Карта индивидуального развития ребенка с овз 1 класс
МБОУ Верхнеспасская сош Нижнеспасский филиал
Рассказовский район Тамбовская область
Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с овз
Выполнила:
учитель начальных классов
Миронова Е.В.
Карта сопровождения ребёнка.
- Фамилия, имя, отчество: Фёдорова Эвелина Николаевна
- Дата рождения 15.03.2006
- Место жительства 393273, Тамбовская область, Рассказовский район, с. Нижнеспасское, ул. Октябрьская 12
- Контактные телефоны
- Категория «ребёнок — инвалид» установлена до 15.03. 2024
- Фамилия, имя, отчество матери Фёдорова Галина Владимировна
- Фамилия, имя, отчество отца Фёдоров Николай Александрович
- Место жительства родителей 393273, Тамбовская область, Рассказовский район, с. Нижнеспасское, ул. Октябрьская 12
- Мероприятия психолого-педагогической реабилитации
Перечень мероприятий психолого — педагогической реабилитации | Срок проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации | Исполнитель проведения мероприятий | Отметка о выполнении или невыполнении |
Получение общего образования | |||
Тип школьного образовательного учреждения: общеобразовательная школа условия получения общего образования: в образовательном учреждении форма получения общего образования: очно-заочная учебная нагрузка в день 4 часа | до достижения 18 лет | МБОУ Верхнеспасская сош | |
Проведение психолого-педагогической коррекции | |||
Виды психолого-педагогической коррекции, в которых нуждается ребёнок — инвалид: несформированных высших психических функций; эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями, формирование мотивации к обучению | |||
Прогнозируемый результат | |||
восстановление функций общения, контроля за своим поведением | |||
достижение психологической коррекции мотиваций к обучению, труду |
Фёдорова Эвелина Николаевна обучается по адаптированной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с умеренной умственной отсталостью).
Мотивация учебной деятельности снижена. Уровень познавательных возможностей крайне низкий. В её психике преобладает торможение над возбуждением. У девочки отмечается низкая продуктивность и неустойчивость внимания. Память носит механический, кратковременный характер. Сохранность знаний слабая. Запас сведений и представлений ограничен. Мышление конкретное, непоследовательное. Предметные представления недостаточны по возрасту. Представления об окружающем мире сужены.Запоминание учебного материала даётся с большим трудом. Ученица не умеет логически мыслить, анализировать. Девочке требуются консультации логопеда и психолога.
Продиагностировав готовность к овладению грамотой и математикой, были получены следующие результаты:
— низкий уровень развития классификации предметов и фонематического слуха;
— низкая сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом;
— объём словаря ниже возрастной нормы;
— ошибки в грамматическом оформлении речевых высказываний;
— снижена ориентировка в пространстве;
— низкий уровень зрительно-моторных координаций.
По физическому состоянию ребёнку во время учебных занятий необходим дополнительный отдых и перерывы.
Недостаточное интеллектуальное, психомоторное и психофизическое развитие требует повышенного внимания, индивидуального сопровождения обучающегося со стороны учителя.
Индивидуальный образовательный маршрут разработан на основе Федерального закона об образовании от 29.12.2012 №273 — ФЗ.
