Какие вопросы задает ребенок родителям 5 лет

Дети очень любознательны и своими вопросами способны поставить в тупик даже самых опытных родителей. Но не все их «почему?» поверхностны, а от ответов могут зависеть самооценка и важные решения в будущем. Из статьи вы узнаете, что означают сложные детские вопросы и как на них правильно реагировать.
AdMe.ru надеется, что эта информация окажется для вас полезной и поможет лучше понять собственного ребенка.
Мама, я некрасивая?
Почему ребенок об этом спрашивает: Чаще всего этот вопрос задают дети 12 лет, так как именно в этом возрасте их начинает беспокоить собственная внешность и они особенно зависимы от мнения окружающих. В это же время появляются кумиры, которым они стремятся подражать, и желание поэкспериментировать со своей внешностью: покрасить волосы, сделать модную стрижку или выпросить у родителей свою первую косметику.
Как не надо отвечать: Если вы решитесь отмахнуться ответом: «Не обращай внимания на то, что говорят другие», то совершите большую ошибку и в дальнейшем можете не рассчитывать на откровенные разговоры с ребенком.
Как надо отвечать: Выясните, откуда возникли сомнения по поводу внешности. Обычно дети охотно рассказывают, почему они задали вопрос, а дальше попытайтесь решить переживания вместе:
- Именно в этом возрасте лучше познакомить ребенка с субъективностью восприятия. Расскажите, что на планете так много разных людей, что невозможно нравиться абсолютно всем.
- Напомните о тех людях, с которыми хорошо общается ваш ребенок. Скажите, что он красив не только для вас, но и для его друзей.
- Озвучьте достоинства ребенка (как внешние, так и внутренние): очаровательная улыбка, красивые глаза, добрая душа и т. д.
- Расскажите историю из своего прошлого: поделитесь тем, что происходило с вами в школе, покажите фотографии тех времен, расскажите, что волновало вас тогда и что произошло с этими переживаниями дальше.
Папа, почему ты запрещаешь мне разговаривать с незнакомыми людьми?
Почему ребенок об этом спрашивает: Он уверен, что сможет отличить плохого человека от хорошего по внешним признакам, и не понимает, почему родители так волнуются.
Как не надо отвечать: «Вот украдет тебя дядя, и мы больше никогда не увидимся» — не лучший способ объяснить ребенку, что не стоит доверять людям, даже если они не выглядят как маньяки из фильмов ужасов. Но и не скатывайтесь в режим нудного поучения и не пересказывайте страшные истории из новостей.
Как надо отвечать: Дети в силу своего возраста добрые и наивные и не могут отказать в помощи, поэтому их легко увести прямо из-под носа родителей. Расскажите ребенку, что реагировать на просьбы не нужно и если дяде действительно нужна помощь, то ее окажут другие взрослые. Объясните, что, если он проигнорирует слова и уйдет от незнакомца, это не будет говорить о его невоспитанности.
А что означает слово …?
Почему ребенок об этом спрашивает: Ребенок даже из самой воспитанной семьи в какой-то момент узнает неприличные слова. Дети проявляют интерес ко всему новому, а еще любят применять свои знания на практике, поэтому стараются как можно чаще употреблять слово, которое они только что услышали.
Как не надо отвечать: Если вы накричите на ребенка, то единственное, чего добьетесь, — заниженной самооценки в будущем и тревожности в настоящем.
Смеяться над неприличным словом тоже не надо, иначе ребенок периодически будет употреблять его, чтобы повеселить вас еще раз, а заодно и всех ваших друзей и родственников.
«Подрастешь — узнаешь», «Иди спроси у мамы» — тоже не самые лучшие варианты. Так вы дадите почувствовать ребенку, что не хотите тратить на него свое время, и потеряете авторитет как родитель.
Как надо отвечать: Не выясняйте, где ребенок услышал неприличное слово, а спокойно объясните его значение. Скажите, что есть слова, которые неприятны людям, и что это выдает плохое воспитание, а с таким человеком никто не захочет общаться. Но учитывайте возраст ребенка:
- Дети до 3 лет используют неприличные слова неосознанно, чаще всего им просто нравится, как они звучат. Самый верный способ — не давать реакции, тогда малыш очень быстро его забудет.
