Карта для ребенка с нарушениями в развитии

Педагоги в детских садах и других дошкольных образовательных учреждениях используют на занятиях с малышами так называемые интеллект-карты (другие названия: умные карты, карты ума, схема мышления, карта памяти и другие). Схемы, представленные в виде картинок, помогают детям лучше усваивать материал и развивать мыслительные навыки.  

Как интеллект-карта стимулирует активность ребенка, как ее создать и правильно использовать, рассказываем в нашей статье. 

Что такое интеллект-карта и для чего она нужна

Понятие «интеллект-карты» (mind maps) ввел психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления, автор и соавтор более 100 книг Тони Бьюзен. В своей практике педагога он выделял два направления деятельности: изучение и понимание возможностей мозга и его потенциала (память, мышление, творчество, навыки чтения и т. д.) и разработка методик по улучшению функций головного мозга у пожилых людей. 

Использовать карты ума в работе с дошколятами предложила кандидат педагогических наук Валентина Акименко. 

Интеллект-карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач. Другими словами, mind maps — это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином. 

Преимущества использования интеллект-карт в ДОУ

Правое полушарие головного мозга отвечает за эмоции, интуицию, помогает охватывать картину мира целиком (создавая образ из разных явлений и деталей). У детей развито именно правополушарное мышление. Левополушарное мышление позволяет изучать мир последовательно, пошагово (сначала одно, потом второе, а лишь потом третье). Такое линейное восприятие растянуто во времени. 

Правополушарное мышление доминирует у детей примерно до 10-летнего возраста. Поэтому большинство дошкольников относится к художественному типу, а не мыслительному. Однако важную роль играет развитие особых полушарий для единого психического процесса. Достичь этого помогают интеллектуальные карты. 

Когда ребенок составляет или изучает интеллект-карту, у него активны оба полушария головного мозга. К тому же карта ума выглядит красиво, активизирует творческие начала (поиски ассоциаций и изображений при составлении), легко запоминается после зрительного изучения и устного проговаривания, предоставляет возможность корректировки. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для дошколят легкими и увлекательными. Совместное составление и изучение карт мышления помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. 

Использование интеллект-карт также помогает развить: 

  • мелкую моторику рук;
  • любознательность;
  • способность к творческой самореализации. 

Интеллект-карта напоминает клетку головного мозга (нейрон) с ответвлениями. Человек мыслит не линейно, а структурно и разветвленно. Каждое понятие ассоциативно связано с другим понятием. Поэтому именно интеллект-карты с разветвленной структурой помогают качественно изобразить материал, отразить связи между понятиями и, соответственно, усвоить новую информацию. 

Mind maps основаны на ассоциативном мышлении — связи между отдельными и разными представлениями. 

Актуальность интеллект-карт

Карты ума помогают педагогам проводить интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития. 

Интеллект-карты развивают у детей такие навыки, как: 

  • активность;
  • любознательность;
  • овладение средствами общения;
  • овладение способами взаимодействия.

Для чего создают интеллект-карты в ДОУ 

Цель составления mind maps — собрать информацию о предмете, объекте или явлении. Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения. 

Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал. 

Как правильно делать интеллект-карту

Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся карты ума следует придерживаться следующих простых правил: 

  • Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка. 
  • Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет. 
  • С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями. 
  • Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово. 
  • Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию. 
  • Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.
Читайте также:  Развитие организма ребенка в дошкольном возрасте

Варианты создания интеллект-карт 

Карты ума можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше: 

  • ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно; 
  • педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию; 
  • дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.

Использование карт ума детьми с нарушениями речи 

Работа с дошкольниками, которые имеют нарушения речи, требует от педагога навыков организации образовательного процесса с особенными детьми. Педагог корректирует все компоненты речи, коммуникативную и познавательную деятельность для оптимальной и эффективной адаптации детей к условиям социума. 

Интеллектуальные карты как раз способствуют облегчению, систематизации и усвоению детьми знаний, а также развитию речевых способностей. 