Задачи:
— Выявление особых образовательных потребностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
— осуществление индивидуально ориентированной педагогической помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей развития и индивидуальных возможностей
— создание условий для освоения ребёнком с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования
— повышать уровень общего сенсорного, интеллектуального развития
— корректировать зрительно-моторные, оптико-пространственные нарушения, общую и мелкую моторики
— способствовать формированию у учащегося положительной оценки себя и своих способностей
Календарно-тематический план коррекционной работы по развитию речи
(1 класс, программа для детей с ТНР)
№ п/п | Дата | К-во часов | Тема занятия | Задачи | Коррекционный компонент |
I четверть | |||||
1 | 2 | Обследование устной речи | Определить уровень развития речи | ||
2 | 1 | Слово | Формировать понятие «слово» как часть предложения, его лексическое значение. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы | Развитие психологической базы речи | |
3 | 1 | Слова, обозначающие предметы | Закрепить у детей понятия о словах, обозначающих предметы. Учить детей графически изображать слова, обозначающие предметы | Развитие психологической базы речи | |
4 | 1 | Слова, обозначающие действие предмета | Формировать умение различать слова, обозначающие действие предмета | Развитие психологической базы речи | |
5 | 1 | Дифференциация слов, обозначающих предмет и действие предмета | Закрепить у детей понятие понятия о словах, обозначающих предметы и действия. Формировать умение выделять слова из простого нераспространенного предложения | Развитие психологической базы речи | |
6 | 1 | Предложение. Дифференциация «слово» — «предложение» | Формировать знания о предложении. Формировать умения дифференцировать понятия «слово» — «предложение». Формировать умения составлять простое нераспространенное предложение из двух слов | Развитие психологической базы речи | |
7 | 1 | Слова, обозначающие признак предмета | Развивать знания о словах, обозначающих признак предмета Формировать умения правильно изменять слова, обозначающие предметы по родам | Развитие психологической базы речи | |
8 | 1 | Предложение | Формировать умение слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения | Развитие структурного анализа предложения |
Источник
______________________________________________
Формируемые умения и навыки
Диагностика
Уро-вень разви-тия
входная
сентябрь
промежуточная
декабрь
промежуточная
март
итоговая
май
Обучение грамоте. Чтение
Знает:
• все буквы русского алфавита, правильно их
называет
•основное отличие звука от буквы
•что такое речь, из чего состоит речь, какая бывает речь
•что такое предложение, из чего состоит предложение
Делит слово на слоги
Определяет количество слогов в слове
Выделяет ударный слог
Различает гласные и согласные звуки
Правильно называет мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова
Читает:
• по буквам
• по слогам
• слогами и словами
• словами
• предложениями
Читает без ошибок
Правильно произносит ударный слог
Выразительность чтения:
• четкое проговаривание
• соблюдение интонации
Понимание прочитанного:
• восстановление пропущенного слова, предложения в тексте
• пересказ с опорой на помощь учителя
• ответ на прямой вопрос учителя по прочитанному
• словесное рисование картин
Чтение наизусть
Составление собственного рассказа:
• по иллюстрации
• по наблюдению
Прочитывает количество слов в минуту (в конце учебного года)
Письмо. Русский язык
Развитие мелкой моторики
Знает изученные прописные буквы
Переводит печатные буквы в прописные
Пишет под диктовку слоги
Пишет под диктовку отдельные слова
Пишет под диктовку предложения
При письме соблюдает:
• форму буквы
• высоту буквы
• расстояние между элементами букв, словами
• наклон
• соединение букв
• аккуратность
Умеет списывать:
• с печатного текста
• рукописного
• слова без ошибок
ЗУН:
Употребление заглавной буквы в начале предложения
Постановка точки в конце предложения
Пробелы между словами в предложении
Употребление заглавной буквы в именах собственных
Деление слов на слоги
Постановка ударения
Перенос слов
Нахождение букв, обозначающих гласные звуки
Нахождение букв обозначающих согласные звуки
Нахождение букв, обозначающих твёрдые согласные звуки
Нахождение букв, обозначающих мягкие согласные звуки
Деление текста на предложения
Запись по диктовку слов, написание которых не расходится с произношением
Написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Употребление ь, обозначающего мягкость согласных
Употребление разделительного ь
Математика
Различает предметы по цвету, форме, размеру
Умеет распозновать геометрические фигуры
Пользуется понятиями: меньше, больше, столько же
Пользуется понятиями: вправо, влево, вниз, вверх
Считает предметы в пределах 10
Знает и записывает цифры в пределах 10
Знает состав однозначных чисел
Знает название компонентов при сложении
Знает название компонентов при вычитании
Умеет сравнивать числа в пределах 10
Умеет находить длину отрезка
Умеет чертить отрезок заданной длины
Умеет складывать однозначные числа в пределах 10
Умеет отнимать однозначные числа в пределах 10
Знает нумерацию двузначных чисел в пределах 20
Умеет сравнивать числа в пределах 20
Знает табличные случаи сложения в пределах 20
Знает табличные случаи вычитания в пределах 20
Умеет решать задачи на нахождение целого
Умеет решать задачи на нахождение остатка
Умеет решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
Умеет решать задачи в 2 действия
Знает единицы измерения длины
Знает единицы измерения массы
Ф.И. ученика ________________________________________________________________________
Ф.И. ученика _____________________________________________________________
Источник
Предлагаемая программа составлена на основе программы Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов.