- Дети от 6 лет могут употреблять неприличные слова осознанно и чаще всего подражают взрослым ребятам, в этом случае стоит обратить внимание и поговорить.
Мама, а почему тебе можно ходить без шапки, а мне нельзя?
Почему ребенок об этом спрашивает: Сюда же относятся любые вопросы «Почему тебе можно, а мне нет?» Нужно помнить, что родители являются для ребенка объектами для подражания, причем как в хороших поступках, так и в плохих.
Как не надо отвечать: Ответ, который многим первым приходит в голову: «Большим можно, а маленьким нет». Тем самым вы только подстегнете стремление ребенка сделать так, как делаете вы.
Как надо отвечать: Нужно объяснить ребенку, что взрослые тоже поступают не всегда правильно и часто забывают заботиться о себе. А еще следите за реакцией — дети часто задают вопросы, когда им не хватает общения с родителями. Узнать это просто: если ребенок внимательно слушает ответы, значит, ему хочется больше вашего внимания.
Если ребенок спрашивает про своего друга, которому разрешают чуть больше: «Почему ему можно, а мне нет?», то попросите вашего малыша объяснить, почему он хочет делать то же самое, а затем попробуйте найти компромисс. Например, вы разрешите ему играть в компьютерные игры на определенных условиях: уроки должны быть сделаны, а в комнате убрано. Если поведение ребенка становится лучше, то вы можете поощрить его и немного добавить время для игр.
Папа, а ты когда-нибудь поступал плохо?
Почему ребенок об этом спрашивает: Вспоминаем, что ребенок видит в родителях пример для подражания, и это значит, он не интересуется последствиями плохих поступков, а хочет узнать границы, которые он может нарушить, или подготовить к тому, что уже сделано.
Как не надо отвечать: «Я никогда не делал ничего плохого» — ложь, которую нельзя говорить ребенку. Такой ответ подразумевает, что вы — идеальный человек, в жизни которого не было ошибок, и каждый раз, когда ребенок будет делать что-то не так, он будет чувствовать себя неудачником, потому что у него не получается быть таким, как папа.
Как надо отвечать: Если ребенок задает провокационный вопрос, то, скорее всего, он уже знает на него ответ и нужно узнать, к чему он ведет. Например, если он спросил: «Папа, а ты разбивал когда-нибудь окно мячом?», то нужно не рассказывать в красках историю из детства, а выяснить, что случилось. Чаще всего ребенок таким образом хочет услышать от родителя, что и с ним такое бывало, тем самым заранее смягчить наказание и чувство вины.
А вы помните, какие вопросы задавали в детстве и что вам на них отвечали?
Иллюстратор Anna Syrovatkina
специально для
AdMe.ru
Источник
Чаще всего дети на вопрос «Как дела?» или «Как прошел день?» отвечают емким «Нормально». Но ведь нам, родителям, мало такого — никакого — ответа! Но стоит начать расспрашивать, как мы тут же понимаем, что все наше общение становится похожим на допросы. Никто не хочет так! Мы собрали 35 вопросов, которые помогут вам больше узнать о собственных детях, и не только о том, как прошел их день, но и о том, о чем они переживают, думают и мечтают…
1|| Чем вы занимались сегодня с друзьями?
2|| Когда ты только просыпаешься, ты думаешь о том, как пройдет твой день? Сегодняшний день был похож на твои ожидания от него?
3|| Если бы ты мог что-то изменить прямо сейчас, что именно ты изменил бы в сегодняшнем дне?
4|| Если бы ты открыл магазин, что бы ты в нем продавал?
5|| Какой персонаж вызывает у тебя больше всего смеха?
6|| Если бы ты был супергероем, то какие три суперспособности у тебя были бы? И что бы ты с их помощью делал?
7|| Когда ты чувствуешь, что тебя любят? Как ты понимаешь, что человеку ты не безразличен?
8|| Что ты чувствуешь, когда я обнимаю тебя?
9|| Если бы твои мягкие игрушки могли говорить, как думаешь, что бы они сказали нам в первую очередь?
10|| Если бы тебе дали 5000 рублей и предложили потратить на благотворительность, кому бы ты решил помочь?
11|| Какие подарки тебе нравится дарить другим?
12|| Сегодня было над чем посмеяться?
