Какие вопросы задавать ребенку 5 лет

Какие вопросы задавать ребенку 5 лет thumbnail

фото 1Начиная от самого рождения, ребенок постоянно развивается и растет.

Для каждого возраста есть определенные нормы.

Они хоть и условны, но за соответствием развития малыша своему возрасту следят педиатры, логопеды, психологи, дефектологи и другие специалисты.

Какого уровня должен достичь ребенок в 5 лет?

Особенности 5-го года жизни

К 5 годам жизни и мальчики, и девочки достигают того уровня, когда можно обучать их самым основным и важным жизненным вещам. К этому возрасту дети начинают понимать, нравится ли им выбранная одежда или нет, начинают формировать отношение к ровесникам и взрослых, соответственно, у них появляются свои взгляды, мнение и мировоззрение.

СПРАВКА! И девочки, и мальчики в 5 лет обладают, по большей мере, наглядно-образным мышлением.

Итак, чем же отличается развитие мальчиков и девочек в 5-летнем возрасте.

Мальчик

фото 2В 5-летнем возрасте мальчики готовы принимать ответственность за свои дела и поступки.

Поэтому это лучшее время, чтобы поручить ему часть домашних дел.

Мальчики в этом возрастном периоде склонны бунтовать и протестовать, на смену наказаниям должны прийти поучительные разговоры и разъяснения.

Кроме того, это самый лучший момент, чтобы позволить сыну выбрать спортивную или творческую секцию.

В 5-летнем возрасте мальчику важно разграничить мужские и женские социальные особенности, поэтому большую роль играет образец взрослого мужчины (папа, старший брат, дедушка, отчим). Именно он должен объяснить, как должен вести себя мужчина, какие профессии подходят мужчине, какими качествами он должен обладать.

Задача мамы — окружить сына любовью, заботой и лаской.

Девочка

фото 3Девочки слегка отличаются от мальчиков 5-летнего возраста.

Если мальчишки более агрессивные, вспыльчивые, то девчонки отличаются сильной импульсивностью, капризностью и плаксивостью.

Им тоже следует разъяснить, какой должна быть женщина, какими качествами она должна обладать, и делать это можно посредством игры или общения.

В это время девочки склонны подражать своему кумиру, поэтому родителям нужно внимательно следить, кого дочка сделала своим идеалом. С ребенком нужно разговаривать, почему именно этого персонажа (или человека) она выбрала, что в нем особенного и какими качествами он обладает.

Девочка 5 лет может завести одну или нескольких подруг, стараться проводить с ней как можно больше времени и даже ревновать ее к другим подружкам. Чтобы малышка избежала стресса и перестала так ревностно относиться к тому, что подружка желает играть с кем-то еще, нужно объяснить ей, что такое личное пространство.

Девочку в пятилетнем возрасте пора отдавать в кружок, где она смогла бы развить свои творческие или физические данные.

Особую важность для девочки 5-летнего возраста представляют комплименты: родители и родственники должны как можно чаще говорить ей, что она красива, привлекательна, умна, что она самая лучшая и так далее. Комплименты от папы или дедушки девочкой воспринимаются лучше, чем от мамы или бабушки.

Что должны уметь делать?

В 5 лет ребенок должен самостоятельно:

  • умываться и чистить зубы, зная, что это нужно делать утром и вечером;
  • сам снимать обувь и верхнюю одежду после прогулки;
  • мыть руки после прогулки и перед едой и вытирать их полотенцем;
  • уметь пользоваться столовыми предметами (в том числе, ножом);
  • самостоятельно принимать ванну.

При этом ребенок может сам натирать себя намыленной мочалкой и смывать пену, но оставлять его в ванной без присмотра нельзя.

Что должны знать?

