Карта обследования ребенка 3 года

Карта обследования ребенка 3 года thumbnail

Ольга Бардюг
Карта обследования ребенка с 3–4 лет. Методическое пособие в помощь логопедам ДОУ

Карта обследования ребенка (с 3–4 лет младшая группа)

Ф. И. О. ___

Год рождения ___

Откуда прибыл ___

Взят на учет ___

Домашний адрес ___

Мама (Ф. И.) ___

(где и кем работает) ___

Папа (Ф. И.) ___

(где и кем работает) ___

Анамнез:

Беременность___ Протекание беременности ___ Роды ___ Протекание родов ___

Раннее физическое развитие:

Голову держит (1,5м.)___Сидит (6 м.)___ Ползает (6-7 м.)___Стоит (10- 11 м.) ___

Ходит (11-12 м.)___ Перес заболевания ___

___

Раннее речевое развитие

Гуление (2 м.)___ Лепет (4-6 м.) ___ Слова (к 1 г.)___ Фраза (1,5- 2 г.) ___

Прерывалось ли речевое развитие ребенка (причина) ___

___

Зрение ___ Слух ___

1.Вводная беседа:

Как тебя зовут? ___ Сколько тебе лет? ___ Ты мальчик или девочка?___

Как зовут маму?___ Где мама работает?___

Как зовут папу? ___ Где папа работает? ___

Где ты живешь? ___ С кем ты живешь?___

2. Поведение и эмоциональная сфера.

Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм

Характер игровой деятельности:

(Манипуляция с предметами, игры с воображенными предметами, сюжетные игры)

3. Обследование неречевых психических функций.

Слуховое восприятие: (контрастное звучание 2-х игрушек)

Молоточек – дудочка ___ Колокольчик – свисток ___

Зрительное восприятие: величина (большой — маленький)

Большой мяч___ маленький мячик ______ Большой дом___ маленький домик___

Цвета (покажи)

Красный ___ Синий ___

Зеленый ___ Желтый ___

Геометрические формы (покажи)

___ ___ ___

Разрезные картинки из 2-х частей по образцу

Юла___ Платье___ Чашка___

4.Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

— Губы- (толстые, тонкие, расщелина, шрам)

— Зубы- (мелкие, редкие, кривые, отсутствуют)

— Прикус- (нормальный, прогения, прогнотия)

— Твердое небо- (высокое, готическое, плоское)

— язык- (массивный, маленький, короткий)

— уздечка- (нормальная, короткая, укороченная)

-Подвижность- (медленный, умеренный, быстрый)

5. Обследованиефонематической стороны речи: (повторить)

Кукла плачет- А-А-А

Мышка пищит- И-И-И

Ребенок плачет- УА-УА-УА

Заблудились в лесу- АУ-АУ-АУ

Поезд гудит- У- У- У

Ослик кричит- ИА-ИА-ИА

Как голос подает?

Собака___ Кошка___

Корова___ Петух___

А) Обследование звуко- слоговой структуры слов: (повторить)

Дом___ Вода ___ Бананы___ Кот___ Панама ___ Шар___

Вагоны ___ Снег___Дома___

Б) Обследование фонематической стороны речи (покажи)

Стол___ стул___ Папа___ баба___

Коса___ коза___ Киска___ миска___

6. Обследование понимания речи (покажи предметы, части)

Кукла___

Голова___ Руки ___ Ноги ___ Глаза___ Нос___ Рот___ Волосы ___

Чайник ___

Ручка___ Крышка___ Носик___

Стул___

Спинка ___ Сиденье ___Ножки ___

Машина___

Колеса___Кабина___ Кузов___

Понимание обобщающих слов (выбрать картинки по темам)

Игрушки ___ Посуда ___ Одежда ___

Понимание действий (покажи где)

Девочка спит___ Рисует___ Играет ___ Ест___ Моет___ Стоит___

Понимание форм единственного и множественного числа существительных

(покажи где)

Мяч- мячи___ Машинка- машинки___ Кукла- куклы___ Кубик- кубики___

Понимание предложно- падежных конструкций (из, на, в)

Положи мяч в корзин___ Мяч на стол___ Достань из коробки мяч___

Понимание у/ласкательного суффикса существительных:

(покажи где)

Дом___ домик___ Кукла___ куколка___ Машина___ машинка___ Мяч___ мячик___

7. Обследование экспрессивной речи:

Есть, отсутствует, лепетная, отдельными словами, фразовая)

Активный словарь.

