Карта наблюдений развития ребенка по фгос
Программой дошкольного образования предусмотрено оценивание динамики образовательных достижений воспитанников, основанное на методе наблюдения и включающее:
— в деятельности в режимных моментах.
Карты наблюдения детского развития в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, позволяющие фиксировать динамику и развитие ребенка в ходе:
– коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддерживания контакта, принятия совместных решений, решения конфликтов, лидерства и др.);
– познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
– проектной деятельности (динамика развития детской инициативности, ответственности,умения планировать и организовывать свою деятельность);
– физического развития.
— методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина для определения сформированности предпосылок к учебной деятельности;
— беседа по определению «Внутренней позиции школьника» (Н.И.Гуткина) для определения мотивационной готовности к школе.
Показатели нервно-психического развития, карты и группы здоровья разработаны К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной, Н.М.Аксариной, Л.Г.Голубевой.
Анализ продуктов детской деятельности.
— метод «Социометрия», изучающий взаимоотношения детей в коллективе сверстников.
Оценку образовательных достижений воспитанников проводим 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь): выявляется стартовый уровень развития и проектируется образовательный маршрут ребенка на учебный год;
В конце года (май) – итоговое оценивание, которое позволяет определить на сколько успешно были выбраны образовательные методы, формы и средства
организации воспитательно — образовательного процесса в группе.
В процессе оценивания используем уровни: низкий (Н), средний (С), высокий (В).
Высокий уровень (3 балла) – результаты соответствуют норме в полном объеме.
Средний (2 балла) – допускаются незначительные несоответствия норм усвоения программных задач.
соответствия программе. Оценка образовательных достижений служит основанием для построения образовательной работы с детьми.
Уровни показателей (баллы): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл)
- Социально-коммуникативное развитие
Критерии развития 2-й год (младший дошкольный возраст – 2-3 года
I*
II
- Описывает себя, свою семью и культурную группу:
— называет себя мальчиком или девочкой
— знает собственное имя, фамилию, имена родителей
— рассказывает о случаях, праздниках в своей семье
- Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
— делится игрушками, не проявляет грубость, легко вступает в контакт со взрослыми, сверстниками
— отвечает на проявленное внимание, играет рядом со сверстниками
— проявляет желание играть вместе со взрослыми, сверстниками
- Выражает эмоции приемлемым способом:
— проявляет готовность ждать появления матери
— быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого
— выражает чувства словами
- Самообслуживание:
— умеет при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; правильно одеваться и обуваться
— умеет при небольшой помощи взрослого в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду
— умеет под контролем взрослого мыть руки, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, горшком
— умеет держать ложку в правой руке
- Трудовые поручения:
— умеет при небольшой помощи взрослого поддерживать порядок в игровой комнате (после игр убирать игрушки на место)
— умеет выполнять простейшие трудовые действия/поручения ( совместно со взрослым перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы и пр.)
— предлагает помощь взрослому при ухаживании за растениями и животными
- Воспитание целостного отношения к труду:
— проявляет желание трудиться
— проявляет интерес к людям разных профессий
- Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:
— имеет представление о светофоре и его сигналах
— знает проезжую часть дороги и тротуар для пешеходов
— в игре демонстрирует знание правил дорожного движения и поведения в транспорте
- Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:
— знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться, играть, не мешая друг другу, и пр.)
— имеет представление о назначении помещений (раздевалка, спальня и пр.)
— знает правила безопасного обращения с дверью, некоторыми бытовыми приборами, инструментами – кистями, карандашами
- Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:
— знает правила обращения с оборудованием на площадке (горка, песочница и пр.), имеет представления о безопасном обращении с растениями, насекомыми и пр.