В этом возрасте ребенка можно начинать готовить к школе. Знания, которые должны быть доступны ребенку 5 лет:

  • Цифры от 1 до 10, а также умение их определить на изображении и посчитать количество предметов до 10;
  • Операции сложения и вычитания на 1-2 единицы;
  • Название и изображение простых геометрических фигур, рисование их;
  • Многие буквы, умение их писать и указывать названную букву среди других;
  • Чтение по слогам (часто, но не всегда);
  • Решение простых логических задач и загадок;
  • Собрание простых кубиков, конструктора и паззлов;
  • Умение решать задачи по принципу «исключи лишнее» и объяснение выбора.

Физические показатели

У ребенка уже хорошо развита координация движений. К физическим задачам, с которыми должен справляться ребенок 5 лет, относят:

  1. Быстрый бег на достаточно большие расстояния, в том числе с препятствиями (ямы, камни, пеньки ребенок должен обегать);
  2. Ловля мяча и бросок, удар по мячу рукой или ногой;
  3. Уверенная походка по узкой дорожке или бордюру;
  4. Качание на качелях, каруселях, прыжки и кувырки;
  5. Поднимание и спускание по вертикальной лестнице, фиксация на перекладине двумя или одной руками;
  6. Удерживание на канате, редко — способность взбираться по нему;
  7. Способность выдерживать длительные прогулки на большие расстояния.

Нормы роста и веса

Тест

Тест на развитие ребенка в 5 лет состоит из 7 простых заданий. Для его проведения предварительно нужно приготовить:

  • Три отдельных изображения разного времени суток (утро, вечер, ночь);
  • Картинку с 10 или более отдельными предметами, которые ребенку известны (мяч, стул, солнце и т.д.);
  • Картинку с 3 кругами разных цветов;
  • Картинку с 3 известными ребенку предметами (ложка, ручка, телефон).

Задачи:

  1. Спросить, какое сейчас время года.
  2. Спросить «почему птицы летают?» или «почему в автобусе нужно держаться за поручень?». Можно придумать свой простой вопрос с причинно-следственной связью.
  3. Попросить назвать в комнате предметы круглой (квадратной, треугольной) формы.
  4. Разложить перед ребенком картинки разных времен суток и попросить назвать их.
  5. Попросить на картинке с 10 и более предметами посчитать их.
  6. Попросить на картинке с 3 кругами назвать их цвет.
  7. Попросить рассказать, для чего нужен каждый из 3-х предметов с последней картинки.
Читайте также:  У ребенка темный стул 5 лет

Каждый правильный ответ отмечается знаком «+».

Если есть один «—», рекомендуется провести тест для детей 4-х лет. При наличии одного или больше минусов, ребенка следует показать детскому психологу.

Задания и занятия

  1. Приготовить заранее черно-белые карточки с изображением двух групп предметов (например, овощи и фрукты, животные и птицы, посуда и мебель). Попросить раскрасить одну группу в один цвет, другую — в другой.
  2. Распечатать готовые карточки задания «найди лишнее». Попросить ребенка назвать каждый предмет, исключить лишний и объяснить свой выбор.

Психология

фото 1Психологи называют 5-летний возраст одним из самых простых в воспитании и развитии: основные кризисы остались в прошлом или ждут в будущем.

В 5 лет ребенок уже формирует собственное мнение, но все еще способен идти на компромисс.

С ним легко договориться, если спокойно объяснить ему, почему нужно сделать так, а не иначе.

СПРАВКА! В 5-летнем возрасте дети остро реагируют на критику.

Ребенок 5-летнего возраста очень любознателен, задает много вопросов, хочет все узнать и каждое открытие воспринимает с большой радостью.

В общении дети уже выделяют тех, кто нравится и кто не очень. Они способны сами определять свой круг общения, отказываться от дружбы с неприятными ему ровесниками и взрослыми.

Один большой минус — неумение по-взрослому проявлять свои эмоции и мысли. Дети склонны грубить, агрессировать, потому что не знают, как объяснить, что им не нравится явление, вещь или человек. Задача родителей — обучить его этому.