Существительные (назвать 3-4 картинки по теме)

Игрушки___ Посуда___

Одежда___ Обувь___

Глаголы (назвать действия по картинкам)

Моет посуду___ Спит ___ Бежит___ Ест___ Сидит___ Играет___

Словарь признаков (назвать признаки)

Цвет:

Помидор какой?- красный___ Шарик какой? синий___

Лимон какой? – желтый___ Огурец какой?- зеленый___

Величина:

Мяч какой?- большой___ Мячик какой?- маленький___

Форма: (покажи такой же) ___ ___ ___

Вкус:

Арбуз какой? – сладкий___ Лимон какой?- кислый___

Грамматический строй.

Именительный падеж единственное и множественное число (назвать)

Машина___ машинки___ Шар___ шары___ Кукла___ куклы___ Мяч___ мячи___

Винительный падеж единственное число (вижу кого)

Вижу мяч___ куклу___ машинку___ дом___ собаку___ стул___ Согласование прилагательных с существительным

Флажок какой? — красный___ Автобус какой?- синий___

Роза какая? – красная___ Сумка какая? – синяя___

Предложно- падежные конструкции

Мяч у мальчика___ Волк в клетке___ Котенок на окне___ Щенок под стулом ___

Существительные с у/ласкательным суффиксом (назови маленький предмет)

Машинка___ Мячик___ Домик___ Куколка___ Шарик___

Читайте также:  Куда водить ребенка в 3 года москва

9. Обследование связной речи (при наличии фразы)

«Кот лакает молоко»___

___

10. Заключение логопеда: ___

Список использованной литературы

1. Филичева Т. Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста». Москва. «Просвещение». 1999.

2. К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Москва. «Просвещение». 1986г.

3. Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие». Москва. «Мозаика-синтез». 2000.

Источник

РЕЧЕВАЯ КАРТА

ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

3-4-Х ЛЕТ

Состояние когнитивных процессов

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

1. Знание основных цветов (показ называние )

2. Пирамидка из 4 колец (собирает самостоятельно по образцу )

3. Матрешка 3-составная (собирает самостоятельно по образцу )

4. Доска Сегена из 6 форм (собирает самостоятельно по образцу )

5. Разрезные картинки из 2 частей (собирает самостоятельно по образцу )

6. Количественные представления «один» — «много» (показать один пальчик, много пальчиков)

7. Конструирование по образцу домика из шести палочек

Состояние речевой деятельности

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

1. Понимание речи:

1) «Покажи игрушку» (выполнение инструкций)

— покажи, где кукла

машинка

зайчик

— мяч дай мне, а зайку возьми себе

— покатай мишку

— покачай куклу

2) «Покажи картинку»

(перед ребенком выкладываются картинки: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы)

— покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?

— если ручки замерзли, что наденешь на ручки?

— что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?

— что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?

— чем будешь резать бумагу?

— что возьмешь на улицу, если будет дождь?

3) «Спрячь игрушку» (выполнение инструкций на понимание предлогов)

спрячь машинку в коробку под коробку за коробку поставь на коробку

4) «Покажи картинку» (понимание формы множественного числа существительных)

шар шары

гриб грибы

кукла куклы

яблоко яблоки

стул стулья

2. Состояние фонематического слуха:

  1. «Покажи, кто так кричит»:

«му» (корова)

«ме» (овечка)

«мяу» (кошка)

2) «Покажи картинку»:

стол стул

папа баба

мышка мишка

дочка точка

3. Состояние активной речи:

1 ) Звукоподражания:

«Как лает собачка?»

«Как мяукает кошка?»

«Как тикают часы?»

«Как пищит мышка?

  1. «Назови, что покажу» * (предметный словарь)

кукла — шапка — голова —

машина — пирамидка — куртка —

рубашка — руки — нос —

матрешка – платье — глаз –

  1. «Скажи, что делает?»* (глагольный словарь)

играет – танцует —

рисует — кормит –

моет — поливает –

4 ) «Повтори за мной»* (слоговая структура слов)

пила — сапоги — мяч — диван — ложка —

сова — молоко — лук — батон — мишка —

муха — машина — нож — лимон — туфли —

5) «Расскажи, что ты видишь на картинке»* (наличие фразовой речи, состояние грамматического строя речи):

Девочка рисует. ____________________________________________________________

Мальчик кормит голубей. ____________________________________________________

Мальчик играет на дудочке. __________________________________________________

Мама купает малыша. _______________________________________________________

Девочка поливает цветы. _____________________________________________________

6) Составление рассказа по сюжетным картинкам «Покупка».

