Какие звуки могут быть нарушены у ребенка 5 лет
Елизавета Пономарёва
Виды нарушений звукопроизношения у дошкольников
Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’з, з’, ц, шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (л, л’, р, р’, j, заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’, звонкие (в, з, ж, б, д, г, мягкие (т’, д’, н’). У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложне.
Все дефекты в произношении звуковречи могут проявляться в следующих вариантах:
1. Полное отсутствие звука (например, [Р] или [Л]) в речи ребенка. В этом случае он говорит ЫБА вместо РЫБА и АМПА вместо ЛАМПА. Этот вид нарушений встречается в возрасте после 5-6 л.
2. Полная замена одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции. Например, звук [Р] может заменяться на [Л], а звук [Ш] — на [С]. В этом случае ребенок говорит ЛЫБА вместо РЫБА и СУБА вместо ШУБА, однако эти замены также наблюдаются в более позднем возрасте.
3. Искаженное произношение звука, классическим примером чего является «картавое» [Р]. В этом случае звук не отсутствует в речи ребенка и не заменяется другим звуком — ребенок произносит именно звук [Р], но произносит его искаженно. Сюда же относится хлюпающее и межзубное произношение звуков. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно.
4. Смешение в речи двух правильно произносимых звуков. При этой разновидности нарушения, ребёнок не всегда верно употребляет их в речи (говорит то рыба, то лыба; то суба, то шуба). Причиной смешения звуков является недостаточная сформированность фонематического слуха, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (между с и ш)
Возрастной «нормой»звукопроизношения до определённого вщзраста можно считать только полное отсутствие звука или его замену другим звуком. Но после 5-6 леи т эта «норма» уже перестаёт быть такой и переходит в разряд «звуковых замен», которые в дальнейшем отражаются на письме.
Уровни неправильного произношеня звуков.
Первый уровень. Полное неумение произнести звук. Ребенок не может ни сказать его самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, ни повторить по образцу («Послушай, как воздух свистит, когда выходит из насоса — ссс. Посвисти и ты так»).
Второй уровень. Ребенок правильно произносит звук изолированно (а иногда даже может повторить его в отдельных простых словах, но искажает или пропускает во всех словах и во фразовой речи, т. е. правильный звук есть, но он не автоматизирован.
Третий уровень. Ребенок может правильно произносить звук изолированно, в словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию, но тоже правильно произносимым изолированно. Наиболее часто дети смешивают звуки с — ш, з — ж, с’ — щ, ц — ч, л — р, б — п, д — т, г — к.Предложенную ребенку фразу Бабушка сушила мокрое белье на веревке он может произнести так: «Бабушка сусыла мокрое белье на велевке».
С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, в младших группах детского сада. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого слуха или артикуляционного аппарата. При нормальных условиях, когда в детском саду и дома осуществляется весь комплекс систематических мероприятий по формированию правильного произношения детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, не употребляют детских словечек, а дают ему правильные образцы речи постепеноо нарушения звукопроизношения нивелируются. Однако уже и в этом возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Патологические нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности будет зависеть успешная подготовка его к обучению в школе.
Источник
Дислалия – это дефект восприятия и произношения звуков речи.
Дислалия бывает:
- Фонетическая – искажение произношения (Когда ребенок неправильно говорит различные звуки – Р, Л и другие).
- Фонематическая – замена звуков (Замена букв, например С – Ш: пошёл-посол).
- Фонетико-фонематическая – артикуляторные нарушения.
Выделяют простые и сложные дислалии. Простые подразумевает нарушения, связанные с восприятием одного звука или одной фонетической группы. Сложные – когда не воспринимаются звуки из разных фонетических групп. Фонетические группы – это соноры (Р, Рь, Л, Ль, Н, Нь, М, Мь, Й), свистящие (С, Сь, З, Зь), шипящие (Ж, Ш), африкаты (Ч, Щ).
Простые дислалии имеют формы, куда включаются различные типы нарушений:
Сигматизм
Это нарушения, связанные с произношением свистящих и шипящих звуков: С, Сь, З, Зь, Ж, Ш, Ч, Ц, Щ
Парасигматизм
Это дефекты фонетические или фонетико-фонематические. Чистый сигматизм подразделяется на межзубный, боковой и иногда призубный. Парасигматизм подразделяется на губно-зубной (ш-ф, с-в), свистящий-шипящий (ш-с, с-ш)
Особенности сигматизма
- Дефект в речи выстраивается симметрично, то есть, если страдает твердый звук, то также искажается и мягкий.