Особенности речи

Ребенок в 5 лет способен четко формулировать свои мысли при помощи слов. Он умеет оперировать всеми частями речи, выстраивать предложения и произносить их без запинки.

  • Ребенок умеет четко произносить все звуки (исключением может быть звук «р»);
  • использует в речи слова всех частей речи, включая разные склонения, времена, наклонения глаголов, множественное и единственное число, превосходную и сравнительную степени прилагательных и т.д.;
  • умеет придавать предложению интонацию и определять таковую у собеседника;
  • может с выражением прочитать стихотворение;
  • знает и без проблем называет фамилию, имя и отчество родителей, учителя и свои;
  • знает свой точный адрес проживания (в том числе, регион, город);
  • знает и не путает значения слов «вчера», «сегодня», «завтра», знает названия продуктов питания и блюд, а если ошибается, сам себя поправляет.

Мелкая моторика

К данному этапу развития мелкая моторика ребенка должна быть хорошо развита. Так, ребенок должен уметь:

  1. Правильно держать карандаш (ручку, кисточку) и пользоваться ими с нужной силой нажатия;
  2. Раскрашивать картинку, не выходя за пределы предмета;
  3. Рисовать по образцу фигуры по клеточкам;
  4. Лепить мелкие детали из пластилина;
  5. Завязывать и развязывать шнурки.

Игры

У детей в данном возрасте ведущей деятельностью остается игра, поэтому необходимо часто занимать их играми на развитие.

  1. Игра на внимание «Хлопок и топот». Родитель предлагает ребенку совершать определенное действие в момент произнесение какого-либо слова. Например, хлопать, если услышит название фрукта. Ведущий (взрослый) при этом может произносить любые слова: дом, лестница, небо, яблоко, огурец, компьютер и т.д.
  2. Игра на развитие мелкой моторики и математических способностей «Собери горох». На пол нужно поставить большой сосуд (чашку, вазу, кастрюлю), а ребенку вручить несколько горошин (фасоль, пуговицы и другие мелкие предметы тоже подойдут). Их должно быть ровно столько, до скольки ребенок умеет считать, но не меньше 10. Ребенок встает рядом с сосудом, вытягивает руку и, называя порядковый номер горошины, бросает ее в сосуд. По окончании игры нужно подсчитать, сколько горошин оказалось внутри, а сколько упало мимо.

Ребенок в 5 лет уже способен грамотно излагать свои мысли при помощи слов и предложений, высказывать недовольство тем или иным событием или человеком, но выражать эмоции ему пока еще не по силам. Научить ребенка контролировать агрессию, злость, сдерживать слезы и побороть капризность ему могут помочь только родители.

Источник

Чаще всего дети на вопрос «Как дела?» или «Как прошел день?» отвечают емким «Нормально». Но ведь нам, родителям, мало такого — никакого — ответа! Но стоит начать расспрашивать, как мы тут же понимаем, что все наше общение становится похожим на допросы. Никто не хочет так! Мы собрали 35 вопросов, которые помогут вам больше узнать о собственных детях, и не только о том, как прошел их день, но и о том, о чем они переживают, думают и мечтают…

1|| Чем вы занимались сегодня с друзьями?

2|| Когда ты только просыпаешься, ты думаешь о том, как пройдет твой день? Сегодняшний день был похож на твои ожидания от него?

Читайте также:  Виза в болгарию для ребенка 5 лет

3|| Если бы ты мог что-то изменить прямо сейчас, что именно ты изменил бы в сегодняшнем дне?

4|| Если бы ты открыл магазин, что бы ты в нем продавал?

5|| Какой персонаж вызывает у тебя больше всего смеха?

6|| Если бы ты был супергероем, то какие три суперспособности у тебя были бы? И что бы ты с их помощью делал?

7|| Когда ты чувствуешь, что тебя любят? Как ты понимаешь, что человеку ты не безразличен?