_____________________________________________________________________________

4. Состояние речевой моторики:

1). Строение артикуляционного аппарата: (нужное подчеркнуть)

— губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)

— зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие верхних/нижних зубов, мелкие, вне челюстной дуги)

— прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный)

— язык (норма, массивный, подвижный, малоподвижный)

— уздечка (норма, толстая, укороченная, подрезалась ранее)

— твердое нёбо (норма, высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина)

—  мягкое нёбо (норма, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

2). Иннервация мимической мускулатуры:

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками « + » или « — » )

— «Толстячок» (надувание щек)

— «Худышка» (втягивание)

3). Подвижность артикуляционного аппарата:

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

—  «Заборчик» (губы растянуты в улыбку)

—  «Дудочка» (губы трубочкой)

— «Заборчик» — «Дудочка» (чередовать)

—  «Баранка» (округлить губы, как на звук « о »)

—  «Лопатка» (удерживать широкий язык на нижней губе)

—  «Иголочка» (тянуть вперед узкий язык)

—  «Лошадка» (поцокать языком)

—  «Часики» (тянуться высунутым языком вправо-влево)

4). Произношение звуков раннего онтогенеза (ребенок повторяет за логопедом):

Читайте также:  Нормальный рост и вес у ребенка в год и 3 месяца

А О У Ы Э М П Т Ф X СЬ ЗЬ ЛЬ

Я Ё Ю И Е Н Б Л В Г

5. Состояние эмоционально-волевой сферы (нужное подчеркнуть)

1. Форма общения (контактен, инициативен или пассивен в общении, избирательное общение).

2. Внимание (устойчивое, неустойчивое).

3. Работоспособность (норма, ниже возрастной нормы, наблюдается быстрая утомляемость, неусидчив, не проявляет интереса к заданиям).

  1. Состояние моторики (нужное подчеркнуть)

1. Общая моторика (нормальная моторика; нарушения моторики — моторная напряженность, нескоординированность движений, неловкость, другие нарушения

2. Мелкая моторика (ведущая рука — правая/левая; нормальная моторика несформированная моторика).

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

_____________________________________________________________________________

Дата заполнения: ____________________ Логопед: _____________________

ПРИМЕЧАНИЕ. В заданиях, отмеченных знаком *, ответы ребенка логопед записывает дословно, сохраняя все особенности произнесения слов.

Источник

Речевая карта обследования ребенка с 2  – 3 лет

  Дата обследования_______________________________________________________

  Фамилия, имя ребенка____________________________________________________

  Дата рождения___________________ Возраст на 1. 09______г.__________________

  Домашний адрес, № тел___________________________________________________

  Группа №______________________

 Сведения о родителях

Мать        Возраст______________________

Образование_____________________________________________________________

Отец        Возраст______________________

Образование_____________________________________________________________

Жалобы родителей_________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Речь родителей и других членов семьи________________________________________

Наличие других детей в семье______________________________________________

Взаимоотношения в семье_________________________________________________

Раннее психомоторное развитие

Удержание головы_____(1,5 мес.) Ползает______(5 мес.) Сидит________(6 мес.) Ходит        (до 1 г.)

Первые зубы        (6-8 мес.) Правша, левша, амбидекстр.

Характер моторики:  излишне подвижен, не координирован в движениях, двигательно беспокоен, заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений_________________________________________________

__________________________________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление        (2-3 мес.) Лепет        (4-8 мес.) Первые слова        (1 г.)

Первая фраза          (1.5 -2г.)

Какие звуки долго произносились неправильно ________________________________

Использование жестов  ____________________________________________________

Наличие двуязычия в семье_________________________________________________

Проявление заикания_______________________________________________________

Анамнез

Наследственные и хронические заболевания родителей__________________________

_________________________________________________________________________

Возраст матери при рождении ребенка_______________________________________

От какой беременности ребенок_____________________________________________

Протекание беременности: токсикоз I половины, II половины, травмы, интоксикация, заболевания_________________________________________________

________________________________________________________________________

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные______________

________________________________________________________________________

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция____________________

Крик: был, нет____________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия: белая, синяя______________________________________

Резус-фактор: отрицательный, положительный, совместимость__________________

Вес, рост ребенка при рождении____________________________________________

Первое кормление на _________сутки. Как взял грудь_________________________

Вскармливание___________________________________________________________

Из роддома выписан на __________день, дополнительное пребывание в роддоме, причины_________________________________________________________________