- Если используются только мягкие свистящие, то шипящие будут произноситься смягченно.
- Определяют также носовой сигматизм, но его как такого не существует. Если есть носовое произношение свистящих и шипящих, то носовым окажется произношение всех звуков, а это уже ринолалия. Однако носовой сигматизм может быть у глухонемых, когда им ставят звуки.
- Шипящие и свистящие звуки резко противопоставлены по акустическим признакам, но менее контрастны по артикуляционным.
Ротацизм
Это нарушение произнесения звуков «Р» и «Рь». Ротацизм очень распространен в силу артикуляционной трудности произношения. В лепете у детей есть правильный звук «Р». Но настоящее, чистое «Р» дети начинают произносить после 2-х лет. Здесь играет роль артикуляционная подготовленность. В норме дыхательная струя идет по центру языка, кончик которого вибрирует, боковые края прижаты к верхним наружным зубам.
При отклонении от нормы выделяют:
- Боковой ротацизм – один край языка не пристает к верхним коренным зубам. Имеется хлюпающий оттенок – среднее между «р» и «л»
- Горловой ротацизм – нарушается активность корня языка
- Велярный ротацизм – вибрация происходит при сближении корневой части языка с границами твердого и мягкого неба
- Увулярный ротацизм – вибрирует маленький язычок увуля.
- Раскатистый – форсированное использование языка
- Одноударный или фрикатичный – произнесение английского звука «р»
- Кучерское «р» — заднеязычный звук наподобие английского «р».
Параротацизм
Замена звуком «л», в ряде случаев произносят «ль» вместо «р» или «р» заменяют на «рь» называется параротацизмом. Несколько реже встречаются случаи замен «р» на «д» и «р» на «г». Существует до 30 дефектов произнесения звука «р».
Ламбдацизм
Звук «л» почти не подвержен дефектам и появляется как один из наиболее ранних звуков. Чаще бывают параламбдацизмы: «л» заменяют на «ль», «л» и «ль» на «й», а иногда и «л» на «в».
Йотацизм
Замена буквы «й» на «ль». Выделяют три дефекта произношения заднеязычных звуков:
- Гамацизм – звук «г»
- Каппацизм – звук «к»
- Хитизм (х) – замена звуков «х» на «ф», особенно перед «в». Либо «хь» на «х». Например, хитрый – хытрый.
Гамацизм и каппацизм на практике обычно встречаются вместе. Они характеризуются:
- Отсутствием звуков «Г» и «К».
- Заменой «к» и «г» на «т» и «д». Например, кролик – тролик.
- Замена «к» на «кь».
Все эти дефекты возникают в силу некоторых систем деятельности. Большинство звуков – переднеязычные и эти звуки тоже произносятся как переднеязычные.
Дефекты противопоставления согласных по глухости-звонкости.
Часто вместо звонких произносятся глухие согласные. Это не связано с нарушением голоса, просто не усвоено фонематическое противопоставление. Этот дефект наблюдается у слабослышащих детей, у которых оглушаются не только парные звонкие, но и непарные. У тугоухих произносятся звонкие вместо глухих.
Сложные дислалии
К сложным дислалиям относятся такие случаи, при которых наблюдаются комбинации различных дефектов. Наиболее частые из них:
- Ротацизм и ламбдацизм
- Ротацизм и сигматизм
В случаях укороченной подъязычной уздечки наблюдается заднеязычный звук «р» или замена «р» на «д» и нижние смягченные шипящие. Например, рама – дама.
- Ротацизм, ламбдацизм и сигматизм
- Фонетико-фонематические нарушения
- Сочетание фонетических с фонематическими, то есть одни звуки заменяются, другие – искажаются.
- Дефект связан с противопоставлением звуков по твердости-мягкости, звоности-глухости с тем или другим видом дефекта произношения одного звука (сигматизм, ротацизм).
- Тотальная дислалия – когда в произношении ребенка из всех согласных звуков остаются только «т» и «д» и носовые, сонорные, а гласные – в порядке. Например: сам-дам, шапка – тапка и другие.
Иногда остается только один звук «т» — этот дефект носит название готтентатизм (от африканского племени «готтентоте» — в их речи только два согласных – «т» и «д»).