Индивидуальная программа развития познавательных процессов предназначена для занятий с учащимся ……., который обучается по программе 1 класса «Школы России». Данная программа разработана с учетом индивидуальных особенностей ребенка. У мальчика наблюдается несформированность мотивационно-волевой сферы, внимания, памяти, позиции школьника. В апреле 2016 года рекомендовано прохождение ПМПК с целью определения дальнейшего маршрута обучения. В августе 2016 года ЦПМПК присвоила …… Алексею статус ребенок с ОВЗ (Заключение ЦПМПК прилагаются)
Программа составлена с учетом и опорой на резервные возможности ребенка: активность, интерес к игровой деятельности, эмоциональный контакт со взрослым.
Основная цель – развитие познавательной сферы учащегося.
— развитие коммуникативных навыков.
1. Диагностический (первичная диагностика). Цель данного этапа — выявить уровень познавательных процессов, коммуникативных навыков.
2. Развивающий блок. Цель — развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы.
3. Диагностический (вторичная диагностика). Блок оценки эффективности воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащейся в результате развивающих воздействий.
Основные приемы и методы работы: психологические игры и упражнения, арттерапия, сказкотерапия, беседа.
• получение информации о содержании того или иного навыка;
• применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);
• перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.
Занятия проводятся два раза в неделю. Длительность каждого занятия 45 минут. Объём материала программы рассчитан на 30 занятий. Занятия проводятся в кабинете психолога.
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии познавательной деятельности, а так же в мотивационной, эмоциональной и коммуникативной сферах.
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования, которое проводиться в начале и в конце развивающих занятий.
№
Тема урока
Методики и задания
Кол-во часов
1
Развитие произвольного внимания.
Развитие слуховой памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.
Подсчитай правильно
Повтори цифры
Найди путь
1
2
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
Развитие наглядно-образного мышления.
Куда ускакал зайчик?
Полянки
1
3
Развитие зрительной памяти.
Развитие пространственных представлений.
Развитие произвольности средних движений.
Летает – не летает
Выполняй правильно
Запомни и нарисуй
1
4
Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале).
Развитие вербальной памяти.
Найди фигуры
Слова, начинающиеся с одной буквы
1
5
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
Развитие логической памяти (установление ассоциативных связей).
Развитие тонко координированных движений.
Выше, слева, правее, снизу
Соседнее, через одно
Объедини слова
Сделаем бусы
Вырежи фигурки
1
6
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие произвольного внимания (устойчивость).
Развитие мышления (процессы синтеза).
Полянки
Назови по порядку
Что здесь изображено?
1
7
Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале).
Развитие мышления (процессы анализа).
Развитие точности произвольных движений.
Найди фигуры
Раздели на части
Кто точнее?
1
8
Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм).
Развитие мышления (процессы анализа).
Развитие слуховых ощущений.
Назови буквы
Какой? Какая? Какие?
Шумящие коробочки
1
9
Развитие произвольного внимания (распределение).
Развитие осязательных ощущений.
Вычеркивай буквы и слушай
Сколько знаков?
Разложи вслепую
1
10
Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.
Развитие зрительной памяти.
Формирование элементов самоконтроля.
Отгадай слова
Нарисуй по памяти
Запретный номер
1
11
Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого.
Развитие мышления (нахождение общих признаков в несвязанном материале).
Развитие двигательной сферы.
Графический диктант
Поиск общего
Попади в свой кружок
1
12
Развитие пространственного восприятия.
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие гибкости мыслительной деятельности.
Найди пирамиду
Нарисуй кресло
Полянки
Заселение дома
1
13
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие непосредственной зрительной памяти.
Развитие мышления (процессы анализа).
Найди фигуры
Точно такие
Раскрашивание фигур
Заполни рисунок
1
14
Развитие пространственных представлений.
Развитие зрительной памяти.
Развитие слуховой памяти.
Шарики в трубочке
Подбери заплатку
Повтори и добавь
Найди образец
1
15
Развитие умения выделять существенные признаки.