13|| Сможешь нарисовать то, что прямо сейчас в твоей голове?
14|| Как ты думаешь, что тебе сегодня приснится?
15|| Если бы ты мог задать любому дикому зверю вопрос, какого зверя ты бы выбрал и о чем бы спросил?
16|| Как построить самый лучший форт
(*убежище из покрывал и стульев, — прим. ред.) дома?
17|| Какую роль ты бы хотел сыграть в школьном спектакле?
18|| Какое самое первое твое воспомнание из детства?
19|| А какое самое счастливое твое воспоминание?
20|| Что ты больше всего любишь фотографировать?
21|| Каким должен быть самый лучший день? Какая у него должна быть погода? Чем следует заняться в самый лучший день?
22|| Если бы ты мог превратиться в любое животное, то кого бы ты выбрал? Почему?
23|| У тебя есть в голове какие-нибудь изобретения, до которых взрослые еще не додумались?
24|| Представь, что ты можешь придумать любой праздник. Какой придумаешь ты и как предложишь его отмечать?
25|| Какой человек может стать твоим другом? Какие качества ты ценишь в друзьях?
26|| Хотел бы ты ручного дракона? Дракончика домашнего питомца? Как назвал бы его? Что бы ты с ним делал?
27|| Если бы ты присоединился к цирку, что бы ты в нем делал?
28|| Как думаешь, какого предмета в школе не хватает?
29|| Придумай три глупых традиции для всего мира.
30|| Если мы тебя попросим дать всем в семье новые имена, кого как ты назовешь?
31|| Если составить топ твоих нелюбимых вещей, что в него войдет? Что будет на первом месте среди нелюбимых вещей?
32|| Когда вырастешь, куда бы ты хотел отправиться в путешествие?
33|| Какому знаменитому человеку ты хотел бы написать письмо? О чем?
34|| Если тебе предложат сделать продолжение любого фильма или мультика, то что это будет? Уже есть идеи для сюжета?
35|| Хотел бы ты стать писателем? А что именно ты стал бы писать — фантастику, фэнтези, детективы или что-то еще?
Для таких сближающих и познавательных разговоров с ребенком нужно, конечно же, выбрать время. Не держите этот список под рукой — просто помните о самых интересных для вас вопросах и в подходящий момент задайте один-два. Запросто может случиться так, что вы с ребенком увлечетесь собственным воображением, что не заметите, как в интересном общении проведете целый час, а то и больше!
— Ксения Рудич
Источник
Некоторые вопросы ориентированы на сообразительность ребенка до 5 лет.
Основная часть вопросов ориентирована на информационный базис. Когда ребенок не знаком с предметом или явлением, то попадает в тупиковую ситуацию, и вывод о подготовленности ребенка может сформироваться не в его пользу… Это — неофициальный перечень, стало быть могут быть заданы и иные вопросы…
* — отмечены вопросы, страхующие идентификацию ребенка.
Психоневролог спрашивает при определении уровня развития ребенка и оценивает при этом коммуникабельность…
Если ребенок подготовлен, то он не стушуется… При переходе из ясель в садик, из садика в школу… При обращении к нему как специалисту… Постепенно дети познают мир…
Видите слова-то какие: идентификация, тестирование, информационный базис! Почитав вопросы, и мысленно ответив на некоторые, я с улыбкой подумала, что некоторые действительно из них не так уж и трудные. Но, потом я застопорилась на классификации, например вот на этом:
(28. Что лишнее в группе:курица, ворона, гусь?) Сначала я ответила, ворона! Потому что ворону не едят… Потом, подумав, ответила, что курица! Почему? Потому, что курица не летает! …Вот так вопрос! Можно подумать, что домашние гуси летают. Те, кто содержал домашних гусей, знают, как подрезают им крылья, да и курице тоже… Значит, я по своему развитию не дохожу до 5 летнего ребенка!?) Вот так дожила… Может тестировать нужно и нас, родителей? А может проще смотреть на такие вопросы?
Ну, что начнем?
А. идентификация личности (знать с самого раннего возраста)
1.* Назови свою фамилию, имя, отчество.
2.* ФИО, возраст.
3.* ФИО родителей.
4.* Город, в котором ты живешь.
5.* Где ты живешь? Назови свой адрес.
6.* В каком городе ты живешь, в какой стране ты живешь?