8|| Что ты чувствуешь, когда я обнимаю тебя?

9|| Если бы твои мягкие игрушки могли говорить, как думаешь, что бы они сказали нам в первую очередь?

10|| Если бы тебе дали 5000 рублей и предложили потратить на благотворительность, кому бы ты решил помочь?

11|| Какие подарки тебе нравится дарить другим?

12|| Сегодня было над чем посмеяться?

13|| Сможешь нарисовать то, что прямо сейчас в твоей голове?

14|| Как ты думаешь, что тебе сегодня приснится?

15|| Если бы ты мог задать любому дикому зверю вопрос, какого зверя ты бы выбрал и о чем бы спросил?

16|| Как построить самый лучший форт

(*убежище из покрывал и стульев, — прим. ред.) дома?

17|| Какую роль ты бы хотел сыграть в школьном спектакле?

18|| Какое самое первое твое воспомнание из детства?

19|| А какое самое счастливое твое воспоминание?

20|| Что ты больше всего любишь фотографировать?

21|| Каким должен быть самый лучший день? Какая у него должна быть погода? Чем следует заняться в самый лучший день?

22|| Если бы ты мог превратиться в любое животное, то кого бы ты выбрал? Почему?

23|| У тебя есть в голове какие-нибудь изобретения, до которых взрослые еще не додумались?

24|| Представь, что ты можешь придумать любой праздник. Какой придумаешь ты и как предложишь его отмечать?

25|| Какой человек может стать твоим другом? Какие качества ты ценишь в друзьях?

26|| Хотел бы ты ручного дракона? Дракончика домашнего питомца? Как назвал бы его? Что бы ты с ним делал?

27|| Если бы ты присоединился к цирку, что бы ты в нем делал?

28|| Как думаешь, какого предмета в школе не хватает?

29|| Придумай три глупых традиции для всего мира. 

30|| Если мы тебя попросим дать всем в семье новые имена, кого как ты назовешь?

31|| Если составить топ твоих нелюбимых вещей, что в него войдет? Что будет на первом месте среди нелюбимых вещей?

32|| Когда вырастешь, куда бы ты хотел отправиться в путешествие?

33|| Какому знаменитому человеку ты хотел бы написать письмо? О чем?

34|| Если тебе предложат сделать продолжение любого фильма или мультика, то что это будет? Уже есть идеи для сюжета?

35|| Хотел бы ты стать писателем? А что именно ты стал бы писать — фантастику, фэнтези, детективы или что-то еще?

Для таких сближающих и познавательных разговоров с ребенком нужно, конечно же, выбрать время. Не держите этот список под рукой — просто помните о самых интересных для вас вопросах и в подходящий момент задайте один-два. Запросто может случиться так, что вы с ребенком увлечетесь собственным воображением, что не заметите, как в интересном общении проведете целый час, а то и больше!

— Ксения Рудич

Источник

Нет людей дороже и ближе, чем собственные дети. При этом часто рутинное течение жизни не дает нам узнать своего ребенка глубже или с неожиданной стороны. Но если вы сможете выйти за рамки обыденного общения и дежурных фраз и вместо стандартного «Как дела в школе?» зададите вопросы из нашей статьи, вы точно узнаете много нового и интересного о дочери (или сыне), а может быть, и о самих себе. И уж точно общие обсуждения и даже споры будут намного полезнее для ребенка, чем нравоучения и замечания с вашей стороны. Попробуйте!

AdMe.ru перекопал кучу статей и книжек, чтобы найти необычные, цепляющие и даже провокационные темы для обсуждения в семейном кругу.

1. Нескучные вопросы вместо «Как прошел твой день?»

  • Какое событие сегодня было самым интересным?

  • Что нового ты узнал за день?

  • Что заставило тебя улыбнуться сегодня?

  • Кто сделал что-нибудь смешное, веселое, глупое?

  • Что удивило тебя сегодня?

  • Помог ли ты кому-нибудь?