Особенности сложной дислалии
Чем сложнее по комбинации оказывается дислалия, тем более сложным оказывается фон, на котором она протекает: задержка общего и психического развития. В случаях сложной дислалии необходимо углубленное дополнительное изучение ребенка не только в плане особенностей его поведения, но и интеллектуальных возможностей, а также особенностей слуха и зрения. Сложная дислалия – сигнал, что у ребенка что-то не в порядке со слухом или зрением. У детей слабослышащих очень часто переднеязычные звуки либо резко искажаются, либо заменяются звуком «т».
Если у ребенка тугоухость 2-ой или 3-ей степени, то здесь вспомогательным критерием будет особенность голоса, в нем отсутствует необходимый металл, голос будто «ватный».
У детей с резко сниженным зрением, слепых также могут наблюдаться дефекты произношения по типу сложных дислалий.Это связано с тем, что у таких детей сигматизм встречается в 3-4 раза чаще, чем при норме. Это связано со зрительным контролем. Но если устанавливать связь между межзубным сигматизмом и дефектом зрения, то, следовательно, все слабослышащие люди должны быть с межзубным сигматизмом, а это не так. Ведь ребенок не видит звуки «к», «г», «н» — они не нарушены, а сложная дислалия у них есть.
Дефект зрения мешает речи вообще – слепые говорят не по подражанию, слабовидящие ничего не могут спросить, они пассивны. Инициативная речь развивается к 4 годам. Произносительная система формируется тогда, когда зубы начинают меняться, отсюда и появляется межзубный сигматизм. Сложная дислалия протекает на фоне задержки речевого общения, обусловленного дефектом зрения.
При дефектах слуха часто встречаются нарушения челюстно-мышечной системы: прогения, прогнатия, передний открытый прикус, боковой открытый прикус.
Методы устранения дислалии
- Работа по преодолению дислалий всегда связана с формированием новых умений и навыков, то есть логопед-дефектолог перестраивает сложившуюся у ребенка произносительную систему. Подробнее о том, когда ребенку нужен логопед.
- Занятия по преодолению дислалий имеет развивающую роль: логопедическое воздействие направлено на формирование умений и навыков. Эта работа является обучающей, а процесс обучения в отличии от процесса подражания является процессом сознательным.
- Ориентиром в логопедической работе являются нормы произношения, принятые в русском языке. Подробнее о постановке правильного произношения звуков Р и Л.
- Вся работа по исправлению произношения является педагогической. В случаях медицинского воздействия создается лишь благоприятный фон, однако дефекта оно не исправляет. В качестве педагогических путей используются тренировки, демонстрации (когда логопед показывает в зеркале правильную артикуляцию различных слов) и т.п.
- На занятиях отрабатывается психофизиологический механизм, обеспечивающий нормальное произношение, а также двигательно-артикуляционная, слуховая и речедвигательная система настолько, чтобы ребенок был способен к нормальному произношению.
Источник: https://karkusha.su/dislaliya-narushenie-rechi-u-detey/
Источник
1.Задержка речевого развития
Признаки задержки речи:
– к 1-2 годам ребёнок не может показать названный предмет («Где машинка?»), не понимает смысла простых вопросов;
– к 2-3 годам не различает понятия «верх»-«низ», испытывает трудности при выполнении инструкции, состоящей из двух заданий («Возьми куклу и принеси её мне!»), сказать фразу из 2-3 слов, назвать знакомые ему предметы;
– к 3-4 годам ребёнка не могут понять окружающие, он пользуется короткими фразами, неправильно произносит много звуков.
2. Дислалия
Признаки дислалии:
— пропуски звуков;
— подмена одного звука другим;
— смешение звуков;
— искажение звуков.
Пропуск звука – это когда ребёнок совсем не произносит звук в начале, в середине, в конце слова или во всех позициях сразу.
Замена звука – это когда малыш замещает один звук другим, причём такое замещение носит стойкий характер. Часто причиной таких замен может быть недостаточно развитый фонематический слух.
Если ребёнок может произносить звуки правильно, но постоянно их взаимозаменяет – это уже смешение звуков. В этом случае также можно говорить о недоразвитии фонематического слуха.
Искажение звуков – это произнесение ребёнком звуков, которых нет в русском языке (например, горловое [р], межзубные свистящие звуки: [с], [з], [ц] и др.). 3. Дизартрия
Дизартрия – это тоже нарушение правильного произношения звуков, но связано оно с поражением нервной системы.
Речь пойдёт о самой лёгкой (стёртой) форме дизартрии.