7.* Назови столицу нашей Родины.
Б. Время
8. Назови дни недели. Какие дни выходные? Что начнется, когда неделя закончится? Какой день после воскресенья? (др.варианты)
9. Сколько дней в неделе? Какой день перед субботой? Что длится дольше: неделя или один день? Неделя или семь дней?
10. Назови времена года. Какой сезон за каким следует?
11. Какие ты знаешь сезонные явления? Охарактеризовать времена года,
их отличия, природные изменения, поведение животных… Какое время года сейчас? Что за ним последует? После какого времени года наступает зима?
12. Какое время года сейчас? Докажи это.
13. Сколько всего месяцев в году? Какие? Что длительнее: год или месяц, м-ц или неделя, день или неделя?
14. Назови летние месяцы, зимние…
15. Когда на деревьях появляются (опадают листочки), прилетают (улетают перелетные птицы). Какие птицы прилетают зимой? Что такое листопад?
16. Назови перелетных ( зимующих) птиц. Куда улетают перелетные птицы?
17. Что такое сутки? Чем отличаются день и ночь?
18. В какое время суток: спят, завтракают, обедают… Сейчас утро? День? Вечер? Ночь? А что ты делаешь утром, вечером? Что бывает раньше обед или ужин?
19. Как различить : сегодня, завтра, вчера…
В. Сравнительные понятия
20. Разобрать примеры на понятия: больше или меньше; шире или уже;
старше или младше; выше или ниже; быстрее или медленнее, легче или тяжелее, направо или налево, верх,низ, сбоку, впереди или сзади, раньше или позже, поровну …
21.Через год ты станешь старше или моложе? Сколько лет тебе будет через год, через два года. Сколько лет было тебе в прошлом году?
22. У кого больше лап: у собаки или петуха? На сколько?
Г. Классификация
23.Что объединяет группу предметов? (назначение,наличие сходных признаков…) Назови 5 предметов одежды (обуви, посуды, транспорта, животных…)
24. Назови предметы одним словом: инструменты (пила, топор, отвертка…), одежда (пальто, платье, брюки…), транспорт (автомобиль, самолет, поезд…) и др.
25. Виды внутри групп: транспорт — наземный, подземный, воздушный водный); животные (домашние, дикие);мебель, одежда, электроприборы…
26. Назови домашних животных, диких животных. Почему их так называют? Назови детенышей овцы, лошади, собаки, курицы….
27. Сравнение двух групп предметов.
28. Что лишнее в группе:курица, ворона, гусь? Понедельник, вторник, сентябрь? Почему?…
29. В реке больше щук или рыбы? Чего в шкафу больше: тарелок или посуды?
Д. Цвета
30. Назови цвета красок, включая оттенки (серый,фиолетовый,розовый, красный, голубой, …)
Е. Кругозор и логика
31. Какие ты знаешь города? Страны?…
32. Чем отличается самолет от птицы? Девочка от куклы? Для чего у машины тормоза?
33. Почему дерево не падает?
34. У тети есть дочка Маша, кошка Мурка, собака Дружок. Сколько детей у тети?
35. Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
36. Кто быстрее доплывет до берега: цыпленок или утенок?
Ж. Развитие речи
37. Прочти стихотворение наизусть.
38. Загадай загадку.
39. Составь рассказ по картинке или нескольким картинкам.
40. Игра «наоборот» (день — ночь, черный — белый….)
41. Назови одно слово
42. Девочка играет. Это слово или предложение?
43. Дополни предложение: «Если начнется дождь, то…»
44. Назови звуки и слоги в словах: стул, каша,стол, дым и т.д.
45. Сколько слогов в слове Маша, машина? сколько звуков в слове -дом?
З. Арифметика
46. Прямой и обратный счет от 1 до 20, а также счет в заданных пределах (от 3 до 7, от7 до 3)….
47. Назови соседей числа 3.
48. Что больше 8 или 5?
49. Задачи на плюс и минус один ( сколько стало больше или меньше?)
У тебя было три машинки мама купила еще одну. Сколько стало машинок? Больше или меньше? На сколько?
У тебя было 5 конфет, одну ты отдал другу. Сколько конфет у тебя стало?
Стало меньше или больше? На сколько?
50. Состав числа 4, 5.
