Какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка
Логопедическая реабилитация
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С. А. Игнатьева Ю.А. Блинков Логопедическая реабилитация ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной
Подробнее
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ОП.11
Министерство образования и науки Республики Хакасия Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Саяногорский политехнический техникум» (ГАПОУ РХ СПТ) ПРОГРАММА
Подробнее
1. Пояснительная записка.
1. Пояснительная записка. Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с нарушением слуха в освоении основной образовательной программы начального общего образования
Подробнее
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»
Подробнее
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт специальной педагогики и психологии» Кафедра общей и специальной педагогики «УТВЕРЖДАЮ» Заведующая кафедрой
Подробнее
опорно-двигательного аппарата
Особенности работы педагога с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата Чугунова Екатерина Эдуардовна МАДОУ 1 «Детский сад Будущего» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
Подробнее
Рабочая программа дисциплины
Рабочая программа дисциплины «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ» Уровень высшего образования Бакалавриат Направление подготовки
Подробнее
Практическое занятие 1 (4 часа)
Модуль 2. Клинико — психологическая характеристика отдельных форм отклонений в развитии в детском возрасте. 1. Формируемые компетенции: а) общепрофессиональные (ОПК): ОПК 2 Готовность к коммуникации в
Подробнее
Пояснительная записка
Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа среднего общего образования определяет организацию образовательного процесса на уровне среднего общего образования, направлена на
Подробнее
Аннотация к рабочим программам педагогов
Аннотация к рабочим программам педагогов Рабочие программы нормативно управленческие документы Учреждения, характеризующие систему организации образовательной деятельности педагогов. Рабочие программы
Подробнее
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» Педагогический институт Кафедра дефектологии ПРОГРАММА
Подробнее
Пояснительная записка к учебному плану
ПРИНЯТ на Педагогическом совете ГКОУ «Тверская школаинтернат 1» Протокол _1_ от «_29_»_августа 2017 г. УТВЕРЖДАЮ Директор школы-интерната 1 _Н.В.Мякинникова «_29_»_августа_2017_г. приказ 60 от 29.08.2017
Подробнее
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ (БФ ФГБОУ ВО «ВГУ») ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ
Подробнее
Источник
Коррекция —(от лат. correktio – исправление)
Коррекция отклоняющегося развития –система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей.
В коррекционном воздействии выделяют два направления:
1) коррекция отдельных дефектов и их последствий;
2) целостное влияние на личность ребёнка.
По мнению И.А.Шаповал:
· коррекционные воздействия не сводятся к набору специальных упражнений, а охватывают весь учебно-воспитательный процесс;
· коррекция опирается на функции, оставшиеся в той или иной мере сохранными и приспособление происходит, прежде всего, за счет интенсивного использования сохранных анализаторов;
· коррекция вторичных нарушений тем сложнее, чем они ближе к первопричине (например, нарушение произношения у глухих)
Коррекционно-воспитательная работа – коррекция познавательной деятельности и физического развития в сочетании с формированием личности особого ребёнка.
Компенсация психологическая— процесс, направленный на достижение или восстановления чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в тех или иных сферах жизни.
Компенсация нарушения (дефекта) –возмещение, выравнивание, развитие нарушенных или недоразвитых функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных; приобретение в обучении и воспитании способов деятельности и поведения, способствующих социальной адаптации и интеграции.
Одна из главных задач специальной психологии – поиск эффективных путей компенсации при различных нарушениях.
И.А.Шаповалсчитает, что компенсаторные процессы проходят несколько фаз:
— обнаружение нарушения в работе организма;
— оценка параметров нарушения, его локализации и выраженности;
— формирование программы компенсаторных процессов и мобилизации нервно-психических ресурсов индивида;
— отслеживание реализации программы;
— закрепление достигнутых результатов.
Рассматривая компенсацию отклонений как процесс, следует учитывать ряд обстоятельств:
1. Процессы компенсации у детей, в отличие от взрослых, глубоко специфичны.
2. Детская психика обладает огромной пластичностью.
3. При оценке возможностей развития функций у ребёнка необходимо учитывать не только реальный уровень, но и зону ближайшего развития.
4. При отклоняющемся развитии сохраняется тот же принцип протекания нервных процессов, что и при развитии в норме.
5. Процесс компенсации развивается одновременно по разным каналам.
6. Этапы возрастного развития и компенсации тесно связаны друг с другом, но не тождественны.
7. Длительность, место и роль каждого этапа компенсации зависят как от внутренних факторов отклонения в развитии, так и от социальных условий.
Закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации Л.С.Выготского:положительное своебразие ребёнка с отклоняющимся развитием создаётся в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, но тем, что их выпадение вызывает к жизни новые образования, представляющие в своём единстве реакцию личности на дефект.
Л.С.Выготский выделил следующие особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации:
1. Включение ребёнка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта.
2. Применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и коррегирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями. Чем теснее связь вторичного отклонения с вторичным дефектом, тем сложнее коррекция.
3. Специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребёнка интереса к деятельности и потребности в ней.
4. Включение людей с нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество.
5. Уровень компенсации определяется 1) характером и степенью дефекта, резервными силами организма и 2) внешними социальными условиями.
Рекомендуемая литература по теме:
Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребёнка.
Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.
Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2005.
https:// chuprov.boom.ru
http: // www.autism. ru /read. Asp?id=82 &vol=0
http: // www pedlib ru /Books2/0243/2_0243-63.shtml
http: // www.dislexia.ru/index.php?id=156
http: //psyholog. Pomorsu.ru/spec.htm
Задания для самостоятельной работы:
1. Законспектируйте работу Л.С.Выготского «К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребёнка».
2.Внимательно прочитайте обстоятельства, которые И.А.Шаповалпредлагает учитывать в процессе компенсации. Раскройте содержание каждого из них.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое коррекция отклоняющегося развития?
2. Что такое компенсация нарушения развития?
3. В чём основной смысл закона превращения минуса дефекта в плюс компенсации Л.С.Выготского?
4. В чём состоят основные идеи теории компенсации Л.С.Выготского?
5. Какие особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации выделил Л.С.Выготский?
Источник
Проблема компенсации и коррекции в специальной психологии . Компенсаторные механизмы в развитии ребенка в условиях дизонтогенеза.
Компенсация – процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенных.
Коррекция – процесс исправления тех или иных нарушенных функций.
Дизонтогенез -это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза.
Исследования П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Адлера.
Орган в психологии А.А. Ухтомский: «Органом может быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение» , «функциональный орган».
В основе псих деятельности лежат «функциональные системы», обладающие высокой пластичностью и способностью к перестраиванию. Два типа перестроек нарушенных функций – внутрисистемная и межсистемная.
Фазы компенсаторных процессов:
Связана с обнаружением того или иного нарушения
С оценкой параметров нарушения – локализация и глубина
Формирование программы последовательности и мобилизации ресурсов
Отслеживание процесса реализации программы
Остановка компенсаторного механизма и фиксация результата
Уровни компенсаторных механизмов.
Биологический, или телесный, уровень. На этом уровне компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически, без активного участия со стороны сознания человека.
Психологический, преодолевая ограниченные возможности биологического уровня, человеческий способ восстановления. Глухое животное погибнет, человек способен продолжать полноценную жизнь. Самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию.
Психологические защиты по определению Р. М. Грановского, — это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травматизирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.
Копинг-стратегии представляют собой сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладения со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу.
Социально-психологический уровень.
Очень важен характер межличностных отношений. Ощущение нужности, духовного и социального благополучия.
Чувство-осмысленности существования: семья, профессия, ближайшее окружение вне семьи с этим связано причастность и независимость.
Целенаправленность существования, контроль над собственной жизнью.
Качество жизни.
Социальный уровень: социальная политика государства и отношение к инвалидам в обществе.
Биологическая и социальная компенсация: человек биосоциальное существо, поэтому в группе компенсаторных механизмов задействованы две группы факторов.
Адаптация и компенсация
Адаптация – составная часть приспособительных реакций системы на изменение среды, система перестраивает свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающие ее существование в изменившейся среде. Адаптация, когда меняется среда.
Компенсация – изменения внутри.
Действуют в разных направлениях, но едины в своих целях.
Компенсация (возмещать, уравновешивать) — возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
При компенсации функций возможно вовлечение новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и тд), вследствие воздействия
патогенных факторов.
Вторичные — имеют характер психического недоразвития и нарушения социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного, но обусловленных ими.
Чем дальше нарушение стоит от биологической основы, тем успешнее поддается психолого-пед коррекции.
Теория Адлера:
— комплекс неполноценности — благодаря стремлению к превосходству, которое обеспечивает в конечном счете преодоление имеющихся проблем.
Выготский:
— дефект- факт биологический, ребенок воспринимает его опосредованно, через трудности в самореализации, занятии социальной позиции, становлении отношений с окружающими и т.д.