— на прогулке встает в пару, определяет границы площадки
— способен непродолжительное время заниматься самостоятельной деятельностью, соблюдая правила безопасного поведения
Всего (среднее значение):
- Познавательное развитие
- Проявляет познавательный интерес:
— задает вопросы о мире, событиях, материалах
— проявляет любознательность
— возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем
- Проявляет интерес к действиям с предметами:
— распознает основные формы предметов (шар, куб)
— различает и называет предметы ближайшего окружения
— подбирает несколько необходимых предметов для игры
- Классифицирует по признакам:
— сравнивает предметы по цвету, форме, размеру, характеризуя их признаки
— подбирает предметы по цвету, форме, размеру
— различает предметы по цвету, форме, размеру
Всего (среднее значение)
- Речевое развитие
- Правильно реагирует на речевую информацию:
— понимает содержание коротких рассказов, сказок (без показа) по опыту
— выполняет указания, содержащие два, три и более шагов
— следует указаниям принять участие в том или ином деле и выполняет его
- Активная речь:
— пользуется предложениями из трех и более слов
— отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Почему? И может задавать их сам
— излагает хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение
- Говорит понятно для слушателей:
— разговорный словарь достигает 250 – 700 слов
— активно общается со знакомыми людьми
— использует в речи разные виды предложений
- Проявляет интерес к художественной литературе:
— легко охотно соглашается послушать чтение
— просит взрослого почитать или рассказать историю
— пересказывает небольшие эпизоды знакомых историй
- Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:
— самостоятельно рассматривает книги, проговаривает знакомые тексты
— правильно держит книгу, листает от начала до конца
— любит участвовать в изготовлении книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках
- Видит связь между устной и письменной речью:
— опознает символические обозначения, используемые в группе
— узнает написание своего имени
— имитирует письмо взрослых
Всего (среднее значение)
- Художественно-эстетическое развитие
- Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:
— просит включить и повторить песню, мелодию, называет ее
— внимательно, с интересом слушает, понимает смысл песенок
— подпевает отдельные слова и фразы
- Сам пытается музицировать:
— способен узнавать знакомую мелодию, песню
— распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки, ложки, бубен, фортепиано), может назвать и показать, что звучало
— использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты
- Двигается под музыку:
— начинает движения с началом музыки
— двигается в соответствии с характером музыки
— выполняет простейшие танцевальные движения (притопы, хлопки, «фонарики»)
- Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:
— проявляет интерес к разным видам изодеятельности
— может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 5 – 10 минут
— радуется своим работам, пробует повторять самостоятельно
- Воплощает идеи в реальность:
— называет, что нарисовал
— знает, как действовать карандашами, кистью, штампами, пластилином и т.д.
— умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук в палочки, сплющивать комок в «лепешку»
- Проявляет воображение:
— выбирает разные цвета
— использует разные материалы, размер и цвет бумаги
— умеет отламывать от большого комка маленькие комочки (глина, пластилин, тесто)
Всего (среднее значение)
5. Физическое развитие
- Демонстрирует координированные движения:
— умеет ходить и бегать «стайкой» за воспитателем
— прыгает на двух ногах на месте и с продвижением вперед
— умеет бросать и ловить мяч на малом расстоянии
- Удерживает равновесие:
— стоит и ходит на цыпочках, не теряя равновесия
— проходит по низкому брусу шириной 15-20 см при поддержке взрослого
— умеет делать поворот вокруг себя в медленном темпе
- Использует координированные движения:
— поднимается вверх и спускается вниз по лестнице, держась за перила, ставя по одной ноге на каждую ступеньку
— рисует точки, линии цветными мелками, карандашами, пальчиковыми красками
— выполняет несложные постройки из кубиков, соединяет детали конструктора
- Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни:
— самостоятельно ест ложкой, пьет из чашки
— с помощью взрослого моет руки с мылом перед едой, вытирает их полотенцем, пользуется салфеткой, носовым платком
— при помощи взрослого частично раздевается, надевает одежду и обувь, складывает одежду на место
- Знает некоторые части тела и их функции:
— называет части тела (голова, руки, ноги, живот, шея, спина)
— может показать эти части тела
- Знает предметы, связанные с гигиеной:
— знает свой шкафчик
— знает свою кровать
— знает свое полотенце и пр.