  • Кто-нибудь сделал что-то хорошее для тебя?

  • Ты сегодня гордился собой? Из-за чего?

  • Тебе было грустно?

  • Что сегодня было сложным или непонятным для тебя?

  • Во что ты играл сегодня со своими друзьями?

  • С кем ты сидел сегодня за обедом?

  • С кем из одноклассников ты хочешь дружить, но пока не дружишь?

  • Кто из твоих одноклассников твоя полная противоположность?

  • Кто из воспитателей или учителей тебе нравится больше всех? А кто не очень?

  • Если бы ты на один день стал учителем, чему бы ты научил своих одноклассников?

  • Что-нибудь привело тебя в раздражение?

  • Кто-нибудь в этот день поступил несправедливо?

  • Было ли что-то, что тебя смутило?

  • С чем ты был не согласен сегодня?

  • Если бы сегодняшний день можно было прожить еще раз, что бы ты сделал по-другому?

  • Что у тебя не получилось на этой неделе? А что получилось?

Читайте также:  Беродуал ингаляции ребенку 5 лет сколько капель

2. Вопросы, которые развивают фантазию

  • Если бы с неба шел дождь из еды, что бы ты хотел, чтобы это было?

  • На каком животном ты хотел бы прокатиться: на слоне или на жирафе?

  • Если бы ты мог переименовать цвета, как бы ты их назвал?

  • Если бы наша кошка умела разговаривать, что бы она сказала?

  • Если бы ты мог задать вопрос любому дикому животному, что бы ты спросил?

  • Если бы у тебя была своя пещера, что было бы внутри?

  • Из чего можно построить стену, которую невозможно разрушить?

  • Какое животное могло бы хорошо водить машину?

  • Каких изобретений не хватает миру?

  • Что было бы, если бы машина времени существовала?

  • Как был бы устроен мир, если бы люди не придумали деньги?

  • Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?

3. Вопросы о самом ребенке

  • Какие 5 слов описывают тебя лучше всего?

  • Что тебе нравится в себе? А что нет?

  • Если бы ты мог что-то изменить в себе, что бы это было?

  • Если бы на один день можно было стать кем-то другим, кем бы ты стал?

  • Если бы ты был супергероем, какой силой ты бы обладал?

  • Если бы ты мог поехать куда угодно, куда бы ты поехал?

  • Какие звуки тебе нравятся?

  • Чего взрослые про тебя не понимают?

  • Каким был лучший комплимент, который тебе когда-либо говорили?

  • Какое занятие делает тебя счастливым?

  • Какой праздник ты любишь больше всего?

  • Как ты заботишься о других людях?

  • Что вызывает в тебе нежность?

  • Что ты чувствуешь, когда я обнимаю тебя?

  • От чего ты можешь заплакать?

  • Что заставляет тебя злиться?

  • Что тебя пугает?

  • Что бы ты больше хотел уметь: летать, как птица, или плавать, как рыба?

  • Если бы у тебя был миллион долларов, на что бы ты его потратил?

  • Если бы у тебя было достаточно денег, чтобы не работать, ты бы работал или нет?

  • Если бы ты открыл собственный магазин, что бы там продавалось?

  • Если бы ты писал книгу, о чем бы она была?

  • Тебе нравится что-нибудь дарить другим людям?

  • Каким был бы твой идеальный день?

  • Что ты умеешь делать такого, чему мог бы научить других?

  • Чему бы еще ты хотел научиться?

  • Каким был самый счастливый/несчастливый момент в твоей жизни?

  • Из всех вещей, которые ты знаешь, что будет самым нужным во взрослой жизни?

  • Если бы ты мог путешествовать во времени и увидел себя три года назад, какой бы совет ты себе дал?

  • Чем ты больше всего гордишься в жизни?

  • Кто из твоих друзей тебе нравится больше всего? Почему?

  • Что ты будешь делать, если кто-то обзовет тебя?