Развитие умения соотносить с образцом.
Развитие слуховых ощущений.
Выбери главное
Найди подходящий треугольник
Шумящие коробочки
1
16
Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.
Развитие пространственных представлений.
Развитие воображения.
Отгадай слова
Диктант пространственных действий
Волшебный лес
1
17
Развитие осязательных ощущений.
Развитие опосредованной памяти.
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие мышечных ощущений (чувство усилия).
Шершавые дощечки
Подбери картинку
Найди фигуры
рукопожатие
1
18
Развитие слуховых ощущений.
Развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение).
Развитие наглядно-образного мышления.
Шумящие коробочки
Крестики, точки
Раздели квадрат
1
19
Развитие осязательных ощущений.
Развитие опосредованной памяти.
Развитие зрительных ощущений.
Тяжелые коробочки
Подбери картинку
Цветовая угадай-ка
1
20
Развитие произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности).
Развитие мышления (умение сравнивать).
Развитие мышления (установление закономерностей).
Делаем вместе
Найди отличающиеся
Найди девятый
1
21
Развитие опосредованной памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие слухового восприятия.
Зашифруй предложение
Ленточки
Назови и проверь постукиванием
1
22
Развитие словесной памяти и произвольного внимания.
Развитие пространственных представлений.
Что изменилось?
Что не изменилось?
Превращение фигур
1
23
Развитие умения воспроизводить образец.
Развитие мышления (процессы синтеза).
Развитие двигательной сферы (макродвижения).
Дорисуй рисунок
Что здесь изображено?
Иголка и нитка
1
24
Развитие мышления (процессы анализа).
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие осязательных ощущений.
Найди футболистов в одинаковой форме
Цирк
Раздели квадрат
Шершавые дощечки
1
25
Развитие опосредованной памяти.
Развитие зрительных ощущений.
Развитие двигательной сферы (подчинение поведения внешним сигналам).
Зашифруй предложение
Цветовая угадай-ка
зеваки
1
26
Развитие мышления (операция сравнения).
Развитие зрительной непосредственной памяти.
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие мышечных ощущений (чувство усилия).
Найди одинаковые
Одинаковое, разное
Точно такие
Найди девятый
рукопожатие
1
27
Развитие мышления (обобщение наглядного материала).
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие осязательных ощущений.
Четвертый лишний
Найди фигуры
Тяжелые коробочки
1
28
Развитие внутреннего плана действия.
Развитие зрительной опосредованной памяти.
Развитие двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движения).
Совмести фигуры
Запомни фигуры
Замри!
1
29
Развитие произвольного внимания (распределение).
Развитие мышления (абстрагирование)
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
Вычеркивай буквы и слушай
Посмотри вокруг
Где находится чайник?
1
30
Развитие мышления (умение сравнивать).
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие зрительного восприятия формы.
Найди отличающиеся
Найди девятый
Загадочные контуры
1
Итого
30 ч.
Источник
Учащийся (фамилия, имя, отчество)____________________________________________________________________________
Дата рождения _______________________Домашний адрес ________________________________________________________
Год поступления в школу ___________ Школа __________________________________________________________________
Переведен (когда, куда)______________________________________________________________________________________
Выбыл (когда,куда)__________________________________________________________________________________________
Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение от _______________________________________________
Ф.И.О. родителей
Заявление о создании специальных условий от ______________________________________________________________
Ф.И.О. родителей
(подпись) (Ф.И.О. педагога, специалиста и др.)
Глава I. Заключение ЦПМПК
Образовательная программа_______________________________________________________________________________________________________________________
Уровень образования___________________________________________ Срок реализации программы__________________________________________________________
Направления коррекционной работы педагога-психолога________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Срок проведения обследования с целью утверждения/ уточнения/изменения ранее данных ЦПМПК рекомендаций___________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Образовательная программа_______________________________________________________________________________________________________________________
Уровень образования___________________________________________ Срок реализации программы__________________________________________________________
Направления коррекционной работы педагога-психолога________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Срок проведения обследования с целью утверждения/ уточнения/изменения ранее данных ЦПМПК рекомендаций___________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Класс
Ф.И.О., конкретные телефоны, адрес, способы взаимодействия
1
2