Всего (среднее значение)
Итого (среднее значение)
Уровни показателей (баллы): ): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл)
Критерии развития
1-й год
(младшая группа)
2-й год
(средняя группа
3-й год (старшая группа)
4-й год (под
готови
тельная группа)
I*
II
I
II
I
II
I
II
- Социально-коммуникативное развитие
- Описывает себя, свою семью и культурную группу:
— называет себя мальчиком или девочкой
— воплощает представления о себе и своей семье в рисунке, играх
— рассказывает о своей семье, о культуре и традициях
- Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
— проявляет уважение к себе и другим
— легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками
— знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор
- Выражает эмоции приемлемым способом:
— опознает и называет различные эмоции
— выражает чувства словами
— объясняет причины своих эмоций
- Проявляет эмпатию к другим людям:
— демонстрирует понимание чувств других людей не вербально
— помогает другим в случае необходимости
-выражает понимание чувств вербально
- Самоконтроль и взаимодействие:
— навыки игры сформированы соответственно возрасту
— присоединяется к игре по приглашению или просьбе
— играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других
- Понимает и уважает различия между людьми:
— играет с ребенком другой культурной принадлежности
— интересуется различиями между собой и другими
— использует подходящие слова, обсуждая различия
- Самообслуживание:
— умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду
— может приготовить свое рабочее место и убрать его после окончания работы
— бережно относится к личным вещам и вещам сверстников
- Ручной труд:
— проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги
— делает объемные фигуры, складывая лист бумаги пополам, и т.д.
— принимает участие в изготовлении поделок из природного и бросового материала
- Воспитание ценностного отношения к труду:
— проявляет желание трудиться
— ответственно выполняет трудовые поручения
— помогает сверстникам и взрослым при затруднении
- Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:
— знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу
— знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице
— знает правила безопасного поведения в транспорте
- Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе:
— знает и соблюдает правила экологического поведения в природе
— знает и соблюдает правила общения с животными
— имеет представления об опасностях, встречающихся в природе (ядовитые растения, грибы и т.д.)
- Знает элементарные правила безопасного поведения в детском саду, в быту:
— знает и выполняет правила поведения в помещении детского сада
— знает и выполняет правила поведения на прогулке
— знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами, инструментами
Всего (среднее значение):
- Познавательное развитие
- Проявляет любознательность и желание решать проблемы:
— задает вопросы о мире, событиях, материалах
— проявляет любознательность
— возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем
- Планирует и ставит цель:
— планирует предстоящую деятельность, что собирается делать
— подбирает несколько необходимых предметов для игры или работы
-выдвигает гипотезы и предложения
- Классифицирует по признакам:
— классифицирует объекты по цвету, форме, размеру и т.д.
— подбирает группу объектов на основании функционального сходства
— находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему
- Понимает количественные отношения:
— устанавливает взаимоотднозначное соответствие объектов, считает их
— сравнивает по величине: больше – меньше, много – мало
— складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы
— использует измерительные инструменты для определения длины, веса и др.
- Понимает основные пространственные отношения:
— понимает слова, обозначающие положение или направления
— правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения
— решает различные пространственные головоломки (пазлы)
- Обнаруживает наличие представлений о времени:
— знает слова, означающие время суток
— понимает слова: вчера, завтра, в прошлом месяце, после, сначала и т.д.