51. Уровнять два числа( как сделать поровну) двумя способами: +1 и -1.
51. Из-под шторки видны четыре лапки. Сколько котят за шторкой?
52. Назови геометрические фигуры.
53. Группировка геометрических фигур по наличию сходных признаков.
И. Этикет
53. Вежливые слова и как их употребляют.
Источник
Нет людей дороже и ближе, чем собственные дети. При этом часто рутинное течение жизни не дает нам узнать своего ребенка глубже или с неожиданной стороны. Но если вы сможете выйти за рамки обыденного общения и дежурных фраз и вместо стандартного «Как дела в школе?» зададите вопросы из нашей статьи, вы точно узнаете много нового и интересного о дочери (или сыне), а может быть, и о самих себе. И уж точно общие обсуждения и даже споры будут намного полезнее для ребенка, чем нравоучения и замечания с вашей стороны. Попробуйте!
AdMe.ru перекопал кучу статей и книжек, чтобы найти необычные, цепляющие и даже провокационные темы для обсуждения в семейном кругу.
1. Нескучные вопросы вместо «Как прошел твой день?»
Какое событие сегодня было самым интересным?
Что нового ты узнал за день?
Что заставило тебя улыбнуться сегодня?
Кто сделал что-нибудь смешное, веселое, глупое?
Что удивило тебя сегодня?
Помог ли ты кому-нибудь?
Кто-нибудь сделал что-то хорошее для тебя?
Ты сегодня гордился собой? Из-за чего?
Тебе было грустно?
Что сегодня было сложным или непонятным для тебя?
Во что ты играл сегодня со своими друзьями?
С кем ты сидел сегодня за обедом?
С кем из одноклассников ты хочешь дружить, но пока не дружишь?
Кто из твоих одноклассников твоя полная противоположность?
Кто из воспитателей или учителей тебе нравится больше всех? А кто не очень?
Если бы ты на один день стал учителем, чему бы ты научил своих одноклассников?
Что-нибудь привело тебя в раздражение?
Кто-нибудь в этот день поступил несправедливо?
Было ли что-то, что тебя смутило?
С чем ты был не согласен сегодня?
Если бы сегодняшний день можно было прожить еще раз, что бы ты сделал по-другому?
Что у тебя не получилось на этой неделе? А что получилось?
2. Вопросы, которые развивают фантазию
Если бы с неба шел дождь из еды, что бы ты хотел, чтобы это было?
На каком животном ты хотел бы прокатиться: на слоне или на жирафе?
Если бы ты мог переименовать цвета, как бы ты их назвал?
Если бы наша кошка умела разговаривать, что бы она сказала?
Если бы ты мог задать вопрос любому дикому животному, что бы ты спросил?
Если бы у тебя была своя пещера, что было бы внутри?
Из чего можно построить стену, которую невозможно разрушить?
Какое животное могло бы хорошо водить машину?
Каких изобретений не хватает миру?
Что было бы, если бы машина времени существовала?
Как был бы устроен мир, если бы люди не придумали деньги?
Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?
3. Вопросы о самом ребенке
Какие 5 слов описывают тебя лучше всего?
Что тебе нравится в себе? А что нет?
Если бы ты мог что-то изменить в себе, что бы это было?
Если бы на один день можно было стать кем-то другим, кем бы ты стал?
Если бы ты был супергероем, какой силой ты бы обладал?
Если бы ты мог поехать куда угодно, куда бы ты поехал?
Какие звуки тебе нравятся?
Чего взрослые про тебя не понимают?
Каким был лучший комплимент, который тебе когда-либо говорили?
Какое занятие делает тебя счастливым?
Какой праздник ты любишь больше всего?
Как ты заботишься о других людях?
Что вызывает в тебе нежность?
Что ты чувствуешь, когда я обнимаю тебя?
От чего ты можешь заплакать?
Что заставляет тебя злиться?
Что тебя пугает?
Что бы ты больше хотел уметь: летать, как птица, или плавать, как рыба?
Если бы у тебя был миллион долларов, на что бы ты его потратил?
Если бы у тебя было достаточно денег, чтобы не работать, ты бы работал или нет?
Если бы ты открыл собственный магазин, что бы там продавалось?
Если бы ты писал книгу, о чем бы она была?