Признаки дизартрии стёртой формы:
— детям сложно выполнять артикуляционные движения вследствие слабости речевых мышц;
— о таких детях говорят, что у них «каша во рту», т.е. звукопроизношение нарушено или ребёнок может произносить отдельный звук правильно, но пропускает, искажает или заменяет его в процессе говорения слов, предложений;
— может наблюдаться нарушение голоса: он может быть либо тихий, слабый, либо хриплый или очень громкий;
— темп речи ребёнка может быть как очень медленным, так и очень быстрым.
4. Заикание
При заикании нарушается ритм, темп, плавность речи. Причиной этих нарушений являются мышечные судороги в речевом аппарате. Такая проблема чаще всего может возникнуть у детей в возрасте с 3 до 5 лет.
Признаки заикания:
— ребёнок испытывает длительные напряжённые остановки, ему очень трудно начать говорить;
— в начале речи ребёнок многократно повторяет слог или звук, с которого начинается произносимое слово;
— у некоторых детей могут отмечаться как речевые паузы, так и повторы.
5. Дисграфия и дислексия (нарушения письменной речи):
Дисграфия – это нарушение письма, при котором ребёнок допускает ошибки, которые не связаны с изучением правил орфографии. Причём такие ошибки бывают стойкие и повторяющиеся. О дисграфии у ребёнка можно говорить не ранее, чем во 2 классе.
Дисграфические ошибки:
— замена сходных по написанию букв: б-д, п-т, м-л и др.;
— замена букв, которые обозначают сходные по звучанию звуки: б-п, д-т, ч-ц, ф-х и др.;
— пропуски, перестановки, добавления букв или слогов;
— слитное написание двух слов или раздельное написание частей слова.
Дислексия – это трудности, возникающие при обучении ребёнка чтению. О дислексии, также как и о дисграфии, можно говорить только со 2 класса.
Признаки дислексии:
— послоговое чтение к 3 классу;
— угадывающее чтение (ребёнок читает начало слова, конец его угадывает, при этом часто ошибаясь);
— перестановка или пропуск букв и слогов;
— потеря строки или неоднократный возврат к уже прочитанному слову.
Уважаемые родители! Если вы заметили у своего ребёнка похожие проявления, не пугайтесь! Всё можно исправить! Обращайтесь к специалистам! Вам непременно помогут!
Интересная статья?
Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы проблем с речью не возникало, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Источник
Бардышева Наташа
Виды речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Задачи коррекционного обучения детей 5–6 лет
В человеческой деятельности нет областей, где бы не употреблялась речь. Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека. Речь – это общение. Речь – это мышление. Речь – это познание. Речь – это признак сознательной и разумной жизни.
Все родителя хотят, чтобы их дети обладали красивой речью, потому что красивая, правильная речь создает основу для всестороннего развития ребенка.
Если у ребенка недостаточно развита речь, это приводит к различным нарушениям и в поведении и в общении.
Дети становятся или замкнутыми, с трудом входят в контакт со сверстниками, взрослыми (потому что их не понимают) или наоборот становятся гиперактивными, агрессивными, привлекая внимание к себе.
Обычно к 3-4 годам дети с нормальным интеллектом и слухом имеют правильную речь.
Существуют несколько видов речевых нарушений.
1. Дислалия — самое распространенное речевое нарушение
Оно проявляется в том,что ребенок не произносит звуки:
пропускает (• ука – рука,
чаще искажает звук (яука – рука – вука, сапка – шапка)
Дислалия как правило ведет за собой и нарушение фонематического слуха.
Диагноз – ФФН фонетико – фонематическое недоразвитие.
В группе семь детей с ФФН.
2. На втором месте такое речевое нарушение как – Дизартрия
У ребенка с дизартрией очень слабы (все согласные произносит мягко) или наоборот напряженны мышцы органов речевого аппарата в следствии поражения речевых центров в коре головного мозга или проводящих путей, что приводит к стойкому нарушению речи.
У таких детей, как правило, очень долго и трудно идет автоматизация поставленных звуков изомерованно произносит, а в речевом потоке
искажает или заменяет (рука – вука – фука, санки – сянки, шуба — с’юба)
перестановка слогов (дерево – деверо)
опускает слог (молоток – моток)
3. Риноламия – нарушение тембра голоса (говорит в нос)
4. Аламия – отсутствие речи.
моторная – все понимает, но не говорит.
сенсорная – не говорит и не понимает.