— знает последовательность дней недели, сезонов года, месяцев
Всего (среднее значение)
- Речевое развитие
- Правильно реагирует на речевую информацию:
— выполняет указания, содержащие два, три и более шагов
— следует указаниям принять участие в том или ином деле и действует
— задает уместные вопросы
- Говорит понятно для слушателей:
— использует части речи согласно возрасту
— согласует слова в предложении
— говорит соответственно возрасту
- Излагает историю, тот или иной текст в последовательности:
— рассказывает собственную историю
— развивает предложения
- Сосредоточенно слушает чтение вслух:
— легко и охотно соглашается послушать чтение
-просит взрослого почитать или рассказать историю
— высказывает соображения о прочитанной истории, сопереживает героям книги
- Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:
— часто посещает литературный центр
— правильно держит книгу, листает от начала до конца
— любит изготовливать книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках
- Видит связь между устной и письменной речью:
— опознает символические обозначения, используемые в группе
— узнает написание своего имени
— диктует свои истории воспитателю
Всего (среднее значение)
- Художественно-эстетическое развитие
- Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:
— просит включить и повторить песню, мелодию,
— узнает марш, вальс, колыбельную, песню
— слушает мелодию и песню
- Сам пытается музицировать:
— использует музыкальные инструменты в игре, другой деятельности
— может назвать несколько музыкальных инструментов
— поет песню, напевает мелодию
- Двигается под музыку:
— может использовать танец, выученный на музыкальном занятии
— придумывает движения, невеяные музыкой
— любит смотреть, как танцуют дети, взрослые
- Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:
— высказывается по поводу нравящихся предметов, продуктов труда
— тщательно подбирает материалы для творчества, прорабатывает детали
— проявляет оригинальность в работах, предлагает множество решений
- Воплощает идеи в реальность:
— рассказывает о замыслах и создает продукты, отражающие мысли и чувства
— выражает свои идеи и чувства разными способами, экспериментирует с цветом, импровизирует
— рисует изображения, навеянные музыкой
- Проявляет воображение:
— придумывает другую концовку знакомой сказки, рассказа
— использует схемы для реализации результата
— использует материалы оригинальным способом
- Выражает свои идеи и чувства различными средствами:
— экспериментирует с цветом, песком, кубиками, словами и т.д.
— рисует картины после полученных впечатлений
— добавляет оригинальные предложения, развивая мысль или дело
Всего (среднее значение)
5. Физическое развитие
- Демонстрирует координированные движения:
— ловит мяч двумя руками
— бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия
— прыгает через скакалку (одним из способов)
- Удерживает равновесие:
— стоит на одной ноге
— идет по узкой полосе
— проходит по низкому брусу
- Использует координированные движения:
— проявляет способность координации глаз/рука
— застегивает молнии и пуговицы, завязывает шнурки
— режет по линии
- Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни:
— моет руки, когда нужно, по мере необходимости
— заботится о чистоте зубов, знает, что такое правильная пища
— регулярно упражняется в движениях и отдыхе
- Знает некоторые части тела и их функции:
— называет важнейшие части тела и их функции
— охраняет части тела и органы
— может описать характер физической боли или неудобства, их места
Всего (среднее значение)
Итого (среднее значение)
Педагогическая диагностика достижений воспитанников группы ____________________________ в ______/_______ учебном году
Источник
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
(карты развития детей)
2015-2016 учебный год
Воспитатель Юдина Елена Алексеевна.
Сентябрь 2015 г. – Май 2016 г.
Цель и задачи диагностической работы
Диагностическая работа направлена на то, чтобы, с одной стороны, изучить особенности самой деятельности в том виде, как они формируются в образовательном процессе, а с другой изучить специфику формирования в разных видах детской деятельности базовых личностных качеств.
Цель диагностической работы — изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях.
Задачи:
1. Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов детской деятельности.
2. Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.
3. Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.
4. Обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы образовательного процесса.
Диагностический материал включает два блока:
1) Диагностика освоения ребенком универсальных видов детской деятельности;
2) Диагностика развития базовых личностных качеств.
Структура первого блока соответствует структуре примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы». Диагностические методики распределены по пяти направлениям «Физическое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Познавательно развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», определенным Программой, и обеспечиваются процедурами как педагогической, так и психологической диагностики.
Побуждения оцениваются по критериям:
4 — устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;
3- неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает, и ребенок переключается на другие занятия;
2 — ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления;
1 — не проявляет.
Знания, представления оцениваются по критериям:
4 — четкие, содержательные, системные;
3 — четкие, краткие;
2 — отрывочные, фрагментарные;
1- не оформлены.
Умения, навыки оцениваются по критериям:
4 — выполняет самостоятельно;
3 — выполняет с помощью взрослого;
2 — выполняет в общей со взрослым деятельности;
1 — не выполняет.
Критерии вносят в диагностические карты.
под цифрой 1- начало года
под цифрой 2 – конец года.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»______
Ф.И.О. ребенка | Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе | Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев литературных произведений | Имитирует мимику, движения, интонацию героев литературных произведений | Принимает на себя роль, объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию | Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх | Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок | Итоговый показатель по каждому ребенку | |||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | |
| 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
| 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 |
| 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
| 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
| 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 |
| 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
< |