При работе детей с проблемами речи прежде всего формируются фонематические умения: правильное произношение, овладение звуковым синтезом. Интеллектуальные карты являются помощниками при отработке поставленного звука. С помощью карт дети на индивидуальных занятиях закрепляют правильную артикуляцию звука, автоматизируют его произношение в словах и предложениях, составленных с помощью символов на интеллект-картах. 

Карты играют большую роль в соотнесении звука, слова и образа. Ребенок усваивает значение слова в его связке с чувственным восприятием свойств объекта, а овладение обобщенным значением базируется на обобщении чувственных данных. Только так дошкольники овладевают значением слов в любых ситуациях. 

Интеллект-карты объединяют в сознании детей с проблемами речи факторы: зрительные образы, помогающие воспроизведению словарного запаса; план высказывания (каждая ветвь на карте) и желание рассказать о том, что наглядно и понятно изображено на карте. 

Применение карт ума в дошкольных образовательных учреждениях способствует интеллектуальному развитию дошкольников. Дети улучшают словарный запас, развивают связную речь, развивают фантазию. С помощью интеллектуальных карт ребенок идет в развитии от простых логических операций к сложным и умению анализировать. 

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

(скачать файл можно внизу страницы)

Индивидуальная
дефектологическая карта развития ребёнка

                                                         Анкетные данные

Фамилия, имя
_____________________________________________________________________

Дата рождения
_________________________________

Домашний адрес _____________________

Из какого д/сада поступил ____________________
                   

Дата поступления ребенка в группу
_____________

Анамнез

От какой беременности
по счёту ________________________________________________________                                                

Характер беременности ___________________________________________________________

Роды (срочные, досрочные, стремительные,
обезвоженные, затяжные)_______________________________________
                                        

Вес и рост при рождении __________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие

 _________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перенесённые
заболевания

(ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре —
до года, после года)

 _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные о ходе речевого развития

 Первые слова     __________________________               (с какого возраста)

 Первые фразы     ______________________________                  
какого возраста)

 Прерывалось ли речевое развитие
_____________________

Неврологический
статус:

  ___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

                                    Общее развитие ребенка

I. Общие сведения                                                                                                          

1. Легко
ли вступает в контакт при обследовании  _______________________________________

2.  Представления
ребёнка о себе и ближайшем окружении ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II.
Характеристика интеллектуальной деятельности

1.  Особенности
восприятия:

а)  восприятие предмета, картинки   (узнавание
  предмета в   схематическом, пересекающемся изображении) ____________________________________________________________________________________

б) выделение в предмете существенных деталей, частей____________________                          

в) умение дорисовывать предмет__________________________                               

2.  Восприятие пространства:       

а)  верх – низ
____________________
впереди — сзади __________________

б)  различает правую и левую сторону на своём теле, на теле другого человека                               

в)  может сложить разрезанную предметную картинку                                                         
            

г)  понимание предлогов                                                                                              

3.  Восприятие величины и количества:
Понимает соотношения:

—  
больше —
меньше                                                                                                           

— 
столько
же                                                                                                     

— 
один —
много                                                                                              

4.   Восприятие цвета:                                                                                                                                

а)   соотношение объектов по цвету                                                                                               

б)   узнавание и называние цвета                                                                   

в)   выделение цвета в окружающей среде                                      

5.   Восприятие формы

Читайте также:  Речевое развитие ребенка нормы

а)   знает,
дифференцирует основные геометрические фигуры                                                    

б)  выделение формы в рисунке                                                                  
             

6.   Восприятие времени                         

а)  знает части суток                                                                                                    

б)   знает времена года                                                                                                 

в)   дни недели                                                                                                             

Ш. Состояние общей и мелкой моторики                                                           

IV.   Произвольное внимание, работоспособность                                                         

v.     Особенности памяти:

а)  зрительная                                                                                                     

б) слуховая                                                                                                      

в)  ассоциативная                                                                    

г)  словесно-логическая                                                                                           

д) быстрота запоминания                                                                                          

VI.  Особенности мышления:

а)    способность
к обобщению                                                                                     

б)  подбор обобщающего слова                                                                             

в)  исключение («4-ый лишний»)                                                                         