Тебе нравится что-нибудь дарить другим людям?
Каким был бы твой идеальный день?
Что ты умеешь делать такого, чему мог бы научить других?
Чему бы еще ты хотел научиться?
Каким был самый счастливый/несчастливый момент в твоей жизни?
Из всех вещей, которые ты знаешь, что будет самым нужным во взрослой жизни?
Если бы ты мог путешествовать во времени и увидел себя три года назад, какой бы совет ты себе дал?
Чем ты больше всего гордишься в жизни?
Кто из твоих друзей тебе нравится больше всего? Почему?
Что ты будешь делать, если кто-то обзовет тебя?
Если бы ты сейчас вырос и стал знаменитым, в чем бы ты прославился?
Чем ты можешь помочь кому-то уже сегодня?
Если бы ты мог провести один день с каким-либо человеком, кто бы это был и что бы вы делали?
4. Вопросы о жизни и устройстве мира
Что делает человека умным?
Как ты думаешь, что чувствуют другие люди?
Зачем ходить в школу?
Какой будет жизнь в будущем?
Что бы ты поменял в этом мире, если бы мог?
Легко ли быть ребенком? А взрослым?
Как узнать, что ты уже повзрослел?
Ребенок обязан уважать всех взрослых?
Нужно ли всегда слушаться родителей?
Как можно наказывать детей и за что?
Имеет ли человек право украсть еду, если умирает от голода?
Можно ли всегда делать то, что хочется?
Зачем люди врут?
Можно ли всегда говорить все, что думаешь?
Почему люди разводятся?
Почему люди ссорятся, разве нельзя обсудить все спокойно?
Почему взрослые мало улыбаются?
Почему люди курят, если это вредно?
Что такое плохое и хорошее настроение?
Что надо делать в старости?
Что такое душа и где она находится?
Что такое любовь?
Как понять, что кто-то тебя любит?
Может ли любовь длиться вечно?
Что такое счастье?
Можно ли всегда быть счастливым и никогда не грустить?
Можно ли быть счастливым без денег?
Почему богатые люди не делятся деньгами с бедными?
Все люди равны?
Можно ли считать мир прекрасным, если в нем есть войны и голод?
Можно ли обойтись без войн?
Есть ли польза от проблем и трудностей?
Можно ли ответить грубостью человеку, который груб с тобой, или нужно оставаться вежливым?
Можно ли завидовать?
Для чего нужно искусство?
Кто определяет, что красиво, а что нет?
Нужно ли принимать свою внешность такой, какая она есть?
Если бы можно было издать закон, которому все в мире должны были подчиняться, каким бы он был?
Можем ли мы менять свою судьбу или она уже предопределена?
Для чего мы живем?
Бонус: ситуации для обсуждения
Чтобы было еще интереснее, вы можете обсуждать вместе с детьми сложные и даже провокационные ситуации, как предлагает писатель Майкл Паркер в своей книге «Разговоры с детьми на сложные темы». Вот пример:
«Представь, что ты изобрел машину времени. Ты забираешься в нее и жмешь на кнопку „Прошлое“. Агрегат „приземляется“ в 1889 году, и ты оказываешься в мило обставленной комнате, где в плетеной корзинке лежит хорошенький младенец. Но тут твой взгляд падает на поздравительную открытку на столике рядом, и ты с ужасом понимаешь, что карапуз в корзинке — Адольф Гитлер. Поскольку ты живешь в XXI веке, тебе уже известно, что он стал виновником гибели миллионов людей во Второй мировой войне. Ты слышишь на лестнице шаги: кто-то поднимается.
Ты не можешь взять корзинку с собой в машину времени (она вмещает только одного пассажира). Если тебя обнаружат в комнате, то наверняка арестуют. Вернуться сюда ты больше не сможешь: машина времени не столь точна. У тебя на все про все секунд 20.
А. Может, выбросить маленького Адольфа из окна, прыгнуть в машину времени и улететь?
Б. Что ты думаешь, глядя на маленького Адольфа?
1. Был ли он бессердечным чудовищем уже тогда? Он таким родился?
2. А если он стал плохим позже — что заставило его встать на этот путь?
3. Справедливо ли будет наказать его за то, чего он на тот момент еще не делал?»
А какие темы вы любите обсуждать со своими детьми?
Источник