель ___
Уровни показателей (баллы):): Высокий уровень (3 балла, средний (2 балла, низкий (1 балл)
Критерии развития 1-й год
(младшая группа) 2-й год
(средняя группа 3-й год (старшая группа) 4-й год (под
готови
тельная группа)
I* II I II I II I II
1. Социально-коммуникативное развитие
1. Описывает себя,свою семью и культурную группу:
— называет себя мальчиком или девочкой
— воплощает представления о себе и своей семье в рисунке, играх
— рассказывает о своей семье, о культуре и традициях
2.Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
— проявляет уважение к себе и другим
— легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками
— знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор
3.Выражает эмоции приемлемым способом:
— опознает и называет различные эмоции
— выражает чувства словами
— объясняет причины своих эмоций
4.Проявляет эмпатию к другим людям:
— демонстрирует понимание чувств других людей не вербально
— помогает другим в случае необходимости
-выражает понимание чувств вербально
5.Самоконтроль и взаимодействие:
— навыки игры сформированы соответственно возрасту
— присоединяется к игре по приглашению или просьбе
— играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других
6.Понимает и уважает различия между людьми:
— играет с ребенком другой культурной принадлежности
— интересуется различиями между собой и другими
— использует подходящие слова, обсуждая различия
7.Самообслуживание:
— умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду
— может приготовить свое рабочее место и убрать его после окончания работы
— бережно относится к личным вещам и вещам сверстников
8.Ручной труд:
— проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги
— делает объемные фигуры, складывая лист бумаги пополам, и т. д.
— принимает участие в изготовлении поделок из природного и бросового материала
9.Воспитание ценностного отношения к труду:
— проявляет желание трудиться
— ответственно выполняет трудовые поручения
— помогает сверстникам и взрослым при затруднении
10.Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:
— знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу
— знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице
— знает правила безопасного поведения в транспорте
11.Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе:
— знает и соблюдает правила экологического поведения в природе
— знает и соблюдает правила общения с животными
— имеет представления об опасностях, встречающихся в природе (ядовитые растения, грибы и т. д.)
12. Знает элементарные правила безопасного поведения в детском саду,в быту:
— знает и выполняет правила поведения в помещении детского сада
— знает и выполняет правила поведения на прогулке
— знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами, инструментами
Всего (среднее значение):
2. Познавательное развитие
1.Проявляет любознательность и желание решать проблемы:
— задает вопросы о мире, событиях, материалах
— проявляет любознательность
— возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем
2.Планирует и ставит цель:
— планирует предстоящую деятельность, что собирается делать
— подбирает несколько необходимых предметов для игры или работы
-выдвигает гипотезы и предложения
3.Классифицирует по признакам:
— классифицирует объекты по цвету, форме, размеру и т. д.
— подбирает группу объектов на основании функционального сходства
— находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему
4.Понимает количественные отношения:
— устанавливает взаимоотднозначное соответствие объектов, считает их
— сравнивает по величине: больше – меньше, много – мало
— складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы
— использует измерительные инструменты для определения длины, веса и др.
5.Понимает основные пространственные отношения:
— понимает слова, обозначающие положение или направления
— правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения
— решает различные пространственные головоломки (пазлы)
6.Обнаруживает наличие представлений о времени:
— знает слова, означающие время суток
— понимает слова: вчера, завтра, в прошлом месяце, после, сначала и т. д.
— знает последовательность дней недели, сезонов года, месяцев
Всего (среднее значение)
3. Речевое развитие
1.Правильно реагирует на речевую информацию:
— выполняет указания, содержащие два, три и более шагов
— следует указаниям принять участие в том или ином деле и действует
— задает уместные вопросы
2.Говорит понятно для слушателей:
— использует части речи согласно возрасту
— согласует слова в предложении
— говорит соответственно возрас