г)  понимание
серии картинок, связанных единым сюжетом                                                                                                    

д)  установление причинно-следственных связей                                                                         

е) придумывание начала и конца рассказа по серии картинок                                              

ж) понимание
подтекста, загадок                                                                                           

VII.   Особенности речи:

а)  регулирующая функция речи                                                                                        

б) объём
пассивного словаря (по предметным, сюжетным картинкам)                                      

в) объём активного
словаря (по картинкам)                                                                                                                                                   

г)  фонематический
слух                                                                                

д  звукопроизношение                                                             

е)  связная речь:

— рассказ по картинке  
                                                                  

— пересказ короткого
текста                                                                 

— рассказ по картинке
_________________________________________________________

— рассказ по серии
картинок                                                                                                                               

VIII.   Развитие элементарных
математических представлении

1. Пересчёт предметов                                                    
                    

2.      Соотнесение
данного количества предметов с количеством пальцев              

3.      Счётные
операции:
                                                                                                                                     

а)  на конкретном материале — счет
вслух                                                          

б)  на конкретном материале — счёт «про себя»                                                       

в)  отвлечённо                                                                                               

4.  Решение простых задач:

а)  на конкретном материале                                                                            

б)  отвлечённо                                                                             

5.  Придумывание простых задач:

а) на конкретном материале                                                                                 

б)  отвлечённо                                                                                           
 

IX.  Конструктивная деятельность

1.
Умение
строить по образцу                                                                                    

2.     
Умение
строить самостоятельно                                                                  

3.     
Умение
строить по графическому рисунку                                                            

X.  Особенности социально-волевой сферы                                  

1. Эмоциональная
реакция на сам акт обследования                                                            
       

2.      Характер
деятельности:
                                                            

а)  проявление интереса к заданию, стойкость интереса                                                  

б)  наличие самоконтроля в деятельности  
                                                       

3.Способность переноса
показанного способа действия на аналогичные задания                                                                       
     

4.Критичность
к оценке своей деятельности
                                                    

5.Эмоциональная
устойчивость поведения                                                                
                                                                                                                           

6.Контактность
в общении с взрослыми, детьми
                                                        

Заключение по результатам обследования

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Консультации специалистов

 «______»______________20____ г.

Учитель-дефектолог   —                                                           .                                                                            

Источник

КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ

Сведения о ребенке:

Ф.И.ребенка____________________________________________________________________

Дата рождения________________________группа____________________________________

Дата поступления в ДОУ_________________________________________________________

Дата поступления в группу________________________________________________________

Домашний адрес________________________________________________________________

Диагноз врача – окулиста_________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Вывод ПМПК. Протокол №________от_____________________________________________

Острота зрения на момент обследования____________________________________________

Дата заполнения карты обследования____________________________________________

АНАМНЕЗ

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

Мать

Отец

ФИО

Возраст

Национальность

Образование

Место работы

ДАННЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Параметры

Соотнесение

4 года

5 лет

6 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Зрительное восприятие:

Геометрические фигуры:

Узнавание геометрических фигур

Различение геометрических фигур

Квадрат

Круг

Треугольник

Овал

Прямоугольник

Ромб

Трапеция

Преобразование геометрических форм

Низкий уровень. Ребенок не справляется с заданием даже после обучающей помощи.

Ниже среднего уровень. Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого.

Средний уровень. Выполняет задания со словесно-направляющей помощью взрослого.

Высокий уровень. Ребенок справляется с заданием или с большинством заданий.

ОЦЕНКА. 

4-5 лет начало года___________________________конец года_____________________________

5-6 лет начало года___________________________конец года_____________________________

6-7 лет начало года___________________________конец года_____________________________

Цвет:

4 года

5 лет

6 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало

года

Конец года

Красный

Синий

Зеленый

Желтый

Белый

Черный

Оранжевый

Голубой

Фиолетовый

Розовый

Коричневый

Серый

Низкий уровень. Ребенок не может сличать цвета даже после обучения

Читайте также:  Целостное развитие ребенка дошкольного возраста с помощью музыки

Ниже среднего уровень. Сличает цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения.

Средний уровень. Сличает и выделяет основные цвета по слову.