Отклонения в поведении в первые три месяца жизни___________________________

________________________________________________________________________

Перенесённые заболевания:

до 1 месяца______________________________________________________________

до 1 года_________________________________________________________________

 до 2х лет________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Заключение специалистов:

  1. Педиатр ________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Невропатолог____________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Психиатр________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Отоларинголог___________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Ортопед________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Офтальмолог____________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Дерматолог______________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Хирург_________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Стоматолог______________________________________________________________________________________________________________________________
  10. Психолог________________________________________________________________________________________________________________________________
  11. Деффектолог____________________________________________________________________________________________________________________________
  12. Оценка физического развития__________________________________________

 _____________________________________________________________________

  1. Оценка нервно-психического развития__________________________________

___________________________________________________________________

  1. Группа здоровья_____________________________________________________

    15.Группа физкультуры__________________________________________________

Строение и подвижность артикуляционного аппарата

Параметры изучения

Возраст ребенка

1г. 1м.  

1г. 3м.

1г. 4м.

1г. 6м.

1г.7м.

1г.9м.

1г.10м.

2г.

2г.1м.

2г.6м.

2г.7м.

3г.

Наличие – отсутствие ассиметрии мимической мускулатуры.

Парезы

Параличи

Непроизвольные движения. (во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых и речевых реакциях, во время бодрствования и игры)

Произвольные мимические движения с 2,5 лет

(под счет 3)

Поднять брови

Нахмурить брови

Улыбка

Надуть щеки

Произвольные  артикуляционные движения с 1,6 мес. (по показу)

Открыть рот

Закрыть рот

Закусить нижнюю губу

Закусить верхнюю губу

Губы:

Без особенностей, толстые, тонкие, расщелина-односторонняя: справа, слева, полная, неполная; двусторонняя: полная, неполная, парез мышц губ, деформация: верхней, нижней губы, укорочение верхней губной уздечки, спастическое напряжение, плотное смыкание, неплотное смыкание, рот полуоткрыт, губы вялые, угол рта вниз: справа, слева, перетягивание угла рта в одну сторону: вправо, влево.

«Поцелуй»

 с 1,6м.

«Улыбочка»

с 1,6м.

«Трубочка — Улыбочка»

с 2,5 л.

Язык:

Маленький, массивный, подергивание, девиация кончика влево/вправо, короткая подъязычная связка, Спастичность: массивный, оттянутый комом вглубь, вытянутый «жалом», Гипотония: тонкий, вялый, распластанный, лежит на дне ротовой полости.

Выполняются с 1,6 мес. под счет 3

Удержание широкого языка

1г. 1м.  

1г. 3м

Высунуть вперед

Убрать назад

Поднять на верхнюю губу

Выложить на нижнюю губу

«Часики»

«Цоконье»

1г. 4м.

1г. 6м.

1г.7м.

1г.9м.

1г.10м.

2г.

2г.1м.

2г.6м

2г.7м.

3г.

Объем движений: полный, неполный

Точность движений:  сохранна, нарушена

Тонус: сохранен, повышенный, пониженный

Темп движений: нормальный, медленный быстрый

Тремор: увеличение гиперкенеза при повторных движениях и удержания позы, синкенезии, слюнотечение

Прикус: прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный

Твердое небо: высокое, узкое, расщелина, субмукозная щель.

Мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отсутствует, девиация влево/вправо, нарушение функции смыкания

Покашливание произвольное

с 2х лет.

Читайте также:  Ребенку 3 года медленно развивается

Общее звучание речи

Дыхание: носовое, ротовое, смешанное, ключичное/верхнегрудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное

Голос: норма, высокий, низкий, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носоввм оттенком, дисфония.

Речевой выдох: достаточный, укороченный, речь на вдох.

Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дисаритмия.

Мелкая моторика рук

Мышечный тонус рук: гипотонус, гипертонус, дистония

Положение кисти рук: ротация кнаружи, ротация вовнутрь

Положение пальцев рук: сжаты в кулаки, большие пальцы находятся: под четырьмя остальными, сверху остальных, пальцы разведены.

Сформированность дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук: захват: ладонный, тремя пальцами: нижней третью пальцев рук, верхней третью пальцев рук (с 1,9м.), двумя пальцами большим и указательным, согласованность движений рук: норма, хаотичность, ведущая рука :      

Состояние лексики и грамматического строя речи

Параметры изучения

Возраст ребенка

2 г 1 м.-2 г. 6 м.