5. Афазия – потеря речи после болезни (инсульт, травма головы)
6. Заикание
Все перечисленные нарушения речи (кроме дислалии) связанны с поражением в ЦНС. Тяжесть дефекта зависит от локализации поражения
(в коре головного мозга или проводящих путях). При коррекции речевых нарушений, обусловленных нарушениями ЦНС всегда необходимо медикаментозное лечение (массаж, витамины).
Сложные формы дислалии, когда нарушено произношение всех групп звуков (свистящих, шипящих, соноров) и все перечисленные нарушения ведут к нарушению всех четырех компонентов речи.
Ребенку ставится логопедическое заключение – общее недоразвитие речи на фоне дизартрии, риноламии и т. д.
Какие же причины влияют на возникновение речевых нарушений.
В зависимости от времени воздействия неблагоприятных факторов на развитие речи можно выделить:
1. Перинатальную патологию (внутриутробное развитие плода)
2. Натальную (повреждения при родах)
3. Постнатальную патологию (от рождения до трех лет когда идет интенсивное развитее речи)
В перинатальный период на развитие речи могут повлиять следующие неблагоприятные факторы:
— наследственные (генные, хромосомные заболевания, все в роду картавят и ребенок может картавить)
— гипоксические (кислородное голодание плода когда будущая мама редко гуляет на свежем воздухе, чаще всего находится в прокуренном помещении)
— травматические (внутриутробное кровоизлияние в результате ушибов, падений, сдавливания плода. Особенно в первую половину беременности, когда формируется ЦНС)
— биологические (вирусы, бактерии, которые попадают через кровь матери к плоду, в процессе болезней – ОРВ, грипп, краснуха, ветрянка, сифилис, ВИЧ инфекция и т. д.)
— химические (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, алкоголь, наркотики, никотин) От отца к ребенку передается в 10 – 20 случаев. От матери в 90 случаев.
— экологические состояние среды, гипо и гипервитаминозы, недостаток микроэлементов, радиоактивное облучение, при плохом питании, постоянной работе на компьютере.
— иммунологическая несовместимость (по резус – фактору)
— социально – психологический фактор (всевозможные стрессы: смерть близкого человека, нежеланный ребенок и т. д.)
В натальный период на плот могут воздействовать следующие неблагоприятные факторы, которые так же могут оказать отрицательное влияние на развитие речи.
— асфексия (кислородное голодание ребенка — удушье)
— травмы в результате стремительных или затяжных родов, кесарево сечение, падение ребенка, сдавливание головы и т. д.)
В постнатальный период на развитие речи ребенка могут повлиять следующие факторы:
— наследственные
— травматические (ушибы головы, травмы лица — губ, языка и т. д.)
— биологические — частые болезни ребенка.
— химические – много лекарств, особенно антибиотиков, нахождение ребенка в грязном, прокуренном помещение.
— социально – психологические (ссоры в семье, шум, нарушение режима сна, бодрствования)
— неправильное воспитание в семье:
• Долго сосал соску (межзубное произношение, слабость мышц)
• Мало разговаривали в семье (беден словарный запас)
• Общение в семье на языке ребенка (лепет, сюсюканье) Когда ребенок до трех лет не слышит правильной речи взрослого
ребенок КА – каша и родители (КА)
Все перечисленные причины могут вызвать различные речевые нарушения. От легких до наиболее тяжелых.
От характера нарушения зависит и время, которое необходимо для коррекции того или иного нарушения речи. Оно может длиться от 3 месяцев до 3-5-10 лет.
Поэтому важно как можно раньше и систематически заниматься коррекцией речевых нарушений.
Задачи коррекционной работы осуществляются на фронтальных и индивидуальных занятиях.
Какие же задачи по коррекции речи будут решаться в этом учебном году?
1. Первая и главная задача – формирование правильного произношения звуков речи (постановка, автоматизация)
2. Развитие фонематического восприятия (различать речевые и не речевые звуки, гласные, согласные называть последовательность звуков в словах)
3. Расширение запаса по изучаемым темам (сад, огород, игрушки, звери, птицы, времена года и т. д.)
4. Формирование грамматического строя речи, (работа над предложением, согласование существительного с числительным, прилагательного глаголами в числе, роде, падеже).
5. Развитие связной речи (пересказ, составление рассказов).
6. Развитие графических навыков (знакомство с тетрадью в клетку, рисование фигур, штриховка нарисованных фигур линиями в разных направлениях.
7. Развитие памяти, внимания, мышления через игры, стихи, загадки, скороговорки, потешки и т. д.
Коррекционные задачи будут выполнены в том случае,если мы: логопед, воспитатели, родители станем действовать согласованно.
Источник