  • Если бы ты сейчас вырос и стал знаменитым, в чем бы ты прославился?

  • Чем ты можешь помочь кому-то уже сегодня?

  • Если бы ты мог провести один день с каким-либо человеком, кто бы это был и что бы вы делали?

4. Вопросы о жизни и устройстве мира

  • Что делает человека умным?

  • Как ты думаешь, что чувствуют другие люди?

  • Зачем ходить в школу?

  • Какой будет жизнь в будущем?

  • Что бы ты поменял в этом мире, если бы мог?

  • Легко ли быть ребенком? А взрослым?

  • Как узнать, что ты уже повзрослел?

  • Ребенок обязан уважать всех взрослых?

  • Нужно ли всегда слушаться родителей?

  • Как можно наказывать детей и за что?

  • Имеет ли человек право украсть еду, если умирает от голода?

  • Можно ли всегда делать то, что хочется?

  • Зачем люди врут?

  • Можно ли всегда говорить все, что думаешь?

  • Почему люди разводятся?

  • Почему люди ссорятся, разве нельзя обсудить все спокойно?

  • Почему взрослые мало улыбаются?

  • Почему люди курят, если это вредно?

  • Что такое плохое и хорошее настроение?

  • Что надо делать в старости?

  • Что такое душа и где она находится?

  • Что такое любовь?

  • Как понять, что кто-то тебя любит?

  • Может ли любовь длиться вечно?

  • Что такое счастье?

  • Можно ли всегда быть счастливым и никогда не грустить?

  • Можно ли быть счастливым без денег?

  • Почему богатые люди не делятся деньгами с бедными?

  • Все люди равны?

  • Можно ли считать мир прекрасным, если в нем есть войны и голод?

  • Можно ли обойтись без войн?

  • Есть ли польза от проблем и трудностей?

  • Можно ли ответить грубостью человеку, который груб с тобой, или нужно оставаться вежливым?

  • Можно ли завидовать?

  • Для чего нужно искусство?

  • Кто определяет, что красиво, а что нет?

  • Нужно ли принимать свою внешность такой, какая она есть?

  • Если бы можно было издать закон, которому все в мире должны были подчиняться, каким бы он был?

  • Можем ли мы менять свою судьбу или она уже предопределена?

  • Для чего мы живем?

Бонус: ситуации для обсуждения

Чтобы было еще интереснее, вы можете обсуждать вместе с детьми сложные и даже провокационные ситуации, как предлагает писатель Майкл Паркер в своей книге «Разговоры с детьми на сложные темы». Вот пример:

«Представь, что ты изобрел машину времени. Ты забираешься в нее и жмешь на кнопку „Прошлое“. Агрегат „приземляется“ в 1889 году, и ты оказываешься в мило обставленной комнате, где в плетеной корзинке лежит хорошенький младенец. Но тут твой взгляд падает на поздравительную открытку на столике рядом, и ты с ужасом понимаешь, что карапуз в корзинке — Адольф Гитлер. Поскольку ты живешь в XXI веке, тебе уже известно, что он стал виновником гибели миллионов людей во Второй мировой войне. Ты слышишь на лестнице шаги: кто-то поднимается.

Ты не можешь взять корзинку с собой в машину времени (она вмещает только одного пассажира). Если тебя обнаружат в комнате, то наверняка арестуют. Вернуться сюда ты больше не сможешь: машина времени не столь точна. У тебя на все про все секунд 20.

А. Может, выбросить маленького Адольфа из окна, прыгнуть в машину времени и улететь?

Б. Что ты думаешь, глядя на маленького Адольфа?

1. Был ли он бессердечным чудовищем уже тогда? Он таким родился?

2. А если он стал плохим позже — что заставило его встать на этот путь?

3. Справедливо ли будет наказать его за то, чего он на тот момент еще не делал?»

А какие темы вы любите обсуждать со своими детьми?

Источник