Высокий уровень. Сличает, выделяет по слову, называет основные цвета, цвета спектра, нейтральные и оттеночные цвета.

ОЦЕНКА. 

4-5 лет начало года___________________________конец года_____________________________

5-6 лет начало года___________________________конец года_____________________________

6-7 лет начало года___________________________конец года_____________________________

Величина:

4 года

5 лет

6 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Большой

Маленький

Длинный

Короткий

Широкий

Узкий

Высокий

Низкий

Толстый

Тонкий

Низкий уровень. Не справляется с заданием даже после обучения.

Ниже среднего уровень. Выполняет задание со словесно-направляющей, обучающей помощью. Сравнивать повторно отказывается.

Средний уровень. Сравнивает методом проб и примеривания. Высказывает желание сравнивать повторно.

Высокий уровень. Самостоятельно и безошибочно сравнивает предметы. Действует путем зрительного соотнесения предметов по величине

ОЦЕНКА.

4-5 лет начало года___________________________конец года_____________________________

5-6 лет начало года___________________________конец года_____________________________

6-7 лет начало года___________________________конец года_____________________________

Целостность восприятия:

«Разрезные картинки»

4 года

5 лет

6 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

на 3 равные части

на 4 равные части

на 3-5 неравных частей

на 4 равные диагональные части

на 5 и более неравных частей различной конфигурации

Низкий уровень. Ребенок совершает беспорядочные действия с частями картинки. Не обучается. Результат не достигнут.

Ниже среднего уровень. Выполняет задание в соответствии с возрастом со словестно направляющей, обучающей помощью.

Средний уровень. Самостоятельно складывает картинку методом целенаправленных проб.

Высокий уровень. Складывает картинку самостоятельно методом зрительного соотнесения.

ОЦЕНКА. 

4-5 лет начало года___________________________конец года_____________________________

5-6 лет начало года___________________________конец года_____________________________

6-7 лет начало года___________________________конец года_____________________________

ИТОГ ОБСЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ

4-5 лет начало года___________________________конец года_____________________________

5-6 лет начало года___________________________конец года_____________________________

6-7 лет начало года___________________________конец года_____________________________

Ориентировка в пространстве:

4 года

5 лет

6 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало

года

Конец года

Определение направления от себя: лево-право

Дифференциация частей тела

Определение своего положения среди окружающих предметов: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Понимание пространственных предлогов:   в, на, под, над, за, около,   между, рядом.

Ориентировка на листе бумаги в клетку: в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу.

Низкий уровень. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения.

Ниже среднего уровень. Выполняет лишь часть отдельных заданий, используя помощь взрослого.

Средний уровень. Выполняет все задания с помощью взрослого (словестно-направляющая, обучающая); перенос на другого не осуществляет.

Высокий уровень. Ребенок ориентируется на листе бумаги; различает  правую и левую руку; ориентируется в пространстве от себя; осуществляет перенос на другого.

ОЦЕНКА. 

4-5 лет начало года___________________________конец года_____________________________

5-6 лет начало года___________________________конец года_____________________________

6-7 лет начало года___________________________конец года_____________________________

Социально-бытовая ориентировка:

4 года

5 лет

6 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Назови ФИО

В каком городе ты живешь?

Назови настроение (радость, горе, страх, стыд, злость)

Назови предметы гигиены

Из чего сделаны предметы? (глина, пластмасса, стекло, металл)

Раздели кухонную посуду (кухонная, чайная, столовая)

Раздели транспорт на группы (воздушный, наземный, водный)

Назови птиц  (домашних, перелетных, зимующих)

Назови детенышей домашних животных

Какие ты знаешь деревья?

Кому, что нужно для работы?

Назови зимние (весенние, летние) месяцы

Низкий уровень.  Отказ от деятельности; в работу не включается вовсе.

Ниже среднего уровень. Деятельность интереса не вызывает; представляет сложности для ребенка; включается в работу только под контролем взрослого.

Средний уровень. Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе.

Высокий уровень. Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы.

ОЦЕНКА. 

4-5 лет начало года___________________________конец года_____________________________

5-6 лет начало года___________________________конец года_________