2г. 7 м.-3 г.

2.1 м.

2.6 м.

2.7 м.

3г.

Импрессивная речь

Понимание слов обозначающих предметы, действия и признаки

с 2.1 — 2.6 мес.

Игрушки

Посуда

Одежда

Мебель

Части тела

Части лица

Домашние животные

Транспорт

Фрукты

Овощи

Части тела животного

Действия

Прилагательные

Наречия

Понимание предлогов

«В»

1.4-1.6м.

«НА»

1.4-1.6м.

«ПОД»      1.7-1.9м. 

«С»

1.10-2г.

«У»

1.10-2г.

«ЗА»

2.1-2.6м.

«ПО»

2.1-2.6м

«НАД»

2.1-2.6м

«ДО»

2.1-2.6м

«ЧЕРЕЗ»

2.7-3г.

«ОКОЛО»

2.7-3г.

«ПЕРЕД»   2.7-3г.

Единственное и множественное число существительных

Покажи где…

с 1.9 мес.

Ведро — ведра

Шишка – шишки

Мяч-мячи

Птица — птицы

Нож — ножи

Единственное и множественное число глаголов

Покажи где…

с 2 лет.

Мальчик  читает – дети читают

Девочка ест – дети едят

Мальчик рисует – дети рисуют

Слова – действия выраженные категорией возвратности глагола

Покажи где…

с 1.9 мес.

Мальчик моет – мальчик моется

Мальчик катает девочку – мальчик катается

Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Покажи где…

с 1.9 мес.

Звезда — звездочка

Цветок — цветочек

Коробка — коробочка

 Машина — машинка

 Единственное и множественное число прилагательных

Покажи где…

с 2.6 мес

Флажок (ки)

Синий-синие

Флажок (ки)

Красный-красные

 Кубик (и)

Синий — синие

 Шар (ы)

Красный — красные

Настоящее и прошедшее время глагола

 Скажи…

с 2.6 мес.

Что ты делал (а) сегодня?

Что будешь делать?

Префиксальные отношения

с 2.7 мес.

Открой

Закрой

Принеси

Унеси

Заверни

Разверни

Слова с суффиксом увеличительности

Покажи где…

с 2.7 мес.

Еж-ежище

Дом-домище

Кот-котище

Понимание короткого рассказа взрослого без показа о событиях бывших в опыте ребенка

с 1.10-2 лет.

«Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапку, пальто, ботинки. Спустилась по лесенке, открыла дверь и вышла на улицу…»

Понимает, отвечает на вопросы

Не понимает

Не отвечает на вопросы

Экспрессивная речь

Параметры изучения

2 г 1 м.-2 г. 6 м.

2г. 7 м.-3 г.

2.1 м.

2.6 м.

2.7 м.

3г.

Называние частей речи

с 2.7

Игрушки

Посуда

Одежда

Мебель

Части тела

Домашние животные

Транспорт

Фрукты

Овощи

Части тела животного

Действия

Прилагательные

Наречия

Предлоги

«В»

с 2лет.

«НА»

с 2лет.

«ПОД»        с 2лет.

«С»

с 2.6 мес.

«У»

с 2.6 мес.

«ЗА»

с 3 лет.

«ПО»

с 3 лет.

«НАД»

с 3 лет.

«ДО»

с 3 лет.

Пользуется многословными предложениями (более 3 х слов)

с 1.10-2лет.

Образец

Не говорит

Характер аграмматизма

Употребляет сложные придаточные предложения

с 2.7мес.

Образец

Не говорит

Характер аграмматизма

Употребление вопросов

 (употребляет, не употребляет)

 Где?             до 2.6м

 Куда?          до 2.6м

Почему?       с 2.7 м

Когда?          с 2.7 м

Употребление винительного падежа

Мальчик нарисовал кого?…с 2 лет.

Медведя

Собаку

Белку

Употребление предложного падежа

О чем мечтает девочка?…с 2 лет.

О кукле

О мишке

О платье

О собаке

Употребление родительного падежа

с 2. 6 мес.

Гребешка

Колеса

Ножки

Ручки

Употребление дательного падежа

с 2.6 мес.

Петуху

Курице

Собаке

Употребление творительного падежа

с 2.6 мес.

Пирамидкой

Машинкой

Кубиками

Мячом

Словоизменение и словообразование

Образование уменьшительно-ласкательных слов

с 2 лет.

Звезда — звездочка

Цветок цветочек

Коробка — коробочка

 Машина — машинка