— влияние дефекта затрудняет нормальное протекание деятельности, но и
— служит усиленному развитию других функций, которые могут компенсировать недостаток.
«Минус дефекта превращается в плюс компенсации» (Выготский)
— компенсация возможна за счет «обходного пути» :
1. внутрисистемные перестройки (использование сохранных компонентов распавшейся функции)
2. межсистемные (компенсация за счет функций или анализаторов н-р слепые — письмо -осязательный анализатор — Брайль)
— выпадение функции вызывает к жизни новые образования, компенсация в процессе развития
— на личностном уровне — поиск приемлемой замены реальной или мнимой несостоятельности. Защитный механизм — сублимация (переключение энергии с неудовлетворенных желаний на социально одобряемую активность)
Для педагога или психолога необходимо знать особенности и своеобразие «обходных путей» с помощью которых ребенок с проблемами достигает в развитии своих целей.
Компенсация психических функций– это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.Предлагают выделять первичную и вторичную компенсацию.
Первичная компенсацияпротекает в идее целенаправленной деятельности, направленной на относительное уменьшение меры проявления основного нарушения. С этой целью используются коррекционные технические средства(очки, слуховые аппараты). В психологическом аспекте значительно сложнее компенсация в области вторичной симптоматики, т.е.в области психологических последствий нарушения.
Сущность вторичной компенсациизаключается в повышенной чувствительности неповрежденных анализаторов в результате достаточно интенсивного и продолжительного упражнения и тренировки. Под компенсаторным механизмом понимается процесс компенсации и сверхкомпенсации сенсорных, физических и умственных недостатков или эмоциональных нарушений на уровне личности. Компенсация приобретает характер целенаправленного поведения. При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль.
Выделяют два типа компенсации.
Первый – внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухового восприятия.
Второй тип – межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глухим ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций. Высшие формы компенсации выражаются в создании условий для полноценного развития личности, которые для детей с нарушениями слуха предполагают наличие возможностей для овладения знаниями основ наук, трудовыми навыками, основами производства, формирования способности к систематическому труду, возможности выбора профессии, формирования мировоззрения и нравственных качеств личности.
Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяется четыре подобных уровня.
Первый — биологический, или телесный уровень: компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.
Второй — психологический уровеньсущественно расширяет возможности компенсаторных механизмов,преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.
Психологический уровень компенсации, прежде всего, связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе. В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию. Поэтому закономерным кажется то, что при одном и том же нарушении у разных людей мы можем наблюдать выраженные отличия в их социальной адаптации в зависимости от личностных особенностей.
Психологический уровень компенсации также связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения.
Коррекция,под которой понимается процесс исправления тех или иных нарушенных функций. В специальной психологии длительное время обсуждается вопрос о соотношении коррекции и компенсации. Суммируя все точки зрения,можно сформулировать несколько положений.
Прежде всего, коррекция —это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо,это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации.Безусловно, внешнее коррекционное воздействие должно на что-то опираться,как, например, реабилитация опирается на компенсаторные процессы. Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации— закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки.
Коррекция, в отличие от компенсации,показана в случае нарушения функции,но не ее выпадении. Корригировать,например, зрение, когда оно отсутствует,бессмысленно. В этом случае речь идет как раз о восполнении утраченной функции.
Обратите внимание, что словосочетание«нарушенная функция» фигурирует в определении и компенсации, и коррекции.Это означает, что вопрос о том, следует ли нарушенную функцию корригировать или компенсировать, решается в зависимости от того, насколько выражены сами нарушения. Расстройства функции, при которых она еще существует, но уже не способна достичь уровня целесообразной результативности, свидетельствуют о необходимости включения компенсаторных механизмов. Так, например, снижение остроты зрения до таких показателей, при которых никакое приближение предмета к глазам, равно как и его увеличение не приводит к формированию образа восприятия, но остаются сохранными лишь элементарные ощущения, можно назвать выраженной неспособностью к целесообразной результативности зрительной функции. В подобной ситуации говорить об эффективной коррекции не имеет смысла.
Таким образом, мы попытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее, указанные различия имеют не абсолютный, а относительный характер. Ибо коррекция и компенсация могут взаимно дополнять друг друга. Даже при незначительном снижении остроты зрения на один глаз, функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного. По сути своей это компенсаторный акт. С другой стороны,в ситуации выраженного нарушения функций возможно и даже необходимо проведение определенных коррекционных мероприятий. Хорошо известно значение развития остаточного зрения и слуха у слепых и глухих детей для повышения их адаптированности.
Источник